Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



    Беотия.

    Сообщений 1 страница 20 из 41

    1

    I
    Наименование Беотии. Платеи и их древнейшая история. Двукратное изгнание платейцев из их города
    1. Среди тех мест, где Беотия граничит с землей афинян, находятся Платеи, с которыми афиняне соприкасаются в Элевферах. Беотийцы как целый народ получили свое название от Беота, который, говорят, был сыном Итона и нимфы Меланиппы; а Итон был сыном Амфиктиона. Некоторые их города получили свои названия, правда, и от имен мужчин, но по большей части от женщин. (1)
    2. Платейцы, как мне кажется, были исконными автохтонами (порожденными землей жителями) этой страны; название дано им от имени Платеи, которая, по их мнению, была дочерью реки <Асопа>. Что и они в древности управлялись царями - это само собой ясно: в древности повсеместно в Элладе была царская власть, а не демократия. Но из своих царей платейцы не знают никого, кроме Асопа, а еще раньше Киферона (ср. X, 5, 4). Последний, как говорят, дал свое имя горе, а первый - реке. Думаю я, что и Платея, именем которой назван этот город, была дочерью царя Асопа, а не реки. До той битвы, которую афиняне выдержали на Марафонском поле, платейцы не были ничем известны. Но в битве при Марафоне они приняли участие; а затем, когда Ксеркс переправился со своими войсками в Элладу, они осмелились даже, вместе с афинянами, сесть на корабли, а от Мардония, сына Гобрия, бывшего у Ксеркса начальником войск, они защищались в своей собственной стране.
    3. Дважды пришлось им быть изгнанными из родного города и вновь быть возвращенными в Беотию. Во время войны пелопоннесцев против афинян лакедемоняне взяли Платеи осадой. Но во время того мира, который заключил с персидским царем от имени эллинов спартанец Анталкид, город был восстановлен, и платейцы вернулись из Афин. Но тут их постигло другое несчастие. У них не было открытой войны с фивянами, и платейцы утверждали, что между ними не был нарушен мир, так как они ни делом, ни помышлением не принимали участия с лакедемонянами в захвате Кадмеи. Фивяне же заявили, что этот мир заключили лакедемоняне, а потом сами же нарушили его. И поэтому они полагали, что правильно и для всех остальных считать договорные отношения потерявшими силу. Платейцы, относясь с большим подозрением к поведению фивян, все время тщательно охраняли город и даже на свои поля, которые были немного подальше от города, они ходили не каждый день. Дело в том, что они знали, как долго обычно ведут свои общие, всенародные собрания фивяне; поэтому, выждав момент созыва их собрания, они в это время спокойно шли осматривать свои владения и возделывать землю, не исключая тех, чьи владения находились на самой границе. Но Неокл, который был тогда беотархом в Фивах, заметил этот прием платейцев; он приказал каждому из фивян притти на собрание с оружием и прямо оттуда повел их на Платеи, но не по прямой дороге, ведущей из Фив по равнине, но повел их по дороге на Гисии к Элевферам и афинской границе, где даже сторожа не были поставлены платейцами, и рассчитал, что приблизительно около полудня он будет под стенами города. Платейцы же, думая, что фивяне заняты народным собранием, ушли в свои поля и, таким образом, оказались отрезанными от ворот города. С оставшимися в городе фивяне заключили договор, чтобы до захода солнца они вышли из города, имея с собой - мужчины одно платье, а женщины каждая по два. На этот раз судьба платейцев была совершенно другая, чем та, которую они испытали, когда они попали в руки Архидама и лакедемонян: в то время как лакедемоняне подвергли их длительной осаде и, проведя двойной ряд укреплений, не давали им выйти из города, теперь, наоборот, фивяне лишили их возможности войти в город. Это вторичное взятие Платей произошло за два года до битвы при Левктрах, когда в Афинах архонтом был Астей. Все строения города, кроме храмов, были срыты фивянами до основания, но самим платейцам этот способ завоевания сохранил жизнь всем без исключения. Изгнанные опять были приняты афинянами. После битвы при Херонее, когда Филипп ввел свой гарнизон в Фивы и принял ряд других мер для обессиления фивян, то при этом в числе
    Примечания
    1   Едва ли правильно мнение Фрэзера, что в наименовании городов по женским именам (вовсе не преимущественное в Беотии – 14 : 11 по подсчету Блюмнера) сказываются следы «древней системы матриархата».

    0

    2

    II
    Развалины Гисий и Эритр. Могила Мардония. Скала Актеона и сказание о нем. Гробницы павших в битве при Платеях. Достопримечательности города. Храм и статуи Геры Телеи (Цветущего возраста)
    1. В Платейской области на Кифероне, если повернуть с прямой дороги немного направо, находятся развалины Гиский и Эритр. Некогда это были беотийские города, и теперь еще среди развалин Гисий находится полузаконченный храм Аполлона и при нем священный колодезь; в древности, по сказаниям беотийцев, пьющие из него воду получали вещания.
    2. Если вернуться на большую дорогу, то опять-таки на правой ее стороне будет так называемая могила Мардония. Что сейчас же после битвы тело Мардония исчезло, - в этом согласны все; но о том, кто его похоронил, говорят по-разному. Известно, что сын Мардония, Артонт, дал богатые дары не только эфесцу Дионисофану, но дал их и другим ионянам, будто бы за то, что и они приняли участие в погребении Мардония. Так вот, эта дорога ведет из Элевфер в Платеи.
    3. Если же итти <в Платеи> из Мегар, то направо будет источник, а если пройти немного дальше, то встретится и скала. Ее называют Актеоновым ложем, рассказывая, что на этой скале спал Актеон, когда он устал от охоты, и что здесь он увидел мывшуюся в этом источнике Артемиду. Стесихор из Гимеры написал, что богиня накинула на Актеона шкуру оленя, готовя ему смерть от зубов собак, с той целью, чтобы он не взял себе в жены Семелу. Я же думаю, что и без вмешательства богини на собак Актеона напала болезнь бешенства; взбесившись и не узнавая уже никого, они готовы были загрызть всякого, с кем бы они ни встретились. Но в каком месте на Кифероне постигло несчастье Пенфея, сына Эхиона, и где был покинут новорожденный Эдип, - этого никто не знает с той достоверностью, с какой мы знаем тот «Перекресток дорог» в Фокиду, где Эдип убил своего отца. [Гора Киферон посвящена Зевсу - Киферонию]. Но об этом я расскажу подробнее, когда мой рассказ подойдет к этому месту.
    4. У самого входа в Платеи находятся могилы сражавшихся с мидянами. Для всех остальных эллинов есть одна общая могила, для лакедемонян же и афинян, павших в этом бою, есть специальные могилы и на них надписи, составленные Симонидом в элегическом размере. (1) Недалеко от общей могилы эллинов стоит жертвенник Зевса Элевферия (Освободителя)..., этот медный алтарь же и статуя Зевса изваяны из белого мрамора. Еще и доныне здесь совершаются каждые четыре года на пятый Элевферии (Праздник освобождения), на которых дают большие награды за победу в беге. Бегут во всем вооружении перед жертвенником. Трофей, который эллины поставили в память битвы при Платеях, стоит приблизительно стадиях в 15 от города.
    5. Если итти от этого жертвенника и статуи, которые воздвигнуты в честь Зевса Элевферия (Освободителя), то мы придем в самый город, в котором находится святилище (героон) Платеи. Я уже указал, что рассказывают о ней и каково мое личное мнение. У платейцев есть храм Геры, заслуживающий осмотра как по своим размерам, так и по красоте статуй. При входе стоит изображение: Рея протягивает Кроносу камень, завернутый в пеленки, под видом ребенка, которого она только что родила. (2) Другая статуя, очень большая, изображает Геру в стоячей позе (3), называют ее они Герой Телеей (Цветущей годами). Обе эти статуи сделаны из пентеликонского мрамора, творение Праксителя. Другую статую Геры, находящуюся здесь, сделал Каллимах. Эту богиню называют Герой Невестой по следующему поводу.
    Примечания
    1   Эти надписи сохранились в Палатинской антологии, VII, 251 и 253:
    Спартанцам:
    «Неугасающей славой покрыв дорогую отчизну,
    Черным себя облекли облаком смерти они.
    Но и умерши, они не умерли: воинов доблесть,
    К небу вспарив, унесла их из Аидовой тьмы.»
    Афинянам:
    «Если достойная смерть – наилучшая доля для храбрых,
    То наделила судьба этою долею нас,
    Ибо, стремясь защитить от неволи родную Элладу,
    Пали мы, этим себе вечную славу стяжав.»
    2   Что это изображение одной Реи, а не группы Реи и Кроноса – на это указал Овербек. Такое изображение в древнем искусстве очень редкое: на «Капитолийском жертвеннике» и, может быть, на одной краснофигурной вазе из Сицилии.
    3   Эта статуя Геры вызвала обширную литературу.

    0

    3

    III
    Сказание о Гере Невесте. Праздник Дедалы. Пещера Сфрагидион
    1. Говорят, что Гера, рассердившись за что-то на Зевса, удалилась в Эвбею Так как Зевс никак не мог убедить ее вернуться, он, говорят, обратился за помощью к Киферону, бывшему тогда царем в Платеях; относительно Киферона считалось, что он никому не уступает в мудрости. И вот он велел Зевсу сделать деревянное изображение и, закрыв его одеждой и покрывалом, везти на паре быков и говорить, будто он везет себе в жены Платею, дочь Асопа. Зевс поступил по совету Киферона. Как только Гера услыхала об этом, она немедленно явилась сюда. Когда же она приблизилась к повозке и сорвала со статуи одежду, она обрадовалась этому обману, найдя деревянный обрубок (ксоанон) вместо живой невесты, и помирилась с Зевсом.
    2. В память этого примирения справляется праздник Дедалы, потому что древние называли деревянные изображения дедалами. По моему мнению, они так назывались еще раньше, чем Дедал, сын Паламаона, жил в Афинах. Я думаю, что ему самому дали такое прозвище (Дедал, т. е. искусный художник) лишь впоследствии, от названия этих дедалов, а не то, чтобы оно было присвоено ему с первого же дня рождения.
    3. Этот праздник - Дедалы - платейцы справляют каждый седьмой год, как рассказывал мне один местный путеводитель-экзегет, но в действительности празднования совершаются в более короткие сроки. Несмотря на мое желание точно рассчитать время, протекающее между одними и другими Дедалами, я никак этого сделать не мог. (1) Этот праздник справляется так. Недалеко от Алалкомен есть густой дубовый лес. Там растут самые большие во всей Беотии стволы дубов. В этот лес приходят платейцы и раскладывают куски вареного мяса. На остальных птиц они не обращают никакого внимания, но за воронами - а они обычно сюда прилетают - они следят очень внимательно; и когда одна из этих птиц схватит кусок мяса, они смотрят, на какое дерево она сядет. И то дерево, на которое она сядет, они срубают и делают из него дедал; дедалом и ксоаном они одинаково называют деревянное изображение.
    4. Этот праздник, который они называют Малыми дедалами, платейцы справляют только одни. Праздник же Великих дедалов вместе с ними справляют и все беотийцы. Они бывают один раз в шестьдесят лет. Говорят, что этот праздник не справлялся столько лет, сколько платейцы были в изгнании. <К этому времени> у них бывает готово четырнадцать ксоанов - деревянных изображений, изготовляемых из года в год во время Малых дедалов. Эти изображения по жребию распределяются между платейцами, коронейцами, феспийцами, жителями Танагры, Херонеи, Орхомена, Лебадии и Фив; эти последние сочли нужным примириться с платейцами и принять участие в общем собрании; они тоже отправляют посольства для принесения жертв во время Дедалов. Все это они делают с того времени, как Кассандр, сын Антипатра, восстановил Фивы. Те же города, которые меньше и являются менее важными, получают <эти изображения> в складчину. Украсив изображение, <они доставляют его> к реке Асопу и, поставив на повозку, сажают туда и дружку невесты. Затем представители города вновь бросают жребий - в каком порядке им совершать эту торжественную процессию. А затем они двигаются с повозками от реки на самую вершину Киферона. На вершине этой горы у них сооружен жертвенник. Этот жертвенник они делают следующим образом: они кладут деревянные четырехугольные брусья, складывая их друг с другом так, как если бы они возводили сооружение из камней, и, сложив их до определенной высоты, они накладывают хвороста. Города и их уполномоченные - каждый за свой город - приносят в жертву Гере корову и быка Зевсу и сжигают эти жертвы на алтаре, наполнив их вином и фимиамом, а вместе с ними и дедалы; из частных лиц, богатые приносят то же, что и города, а менее богатым можно приносить жертвы из мелких животных. Но все жертвы без различия должны быть сожжены. Вместе с этими жертвами огонь охватывает и самый жертвенник и его уничтожает. Я сам видел, как поднимается очень сильное пламя, видимое очень издалека.
    5. Если спуститься с вершины, на которой они делают жертвенник, то на расстоянии приблизительно 15 стадий есть пещера киферонских нимф; она называется Сфрагидион. Есть предание, что в древности здесь эти нимфы давали вещания.
    Примечания
    1   Повидимому, этот праздник справлялся ежегодно, своего рода «священный брак» богов при наступлении весны. Остальные цифры и сроки Павсания не вполне понятны.

    0

    4

    IV
    Святилище Афины Ареи в Платеях со статуями Фидия и картинами Полигнота и Онасия. Другие достопримечательности. Река Оерое. Развалины Скола
    1. У платейцев есть святилище Афины, именуемой Арея. Оно выстроено на ту добычу, которую им выделили афиняне после победы на Марафонском поле. Статуя богини - деревянный позолоченный ксоанон, но лицо и пальцы рук и ног - из пентеликонского мрамора. Ее величина немногим меньше медной статуи в Акрополе, которую афиняне также поставили ей как приношение из добычи после марафонской победы. Фидий и для платейцев сделал изображение Афины.(1) В храме есть и картина Полигнота: Одиссей, уже убивший женихов, и картина Онасии: первый поход Адраста и аргосцев на Фивы.(2) Эти картины нарисованы на стенах притвора храма. В ногах статуи Афины находится изображение Аримнеста, а этот Аримнест был начальником платейцев в битве против Мардония и еще раньше в Марафонском сражении. 2. Есть в Платеях еще храм Деметры, так называемой Элевсинии, и памятник Леита: из всех вождей, которые водили беотийцев под Трою, только один вернулся домой, и это был Леит. Источник же Гаргафию засыпали Мардоний и персидская конница, так как эллинское войско, стоявшее против персов, отсюда брало для себя воду. Впоследствии платейцы вновь открыли этот источник.
    3. По пути из Платей в Фивы есть река Оерое; говорят, что эта Оерое была дочерью Асопа. Если, не переходя Асоп, итти вниз по течению и пройти приблизительно 40 стадий, то встретятся развалины Скола. В этих развалинах есть недоделанный храм Деметры и Коры, есть и наполовину сделанные статуи богинь.(3) Еще и теперь Асоп отделяет область Фив от области Платеи.
    Примечания
    1   Статуя Афины якобы работы Фидия вызвала много сомнений, так как даже бронзовую статую Афины на афинском Акрополе приписывают Праксителю, а не Фидию.
    2   Обе картины, изображающие уже убитых врагов, служили как бы символом разбитого персидского войска. Обе темы довольно часто встречаются в виде рельефов и вазовой живописи.
    3   Эта Деметра носила имя «С большим хлебом», что указывает на плодородие этих мест. Выражение «наполовину сделанная» старались понимать, что богиня изображена здесь как «наполовину выходящая из земли». Но это толкование теперь многими отвергается.

    0

    5

    V
    Первые поселенцы фиванской земли и первые ее цари. Сказание об Амфионе. Лай и Эдип. Полиник и Этеокл. Взятие Фив аргивянами. Ферсандр. Тисамен и другие цари
    1. Говорят, что землю фиванскую населяли сначала эктены, а царем эктенов был местный житель (автохтон) Огиг; поэтому-то у многих поэтов наиболее распространенным эпитетом Фив служит название Огигии. Говорят, что эти эктены погибли от чумной заразы; после эктенов поселились в этой стране гианты и аоны, как мне кажется, беотийские племена, а не пришлые люди. Когда прибыл Кадм и финикийское войско, побежденные в битве гианты на следующую ночь бежали <в Фокиду>, а аоны обратились к Кадму с просьбой о защите, и он разрешил им остаться и жить вместе с финикийцами. Аоны жили в деревнях, Кадм же построил город, который еще и до нашего времени носит название Кадмеи. Когда впоследствии город вырос, то Кадмея стала Акрополем расположившихся ниже ее Фив. Брак Кадма был блестящим, если, согласно эллинским сказаниям, он женился на дочери Афродиты и Ареса. И дочери его заслужили великую славу, так как Семела имела сына от Зевса, а Ино стала одной из морских богинь. Во время Кадма самыми могущественными лицами наряду с самим Кадмом были спарты: Хтоний, Гиперенор, Пелор и Удай, а Эхиона, как выдающегося по своей доблести и силе, Кадм удостоил стать его зятем. Что касается этих людей, то так как относительно их я не мог найти ничего нового, то я следую общему преданию, что спартами (посеянными) они названы по тому, каким образом они были рождены. Когда Кадм переселился в Иллирию к так называемым иллирийским энхелеям, то царем стал Полидор, сын Кадма.
    2. Пенфей, сын Эхиона, был очень могущественным как вследствие своего высокого происхождения, так и в силу своей дружбы с царем. Но так как он был дерзко высокомерным и совершил нечестие по отношению к Дионису, то он был наказан богом. Сыном Полидора был Лабдак. Когда наступила кончина Полидора, Лабдак был еще маленьким ребенком; поэтому Полидор поручил опеку над сыном и управление страной Никтею. Продолжение этой истории, каким образом произошла смерть Никтея и как опека над мальчиком и власть над фивянами перешла к Лику, брату Пиктея, - все это мною выяснено в рассказе о сикионских делах (II, 6). Когда Лабдак подрос, Лик передал ему власть. Но когда вскоре после этого постигла кончина и Лабдака, то Лик снова стал опекуном лабдакова сына, Лая.
    3. Во время второго опекунства Лика Амфион и Зет собрали войско и вернулись в Фивы. Лай был тайно спасен теми, которые заботились, чтобы в будущем не погиб безыменным род Кадма, Лика же сыновья Антиопы победили в сражении. Когда они воцарились, то они присоединили нижний город в Кадмее и дали ему название Фивы, вследствие своего родства с Фивой. Мой рассказ подтверждает и Гомер (Одиссея, XI, 263):
    «…положили
    Первое Фив семивратных они основанье и много
    Башен воздвигли кругом, поелику в широкоравнинных
    Фивах они, и могучие, жить не могли б без ограды».
    4. Что Амфион пел и звуками своей лиры воздвиг стены - об этом нет ни слова в песнях Гомера. Амфион славился как музыкант: благодаря своему родству с Танталом он научился у лидийцев их музыке и к четырем прежним струнам лиры он прибавил еще новые три. Автор поэмы о Европе говорит, что Амфион первый стал пользоваться лирой и что этому научил его Гермес. Этот же поэт также написал, будто и камни и зверей он привлекал к себе своим пением. Миро же из Византии, писавшая эпические произведения и элегии, говорит, что Амфион первый воздвиг жертвенник Гермесу и за это получил от него лиру. Говорят, что Амфион несет в Аиде наказание за то, что и он, <как Ниоба>, бросил насмешливое слово против Латоны и ее детей. Относительно наказания Амфиона есть сказание в поэме «Миниада», где говорится и об Амфионе и о фракийце Фамирисе.
    5. Что касается дома Амфиона и Зета, то эпидемия моровой язвы опустошила первый, а у Зета сама мать по ошибке убила ею рожденного ребенка, и от горя умер сам Зет; таким образом, фивяне призвали на царство Лая. Когда Лай сделался царем Фив и женился на Эпикасте, то он получил вещание из Дельф, что причиной его смерти будет его сын, если его родит ему Эпикаста. Поэтому он велел выбросить родившегося у него Эдипа; но Эдипу все равно было суждено, когда он вырос, стать убийцей своего отца и жениться на своей матери. Но детей от нее, как мне кажется, он не имел; в этом я ссылаюсь на свидетельство Гомера (Одиссея, XI, 271), который говорит:
    «…Предстала Эдипова мать Эпикаста;
    Страшно преступное дело в незнаньи она совершила,
    С сыном родным, умертвившим отца, сочетавшися браком,
    Скоро союз святотатный открыли бессмертные людям.»
    Как же это они «открыли скоро», если у Эдипа от Эпикасты было четверо детей? В действительности матерью этих детей была Эвриганея, дочь Гиперфанта. На это указывает и автор поэмы, которую называют «Эдиподией». И Онасия в своей картине, находящейся у платейцев, изобразил Эвриганею, скорбящую из-за битвы своих сыновей.
    6. Полиник ушел из Фив еще при жизни Эдипа, когда Эдип был еще царем, боясь, как бы над ним не исполнилось проклятие отца. Он прибыл в Аргос и там женился на дочери Адраста. Вернулся он в Фивы по приглашению Этеокла после смерти Эдипа. Вернувшись, он поссорился с Этеоклом и вторично должен был бежать. Он упросил Адраста дать ему войско, которое вернуло бы его в Фивы, но, <получив его>, он погубил и это войско и погиб сам, вызвав Этеокла на единоборство. Так в этом единоборстве они оба и погибли; царская власть перешла к Лаодаманту, сыну Этеокла, править же стал Креонт, сын Менекея, опекун этого мальчика.
    7. Когда уже Лаодамант вырос и взял в свои руки власть, то <аргивяне> вторично пошли походом на Фивы. Когда против них двинулись и фивяне и оба войска встретились и вступили в бой у Глисанта, то Лаодамант убил Эгиалея, сына Адраста, но в битве победили аргосцы, и Лаодамант с пожелавшими последовать за ним фивянами при наступлении ночи удалился в Иллирию. Взяв Фивы, аргосцы передали их Ферсандру, сыну Полиника. Когда же войско, которое Агамемнон вел под Трою, сбилось в море с пути и потерпело неудачу в Мизии, то Ферсандр, больше всех эллинов отличившийся в сражении, был здесь убит Телефом. Памятник ему, если итти по долине реки Каика, находится в самом городе Элее и представляет из себя камень, лежащий под открытом небом на городской площади. Местные жители говорят, что приносят ему жертвы как герою.
    8. Когда Ферсандр был убит и был собран второй поход против Александра и Трои, то <фивяне> выбрали себе начальником Пенелея, так как Тисамен, сын Ферсандра, был еще малолетним. Когда же и Пенелей погиб от руки Эврипила, сына Телефа, то фивяне избрали царем Тисамена, бывшего сыном Ферсандра и Демонассы, дочери Амфиарая. Эриннии Лая и Эдипа не обратили своего гнева на Тисамена, но обратили его на Автесиона, сына Тисамена, так что, повинуясь божьему вещанию, он должен был переселиться к дорянам. По удалении Автесиона фивяне выбрали себе царем Дамасихтона, сына Офельта и внука Пенелая. Сыном этого Дамасихтона был Птолемей, а у Птолемея был сын Ксанф, которого убил в единоборстве Андропомп не честным путем, но прибегнув к коварству. Тогда фивяне решили, что им лучше управляться несколькими лицами, чем во всем зависеть от одного человека.

    0

    6

    VI
    Главнейшие военные подвиги фивян до завоевания их города Александром
    1. Из всех военных удач, бывших у них, а также из всех неудач самыми достойными внимания я нашел следующие. Фивяне были побеждены в битве с афинянами, которые защищали платейцев; это было тогда, когда фивянам и платейцам пришлось сражаться из-за границ своей страны. Им суждено было вторично быть разбитыми афинянами, когда они стояли против них при Платеях; они, повидимому, тогда предпочли союз с царем Ксерксом делу всей Эллады. Вина за это падает не на весь фиванский народ, потому что тогда в Фивах была олигархия, а не прежняя, бывшая при отцах и дедах, форма правления: если бы варвары пришли в Элладу тогда, когда в Афинах правил Писистрат или его сыновья, то, вполне вероятно, и афиняне подверглись бы обвинению в принадлежности к мидийской партии (в медизме). Впоследствии и фивянам досталась победа над афинянами при танагрском Делии; в этой битве пал афинский предводитель Гиппократ, сын Арифрона, и была убита большая часть войска. Сейчас же после отступления персов и до начала войны пелопоннесцев с афинянами отношения фивян с лакедемонянами были хорошие, когда же война окончилась и флот афинян был уничтожен, немного спустя фивяне вместе с коринфянами втянулись в войну против лакедемонян. Побежденные в битве под Коринфом и при Коронее, они вновь одержали победу при Левктрах, самую значительную, какую, насколько нам известно, эллины когда-либо одерживали над эллинами; они уничтожили декадархии, установленные лакедемонянами по городам, и выгнали спартанских гармостов (наместников). Затем они вели целых десять лет подряд фокейскую войну, называемую эллинами священной.
    2. При описании Аттики (I, 25, 3) мною уже сказано, что поражение при Херонее было несчастием для всех эллинов; больше всего оно поразило фивян, так как к ним в город был поставлен гарнизон. Когда Филипп умер и власть над Македонией перешла к Александру, фивяне решили уничтожить этот гарнизон. Как только они это сделали, бог тотчас же предсказал им грядущую гибель, дав знамение; это знамение в храме Деметры Фесмофоры (Законодательницы) было противоположно тому, которое было дано перед победой при Левктрах; в последнем случае пауки затянули двери храма белой паутиной, а теперь, перед походом Александра и македонян, они затянули их черной. Говорят, что и у афинян по воле бога шел дождь из пепла за год до той войны, которая, веденная под начальством Суллы, принесла им величайшие бедствия.

    0

    7

    VII
    Возвращенные Кассандром фивяне вновь отстраивают город. Ненависть Кассандра к дому Александра. Его смерть и судьба его сыновей. Фивяне выступают на стороне Митридата и за это наказаны Суллой
    1. Изгнанные тогда Александром из своего города и ушедшие в Афины, фивяне впоследствии были возвращены Кассандром, сыном Антипатра. В сооружении Фив самое горячее участие приняли афиняне, но помогали им и мессеняне и аркадяне, занимавшие Мегалополь.
    2. Мне кажется, что Кассандр восстановил Фивы главным образом из-за ненависти к Александру. Он уничтожил и погубил весь дом Александра, он передал Олимпиаду в руки раздраженных против нее македонян и позволил им побить ее камнями (I, 14, 4), а сыновей Александра, Геракла от Варсины и Александра от Роксаны, он отравил. Но и сам он не очень радостно окончил свою жизнь. Он весь распух от водянки, и поэтому у него при жизни завелись черви.
    3. Из его детей старшего, Филиппа, который не надолго после этого принял власть, свела в могилу полученная им чахотка; следующий за ним Антипатр убил свою мать Фессалонику, бывшую дочерью Филиппа, сына Аминты, и Никасиполиды, убил ее, обвиняя в том, что она больше благоволила к <его брату> Александру; а Александр был самым младшим из сыновей Кассандра. Призвав себе на помощь Деметрия, сына Антигона, он с ее помощью убил своего брата Антипатра и тем отомстил ему <за мать>; но оказалось, что в Деметрии он нашел себе убийцу, а не союзника. Так суждено было, что некий бог совершил наказание, отомстив Кассандру.
    4. При Кассандре фивянами был вновь заселен весь прежний город, охваченный стенами, но тем не менее им и впоследствии пришлось испытать много бедствий. Когда Митридат поднялся против римлян, то фивяне, как мне кажется, исключительно только из расположения к афинскому народу примкнули в этой войне <на сторону Митридата>. Когда же Сулла вторгся в Беотию, ужас охватил фивян; они тотчас изменили свои убеждения и вновь подчинились римлянам, ища их дружбы. Но Сулла обошелся с ними сурово; в числе многих мероприятий, предназначенных для их унижения, он отнял у них половину их земли по следующему поводу. Когда он начинал войну с Митридатом, он очень нуждался в деньгах. Поэтому он забрал все приношения, которые были в Олимпии; в Эпидавре и из Дельф он взял то, что там оставили еще фокейцы. Все это он роздал войску, богам же вместо денег он отдал половину фиванской земли. Впоследствии эту отнятую землю по милости римлян фивяне получили обратно, но во всем остальном они вообще с тех пор впали в крайнюю степень слабости. В мое время весь нижний город был безлюден; остались одни только храмы, а заселенным был один только Акрополь, который они называли Фивами, а не Кадмеей.

    0

    8

    VIII
    Достопримечательности Потний. Место, где Амфиарай поглощен землей. Семь ворот Фив
    1. Если уже перейти Асоп и отойти от города приблизительно десять стадий, то на пути будут развалины Потний, а среди них роща Деметры и Коры. Изображения на берегу реки, которая <протекает> мимо Потний.., они называют богинями. В установленные сроки они совершают принятые там обряды, между прочим, они пускают поросят-сосунков в так называемые «мегароны» (подземные залы). Говорят, что эти свиньи ровно через год в это же время появляются в Додоне. Может быть, найдутся люди, которые поверят этому рассказу. Есть тут и храм Диониса - «Козпоражающего». Как-то раз, принося жертву богу, они под влиянием опьянения пришли в такое неистовство, что убили жреца Диониса; убившие тотчас же были поражены моровой язвой и вместе с тем из Дельф к ним пришло веление бога приносить Дионису ежегодно цветущего мальчика; немного лет спустя, по их словам, вместо мальчика бог разрешил приносить им как жертву козу. В Потниях показывают и колодезь; говорят, что местные кобылы, напившись этой воды, бесятся.
    2. Если итти из Потний в Фивы, то направо от дороги будет место, обнесенное небольшой стеной, а за ней стоят колонны. Говорят, что здесь расступилась земля и поглотила Амфиарая; они прибавляют еще вот что: будто бы ни птицы не садятся на эти колонны, ни травы, которая тут растет, не едят ни домашние, ни дикие животные.
    3. У фивян в их древней стене, шедшей вокруг города, было семь (1) ворот; они остались еще и до моего времени. Насколько я мог узнать, одним из них было дано название по имени Электры, сестры Кадма; вторые назывались Пройтидскими, по имени одного местного человека, но эпоху, когда жил Пройта и его предки, мне было трудно установить. Неистейские ворота, говорят, названы так по следующему поводу: одну из струн на <лире, самую высокую>, называют «нете» и говорят, что Амфион изобрел ее в этих воротах. Но я слыхал также, что у Зета, брата Амфиона, был сын по имени Неид, и от имени этого Неида данные ворота получили свое название. Ворота Кренейские и ворота Гипсисты (Высочайшие) названы так по следующему поводу... у Гипсист находится храм Зевса Высочайшего. Следующие за ним ворота называются Огигиями и, наконец, последние - Гомолоидами. Мне кажется, что последнее название - позднейшее, а Огигии - самое древнее название. Гомолоидами эти ворота, говорят, были названы по следующему поводу: когда фивяне были побеждены аргивянами в битве при Глисанте, тогда большинство их с Лаодамантом, сыном Этеокла, ушло отсюда. Но часть их испугалась трудности пути в Иллирию и, повернув в Фессалию, заняла одну из фессалийских гор, Гомолу, отличающуюся большим плодородием и орошаемую водами. Когда Ферсандр, сын Полиника, пригласил их вернуться домой, то те ворота, через которые совершилось их возвращение, они назвали в память горы Гомолы - Гомолоидскими. Если итти из Платей в Фивы, то входить в город приходится через ворота Электры. Говорят, что здесь был поражен молнией Капаней, сын Гиппона, когда он делал свое неистовое нападение на стены Фив.
    Примечания
    1   Число и название ворот Фив вызвали много споров и обширную литературу. Многие отрицали количество их и то, что Павсаний еще видел эти ворота.

    0

    9

    IX
    Первый поход аргивян на Фивы. Поход «эпигонов». Поэма «Фиваида»
    2. Немного лет спустя вместе с Ферсандром двинулись походом против Фив те, которых эллины называют эпигонами. Само собой разумеется, что с ними было не только войско из Арголиды, не только следовали за ними мессеняне и аркадяне, но что были приглашены в качестве союзников также коринфяне и мегарцы. Помогали и фивянам их соседи, и битва при Глисанте была с обеих сторон ожесточенной. Из фивян одни, как только были побеждены, бежали вместе с Лаодамантом, другие остались, были осаждены и сдались.
    3. Об этой войне написана целая поэма «Фиваида». Вспоминая о ней, Каллин называет автором этого произведения Гомера. С Каллином в этом согласны многие другие, заслуживающие внимания ученые. Я лично после Илиады и Одиссеи считаю это произведение наиболее заслуживающим похвалы. Этого достаточно относительно той войны, которую аргосцы и фивяне вели из-за сыновей Эдипа.

    0

    10

    X
    Достопримечательности Фив. Храм Аполлона Исмения. Жрец Аполлона, называемый Дафнофорос. Источник Ареса. Каанф
    1. Недалеко от ворот находится «братская могила»; в ней лежат все, кому пришлось умереть в битве с Александром и македонянами. Недалеко отсюда показывают место, где, по преданию, если кто ему верит, Кадм посеял зубы дракона, которого он убил при источнике, и из этих зубов земля родила людей.
    2. Есть холм направо от ворот, посвященный Аполлону. И этот холм и сам бог называются Исмением, так как здесь мимо этого холма протекает река Исмений. Прежде всего у входа стоят мраморные статуи Афины и Гермеса; их называют Пронаой (В притворе). Говорят, статую Гермеса изваял Фидий, а Афины - Скопас.(1) За ними начинается самый храм. Статуя бога по величине равна статуе в Бранхидах (I, 16, 3) и ничем не отличается по внешности. Кто видел одну из этих статуй и знает, кто ее создатель, тому не требуется большой проницательности, чтобы, взглянув на другую, сказать, что это творение Канаха. Отличаются они между собою только вот чем: статуя в Бранхидах - из меди, а статуя исменийского бога сделана из кедрового дерева.
    3. Там есть камень, на который, говорят, садилась Манто, дочь Тиресия. Этот камень лежит перед входом в храм, и до наших еще дней ему имя «Седалище Манто». Направо от храма стоят две статуи, сделанные из мрамора - одна, говорят, Гениохи, другая - Пирры, дочерей Креонта, который правил Фивами, будучи опекуном Лаодаманта, сына Этеокла.
    4. Следующий обычай по моим сведениям совершается в Фивах даже до последнего времени: жрецом Аполлону Исмению выбирают мальчика из знатного дома, самого красивого и физически крепкого; его называют дафнофором - носителем лавра, так как эти мальчики носят венки из листьев лавра. Я не могу наверно сказать, для всех ли дафнофоров установлено, чтобы они жертвовали богу медные треножники, но думаю, что такого закона для всех не было: я видел здесь немного пожертвованных треножников, значит их жертвуют только более богатые из мальчиков. Самый замечательный по древности и по славе жертвователя - это треножник Амфитриона, принесенный в дар, когда Геракл был дафнофором.
    5. Выше Исмения можно видеть источник, который, говорят, посвящен Аресу; хранителем этого источника Арес будто бы поставил дракона. Около этого источника есть могила Каанфа. Говорят, что Каанф был сыном Океана и братом Мелли и был послан отцом искать похищенную сестру. Когда Каанф нашел, что Мелия находится во власти Аполлона, то он, не имея возможности отнять ее, дерзнул поджечь священный участок Аполлона, который теперь называют Исмением. За это, как говорят фивяне, бог поразил его стрелою. Поэтому здесь и есть могила Каанфа, а от Мелии у Аполлона, по преданию, родилось двое сыновей, Тенер и Исмений. Тенеру Аполлон дал пророческий дар, а имя Исмения получила здешняя река. Но раньше она была не безымянной; если это правда, то она называлась Лейдоном, прежде чем стать Исмением в честь аполлонова сына.
    Примечания
    1   По предположению Фуртвенглера, эта статуя Афины сводится к типу юной Афины, довольно обычному у Скопаса.

    0

    11

    XI
    Дом Амфитриона. Изображения фармакид. Статуи и фронтоны в храме Геракла. Гимнасий и стадион Геракла. Алтарь Аполлона Сподия. Гадание по голосу
    1. Налево от ворот, которые называются воротами Электры, есть развалины здания, где, говорят, жил Амфитрион, бежавший из Тиринфа вследствие убийства Электриона. Среди этих развалин виден еще покой Алкмены. Говорят, что Амфитриону этот дворец построили Трофоний и Агамед, и на нем была сделана следующая надпись: «Амфитрион себе брачный воздвигнул чертог. Он Алкмену,
    Взяв ее в жены, ввести захотел сюда, в новый дворец свой;
    Анхасиец построил его с Агамидом Трофоний.»
    Вот что рассказывают фивяне, было здесь написано; они показывают и могилу детей Геракла от Мегары, при этом они рассказывают об их смерти совершенно так же, как и Стесихор из Гимеры и Паниасис в своих поэмах. Фивяне только прибавляют к этому, будто Геракл в состоянии безумия собирался убить и Амфитриона, но раньше его охватил сон от удара камнем; говорят, что этот камень в него бросила Афина, и этот камень называют Софронистер (Приводящий в разум).
    2. Здесь есть также рельефные изображения женщины, но эти изображения уже очень истертые. Фивяне называют их фармакидами (чародейками) и рассказывают, что они были посланы Герой помешать родам Алкмены. И действительно, они задерживали их, не давая возможности Алкмене родить. Но дочь Тиресия, Гисторида, придумала хитрость против этих фармакид: она подняла крик радости так, что они могли слышать, делая вид, что Алкмена уже родила. Они были обмануты этим и ушли, а Алкмена могла родить.
    Тут есть храм Гераклу, а в нем статуя из белого мрамора, называемая Промахос (Боец и защитник), произведение Ксенокрита и Эвбия. (1) Древнее же деревянное изображение фивяне считают творением Дедала (2), и мне самому кажется, что это так.
    3. Говорят, что сам Дедал поставил ее, отплачивая Гераклу за услугу. Когда он бежал из Крита, устроив себе и сыну своему Икару маленькие суда и приделав к ним, что до тех пор было неизвестно, паруса, то, пользуясь попутным ветром, он намного обогнал флот Миноса, шедший на веслах. Таким образом, сам Дедал спасся, а у Икара, который менее искусно управлял своим судном, оно у него, говорят, перевернулось. Икар утонул, и его труп волны вынесли на бывший тогда безымянным остров, выше Самоса. Случайно был на нем Геракл; он узнал труп, похоронил его там и еще и доныне есть небольшая насыпь на мысе, выдающемся в Эгейское море. От имени этого Икара получили свое название и остров и омывающее его море.
    4. На фронтонах этого храма Пракситель изобразил фивянам большинство из так называемых подвигов Геракла.(3) Здесь нет его победы над стимфалийскими птицами и очищения им элейской земли, <авгиевых конюшен>, но вместо этого изображена его борьба с Антеем. Фрасибул, сын Ликона, и из афинян те, которые вместе с ним свергли тиранию тридцати, - двинувшись в этот поход на Афины, они шли из Фив, - посвятили в этот храм Геракла изображения Афины и Геракла колоссальных размеров, сделанные в виде рельефов из пентеликонского мрамора, творения Алкамена.(4)
    К храму Геракла примыкает гимнасий и стадион, оба носящие имя этого бога.
    5. За камнем Софронистером (Приводящим в разум) есть алтарь Аполлону, именуемому Сподием (Из пепла). Он сделан из золы принесенных здесь жертв. Здесь происходит гадание по звуку голоса. Таким способом гадания, насколько я знаю, больше всех из эллинов пользуются жители Смирны: у них за городом, по ту сторону стены, есть даже храм звуков (Клидонов).
    Примечания
    1   Художники Ксенокрит и Эвбий больше нигде не упоминаются.
    2   На монетах из Фив есть довольно архаическое изображение Геракла с дубиной и луком; многие считают его копией дедаловского Геракла Промахос.
    3   Эти изображения подвигов Геракла (замечательно, что в ряде мест (V, 10,21) Павсаний говорит только об одиннадцати подвигах!) некоторыми приписываются старшему Праксителю.
    4   Что Алкамен в 403 г. до н. э. еще работал, теперь это вполне доказано.

    0

    12

    XII
    Алтарь Аполлона Сподия (Из пепла). Фиванские сказания о Кадме. Статуя Афины Онка. Сказания о Гармонии и Семеле. Статуи Диониса Кадма и флейтиста Пронома
    1. В древности фивяне приносили в жертву Аполлону Сподию быков. Как-то раз, когда наступил праздник и было уже время приступить к жертвоприношению, посланные за быком не пришли во-время, поэтому они принесли в жертву богу одного из двух волов, запряженных в первую попавшуюся повозку, и с тех пор они считают дозволенным приносить в жертву рабочих волов. У них передается и следующее сказание, будто бы когда Кадм возвращался из Дельф по фокейской дороге, то проводником его на пути была корова, а эта корова была куплена у пастуха стад Пелагонта. На каждом боку этой коровы был белый знак наподобие полного круга луны. Ведь по божьему вещанию Кадму и сопровождавшему его войску надлежало основать себе город там, где корова, устав, захочет лечь. Фивяне указывают и это место.
    2. Есть здесь под открытым небом алтарь и статуя Афины. Говорят, ее воздвиг Кадм. Если кто думает, что Кадм прибыл в Фиванскую область из Египта, а не из Финикии, то этому мнению противоречит название этой самой Афины, потому что она называется так же, как и по-финикийски, Онга, а не Саида, как было бы на языке египтян.
    3. Фивяне рассказывают, что там, где находится в наши дни площадь их Акрополя, в древности стоял дом Кадма. Они показывают развалины брачного чертога Гармонии и то помещение, в котором находилась Семела: в него и в наши дни нет доступа людям, и его старательно оберегают. Те из эллинов, которые верят в сказание, будто на свадьбе Гармонии пели музы, указывают даже и место на площади, где, по их словам, эти богини пели. Говорят также и следующее: будто вместе с молнией, упавшей с неба на чертог Семелы, упал с неба и деревянный чурбан. Полидор, по их словам, отделал этот обрубок медью и назвал его Дионисом Кадмом. Поблизости находится статуя Диониса, которую Онасимед сделал из цельной бронзы. Жертвенник же соорудили дети Праксителя.(1)
    4. Есть тут статуя и Пронома (2), из всех игравших на флейте наиболее умевшего увлекать слушателей. До него флейтисты пользовались тремя видами флейт: на одних они играли дорическую мелодию, на других, совсем непохожих на первые, они исполняли мелодию фригийскую и на особых флейтах они играли лидийскую мелодию. Проном был первый, который изобрел флейты, пригодные для всех видов мелодий, и первый на тех же самых флейтах играл различные напевы. Говорят, что и замечательной мимикой и движениями всего тела он доставлял исключительное удовольствие зрителям. Для халкидян, живших у Эврипа, он составил торжественный гимн, исполнявшийся во время процессии на Делос. Эту статую и статую Эпаминонда, сына Полимнида, воздвигли здесь фивяне.
    Примечания
    1   Все это место у Павсания является крайне темным. Полидор был, конечно, сыном Кадма (5,3), а не каким-нибудь художником. Кто такой Онасимел и что это за алтарь (?) детей Праксителя, мы ничего не знаем. По другому чтению вместо «алтарь» читается «статуя Кадма».
    2    О Прономе см. IV, 27,7. Его статуя, вероятно, в виде герма, носила на себе надпись, сохранившуюся в Палатинской антологии (XVI, 28):
    «Первыми были в игре на флейте для эллинов Фивы.
    Первым стал Промах для Фив – был Эниада он сын.»

    0

    13

    XIII
    Эпаминонд. Битва при Левктре
    1. Бесспорно, Эпаминонд происходил от предков знатного рода, но по богатству его отец был ниже средней зажиточности в Фивах. Тем не менее он очень тщательно прошел всю систему местного воспитания и, будучи еще юношей, он посещал Лисиса, родом из Тарента, бывшего последователем учения Пифагора с Самоса. Говорят, во время войны лакедемонян с мантинейцами Эпаминонд в числе прочих был послан из Фив на помощь лакедемонянам и во время битвы с крайней опасностью для себя спас Пелопида, получившего рану. Впоследствии Эпаминонд был послан в Спарту в качестве посла, когда лакедемоняне предложили эллинам принять так называемый Анталкидов мир. Здесь Агесилай спросил Эпаминонда - согласятся ли фивяне, чтобы беотийские города, каждый за себя, давали клятву о соблюдении мира? «Только тогда, - сказал Эпаминонд, - когда мы увидим, о спартанцы, что и города ваших периэков тоже приносят клятву каждый сам за себя».
    2. Когда возгорелась война между лакедемонянами и фивянами и лакедемоняне двинулись против Фивы со всем своим войском и с войском своих союзников, то Эпаминонд с частью войска занял против них оборонительную позицию за Кефисским озером, полагая, что пелопоннесцы сделают вторжение с этой стороны. Но спартанский царь Клеомброт повернул на Амброс в Фокиде, и, уничтожив отряд фивян, бывший под начальством Хереи, который был поставлен охранять этот проход, он прошел эти теснины и вступил в Беотию у Левктр. Тут и самому Клеомброту и всем лакедемонянам было дано следующее знамение от бога. За спартанскими царями во время похода следует стадо мелкого скота, как для жертвоприношений богам, так и для получения счастливых предзнаменований перед битвой. Вожаками этого стада овец являются козы; пастухи так и называют их катопадами - овечьими вожаками. И вот волки, ворвавшись в это стадо, овцам не причинили никакого вреда, а этих коз-вожаков они разорвали.
    3. Говорят, что здесь на лакедемонян пало отмщение за дочерей Скедаса. Скедас жил около Левктр с двумя дочерьми, Молпией и Гиппо. Они были уже взрослыми, когда лакедемоняне, Фрурархид и Парфений, нарушая всякий божеский закон, совершили над ними насилие. Считая для себя невыносимым такое грубое издевательство, обе девушки тотчас же повесились; Скедас ходил в Лакедемон, но не получил там никакого удовлетворения и, вернувшись в Левктры, покончил с собой. Тогда Эпаминонд принес поминальные жертвы в честь Скедаса и его дочерей и, молясь, дал обет, что это сражение будет столько же за спасение Фив, сколько и отмщением за их смерть. Мнения беотархов были неодинаковыми; они очень расходились между собою. Эпаминонд, Малгид и Ксенократ хотели немедленно вступить в битву с лакедемонянами; напротив, Дамоклеид, Дамофил и Эсимангел не соглашались на немедленное сражение, но предлагали сначала удалить в Аттику жен и детей, говоря, что им надо приготовиться к осаде. Так различны были мнения этих шести военачальников. Но когда седьмой беотарх, который сторожил проход со стороны Киферона - имя ему было Вранхиллид, - вернулся в лагерь и во время голосования присоединился к мнению Эпаминонда и его сотоварищей, тогда все согласно решили начать решительный бой. Эпаминонд относился с недоверием к ряду беотийских городов, но особенно к жителям Феспий. Боясь, как бы во время битвы они не изменили, он разрешил желающим уйти из лагеря домой. Феспийцы удалились все без исключения, а из беотийцев - те, которые не сочувствовали фивянам.
    4. Когда началась битва, то тут союзники лакедемонян, и раньше этого не очень расположенные к ним, явно выказали свою ненависть к ним; они не желали удерживать свои позиции и отступали всюду, где на них наступали враги. Но лакедемоняне и фивяне одинаково твердо стояли друг против друга: лакедемонянам помогала их прежняя опытность в военном деле, а вместе с тем они стыдились погубить прежнюю славу Спарты; фивяне же сознавали, что они ведут борьбу за отечество, за своих жен и детей. Когда все начальники лакедемонян , в том числе и царь Клеомброт, были убиты, то тут спартанцы, хотя они и были в очень тяжелом положении, волей-неволей были вынуждены не сдаваться: у лакедемонян считается величайшим позором допустить, чтобы труп царя остался в руках врагов. Победа, одержанная фивянами, была самым замечательным делом из всех побед, какие только эллины одерживали над эллинами. На следующий день лакедемоняне решили похоронить своих мертвых и послали с этим вестника к фивянам. Зная, что лакедемоняне обычно скрывают свои потери, Эпаминонд сказал, что он разрешает сначала похоронить убитых союзников, а после того, как они будут убраны, он позволяет лакедемонянам хоронить и своих. Так как из союзников у одних вообще некого было хоронить, так как у них не было убитых, а других, как выяснилось, погибших было очень мало, то лакедемоняне стали хоронить своих и, таким образом, обнаружилось, что убитыми были одни спартанцы. У фивян и беотийцев, которые остались с ними, было убито 47 человек, а у одних только лакедемонян больше чем тысяча.

    0

    14

    XIV
    Отступление спартанцев. Взятие Кересса, куда бежали феспийцы. Построение Мегалополиса и основание Мессены. Победа над Ификратом. Суд и угроза смертной казни за продление власти; оправдание
    1. Тотчас после битвы Эпаминонд разрешил остальным пелопоннесцам вернуться к себе домой, лакедемонян же держал в Левктрах отдельно под стражей. Когда же он услыхал, что спартиаты из своего города идут всем народом с тем, чтобы помочь своим, находящимся в Левктрах, он дал разрешение разбитому врагу уйти на известных условиях и сказал, что будет лучше перенести войну с ними из Беотии в Лакедемон. Что касается феспийцев, то принимая в соображение старинное нерасположение к себе со стороны фивян и их удачу в данный момент, они решили покинуть свой город и бежать в Кересс. Кересс является укрепленным местом в области феспийцев, куда они и раньше уходили во время нападения на них фессалийцев. В те времена после оказавшейся неудачной и непосильной для них попытки взять Кересс фесалийцы отправили посольство в Дельфы к богу, и оттуда им было дано такое вещание: «Думаю я о Левктрах тенистых, Алесии землях;
    Горе на сердце моем дочерей несчастных Скедаса.
    Тут многослезная битва наступит; ее же предвидеть
    Сможет ли кто из людей, пока весь не погибнет цветущий
    Юношей род у дорян, пока гибели день не наступит?
    Вот тогда может быть взят и Кересс, а раньше не ждите.»
    2. Тогда Эпаминонд изгнал бежавших в Кересс феспийцев и спешно двинулся в Пелопоннес, куда настойчиво вызывали его аркадяне. Когда он прибыл туда, к нему добровольно примкнули в качестве союзников аргосцы, а мантинейцев, которых насильственно поселил по деревням Агесиполид, Эпаминонд снова собрал в старый их город. Затем он убедил аркадян уничтожить те из их родных городков, которые были слабы, и поселил их в одном общем для них городе, который и до нашего времени называется Мегалополем. Между тем для Эпаминонда срок власти как беотарха истек, и смертная казнь была назначена как наказание тому, кто затягивал срок ее сложения. Но Эпаминонд, считая этот закон несвоевременным, не обращая на него внимания, продолжал оставаться беотархом. Он двинулся со своим войском на Спарту, но так как Агесилай не выступил против него и не принял боя, то Эпаминонд приступил к постройке Мессены, и основателем нынешней Мессены является Эпаминонд. Все, что относится к построению Мессены, я уже изложил (VI, 26 сл.) в рассказе, касающемся самих мессенян.
    3. В это время союзники фивян рассеялись по Лаконской области, грабя и опустошая ее своими набегами. Это побудило Эпаминонда увести фивян назад в Беотию. Когда на своем пути ему пришлось итти через Лехей и дорога оказалась здесь узкой и трудно проходимой, то Ификрат, сын Тимофея, с пельтастами (легковооруженными) и с остальным афинским войском попытался напасть на фивян. Эпаминонд обратил в бегство нападавших и двинулся к самому городу афинян. Но Ификрат удержал афинян и не дал им вступить в бой с Эпаминондом, поэтому Эпаминонд вновь двинулся дальше в Фивы.
    4. Там он подвергся обвинению, угрожавшему ему смертной казнью за то, что превысил срок своей власти как беотарх, но был оправдан; говорят, что избранные судить его вообще отказались голосовать этот вопрос.

    0

    15

    XV
    Поход фивян против Александра, правителя Фессалии. Фивяне изгоняют орхоменян. Смерть Эпаминонда при Мантинее. Надпись на его статуе
    1. После этого правитель Фессалии Александр, когда к нему прибыл Пелопид, а прибыл он к нему как к личному своему другу, расположенному к нему, и к другу всего фиванского народа, так вот, когда Пелопид был у него, Александр арестовал его и заключил в тюрьму, поддавшись подозрительности и несдержанности характера, склонного к насилию. Фивяне тотчас же решили двинуться на Александра. Начальниками этого похода они поставили Клеомена и Гипата, которые тогда были беотархами. Эпаминонду пришлось стать в этом походе в ряды простых воинов. Когда их войско было за Фермопилами, то Александр, устроив засаду, напал на них в неудобной для фивян местности. Когда положение явно оказалось безнадежным, то все войско выбрало предводителем Эпаминонда, а беотархи добровольно уступили ему власть. Видя начальником неприятельского войска Эпаминонда, Александр не решился дальше продолжать войну и добровольно отпустил Пелопида.
    2. Во время отсутствия Эпаминонда фивяне изгнали орхоменцев из их страны. Большим несчастьем считал Эпаминонд это изгнание орхоменцев и говорил, что если бы он присутствовал в Фивах, то никогда бы фивянами не было совершено такого грубого насилия. Когда он вновь был выбран беотархом и вновь с войском двинулся на Пелопоннес, то при Лехее в завязавшемся сражении он победил лакедемонян, а вместе с ними из ахейцев жителей Пеллены и тех из афинян, которых из Афин привел Хабрий. У фивян было установление - всех других, которых они берут в плен, отпускать за выкуп, а беотийских беглецов - казнить. Взяв маленький сикионский городок Фойбию, где собралось большинство беотийских беглецов, он всех захваченных отпустил,(1) каждому из них назначив другое местожительство, чем он имел.
    3. Когда он прибыл с войском к Мантинее, он, победив и здесь, пал от руки одного афинянина. В Афинах, на картине (I, 3, 4) конной битвы тем, кто убивает Эпаминонда, изображен Грил, сын Ксенофонта, того Ксенофонта, который принял участие в походе Кира против царя Артаксеркса и который привел эллинов обратно к морю. На статуе Эпаминонда есть надпись в стихах элегического размера, в которой, между прочим, говорится, что он был основателем Мессены и что Эллада получила благодаря его подвигам свободу. Это стихотворение таково:
    «Срезана слава была у Спарты по замыслам нашим,
    Снова вернулись к себе дети Мессены святой;
    Стены воздвиглись Мегаполя силой оружия фивян.
    Равны свобода, права ныне в Элладе для всех.»
    Вот какие были у него права и основание на славу.
    Примечания
    1   Текст сильно испорченный. Перевод дан по конъектуре Шпенгеля, принятой и Спиро и Фрэзером. Не хотел ли Павсаний сказать, что Эпаминонд по доброте своей отпустил этих беглецов, но как предателей родины он их «заклеймил»? Таково, по крайней мере, мое мнение. Перевод, даваемый некоторыми «немедленно» («в единую минуту времени»), я считаю совершенно неприемлемым.

    0

    16

    XVI
    Храм Аммона в Фивах. Место птицегадания Тиресия и храм судьбы. Три статуи Афродиты. Святилище Деметры Законодательницы. Храм Диониса Лисия
    1. Недалеко от этой статуи находится храм Аммона. Статую бога в этот храм пожертвовал Пиндар; она - творение Каламида. Пиндар послал также гимн в честь Аммона жителям Аммонии в Ливии. Этот гимн сохранился еще и до моего времени на треугольной стеле рядом с жертвенником, который Птолемей, сын Лага, воздвиг в честь Аммона. Дальше за храмом Аммона в Фивах находится так называемая ойоноскопия Тиресия (место гадания по птицам), а рядом святилище Судьбы - Тихи: богиня несет на руках маленького Плутоса (Богатство). Как говорят фивяне, руки и лицо этой статуи делал афинянин Ксенофонт (VIII, 30,10), а все остальное - местный художник Каллистоник (1). Умно придумали они положить Плутоса (Богатство) на руки Тихи - Судьбы, как матери или кормилицы, но не менее остроумно поступил и Кефисодот, так как и он создал для афинян статую Мира (Ирины), держащую на руках Богатство - Плутоса (I, 8,2).
    2. В Фивах есть деревянные статуи (ксоана) Афродиты, столь древние, что, по их преданиям, они являются посвятительным даром Гармонии и что сделаны они из деревянных украшений, бывших на носу корабля Кадма. Этих Афродит называют - одну Уранией (Небесной), другую - Пандемос (Всенародной), а третью - Апострофией (Отвращающей). Эти названия дала Гармония. Название Небесной дано богине в знак чистой любви, лишенной чувственной похоти, Всенародной - в знак общения между полами и, наконец, третье название Отвращающая - с тем, чтобы она могла отвращать человеческий род от беззаконных страстей и безрассудных поступков. Знала Гармония, что много подобного совершено среди варваров, много другого решались уже совершать и у эллинов, о чем впоследствии было описано в стихах: так, например, о матери Адониса, о Федре, дочери Миноса, о фракийце Терее.
    3. Храм Деметры Фесмофоры (Законодательницы) некогда, говорят, был жилищем Кадма и его потомков. Статуя Деметры видна только по грудь. Здесь же лежат и медные щиты; говорят, что они принадлежали начальникам лакедемонян, которые были убиты в битве при Левктре.
    4. Около так называемых Пройтидских ворот выстроен храм и совсем рядом с театром есть храм Диониса, называемого Лисием (Освободителем). Когда некоторые из фивян были взяты в плен фракийцами и уже доведены до Галиарта, бог освободил их и дал им возможность избить усыпленных им фракийцев. Второе изображение, находящееся здесь, фивяне считают статуей Семелы, и у них установлено открывать это святилище раз в год в определенные дни. Есть тут и развалины дома Лика и могильный памятник Семелы; могилы же Алкмены нет, так как, говорят, как только она умерла, она тотчас превратилась в камень; в этом они не согласны с мегарцами (I, 41,1). Правда, и во многом другом сказания эллинов часто противоречат друг другу. Тут же у фивян находятся могильные памятники детей Амфиона, отдельно сыновей, отдельно и дочерей.
    Примечания
    1   О Каллистонике мы больше ничего не знаем.

    0

    17

    XVII
    Храм Артемиды Эвклеи и могила дочерей Антипойна. Лев, посвященный Гераклом. Статуи Аполлона Боэдромия и Гермеса Агорея. Статуя Афины Зостерии. Могила Амфиона и Зета. Фок и Антиопа. Камни, двигавшиеся под звуки песен Амфиона
    1. Поблизости есть храм Артемиды Эвклии (доброй славы). Эта статуя – творение Скопаса. Говорят, что внутри храма похоронены дочери Антипойна (Служащий для воздаяния), Андроклея (Мужественная) и Алкида (Сильная). Говорят, что когда должна была произойти битва у фивян и Геракла против жителей Орхомена, то к ним пришло божье слово, что будет на их стороне победа, если захочет добровольно убить себя тот, кто из граждан по роду является самым знатнейшим. Антипойну, который особенно славился своими предками, было не очень по душе умирать за народ, но на это охотно решились дочери Антипойна: они убили себя и за это получили высокую честь. Напротив храма Артемиды Эвклии стоит сделанный из мрамора лев, и говорят, что его посвятил Геракл, победив в бою орхоменцев и их царя Эргина, сына Климена. Поблизости находится статуя Аполлона с эпитетом Боэдромия (Идущего на помощь) и Гермеса, так называемого Агорея (Покровителя рынков). И эти статуи – приношение Пиндара. Место погребального костра детей Амфиона находится приблизительно в полустадии от их могил; зола от их костра остается там еще и поныне.
    2. Поблизости стоят две мраморные статуи Афины; ее называют Опоясывающей. Считается, что это посвятительный дар Амфитриона; говорят, что здесь он надел оружие, когда собирался итти войной против эвбейцев и Халкодонта. Надеть на себя военные доспехи древние называли «опоясаться»; указывают, что Гомер, сделав Агамемнона похожим на Ареса по его поясу, хотел сказать, что он подобен богу и по всему вооружению.
    3. Зету и Амфиону (1) сооружена одна общая могила в виде небольшого земляного холма. С этой могилы жители Тифореи в Фокиде стараются похитить немного земли, и это они делают в то время, когда солнце проходит по небу через созвездие Тельца. Если в это время им удается взять с этой могилы земли и положить ее на могилу Антиопы, то <они считают, что> тифорейцам поля принесут урожай, а фивянам - наоборот. По этой же причине и фивяне в это время сторожат эту могилу.
    4. Эти города верят всему этому на основании предсказаний Бакида; среди этих предсказаний есть следующие строки:
    «В честь Амфиона и Зета, когда тифореец на землю
    Будет с мольбой возливать приношенья из меду
    Солнце когда согревает Тельца своей силою жара,
    Вот когда берегись, да не будет в грядущем бедою
    Город постигнут великой: исчезнут плоды, все погибнув,
    Землю если возьмут и положат на Фока могилу.»
    А называет Бакид ее могилой Фока вот по какой причине. Жена Лика <Дирка> больше всех богов чтила Диониса. Когда она испытала то, о чем передается в сказаниях, то Дионис разгневался на Антиопу: жестоки бывают иной раз наказания со стороны богов и часто они превосходят всякую меру. Говорят, Антиопа сошла с ума и в состоянии безумия она блуждала по всей Элладе, пока не встретилась с Фоком, сыном Орнитиона и внуком Сизифа; он ее излечил и взял себе в жены. Фоку и Антиопе воздвигнута общая могила.
    5. Говорят, что на могиле Амфиона камни, которые составляют ее основание, грубо отесанные, не подогнанные по точному размеру и не отделанные каким-либо другим способом, были теми камнями, которые двинулись, послушные звукам песен Амфиона. Нечто подобное рассказывают и об Орфее, будто когда он играл на кифаре, за ним следовали дикие звери.
    Примечания
    1   По преданию, сыновья Антиопы, Амфион и Зет, привязали Дирку, мучившую их мать, к рогам дикого быка и тем причинили ей смерть.

    0

    18

    XVIII
    По дороге из Фив в Халкиду могилы Меланиппа, Тидея, сыновей Эдипа, и Гектора. Источник Эдипа
    1. Дорога из Фив в Халкиду ведет через Пройтидские ворота. На большой дороге показывают могилу Меланиппа, из фивян бывшего самым искусным в военном деле. Когда аргосцы ходили походом на Фивы, то этот Меланипп убил Тидея и одного из братьев Адраста, Мекистея; он сам пал от руки Амфиарая. 2. Очень близко от этой могилы лежат три необделанных камня. Фиванские археологи говорят, что здесь лежит Тидей и что похоронен он Мэоном. В доказательство этих слов они приводят следующий стих из Илиады (XIV, 114):
    «...Тидея, которого в Фивах сокрыла насыпь могилы.»
    3. Следом идут могилы детей Эдипа. И то, что совершается над ними... этого я сам не видел, однако я вполне допускаю, что это именно так. Фивяне рассказывают, что как другим из так называемых героев, так и детям Эдипа они приносят жертвы всесожжения; но когда приносятся им эти жертвы, то пламя, равно как и дым, восходящий из этого пламени, делится надвое, расходясь в разные стороны (1). Я лично вполне поверил тому, что они рассказывают, потому что я сам видел нечто другое, подобное этому. В Мизии за Каиком есть маленький городок Пионии; основателем его, говорят, был Пионис, один из потомков Геракла. И когда собираются ему как герою приносить жертву, то из его могилы сам собою поднимается дым. Этот случай я видел сам собственными глазами. Фивяне показывают также могилу Тиресия, приблизительно стадиях в 15 от того места, где находится могила детей Эдипа. Они, однако, соглашаются, что кончина постигла Тиресия в Галиарте, у себя же они хотят видеть «пустую могилу» (кенотаф).
    4. Есть у фивян и могила Гектора, сына Приама, около источника, который носит название Источника Эдипа. Говорят, что его кости были перенесены сюда из Илиона во исполнение следующего вещания:
    «Фивяне, в граде живущие древнего Кадма, внемлите:
    Если хотите вы жить на родине в полном довольстве,
    Кости Гектора, сына Приама, из Азии взявши
    В дом свой, по Зевса веленью его как героя почтите.»
    Этому источнику дано название Источника Эдипа потому, что в нем Эдип омыл кровь после отцеубийства. Около источника есть могила Асфодика. Говорят, что этот Асфодик в битве против аргосцев убил Партенопея, сына Талая; это утверждают фивяне, тогда как в стихах поэмы «Фиваида», касающихся смерти Партенопея, говорится, что виновником его смерти был Периклимен.
    Примечания
    1   О чудесных явлениях на могиле Этеокла и Полиника см. Филострат, II, 29.

    0

    19

    XIX
    Тевмесс и храм Афины Телхинии. Развалины Глиса. Змеиная голова. Гора Гипат с храмом Зевса. Развалины городов Гарма и Микалесса. Святилище Деметры. Авлиды и ее достопримечательности
    1. По той же большой дороге есть местечко по имени Тевмесс. Говорят, что Зевс скрывал здесь Европу. Есть тут и другой рассказ о так называемой тевмесской лисице, о том, что будто бы по гневу Диониса это животное выросло на погибель фивян и что будто бы в тот самый момент, когда ее хотела схватить собака, подаренная Прокриде, дочери Эрехтиона, Артемидой, эта лисица и собака обратились в камень. Есть в Тевмессе и святилище Афины, но без ее статуи. По ее наименованию можно заключить, что часть обитавших на Кипре телхинцев прибыла в Беотию и основала здесь храм Афины Телхинии (1).
    2. Если пройти дальше приблизительно стадий 7, оставив Тевмесс налево, то встретятся развалины Глисанта, а перед ним на правой стороне дороги будет небольшой холм, густо заросший диким кустарником и плодовыми деревьями, здесь похоронены те, которые вместе с Эгиалеем, сыном Адраста, совершили поход на Фивы; в числе других вождей здесь похоронен и Промах, сын Партенопея. Раньше в рассказе о Мегариде (I, 44,4), я уже указал, что могильный памятник Эгиалу находится в Пагах. На прямой дороге из Фив в Глисант место, обложенное необтесанными камнями, фивяне называют Змеиной Головой. Говорят, что некая змея, какой бы породы она ни была, высунула здесь из норы голову, а случайно наткнувшийся на нее Тиресий отрубил у нее мечом эту голову. На этом основании место это и получило такое название.
    3. За Глисантом находится гора, называемая Гипат, а на ней храм Зевса Гипата (Вышнего) и его статуя. Горную речку называют Термодонтом. Если вернуться в Тевмесс и итти другой дорогой на Халкиду, то здесь встретится могила Халкодонта, который погиб от руки Амфитриона в битве фивян с эвбейцами.
    4. Следом затем идут развалины городов Гармата (Колесницы) и Микалесса (Мычания). Первому было дано название, как говорят жители Танагры, оттого, что здесь исчез поглощенный землею Амфиарай со своей колесницей (гарма) (2), а не там, где указывают фивяне (8,3); что касается Микалесса, то все согласны с тем, что назван этот городок этим именем только потому, что тут замычала корова, которая вела Кадма и его войско в Фивы. Каким образом Микалесс стал безлюдным, это рассказано мной в книге об Аттике (I, 23,3). В части Микалесса, обращенной к морю, есть храм Деметры Микалессийской. Говорят, что этот храм каждую ночь запирает и вновь <с наступлением дня> отпирает Геракл, а Геракл этот - из числа так называемых идейских Дактилей. Там можно видеть и такое чудо: перед ногами этой статуи кладутся плоды, которые земля приносит в осеннюю пору, и они в течение целого года остаются свежими.
    5. В этом месте Эврип отделяет Эвбею от Беотии. Здесь по правую руку <на юг от Эврипа> находится святилище Деметры Микалессийской, а немного дальше Авлида; говорят, свое название она получила от имени дочери Огига. Там есть храм Артемиды (3) и две статуи из белого мрамора; одна изображена с факелами в руках, другая в позе охотницы, пускающей стрелы. Говорят, когда эллины, повинуясь словам прорицания Калханта, хотели на этом алтаре принести в жертву Ифигению, то богиня вместо нее дала лань как жертвенное животное. В этом храме они хранят остатки ствола того платана, о котором Гомер упоминает в Илиаде (II, 307). Есть предание, что когда эллины стояли в Авлиде, то долгое время им не было попутного ветра; когда же этот попутный им ветер внезапно подул, то каждый стал приносить в жертву Артемиде тех животных, которые у него случайно были, без различия - и самок и самцов. И с того времени в Авлиде сохраняется обычай, что всякие жертвы приемлемы и законны. Там показывают и источник (Илиада, II, 305), около которого рос этот платан, а на ближнем холме - медный порог шатра Агамемнона. Перед храмом растут финиковые пальмы, дающие плоды, правда, не столь съедобные, как в Палестине, но в зрелом виде более вкусные, чем те, что родятся в Ионии. Народу в Авлиде живет немного, и все они - горшечники (4). Эта область Авлиды, равно как и Микалесс и Гарма, принадлежат к Танагре.
    Примечания
    1   Эпитет Афины Тельхинии указывает на ее связь с металлическим производством. Под этим именем она почиталась на Родосе.
    2   Название гарма скорее сводится к древнегреческому корню, обозначающему: «крепость, укрепление».
    3   На одной из танагрских монет есть изображение Артемиды в виде охотницы, в коротком хитоне, с копьем в правой и с факелом в левой руке. Она стоит в храме с 4 колоннами, около которого изображены пальмы.
    4   Танагра знаменита найденными в ее могильниках «танагрскими статуэтками», драгоценными подлинными документами тогдашней эпохи.

    0

    20

    XX
    Делий. Основатель Танагры. Имя и достопримечательности города. Сказание о Тритоне
    1. К Танагрской области принадлежит и так называемый Делий; в здешнем храме находятся изображения Аполлона, Артемиды и Латоны.
    2. Жители Танагры своим основателем считают Поймандра, сына Хересилея, внука Иасия, правнука Элевферия, а Элевферий, как они говорят, был сыном Аполлона и Айтусы, дочери Посейдона. Говорят, что Поймандр был сыном Аполлона и Айтусы, дочери Посейдона. Говорят, что Поймандр был женат на Танагре, дочери Эола. Но у Коринны в поэме, написанной о ней, Танагра называется дочерью Асопа. Так как она жила очень долго, то, говорят, окружные жители переменили ее собственное имя и стали ее называть Граей (Старухой); соответственно этому с течением времени и самый город стали называть Граей. Это название так укоренилось, что и Гомер в «Каталоге» сказал (Илиада, II, 498):
    «Феспии, Граи мужей и широких полей Микалесса.»
    С течением времени старое наименование снова восстановилось.
    3. Есть в Танагре могила Ориона и гора Керикий, где, по легенде, родился Гермес; есть местечко, именуемое Полос (Небесная ось); тут, говорят, жил Атлант и исследовал то, что находится под землей, и то, что совершается на небе. И у Гомера есть о нем такие стихи (Одиссея, I, 52):
    «Дочь кознодея Атланта, которому ведомы моря
    Все глубины и который один подпирает громаду
    Длинноогромных столбов, раздвигающих небо и землю.»
    4. В храме Диониса заслуживает осмотра статуя Диониса; она сделана из паросского мрамора и является произведением Каламида. Но еще большее удивление вызывает тритон. Исполненный большого благочестия рассказ о нем говорит, что танагрские женщины, перед тем как праздновать «оргии» в честь Диониса, спустились к морю для совершения очистительных обрядов; когда они купались, на них напал тритон (1). Тогда женщины взмолились Дионису, прося его явиться заступником им. Бог услыхал их мольбу и в борьбе одолел тритона. Второй рассказ уступает первому в величавости, но более правдоподобен. Говорят, когда танагрцы гнали свой мелкий скот к берегу моря, этот тритон устраивал на него засады и похищал его; нападал он и на легкие суда. Продолжалось это до тех пор, пока танагрцы не поставили для него целый кратер вина. Говорят, он тотчас же пришел сюда, найдя его по запаху; выпив, он свалился и заснул на берегу моря. Тогда один из танагрцев ударом топора отрубил ему голову, почему у него и нет головы. А так как им удалось захватить его только пьяным, то они и считают, что погиб он от Диониса.
    Примечания
    1   Рассказ Павсания подтверждается рядом монет из Танагры. У многих писателей есть упоминание об этом «танагрском ките», как его называет Афиней (XII, 551А). Повидимому, тритон или, вернее, пара тритонов были гербом и торговым знаком Танагры.

    0