Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Гарольд Мэттингли "Монеты Рима". Избранные главы. » Часть II. Монетная система начала Империи: типы и легенды.


    Часть II. Монетная система начала Империи: типы и легенды.

    Сообщений 1 страница 7 из 7

    1

    Глава II. Монетная система начала Империи: типы и легенды.

    1. Переход от Республики.
    К концу Республики денежная система начала быстро отходить от стереотипных форм, с которых она начиналась. Официальная религия еще играла в государстве важную роль, но все чаще изображения богов стали вытесняться более мелкими божествами — персонифицированными добродетелями. Все большее количество монет посвящалось мифологической и древней истории семей лиц, ответственных за чеканку, а также современным событиям. Повышался интерес к портретированию живых людей наряду с персонажами прошлого. Появление государственных знаков на монетах несколько потеснило другие знаки. Так, стали исчезать знаки чеканящих монеты и прославление великих семейств. Август на время разрешил чиновникам продолжать практику установки знаков, но не собирался это делать постоянно. Интерес к отдельному лицу сконцентрировался на императоре и членах его фамилии.
    2. Общие принципы.
    В течение долгих лет на золотых и серебряных монетах сохранялись изображения двух принцев: С. и L. Caesar. При Калигуле традиция начинает расшатываться. В выборе изображений проявляется большая свобода, и ко времени правления Веспасиана мы видим уже сложившуюся монетную систему. Стандартное изображение Виктории сохранилось на половинном ауреусе, денарии, квинарий или викториате. Имперские монеты служили не только валютой, но и своего рода медалью. Изображение императора, выбор преемника, важные уступки сенату или народу, строительство храмов, дорог и гаваней, походы в провинции или победы над чужеземным врагом — все это предоставляется вниманию народа на монетах, которые становятся и средством пропаганды. Правящий император стремился к тому, чтобы события отражались в нужном ему свете, поэтому к таким документам истории надо относиться с осторожностью.
    До распада старой системы aes при Галлиене не было различия в выборе изображений на монетах. На монетах сената отражены некоторые события, специально выбранные для увековечения славы государственных деятелей, и конституционный аспект деятельности императора. Но только в самые первые дни Империи заметны две различные политики в монетной системе, после Калигулы и позднее можно увидеть их постепенное объединение. При Августе и Тиберии влияние сената не было формальным. Голова императора появляется только на одном номинале — ассе. Везде ставится знак «S.C.», титул императора занимает второстепенное место, и упор делается на его конституционную политику: мы видим дубовый венок, который сенат жаловал императору как «спасителю государства»; лавровые ветви, помещенные по обеим сторонам его двери; эмблемы его понтификата, статую и квадригу, запряженную слонами, которая полагается обожествленному Августу.
    На аверсе, как правило, помещаются портрет и подпись правящего императора, портреты его соратников (например, Агриппы; XXXV, 3), императрицы, принцессы, принца или обожествленного после смерти императора. Исключение могут составлять мелкие номиналы aes. Портреты на реверсе (менее почетное место) относятся к более широкому кругу лиц. На реверсах император заменяет голову Ромы портретами многочисленных членов своей фамилии, что свидетельствует о том, что власть в Империи постепенно становится наследственной. Очень широко представлены портреты умерших членов императорского дома — их не боятся как соперников. Аверсы без портретов встречаются очень редко, за исключением республиканских монет Гражданской войны 68—69 гг.
    На аверсе легенда обычно стоит в именительном падеже, указывая на императора, чеканящего монету. Реже встречается дательный падеж как посвящение. Родительный падеж, характерный для республиканской традиции, встречается лишь на монетах Л. Клодия Мацера в Африке. В форме имени императора и в выборе его титулов преобладает большое разнообразие. Часто опускается личное имя, остается только родовое. Обычно присутствует титул «Август», самый обычный для правящего императора. Фамильное имя первого императора «Цезарь» присоединяется ко всем потомкам по Юлио-Клавдиевой линии и часто стоит в начале титула вместе с личным именем. Сначала личное имя императора, которое выделяло его как главу военной власти, встречалось редко. Титул «император» часто использовался с цифрой, означавшей число таких провозглашений за победы, одержанные им или его легатами. В титулах также фигурируют слова «консул», «трибун», «понтифик» и почетные звания, полученные за военные победы: «Германик», «Британник» и т.п. «Отец отечества» («Pater patriae»), самый высокий титул императора, часто добавляется в виде комплимента. Родство императора с его предшественниками часто указывается словами: «Divi F.», «Divi Augusti F.» и т.п. или использованием имени умершего императора в качестве нового титула: например, Нерва Траян, Траян Адриан, Адриан Антонин и т.п.
    Реже встречаются другие титулы, такие, как «цензор» (Веспасиан, Тит, Домициан) или «проконсул» (Нерон (?), Диоклетиан). В III в. к официальному титулу иногда добавляют эпитеты: «Pius» («преданный»), «Felix» («счастливый»). Императрица или принцесса называется августиной, принц — цезарем, использование фамилии для принца крови началось с Тита и Домициана. Эпитеты «Divus» и «Diva» («божественная») относятся к императору и императрице.
    Легенда на реверсе иногда является продолжением аверса — она дополняет императорский титул. Обычно легенда прямая и описательная, относящаяся к божеству, персонифицированной добродетели или к событию, о котором сообщает изображение. Часто она дается в именительном падеже, реже — в дательном как посвящение или родительном — как принадлежность или обладание. Крайне редко в легенде употребляется творительный падеж. Редкое появление винительного падежа без управления надо понимать как падеж, управляемый подразумеваемым глаголом. Например, на аверсе император возводит статую Марса, а на реверсе объясняет этот факт винительным падежом «Martem» («Марса»). Часто легенды состоят из целых фраз или предложений, например: «Armenia et Mesoponamia in notestatem P.R. redactae» («подчинил Армению и Месопотамию власти Рима»).
    3. Классификация типов изображений.
    а). Изображения императора и его семьи.
    К этому типу можно отнести большую часть монет периода Империи.
    Сам факт чеканки монет с собственным портретом уже свидетельствует о притязании на верховную власть. Очень редко изображается момент вступления во власть: один раз мы встречаем на монете дубовый венок, вручаемый сенатом императору как «спасителю отечества» (XXXV, 4), но этот тип чеканили не для всех императоров и не всегда в начале правления. Каждый император отмечал свое избрание таким изображением, которое соответствовало потребностям времени.
    Самый главный титул императора — август — обычно означает власть над всей Империей.
    Император представляется в разных ипостасях: как властитель всего мира с рулем на земном шаре (XXXV, 9); верховный жрец; вооруженный генерал; командующий, обращающийся с речью к войскам;блюститель Империи с копьем и земным шаром или скипетром и земным шаром; миротворец с оливковой ветвью и скипетром. Мы видим его как воина на коне, иногда — как охотника на диких зверей или поражающим врага. Императрица изображается как жрица, «мать сената» (XXXV, 12), как богиня (Веста, Венера, Церера, Кибела) или персонифицированная добродетель (Постоянство, Мир). Гармония в императорской семье, в частности в браке, изображается в виде богини Согласия или в виде фигур, пожимающих руки, в сопровождении богини Согласия (XXXV, 13).
    Есть и другие изображения, определенно династические. Монеты Септимия Севера с головами императора и его семьи (XXXV, 11, 17) указывают на членов дома императора — как залог преемственности и процветания Империи. Монета Pietas Augusti (преданность Августов) Тита (XXXV, 6), на которой он изображен в рукопожатии с Домицианом, выражает надежду на братское согласие, которое не было полностью достигнуто. Вопрос о выборе преемника императора всегда был очень важен. Изображается выбор Адриана Траяном (XXXV, 5) или Траяна Нервой, мы также видим на монетах изображение персонифицированной Предусмотрительности (Providentia),
    которая говорит о мудрости императора, заботящегося о выборе преемника (XXXV, 7). Ту же самую идею выражает Спес (Надежда), но с точки зрения преемника: или одна, или над фигурой императора и его наследника. Конкордия (Согласие) на монете Л. Элия, которая держит руку на статуе Надежды, олицетворяет гармонию между императором и выбранным им преемником. Идея изображения Предусмотрительности содержит мысль о сознательном выборе и хорошо подходит к такому периоду, когда после императора должен править не родной сын, а приемный. Это изображение отсутствует, если императорский трон переходит от отца к родному сыну. В этом случае имеют место династические изображения, о которых мы говорили раньше.
    Принцы императорского дома, и особенно наследник, обычно имеют титул «цезарь» и «Principes juventutis» («первый по списку всадник») (XXXV, 14, 16). Всадники, второе сословие в государстве, были организованы в турмы во главе с «северами». Они наделяли титулом «первый по списку всадник» принца-наследника. Гай и Люций, внуки Августа, первыми получили этот титул, за ними последовали Нерон, Домициан и большинство других принцев императорского дома.
    Однако следует заметить, что этот титул получал только молодой человек: Тиберий, будучи наследником, его не получил, не имел его Л. Элий Цезарь. На монетах показаны знаки должности принца, чаще всего военного характера: щит, копье, знамя, трофеи и самое характерное— небольшой жезл. Часто принц изображается на коне. В III в. стали путать титул и изображение принца и императора (например,
    Филипп II, будучи принцем, держит в руках земной шар), а титул «цезарь» стали иногда давать императору. «Хорошего» императора после смерти обожествляли. В его честь воздвигали храмы и на алтарях приносили жертвы. Императора, которого считали «плохим», осуждали на забвение в памяти народа, его акты аннулировали. Некоторые императоры (Тиберий и Гальба) оставались, так сказать, между небом и землей — их не обожествляли и не проклинали, а в некоторых случаях после смерти изображали на монетах.
    Обожествление вначале касалось только самого императора. Эта идея была заимствована у Сирии и Египта, где царь уже при жизни почитался как бог. Обожествление Юлия Цезаря было оружием в руках его мстителей. Первой женщиной, которая удостоилась такой чести после смерти, была Ливия, жена Октавиана, но это сделал не ее сын Тиберий, а внук — император Клавдий I. Нерон обожествил свою дочь-младенца, а Домициан возвеличил отца, брата, маленького сына (XXXVI, 3) и Юлию, дочь Тита. Он построил особый храм «Дома Флавиев» и, кажется, считал, что божественность становится наследственным правом его семьи. Траян удостоил этой чести сестру Марциану, отца Траяна Старшего и его предшественника Нерву. Однако потом это распространялось только на императоров и императриц, а в III в.— на одних императоров. К концу века обожествление стало редким— то ли потому, что императоры часто сменяли друг друга, то ли потому, что падал интерес народа к этому культу.
    Серия монет «Divi» («божественных»), отчеканенных Траяном Децием (XXXVI, 11, 12), должна была оживить интерес к старым формам религии и имеет отношение к преследованию христиан во время его правления. Символика обожествления разнообразна и живописна (XXXVI, 1—10): изображения погребального костра, алтаря, храма, статуи нового бога. Душу умершего императора уносит на звездное небо орел (сравн.: орел божественного Августа; орел, несущий императора, например Адриана). Очень часты лучи солнца, молния Юпитера. В честь обожествленной императрицы на монетах изображаются Диана Светоносная с факелами, Церера с колосьями и факелом, Юнона с павлином или одна ее эмблема — павлин. Обожествление Фаустины I было отмечено целой галереей «бессмертных» (XXXVI, 9) с атрибутами, такими, как бессмертная птица Феникс, или мантией из звездного неба. Очаровательная монета Домициана изображает ребенка Цезаря, сидящего на земном шаре и протягивающего руки к звездам.
    Излюбленным мотивом таких изображений была статуя покойного императора на квадриге из слонов в торжественной процессии на играх в цирке.
    Часты изображения императора на коне — или гарцующего, если имелся в виду поход за границу, или медленно едущего в торжественной процессии (XXXVI, 14, 17). Когда изображается отъезд («profetio»), император не поднимает копье, когда прибытие, он поднимает руку, отвечая на приветствия толпы. Иногда его в походе сопровождают солдаты.
    Морские путешествия показаны галерами (XXXVI, 15, 16).
    Очень важное значение в социальной и экономической жизни Рима имели даяния императора («liberalitates»). Во время Республики был обычай продавать беднякам Рима зерно или вино по низким ценам: частично это была личная щедрость, а частично — государственная дотация. На монетах эти акции изображались Церерой, богиней зерна, и Анноной и Абунданцией, духами — покровительницами земледелия. Иногда императоры раздавали бедным деньги (войскам — тоже).
    В I в. это делалось очень редко и помалу (XXXVII, 1, 2). Траян увеличил суммы раздаваемых денег, а Андриан и его преемники сделали эти раздачи элементом своей политики. Такие события, происходившие при возведении в императорство, возвращении из похода, выборе преемника или усыновлении, ложились бременем на государственную казну и способствовали банкротству. Милости императора изображались на монетах: император, сидящий на возвышении, руководит раздачей денег народу, при этом присутствует персонифицированная Щедрость, иногда вместе с легендой «Liberalitas Augusti» («щедрость Августа») и числом, относящимся к конкретной раздаче. Неизвестно, какое отношение к таким раздачам имеют изображения богинь «Aequitas» (Равенство) и «Moneta», вероятно, они подчеркивают положительные качества императора. В III в. часто появляются на медальонах из серебра плохого качества. Их сопровождают три фигуры с весами и рогом изобилия и небольшими кучками металла. Вероятно, это означает заботу императора о бедных.
    В начале каждого года устраивались молебны о здоровье и благополучии императора, а через 5—10 лет они превратились в торжественную церемонию. Сначала император выбирался не на всю жизнь, а на несколько лет. На монетах мы встречаем сцены с такими молебнами
    (XXXV, 9; XXXVII, 8, 9): обычно изображался император, приносящий жертву на алтаре или перед храмом, иногда в сопровождении других лиц — принца, слуг, флейтистов. Кроме регулярных молебнов («vota») их служили по особым случаям — за выздоровление императора от болезни, благополучное возвращение из дальней поездки. Римское государство, предпринимающее такие молебны, представлено Гением сената и Гением римского народа, которые вместе совершают жертвоприношение.
    Триумфы императора после его побед или командующих праздновались чрезвычайно пышно. Император стоял на триумфальной квадриге, держа лавровую ветвь победы и скипетр с орлом наверху. Иногда изображалась сопровождающая его процессия (XXXVI, 13).
    Пустая квадрига означала, что сенат пожаловал императору триумф, но он его не принял. Императорские победы регулярно отмечались триумфальными арками, воздвигаемыми после успешных кампаний, и на монетах они изображаются вместе с именами побежденных врагов («De Brit.», «De Germ»).

    0

    2

    б). Изображения, относящиеся к сенату и народу Рима.
    Контроль сената за выпуском aes обычно указан на реверсе буквами «S.C.» На золоте и серебре сенат появляется лишь тогда, когда он оказывает почести, которые император считает нужным запечатлеть на монетах, например вручение императору дубового венка как «Спасителю отечества» или торжественное шествие в цирке, устроенное сенатом в честь обожествленного императора. Некоторые императоры старались подчеркнуть гармонию, существующую между ними и сенатом. Гальба празднует восстановление конституционного правления (XXXVII, 3). Веспасиан старался добиться благосклонности сената, восстановив честь его любимца Гальбы. Это отражено на сестерциях Веспасиона с посмертным портретом Гальбы с легендами: «Concordia Senatui» и «Senatus Pietati Augusti»*  (Смысл этих легенд, видимо, таков: богиня Конкордия (Согласие) подсказывает сенату, чтобы он вручил венок императору за его преданность предшественнику) и изображением сенатора, коронующего императора. Персонифицированный сенат, представленный его Гением, почтенным старцем, появляется на монетах Траяна и Антонина Пия (XXXVII, 7). В III в. сенат отходит на задний план и теряет даже право выпускать aes.
    Император и его советники всегда должны были считаться с мнением народа Рима. Плохой император мог пренебрегать сенатом, но если хотел избежать постоянных волнений и опасностей, был вынужден стараться заслужить уважение римских граждан. Упоминание о римском народе (P.R.) есть на разных монетах, кроме тех, о которых мы говорили в связи с раздачей денег и зерна. Изображался Гений (XXXVII, 5), персонификации, связанные с римским народом: Spes P.R. (надежда), Felicitas P.R. (счастье), Hilaritas P.R. (радость). К этому можно добавить персонификации со словом «publica» (народная, общественная), например: Salus Publica (здоровье), Fides Publica (доверие), Libertas Publica (свобода) и др. Во всех этих случаях правительство старалось показать, что оно не забывает об интересах народа, и поддерживало репутацию защитника граждан.
    в). Изображения, относящиеся к Риму, Италии и провинциям.
    Если во многих отношениях осторожная политика Августа заслуживает больше уважения, чем смелые нововведения Юлия Цезаря, то этого нельзя сказать о его отношении к провинциям. Юлий Цезарь, проводя политику демократов, был готов установить равенство провинций с Римом. Август вернулся к старым консервативным принципам, направленным на подчинение провинций. Это ограничило возможности развития Империи. Последующее уравнивание в правах провинций с Римом и Италией было задержано и поэтому слишком поздно принесло свои плоды.
    Монеты отражают этот ход вещей. В I в. провинции появляются на монетах только в виде побежденных противников Рима: изображаются фигуры пленников, сидящих под трофеями со связанными руками и скорбным выражением лица (XXXVII, 2, 3). После боев императоров в Галлии и Испании на монетах появились богини, персонифицирующие эти провинции. Траян посвящает мирное изображение своей новой провинции Аравии; после множества монет с изображением победы (богиня Виктория) над Дакией он представляет ее как нового члена Римского содружества наций (XXXVIII, 4). Однако только при Адриане провинции стали получать права, но он был одиноким гением, и в Империи не оказалось его последователей, которые поддержали бы его идеи.
    Он совершал многочисленные поездки по провинциям и узнавал об их проблемах из первых рук. Он заслужил их доверие и многое сделал для них. Прекрасная серия его монет, отчеканенная в 134—135 гг., изображает приезд императора в разные провинции (XXXVIII, 16). Мы видим сцену жертвоприношения, восстановление провинций; императора, поднимающего коленопреклоненную фигуру провинции в виде женщины в гражданском или военном обличьи, в национальной одежде и с атрибутами (XXXVIII, 6—11, 15, 17—19). Выделяются местные черты — ибис Египта, ахейские игры, города Азии, кривой меч Дакии.
    По мнению Адриана, вся Империя должна быть живым организмом, а не только ее центр. Но его преемники придерживались других взглядов. Антонин Пий был истинным римлянином и при всем благородстве характера мог не понять, что необходимо для Империи. Он отчеканил целый ряд монет с изображением победы над восставшими провинциями.
    При Траяне Деции балканские провинции приобрели важное значение для Империи, он поместил на монеты изображение Дакии, двух Панноний и Гения армии Иллирии (XXXVIII, 12, 13) — это было нарушением обычаев и, несомненно, удивило римских граждан. Упоминание Италии, несмотря на ее привилегированное положение, появляется не очень часто. Рома, богиня-амазонка, которая олицетворяет римское государство, вероятно, олицетворяет также и Италию. Ее обычно изображают вооруженной богиней в короткой тунике с копьем и щитом, иногда с Викторией.
    Указание на Италию видят на монете Траяна, где изображен пашущий колонист (XXXVII, 4).
    Обычно провинцию изображают в виде женщины в длинном платье, с атрибутами мира или вооруженной амазонки. Ее характер определяется атрибутами, которые она держит, головным убором, костюмом и такими принадлежностями, как верблюд, кролик или колосья. Восток изображают в виде восходящего солнца с лучами, реки и богов океана (на монетах Адриана).
    г). Изображения, относящиеся к армии.
    В начале Империи военного деспотизма не было. Необходимо было признавать нужды армии, но не допускать ее влияния на политику. Присутствие преторианской гвардии в Риме и восстания враждующих императоров в провинциях привели к полному разрыву со старой здравой традицией и воцарению военного беззакония. Следы этих событий видны на монетах, где все чаще звучат военные мотивы, и кульминация их приходится на период Аврелиана, когда армия подмяла под себя государство.
    Однако некоторые явления, касающиеся армии, отражены не были, например раздача денег военным. Считалось, что это дело, которое интересует только главнокомандующего и его солдат, а не простых людей. Несмотря на мирную политику, которая характеризовала Империю в целом, военные традиции были сильны. Даже в спокойные времена защита границ не ослабевала, и хотя на некоторое время сепаратистские движения в провинциях прекратились, очень часто велись войны за престолонаследие. Поэтому военный элемент в изображении на монетах был важен.
    Одним из видов изображения является прославление побед на поле боя. Мы видим Викторию, записывающую на щите триумф; Викторию, коронующую императора Траяна, передающего сенату дакского пленника; войска, приветствующие своего победоносного командующего (XXXIX, 17). Другой вид изображения относится к храбрым подвигам, которые привели к победе, — они часто сопровождаются легендой «Virtus Aug.» (доблесть императора). Здесь император на коне на поле боя или окружен группой солдат. Любимой темой является обращение императора к солдатам — к гвардии Рима или к армии в провинции. Адриан изображен на целой серии монет обращающимся с речью к войскам не только с возвышения в военном лагере, но и на коне на поле боя после завершения маневров (XXXIX, 15, 16).
    В честь гвардии, которая завоевала ему трон, Клавдий отчеканил серию монет, где изображены император, лагерь преторианцев, рукопожатие преторианца и императора (XXXIX, 1). На монете Нерона он изображен принимающим участие в военных маневрах преторианцев (XXXIX, 13). Домициан, который полагался на верность своей армии, изображен принимающим присягу солдат (XXXIX, 14). Адриан возглавляет строй солдат, что свидетельствует о превосходном духе и дисциплине, которые он внушает своим войскам (XXXIX, 5, 6).
    За легендами «Concordia» и «Fides», со знаменами или группами людей стоит самый разный смысл. Часто изображение выражает желаемый результат, противоречащий действительному. Такие изображения стали часто появляться в Гражданскую войну 68—69 гг. н.э. (XXXIX, 3), когда все зависело от отношения гвардии и основных легионов к императору.
    Монета Нервы с легендой «Conrcodia» отражает сильное недовольство гвардии, которое заставило его против собственной воли казнить убийц Домициана (XXXIV, 4). Монета с легендой «Concordia Exercituum» Адриана в 119 г. н.э. говорит об опасениях, что в армии могут возникнуть волнения после казни мятежных командиров. Монета с легендой «Concordia Militum» императора Коммода отмечает конец противостояния армий Галлии и Испании (XXXIX, 7).
    Большое количество подобных изображений в III в. свидетельствует о нестабильности. В период, когда в большинстве случаев императоры погибали от рук своих друзей, а не врагов, было очень важно подчеркнуть военную преданность, основную добродетель солдата, которой как раз и недоставало в то время.
    На монете Галлиена изображена Виктория на биге, запряженной мулами с удивительной легендой «Ubique рах» (повсюду мир) — это, пожалуй, единственный пример сатиры на императорских монетах. Эта монета относится к такому периоду, когда самые ярые оптимисты не могли не говорить с насмешкой о всеобщем мире, так как для Рима был потерян Восток и откололась Галлия. Непонятно, каким образом стала возможной чеканка такой монеты. Может быть, она была выпущена Клавдием II после смерти Галлиена в качестве оправдания убийства его предшественника.
    Марк Антоний первым стал чеканить монеты с изображением орла, знамен и галер и с названием отдельных легионов. Эту практику возобновил в 68 г. н.э. Клодий Мацер, затем Септимий Север — в борьбе за трон в 193-м, Галлиен — в 257—258 гг., Викторин — в 268-м или
    269-м и Караузий в 188—189 гг. н.э. (XXXIX, 2, 8—12).
    Император сильно зависел от поддержки армии, и, придавая этому чрезвычайную важность, Септимий чеканил монеты с неизменным изображением на реверсе орла и знамен, меняя лишь название легиона. Он отмечал легионы, которые защищали его от Песцения Нигера. Галлиен на своих монетах меняет полковые эмблемы. Его монеты предназначались для того, чтобы подчеркнуть верность западных легионов накануне восстания Постума. Викторин, как и Галлиен, помещает на монетах полковые эмблемы войск. Среди легионов, которые он называл на монетах, есть такие, которые никак не могли находиться под его командованием.
    Похоже, что на монетах зарегистрировано событие, которое нешироко освещено историками, — тщетная попытка галльского императора в союзе с Пальмирой на Востоке победить центр Империи. Караузий тоже поместил на монетах название ряда легионов, на верность которых он вряд ли мог рассчитывать. Вероятно, «легионные» монеты — это адресное жалованье. Золотые монеты этой серии чрезвычайно редки. Может быть, они предназначались для высших чинов. «Легионные» монеты Викторина все из золота и их мало: возможно, он заигрывал не с рядовыми, а с командующими армий.

    0

    3

    д). Религиозные изображения (XL, XLI, XLII).
    Изображения такого характера занимают большое место в монетной системе. Империя стала возрождать старую римскую религию. И мы можем лишь удивляться тому упорству, с каким это делалось в дни, когда религия ослабевала. Религиозная символика оставалась по-прежнему греко-римской — Юпитер с его молнией и орлом, Юнона со скипетром и павлином, Нептун с трезубцем, Аполлон с лирой и луком, Марс с копьем и трофеем, Меркурий с кадуцеем и кошельком, Геркулес с дубиной и львиной шкурой, Янус, Минерва, Венера, Веста и др.
    Бог присутствует не формально, у него конкретные функции в связи с современным событием. Юпитер выступает как победитель (XL, 14), дающий победу в войне (Домициан, Адриан), как защитник (Нерон) или спаситель (Домициан, Валериан I), спаситель императора от грозящей опасности; как громовержец (М. Аврелий, Септимий Север), поражающий мятежную армию, как некогда гиганты. Часто на монетах изображался бог с рукой, простертой над императором (Траян —XL, 11; Марк Аврелий).
    Марс может выступать в разных ипостасях: отец римского государства,
    мститель — бог войны в действии против врага, защитник от опасности, победитель — дарующий победу, дарующий мир.
    Геркулес представляет императора, который трудится во время мира и войны на благо людей. Он очень часто появляется на монетах (XL, 12),
    особые почести ему воздавал Коммод, который отождествлял себя с этим богом (XL, 17).
    Август почитал Аполлона как творца победы, которая создавала Империю. Нерон изображал его певцом-кифаредом (XL, 4). У Коммод а Аполлон — покровитель чеканки монет. На монетах Требониана Галла и Волузиана (XLI, 5) он выступает как бог-целитель. Нептун выступает как дающий счастливое возвращение, умоляющий защитить императора, путешествовавшего по морю (XL, 5). Минерва, богиня мудрости, культуры и войны, занимала почетное место на многих монетах, особенно при Домициане, который считал ее своей особой покровительницей (XL, 9, 10). Диана фигурирует или как богиня ночного неба (светоносная), или как покровительница охоты.
    Рома постоянно выступает как богиня-амазонка, дающая победу. Со
    времени Адриана ей сопутствует эпитет «Вечная» — символ Империи (XL, 13). Церера представлена или как императрица (XL, 15), или как покровительница земледелия («мать плодов»). Кастор был подходящим изображением для молодого принца — «первого из списка всадников» (Коммод, Гета). Кибела как почтенная мать богов олицетворяет императрицу (XLI, 2) и выступает как «мать сената».
    Веста во все времена олицетворяет религиозную сторону государства и часто связана с императрицей, а Венера, которую считали прародительницей рода Юлиев, оставалась изображением женщины, завоевавшей любовь господина мира. Она представлена как приносящая счастье; победительница (XL, 6), родоначальница. Вакх появлялся очень редко.
    Праздничные пиры в честь главных богов (лектистернии) после извержения Везувия показаны подушками, на которых размещены атрибуты богов (XL, 7, 8).
    Виктория, держащая в руке земной шар, означает «победитель», ветвь— «миротворец», копье и трофей — «мститель». Венера-победительница держит в руке шлем; Церера, «мать земледелия» — колосья зерна, Диана светоносная — факел. В некоторых случаях атрибутика неясна.
    Культы Сирии и Египта, которые были популярны в некоторых кругах римского общества, медленно проникали в официальную среду. Серапис и Изида появляются на монетах при Адриане, потом —при Коммоде и еще чаще — позднее (XLI, 3). Сирийская богиня Целеста появилась вместе с династией Севера, который женился на представительнице сирийской семьи священнослужителей.
    Поклонение богу солнца Элагабалу ограничилось временем правления императора, который носил его имя (XLI, 4). Более привычным было поклонение богу солнца Аполлону. При Аврелиане он был главным божеством, «господином римского мира». Нет прямых указаний на то, что это связано с персидским культом Митры, но, возможно, при более поздних императорах (XLI, 8) солдаты принесли его с собой на Запад. Поклонение Кибеле, великой матери богов, стало особенно заметным при Антонинах и Северах, но было полузабыто при Элагабале.
    Изображение богини веселья Хиларитас часто связывалось с большим весенним праздником Хиларией в честь возрождения Аттики. На монетах галльских и британских императоров она появляется как Кибела. Иудаизм фигурирует не как религия, а как побежденный враг Рима. До Диоклетиана христианство не было настолько распространено среди высших классов, чтобы получить место на монетах. Единственную ссылку на христианство можно увидеть на реверсе монеты Салонина (XLI, 6).
    Очень важным для изображения на монетах является преклонение перед императором. Мы уже говорили об организованном обожествлении умерших императоров. Но в провинциях боготворили и живых, а в Риме поклонялись духу живого императора — его Гению. На монетах мы видим растущую тенденцию наделять императора божественными атрибутами и отождествлять его с конкретным божеством.
    Лавровый венок, обычный головной убор императора, был заимствован у Аполлона, лучистая корона — у бога-Солнца, щит у Юпитера и Минервы. Императора сравнивали с Юпитером, владыкой всего мира, или с Геркулесом, благодетелем людей. Император изображался земным воплощением бога. Эта идея была особенно близка грекам на западе Империи, где Марка Антония провозгласили воплощением бога вина. В Риме эта идея скорее подразумевалась, а не выражалась. Августа считали Аполлоном и Меркурием. Нерону приписывали Аполлона, Коммоду — Геркулеса, последним императорам III в. —бога-Солнце. Императриц, даже при жизни, отождествляли с Церерой, Вестой и Венерой.
    При оценке важности религиозных идей в изображении на монетах не стоит ее преувеличивать. Большая часть римской Империи предпочитала поклоняться живому божеству, а не призрачному и старалась находить божественность в людях, отличавшихся исключительной властью или добродетелями. Толкование мифов в древние времена, когда в богах видели живых людей, только подкрепляло эту тенденцию.
    Но в других частях Империи, особенно в Риме, было более четкое разграничение между человеком и богом. Многие римляне относились с иронией к установившейся практике обожествления. Например, мания величия Калигулы не нашла отражения на монетах.
    Домициан на языке льстецов мог быть «владыкой» и «богом», но эти два титула никогда не появляются до правления Аврелиана и потом— только на очень редких монетах Сердики.
    Однако одна сторона римских религиозных верований хорошо вписалась в новые тенденции — поклонение меньшим богам, персонифицированным понятиям и добродетелям. Примитивная римская религия проводила четкую параллель между конкретным реальным миром и миром духовным. Каждое событие связывалось с действием духа.
    С ранних времен великому богу приписывали разные области деятельности:
    Марс, например, выступал в нескольких ипостасях — как защитник, победитель, мститель. Помимо великих богов римляне чтили меньшие божества — Викторию, Честь, Мир, Удачу и пр., которые управляли определенной областью жизни людей. В Империи поклонение этим богам приняло широкий размах, почти каждый вид деятельности имел своего покровителя.
    Для римлян Фортуна была не лингвистической абстракцией, а реальной властью. Ей приносили жертвы и клятвы. С личностью императора связывается широкий круг качеств и власти, и это подчеркивается на монетах, например, Victoia Augusti говорит о его способности добиваться побед; Virtus Augusti о доблести на поле боя; Libertas Augusti — о духе конституционализма. Если употребляется родительный падеж Augusti, то это относится к самому императору, а если прилагательное Augustus (а), то — к Империи. Например, Рах Augusti означает миролюбивый характер императора, Рах Augusta неопределенное представление о «миролюбии Империи» или, может быть, о мире в Империи.
    Некоторые атрибуты, такие, как рог изобилия, обозначающий богатство; изобилие и скипетр, означающие достоинство и власть, являются общими для многих богов, но большинство их характеризует конкретных богов и передается к другим с сознательным или бессознательным смешением идей.
    Конкордия (согласие) (XLI, 14) с жертвенной чашей выражает гармонию— в семье императора, в государстве, в армии.
    Фелицитас (счастье, благополучие) (XLI, 17, 19) означает процветание, материальное благополучие. Ее атрибут кадуцей — жезл Меркурия: она связана с Меркурием, богом торговли.

    0

    4

    Фидес (преданность, доверие) (XLII, 1) с пояснением «Publica» и блюдом фруктов и колосьями означает «народное доверие» и относится к цензорным функциям императора, а Фидес с определением «Militum» и знаменами имеет значение «верность солдат».
    Фортуна (удача, успех) (XLII, 2) с рулем и земным шаром может относиться и к императору, и к государству. Она имеет власть возвышать или низвергать людей и стоит во весь рост, когда возносит человека на вершину Империи. Если добавляется «Redux» («возвращение»), то богиня обеспечивает императору благополучное возвращение домой из путешествия.
    Паке (мир) (XLII, 12, 13, 14) с оливковой ветвью относится к мирной политике Империи.
    Пиетас (благочестие, преданность) (XLII, 15, 16), излюбленная римская персонифицированная добродетель, выступает в разных ипостасях: когда она изображается приносящей жертву над алтарем, то означает набожность; когда представлена в виде женщины с детьми, то это любовь и нежность в семье (XLII, 15). Ее атрибутами являются аист или традиционная группа, состоящая из Энея, Анхиза и Аскания. Салюс (здоровье) (XLII, 19), кормящая змею, обычно относится или к императору, или к государству; это знак благодарности за избавление императора от серьезной болезни, опасности или за спасение государства от бедствия. Секуритас (безопасность, душевное спокойствие) (XLII, 20), чья голова покоится на руке или прислонена к колонне, означает то же.
    Виктория (XLII, 23, 24) с венком и пальмовой ветвью чаще всего встречается на монетах. Она изображает победу римского императора или государства: часто стоит на земном шаре или на носу корабля, если речь идет о морской победе. Если речь шла о конкретной победе, то это выражалось эпитетом (Британника, Парфика), и часто на щите записывался титул триумфа. Очень характерно изображение крыльев, которые возносят ее над миром. Если ее связывают с Немезидой (богиней мщения), то она подчеркивает другой аспект победы — месть и предостережение.
    Изображение многих персонифицированных добродетелей тесно связано с конкретными событиями. Распределение дешевого зерна представлено Анноной (XLI, 11) с колосьями, модием и носом морского корабля или Абунданцией (изобилие) с такими же атрибутами или рогом изобилия, из которого зерно сыплется на землю. Убертас (богатство, изобилие) (XLII, 22) с кошельком является персонификацией богатства Империи III в.
    Либералитас (щедрость, милость) (XLII, 8) с табличкой или, может быть, со счетной доской изображает щедрость императора по отношению к народу. Эквитас (справедливость, равенство) (XLI, 10) с весами и измерительной линейкой и Монета с весами и рогом изобилия означают раздачу зерна и денег. Их отношение к Либералитас точно не определено.
    Общественные игры и зрелища, которых народ ждал не меньше, чем раздачи зерна, представлены Легацией (веселье) (XLII, 7) с венком и якорем; якорь, как и эпитет «Fundata», означает «основательница». Эта персонификация относится к самому радостному событию, но не к его празднованию, а к празднику или зрелищу относится термин «Munificentia Aug.» («благотворительность») и какая-нибудь деталь из этого зрелища, например слон Антония Пия. Хиларитас (веселье, радость) связана с Хиларией, большим весенним праздником в честь Великой Матери Кибелы (XLII, 3).
    Этернитас (вечность) (XLI, 12) со звездной мантией или птицей феникс означает бессмертие божественных императоров, членов императорской семьи или вечность Рима.
    Военные добродетели широко представлены на монетах. Чаще, чем Виктория, встречается Виртус (доблесть) (XLII, 26). Обычно это женская фигура, реже мужская, с копьем — символом храбрости солдата. Часто она встречается вместе с Гонос (честь) (XLII, 4) со скипетром, означающим достойность военной профессии. Когда Конкордия и Фидес относятся к армии, они выражают идеи товарищества и верности, их атрибутами являются знамена. Констанция (стойкость, постоянство) (XLI, 15) в эпоху Клавдия выражает непоколебимую стойкость.
    Важный вопрос престолонаследия отражает Провиденция (предвидение, предусмотрительность), олицетворяющая мудрую предусмотрительность императора в выборе наследника. Ее атрибуты — жезл и земной шар (XLII, 17). Надежда (XLII, 2) с цветком выражает надежды на наследника. Нобилитас (благородство) (XLII, 10) олицетворяет высокое положение принца, которого называли «благороднейшим цезарем». Если стоят буквы «P.R.» или слово «Publica», то надежда относится к молодому поколению, надежде Рима.
    Целая группа персонифицированных добродетелей относится непосредственно к императору, которого считают хорошим правителем. Либертас (свобода) (XVII, 9) с шапкой свободного человека и жезлом означает конституцию или конституционный характер императора. Потом идут Клеменция (снисходительность), Индульгенция (милость, прощение), Юстиция (справедливость) и Транквилитас (спокойствие) (XLI, 13; XLII, 5, 6, 21), выражающие идеи милосердия, готовности оказывать благодеяния и спокойное здравое суждение. Эти богини не всегда четко определены. Клеменция и Юстиция держат жертвенную чашу и скипетр, Индульгенция протягивает руку в знак дружелюбия, Транквилитас держит в руках козерога (может быть, это относится к Августу, чьим знаком зодиака был Козерог?), Патиенция (терпение) олицетворяет стойкое поведение Адриана во время его последней болезни (XLII, 11).
    С императрицами связаны персонифицированные добродетели Фекундитас (плодовитость) (XLI, 16) и Пудицития (целомудренность) (XLII, 18) с вуалью — императрица как супруга верховного жреца —императора разделяет почести с весталками. Довольно редкое изображение Ювентус (юность) относится к наследнику императора.
    Есть еще несколько добродетелей: Бонус Эвентус (успешное завершение) (XLI, 18), дарящая успех во всех делах, с жертвенной чашей и колосьями; различные «Гении» — императора, сената, римского народа, обычно с жертвенной чашей, реже со скипетром или знаменем; Фата Виктриция (победоносная судьба) Диоклетиана; Бона Mens (хороший ум) Пертинакса, Опа Божественная Антония Пия и Пертинакса; Теллус Стабилита (стабильность страны). Секулум Фругиферум (плодоносный век) Септимия Севера и Альбина, по-видимому, является вариантом африканского бога сельского хозяйства Адрумета.
    Надо помнить некоторые общие правила, касающиеся изображения на монетах этих персонификаций. Обычно они представлены в виде женских фигур, стоящих или сидящих, реже — в виде бюстов на реверсе. Когда изображены бюсты, то атрибут, который обычно держат в руке, помещают вокруг шеи. Часто у них несколько форм деятельности, которые поясняются: Augusti или Augustus (касается императора), P.R. или Publica (относится к народу), Militum (военное дело). По большей части они имеют свои собственные атрибуты, которые могут быть в особых случаях перенесены на другие добродетели.
    Так, при Севере Александре Провиденция (предусмотрительность) имеет такие же колосья и модий, как и Абунданция (изобилие), и, очевидно, в обоих случаях речь идет о запасах зерна. Пакс (мир) часто заимствует кадуцей у родственной богини Фелицитас (счастье).
    Эти примеры заслуживают тщательного изучения. Самый распространенный символ жертвоприношения — жертвенная чаша (патера)— естественен при божестве Пиетас (благочестие, преданность) в отношении поклонения богам, но непонятно, почему этот атрибут передается таким богиням, как Секуритас (безопасность), Клеменция (снисходительность), Юстиция (справедливость) и даже — редко —Виктория (победа). В некоторых случаях здесь присутствует идея жертвоприношения, но в других — поклоняются самой персонифицированной добродетели, жертвоприношение совершается в ее честь.
    Мифология в отличие от религии уже не играет такой большой роли в изображениях на монетах Империи, как это было в последние годы Республики. Но на бронзовых медальонах II в. она еще занимает большое место. Антонин Пий отчеканил интересную серию монет, посвященную древней истории Рима — высадке Энея, рассказе о Геркулесе и Каке* (Эти монеты были выпущены в связи с подготовкой игр, посвященных 900-летию Рима). Мы видим волчицу и близнецов — на ауреусах Адриана; Энея и Анхиза — на сестерции Антонина Пия, а Ромула, Марса и Рею — на его ауреусах.

    0

    5

    е). Исторические сюжеты.
    Они часто появляются на монетах во все периоды Империи и придают монетам характер медалей. Траян, близкий по духу к республиканцам, выбрал собственную легенду: он представил Империю как естественное продолжение Республики и поместил на монетах врагов основателей Империи — Суллу, Помпея и Брута.
    Выпуск таких монет означал попытку представить римскую историю как единое целое. Но эта серия не оказала особого влияния на выбор изображений для монет периода Империи. Чеканящих монеты интересовала современность — отношение правителей к своим подчиненным, и оно должно было изображаться в нужном свете. Иногда изображения первых императоров со старых монет повторялись без особого повода или к юбилеям, но это случалось очень редко.
    ж). Рим и Италия.
    Август отмечает передачу исключительных полномочий и те почести, которые по его возвращении оказал сенат, а также восстановление дорог в Италии и выбор его верховным жрецом. Тиберий, помещая изображение венка и курульного кресла, сообщает о передаче сенату выбора магистратов вместо комиций. Буквы «R.C.C.» на квадрансе Калигулы (XLV, 3) означают уменьшение налога на продажи на 1/2 процента. Буквы «P.N.R.» (Pondus Nummorum Restitutum) на квадрансе Клавдия говорят о восстановлении правильного веса aes, который нарушил Калигула.
    Мы уже упоминали об изображениях преторианской гвардии, которая помогла Клавдию стать императором. Изображения при Нероне Ромы и Весты относятся к большим пожарам в Риме, Порта Остии — к гавани, строительство которой начал его предшественник. Закрытый храм Януса говорит о мире, наступившем после успешного окончания Парфянской войны. Нерва отметил ряд популярных мер — упразднение насильственного взимания налога с евреев, снижение платы за получение должности в Италии (XLV, 8) и раздачу зерна римлянам.
    Траян отмечает строительство нового порта в Цен- тумцелле, прокладку дороги от Теана до Брундизия, деятельность по воспитанию сирот и детей бедных родителей и финансовую помощь сельскому хозяйству. Эти благотворительные учреждения действовали и при его преемниках. На одном редком и красивом ауреусе обожествленной Фаустины I показано вручение грамоты ее мужем «девочкам Фаустины», которых он содержал на свой счет в ее память (XLV, 14).
    Адриан отмечает сожжение долговых расписок на форуме Траяна (XLV, 13). Его монета с надписью: «Libertas Restituta» (возвращенная свобода) и изображением женщины, подводящей двоих детей к императору (XLV, 10), вероятно, иллюстрирует его принцип, что дети от смешанных браков должны считаться свободными, даже если их мать— рабыня. Существует и другое толкование: здесь идет речь о свободе завещания имущества после того, как император отказался принимать наследство от отцов, после которых остались дети.
    Различные игры, устраиваемые в Риме, нашли свое отражение на монетах, например «неронии» Нерона, представленные столом для игр, урной и пальмовой веткой. Юбилейные игры, проводимые Августом в 17 г. до н.э., Домицианом — в 88 г. н.э. и Септимием Севером — в 202 г. н.э., отмечены рядом трогательных сцен жертвоприношений и молитв, рассчитанных на то, чтобы произвести впечатление на зрителя.
    Август, для которого эти игры послужили своего рода ритуалом при вступлении в императорство, отчеканил несколько памятных монет (XLV, 1,2), на одной из них — изображение предварительной раздачи очищающих благовоний.
    Домициан чеканит ряд монет из золота и серебра с изображением герольда, возвещающего о начале игр, а также — сестерций и асс, на которых изображены раздача императором и его помощниками благовоний, прием ими плодов от народа, жертвоприношения Юпитеру, Юноне, матери-Земле и процессия девочек и мальчиков, поющих гимн Аполлону и Диане (XLV, 4—7).
    Септимий Север чеканит монету с изображением Геркулеса и Вакха и легендой, объявляющей, что он устроил эти игры (XLV, 15). Наверное, он включил в их ритуал какие-нибудь особые почести этим богам. Игры Клавдия в 48 г. н.э. отличались по характеру от вышеуказанных
    — отмечался 800-летний юбилей Рима; любопытно, что они не были отражены на монетах. 900-летний юбилей в 148 г. н.э. Антоний
    Пий отметил выпуском монет с мифологическими изображениями— они были отчеканены заранее, за несколько лет до события.
    Грандиозная дата — 1000-летие Рима в 248 г. н.э. — была отмечена Филиппом организацией великолепных игр, которые представлены на монетах разными фигурами животных — львами, бегемотами, оленями; иногда между ними помещены волчица и вскормленные ею близнецы из легенды об основании Рима.
    Может показаться, что отражение на монетах событий в столице не очень широко. И это действительно так, ибо жизнь в Империи текла по заданному руслу. Смены императоров отмечались чеканкой новой монеты, но с более или менее стереотипными реверсами. Иностранная политика Империи, ее дипломатия и войны нашли широкое отражение на монетах.
    Август увековечивает возвращение Империи Востока изображением божества Азии и крокодила Египта (XLIII, 3). Его большая дипломатическая победа над Арменией и Парфией представлена коленопреклоненным парфянином, отдающим знамя, и умоляющей Арменией (XVIII, 4, 2). Войны Августа в Реции и Нори- ке и на германской границе отражены в виде солдат, объявляющих его «императором» (XLIII, 1); варвара, отдающего заложника, и германца, стоящего на коленях и передающего боевое знамя (XLIII, 5). Подавление восстания в Паннонии отмечено изображением триумфа Тиберия.
    Калигула прославляет подвиг на Востоке своего отца Германика коронованием царя Армении Артаксиака (XLIII, 6). Клавдий помещает на монетах триумфальную арку, возведенную в честь победы над Британией (XLIII, 7). Покорение Британии после восстания Боадицеи при Нероне нашло отражение только в традиционном изображении Виктории: правительство, видимо, не хотело привлечь внимание народа к такой с трудом вырванной победе. Успешная война с Парфией находит более широкое отражение — в изображении триумфальной арки, закрытии храма Януса и принятии титула императора Парфии.
    Гражданские войны 68—69 гг. н.э. представлены монетами, отчеканенными в Испании и Галлии (XLIII, 10). На них прославляются сенат, народ Рима и сражающиеся провинции. На монетах Л. Клодия Мацера есть указания на Африку, Карфаген, Сицилию и на легионы, которые поддерживали его. Этот период отражен на монетах с изображением мятежных легионов в Германии, которые обращались за поддержкой к преторианской гвардии, чтобы выбрать нового императора, а также на монетах Веспасиана, отчеканенных в Иллирике, на Востоке, в Галлии и Испании, и на монетах мятежников галльской Империи, которые праздновали пленение легиона в Ветере и обретение независимости.
    Восточный ауреус, где Веспасиан изображен как восстановитель Империи, показан в таблице XLIII, 9. Покорение Иудеи им и Титом отражено в виде скорбящей покоренной провинции. Виктория Навалис (морская) Веспасиана, по-видимому, относится к давлению морского флота на Рим в конце Гражданской войны.
    Победы Агриколы в Британии нашли отражение формального характера на монетах при Веспасиане и Тите. Домициан отмечает свой триумф после победы над хаттами на среднем Рейне. Мы видим скорбную Германию со сломанным копьем (XLIII, 11); коленопреклоненного варвара, молящего о пощаде; Рейн, распростертый у ног Домициана.
    Войны против даков, свевов и сарматов отражены мало. Траян, величайший из всех агрессивных императоров, отмечает свою победу, представляя сенату побежденного дака (XLIII, 12) или раздавленного под пятой Мира. Его восточные войны представлены на монетах во всех основных фазах — появление Парфамаспата перед Траяном в Элегейе («Rex parthus»), передача царств принцам Осроену, Харасену и т.д. («Regna Adsignata») (XLIII, 13), награждение короной Парфии Парфамазира («Rex Parthis Datus»), присоединение новых провинций («Armenia et Mesopotamia potestatem P.R. reductae»). Изображение Аравии с верблюдом означает присоединение этой провинции к Империи в 106 г. н.э. Адриан, сторонник мира, предпочитает подчеркивать свои труды в строительстве и развитии Империи.
    Еврейское восстание — единственное серьезное нарушение мирного течения жизни Империи — отмечено изображением императора со знаменами и Виктории Мстительницы с ветвью Мира. Изображением камня, на котором стоит Британия, показано, вероятно, строительство крепостной стены. Антоний Пий отображает подавление восстания в Британии и политику мирной дипломатии, которая позволила
    ему назначить правителей Армении (XVIII, 14). Парфянская война М. Аврелия и Л. Вера нашла отражение в изображении Марса и Виктории (XLIV, 1) и назначении царя для побежденной Армении («Rex Armeniis Datus»). Жестокие войны на дунайской границе, которые заставили императора-философа Марка Аврелия сменить науку на ратные дела, отражены в изображениях оружия и трофеев, отмечающих победу над сарматами (XLIV, 2) и германцами.
    Надпись «Victoria Britannica» относится к подавлению восстания в Британии при Коммоде. Гражданская война между Песцением Нигером и Септимием Севером отражена на восточных монетах этих двух соперников, и победитель Септимий отметил свои дальнейшие победы над Аравией, Адиабеной и позже — над Парфией (XLIV, 3). Лугду- нские монеты Альбина свидетельствуют о его коротком независимом правлении в Галлии. И, наконец, британская кампания, в которой Септимий окончил свои дни, отмечена изображением Виктории Британники (XLIV, 4) переходом через реку и приветствием победителей-императоров их солдатами.
    Бурная история III в., когда без конца сменялись императоры, узурпировалась власть в провинциях, велись войны с новой Персидской империей, которая возникла на руинах Парфии; войны на Рейне и на Дунае, окончившиеся великим вторжением готов, — все это отражено на военных изображениях императоров и монетах узурпаторов в провинциях (XLIV, 5, 8, 9, 12, 13). Здесь очень редко появляются живописные сцены вроде возложения короны на царя, встречаются главным образом такие формальные образы, как Марс, Фидес Милитум (военная верность), Пакс (мир) и Виктория. Иногда добавляются поясняющие легенды, например «Рах Fundata cum Persis» («прочный мир с Персией») у Филиппа I (XLIV, 7) или «Victoria Gothica» у Клавдия II (XLIV, 11).
    Среди наиболее интересных можно отметить монеты узурпаторов Урания Антонина в Эмесе, грубые — Регалиана в Дакии, большое количество монет галльских императоров, Караузия и Аллекта. Караузий отмечает свой дружественный прием в Британии (XLIV, 14), установление им мира («Рах Aug.»), мир и признание, которые он вырвал у своих «братьев» Диоклеатиана и Максимиана. Аллект подчеркивал, что его опорой является флот, изобразив на монетах галеру и легенды, выражающие «восторг» и «храбрость» императора.
    В эти беспокойные годы Рим подошел к краю пропасти. Легенду Галлиена (XLIV, 10) «Ubique рах» (повсюду мир) вряд ли можно расценить иначе, как сарказм и гневный упрек правительству, которое постоянно вело войны. Изображения типа «Restitutor» («восстановитель») Аврелиана отмечают начало более счастливого периода.

    0

    6

    з). Одушевленные и неодушевленные объекты.
    Одушевленные объекты занимают большое место на монетах периода Империи. На монетах Августа, Траяна и Коммода это священник, пашущий землю, — основатель города; первые два императора имеют в виду их расширение священного пространства по обеим сторонам городской стены, а Коммод — превращение Рима в «Геркулесову колонию Коммода»* (Император Коммод провозгласил себя Геркулесом, повелел водрузить в Риме статуи, изображающие его в виде Геркулеса, и приносить ему жертвы, как богу, а Рим надумал переименовать в город Коммода). На монетах Августа и Домициана мы видим герольда юбилейных игр. Солдаты, пожимающие руки, означают военное согласие на монетах Веспасиана. Кроме того, мы видим граждан, принимающих милости императора; солдат, слушающих обращение к ним императора, провозглашающих его императором или помогающих праздновать его триумф. Рукопожатия всегда являются символом согласия (XLIV, 18) как в военном, так и в гражданском аспекте, и если имеется в виду благополучие, то добавляются крылатый кадуцей и колосья в руках.
    Сфинкс на монетах Августа — это изображение на его кольце-печатке, а Козерог — его знак зодиака (XLVI, 1). Пегас и Сирена монетного чиновника Августа Турпилиана относятся к его предку Турпилию, но косвенно могут относиться к великому поэту Вергилию, который умер в 19 г. до н.э. Феникс на монетах, обожествляющих Траяна, является символом бессмертия (XLIV, 6). Волчица и близнецы всегда связаны с легендой об основании «вечного города Рима» (XLIV, 7). Орел, которого считали птицей, уносящей на небо душу умершего, означает обряд обожествления. Крокодил на монетах Августа— это провинция Египет. Бодающий бык Августа имеет двойной смысл — означает Южную Галлию и относится лично к Августу, у которого было прозвище «бык» («Thurinus») (XLIV, 3). Часто птица или животное является атрибутом божества — орел у Юпитера, грифон у Аполлона (XLIV, 8), павлин у Юноны (XLIV, 5), сова у Минервы, голубь у Венеры (XLIV, 9). Игры на арене символизируются разными животными, которых показывают зрителям, — львом (XLIV, 11), носорогом (XLIV, 4), бегемотом (XLIV, 10), слоном, лосем и оленем. На любопытной монете Септимия Севера с легендой «Laetitia temporum» («веселье») показано, как с судна выгружают животных для зрелища.
    Неодушевленные предметы используются или для описания текущих событий, или в качестве символов: здесь маленькие колонны, установленные и надписанные в честь деяний императора или декретов сената (XLIV, 25); триумфальные колесницы и арки в честь побед императора, колесницы в торжественной процессии на арене цирка или двухколесная коляска («carpentum»). К тому же классу мы можем отнести лавровые ветки, помещенные по обеим сторонам двери Августа; дубовый венок, которым часто сенат награждал «отца отечества». Алтарь может быть символом религиозного поклонения или поставлен в честь какого-нибудь особенного события, например «Fortuna Redux» — Августу в 19 г. до н.э. (богиня обеспечивает императору благополучное возвращение из странствий).
    Главные церковные должности могут быть представлены следующими предметами: понтифекс — ковшиком для жертвенных возлияний, с кувшином и кропилом; авгур — авгурским жезлом; жрецы, ведающие сивиллиными книгами, — треножником и вороном; жрецы —устроители торжественных пиров — жертвенной чашей (XLVI, 19, 23, 24). Знамена обычно символизируют армию (XLVI, 16), груда оружия и трофеи — победу над иностранным врагом (XLVI, 15). Галера может означать путешествия императора, морскую державу или доставку по морю зерна в Рим.
    Извержению Везувия в 79 г. н.э. были посвящены молитвы во имя искупления грехов и пиры, на которых были статуи главных богов («supplicatio», «lectisternium»). Подушки для статуй богов изображены на монетах Тита и Домициана. Из письменных источников мы знаем, что в этих случаях вместо статуй богов представлены их атрибуты. На лектистерниях боги появляются парами. Одна подушка предназначена для Юпитера и Юноны, и на ней молния на троне, еще одна — для Нептуна и Минервы, представленных дельфином, якорем и шлемом на троне.
    Следующая пара — Церера и Меркурий — представлена колосьями на троне, Аполлон и Диана — дельфином, вороном, треножником и полумесяцем со звездами. Веста и Вулкан представлены алтарем, Марс и Венера — венком на троне, состоящим из двух курульных кресел. Венки иногда символизируют головы богов. Иногда атрибуты выступают вместо богов, например молния — вместо Юпитера; шлем, эгида и оливковая ветвь — вместо Минервы. Кадуцей Меркурия— обычный символ процветания, а рог изобилия — атрибут многих персонифицированных добродетелей, символ изобилия (XLVI, 20).
    и). Здания.
    Римляне очень любили строить, и это нашло широкое отражение на монетах. Эти свидетельства времени могут быть очень ценными.
    Чаще всего представлены храмы — Марса Мстителя (XLVII, 1), Юпитера Громовержца, Дианы Сицилии, Божественного Юлия при Августе, храм Согласия при Тиберий, обожествленного Августа при Калигуле, закрытый храм Януса при Нероне (XLVII, 10), восстановленный Капитолий при Веспасиане и Домициане (XLVII, 11, 12), круглый храм Весты при Нероне и Веспасиане (XLVII, 3), Юпитера при Траяне (XLVII, 15), храм Ромы и Венеры при Адриане, Фаустины Старшей и храм Божественного Августа при Антонине Пие.
    После II в. такие изображения появляются реже, самые интересные из них — храмы Аполлона и Ромы при Филиппе I и круглый храм Юноны при Требониане Галле. К изображению зданий следует отнести и алтарь Ромы в Лугдуне, так как показан не столько он, сколько то, что его окружает, — узорчатый низ стены и колонны справа и слева, на которых помещаются Виктории. «Жертвенник мира» Нерона показан в табл. XLVII, 9. Триумфальные арки иногда даются без особых деталей, но иногда крупно, с прописыванием скульптурных деталей.
    Главными из них являются арки Нерона Друза, Нерона, Траяна и Севера.
    В период Августа и Нерона изображались и колонны, и, конечно, была не обойдена огромная колонна Траяна. Мемориальная колонна в честь Антонина Пия показана на монетах, посвященных его обожествлению.
    Среди других зданий можно назвать мясной рынок Нерона (Macellum), лагерь преторианцев Клавдия (XLVII, 2), гавань в Остии при Нероне (XLVII, 8) и гавань в Центумцелле при Траяне, Колизей Тита (XLVII, 13), мост через Дунай Траяна, базилику Ульпия и форум Траяна (XLVII, 7), большой цирк Траяна (XLVII, 14), Каракаллы и Гордиана III, термы Александра Севера. Легат Августа П. Каризий изображает испанскую колонию Эмерит с высоты птичьего полета.

    0

    7

    4. Монеты ранней Империи и искусство.
    Связь монет со скульптурой очевидна. Портреты императоров моделировались на основе хорошо известных бюстов, и это относится также к изображению многих божеств на реверсах. Республиканский Рим обогатился скульптурой, захваченной в провинциях, и императоры уже стали проявлять определенный вкус, временами грубоватый. Август поместил большое количество скульптур в храмы Марса Мстителя и Согласия, а храм богини Пакс Веспасиана стал похож на художественный музей. Плиний Старший дает нам представление о тех сокровищах, которые были собраны в Риме. Он поражен их стоимостью и художественными достоинствами.
    Многое римляне взяли у греков. Самая известная статуя, изображенная на монетах Империи, — это «корова Мирона» (XLVI, 2), которую Август привез в Рим и поставил в портик Аполлона, а Веспасиан потом перенес в храм Мира. Провинциальные изображения на монетах не точно передают вид статуй, помещенных Августом в портике наций («porticus adnations»), а потом — Адрианом в базилике Нептуна. Сложный реверс императора Геты с изображением Вакха и его свиты, нашедших Ариадну, явно взят из скульптурной группы.
    Исторический барельеф, развитый по пергамским и александрийским моделям, но по собственным сюжетам, широко представлен на монетах в виде целых композиций, например сцены раздачи зерна и денег, сжигания долговых расписок ликтором при Адриане, обращения с речью, процессии солдат при Адриане. Изображение провозглашения Траяна императором, вероятно, заимствовано со скульптур на его колонне.
    У нас очень мало материала для того, чтобы сравнить изображения на монетах с живописью и мозаикой, и, очевидно, между ними нет такой тесной связи, как со скульптурой. Иначе обстоит дело с работой по золоту и серебру и более всего — с искусством глиптики. Есть поразительные параллели между изображениями на монетах и такими редкими художественными предметами (дошедшими до нас), как кубки Боско Реале и патера из Ренна. Искусство гравера драгоценных камней почти неотличимо от искусства чеканщика штемпелей —принципы те же, но другой материал. Дошедшие до нашего времени геммы являются параллелями ко многим портретам императоров и фигурам на реверсе. Но, конечно, они выполнены на более высоком техническом уровне, чем на монетах.

    0


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Гарольд Мэттингли "Монеты Рима". Избранные главы. » Часть II. Монетная система начала Империи: типы и легенды.