Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



    Римский форум.

    Сообщений 41 страница 60 из 113

    41

    Эмилиева базилика.
    Единственная уцелевшая из ряда базилик республиканского периода, Эмилиева базилика приобрела свой нынешний вид вследствие многочисленных перестроек во время империи. Построенная в 179 г. до н. э. цензорами М. Эмилием Лепидом и М. Фульвием Нобилиором на месте более древней базилики, датированной концом III века до н. э., она называлась первоначально, как следствие, базиликой Фульвия, или Эмилия Фульвия. После восстановительных работ, проведенных различными членами рода Эмилиев (в 78, 54, 34, 14 гг. до н. э. и в 22 г. н. э., при Тиберии), она получила современное название. Последняя реставрация проводилась после пожара, который, судя по расплавленным монетам, найденным на полу базилики, может датироваться началом V века, и который таким образом связывают с разграблением Рима Аларихом в 410 году н. э. Сгоревший пол был покрыт сверху новым. Вероятно, этот тип построек произошел от зданий на колоннах («гипостиль») с эллинистического Востока. Что касается названия «базилика», то это, скорее всего, эллинизированное название atrium Regium — здания архаического происхождения, прежде находившегося на этом месте. Это подтверждается тем, что эти здания выполняли функцию рынка и суда одновременно.

    0

    42

    В действительности, в древнем мире, скорее всего, не существовало еще точной специализации типов построек, которых, к тому же, было гораздо меньше, чем в наши дни, и которые использовались для более широких целей. Таким образом, базилика представляла собой не что иное, как просторное закрытое помещение, которое в плохую погоду выполняло функции Форума: следовательно, и для судебных разбирательств, и для торговли, которые в хорошую погоду велись под открытым небом. Для этого перекрывалось как можно более широкое пространство между колоннами или пилястрами, предназначенными для того, чтобы поддерживать крышу, которая создавалась рядом нефов. Потребность в освещении решалась скорее всего возвышением центрального нефа над боковыми, что позволяло создавать широкие окна в верхней части здания.
    Эмилиева базилика была спроектирована по этой схеме изначально, что следует из пробных раскопок (видимых на западной стороне), во время которых обнаружена часть более древнего строения: таким образом, можно утверждать, что планировка здания не была изменена во время последующих реставраций. Единственная значительная разница по отношению к ранее описанному плану — наличие на северной стороне двух меньших по размеру нефов вместо одного, что свидетельствует о желании строителей максимально использовать имевшееся пространство.
    На южной стороне, со стороны площади, фасад базилики был украшен шестнадцатью арками на пилястрах с полуколоннами, расположенными в два яруса один над другим. После пожара в 410 году портик был заменен гораздо более частой колоннадой; три из этих гранитных колонн, опирающихся на базы из белого мрамора, были поставлены после раскопок у восточной стороны, обращенной к храму Антонина и Фаустины. Еще дальше на восток находится, не на своем месте, большая надпись с посвящением Луцию Цезарю, которая, вместе с фрагментами другой надписи, посвященной его брату Гаю, вероятней всего, были частью монумента (porticus) в честь двух будущих наследников Августа.

    0

    43

    Колонна Фоки.
    В центре Форума стоит высокая мемориальная колонна, воздвигнутая в честь императора Фоки (608 г. н. э.). Это коринфская колонна, изначально увенчанная золотой статуей. Она знаменита тем, что была последним памятником, построенным в Форуме. После чего началось медленное запустение этого места.
    На снимке-колонна на дальнем плане ровно посередине между храмом Сатурна и аркой Севера.

    0

    44

    Базилика Максенция или Константина.
    Непосредственно к югу от храма Ромула (который мы обязательно увидим), за дорогой, известной как кратчайший путь к Каринам (Carinae), находится одно из самых величественных строений имперского Рима — базилика, занимающая большую часть Велии, строительство которой начал Максенций и закончил Константин. Фрагмент плана Рима эпохи Септимия Севера и проведенные на территории здания раскопки показали, что ранее здесь находился большой утилитарный комплекс эпохи Флавиев, соразмерный тому, который занимал всю территорию к югу от Священной дороги, а именно между ней и Палатином и незначительные руины которого обнаружены в результате раскопок прошлого века. Нам известно, что базилика заместила собой Horrea Piperataria (склады перца и специй), что позволяет нам определить предназначение по крайней мере части более древней постройки. Базилика занимает площадь 100 x 65 м: она включала большой центральный неф, ориентированный в направлении восток—запад, длиной 80 м, шириной 25 м, высота которого в оригинале достигала 35 метров. С западной стороны неф заканчивался апсидой; предусмотренный в первоначальном проекте вход был с востока и состоял из длинного и узкого атриума, из которого через пять проходов открывался вход в неф. С севера и юга к центральному нефу примыкали два крыла поменьше, каждое из которых состояло из трех помещений, сообщающихся между собой и с атриумом входа, крытых мощными бочкообразными сводами с кессонами. Центральное помещение северной стороны (единственная сохранившаяся сторона) заключалось в апсиде, с предшествующими ей двумя колоннами, в которой открывались различные ниши, предназначенные для статуй, обрамленные маленькими колоннами на резных консолях. На южной стороне, ныне разрушенной до основания, находился величественный вход, состоящий из портика с четырьмя большими колоннами из порфира, с предшествующей ему парадной лестницей, которая выравнивала разницу высот между Священной дорогой и Велией.

    0

    45

    Эта новая ось север—юг соответствует проектному изменению, реализованному позднее, возможно, Константином. Особенно грандиозным должен был быть центральный свод, образованный тремя огромными крестовинами, опирающимися на восемь колонн из проконесского мрамора, каждая высотой 14,50 м (единственная дошедшая до нас была увезена Павлом V в 1613 году, и установлена на площади Санта-Мария-Маджоре (S. Maria Maggiore), где и находится до сих пор). Конструкция и размеры этого зала аналогичны тем, что мы видим в больших центральных залах императорских терм, которые также называются «базиликами» (наиболее показательным сохранившимся примером являются Термы Диоклетиана, преобразованные Микеланджело в церковь Санта-Мария-дельи-Анжели (S. Maria degli Angeli). В западной апсиде находилась колоссальная статуя сидящего Константина, обнаруженная в 1487. Речь идет об акролифе, то есть о статуе с открытыми частями тела (голова, руки, ноги), сделанными из мрамора, и остальными — вероятно, из позолоченной бронзы. Мраморные части ныне выставлены во дворе дворца Консерваторов. Размер головы — 2,60 м, ноги — 2 м.

    0

    46

    Перед базиликой-мощный и немного мрачноватый портик:

    0

    47

    Арка Тита.
    Арка сохранилась благодаря тому, что была частью укрепления Франджипане. Не достает большинства пилонов, отреставрированных с помощью травертина Валадьером в 1822 г., — событие, о котором гласит соответствующая надпись на аттике со стороны Форума. С другой стороны аттика сохранилась подлинная надпись, благодаря которой можно точно опознать сооружение. Надпись на арке Тита гласит: Senatus / populusque romanus / divo Tito divi Vespasiani f(ilio) / Vespasiano Augusto («Сенат и римский народ божественному Титу, сыну божественного Веспасиана, Веспасиану Августу»). Упоминание Тита как «божественного» означает, что в то время, когда делали эту надпись, император был мертв.
    Таким образом, арку можно отнести к периоду после 81 г., и, скорее всего, она была сооружена по приказу последнего императора династии Флавиев Домициана, брата Тита и сына Веспасиана. Арка имеет один простой мощный пролет, подчеркнутый четырьмя полуколоннами с каждой стороны. Ее ширина — 13,5 м, высота — 15,4 м, глубина — 4,75 м. В ключах свода расположены фигуры Ромы и Гения римского народа, а над архивольтом изображены летящие Виктории на земном шаре со знаменами.

    0

    48

    Вверху в центре на небольшом фризе, сохранившемся только на восточной стороне, изображен триумф Веспасиана и Тита над иудеями в 71 г. — событие, в честь которого и была построена арка. Внутри арки на двух больших рельефах изображены еще два эпизода этого триумфа. На южной стене — начало церемонии — шествие через Триумфальную арку. Последняя, с двумя квадригами над ней, находится справа; по направлению к арке, слева направо, несут fercula (носилки) с трофеями. Добычей являются серебряные трубы и семисвечник (это его самое древнее изображение) из Иерусалимского храма. На дугообразных табличках, вероятно, были написаны названия завоеванных городов и побежденных народов.

    0

    49

    На северной стене арки изображен кульминационный момент триумфа: Тит едет на квадриге, перед ним идут ликторы с беспорядочно наклоненными фасциями. Богиня Рома держит лошадей за узды, в то время как Виктория, находящаяся на повозке, увенчивает императора. Далее следуют аллегорические фигуры римского народа и Сената (первый — обнаженный до пояса, второй — в тоге). Эти рельефы — один из самых зрелых и значительных примеров древнеримского исторического рельефа.

    0

    50

    В центре свода, богато украшенного кессонами, изображен Тит верхом на орле, летящем к небесам. Данный образ связан с апофеозом и с обожествлением императора после его смерти. Эта сцена породила гипотезу, что, как и колонна Траяна, арка также являлась местом погребения самого Тита, и его тело находилось в помещении, расположенном внутри аттика. Но это предположение не подтверждается.

    0

    51

    У подножия арки в начале ХХ века было обнаружено сооружение периода ранней империи со множеством небольших комнат. Анализ археологических находок и органических материалов (к примеру, остатков пищи) позволяет предположить, что постройка являлась гостиницей, служившей также домом терпимости.

    0

    52

    Геннадий Бордуков написал(а):

    сводами с кессонами

    Здорово римляне эту технологию освоили! И перекрытия стоят до сих пор: что тут, что в Пантеоне.

    0

    53

    Геннадий Бордуков написал(а):

    направлению к арке, слева направо, несут fercula (носилки) с трофеями

    Интересная сцена!  :cool: Не зря иудеи римские избегали проходить под Аркой.  :hobo:

    0

    54

    Centurion написал(а):

    И перекрытия стоят до сих пор

    Пусть арка-и не римское изобретение, но именно римляне сумели развить эту технологию до фантастических вершин.

    Непростая написал(а):

    Не зря иудеи римские избегали проходить под Аркой.

    Ага, ходили-плевались...

    0

    55

    Храм Венеры и Ромы.
    Величественное здание, занимающее всю местность от базилики Максенция и до долины Колизея, возведенное на искусственном постаменте (длиной в 145 м и шириной в 100 м), можно с уверенностью назвать храмом Венеры и Рима. Мы знаем, что храм был построен Адрианом в 135 г. н. э. Автором чертежа был сам император, работа которого была раскритикована великим архитектором Траяна, Аполлодором Дамасским, который поплатился жизнью за свою дерзость. Известно, что раньше на этом месте находился портик Золотого дома Нерона, в центре которого возвышался бронзовый колосс Нерона, высотой 35 метров без основания. Начав работы, Адриан был вынужден сместить статую (превращенную Веспасианом в бога солнца Гелиоса) на северо-восток Колизея, на что потребовалось 24 слона.
    Храм занимал центральную часть портика: он был построен из двух целл, одна напротив другой, с общей внутренней стеной. На начальной стадии строительства целлы не имели апсид и были перекрыты балками прямо, т.е. параллельно пола: сегодняшний вид храма с переходными перекрытиями относится к реставрации Максенция, начатой в 307 г. н. э., когда проводилась реставрация восточной части Форума, пострадавшего от пожара. Часть, которая сохранилась лучше, это восточная целла, обращенная к Форуму, включенная в состав бывшего монастыря Св. Франчески Римской (теперь Антиквариум Форума): большие порфировые колонны, выделяясь на фоне стен, поддерживают апсиды там, где находилась статуя божества (статуя Ромы, от которой осталось кирпичное основание). Более мелкие порфировые колонны, расположенные на консолях, обрамляют ниши для статуй: строение, типичное для эпохи 300-х годов, как например в Базилике Максенция и Курии диоклетиановой перестройки. Богатый пол из многоцветного мрамора и оштукатуренные кессоны, обрамляющие потолок, дополняют роскошь храма. Хуже сохранилась другая целла, Венеры, со стороны Колизея. Не осталось практически и следа от колоннады, опоясывавшей четыре стороны здания: на их месте сейчас плетень самшита. Речь идет о десяти колоннах по коротким сторонам здания, за которыми следовали четыре колонны портика, и 22 колонны вдоль длинных стен. Храм, расположенный на ступенчатом возвышении, имеет типичные греческие формы, следуя эллинской моде в эпоху Адриана. Его колоссальные размеры позволяют говорить о самом большом святилище древнего Рима. Две двойных колоннады вдоль длинной стороны окружали святилище, образуя в центре два пропилея. Сохранились некоторые колонны из серого гранита, которые в эпоху Адриана были составной частью портика. Некоторые пробы, взятые из постамента, если не обнаружили следов Золотого дома, то уж точно пролили свет на существование богатого дома республиканского периода.

    0

    56

    Храм Весты и Дом весталок.
    В южной части Священной дороги (Via Sacra), как раз перед Регией (Regia), возвышался храм Весты — один из самых древних и важных храмов Рима.
    Вместе с Домом весталок это сооружение составляло единый комплекс (Atrium Vestae), который был, в свою очередь, топографически и функционально соединен с Регией — домом Великого Понтифика (domus publica), отождествляемым с rex sacrorum. Точно так же, как Регия была святилищем, которое вначале являлось местом поклонения личности царя, храму Весты была уготована роль замещения самого главного домашнего очага — из дома царя, «очага государства», представляющего и символизирующего все остальные домашние очаги.
    Изначально дочери царя охраняли священный огонь, но со временем их заменила группа весталок — жриц единственного женского жречества в Риме. Шесть весталок должны были поддерживать огонь и совершать другие ритуалы, связанные с семейным культом. Для посвящения в жрицы отбирались девочки от шести до десяти лет, родившиеся в семьях патрициев. Они становились весталками на тридцать лет и на протяжении всего жречества должны были оставаться девственницами.
    В случае нарушения этого правила весталку ожидала смертная казнь: ее заживо (кровь весталок не могла быть пролита) хоронили в подземной комнатке земляной насыпи времен Сервия Туллия неподалеку от Коллинских ворот (Porta Collina), на Квиринале. Это место называлось «Злодейским полем». Сообщника наказывали поркой до смерти во время народных собраний. Но, с другой стороны, у весталок было много привилегий: они не подчинялись родительской власти (функции отца выполнял Великий Понтифик), им даровалось значительное состояние, и они имели огромный престиж. Внешне это выражалось в том, что весталки передвигались по городу на повозке, сидели на специальных местах во время спектаклей, и их хоронили в гробницах (скорее всего общих) внутри городских стен. Если приговоренный к казни в день исполнения приговора встречал весталку, ему даровали жизнь.
    В древности весь Atrium Vestae был намного меньше дошедшего до наших дней и ориентирован по четырем сторонам света. Уже тогда храм был окружен оградой, которая соединяла его с Домом весталок. На нынешнем сооружении видны следы последней реставрации, сделанной после пожара в 191 г. н. э., под руководством жены Септимия Севера Юлии Домны (в храме находился священный огонь, и из-за этого часто возникали пожары, которые не раз разрушали здание). Храм стоит на цементном подиуме (диаметр ок. 15 м), облицованном мрамором, к которому примыкали основания, поддерживающие колоннаду из коринфских колонн. Внутри круглого святилища всегда горел священный огонь, и его дым выходил из отверстия, которое находилось в центре крыши конической формы. Часть мраморной конструкции была приподнята пару лет назад за счет использования древних фрагментов, отреставрированных при помощи травертина.Одна из сложных задач — идентификация penus Vestae, т.е. sancta sanctorum (святая святых), в которую никто не мог входить, кроме весталок. В ней хранились символы империи, которые, согласно легенде, Эней привез с собой из Трои. Самым важным из них был Палладий — античное изображение Минервы. Возможно, penus находился в трапециидальном углублении (2,40 х 2,40 м), располагавшемся в подиуме, и в которое можно было попасть только из святилища.
    К сожалению, по техническим причинам сблизи храм я показать не могу-его заслоняет стена базилики Эмилия:

    0

    57

    На восток от храма находится вход в Дом весталок. На фризе ниши, которую когда-то поддерживали две ионические колонны (сохранилась только одна из них), находим надпись о том, что ниша была сооружена на общественные деньги и по указу Сената. Клейма на кирпичах помогают датировать это сооружение эпохой Адриана. Эта ниша — compitum (часовенка на перекрестке) — была посвящена ларам.
    Большой двор с портиками окружают помещения дома, изначально располагавшиеся на нескольких этажах (два этажа сохранились в южной части). Нынешнее сооружение, сделанное из кирпича, представляет собой результат многочисленных изменений, тщательно исследованных. Известно, что Август в 12 г. до н.э после смерти Лепида стал Великим Понтификом и перенес место священнодействий в собственный дом на Палатинском холме, подарив старое жилье понтифика — domus publica — весталкам. Именно после этого сооружение окончательно вошло в состав Atrium Vestae. После пожара Нерона в 64 г. н. э., который разрушил большую часть города, включая храм и атриум Весты, два сооружения (и, возможно, жилье rex sacrorum) были заменены на более высоком уровне до сих пор сохранившимся зданием, которое, несмотря на многочисленные перепланировки, сохранило первоначальную форму и размеры, как и ориентацию, подобно Форуму, по частям света (С-В/Ю-З). После правления Нерона дом подвергается перестройке в период Траяна и впоследствии, вместе с Храмом Весты, — реставрации, произведенной, скорее всего, в период правления Септимия Севера. После официальной отмены языческих культов, провозглашенной сначала указом Феодосия в 391 г. и позже, после поражения последних языческих борцов возле Аквилеи в 394 г., дом был оставлен последними из весталок и частично занят императорскими чиновниками, а после — приближенными папы.
    На восточной стороне находится большое помещение — таблинум — со сводчатым некогда потолком. По двум его сторонам располагаются по три комнаты; вероятно, каждая принадлежала одной из весталок.
    Не исключено, что эта часть сооружения, которая в более ранний период была святилищем, есть не что иное, как алтарь Ларов. Возможно, именно здесь находилась мраморная статуя, которую сегодня можно увидеть в Антиквариуме (Antiquarium) и изображавшая второго римского царя Нуму, традиционно считающегося основателем культа Весты. Существовал также третий этаж, что подтверждают сохранившиеся остатки еще одной лестницы в верхней части таблинума: это сооружение было, скорее всего, предназначено для прислуги. В конце южного крыла здания две лестницы ведут на верхний этаж: в западной части открывается зал с абсидой, который мог служить святилищем. От Цицерона известно, что выше старого дома, в направлении Новой дороги и Палатинского холма, рос небольшой лесок (lucus Vestae), из которого в 390 г. до н. э. чей-то голос предостерегал римлян, что их скоро атакуют галлы, но к этому голосу никто не прислушался. Позднее, этому неизвестному богу, прозванному Aius Locutius, была поставлена часовенка.
    Не исключено, что этот зал с абсидой, который находится как раз на том же месте, про которое говорит Цицерон, был древним святилищем и позднее стал частью Дома весталок.
    Почти всю западную часть дома занимает прямоугольное помещение, находящееся как раз напротив таблинума, которое часто называют триклинием. Помещения, расположенные в северной части дома, почти не сохранились, и поэтому невозможно предположить их предназначение.
    Всё написанное относится к обьектам, расположенным прямо напротив колонн храма Кастора.

    0

    58

    И ещё одно фото с колоннами, принадлежащими храму Весты и дому Весталок (слева от трёх колонн храма Кастора):

    0

    59

    Базилика Юлия.
    Базилика Юлия занимает территорию между храмом Сатурна и храмом Кастора; её границы более точно обозначены двумя главными улицами, ведущими к Форуму и берущими начало от реки Тибр: название этих улиц — Vicus Iugarius на западной стороне, и Vicus Tuscus — на восточной. Возможно, сооружение базилики в ее сегодняшних размерах вызвало изменение направления этих улиц и их новую прокладку (под сохранившейся до наших дней брусчаткой были найдены руины сооружений периода Республики). Здание, длиной в 101 и шириной в 49 метров, стоит на месте одной из самых красивых древних базилик, — базилики Семпрония, построенной в 170 г. до н. э. цензором Тиберием Семпронием Гракхом, отцом известных Тиберия и Гая.
    Как нам известно от Ливия, для этого Гракх снёс дом Сципиона Африканского, который возвышался на этом месте, а также прилегающие лавки ремесленников. Базилика Юлия, безусловно, была намного больше Семпрониевой, занимая также место, где раньше были торговые лавки (Tabernae Veteres), которые предшествовали древнему зданию и служили дополнением новым ремесленным лавкам (Tabernae Novae), расположенным на другой стороне площади, перед базиликой Эмилия. Строительство было начато при Цезаре, возможно уже в 54 г. до н. э., вместе с реставрацией базилики Эмилия и строительством нового Форума Цезаря (как об этом вспоминает Цицерон в своем письме к Аттику). Строительство было завершено при Августе, но базилика вскоре сгорела во время великого пожара в 9 г. до н. э. Построенная заново, она была посвящена двум приемным сыновьям императора, Гаю и Луцию, но сохранила первозданные имя и вид. Пострадав во второй раз во время пожара при Карине (283 г.), восстановлена Диоклетианом. К сожалению, из-за постоянных грабежей от античного здания мало что сохранилось: практически лишь один подиум, который поднимается на несколько ступеней (семь в восточном углу и единственную в западном). Даже кирпичные пилястры, которые можно увидеть сегодня, это результат реставрации прошлого столетия. Однако можно все-таки воссоздать чертеж: здание, особо грандиозное, включало в себя пять нефов: большой центральный зал (82 х 18 м) был окружен со всех четырех сторон двойными портиками: так как внешний портик, с видом на Форум, имел ряд двухэтажных арок, центральный зал в таком случае был в три этажа.

    0

    60

    Здесь располагался трибунал центумвиров. Занавесы или деревянные перегородки делили зал на секторы, давая возможность работать четырём трибуналам одновременно.
    Только в случае очень важных слушаний использовался весь зал. Одно из таких описано Плинием Младшим, который рассказывает, что на одном из его процессов толпа наводнила не только сам зал, но и верхние галереи.
    На ступенях базилики, ведущих к Форуму и на полу галерей до сих пор видны следы многочисленных игр (в шашки, филетто), эти места должно быть занимали бездельники и шалопаи, которых было полно на площади. Кроме того, граффити воспроизводят статуи, вероятно, стоящие вокруг. Так, ближе к центру фасада, видны два основания с надписями: opus Polycliti и opus Timarchi, на которых, вероятно, в свое время возвышались две статуи известных греческих скульпторов (оригиналы, а не копии), привезенные сюда предположительно в Северову эпоху (судя по эпиграфическому стилю). Одна из них была поставлена на базу с надписью с именем префекта города 416 г. Габиния Веттия Пробиана и гласящую о том, что статуя была перевезена в базилику Юлия из другого места. Этот факт (о котором свидетельствуют также и другие найденные тут же аналогичные базы для статуй) можно связать с разграблением Рима Аларихом, произошедшим несколькими годами ранее.
    Некоторые пробы грунта, взятые из глубины в центре базилики, пролили свет на руины другого здания (возможно базилики Семпрония), более древнего, включающего в себя также имплювий частного дома, который признан домом Сципиона Африканского.

    0