Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



    Награды в римской армии

    Сообщений 1 страница 12 из 12

    1

    На мой взгляд, тема интересная тем более, что один из типов наград - фалеры, послужили названием прикладной вспомогательной исторической дисциплины (и раздела коллекционирования) - фалеристике.

    Наград в Риме было много - тут и венки, и ожерелья, и браслеты и, собственно, фалеры - круглые стеклянные (в металлической оправе),  бронзовые (часто позолоченые) и серебряные знаки отличия, которые крепились с помощью кожаных креплений к доспеху военнослужащих. Фалер найдено немного - в музеях около сотни, ну и несколько сотен в частных коллекциях, так что это большая редкость и удача найти одну из них.
    http://savepic.su/6344097m.gif
    Это надгробие центуриона, где хорошо видны круглые фалеры. Как-то так повелось, что фалеры - награда преимущественно центурионов. Поэтому на доспехе центуриона всегда есть эти круглые награды.
    Это коллекция фалер из одного немецкого музея
    http://savepic.su/6312353m.jpg

    +2

    2

    Doctor03 написал(а):

    Это надгробие центуриона

    Это  надгробие центуриона Марка Целия, погибшего в битве в Тевтобургском лесу. Ксантен.

    Doctor03 написал(а):

    Это коллекция фалер из одного немецкого музея

    Набор фалер из Лауэрсфорта. Германия.

    0

    3

    Геннадий Бордуков написал(а):

    надгробие центуриона Марка Целия, погибшего в битве в Тевтобургском лесу

    Тело-то центуриона, похоже, там же, в лесу и осталось. То есть,это надгробие над пустой могилой?

    0

    4

    Doctor03 написал(а):

    То есть,это надгробие над пустой могилой?

    Даже не знаю. Надгробие в Ксантене, это явно не Тевтобургский лес и даже не Германия. Надгробие воздвиг брат павшего центуриона. Возможно, ритуальное захоронение.

    Doctor03 написал(а):

    Наград в Риме было много

    Вот чутка инфы из Коннолли:

    В период республики воинские знаки отличия раздавались по большей части на основе индивидуальных заслуг, невзирая на ранг. В эпоху империи некоторые награды были предназначены только для определенных рангов, и первоначальный смысл награды был забыт. Так, короной навалис награждались только люди рангом не ниже консуляра, и она уже не имела никакого отношения к морю и кораблям. Корона обсидионалис, дававшаяся за спасение армии, по самому своему происхождению предназначалась только командиру. Неясно, присуждалась ли она в эпоху империи — однако Плиний утверждает, что Август получил такой венок. Последним, о ком точно известно, что он награждался таким венком, был Сулла. Корона цивика сохранила свое прежнее значение и, как и при республике, присуждалась тому, кто спас жизнь гражданину на поле битвы. А вот корона муралис и корона валларис сделались чисто декоративными, никак не связанными со взятием стены или укрепления. Последние две в эпоху империи делались из золота и не могли быть присуждены никому ниже центуриона. Однако простые солдаты могли быть награждены фаларами, гривнами и браслетами (armillae). Все эти знаки, похоже, кельтского происхождения. Центурион обычно награждался как солдатскими знаками, так и золотыми коронами.
    Центурионы первого ранга и младшие трибуны могли также быть награждены серебряным копьем (hasta pura). Существовал также простой золотой венок (corona aurea), которым награждались офицеры от центуриона и выше. Старшие трибуны могли рассчитывать на два золотых венка, два серебряных копья и два маленьких золотых штандарта (vexillum). Легаты легионов могли получить по три таких знака отличия, а проконсулы, наместники провинций — по четыре.

    0

    5

    фалера
    Светлана Зацепина
    Наиболее изысканные фалеры изготавливали древние фракийцы (племена, населявшие когда-то Балканский полуостров и северную Грецию). Еще древнегреческий поэт Гомер (жил приблизительно в 8 веке до н.э.) прославлял эту землю, как «родину быстрых лошадей». Там изготавливали фалеры исключительно из серебра, золота, и украшали так называемыми «маскаронами» (франц. Mascaron), т.е. рельефными изображениями человеческого лица или животных. «Звериный» стиль в их искусстве не случаен: грифон, сфинкс, змей, орел, лев символизировали власть и могущество элиты фракийского общества того времени. Примером тому служат фалеры из погребального комплекса Севта III, царя эпохи Александра Македонского, которые нашли  при проведении археологических раскопок  кургана  Голяма  Косматка, Болгария.

    О красоте фалер свидетельствуют экспонаты, находящиеся в различных музеях мира, в том числе и в российских. Так в Государственном Московском Историческом музее в зале № 6 хранится большой выпуклый золотой фалер (диаметр 20 см) с необычной мифологической сценой на поверхности. В том же зале представлены большие и маленькие серебряные и бронзовые фалеры, украшенные разнообразными геометрическими рисунками. Их обнаружили в могильнике возле станицы Северской в Закубанье. В Новочеркасском музее истории Донского Казачества представлены «сарматские» фалеры. Эти круглые серебряные диски (диаметр 24 см) вначале были оттиснуты на деревянной матрице, затем рельефные детали изображений были дополнительно проработаны чеканом и позолочены. Другим примером может служить экспонат Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника – это золотой фалер (диаметр 14,5 см), который обнаружили в кургане возле Могильника «Дачи». Эти и многие другие находки относят к большой группе эллинистических изделий, которые различными путями попадали в среду кочевников европейского степного пояса, но в основном,  во время  военных походов и стычек с соседними племенами и  отрядами римской армии.

    Много фалер было найдено в Германии, на месте бывшего римского военного лагеря Castro Vetera (в настоящее время деревенька Битен, южнее города Ксантен). На их поверхности среди растительного орнамента выделяется высокий горельеф некой особы. Различима и нацарапанная надпись, которая гласит: «Plinio praef (ecto) eq(uitum)», что в переводе с латинского означает «в то время, когда Плиний был префектом всадников». По всей вероятности, этот фалер из посеребренной бронзы  (диаметр 10,5 см) был изготовлен в I веке н.э. для всадников, служивших в римской коннице под командованием Плиния Старшего (23/24 - 79 н.э.). Историк и писатель, он командовал римской конницей на Рейне. Он также руководил флотом у мыса Мизен в Неаполитанском заливе, где погиб, участвуя в спасательных работах во время извержения Везувия. Отсюда видно, что древние римляне тоже украшали сбрую своих лошадей фалерами, переняв эту традицию у покоренных ими народов. Однако у римлян фалеры являлись не только конским украшением, но и знаками отличия богатого римского сословия «всадников», наряду с золотым кольцом-печаткой – знаком отличия еще более привилегированного римского сословия  «сенаторов». А своей обувью с украшением в виде полумесяца из слоновой кости отличались «патриции» – родовитые римляне. Со II века до н.э. фалерами стали награждать римских воинов за личное мужество и отвагу. Очень часто фалеры обнаруживают сразу по 5, 7 или 9 штук. Это позволило предположить, что они жаловались заслуженным воинам  в комплекте. В то время центурионы украшали большими дисками свою грудь как «современными медалями»; рядовые легионеры подвешивали маленькие бляшки к военному поясу, что напоминало своеобразный «фартук». Фалерами награждались целые воинские подразделения, которые водружали их макеты на древко своих знамен, где они походили на большие плоские «тарелки» и «полумесяцы».

    Удостоенному такой награды воину или воинскому подразделению предоставлялись все положенные в этом случае привилегии: повышение по службе, увеличение жалованья, освобождение от изнурительных лагерных и строительных работ. При увольнении центурион мог присоединиться к богатому сословию римских всадников, то есть подняться на одну ступеньку выше по социальной лестнице. Это была довольно высокая награда того времени. Кроме фалер в римской армии существовало много других наград и поощрений для доблестных солдат, офицеров, военачальников и самого римского императора. Все они, за редким исключением, первоначально являлись трофеями, снятыми с поверженного врага во время многочисленных войн, что вел Рим. Но на их основе римляне создали и развили стройную наградную систему, которой не было аналогов в древнем мире.

    Разнообразие наград хорошо видно на погребальных стелах римских воинов. По сложившемуся в Риме обычаю на них гравировали барельеф заслуженного воина со всеми регалиями власти или ранга, и всеми полученными им за время службы знаками воинского отличия (лат. dona militaria). Даже памятные эпитафии на погребальных  стелах служили прославлению воина. Ведь испокон веку римляне руководствовались во всех своих делах девизом «Virtus», в который они вкладывали понятие «добродетели, соединявшей в себе военное мужество с ревностным исполнением гражданского долга». Военная слава и почет считались наградой за мужество и доблесть, и открывали для них путь к должностной карьере, успехи в которой делались источником еще большей славы. Древнегреческий историк Полибий (ок.201 – ок.120 до н.э.) во «Всемирной истории», в 3-ем томе,  глава 39,  утверждал: «…солдаты, удостоенные подобных наград, помимо того, что слава о них идет в лагере и теперь же достигает родины, участвуют в торжественных процессиях со знаками отличия; носить подобные украшения может лишь тот, кого консул наградил ими за доблесть; в домах своих они кладут снятые с неприятелей доспехи на самых видных местах, как памятники и свидетельства своей доблести».
    Примером тому служит одна из погребальных стел, находящаяся в Боннском музее. Памятная надпись гласит, что она поставлена «в честь Марка Целия, сына Тита из трибы Лемония, уроженца Кельна, центуриона I ранга XVIII легиона, в возрасте 53 лет, погибшего вместе с Квинтилием Варом». На ней изображен  воин с регалиями центуриона (палка из виноградной лозы, бронзовые доспехи, плащ с двумя фибулами) и всеми наградами, полученными им за доблесть и мужество, проявленные в боях – шейный обруч на ленте,  2 браслета, венок и фалеры.

    Фалеры, что на груди центуриона, подобны тем, что находятся в Романо-германском центральном музее города Лауэрсфорт, (Майнц) Германия. Это  - круглые диски (диаметр 10,5 – 11 см.) из покрытой золотом бронзы с односторонним рисунком на аверсе. На поверхности представленных фалер - барельефные изображения духов подземелья и многочисленных богов (армейских гениев), которые считались в ту пору сакральными символами и оберегами. Это - Юпитер, Марс, Минерва, Аполлон, Геркулес, Вакх, Фавн, Диана, Лар, Сатир, Селена и другие. Обычно их представляли в обличии медузы-горгоны, амура, молодого юноши, красивой девушки, женщины, мужчины и мужественного старца.Встречаются и другие рисунки на поверхности фалер. Это - геометрические и растительные узоры, сцены из мифологии, различные символы и аллегории, архитектурные сооружения, триумфальные квадриги, трофеи, изображения младенцев, царствующих особ, их родственников, а также изображения зверей и фантастических существ.

    Наиболее редкими считаются фалеры из металла с «ажурной» поверхностью. Также редки фалеры из стекла и полудрагоценных камней – геммы. Эти тонкой работы произведения искусства вставляли в оправу и носили чаще всего на золотой цепочке как кулоны. Подобно им носили и большие золотые монеты - медальоны, например: победный ауреус (лат.aurum - золото) с изображением того или иного римского императора. Такого вида фалеры, конечно же, уже не являлись украшениями конской сбруи. Их отличал и совершенно другой способ крепления – петелька для цепочки и поперечные бороздки на оборотной стороне для удержания оправы. А в случае с «ажурными» фалерами применялась клепка на кожаный части военного обмундирования, например, балтеус (военный пояс). Они служили наградами, которые вручал император особо отличившимся военным за боевые заслуги или приближенным должностным лицам за верную службу. Над их изготовлением трудились искусные мастера ювелирного дела и художники-гранильщики.
    Взято : http://www.proza.ru/2014/06/25/1301

    +2

    6

    Серебряная позолоченная фалера из кельнского музея
    http://savepic.su/6291772.png

    +1

    7

    Небольшой  текст с сайта  http://www.textfighter.org/raznoe/Histo … atory.php.  где интересно говорится о триумфаторах, венках и фалерах

    Свернутый текст

    История Древнего Рима — это история побед римского оружия. Война была для римлян естественным состоянием, и деревянные двери храма бога Януса, располагавшегося в центре Форума, почти всегда были открыты в знак того, что сам бог выступил на помощь легионерам. Во время триумфов римский народ мог видеть свое войско во всем блеске. В «Истории» Тацита, например, так описывается триумфальное шествие солдат Вителлия во время гражданской войны 69 года:

    «Центурионы, сверкая оружием и знаками отличия, шли каждый впереди своей центурии; фалеры и гривны солдат сверкали на солнце».

    Менее распространенными были фалеры из стекла, обычно темно-синего цвета, кроме того, не все специалисты считают их наградами. Если при археологических раскопках металлические фалеры обычно попадаются ученым в комплекте, то стеклянные встречаются реже и чаще всего поодиночке, поэтому в настоящее время их известно чуть более 70 экземпляров. На стеклянных фалерах изображены мужские головы, не встречавшиеся на металлических, причем часто в сопровождении детей. Многие ученые теперь склоняются к мысли, что на стеклянных фалерах изображались императоры и наследные принцы из династии Юлиев-Клавдиев с сыновьями, реже — их жены. Наиболее часто на стеклянных фалерах встречаются изображения императоров Тиберия и Клавдия (иногда с сыновьями), а также полководца Германика — любимца рейнских легионов, который намечался в преемники Тиберию, если бы не его внезапная кончина.

    Немалую роль в римских триумфах играл мирт. Сплетенным из него венком украшали героев за гражданские доблести или за войну без пролития крови. Венок этот назывался «corona ovalis» (от слова «ovus» — овца), так как при возложении его на голову героя обычно приносили в жертву овцу. Первым такую награду получил консул Постум Тубертус, победивший сабинянок. Но когда такой же венок поднесли Марку Крассу за победу над рабами Спартака, тот отклонил эту награду.

    «Красс и не пытался требовать большого триумфа за победу в войне с рабами, но даже и пеший триумф, называемый овацией, который ему предоставили, был сочтен неуместным и унижающим достоинство этого почетного отличия.

    При таком малом триумфе полководец не ехал по улицам Рима, стоя в колеснице, запряженной четверкой лошадей, в лавровом венке и сопровождаемый звуками труб. Он шел пешком, в сандалиях, в венке из мирта, а сопровождали его флейтисты, так что и сам триумфатор производил не столько боевое, устрашающее, сколько вполне мирное впечатление. К тому же флейта считалась инструментом исключительно мирным, а мирт — любимым растением Афродиты, более всех других богов ненавидевшей насилие и битвы.

    Однако сенат не был удовлетворен столь ограниченным чествованием Красса и потому разрешил ему, учитывая заслуги в деле спасения Отечества, быть увенчанными не миртовым, а лавровым венком» <Хефлинг Г. Римляне, рабы, гладиаторы. Спартак у ворот Рима. — М., Мысль, 1992.>.

    И. Можейко пишет, что наградные венки Рима имели весьма четкую иерархию и внешний вид, установленный правилами. Каждый подвиг награждался особым венком, и число их в Римской империи было довольно велико. Вначале венок был лавровый, потом его листья стали делать из золота, и у венка появились другие названия. Золотой венок (corona aurea) получали лишь триумфаторы. За ним шла «Corona obcidionalis», которую сначала плели из цветов и травы, а затем стали изготовлять из золотых цветов и золотой травы. Этой наградой увенчивали тех, кто снял осаду с города или крепости. «Corona ziwika» из дубовых листьев вручалась тому, кто в бою спас товарища. Наградой за морские подвиги была «Corona nawalis rostrata», зубцы которой изображали нос корабля. К венцам полагались ленты, которые повышали достоинство награды.

    Наградные венки не всегда венчали голову героя, иногда их носили на золотой цепи на шее. Вручались они не только полководцам или отдельным воинам, их мог получить целый легион или центурия. В таких случаях сигны <то есть шесты, которые тогда заменяли нынешние знамена> воинских частей украшали не одной, а многими наградами. На сигне помещались венки, фалеры и другие знаки отличия легиона, а высшей наградой для него было пурпурное квадратное знамя, свисающее с перекладины шеста, увенчанного римским орлом.

    На закате Римской империи стало обычным награждение воинов за оказанные императорам особые услуги золотыми шейными цепями. Например, римский историк Иосиф Флавий так писал о награждении императором Веспасианом военачальника Проба (I в.):

    После I века до нашей эры, когда в Древнем Риме установилась императорская власть, появились «портретные» фалеры с изображениями римских императоров, и с этого времени награды за воинскую доблесть стали вручаться от имени императора. Изображение одной из таких фалер можно увидеть на Триумфальной арке в Лептис-Магне — родном городе императора Септимия Севера.

    С глубокой древности сакрализация правителей на Востоке и в Египте была явлением обычным, все цари Азии и фараоны Египта считали себя богами. Атталиды, например, уподобляли себя олимпийским богам, а побежденных галлов — поверженным титанам. Эти и другие традиции были заимствованы и римскими императорами, которые учреждали культ своих родителей, жен и других родственников. Так что император Август ничего особенно нового в создание собственного культа не внес.

    Однако попытки римских императоров отождествлять себя с богами не всегда были успешными. Это удавалось лишь немногим: например, Марк Антоний и Клеопатра отождествляли себя с Дионисом и Афиной. Антоний выпускал собственные монеты со своим изображением в образе Диониса, Секст Помпей требовал, чтобы его почитали в образе Нептуна (это тоже нашло отражение в чеканке специальных монет), Август предстанет на денариях в образе Аполлона, а Нерон на родосских монетах поместил свое изображение в образе бога Гелиоса. А вот Юлий Цезарь во время Галльской войны свой портрет на монетах не помещал, так как не имел на это права. На монетах изображалась только голова богини Венеры, которая считалась покровительницей рода Юлиев, или сцена бегства царя Энея из Трои.

    Юлий Цезарь был обожествлен еще при жизни: в Риме и завоеванных провинциях ему ставились статуи, в его честь устраивались игры, жрецы молились за его здоровье, клятва именем Цезаря считалась священной и юридически действительной. Однако право помещать свои портреты на монетах он получил от римского Сената только незадолго до смерти.

    Портреты римских императоров встречаются и на найденных медальонах — монетах большого размера, хотя, по мнению некоторых исследователей, их нельзя отнести к наградам, так как они скорее всего были лишь ходячей монетой. Другие же исследователи полагают, что римские медальоны были тем же самым, что и наши медали. Сейчас в науке нет единой точки зрения на этот счет, так как надписи, сделанные на таких медальонах, говорят столько же «за», сколько и «против» каждого из двух этих мнений.

    Иногда медальоны чеканились по повелению самих цезарей, а не Сената, которому они поручали чеканить все другие монеты. Это подтверждается тем, что на них нет букв «S.C.» — Senatus Consulto (по решению Сената). Однако медальоны могли быть и пущенной в обращение монетой: между медальонами и монетами существует большое сходство в изображениях на них и круговых надписях, и отличаются они друг от друга только величиной, толщиной и весом, а также отсутствием или наличием на оборотной стороне букв «S.C.».

    Большой интерес в этом отношении представляет медальонообразный сестерций римского императора Отона, о котором рассказал русский ученый В. Шугаевский. Долгое время среди большинства нумизматов бытовало мнение, что Отон не признавался Сенатом как император, так как был в его глазах лишь узурпатором. Поэтому Сенат, обладая исключительным правом выпуска бронзовой монеты в Риме, отказался чеканить ее с профилем и именем Отона. Вплоть до начала XX века ни одной бронзовой монеты собственно римского чекана с изображением этого императора не было известно, хотя встречались бронзовые монеты, отчеканенные в римских провинциях — Александрии Египетской, Антиохии Сирийской и др.

    Немецкий ученый XIX века Моммзен, известный знаток римского монетного дела, считал, что самым высоким и самым священным из всех титулов императора в Риме в течение всего I века нашей эры считался титул верховного жреца. Поэтому, пока император не получал этого титула, Сенат не признавал за ним всей полноты императорской власти и не чеканил бронзовых монет с его именем.

    Облечение императора титулом верховного жреца происходило в марте, и Отон был возведен в этот сан 9 марта 69 года — за пять дней до своего похода против Вителлия. В это время политическое положение его было настолько шатко, что Сенат медлил с выпуском монет-медальонов, пока не выяснится исход борьбы между двумя соперниками. С этим мнением немецкого ученого были согласны и некоторые другие нумизматы (например, Е. Ленорман, Р. Моват). Последний, правда, не мог понять, как Отон, будучи полным хозяином Рима, допускал неповиновение Сената хотя бы и в течение непродолжительного времени.

    +1

    8

    Doctor03 написал(а):

    Первым такую награду получил консул Постум Тубертус, победивший сабинянок.

    Сабинян.
    Интересно бы узнать источники авторов этой статьи, о получении Тубертом триумфа известно, о том, что он первым получил овацию (малый триумф)-тоже известно. О короне- :nope:

    0

    9

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Первым такую награду получил консул Постум Тубертус, победивший сабинянок.
    Сабинян.

    мне лично версия с сабинянками больше нравится  :rolleyes:
    а из зала им кричат: давай подробности! (с)  :D

    0

    10

    Cабинянок, лесбиянок, амазонок - какая разница :blush:  Главное, что победил, сабинян, естественно. Сабинянок, их только похищать принято :D
    Что касается авторов - это интернет,  только ссылку на сайт дал

    0

    11

    Ant Venetus написал(а):

    центуриона I ранга XVIII легиона, в возрасте 53 лет,

    Староват для служивого.

    0

    12

    Непростая написал(а):

    Ant Venetus написал(а):центуриона I ранга XVIII легиона, в возрасте 53 лет,

    Вилимо, подразумевается что это центурион primi ordines - то есть когорт первой линии, в отличие от когорт inferiori ordines те 2 линии. Центурионы первых пяти когорт были старшими  (Всего в легионе было 59 центурионов) удвоенной центурией командовал центурион первой линии - primi pilis, часто неправильно называемый центурионом первого копья от созвучия pilis (линия, шеренга) и pilus (копьё) те примипил. Вилимо он и подразумевался под центурионом 1 ранга (первым среди первых) Примипилом и становились к 50 годам, отслужив не менее трех десятков лет и была эта должность очень почетной и уважаемой (в легионе по рангу ниже только легата, пяти трибунов и префекта лагеря) . Примипилы становились в поздней империи всадниками, те как бы приобретали дворянство. То есть неправильно центурионов соотносить с рангом капитана (или сотника).  Его реальная власть и аналог воинского звания следует соотносить с положением внутри легиона - те примипил был бы подполковником по современным представлениям, центурионы первой линии майорами. Но, вообще-то переносить современную систему званий и рангов на римскую армию по меньшей мере, странно. Там существовали параллельно две линии чинопроизводства - так сказать, центурионская, неаристократическая и вторая линия. - аристократическая, где военные чины давали возможность успешной политической карьеры аристократа.

    Отредактировано Doctor03 (2015-10-29 19:43:32)

    +1