Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



    Глава III. СЕМЕЙСТВО.

    Сообщений 1 страница 20 из 26

    1

    СЕМЕЙСТВО.
    Словам «семья» или «семейство» соответствуют два римских термина: gens и familia. Gens – род или большая семья – объединял всех, носивших одно родовое имя (nomen), обозначавшее происхождение от одного мифического предка, даже если между его членами уже не было кров-ного родства, лишь бы цепь поколений граждан не прерывалась: Ацилии, Эмилии, Клавдии, Корнелии и т. д. Роды делились на ветви, объединявшиеся прозвищами (cognomen), отнюдь не личными, а передававшимися по наследству, например в роде Корнелиев – Сципионы и Ленту-лы, в роде Клавдиев – Друзы и Пульхры. «Фамилия» (семейство) представляла собой и более широкую, и более узкую единицу, чем род. Она в принципе или на деле находилась под властью «отца семейства» (pater familias) и включала рабов. Внутри нее могла выделяться собственно семья – супружеская чета с детьми и рабами.

    Социология брака

    Без брака нет семьи. Рассказав о юридических формах брачного союза, рассмотрим теперь  его в социологическом аспекте. Римский брак был союзом семейств и в этом смысле политиче-ским делом. Союз заключали не отдельные лица, а именно семейства со своим достоянием (или долгами), связями и детьми, которые, как предполагалось, в будущем заключат между собой браки. Поэтому же такой брак можно было расторгнуть, если этого требовала большая или малая политика.
    Собственно, зачем в Риме женились? Само слово matrimonium (брак) включает в себя слово «мать» (mater), и официальный ответ на наш вопрос недвусмысленно гласит: «liberorum creandorum causa» – «чтобы производить на свет детей». Уже в 131 г. до н. э. цензор Квинт Це-цилий Метелл Македонский в знаменитой речи, сохранившейся у Авла Геллия , высказался о необходимости женитьбы со всем возможным презрением к женщине: «Если бы мы могли жить без жен, то с радостью обошлись бы без этой тяготы (еа molestia), но поскольку природа захоте-ла, чтобы мы ни с ними спокойно, ни без них вовсе жить не могли, следует нам более заботиться о продолжении рода, нежели о недолгих радостях». Более того, когда император Август внес на голосование свои законы об увеличении деторождения, он для их обоснования прочел в сенате именно эту речь . Юристы же прямо писали , что важнейшая обязанность (munus – термин, применявшийся также для государственных должностей) женщины – принимать семя и оберегать плод зачатия.

    0

    2

    Такова же история развода Спурия Руги в III в. до н. э. по причине бесплодия жены: он «сильно любил жену, которую отослал, и <…> она была ему очень дорога своим нравом, но <…> выше своей привязанности и любви он поставил то, в чем был обязан клясться цензорам – взять жену, чтобы иметь детей» . Впрочем, Валерий Максим утверждает , что он не избежал порицания, «ибо думали, что даже желание иметь детей не должно было стать выше супружеских обетов». В эпоху гражданских войн произошло нечто подобное: когда знакомая нам безымянная матрона  предложила супругу развестись, потому что у них не было потомства, он отказал ей: «Сомневаясь в своей плодовитости и огорчаясь, что у меня может не быть детей, чтобы я не потерял на это надежду, оставив тебя моей женой, и чтобы самой не быть из-за этого несчастной, ты пожелала оставить мой дом, чтобы поручить его плодовитости другой женщины. <…> Должен признаться, что я возмутился чуть не до потери рассудка: в такой ужас меня привел твой поступок, что я едва пришел в себя. <…> Могли я иметь такое желание или потребность завести детей, чтобы отказаться от супружеских обетов!»
    Оценить плодовитость римских женщин и в особенности жен высокопоставленных лиц трудно. Уже Цицерон  хвалил Цезаря за то, что он принял меры, поощряющие рост населения (propaganda suboles) после гражданской войны; законы Августа – о браках в разных сословиях 18 г. до н. э. (lex Iulia de ordinibus maritandis) и особенно закон Папия – Поппея 9 г. н. э. – стара-лись подталкивать к многодетным бракам. Знаменитое «детское право» (ius liberorum) было немаловажной льготой, а целибат и вдовство облагались большими пенями, особенно для бога-тых. Август установил для льготы норму (три ребенка), которая отнюдь не давала преимуществ действительно многодетным семьям, – это, без сомнения, доказывает, что у высокородных рим-лянок детей обычно было или, по крайней мере, выживало меньше, а это не позволяло фамилиям не пресекаться.

    0

    3

    Вот одно из объяснений стремительного обновления римского сената. В некоторых источниках говорится об упорном нежелании иметь детей, для чего прибегали к абортам.
    несомненно, здесь отразились вполне реальные проблемы. Но нельзя забывать и об очень высо-кой детской смертности (CIL, XIII, 2073): ведь известно, что у Фронтона (учителя Марка Авре-лия) из пяти дочерей, рожденных Кратией, выжила только одна , а Коммод единственный из всех сыновей пережил своего отца, хотя у Фаустины было ни много ни мало двенадцать детей . Так или иначе, действительно многочисленные семьи были приметны. В двенадцатое консульство Августа на Капитолий поднялся необычный кортеж: Гай Криспиний Гйлар с восемью детьми (из них две дочери), двадцатью семью внуками, восемнадцатью правнуками и восемью правнучками .

    Выбор супруга

    До обручения нужно было выбрать будущего супруга с «достойным положением» (digna conditio). Применялись критерии разного рода: моральные, социальные, политические, стратеги-ческие, экономические. Не надо думать, будто все это имело значение только для высших слоев общества: купец или крестьянин тоже может строить планы приобретения имущества или рас-ширения дела, богатый отпущенник мог подумывать о политической карьере для своих детей, всадник мечтал породниться с сенатором, а разорившийся сенатор – поправить свои дела. Таким образом, все перечисленные критерии могли сочетаться, пересекаться, а то и взаимоуничтожать-ся, причем мы совсем нечасто можем разглядеть, как это происходило. В мужчине, чтобы счи-тать его идеальным мужем, обычно ценились следующие качества: хороший род, богатство, вы-сокая нравственность, плодовитость: именно так Плиний Младший в знаменитом письме описывает жениха, которого он прочит Юнии, племяннице своего друга:

    0

    4

    «Долго пришлось бы искать такого, если бы не было человека, словно предназначенного для этого жребия, а именно Миниция Ацилиана <…>. Родина его Бриксия, родина в той нашей Италии, которая до сих пор удерживает и сохраняет многое от порядочности (verecundia) и про-стоты деревенского старого уклада жизни. Отец его, Минуций Макрин, человек среди сословия всадников видный; подняться выше он не захотел <…>. Серрана Прокула из Патавия, его ба-бушка с материнской стороны <…>, образец строгой нравственности. Публий Ацилий до-водится ему дядей по матери. Это человек почти единственный по своей основательности, благоразумию, честности. Коротко говоря, во всей семье не найдется ничего, что не пришлось бы тебе по душе в своей собственной. Сам Ацилиан очень энергичен и деятелен и в то же время чрезвычайно скромен (verecundiam habet). Он с честью прошел квестуру, трибунат и претуру; ты избавлен от необходимости хлопотать за него. У него благородное румяное лицо, и он часто краснеет; врожденная красота во всей фигуре и осанка сенатора (senatorius decor). По-моему, никак не следует считать это мелочью; это как бы награда девушкам за их целомудрие (castitas). Не знаю, добавлять ли, что отец его очень состоятельный. Когда я представляю семью, в которую собираюсь ввести зятя, то думаю, что о его средствах говорить не стоит; когда думаю о наших нравах и законах, считающих, что прежде всего надо учитывать состояние, то представляется мне, не следует обойти и этот пункт, тем более, что, думая о потомстве, и потомстве многочисленном, следует при выборе партии принимать и это в расчет» .
    Рассмотрим изложенные резоны. Прежде всего, Миниций Ацилиан – италиец, что для ита-лийцев хороший знак, особенно с точки зрения строгости нравов. Чувствуется затаенное предубеждение против провинциалов.

    0

    5

    Далее, отец молодого человека – один из виднейших в сословии всадников: отказавшись по моральным причинам принять сенаторский ранг, предоставленный ему Веспасианом, он если не юридически, то социально преодолел границу между всадническим сословием и сенаторским классом, и сын его был принят в сенат, поскольку уже прошел несколько ступеней cursus honorum. В самом деле, Миниций Ацилиан уже достиг преторского ранга, что избавляет Юния Маврика от обязанности хлопотать за него при поступлении на низшие должности.
    Здесь время вспомнить, о чем, по словам Тацита, думал его тесть Агрикола, когда решил жениться на Домиции Децидиане , говорит Тацит. Сын нового человека (homo novus), Агрико-ла приехал в Рим, желая начать сенаторскую карьеру, и взял жену из знатной семьи, чтобы – как прямо говорит нам Тацит, – этот брак принес ему «как почет, так и поддержку влиятельных лиц» . Миниций Ацилиан – тоже homo novus: отец-всадник был не в состоянии помочь сыну сделать сенаторскую карьеру. Поэтому кандидатуру молодого человека должен был продвигать отец невесты – вернее, в данном случае дядя, поскольку ее отца казнил по политическим причи-нам Домициан. О возрасте Миниция ничего не сказано, но он был явно гораздо старше предпо-лагаемой невесты: преторами становились в возрасте не менее двадцати девяти лет. Наконец, жених достаточно состоятелен. Ювенал тоже особо указывал, что женихи обычно имели (и должны были иметь, чтобы не допускать мезальянса) состояние, сравнимое с невестами: «Разве здесь нравится зять, если он победнее невесты, с меньшим приданым?»  Большее же богатство может быть лишним козырем: Цезарь был помолвлен с Коссуцией – девицей «из всаднического, но очень богатого семейства» . Многие неравные в сословном отношении браки, несомненно, объясняются таким же образом, но источники редко говорят нам об этом.

    0

    6

    Итак, все сходилось: Миниций Ацилиан был блестящей партией . Конечно, здесь перед нами сенаторская, особенно эндогамная среда. Mutatis mutandis, и в других социальных слоях, очевидно, применялись критерии того же типа, но не столь строгие. Вспомним, что закон нико-гда не запрещал браков между свободными людьми: только сенаторскому сословию возбраня-лись союзы с вольноотпущенниками, актерами и проститутками. Этот запрет соблюдался, что можно вывести из просопографических исследований, на основании эпиграфичеких данных, позволяющих реконструировать послужные списки или жизнь представителей тех или иных семейств. Оно и неудивительно: женятся только на тех, с кем встречаются, а сановный человек в частной жизни не встречал вольноотпущенников . Что касается «стратегических» фамильных союзов, мы говорили о них в связи с социальной мобильностью.

    Идеальная невеста и образцовая супруга

    Что же ценилось в невесте? В письме Плиния она видна лишь в отраженном свете: у нее те же достоинства – высокое положение и богатство; разумеется, не идет речь о карьере и должно-сти, зато говорится о castitas (целомудрие, скромность) и pudicitia (стыдливость) – достоинствах идеальной римской матроны в литературе и эпиграфике, в том числе и публичной . Эти термины означают далеко не только сдержанность и достоинство: они служат определением женщины, сохранившей физическую чистоту, девичью скромность и супружескую верность.
    Что касается более приятных качеств, обратимся к поэту Стацию :
    Дам супругу ученую (docta) в свете факелов брачных,
    Нравом тебе под стать (тебе бы послали такую
    Сами Юнона с любезной Венерой), под стать и красою,
    И богатством, и вежеством, и обаяньем, и родом.

    Это не конкретный случай, а идеальный образец, но в нем с ценными практическими и по-литическими качествами сведены воедино и абстрактные. Отметим первое из перечисленных, ибо оно весьма любопытно: docta. Оно упоминается не часто, но здесь перед нами мир литерато-ров: ведь Стаций обращается к Лукану.

    0

    7

    Может быть, лучше всего об идеале невесты нам расскажет описание образцовой супруги? Вспомним еще раз надгробную похвалу той неизвестной матроне, которая спасла своего мужа : «Твои достоинства хозяйки, твоя целомудренная добродетель (pudicitia), твоя покладистость, твоя любезность, твой добрый нрав твое усердие в пряденье и ткачестве (lanificium) , твое лишенное суеверия благочестие, скромность твоего убора, простота твоих платьев – к чему о них напоминать? К чему говорить о твоей ласке к домашним, о твоей привязанности к семейству <…>, когда на деле ты имела и все прочие неисчислимые добродетели, которые есть у всякой матроны, пекущейся о доброй славе?» В Майнце воин Квиеций Секунд на памятнике в честь своей супруги Секундинии Паулы  называет ее несравненной и весьма благочестивой супругой; она, говорится далее, была во всем послушной мужу (marito obsequentissima).
    Еще один вопрос, которого мы уже касались в связи с юридической стороной дела, – во-прос о возрасте, особенно девицы. В низших слоях общества, случалось, выдавали замуж и неполовозрелых девочек, но, как показывают новейшие исследования, средний возраст прихо-дился на отрезок от тринадцати до шестнадцати лет, а иногда в девичестве доживали до двадца-ти. Среди аристократов чаще всего соблюдался порог двенадцати лет. Юлия, дочь Агриколы, вышла замуж за Тацита вскоре после двенадцатилетия, как видно из хронологии, реконструиру-емой по биографии ее отца. Октавия, дочь императора Клавдия, родилась, вероятно, в 39 г., и в 53-м, когда она вышла за Нерона, ей было двенадцать , а не десять лет, как неправильно утвер-ждает тот же Тацит . Наконец, маленькая Луция Педуцея Юлиана умерла тринадцати лет через пять месяцев после замужества

    0

    8

    Мы знаем и о Миниции Марцелле, которая скончалась невестой за несколько дней до свадьбы: ей было как раз двенадцать лет, одиннадцать месяцев и семь дней . Плиний Младший – мы часто его вспоминаем, потому что это один из немногих источников, хоть что-то говорящих нам о частной жизни, – описывает нам ее и скорбь ее отца Миниция Фундана, впоследствии консула 107 г. н. э.: «Ей не исполнилось еще и 14 лет , но в ней были благоразумие старухи, серьезность матроны и в то же время прелесть девочки вместе с девической скромностью (verecundia) <…>. Как она любила своих нянек, педагогов, учителей –каждого за ее службу ей! Как усердно занималась чтением, как понимала прочитанное! Как скромно и осмотрительно шутила! Как спокойно, терпеливо, даже стойко переносила она по-следнюю болезнь! <…> Она уже была просватана за редкого юношу, уже был назначен день свадьбы, мы были приглашены <…>. Не могу выразить словами, какую рану нанесло душе моей известие, что сам Фундан распорядился истратить на ладан, мази и благовония все деньги, кото-рые назначил выдать на одежды, жемчуга и драгоценности <…>. Он потерял дочь, которая по-ходила на него и нравом, и лицом, и выражением, была прямо его копией» . Созданный муж-чинами образец идеальной женщины выведен и в других местах, в связи с другими лицами, например, Агриппиной Старшей, Марцией, Мезией , но здесь еще подчеркнут интерес к уче-нию. Просвещенная женщина (matrona docta) была идеалом не только в поэтическом кругу: о ней свидетельствует одна надпись из Пюи , где восхваляется некая «мудрейшая женщина», femina sapientissima.

    0

    9

    Когда становилось ясно, между кем именно будет заключен брак, справлялась помолвка (sponsalia) , становившаяся действительной только по согласию сторон (и, в случае необходи-мости, отца семейства). Это событие отмечалось пиром, который обычно устраивал отец неве-сты , и вручением железного  или золотого  кольца – anulus pronubus – в обещание верно-сти, скреплявшегося поцелуем. Невеста носила это кольцо на безымянном пальце левой руки по мнимо-научной причине: «Только из этого пальца исходит очень тонкий нерв, идущий к серд-цу» . Перед помолвкой или сразу после нее обсуждались и заключались соглашения между се-мействами о приданом и виде заключаемого брака.

    Приготовления к брачной церемонии

    Свадьбу надо назначить на подходящий день. Запрещены или нежелательны, конечно, так называемые «освященные» дни, то есть праздники, в которые Ничего нельзя делать : дни «торжественные» – великие праздники, своего рода собственность богов на земле (по крайней мере для первого брака) , – и особые дни месяца (календы, ноны, иды и следующие за ними): для женщин они отмечались религиозными запретами, как, например, день салиев 1 марта. Ови-дий писал:

    Девушка, свадьбу отсрочь, хоть вы и торопитесь оба:
    В малой отсрочке теперь радость большую найдешь.
    К битвам оружье ведет, а битвы противны супругам:
    Спрячут оружье – для вас будет примета к добру .
    Далее, это дни, посвященные покойным родителям (dies parentales) в феврале; дни, когда открыта преисподняя (mundus patet) – 25 августа, 5 октября, 8 ноября. Некоторые периоды в году считаются неблагоприятными: месяц май (с праздником смерти – Лемуриями) и первая половина июня, когда открыт храм Весты ; конечно, не случайно именно в это время жрицам (весталкам и фламиникам) требуется исполнять особые обязанности или особым образом себя вести. Вторые две недели июня, напротив, благоприятны (utili) для свершения брака

    Как для невест молодых, так и для их женихов .

    0

    10

    В городе запреты были вызваны религиозными причинами, в деревне же это время напря-женных сельскохозяйственных работ, так что свадьбы, видимо, предпочитали справлять зимой.
    Накануне свадьбы  девушка приносит свое платье в жертву Фортуне Девичьей, а дома – свои игрушки семейным богам. В тот же день женщины, живущие в доме, готовят ее к церемо-нии. Волосы причесывают особым образом на манер весталок: делят на шесть прядей загнутым наконечником копья, а затем собирают на макушке в виде конуса, перевязанного шерстяной лентой. Голова покрыта фатой цвета пламени (flammeum), не закрывающей лица, и увенчана цветами . Невеста надевает tunica recta – платье, сотканное по древнему способу, подпоясанное шерстяным поясом со сложным узлом – так называемым узлом Геркулеса, который муж должен развязать, своеобразным магическим оберегом. На ногах у нее туфли шафранового цвета (lutei socci). Часто подготовка к свадьбе была моментом нежного расставания невесты с женщинами своей фамилии: тут и советы, и ласки, и добрые пожелания.

    Свадьба

    Свадебная церемония начиналась в доме невесты , где собирались гости. Друзья и клиен-ты от приглашения отказаться не могли, оно налагало на них обязательство (officium). На рас-свете приступали к гаданиям, чтобы увериться в одобрении богов. Возможно, новобрачные об-менивались какими-то символическими словами. Затем «пронуба» – подружка невесты, женщина, бывшая замужем лишь один раз и не вдовая, – соединяла руки (dextrarum iunctio) в знак обоюдного доверия. После этого супруги приносили брачную жертву. Каких именно богов ублажали, точно неизвестно – скорее всего, Юнону, Теллура и Цереру. Далее следовало подпи-сание договоров о приданом, которые свидетели заверяли своими печатями. Наступал момент поздравлений и подарков от семейства, друзей и рабов; первая часть празднества завершалась большим пиром.

    0

    11

    Вечером новобрачную отводили в дом к супругу (женитьба так и называлась: «привести жену» – ducere uxorem). Именно это шествие – deductio in dome mariti – при свете факелов, пении озорных песенок и довольно загадочных заклинаний «Hymen Hymenae» и «Talasio», под градом бросаемых орехов и составляло важнейшую часть бракосочетания , ибо гласно свидетельствовало о начале совместной жизни. Новобрачная шла в сопровождении нескольких человек, в том числе трех детей, оба родителя которых были живы. Один из них нес зажженный факел из осо-бой породы дерева – белого терновника (spina alba)), двое других держали невесту за руки. Сама невеста или домашний эконом несли прялку и веретено – символы идеальных, почти священных домашних обязанностей, которые супруга будет выполнять или которыми будет руководить в новом доме .
    Когда новобрачная подходила к дому супруга, она по обряду поливала дверные косяки и украшала их шерстью. Затем, если брак совершался «через покупку» (coemptio), она произносила ритуальную формулу: «Ubi tu Gaius, ego Gaia» – «Где ты, Гай, там и я, Гайя» (женская форма от Гай) . В тот же самый момент, перед входом в дом, новобрачная давала три асса: один мужу, другой клали на очаг дома, испрашивая милость живших там «домашних Лар», третий кидали на алтарь ближайшего перекрестка . Это был знак вхождения в чету, в дом и в соседство.
    Затем невесту переносили через порог и там, in limine («в ограде») – очевидно, в атрии – супруг принимал супругу, передавая ей огонь и воду . Этот важнейший ритуал делал невесту супругой – his nova fit coniunx, по выражению Овидия , который указывает, что огонь и вода – «причина жизни» (vitae causa), а их утрата – характерная черта изгнания. И действительно, в ан-тичности огонь и вода необходимы для жизни не только в бытовом плане (само собой!), но и в культовом, поскольку на их разделе основан общий домашний культ: Пенатов, домашних Лар и Гения .

    0

    12

    После этого, как считается, новобрачная может узнать слова, которым учатся в браке (nupta verba) – названия мужского (mentula) и женского (cunnus) членов. Пора нам прочесть стихи Катулла:

    Ручку тонкую девушки
    Бросьте, мальчики-спутники!
    К ложу мужнину пусть идет!
    Вы же, добрые женщины,
    Старикам своим верные,
    Уложите вы девушку!
    Время! Можешь идти, супруг!
    В спальню мужа взошла жена!

    …Но уходит день…
    Так не медли же боле!

    Дверь закройте, о девушки!
    Будет праздновать. Добрая,
    Ты счастливой живи, чета,
    Приноси постоянные
    Жертвы юности бодрой!
    Будьте счастливы – юную силу
    Занимайте даром, многим данным .

    На другой день супруга приносит первые жертвы богам своего нового дома, а вечером происходит repotio – ужин и пирушка в доме новобрачных, где опять пьют за их здоровье, при-чем жена должна выйти уже в одежде матроны .

    0

    13

    Эта церемония касается только законного брака, то есть брака между свободными, облада-ющими ius conubii. Значительная же часть брачных союзов – между рабами, многие браки воль-ноотпущенников, сожительство солдат – были конкубинатом (contubernium).

    Мать в семействе

    Выйдя замуж, девушка с ранних лет уходила из родительского дома и жила с мужем, но с некоторых пор молодожены почти никогда не жили и в доме отца мужа. В знатных семьях се-мейная жизнь часто бывала крайне запутанной: если вдова, имеющая детей, не желала оставать-ся женой одного мужа (univira, что было традицией и в некотором роде идеалом), ее детям гро-зили неприятности – не столько психологические, сколько связанные с наследством. Но если мать поселялась у молодоженов, то есть у сына, который, как сирота своего отца, был главой семейства и «в своем праве», или даже не жила, но часто гостила у него, для супруги присутствие свекрови часто бывало тяжело. Кроме того, поскольку мужчины женились по нескольку раз, после них часто оставались молодые вдовы, что приводило к соперничеству; часто между супругами была большая разница в возрасте; наконец, дети от разных браков иногда воспитывались вместе под надзором одной женщины, так что получались сложнейшие семейные переплетения.
    Материнская опека над малышами была чисто теоретической; неизвестно даже, какую роль играла мать в отказе от нежеланных детей. Если же ребенка оставляли, над маленьким римлянином надзирали самые разные женщины, исполнявшие разные обязанности, так что отношения с родителями для него были лишь одними из многих. На нижней ступеньке социальной лестницы мать-рабыня была полностью лишена права голоса: папирус 3784 из Оксиринха (III в. н. э.) уведомляет, что Аврелия Сеносирида желает продать Исидору, Лампротиху тож, которой в указанном году исполнилось двенадцать лет, светлокожую, с длинными прямыми волосами, дочь Александры – рабыни той же хозяйки. Эта девица продавалась впервые; покупатель нашелся, и она была разлучена с матерью.

    0

    14

    Нравственное влияние и наставничество матери из хорошего общества приобретало клю-чевую роль в связи с образованием и воспитанием детей. Она была символом традиционных ценностей и имела над детьми полную власть. Если для нас материнский долг заключается прежде всего в заботе и ласке, то для римской матери это disciplina и severitas (наставление и строгость). Вспомним, что во время извержения Везувия 79 г. н. э. Плинию Младшему было семнадцать лет и жил он у дяди, Плиния Старшего, но под ферулой матери, Плинии Секунды, которой беспрекословно повиновался. В зрелые годы Плиний оставался верен тем же принци-пам, судя по его письму к Кореллии Гиспулле, которой он помогал искать хорошего учителя для детей . Еще выше в обществе стояла Агриппина Младшая, мать Нерона, подбиравшая подрост-ку учителей, в том числе Сенеку – что из этого вышло, известно. Позже Марк Аврелий хвалил свою мать за благочестие, душевную чистоту, щедрость и умеренность. Мать-римлянка строго руководила сыном, но официально не могла вмешиваться в его ораторскую, юридическую, военную и политическую деятельность. Тем не менее так часто бывало и могло приводить к очень серьезным конфликтам, как случилось с Октавианом или Нероном, а Тиберий хотя и советовался с матерью, но не желал, чтобы об этом знали .
    У Цицерона в одном из писем к Аттику о молодом Квинте есть фраза, особенно ярко пока-зывающая это чувство любви-долга, любви-учтивости: «Мне кажется, что он очень любит мать, как и подобает» . Эти слова дают понятие, какая пропасть отделяет наше представление о сы-новней любви от римского. Отношения матери с дочерьми были, конечно, более непринужден-ными и близкими: она готовила их к замужеству. Тем не менее дочь тоже была обязана ей не столько нежными чувствами, сколько почтением и послушанием, долгом и преданностью (pietas).

    0

    15

    Иные отцы, например Фронтон и Цицерон, любили детей даже горячее. В разгар бурных политических событий Цицерон наслаждался часами отдыха, которые, бывало, проводили «ми-лая малышка и сладкий, как мед, Цицерон» . Он с большим интересом спрашивает про «Атти-кулу» – дочку Аттика, а в семи письмах, написанных с марта по август 45 г. до н. э., интересует-ся ее здоровьем. Отцовская любовь могла сохраниться и когда дети становились взрослыми. Когда дочь самого Цицерона, Туллия, умерла от родов, его письма полны душераздирающей скорби; он даже собирался посвятить ей храм (fanum) .
    Так или иначе, одной из основных материнских задач было найти супругов для детей, и первый брак кого-то из них был ее торжеством: ведь брак в этом случае был делом не обоих ро-дителей, а именно матери, особенно если ее фамилия была высокопоставленной. Цицерон сооб-щает, что некий Тальна сватался к его дочери, но получил отказ, потому что его не одобрили женщины семейства . Кроме того, в эпоху Империи у матерей становилось все больше финан-совых возможностей или, если угодно, убедительных аргументов. Молодая матрона, сама став матерью семейства, больше общалась со своей матерью, чем с другими молодыми женщинами, поскольку идентифицировала^себя с ней. Их сближали общие интересы; мать по-пре?кнему поддерживала и наставляла дочь в ее новых обязанностях, а дочь была готова прийти на помощь матери в беде. Такое взаимное участие требовало и терпения в тяжелых ситуациях: когда Эбуция по завещанию обделила одну из дочерей в пользу другой, обиженная не возмутилась, хотя Валерий Максим (VII, 8, 2) и негодует по этому поводу.

    0

    16

    В союзе и в любви, в радости и в горе

    В принципе брак не имел никакого отношения к любви, сексуальная жизнь мужа проходи-ла на стороне, но супружество могло сопровождаться дружбой и согласием. В идеале супруже-ская чета должна была жить в ладу, хотя, как мы видели, супруги редко избирались по любви; о таком согласии (concordia) говорится в литературе и в надписях – это не значит, что он действи-тельно встречался очень часто, но значит, что не был исключительным явлением. Античный по-эт хвалил Ливию за то, что она посвятила великолепный храм богине Конкордии и тем почтила своего супруга . В надгробных надписях читаем, что такие-то и такие-то супруги прожили жизнь без ссор и скандалов . Многие жены называются не только «нежнейшими» (dulcissima) или «дражайшими» (carissima), но и «безмерно любящими» (amantissima). Один супруг умиленно вспоминает, что супруга прожила с ним пятнадцать лет душа в душу . Другой, радостно со-общает его вдова, огорчил жену только в день смерти . Литература говорит нам об Агриколе и Домиции Децидиане, которые «жили в поразительном единодушии и взаимной любви, соревну-ясь в старании угодить друг другу» , о счастливых браках поэта Стация с Клавдией , а также Виолентиллы с Аррунцием Стеллой . Как мы увидим, были жены-героини, шедшие с мужьями на смерть или в изгнание.
    Вспомним поразительный пример Випсании Агриппины – дочери Марка Випсания Агриппы и богатой, владевшей греческим Аттики – единственной дочери Аттика, дружившего с Цицероном. Она была выдана замуж за Тиберия и нравилась ему , но, как сообщает Светоний, «хотя они жили в согласии, хотя она уже родила ему сына Друза и была беременна во второй раз, ему было велено дать ей развод и немедленно вступить в брак с Юлией, дочерью Августа. Для него это было безмерной душевной мукой <…>. Об Агриппине он тосковал и после развода; и когда один только раз случилось ему ее встретить, он проводил ее таким взглядом, долгим и полным слез, что были приняты меры, чтобы она больше никогда не попадалась ему на глаза» .

    0

    17

    Об Антонии, жене Друза, говорится : «Что же я скажу о тебе, достойная супруга Друза? <…> Прекрасная получилась пара: он – доблестнейший из молодых людей, она – соединенная взаимной любовью со столь доблестным супругом <…>. Ты, бывшая ему законной, единствен-ной и последней возлюбленной, ты была сладчайшим покоем мужу, изнуренному трудами. Умирая, в последний миг он горевал, что нет с ним тебя, и коснеющим языком произносил твое имя».
    Эпиграфика приводит немало плачей вдов и вдовцов. Отацилия Нарциса горюет о моло-дом, двадцативосьмилетнем муже Юлии Тимотее, убитом разбойниками под самым Римом, в начале via Portuensis . Марк Октавий Примигений, по ремеслу что-то вроде косметолога, из-бавлявший клиентов от излишней растительности (alipilus), оплакивал жену, «огорчившую его лишь тем, что умерла» . Еще один вдовец проливал слезы (in lacrimis) после своей нежнейшей, праведнейшей, несравненной Талассии, с которой прожил в супружестве сорок лет. «Без тебя, – пишет он, – живу убогою жизнью» . Она была воспитательницей (educatrix) кого-то из сенато-ров.
    Попилий Фортунат из Лиона называет исключительными узы любви (individuo amore iunctus), связывавшие его с женой Примитивней Августиной, скончавшейся сорока пяти лет от роду . Гай Мений Цимбр после восемнадцати лет брака в совершенном согласии и без причин для раздоров (sine querela) желает умереть и просит покойную супругу умолить манов, чтобы ему не пришлось «долее терпеть столь ужасную разлуку» . Бывало, что мужа поражало некое совпадение: жена его скончалась в третий день до февральских календ – тот самый день, в кото-рый некогда у них была свадьба .

    0

    18

    В надписи из окрестностей Остии (конец II – начало III в. н. э.) оплакивается целомудрен-ная женщина, вышедшая замуж четырнадцати лет, никогда не ходившая одна в баню, скончав-шаяся в возрасте двадцати одного года, двух месяцев и двадцати одного дня и оставившая мужу дочь. Она сделала его счастливым (felicem); с ней он пережил лучшие минуты своей жизни .
    Марциал, воспевший любовь Нигрины, через несколько лет вместе с ней оплакал смерть ее мужа на побережье далекой Каппадокии, где он был наместником:

    Кости с собой увезла дорогого супруга Нигрина
    И горевала, что путь не был длиннее домой.
    А зарывая в холме ненавистном священную урну,
    Будто вторично она горестной стала вдовой.

    Плиний не проявлял особых эмоций по поводу выкидыша у жены, но написал ей письмо, в котором представлен весь расхожий любовный лексикон. Формально там есть все: страсть к далекой возлюбленной, страдание от разлуки, бессонница – знак любви, любовь – причина болезни, душевные терзания, нежные утешения . Истинная любовь или стилистическое упражнение?
    В общем, как и в любом обществе, во все времена трудно узнать, что было на самом деле. Литературные и эпиграфические источники, возможно, дают прочесть то, что хотят сказать, – то, что считается правильным в обществе. Юристы же говорят нам о тяжбах и разводах, о возвратах приданого: они имеют дело именно с такими делами. Косвенные указания, пожалуй, можно получить относительно жизни высших кругов общества: в эпоху Империи жены с детьми и «фамилиями» рабов сопровождали мужей в провинции, где те служили чиновниками, военачальниками, наместниками, администраторами, а также в районы боевых действий, в негостеприимные и опасные места, невзирая на риск для новорожденных и будущих детей. Известно, что Домиция Децидиана в Британии родила сына, но мальчик умер. Флавия Сабина отправилась с Луцием Юнием Цезеннием Петом в Каппадокию; муж отрядил часть войск, чтобы охранять ее с маленьким сыном – поэтому за поражение, которое он потерпел в Армении, его осудили особенно строго . Зачем же так осложнять жизнь, когда известно, что наместник, в зависимости от места назначения, оставался там от года до трех, что после этого ему нужно было пересечь весь известный тогда мир в обратном направлении и вернуться в Италию или в свои поместья, а еще вернее – отправиться в новый гарнизон или столицу новой провинции? Не для того ли, в самом деле, чтобы показать, как супруги привязаны друг к другу? Такие случаи были часты среди сенаторов (вспомним Дигниллу, рабов которой мы встречали в Майнце) и всадников , что позволяет предполагать искренность чувств, о которых говорил и Валерий Мессалин на сенатских дебатах 21 г. н. э., защищая присутствие женщин в войсках, которое намеревались запретить. «На войну, – сказал он, – разумеется, нужно идти только тем, кто способен носить оружие; но есть ли для возвращающихся после бранных трудов более чистое и добродетельное отдохновение, чем даруемое супругой?» Друз прибавил, что «он выезжал в Иллирию и, если понадобится, отправится и к другим народам, но не всегда хранил бы спокойствие духа, если бы отрывался от своей дорогой супруги и матери стольких его детей» .

    0

    19

    Впрочем, супружеские ссоры, должно быть, случались тоже нередко, поскольку существо-вало особое божество, Вириплака, с храмом на Палатине, которое должно было улаживать их и примирять супругов. Один череп поздней римской эпохи из Брекмиллса в Нортгемптоншире со страшно перекошенным лицом приняли за женщину с признаками избиения: ее будто бы удари-ли ударили так сильно, что она потеряла почти все зубы с левой стороны . На деле это мужчина с увеличенным правым челюстным мыщелком, что вызвано, вероятно, остеохондромой этого мыщелка. Так что, пока не получено новых сведений, упомянутый синдром в римском мире не зафиксирован.
    Но любовь – дело серьезное: она приводила к потрясениям, и в римских семьях ее боялись. Из юридических текстов, из литературы и эпиграфики известно много любовных драм и даже убийств из-за любви. Так, археологи нашли много колдовских заклинаний на табличках из свинца (проклятого металла), часто захороненных в гробницах: такие таблички (defixiones) должны были родить ненависть в законной или незаконной чете по желанию мужа или любовника, лишить потенции неверного друга, накликать болезнь на соперницу, чтобы она перестала быть опасной .
    Хуже того: Адриан приговорил к изгнанию отца, убившего своего сына, который совершил прелюбодеяние с женой отца, своей мачехой, а Дигесты предусматривают случай, когда ночью в супружеской спальне муж убивает спящую с ним жену, или наоборот .

    0

    20

    . Что случилось в Риме при Тиберии у претора Плавтия Сильвана с его женой? По рассказу Тацита , он «по невыясненным причинам выбросил из окна жену Апронию и, доставленный тестем Луцием Апронием к Цезарю, принялся сбивчиво объяснять, что он крепко спал и ничего не видел и что его жена умертвила себя по своей воле. Тиберий немедленно направился к нему в дом и осмотрел спальню, в которой сохранялись следы борьбы, показывавшие, что Апрония была сброшена вниз насильственно. Обо всем этом принцепс докладывает сенату, и по назначении судей бабка Сильвана Ургулания послала ему кинжал <…>. После неудачной попытки заколоться подсудимый велел вскрыть себе вены. Привлеченная вскоре к суду его первая жена Нумантина, обвинявшаяся в том, что посредством заклинаний и приворотного зелья наслала безумие на своего бывшего мужа, была признана невиновной».
    В Остии родители оплакивают шестнадцатилетнюю дочь, которую ее муж Орфей бросил в Тибр, но и там обстоятельства дела неясны . А вот случай, пожалуй, еще более страшный: женщина из Лиона Юлия Майяна была убита мужем после двадцати восьми лет брака, оставив девятнадцатилетнего сына и восемнадцатилетнюю дочь . Некую девочку, оставленную без присмотра, сначала, видимо, изнасиловали, а потом убили «украшений ее ради»: об этом горюют Юлий Рестут и Стация Пудентилла в Салоне .

    0