ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ЖЕНЩИНЫ.
Неспособность к определенным видам деятельности, присущая женской природе, влекла за собой недееспособность женщин. «По общему правилу нашего законодательства положение женщин хуже, нежели мужчин», – писал юрист Папиниан около 200 г. н. э. К этой фразе можно свести всю следующую главу.
Вечно подвластные
Существовало три основных ограничения дееспособности женщин: отеческая власть (patria potestas) отца семейства (pater familias), опека (tutela), заменявшая отеческую власть для несовершеннолетних и женщин после смерти отца, и manus (буквально «рука» – традиционно употребляемое латинское обозначение этого рода супружеской власти) супруга в рамках тради-ционного брака.
Под отеческой властью
Pater familias – хозяин дома, то есть всех свободных и несвободных существ и всех вещей, составлявших «фамилию». Чтобы стать полностью дееспособным (sui iuris – «в своем праве») было достаточно не иметь прямых предков по мужской линии. Отсюда сразу возникает установ-ление, на котором основано приниженное по сравнению с мужчиной положение женщины в римском обществе: полностью дееспособным может стать только мужчина в качестве отца се-мейства, облеченного властью над собственными законными детьми и их потомством по прямой мужской линии. Женщина, даже будучи в своем праве, не могла получить такого статуса: она никогда не имела над своими детьми «отеческой власти», и аналога этого термина в женском роде не существовало.
Впрочем, отец семейства мог освободить зависевшее от него лицо от своей власти – это называлось эмансипацией. Такое освобождение автоматически, то есть без специального юридического акта, происходило, если девушка избиралась весталкой . Скажем еще об одном важном понятии римского права, прямо связанном с отеческой властью и происходящем от нее: «агнации» (agnatio) – чисто юридическом родстве по мужской линии всех, подчиняющихся власти одного отца семейства , от которого зависят права наследства, опеки и брака.