Да вроде бы всё правильно… Что доказывает лишь ценность серебра в XV-XII веках до Р.Х.
Неа…
Тут ляп! «Где были мои глаза!»(с)
Серебро просто в 4 раза дороже меди! То есть за 250 грамм серебра должны были давать 1000 гр. меди…
Античная история и нумизматика. |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Страны и народы, соприкоснувшиеся с Римом. » Хетты
Да вроде бы всё правильно… Что доказывает лишь ценность серебра в XV-XII веках до Р.Х.
Неа…
Тут ляп! «Где были мои глаза!»(с)
Серебро просто в 4 раза дороже меди! То есть за 250 грамм серебра должны были давать 1000 гр. меди…
Что доказывает лишь ценность серебра в XV-XII веках до Р.Х.
И никчемную цену человека в то время. Правда, не свободного-а раба. Вот ещё выдержка из "Хеттских законов (см. пост номер 15):
Если кто-нибудь ударит раба и он умрет, причем у него не было на это умысла, то он должен дать ...мин серебра. Если же умрет женщина-рабыня, то он должен дать 2 мины серебра.
§ 5. Если кто-нибудь убьет хеттского торговца, то он должен дать 100 мин серебра, и отвечает своим домом.
один топор….
Кстати, в "Хеттских законах" уделено много места медному топору:
...§ 157. Если бронзовый топор весит 3 мины, то его наемная
цена за 1 месяц составляет 1 сикль серебра. Если топор весит 1
мину серебра, то его наемная цена за 1 месяц составляет ½ сикля
серебра. Если бронзовый тапулли весит 1 мину, то его наемная цена
за 1 месяц составляет 72 сикля серебра.
...§ 160. Если кузнец сделает медный желоб весом в ½ мины, то
его плата составляет 1½ (?) меры зерна. Если он сделает топор
весом в 2 мины, то его плата составляет 1 меру полбы.
§ 161. Если он сделает топор весом в 1 мину, то его плата
составляет 1 меру зерна.
Неа…
Тут ляп! «Где были мои глаза!»(с)
Серебро просто в 4 раза дороже меди! То есть за 250 грамм серебра должны были давать 1000 гр. меди…
Цена 4 мин меди — 1 сикль серебра
60 сиклей составляли 1 мину
Цена 240 сиклей меди – 1 сикль серебра
1 к 240. Или не?
"Сколько вешать в граммах?" А то в сиклях и минах мы совсем запутаемся....
Цена 240 сиклей меди – 1 сикль серебра
1 к 240. Или не?
Да, я чегой-то запутался в этих вычислениях. Вы, конечно, правы. Как и Aretas, безусловно.
Пропорция: 1200 гр. (4 мины меди) относится к 5 гр. (1 сикль серебра), так же как 1000 гр. меди к 4,166667 гр. серебра.
Интересный был расклад - 1 к 240.
Варианта два - или дефицит серебра, или меди через край...
Вероятно у хеттов в то время шла разработка каких-то богатых
по содержанию медных рудников, которые в настоящее время
уже отработаны.
Вероятно у хеттов в то время шла разработка каких-то богатых
по содержанию медных рудников, которые в настоящее время
уже отработаны.
Скорее всего серебра не было. Вспомните разницу в стоимости халка в Афинах в классическое время (8 халков – обол) и в других греческих городах (12-16 халков за обол). Разница в том, что в Афинах были богатые серебряные рудники.
И никчемную цену человека в то время. Правда, не свободного-а раба.
Дело, вероятно, в том, что в то время рабство ещё не достигло своего «классического» содержания. За долги в рабство (не в зависимость, а именно в рабство!) попасть было нельзя. Рабы – это пленники, взятые в сражении или на вражеской территории. Таким образом, с точки зрения победителя – они уже мертвы! Им временно сохранили даже не жизнь, а работоспособность. Стал не нужен – работоспособность отняли.
Скорее всего серебра не было. Вспомните разницу в стоимости халка в Афинах в классическое время (8 халков – обол) и в других греческих городах (12-16 халков за обол). Разница в том, что в Афинах были богатые серебряные рудники.
"... на территории современной Турции имеется много древних серебряных
рудников, которые разрабатывали и хетты, и персы, и греки, и римляне."
------------------------------------------------------------
М.М.Максимов - "Очерк о серебре"
За долги в рабство (не в зависимость, а именно в рабство!) попасть было нельзя.
Сейчас полез в шкаф и нашёл книгу "История Древнего мира. Древний Восток", изданной в Минске в 1988 году.
Глава 2. Хеттская держава.
Так вот, коллектив авторов, ссылаясь на труд "Хетты" английского историка О.Герни, утверждает, что в Хеттской державе существовало 2 вида рабства:
1. Военнопленные и жители захваченных территорий (причём, эти категории назывались различными и вообще, там были разные нюансы, например, военнопленные могли влиться в вооружённые отряды хеттской знати и т.д.).
2. Но был и другой тип рабства-это долговое рабство. Долговое рабство усиливалось в годы голода, когда "отец продавал сына за серебро", да и сам глава семейства мог попасть в рабство в хозяйстве того, кто ему, как говорят тексты, "давал жить".
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона в статье о хеттах приводит два изображения и комментарии к ним:
Хеттские древности. I.
1. Джерабис (Иераполь, Кархемиш). Хеттское божество.
Наиболее популярными из них были для зап. группы — Тарку, для вост. — Тишуб (по его имени оз. Ван наз. Тушпа).
Хеттские древности. I.
2. Хеттский бог грома (Тишуб-Тарку). Барельеф на плите, найденной в Вавилоне.
Это были боги-громовержцы, вроде вавилонского Раммана или ханаанского Адада; они изображались с перунами в одной руке и с двойным топором — в другой, с бородой, в египетском переднике и головном уборе, вроде египетской белой короны. Отсюда идет по прямой линии коммагенский Зевс Долихен. В Митанни рядом с ним упоминается богиня Шавшака, в Ване — национальный бог Халдий и бог Солнца Ардис. Может быть, к X. восходит и киликийский бог Сандан, это промежуточное звено между вавилонским Гидьгамисом и греческим Гераклом, а также киликийский бог плодородия, представленный на скале в Ивризе с виноградными кистями винограда и колосьями в руках и в остроконечном головном уборе, с рогами, вроде изображаемых на ассирийских богах (рядом — изображение молящегося царя в ассирийском одеянии; вверху хеттская надпись).
3. Мараш. Обломок барельефа со сценой пиршества. Тифлисский музей.
В Сактчегеуксу найден барельеф, представляющий охоту на льва, в совершенно ассирийском стиле; многочисленные памятники Кархемиша иногда только хеттскими иероглифами, да изображениями богов на зверях выдают свое происхождение; их можно было бы принять за плохие ассирийские скульптуры. В недавнее время найдено сравнительно удачное произведение сирийской хеттской скульптуры — плита с изображением охоты на льва; последний представлен поднявшимся на задние лапы, как на ассирийских памятниках; целое изображение проникнуто жизнью и движением (см. рис.).
Хеттские древности. II.
1. Барельеф с изображением царской охоты. Вверху хеттские иероглифы.
Зато найденный Фоссеем и Пердризе единственный барельеф, представляющий военную колесницу и поверженного врага, несравненно хуже.
2. Богаз-кеой. Бог, обнимающий хеттского царя.
Культ X. известен по барельефам и отчасти из книги Псевдо-Лукиана о сирийской богине; здесь говорится о культе города Иераполя, заменившего Кархемиш, а потому, несмотря на позднее происхождение памятника, можно с некоторой осторожностью и им пользоваться, ввиду устойчивости религиозных обрядов. Храмы имели сходство с семитическими. В Эюке и Богаз-кеое (Изили-Кая) это были дворы среди природных скал, украшенных барельефами. Последние представляли религиозные сцены: шествия богов, процессии жрецов, мистические церемонии. Псевдо-Лукиан говорит о городском храме на высокой платформе, с большим двором, за которым следовали святилище и отделявшееся завесой святое святых. Медный жертвенник и идол стояли на дворе; здесь же был пруд для священных рыб; у входа стояли два огромных конусообразных символа плодородия; в самом храме — престол Солнца; были статуи различных божеств; при храме содержались орлы, лошади, быки, львы, посвященные божествам. Боги представлялись шествующими на этих животных; отсюда изображения божеств, стоящих на зверях, проникли в Ассирию (скульптуры Бавиана) и, отчасти, в Египет (богиня Кедеш). Вероятно, представление греко-римского времени о Кибеле, или Сирийской богине, восседающей на колеснице, запряженной львами, есть видоизменение этого древнего, свойственного хеттам. В Эюке найдены колоссальные сфинксы, стоячая поза которых напоминает крылатых быков у входа в ассирийские храмы и дворцы; такую же роль играли они и здесь. На одной из их сторон находится барельеф двуглавого орла. Этот символ неоднократно встречается у малоазиатских X.; напр., в Изили-кая на нем шествуют два божества. Может быть, упоминаемые у Страбона (XII, 2) святилища в Команах, Дастарке (может быть, Фрактин, с его барельефами,) и Моримене восходят еще к X. При храмах были многочисленные коллегии жрецов, доходившие иногда до нескольких тысяч. Культ имел крайне оргиастический характер (обычай "галльства" — самооскопления, исступленность, ритуальная проституция). Местные праздники привлекали отовсюду громадные толпы. Одеяние жрецов было длинное, ассирийского типа; в руках у них были загнутые жезлы. Может быть, теократия в Команах также восходит ко времени X. Думают, что сказания об амазонках возникли под влиянием культа малоазиатской богини, справлявшегося вооруженными жрицами. — О мифах X. нам ничего неизвестно, кроме сказания об Аттисе, любимце Великой Матери, изувечившем себя. Миф этот — одного порядка с рассказом о Фаммузе и Адонисе и имеет в виду юного бога весны. Псевдо-Лукиан говорит о существовании в Иераполе сказания о потопе. По содержанию оно почти тожественно с вавилонским и библейским; имя героя — Девкалион Сисифей. Жрецы локализировали, в расщелине скалы под храмом, сток вод потопа. В связи с этим стоит, может быть, и сказание о потопе во Фригии. Город Апамея носил название "Ковчега" (Κιβωτός); потоп приурочивался к местному царю Наннаку и т. д. Очевидно, X. заимствовали сказание о потопе (а наверное, и многое другое, напр., миф о Гильгамисе, перенесенный на Сандана) из Вавилонии, прямо или косвенно.
3. Богаз-кеой. Шествие богов (барельеф на скале).
За рядом мужских божеств следуют 12 бегущих фигур с мечами — может быть, вооруженный танец жрецов на празднике Великой Матери. В Ферактине на скале найден барельеф, изображающий жертвоприношение. Пред божеством в костюме воина стоит жертвенник, далее — жрец, также в костюме воина, совершающий возлияние на жертвеннике; справа — жрица в длинном одеянии, проделывающая то же пред сидящей богиней, причем на жертвеннике сидит символ последней — голубь. Интересны изображения в Эюке; здесь также есть и сидящая богиня, и сцены жертвы, и процессия жрецов. Один барельеф изображает три фигуры: одна трубит в трубу; другая стоит у лестницы, третья лезет на нее, причем, чтобы не закрывать ступенек, она представлена карабкающейся по одной из сторон — крайне неискусно и наивно (см. табл.).
4. Эюк. Ритуальная сцена (барельеф на скале).
Даже дромос, идущий от эюкского храма, уставлен с обеих сторон не цельными фигурами, как в Египте, а монолитами с рельефами. Здесь нашли себе место глыбы с изображениями львов, пожирающих баранов, бодающих быков и двуглавых орлов, держащих в лапах зайцев и носящих на себе идущие фигуры. Если этот фантастический символ, имевший столь великую будущность, и заимствован хеттами, вероятно из Вавилонии, (встречается в Сирпурле, где был знаменем), то несомненно туземного происхождения фантастическая фигура богини с головой женщины на торсе, образованном из 4-х львов, помещенная в Богаз-кеое на стене узкого коридора, ведущего в св. святых. Интересный барельеф находится в Киликии на Ивризской скале (см. табл.). Пред колоссальной фигурой божества плодородия (6 м выс.) с пучком маиса, источающим поток воды, в левой руке и с ветвью винограда в правой, изображен в молитвенной позе царь или жрец несколько меньших размеров (3, 6 м), но в богатом одеянии ассирийского покроя. На ассирийское влияние указывают также рога на головном уборе божества, его прическа и мускулатура. Еще более заметно влияние ассирийской скульптуры в барельефах, находимых в сев. Сирии. Здешние царьки, подражая ниневийским владыкам, строили дворцы и украшали их барельефами, изображавшими богов, сцены жертвоприношений, охоты, войны и т. п. Конечно, местные мастера были более чем посредственны, и нередко могли давать только жалкие изображения, доходящие до карикатурности. В Мараше найдено несколько религиозных сцен и кусок сцены пиршества (см. табл.), здесь же — недурной обломок головы флейтщика и несколько надгробных плит с изображениями сидящих за столом женщин, более оригинального типа.
5. Эюк. Монолиты со сфинксами и двуглавыми орлами.
И здесь стены были украшены барельефами того же стиля и того же содержания. В Богаз-кеое сохранились также остатки дворца. Фундамент из монолитов дает возможность восстановить план, напоминающий ассиро-вавилонские дворцы. Подобно им, сооружение было на эспланаде и построено из кирпича. Фундамент покоился на естественной скале и его каменные глыбы (иногда в 6 м длины) не связаны. Здание имело 42 м шир. и 57 дл., стены 2 м шир. Тексье видел еще здесь остатки трона, украшенного горельефами двух львов. Памятников скульптуры много, но почти все они — барельефы, в редких случаях горельефы; круглая статуя пока известна только одна — торс, найденный в Мараше. Прежде всего заслуживают внимания барельефы Эюка и Богаз-кеоя. Во втором, против входа изображена центральная группа (см. табл.) — два ряда божеств мужских и женских идут друг другу навстречу; каждое из них помещено или на двух горах, или на человеческих фигурах, или на животных, реальных или фантастических (напр. двуглавом орле).
6. Ивриз. Киликийский бог плоддородия; перед ним молящийся царь. Вверху хеттские иероглифы.
Главное женское божество X. вероятно было первообразом малоазиатской "Великой Матери", с именем Ma, Кивелы, Реи; она изображалась в длинном одеянии, с короной вроде muralis на голове. В Богаз-кеое есть интересное изображение хеттского божества в высоком остром 8-угольном головном уборе.
7. Типы хеттов на египетских памятниках.
В числе последних особенно выступают амореи; из числа подвластных державе X. областей упоминается "страна Киджавадан", вероятно Птерия, может быть, родина народа Митанни. Царя окружают чиновники и личный секретарь. Дворцы царей строились по образцу ассирийских и украшались барельефами, представляющими сцены из охот царя, пиршества и т. п. Многие из них дошли до нас. Из упоминания в ассирийских летописях о кархемишской мине Винклер выводит заключение об особой системе мер и весов у X. и о развитии у них городской жизни. Мы можем констатировать только на основании телль-амарнской корреспонденции развитие промышленности в Митанни, поставлявшем в Египет колесницы и драгоценности. — Из изображений в египетских храмах и хеттских барельефов можно получить представление о военном деле у X.: имелись пехота, колесницы (по три воина на каждой: возница, щитоносец и стрелок) и конница. Оружие — небольшой треугольный лук, небольшой четырехугольный или овальный плетеный щит, похожий на изображаемый в классическом искусстве у понтийских Амазонок; фаланга была вооружена кинжалами-мечами; последние имели не сирийскую, а киликийскую форму — ту же, какая изображается египтянами у морских народов запада. Кроме того, были и длинные копья. Одеты были воины в передники египетского покроя, офицеры — в длинное платье; цари носили (особенно в позднее время) ассирийский наряд. Характерны длинные костюмы частных лиц и головные уборы — у мужчин остроконечные, у женщин — цилиндрические, может быть из войлока или кожи. Характерна и обувь — большей частью башмаки с загнутыми кверху носками. В этом думают видеть указание на горное происхождение народа. Этнографический тип X. брахикефальный; у них темные волоса, длинный загнутый нос, выдающиеся скулы, короткий круглый подбородок, светлый цвет кожи. Волосы длинны и ниспадают на плечи двумя косами; на хеттских памятниках — одна коса сзади. Многие носили длинные бороды. Антропологические изыскания доказывают, что X. повлияли на тип как армян, так и евреев.
8. Изображение хеттской боевой колесницы на египетских памятниках.
И обнаруженная в недавнее время близ Кархемиша плита с изображением божества выдает сильное ассирийское влияние (рога, костюм), хотя и принадлежит к лучшим произведениям хеттского искусства. Изображение громовержца в Сенджирли и на вавилонской хеттской надписи, с молнией и топором в руках (см. рис. 2), не чуждо и египетского влияния (головной убор, передник). Последнее сказалось также в изображениях крылатого солнечного диска, нередкого на хеттских памятниках. Вообще, хеттские скульптуры отличаются, за немногими исключениями, грубостью и детской наивностью. Часто в них страдают пропорции (нижняя часть тела слишком мала, руки — коротки, туловища зверей вытянуты, или, наоборот укорочены), и совершенно отсутствует перспектива; мастера не были в состоянии схватывать и передавать целое, а имели в виду только отдельные группы. Много вредило впечатлению и заимствованная из Ассирии мода покрывать скульптуры надписями (марашский лев), и условность (глаз всегда изображался en face, лицо — в профиль, свободная рука под прямым углом прижатой к груди и т. п.). Сухость и монотонность доходили до того, что даже в целом скульптурном ряде можно удалить отдельные фигуры без нарушения впечатления
на территории современной Турции имеется много древних серебряных
рудников, которые разрабатывали и хетты,
О серебряных рудниках есть упоминание и у Брокгауза и Ефрона:
.... Горы между Киликией и Каппадокией богаты серебром; возможно, что уже Xетты эксплуатировали рудники Булгар-дага. Хеттский оригинал договора с Рамсесом II был начертан на серебряной дощечке; думают, что выпуклый характер надписей и некоторые особенности скульптуры объясняются привычкой к обработке металла.
У меня книга О.Р. Герни "Хетты" издательства "Наука" 1987 г. - лежит с тех самых пор, но я ее так и не читал... то руки не доходили, то тема не очень интересовала.. надо будет всё-таки почитать...
книга О.Р. Герни "Хетты"
Что лично меня напрягает-так это лакуны в тексте древних надписей, особенно в тех местах ,где должны стоять числа. Типа, "...за убитого раба причитается выплатить хозяину...сиклей". И сиди, догадывайся о предполагаемой сумме.
Что лично меня напрягает-так это лакуны в тексте древних надписей, особенно в тех местах ,где должны стоять числа. Типа, "...за убитого раба причитается выплатить хозяину...сиклей". И сиди, догадывайся о предполагаемой сумме.
Не исключено, что ученые просто не уверены в числительных - не знают, как правильно. С этрусским языком та же история. Некоторые числительные не имеют уверенного перевода.
"...за убитого раба причитается выплатить хозяину...сиклей". И сиди, догадывайся о предполагаемой сумме.
Расценки менялись, текущий прайс приписывали кисточкой.
Расценки менялись, текущий прайс приписывали кисточкой
В принципе, общее впечатление о экономике хеттов из этих Законов представить можно. Всё разумно и достаточно грамотно организовано. Мне почему-то сразу вспомнились римские XII Таблиц, выполнявшие аналогичную функцию записанных законов государства.
Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Страны и народы, соприкоснувшиеся с Римом. » Хетты