Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Наши путешествия. » Палатин-римская "Рублёвка".


    Палатин-римская "Рублёвка".

    Сообщений 1 страница 20 из 48

    1

    Пришло время взглянуть на Рим свысока и прогуляться  на Палатин.
    В качестве сопроводительного текста (кстати, им я вас перегружать не буду)-личные впечатления, ну и информация, почёрпнутая из разных источников:от Гиро и до Википедии.   
    По преданию, здесь возник древний Рим: на Палатине были вскормлены волчицей и воспитаны Фаустулом Ромул и Рем, известно, что город Ромула был построен именно на этом холме. Черта города была отмечена камнями, расположенными на известном расстоянии друг от друга. Во времена Тацита еще показывали старое городище. Это «четырехугольный Рим» (Roma quadrata), названный так вследствие формы самого холма, или скорее оттого, что он был построен по правилам искусства авгуров, которое требовало, чтобы город имел именно эту форму. В наше время в разных местах находили остатки первобытной стены, которая его окружала; это большие каменные глыбы, извлеченные из недр самого холма.
    Название Palatium связано с именем богини Pales, охранительницы скота. Очевидно, Палатинский холм первоначально служил выгоном для скота, а когда у италиков появились первые религиозные представления и возник культ богини Палес, то Палатин стал религиозным центром пастухов, совершавших здесь жертвоприношения.
    Войдём на Палатин со стороны Via di San Gregorio.

    0

    2

    По дороге к основному комплексу зданий и построек минуем величественные руины акведука Клавдия:

    0

    3

    Во времена империи Палатин стал, по выражению Тацита, цитаделью римского мира. В дни своей юности Август жил около форума; потом, когда он был еще не более, как честолюбец, стремившийся сделаться преемником Цезаря, он купил на Палатине дом Гортензия; и этот-то дом, постепенно увеличиваемый, сделался первым императорским дворцом. Он был уже очень обширным, когда пожар разрушил его. В Риме существовал обычай, по которому друзья в складчину помогали хозяину сгоревшего дома поправить беду. Все римские граждане поспешили принести Августу свою лепту, но тот принял от каждого лишь самую незначительную сумму и на свой собственный счет отстроил себе новый дворец, гораздо больший и более красивый, чем прежний. Когда его выбрали великим понтификом, то он не переселился подобно своим предшественникам в особое здание около храма Весты, а остался жить у себя и ограничился тем, что соорудил храм Весты в своем доме. Таким образом, традиционное правило как будто бы было соблюдено, и великий понтифик находился постоянно поблизости богини-покровительницы Рима.
    В 1775 г. были произведены раскопки на предполагаемом месте этого дома. Отрыли двухэтажное здание, причем верхний этаж его сильно пострадал, но нижний остался в почти нетронутом виде. Некоторые залы наполнял мусор; другие были пустые, и по ним можно было пройтись: здесь сохранилась штукатурка, драгоценный пол и мраморная облицовка, прикрепленная к стенам железными скобками. Прелестная живопись украшала потолок, тут и там стояли статуи художественной работы. Из плана, сделанного архитектором, который руководил этими раскопками, видно, что предполагаемый дворец Августа был похож на все римские дома. Он заключал в себе много комнат, но по большей части довольно незначительных, так что ни одна не могла бы служить для официальных приемов. Это обстоятельство подтверждает то, что мы знали раньше о простоте, которой отличался Август в своей жизни.

    0

    4

    Напротив дворца Августа расположился дворец, выстроенный Домицианом, в отличии от Августа любившего всё роскошное и самое лучшее, и по-этому не пожалевшего денег на отделку дворца.
    Благодаря раскопкам последних лет это здание вполне восстановлено. Уже в XVII веке производились исследования его развалин, но тогда, выбравши все, что было драгоценного, их снова засыпали. В наши дни их окончательно очистили. Этот дворец Домициана представляет собой еще типичный римский дом, только огромных размеров. К нему подходили по clivus palatinus, о которой мы уже упоминали. В конце этой улицы виднелся главный фасад. Под великолепным портиком, поддерживаемым колоннами, расположены были три двери: средняя вела в обширное помещение, представлявшее собой, очевидно, приемную залу или tablinum. Здесь давались императором аудиенции; здесь именно император принимал послов иностранных царей и народов, а также депутации от провинций. В глубине зала, в абсиде, стоял его трон; вокруг стен, одетых в мрамор, шли колонны 8 метров высотой чудной работы; в восьми больших нишах помещались колоссальные статуи из базальта; по бокам входа стояли две колонны; порогом служил такой большой кусок греческого мрамора, что впоследствии из него сделали главный престол в одной из церквей. Все эти сокровища исчезли, едва осталось несколько мраморных плит на стенах и на полу. По обе стороны tablinum'а находились помещения, в которые можно было войти из передней портика. Меньшее из них принимали за домашнюю молельню (lararium), где поклонялись семейным божествам. Вторая представляла собой базилику, т.е. залу, в которой происходит суд. В ней можно отчетливо различить все части; около полукруглой абсиды, где заседали судьи, остался даже обломок мраморной балюстрады, отделявшей абсиду от остального помещения. Здесь император решал гражданские и уголовные дела, которые восходили к нему.
    За этими тремя залами находился перистиль, род двора, окруженного портиками, занимающий пространство в 3000 кв. метров. Еще до сих пор видны остатки колонн из карийского мрамора, поддерживавших крышу этого перистиля, и мраморных плит из Нумидии, которые покрывали стены. В глубине перистиля, против tablinum'a, широкая дверь вела в triclinium, т. е. столовую. Эта зала должна была быть очень красивой: по словам Марциала, «сами боги могли бы здесь вкушать нектар и принимать из рук Ганимеда священную чашу». Согласно римскому обычаю, тут было три стола: два стояли вдоль боковых стен, третий — против входа в особом, весьма роскошном помещении, напоминающем абсиду: тут сохранилась еще часть пола из порфира и змеевика; за этим столом помещался император и самые значительные особы. С каждой стороны из пяти больших окон, отделенных друг от друга колоннами из красного гранита, открывался вид на нимфею с мраморным бассейном, который был окружен статуями в нишах. Со своего ложа пирующие могли видеть воду, бившую из фонтана и падавшую со ступеньки на ступеньку по мрамору, среди зелени и цветов.
    Этот громадный дворец заключал в себе еще много других зал, но в нем не нашли жилых покоев. Быть может, он служил только для официальных приемов: на самом деле жили императоры в другом месте. Их настоящим жилищем, по-видимому, был дом Августа или Тиберия. Для того чтобы можно было пройти из этого дома во дворец Домициана, была прорыта подземная галерея. Таким образом, существование императоров было, так сказать, двойственным: часть времени они проводили в этом великолепном дворце, который со времен Нервы стал aedes publicae; другую часть — в жилище менее роскошном.

    0

    5

    К сожалению, оценить великолепие дворца Домициана изнутри затруднительно (также как и дома Августа-постоянно ведутся реставрационные работы). Но ничто не мешает нам оценить изящество и даже роскошь стадиона, который построил Домициан, с примыкающей к нему императорской ложей.

    0

    6

    Уже целый век цезари жили в старинных дворцах, как Септимию Северу пришла мысль соорудить новый, быть может, для того, чтобы придать больше блеска новой династии, которая им начиналась. На Палатине уже становилось тесно. Оставалось, впрочем, еще свободное место против Целийского холма. Здесь меньше строили, потому что почва спускалась покато к самой долине и была неровной. Тем не менее, дворец Домициана до некоторой степени распространился и сюда. Его перистиль сообщался посредством целого ряда помещений с домом Августа, а по другую сторону этого дома было устроено ристалище, которое теперь совершенно расчищено. Оно должно было быть очень изящно, если судить по императорской ложе, которая состоит из двух комнат, помещенных одна над другой. За этим-то ристалищем, на углу холма, по направлению к западу и югу, и построил Север свой дворец. Предварительно нужно было возвести сложный фундамент, состоящий из поставленных друг на друга аркад. Этот фундамент стоит еще и до сих пор. Земля, покрывавшая его, снята, и высокие аркады, видные со всех сторон, кажутся, на первый взгляд, остатками самого дворца, но на самом деле это только его фундамент. Собственно от дворца сохранились лишь несколько кусков стены и особенно развалины императорской ложи в большом цирке. Эта ложа была устроена так, что император мог присутствовать на играх, не выходя из своего жилища.
    Дворец Севера составляет одну огромную постройку совместно с термами. Очень трудно уловить границы строений, по-этому фоты выкладываю все сразу, дабы не ввести вас в заблуждение неверной инфой:

    0

    7

    А вот это-точно термы Септимия Севера:

    0

    8

    Арочные проходы во внутренних помещениях дворца Севера. Мрамор со стен, увы, растащили...
    Остался только знаменитый литой бетонный потолок:

    0

    9

    Ещё виды дворца Септимия Севера:

    0

    10

    С высоты дворца Септимия Севера прекрасно виден Большой Цирк (Circus Maximus).
    Как гласит предание, Луций Тарквиний Приск устроил за счёт добычи в войне с латинами особое ристалище в долине между Палатинским и Авентинским холмами, известное потом под названием «Великого Цирка» (лат. Circus Maximus). Тарквиний Гордый несколько изменил расположение этого сооружения и увеличил в нём число мест для зрителей, Юлий Цезарь значительно расширил его, а Нерон после знаменитого пожара, опустошившего Рим, выстроил Великий Цирк вновь с большею против прежнего роскошью; Траян и Домициан улучшили его ещё более, и даже Константин и его сын, Констанций, заботились об его украшении. Последние скачки в нём происходили в 549 году. Таким образом, он просуществовал шесть веков, и его история тесно связана с историей Рима и Римской империи. Расположением своим он походил на древнегреческие гипподромы. Арена Цирка после его перестройки Юлием Цезарем имела в длину 640 м и в ширину 130 м. С трёх сторон, одной короткой и полукруглой и двух боковых, длинных, она была опоясана покоившимися на сводах многочисленными, устроенными один выше другого ярусами сидений (лат. moeniana), над которыми возвышались павильоны и галереи с колоннами. Нижний ярус, лежавший непосредственно над довольно высоким цоколем сооружения (лат. podium), был назначен для сенаторов; тут же во времена императоров находилась их трибуна (лат. pulvinar). Следовавший за тем ярус могли занимать только всадники, а остальные ярусы предоставлялись для людей других сословий. С внешней стороны вся эта часть сооружения представляла аркады и колоннады, из-под которых по множеству лестниц можно было пробираться к местам для зрителей. Огромное сооружение было без крыши, но зрителей могло защищать от солнца натянутое над ними полотно.
    По центру арена была разделена на две части длинной низкой стеной, которую в течение столетий украшали все новые и новые произведения искусства и памятники. В 10 г. до н. э. сюда был доставлен из Гелиополя обелиск Рамсесу II (в настоящее время находится на пьяцца дель Пополо), а в 4 в. н. э. — обелиск Тутмосу III из Фив (сейчас его можно увидеть на пьяцца ди Сан-Джованни в Латеране). В центре размещались семь шаров, с помощью которых отмечали число пройденных кругов. Агриппа установил для этой цели семь бронзовых дельфинов. Со временем стена покрылась огромным числом памятников, ниш и небольших святилищ. У окончания стены Клавдий поставил островерхие столбы (metae), где колесницы должны были совершать разворот. В середине южного полукруглого участка находились ворота, вместо которых во 2 в. до н. э. поставили Арку Стертина. Позже, в 81 г. н. э., вместо нее появилась другая арка, которой Сенат дал имя императора Тита в честь победы над иудеями.

    0

    11

    Я уже упоминал о том, что на многих обьектах ведётся реконструкция. Вот посмотрите-античная черепица собрана, расфасовона и готова обрести "вторую жизнь":

    0

    12

    Ещё несколько кадров. Это, по-видимому, всё, что осталось от дворца Тиберия и прилегающей территории:

    0

    13

    Ещё интересное сооружение (вернее то, что от него осталось)-храм Аполлона.
    Построен он был рядом с Домом Августа  торжественно открыт в 28 до н.э. во время очень торжественной и помпезной  церемонии. Здание храма было отделано белым мрамором, двери облицованы золотом и слоновой костью; у него был портик с  колоннами жёлтого цвета и украшен пятьюдесятью статуями.
    Сегодня храм Аполлона, увы, выглядит по-другому:

    0

    14

    Несколько последних кадров различных строений и затем спрячемся в прохладную тишину Палатинского музея:

    0

    15

    Геннадий Бордуков написал(а):

    затем спрячемся в прохладную тишину Палатинского музея:

    В этом музее также запрещено фотографировать, как и в Музее этрусков?  :glasses:

    0

    16

    Вид с Гермала на форум. В конце республики на том месте, откуда делалась фотография, находился дом М. Ливия Друза, позже принадлежавший Крассу и Цицерону. Именно об этом доме Цицерон произнес речь "De domo suo".

    +1

    17

    Вид с с юго-западной части Палатина на Бычий форум и Яникул. Здесь находились кливус Победы и лестница Кака, а чуть ниже по склону - Руминальская смоковница и пещера Волчицы. Круглый храм внизу, на берегу Тибра - храм Геркулеса Оливария.

    0

    18

    Криптопортик, в котором был убит Калигула:

    0

    19

    Руины храма Аполлона Палатинского, построенного по обету Октавианом Августом.

    0

    20

    Sextus Pompey написал(а):

    Вид с Гермала на форум.

    Сейчас уже некоторые вещи на Форуме изменились. В той, видимой части, что на Вашем фото, через арку Севера уже нет хода, слева сливаются в один ансамбль колонны храма Сатурна и храма Веспасиана-на них (в рамках реконструкции и усиления) обручи металлические одевают, справа от арки Севера (прямо у входа в Курию) новый большой обьект накрыт павильоном, в котором ведутся реставрационные работы, короче-всё течёт, всё меняется.

    0


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Наши путешествия. » Палатин-римская "Рублёвка".