Глава II. Монетная система начала Империи: типы и легенды.
1. Переход от Республики.
К концу Республики денежная система начала быстро отходить от стереотипных форм, с которых она начиналась. Официальная религия еще играла в государстве важную роль, но все чаще изображения богов стали вытесняться более мелкими божествами — персонифицированными добродетелями. Все большее количество монет посвящалось мифологической и древней истории семей лиц, ответственных за чеканку, а также современным событиям. Повышался интерес к портретированию живых людей наряду с персонажами прошлого. Появление государственных знаков на монетах несколько потеснило другие знаки. Так, стали исчезать знаки чеканящих монеты и прославление великих семейств. Август на время разрешил чиновникам продолжать практику установки знаков, но не собирался это делать постоянно. Интерес к отдельному лицу сконцентрировался на императоре и членах его фамилии.
2. Общие принципы.
В течение долгих лет на золотых и серебряных монетах сохранялись изображения двух принцев: С. и L. Caesar. При Калигуле традиция начинает расшатываться. В выборе изображений проявляется большая свобода, и ко времени правления Веспасиана мы видим уже сложившуюся монетную систему. Стандартное изображение Виктории сохранилось на половинном ауреусе, денарии, квинарий или викториате. Имперские монеты служили не только валютой, но и своего рода медалью. Изображение императора, выбор преемника, важные уступки сенату или народу, строительство храмов, дорог и гаваней, походы в провинции или победы над чужеземным врагом — все это предоставляется вниманию народа на монетах, которые становятся и средством пропаганды. Правящий император стремился к тому, чтобы события отражались в нужном ему свете, поэтому к таким документам истории надо относиться с осторожностью.
До распада старой системы aes при Галлиене не было различия в выборе изображений на монетах. На монетах сената отражены некоторые события, специально выбранные для увековечения славы государственных деятелей, и конституционный аспект деятельности императора. Но только в самые первые дни Империи заметны две различные политики в монетной системе, после Калигулы и позднее можно увидеть их постепенное объединение. При Августе и Тиберии влияние сената не было формальным. Голова императора появляется только на одном номинале — ассе. Везде ставится знак «S.C.», титул императора занимает второстепенное место, и упор делается на его конституционную политику: мы видим дубовый венок, который сенат жаловал императору как «спасителю государства»; лавровые ветви, помещенные по обеим сторонам его двери; эмблемы его понтификата, статую и квадригу, запряженную слонами, которая полагается обожествленному Августу.
На аверсе, как правило, помещаются портрет и подпись правящего императора, портреты его соратников (например, Агриппы; XXXV, 3), императрицы, принцессы, принца или обожествленного после смерти императора. Исключение могут составлять мелкие номиналы aes. Портреты на реверсе (менее почетное место) относятся к более широкому кругу лиц. На реверсах император заменяет голову Ромы портретами многочисленных членов своей фамилии, что свидетельствует о том, что власть в Империи постепенно становится наследственной. Очень широко представлены портреты умерших членов императорского дома — их не боятся как соперников. Аверсы без портретов встречаются очень редко, за исключением республиканских монет Гражданской войны 68—69 гг.
На аверсе легенда обычно стоит в именительном падеже, указывая на императора, чеканящего монету. Реже встречается дательный падеж как посвящение. Родительный падеж, характерный для республиканской традиции, встречается лишь на монетах Л. Клодия Мацера в Африке. В форме имени императора и в выборе его титулов преобладает большое разнообразие. Часто опускается личное имя, остается только родовое. Обычно присутствует титул «Август», самый обычный для правящего императора. Фамильное имя первого императора «Цезарь» присоединяется ко всем потомкам по Юлио-Клавдиевой линии и часто стоит в начале титула вместе с личным именем. Сначала личное имя императора, которое выделяло его как главу военной власти, встречалось редко. Титул «император» часто использовался с цифрой, означавшей число таких провозглашений за победы, одержанные им или его легатами. В титулах также фигурируют слова «консул», «трибун», «понтифик» и почетные звания, полученные за военные победы: «Германик», «Британник» и т.п. «Отец отечества» («Pater patriae»), самый высокий титул императора, часто добавляется в виде комплимента. Родство императора с его предшественниками часто указывается словами: «Divi F.», «Divi Augusti F.» и т.п. или использованием имени умершего императора в качестве нового титула: например, Нерва Траян, Траян Адриан, Адриан Антонин и т.п.
Реже встречаются другие титулы, такие, как «цензор» (Веспасиан, Тит, Домициан) или «проконсул» (Нерон (?), Диоклетиан). В III в. к официальному титулу иногда добавляют эпитеты: «Pius» («преданный»), «Felix» («счастливый»). Императрица или принцесса называется августиной, принц — цезарем, использование фамилии для принца крови началось с Тита и Домициана. Эпитеты «Divus» и «Diva» («божественная») относятся к императору и императрице.
Легенда на реверсе иногда является продолжением аверса — она дополняет императорский титул. Обычно легенда прямая и описательная, относящаяся к божеству, персонифицированной добродетели или к событию, о котором сообщает изображение. Часто она дается в именительном падеже, реже — в дательном как посвящение или родительном — как принадлежность или обладание. Крайне редко в легенде употребляется творительный падеж. Редкое появление винительного падежа без управления надо понимать как падеж, управляемый подразумеваемым глаголом. Например, на аверсе император возводит статую Марса, а на реверсе объясняет этот факт винительным падежом «Martem» («Марса»). Часто легенды состоят из целых фраз или предложений, например: «Armenia et Mesoponamia in notestatem P.R. redactae» («подчинил Армению и Месопотамию власти Рима»).
3. Классификация типов изображений.
а). Изображения императора и его семьи.
К этому типу можно отнести большую часть монет периода Империи.
Сам факт чеканки монет с собственным портретом уже свидетельствует о притязании на верховную власть. Очень редко изображается момент вступления во власть: один раз мы встречаем на монете дубовый венок, вручаемый сенатом императору как «спасителю отечества» (XXXV, 4), но этот тип чеканили не для всех императоров и не всегда в начале правления. Каждый император отмечал свое избрание таким изображением, которое соответствовало потребностям времени.
Самый главный титул императора — август — обычно означает власть над всей Империей.
Император представляется в разных ипостасях: как властитель всего мира с рулем на земном шаре (XXXV, 9); верховный жрец; вооруженный генерал; командующий, обращающийся с речью к войскам;блюститель Империи с копьем и земным шаром или скипетром и земным шаром; миротворец с оливковой ветвью и скипетром. Мы видим его как воина на коне, иногда — как охотника на диких зверей или поражающим врага. Императрица изображается как жрица, «мать сената» (XXXV, 12), как богиня (Веста, Венера, Церера, Кибела) или персонифицированная добродетель (Постоянство, Мир). Гармония в императорской семье, в частности в браке, изображается в виде богини Согласия или в виде фигур, пожимающих руки, в сопровождении богини Согласия (XXXV, 13).
Есть и другие изображения, определенно династические. Монеты Септимия Севера с головами императора и его семьи (XXXV, 11, 17) указывают на членов дома императора — как залог преемственности и процветания Империи. Монета Pietas Augusti (преданность Августов) Тита (XXXV, 6), на которой он изображен в рукопожатии с Домицианом, выражает надежду на братское согласие, которое не было полностью достигнуто. Вопрос о выборе преемника императора всегда был очень важен. Изображается выбор Адриана Траяном (XXXV, 5) или Траяна Нервой, мы также видим на монетах изображение персонифицированной Предусмотрительности (Providentia),
которая говорит о мудрости императора, заботящегося о выборе преемника (XXXV, 7). Ту же самую идею выражает Спес (Надежда), но с точки зрения преемника: или одна, или над фигурой императора и его наследника. Конкордия (Согласие) на монете Л. Элия, которая держит руку на статуе Надежды, олицетворяет гармонию между императором и выбранным им преемником. Идея изображения Предусмотрительности содержит мысль о сознательном выборе и хорошо подходит к такому периоду, когда после императора должен править не родной сын, а приемный. Это изображение отсутствует, если императорский трон переходит от отца к родному сыну. В этом случае имеют место династические изображения, о которых мы говорили раньше.
Принцы императорского дома, и особенно наследник, обычно имеют титул «цезарь» и «Principes juventutis» («первый по списку всадник») (XXXV, 14, 16). Всадники, второе сословие в государстве, были организованы в турмы во главе с «северами». Они наделяли титулом «первый по списку всадник» принца-наследника. Гай и Люций, внуки Августа, первыми получили этот титул, за ними последовали Нерон, Домициан и большинство других принцев императорского дома.
Однако следует заметить, что этот титул получал только молодой человек: Тиберий, будучи наследником, его не получил, не имел его Л. Элий Цезарь. На монетах показаны знаки должности принца, чаще всего военного характера: щит, копье, знамя, трофеи и самое характерное— небольшой жезл. Часто принц изображается на коне. В III в. стали путать титул и изображение принца и императора (например,
Филипп II, будучи принцем, держит в руках земной шар), а титул «цезарь» стали иногда давать императору. «Хорошего» императора после смерти обожествляли. В его честь воздвигали храмы и на алтарях приносили жертвы. Императора, которого считали «плохим», осуждали на забвение в памяти народа, его акты аннулировали. Некоторые императоры (Тиберий и Гальба) оставались, так сказать, между небом и землей — их не обожествляли и не проклинали, а в некоторых случаях после смерти изображали на монетах.
Обожествление вначале касалось только самого императора. Эта идея была заимствована у Сирии и Египта, где царь уже при жизни почитался как бог. Обожествление Юлия Цезаря было оружием в руках его мстителей. Первой женщиной, которая удостоилась такой чести после смерти, была Ливия, жена Октавиана, но это сделал не ее сын Тиберий, а внук — император Клавдий I. Нерон обожествил свою дочь-младенца, а Домициан возвеличил отца, брата, маленького сына (XXXVI, 3) и Юлию, дочь Тита. Он построил особый храм «Дома Флавиев» и, кажется, считал, что божественность становится наследственным правом его семьи. Траян удостоил этой чести сестру Марциану, отца Траяна Старшего и его предшественника Нерву. Однако потом это распространялось только на императоров и императриц, а в III в.— на одних императоров. К концу века обожествление стало редким— то ли потому, что императоры часто сменяли друг друга, то ли потому, что падал интерес народа к этому культу.
Серия монет «Divi» («божественных»), отчеканенных Траяном Децием (XXXVI, 11, 12), должна была оживить интерес к старым формам религии и имеет отношение к преследованию христиан во время его правления. Символика обожествления разнообразна и живописна (XXXVI, 1—10): изображения погребального костра, алтаря, храма, статуи нового бога. Душу умершего императора уносит на звездное небо орел (сравн.: орел божественного Августа; орел, несущий императора, например Адриана). Очень часты лучи солнца, молния Юпитера. В честь обожествленной императрицы на монетах изображаются Диана Светоносная с факелами, Церера с колосьями и факелом, Юнона с павлином или одна ее эмблема — павлин. Обожествление Фаустины I было отмечено целой галереей «бессмертных» (XXXVI, 9) с атрибутами, такими, как бессмертная птица Феникс, или мантией из звездного неба. Очаровательная монета Домициана изображает ребенка Цезаря, сидящего на земном шаре и протягивающего руки к звездам.
Излюбленным мотивом таких изображений была статуя покойного императора на квадриге из слонов в торжественной процессии на играх в цирке.
Часты изображения императора на коне — или гарцующего, если имелся в виду поход за границу, или медленно едущего в торжественной процессии (XXXVI, 14, 17). Когда изображается отъезд («profetio»), император не поднимает копье, когда прибытие, он поднимает руку, отвечая на приветствия толпы. Иногда его в походе сопровождают солдаты.
Морские путешествия показаны галерами (XXXVI, 15, 16).
Очень важное значение в социальной и экономической жизни Рима имели даяния императора («liberalitates»). Во время Республики был обычай продавать беднякам Рима зерно или вино по низким ценам: частично это была личная щедрость, а частично — государственная дотация. На монетах эти акции изображались Церерой, богиней зерна, и Анноной и Абунданцией, духами — покровительницами земледелия. Иногда императоры раздавали бедным деньги (войскам — тоже).
В I в. это делалось очень редко и помалу (XXXVII, 1, 2). Траян увеличил суммы раздаваемых денег, а Андриан и его преемники сделали эти раздачи элементом своей политики. Такие события, происходившие при возведении в императорство, возвращении из похода, выборе преемника или усыновлении, ложились бременем на государственную казну и способствовали банкротству. Милости императора изображались на монетах: император, сидящий на возвышении, руководит раздачей денег народу, при этом присутствует персонифицированная Щедрость, иногда вместе с легендой «Liberalitas Augusti» («щедрость Августа») и числом, относящимся к конкретной раздаче. Неизвестно, какое отношение к таким раздачам имеют изображения богинь «Aequitas» (Равенство) и «Moneta», вероятно, они подчеркивают положительные качества императора. В III в. часто появляются на медальонах из серебра плохого качества. Их сопровождают три фигуры с весами и рогом изобилия и небольшими кучками металла. Вероятно, это означает заботу императора о бедных.
В начале каждого года устраивались молебны о здоровье и благополучии императора, а через 5—10 лет они превратились в торжественную церемонию. Сначала император выбирался не на всю жизнь, а на несколько лет. На монетах мы встречаем сцены с такими молебнами
(XXXV, 9; XXXVII, 8, 9): обычно изображался император, приносящий жертву на алтаре или перед храмом, иногда в сопровождении других лиц — принца, слуг, флейтистов. Кроме регулярных молебнов («vota») их служили по особым случаям — за выздоровление императора от болезни, благополучное возвращение из дальней поездки. Римское государство, предпринимающее такие молебны, представлено Гением сената и Гением римского народа, которые вместе совершают жертвоприношение.
Триумфы императора после его побед или командующих праздновались чрезвычайно пышно. Император стоял на триумфальной квадриге, держа лавровую ветвь победы и скипетр с орлом наверху. Иногда изображалась сопровождающая его процессия (XXXVI, 13).
Пустая квадрига означала, что сенат пожаловал императору триумф, но он его не принял. Императорские победы регулярно отмечались триумфальными арками, воздвигаемыми после успешных кампаний, и на монетах они изображаются вместе с именами побежденных врагов («De Brit.», «De Germ»).