XLI
Предполагаемые произведения Гефеста. Ожерелье Эрифилы. Масло из цветов, изготовляемое в Херонее
1. Все то, что поэты воспели как произведения Гефеста и что услужливая людская молва передала <потомству>, кроме скипетра Агамемнона, все это не заслуживает никакого доверия. Ликийцы в Патрах, в храме Аполлона, показывают медную чашу, утверждая, что это дар Телефа и произведение Гефеста. Но, повидимому, им неизвестно, что Феодор и Ройк с Самоса были первыми, кто стал плавить медь (III, 12,10). Патрейцы в Ахайе хотят уверить, что произведением Гефеста является тот ларчик, который Эврипил привез из Илиона, но на деле они не разрешают его осмотра.
2. Есть на Кипре город Амафус, а в нем есть древний храм Адониса и Афродиты. Говорят, что в этом храме хранится ожерелье, некогда данное Гармонии; его называют ожерельем Эрифилы, так как она получила его в подарок, продав за него своего мужа. Дети Фегея посвятили его в Дельфы; каким образом оно попало в их руки, мною уже рассказано, когда я описывал историю Аркадии (VIII, 24,8). Из Дельф его похитили фокейские тираны. Но мне лично кажется, что оно находится вовсе не в Амафусе, в храме Адониса. В Амафусе хранится ожерелье, состоящее из зеленых камней, оправленных в золото. А то ожерелье, которое было дано Эрифиле, по словам Гомера, было золотое. Он так о нем говорит (Одиссея, XI, 327):
«Гнусно предавшую мужа, прельстясь золотым ожерельем.»
Конечно, Гомеру не были неизвестны разноцветные ожерелья. Так, в рассказе Эвмея Одиссею, прежде чем Телемах прибыл к себе домой из Пилоса, в этом рассказе есть такие стихи (Одиссея, XV, 459):
«В дом он отца моего дорогое принес ожерелье:
Крупный электрон висел на том золотом ожерельи.»
Далее среди даров, преподнесенных Пенелопе, – а он написал, что и другие женихи, и особенно Эвримах, ей приносили дары, – есть следующее указание (Одиссея, XVIII, 295):
«Цепь из обделанных в золото с чудным искусством
Светлых, как солнце, больших янтарей принесли Эвримаху.»
А об ожерелье Эрифилы он не говорит, что оно было из искусно оправленных в золото камней. Таким образом, вероятно, что один только скипетр следует считать произведением Гефеста.
3. Над городом есть отвесный утес, называемый Петрах. С этим местом хотят связать легенду, будто здесь был обманут Кронос, принявший от Реи вместо Зевса камень (петрон); поэтому на самой вершине горы есть небольшая статуя Зевса. Здесь в Херонее варят благовонное масло (миро) из цветов лилий, роз, нарциссов и ирисов (1). Это масло целебно при людских болезнях. Если розовым маслом помазать статуи, сделанные из дерева, то этим они предохраняются от гниения. Ирис растет на болотах, величиной он с лилию, но не белого цвета и много уступает лилии в запахе.
Примечания
1   О таких маслах говорит и Плиний (XXI, 121, 126, 128, 140).