Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



    Элида (I).

    Сообщений 21 страница 27 из 27

    21

    XXI
    Описание статуй  и приношений. Шесть «Занов», сооруженных на штрафные деньги, шесть других – на деньги из штрафа Каллиппа и два – на штраф за неправильную борьбу. Другие памятники – за нарушение правил состязаний. Галлерея Эхо. Сарапион, оштрафованный за трусость

    1. Теперь я начиная рассказ и описание статуй и приношений; соединять рассказ о тех и других вместе я считал неудобным. На афинском Акрополе все статуи и все то, что там находится, все это в одинаковой мере является приношениями; не то в Альтисе: часть вещей тут является воздвигнутой в честь бога, статуи же победителей поставлены им в качестве награды за одержанную победу. О статуях я буду говорить и после; теперь же я прежде всего обращусь к рассказу о приношениях и опишу самые замечательные из них.
    2. По дороге от Метроон к стадиону, на левой стороне, у подошвы горы Крония, там, где начинается ее склон, находятся каменная терраса и ступеньки, ведущие на нее; перед этой террасой стоят медные статуи Зевса. Они сделаны на деньги из того штрафа, который налагался на атлетов, нарушивших правила состязания, и местными жителями называются Занами (Зевсами). Первые шесть они поставили в 98-ю олимпиаду; дело в том, что Эвпол Фессалиец подкупил деньгами выступивших вместе с ним кулачных бойцов, Агетора из Аркадии и Пританиса из Кизика, а вместе с ними и Формиона, родом из Галикарнаса, победителя в предшествующей олимпиаде. Говорят, что это было первое преступление, совершенное атлетами против правил о состязании, и первыми, на кого элейцы наложили денежный штраф, были Эвпол и те, которые получили подарки от Эвпола. Из них две статуи - работы Клеона из Сикиона; кто же сделал остальные четыре, я не знаю. Эти статуи, кроме третьей и четвертой, все снабжены надписями, сделанными элегическим размером. Первое стихотворение хочет показать, что победу в Олимпии можно получить не деньгами, а быстротой ног и крепостью тела. Надпись на второй статуе гласит, что она поставлена в честь бога и благодаря богобоязненности элейцев должна служить устрашением для нарушающих законы атлетов. В пятой и шестой надписях выражаются похвалы элейцам, особенно за то, что они наказали этих кулачных бойцов, а шестая подчеркивает, что эти статуи должны быть поучением для эллинов, чтобы никто не давал денег, желая добыть себе победу в Олимпийских состязаниях.
    3. Говорят, что после Эвпола афинянин Калипп, собираясь выступить в состязании пентатла, подкупил своих соперников; это было в 112-ю олимпиаду. Когда элейцы наложили штраф на Калиппа и на его сотоварищей по состязанию, то афиняне послали Гиперида, чтобы он убедил элейцев сложить с афинян штраф. Когда элейцы отказали им в этом снисхождении, афиняне отнеслись к ним с большим пренебрежением, заявивши, что они не будут платить денег и не будут являться на Олимпийские состязания. Но тогда дельфийский бог им сказал, что он ни о чем не будет давать им вещаний, пока они не заплатят элейцам штрафа. Таким образом, им пришлось заплатить, и на эти деньги были сделаны другие шесть статуй в честь Зевса, и на них были написаны стихи элегическим размером, по поэтическому достоинству ничуть не выше тех, которые были написаны относительно наказания Эвпола. Смысл этих надписей таков. Первая надпись гласит, что статуи эти поставлены в силу вещания бога, почтившего тем решение элейцев по поводу этих пентатлов. Во второй, а равно и в третьей восхваляются элейцы за то, что они наложили наказание на пентатлов. Четвертая хочет сказать, что состязание в Олимпии - это состязание в доблести, а не в богатстве. Что касается пятой и шестой, то одна из них объясняет, по какой причине поставлены статуи, а другая напоминает о вещании, пришедшем к афинянам из Дельф.
    4. Вслед за названными мною статуями стоят еще две; они поставлены на те деньги, которые в виде штрафа были наложены на борцов. Как они назывались, не знают ни я, ни элейские руководители. Надписи есть и на этих статуях, и первая из них гласит, что родосцы заплатили деньги Зевсу Олимпийскому за нарушение правил со стороны одного из их борцов, а вторая - что статуя поставлена на штрафные деньги, которые наложены на борцов, боровшихся при помощи подкупа и бравших на этих условиях взятки.
    5. Кроме того, что касается этих специальных атлетов, то толкователи из элейцев говорят, что в 178-ю олимпиаду Эвдел взял деньги с Филострата, а что этот Филострат был с Родоса. Но я нашел, что этому рассказу противоречат элейские списки олимпийских победителей: по этим спискам в 178-ю олимпиаду победил в один день и в панкратии и в борьбе Стратон из Александрии. Основатель этой Александрии, лежащей у Канопского устья Нила, был Александр, сын Филиппа; говорят, что и раньше еще был там небольшой египетский городок по имени Ракотис. Известно, что трое до времени Стратона и столько же после него получили в награду за панкратий и борьбу венок из оливы; первый был Капр из самой Элиды, а из эллинов, живших за пределами Эгейского моря, - Аристомен из Родоса и Протофан из Магнетов на Лефее. Трое же после Стратона были Марион, из одного с ним города, и Аристей из Стратоники; в более древние времена эта стана и город назывались Хрисаоридой; наконец, седьмой - Никострат из прибрежной Киликии; но с киликийцами у него не было ничего общего, кроме названия. Когда этот Никострат был еще грудным ребенком, морские разбойники похитили его из Примнесса фригийского; он был там знатного рода; они привезли его в Эгеи, где некий гражданин купил его. С течением времени этому человеку было видение: ему приснилось, что под постелью, где спал Никострат, лежал львенок. Когда Никострат вырос, то он одержал много других побед, и в Олимпии он оказался победителем в панкратии и борьбе.
    И впоследствии элейцы накладывали денежные штрафы; между прочим, в 218-ю олимпиаду на кулачного бойца из Александрии; имя этому оштрафованному было Аполлоний, а прозвище - Рантес: у египтян, повидимому, является местным обычаем давать прозвища. Это был первый из египтян, кого элейцы осудили за неправильный образ действия. Он был признан виновным не в том, что дал взятку или получил ее, но в другом поступке и нарушении правил состязания. Он прибыл не в назначенный срок, и элейцы, на основании своего закона, не внесли его в списки и не допустили до состязаний, а его оправдание, будто в Кикладских островах он был задержан противными ветрами, было уличено как обманное Гераклидом, тоже родом из Александрии, который показал, что Аполлоний опоздал потому, что останавливался, зарабатывая деньги на состязании в Ионии. Таким образом, элейцы отстранили от состязаний как Аполлония, так и других кулачных бойцов, которые не прибыли к назначенному сроку, и отдали венок победы Гераклиду без состязания, «без пыли». Тогда Аполлоний надел <на руки> ремни как бы для боя и, напав на Гераклида, стал его колотить, хотя на нем был уже надет масличный венок и он был уже под защитой гелланодиков. Это легкомыслие ему стоило дорого.
    6. Есть там еще две статуи современной мне работы. В 226-ю олимпиаду двое кулачных бойцов, когда они уже бились за <окончательную> победу, были уличены в том, что они заключили между собой <секретный> договор о денежной уплате. За это они были подвергнуты наказанию. Из двух сделанных <на эти деньги> статуй Зевса одна стоит налево от входа на стадион, а другая - направо. Имена этих кулачных бойцов были Дейдас - <это тот, что дал взятку>, а тот, кто из них давал деньги, - Сарапаммон; они оба были из одной и той же, недавно образованной, египетской области (нома) по имени Арсиноиты.
    7. Во всяком случае странно, что эти люди проявили так мало почтения к Зевсу Олимпийскому и приняли или дали подарки за <победу на> состязании; но еще большее удивление вызывает то обстоятельство, что на это решился даже один из элейцев. Говорят, что в 192-й олимпиаде решился на это элеец Дамоник; предстояло состязание за победный венок в борьбе между сыном Дамоника Поликтором и Сосандром, родом из Смирны, носившим одно имя с отцом. Так как Дамоник страшно хотел, чтобы победа досталась его сыну, он дал взятку Сосандру-отцу. Когда эта сделка разгласилась, то гелланодики наложили наказание, но они наложили его не на сыновей, а обратили свой гнев на отцов: ведь это были они, совершившие несправедливость. На этот штраф были поставлены статуи: одна стоит в гимнасии элейцев, другая же в Альтисе, перед так называемой Картинной галлереей: <она так называлась> потому, что в древности на ее стенах были нарисованы картины. Некоторые называют эту галлерею Галлереей Эхо: если крикнуть, то эхо повторяет голос семь и более раз.
    Говорят, что панкратиаст из Александрии - имя ему было Сарапион - в 201-ю олимпиаду настолько испугался своих соперников, что за день до объявления о начале панкратия собирался обратиться в бегство. Это был единственный человек из всех, не говоря уже, что он был единственный из египтян, о ком сохранилась память, что он был оштрафован за трусость.
    Таковы были, по моим расследованиям, причины, вследствие чего были воздвигнуты перечисленные мною статуи.

    0

    22

    XXII
    Алтарь, на котором проводят состязания трубачи и герольды. Другие статуи Зевса

    1. Есть статуи Зевса, посвященные от имени государств или частными лицами. В Альтисе есть алтарь - возвышение, - недалек от входа, ведущего на стадион; на нем элейцы не приносят жертв никакому богу, но установлено, что на него становятся трубачи и глашатаи, когда состязаются между собою. Около этого жертвенника воздвигнут медный пьедестал, а на нем - статуя Зевса, величиной приблизительно в шесть локтей, держащего в каждой руке молнии. Эту статую воздвигли граждане Кинефы <в Аркадии>. Другая же статуя <Зевса> в возрасте мальчика, с ожерельем, - приношение гражданина Флиунта, Клеолы.
    2. Около так называемого Гипподамиона есть каменный пьедестал в виде полукруга и на нем статуи: Зевс, Фетида и Дневная заря (Гемера), и та и другая умоляющие Зевса о <спасении> своих сыновей. Эти статуи находятся в середине пьедестала; на краях же этого пьедестала с каждой стороны в позе уже выступающих друг против друга противников поставлены на одном Ахиллес, на другом - Мемнон. Равным образом стоят и другие пары <врагов> друг против друга - варвар против эллина. Одиссей поставлен против Гелена, потому что они, каждый в своем войске, заслужили особую славу, как хитрейшие и умнейшие; против Менелая стоит Александр ввиду их исконной вражды; против Диомеда - Эней, а против Аякса, сына Теламона, - Деифоб. Все они - творения Ликия (1), сына Мирона, а пожертвовали их граждане Аполлонии в Ионии. В ногах Зевса написано стихотворение элегическим размером, старинными письменами:
    «Памятным даром стоим Аполлонии; пышноволосый
    Феб ее там основал, у Ионийских брегов.
    Землю абантов заняв, десятину добычи Фронийской,
    Нас поставили здесь, славя за помощь богов.»
    3. Область, называемая Абантидой, и городок в ней, Фронион, находятся в Феспротийском Эпире, около Керавнийских гор. Когда корабли эллинов при их возвращении из Илиона были раскиданы <бурей>, то локры из Фрония, городка на реке Боагрии, и абанты из Эвбеи на восьми кораблях вместе и те и другие были занесены к горам Керавнии. Они поселились тут и основали город Фроний; той земле, которой они завладели, они дали по общему согласию имя Абантиды; впоследствии, побежденные на войне, они были изгнаны своими соседями, жителями Аполлонии. Аполлония была колонией Коркиры, <другие же говорят, что она была колонией Коринфа; поэтому> и коринфяне приняли участие <в разделе> этой добычи.
    4.Если пройти немного дальше, то встретим статую Зевса, лицом обращенного на восток; в одной руке у него орел, в другой - молния; на голове у него венок из цветов лилии. Это приношение мегапонтинцев работы Аристоноона (2) из Эгины. Кто был учителем этого Аристоноона или когда он жил, этого я не знаю. И флиасийцы посвятили <в Олимпию> статую Зевса, дочерей Асопа (3) и самого Асопа. Эти статуи расположены в таком порядке. Первой из сестер стоит Немея, за нею Зевс, обнимающий Эгину; около Эгины стоит Гарпина; с нею, по сказаниям элейцев и флиасийцев, сочетался Арес, и эта Гарпина была матерью Эномая, царствовавшего в Писейской области. За ней стоит Коркира, а далее Фива; последним - Асоп. Относительно Коркиры рассказывают, что с ней сочетался Посейдон; подобную же историю относительно Фивы и Зевса передает в своих гимнах Пиндар.
    Леонтинцы, но не целая община, а частные лица, поставили здесь статую Зевса. Величина этой статуи локтей семь; в руках у Зевса - орел и, как выражаются поэты, «Зевсова стрела». Эту статую посвятили Гиппагор, Фринон и Энесидем; я думаю, что это какой-то другой Энесидем, а не тот, что был тираном в Леонтинах.
    Примечания
    1   О Ликии, сыне Мирона, Павсаний упоминал раньше (I, 23, 7). Этот полукруглый пьедестал при раскопках не найден – вероятно, он был пережжен на известь. Упоминаемые здесь статуи попали, вероятно, в Герейон, а затем, претерпев много перемен, оказались в Византии в числе тех статуй, которые описывает Христодор.
    2   О художнике Аристонооне, о котором и мы тоже ничего не знаем.
    3   Группа дочерей Асопа была не раз сюжетом художественных произведений. Почти тождественную картину дает нам краснофигурная ватиканская ваза.

    0

    23

    XXIII
    Статуя Зевса в память победы при Платеях с перечислением всех участвовавших государств. Какие города с тех пор были разрушены. Медная колонна с тридцатилетним договором между афинянами и лакедемонянами. Статуя Зевса – дар мегарцев. Другие две статуи Зевса

    1. Если пройти мимо входа в Здание Совета, то здесь стоит статуя Зевса, не имеющая никакой надписи; если вновь повернуть к северу, то придем ко второй статуе Зевса; она обращена к востоку, а воздвигли ее те эллины, которые сразились с Мардонием и мидийцами под Платеями. На правой стороне пьедестала записаны имена тех государств, которые принимали участие в этой славной битве, прежде всего лакедемоняне, за ними афиняне, на третьем и четвертом местах записаны коринфяне и сикионяне, на пятом - эгинеты, за эгинетами мегарцы и эпидаврийцы, из аркадян жители Тегеи и Орхомена, а за ними те, которые живут во Флиунте, Трезене и Гермионе, из Арголиды жители Тиринфа, одни только платейцы из беотян, из аргосцев жители Микен и островитяне с Кеоса и Мелоса, амбракиоты из Феспротидского Эпира, тенийцы и лепреаты; лепреаты были единственные из жителей Трифилии, а из области Эгейского моря и Киклад не одни только тенийцы, но и жители Наксоса, и кифнийцы, с Эвбеи же стирейцы, за ними элейцы, жители Потидеи и Анактории, и, наконец, халкидяне с Эврипа.
    2. Из этих городов в мое время были покинуты и необитаемы следующие: жители Микен и Тиринфа немного спустя после мидийских войн были выселены аргосцами; амбракиотов и анакториев, бывших колонистами Коринфа, римский император <Август> перевел и поселил вместе с другими в Никополь у Акциума; жителям Потидеи пришлось дважды потерять свою родину; их выселил из их страны Филипп, сын Аминты, а еще раньше афиняне; впоследствии Кассандр вернул потидейцев на их родину, но имя этому городу было уже не прежнее: он стал называться Кассандрией, по имени своего восстановителя. Статуя же, поставленная в Олимпии греками, - творение Анаксагора из Эгины. Но те, кто писал о битве при Платеях и об их истории, в своих рассказах пропускают это имя.
    3. Перед этой статуей Зевса стоит медная доска, на которой написаны условия тридцатилетнего мира между лакедемонянами и афинянами. Этот мир афиняне заключили, второй раз покоривши Эвбею, в третий год <83-й> олимпиады, когда в беге победил Крисон из Гимеры. В этом договоре сказано даже, что эти мирные условия между афинянами и лакедемонянами не касаются аргосцев, но что если они захотят, то афиняне и аргосцы могут частным образом установить миролюбивые отношения между собою Вот что гласили эти мирные условия.
    4. Другое изображение Зевса стоит около колесницы Клеосфена - о ней мне еще придется упоминать дальше (VI, 10, 6). Эта статуя Зевса является посвящением мегарцев, и сделал ее Филак, Онеф и их дети; ни времени их жизни, ни их родины, ни у кого они учились, я указать не могу.
    5. Около колесницы Гелона (VI, 9, 4) стоит древнее изображение Зевса со скипетром в руке. Говорят, это дар гиблейцев. В Сицилии было два города с именем Гиблы: один с прозвищем Гереатис, другой называли Большим, каким он и был на самом деле. И еще в мое время в области Катаны сохраняются эти имена; один из этих городов окончательно опустел, другой же, Гереатис, стал простой деревней в Катанской области, в которой находится храм гиблейской богини, весьма чтимой сицилийцами. Я думаю, что они-то и привезли изображение <Зевса> в Сицилию. Филист, сын Архоменида, говорит, что они были истолкователями чудес и сновидений и из всех сицилийских варваров особенно отличались своим благочестием.
    6. Недалеко от посвятительного дара гиблейцев находится медный пьедестал и на нем статуя Зевса; я так считаю, что она <высотой> приблизительно футов в 18. Кто эту статую посвятил богу и чье это творение, это показывает надпись в виде элегического стиха:
    «Статую эту клиторцы поставили здесь, десятина
    Это от тех городов, силой их рук что взяты.
    Вылили статую эту в честь бога Телест и Аристон,
    Братья родные, к тому же были лаконцы они.»
    Думаю, что они были известны не во всем эллинском мире, иначе и элейцы могли бы рассказать о них кое-что больше, да и лакедемоняне, поскольку они были их согражданами, знали бы о них больше.

    0

    24

    XXIV
    Статуи Зевса в Альтисе, посвященные частью государствами, частью частными людьми. Статуя Зевса Горкия в Булевтерионе, где должны были приносить клятву атлеты. Статуя Александра Македонского в виде Зевса

    1. Около жертвенника Зевса Лаэта и Посейдона Лаэта (14, 4) стоит Зевс на медном пьедестале - дар коринфского народа; это - творение Муса, кто бы ни был этот Мус. Если итти от здания Совета к большому храму, то налево стоит статуя Зевса с венком на голове, как будто из цветов. В правой руке у него изображена молния. Это - произведение Аскара (1), учившегося у сикионца <Канаха; надпись над этим произведением говорит, что это десятина от войны с фокейцами> и фессалийцами. Если они действительно воевали с фокейцами и этот дар ими поставлен из фокейской добычи, то это, конечно, не так называемая Священная война, но та, которую они вели еще раньше, чем имел место поход мидийцев и их царя на Элладу. Недалеко отсюда - статуя Зевса, которую воздвигли софидийцы, как гласит на ней надпись в стихах, в благодарность за успех на войне. Направо от большого храма стоит статуя Зевса, лицом обращенная к востоку; высота ее 12 футов; говорят, это посвящение лакедемонян, когда они вторично победили на войне отпавших от них мессенян. На ней сделана и надпись в стихах:
    Зевс Олимпийский, владыка, сын Кроноса, ты, от спартанцев
    Статую эту приняв, милостив будь к ним всегда.
    Насколько мы знаем, до Муммия никто из римлян - ни частный человек, ни из сенаторов - не совершал посвящений ни в одно эллинское святилище; Муммий первый из ахейской добычи посвятил в Олимпию медную статую Зевса. Она стоит налево от посвящения лакедемонян, у первой колонны храма с этой стороны. Из медных статуй Зевса самая большая находится в Альтисе; она воздвигнута самими элейцами после их войны с аркадянами, и высота ее 27 футов. Около Пелопия стоит невысокая колонна, и на ней небольшая статуя Зевса с протянутой рукой. Против нее стоят прямой линией другие пожертвования, так, например, статуи Зевса и Ганимеда; Гомер в своих поэмах (Илиада, V, 265) описывает, как Ганимед был похищен богами, чтобы служить виночерпием Зевсу, и как Тросу были подарены кони в возмещение <потери Ганимеда>. Эту группу пожертвовал фессалиец Гнафис, а изваял ее Аристокл (2), ученик и сын Клета. Есть еще другой Зевс, без бороды; он находится среди пожертвований Микифа. Что касается Микифа, какого он был рода и почему он сделал так много пожертвований в Олимпию, об этом я буду говорить дальше (V, 26, 2). Если пройти немного вперед по прямой дороге от этой статуи, есть еще статуя Зевса, тоже без бороды; это посвящение элаитов, которые, если спускаться с Каикской равнины к морю, первыми живут в Эолиде. Рядом с ним находится другое изображение Зевса; надпись на нем гласит, что его посвятили жители Книда с Херсонеса из военной добычи, взятой у их врагов. И с той и с другой стороны этого Зевса стоят статуи Пелопса и реки Алфея. У книдян большая часть их города расположена на Карийском материке, где у них находятся самые главные достопримечательности. Так называемый Херсонес (полуостров) - это лежащий около материка остров, попасть с которого на материк можно по мосту. Посвящения Зевсу в Олимпии воздвигли живущие в этой части города, все равно как если бы живущие в Эфесе, в той части, которая называется Коресом, сделавши приношение, сказали бы, что это приношение они сделали лично от себя, а не от имени всего Эфеса. У стены Альтиса есть еще статуя Зевса, обращенная лицом к западу и не имеющая никакой надписи; говорят, что и она - дар Муммия из той же ахейской добычи.
    2. В здании Совета тоже стоит изображение Зевса; из всех изображений Зевса, какие только есть, оно <предназначено> внушать наибольший страх нарушителям законов. Эпитет этого Зевса - Хранитель клятв, и поэтому в каждой руке он держит молнию. Установлено, чтобы у этой статуи атлеты, их отцы и братья, а также учителя гимнастики клялись над разрезанными частями кабана, что с их стороны не будет совершено никакого преступления против обычаев и законов Олимпийских состязаний, сами же атлеты приносят еще дополнительно следующую клятву, что они в течение десяти месяцев подряд старательно выполняли все правила тренировки. Приносят клятву и те, которые отбирают для состязаний мальчиков и жеребят; они клянутся, что делают этот отбор по всей справедливости и без подкупа и что все касающееся испытуемого, почему он принят или не принят, они будут хранить в тайне. Что постановлено делать с мясом кабана после клятвы атлетов, я забыл спросить; в более древние времена было установлено при жертвоприношениях, при которых кто-либо приносил клятву, чтобы это жертвенное мясо человек уже не употреблял в пищу. Совершенно ясно указывает на это Гомер: того кабана, над разрезанными частями которого Агамемнон поклялся, что Брисеида была чужда его ложа, глашатай, по словам Гомера, бросил в море:
    «Рек, и гортань кабана отсекает суровою медью,
    Жертву Талфибий в пучину глубокую моря седого
    Рыбам на снедь, размахнувшись, поверг.»
    Таков был древний обычай. В ногах у Зевса Хранителя клятв есть медная дощечка, и на ней сделана надпись в элегических стихах, желающая внушить страх приносящим ложную клятву.
    Я возможно точно перечислил все многочисленные статуи Зевса, находящиеся внутри Альтиса, так как та статуя, которую около большого храма посвятил какой-то коринфянин, - не из числа древних коринфян, но из числа тех, которые занимают город теперь, получив его от римского императора, - эта статуя на самом деле изображает Александра, сына Филиппа, представленного в образе Зевса.
    Примечания
    1    Аскар , по указанию Брунна, жил приблизительно в эпоху Ксеркса; его учителем можно считать Канаха или Аристокла.
    2    Аристокл , сын Клеэта, – младший Аристокл, живший около 400 г. до н. э. Старший был, вероятно, создателем стелы Аристиона.

    0

    25

    XXV
    Изображение мессенских детей, потонувших в море. Статуя детей из Акраганта. Народы, населяющие Сицилию. Две статуи Геракла. Статуи греческих героев, вынимающих жребий, чтобы сражаться с Гектором. Статуя Геракла, сражающегося с амазонкой, и другая – приношение фазийцев

    1. Теперь я упомяну о других приношениях, тех, которые не являются изображениями Зевса. О тех статуях, которые были воздвигнуты не в честь божества, а из уважения к самим людям, я буду говорить наряду с рассказом о статуях атлетов. Однажды у мессенян, живущих у пролива, которые по древнему обычаю <каждый год> посылали в Регий на местный праздник регинцев хор из 35 мальчиков, а вместе с ними учителя этого хора и флейтиста, с этими детьми произошло несчастие: из посланных ими никто не возвратился, так как корабль, который вез детей, пошел вместе с ними ко дну. Действительно, море в этом проливе является самым бурным, чем в каком бы то ни было другом месте моря. Ветры поднимают здесь сильное волнение, гоня волны с двух сторон: из Адриатики и из так называемого Тирренского моря; даже когда не бывает ветра, <нет этих «дыханий бурного ветра»>, даже тогда пролив сам по себе находится в сильнейшем волнении и образует опасные обратные течения; и столько кишит в нем морских чудовищ, что самый воздух над этим морем наполнен зловонием, исходящим от этих диких животных, так что для потерпевшего крушение нет никакого спасения или надежды уйти целым из этого пролива, и если бы Одиссею пришлось здесь потерять свой корабль, едва ли можно было бы поверить, что он живым достиг Италии, хотя милость богов делает все легким. Тогда, потеряв своих детей, мессеняне очень горевали, и в память их они многое устроили; между прочим, поставили в Олимпии их медные изображения, а также вместе с ними и изображения учителя хора и флейтиста. Древняя надпись гласила, что это - посвящение мессенян, живущих у пролива; впоследствии Гиппий, называемый эллинами мудрым, софистом, написал в честь их элегические стихи. Эти статуи - творение элейца Калонна (1).
    2. На выступе Сицилии, обращенной к Ливии и к югу, на так называемом Пахине, находится город Мотия; в нем живут ливийцы и финикийцы. Поднявшись войной на этих варваров в Мотии и после победы ограбив их и взяв у них добычу, жители Акраганта посвятили в Олимпию медные изображения детей с поднятыми кверху правыми руками, наподобие молящихся богам. Они стоят вдоль по стене Альтиса; я и сам полагал, что это - произведение Каламида (2), да и рассказы <знатоков Олимпии> согласны с моими предположениями.
    3. Сицилию занимают следующие племена: сиканы, сикелы и фригийцы; первые два племени перешли сюда из Италии, а фригийцы прибыли с берегов реки Скамандра и из Троадской области. Финикийцы и ливийцы пришли на этот остров вместе в качестве колонистов - это был и военный поход - и являются колонией карфагенян. Такие-то варварские племена живут в Сицилии. Из эллинов тут находятся доряне, ионяне и небольшая часть племени фокейского и из Аттики.
    4. На той же самой стене, где стоят пожертвования жителей Акраганта, находятся и два изображения нагого Геракла еще в юношеском возрасте. Одно изображает Геракла, стреляющего в немейского льва (3). Этого Геракла, а вместе с Гераклом и льва, посвятил Гиппотион из Тарента, а творцом его был Никодам из Меналы (4). Второе изображение - дар Анаксиппа из Мендеи; его элейцы перенесли сюда из другого места. До этого времени оно стояло на краю дороги, которая ведет из Элиды в Олимпию и называется священной.
    5. Есть тут и общее приношение всего ахейского племени; это те <ахейские герои>, которые после вызова Гектора на единоборство кого-либо из эллинов (Илиада, VII, 37 сл.) смело бросили жребий, <который должен был указать бойца> для этого состязания. Эти статуи стоят рядом с большим храмом; <герои> вооружены копьями и щитами; прямо против них на особом пьедестале стоит статуя Нестора; он изображен в тот момент, когда бросает их жребий в шлем. Число тех, что бросают жребий для единоборства с Гектором, восемь, так как девятого из них, статую Одиссея, говорят, Нерон увез в Рим. Из этих восьми имя написано только на статуе Агамемнона, надпись и в этом случае идет справа налево (V, 17, 5). Тот, на щите которого гербом является петух, это Идоменей, потомок Миноса; род Идоменея идет от Гелиоса, отца Пасифаи; и говорят, что эта птица посвящена богу солнца Гелиосу и <своим пением> возвещает наступающий восход солнца. На пьедестале сделана и надпись:
    «Зевсу ахейцы, потомки Пелопса подобного богу
    Сына Тантала, сюда статуи в дар принесли.»
    Вот что здесь написано, а кто был художником, это написано на щите Идоменея:
    «Множество создал творений Онат из Эгины (5) мудрейший,
    Также и это; отцом был его славный Микон.»
    6. Недалеко от приношения ахейцев есть также статуя Геракла, сражающегося с амазонкой, женщиной, сидящей верхом на лошади, за ее пояс. Эту статую посвятил Эвагор, родом из Занклы, а ваятелем был Аристокл из Кидонии (6); этого Аристокла надо причислить к самым древним художникам; точно никто не может определить времени его жизни, но ясно, что жил он еще раньше, чем Занкла получила свое нынешнее наименование Мессены.
    7. Фасосцы были по происхождению финикийцы; отплывши из <города> Тира вместе с Фасом, сыном Агенора, в поисках Европы, покинув остальную Финикию, они посвятили в Олимпию статую Геракла; и постамент и сама статуя была из меди. Высота этой статуи - восемь локтей; в правой руке Геракл держит дубину, в левой - лук. Я слыхал, что в Фасосе почитают того же самого Геракла, как и в Тире, но впоследствии, когда их стали считать эллинами, они стали воздавать почет и поклонение и Гераклу, сыну Амфитриона. И на этом посвящении фасосцев в Олимпию стоит следующее элегическое двустишие:
    «Сын меня создал Микона Онат в своих творческих мыслях;
    Сам он в Эгине живет, в доме прекрасном своем.»
    Этого Оната, хотя он и принадлежит к эгинской школе скульпторов, я не считаю возможным поставить ниже учеников Дедала или художников аттической школы (7).
    Примечания
    1   Приблизительный срок жизни Калона – середина V века. Из его произведений мы слышим еще о его Гермесе. Больше о нем нам ничего не известно.
    2   О художнике Каламиде Павсаний говорит еще раньше, в I, 3, 4 и 23, 2.
    3    Геракл, убивающий немейского льва, так как вся наша традиция – и литературная и художественная – говорит, что Геракл задушил льва, здесь же указывается, что Геракл стреляет в льва, некоторые ученые считают, что тут порча текста.
    4   О Никодаме из Менала мы знаем только от Павсания. На основании его замечания в VI, 6, 1 можно установить время его жизни – последние годы V века до н. э.
    5   Онат из Эгины жил приблизительно в 468 г. до н. э.
    6    Аристокл из Кидонии как художник принадлежит к VI веку.
    7    Оценка , высказанная Павсанием, вызвала много споров и возражений.

    0

    26

    XXVI
    Ника Пэония. Дары Микифа; ниже – его состязание с гирями в руках. Происхождение Микифа. Статуи Афины и бескрылой Ники. Дары от Гераклеи из Понта

    1. Из дорийских мессенян те, которые некогда занимали Навпакт, получив его от афинян, посвятили в Олимпию изображение Ники (Победы) (1), стоящей на колонне. Это творение Пэония из Менды, а сделано оно на средства из военной добычи, полученной, думается мне, когда они воевали с акарнанцами и эйниадами. Сами мессеняне говорят, что это посвящение сделано ими после славной победы на Сфактерии, <одержанной совместно с афинянами>, и что они не написали имени своих врагов из-за страха перед лакедемонянами, а что эйниадов и акарнанцев им нечего было бы опасаться.
    2. Посвящений Микифа я нашел много, но они стоят не вместе. Таким образом, за группой Ифита из Элеи и венчающей его Экехейрии (V, 10, 9) стоят следующие приношения Микифа: Амфитрита, Посейдон и Гестия, работы Главка из Аргоса. Около большого храма, на левой его стороне, стоят другие статуи: Коры, дочери Деметры, и Афродиты, Ганимеда и Артемиды, из поэтов - Гомера и Гесиода, и опять статуи богов - Асклепия и Гигиеи.
    3. Между пожертвованиями Микифа есть статуя Агона (Состязания) с гирями для прыганья в руках. Эти гири имеют такой вид: посредине они представляют несколько удлиненный, не совсем правильный круг - диск; он сделан так, что через него можно пропустить пальцы рук так же, как через ручку щита. Таков их внешний вид. Около изображения Агона (Состязания) стоят фракиец Орфей и статуя Зевса, о которой я упоминал немного выше (V, 24, 6). Они все - творение Дионисия из Аргоса. Говорят, что вместе с этими были воздвигнуты Микифом и другие, но, как передают, Нерон похитил и их. Кто был учителем создателей этих статуй (Дионисия Главка, родом бывших из Аргоса), никто никого назвать не может; время их жизни можно определить по Микифу, посвятившему эти произведения в Олимпию.
    4. В своем повествовании Геродот рассказывает об этом Микифе, что он был рабом Анаксила, тирана в Региуме, и казначеем его сокровищ; что затем после смерти Анаксила, он удалился в Тегею. Надписи на его пожертвованиях называют отцом его Хойра, родиной дают ему эллинские города Региум и Мессену у пролива; те же надписи говорят, что жил он в Тегее, а эти приношения он посвятил в Олимпию, выполняя обет за спасение своего сына, захворавшего чахоткой.
    5. Около этих больших пожертвований Микифа, работы Главка из Аргоса, стоит изображение Афины со шлемом на голове, с эгидой на груди; ее создал Никодим из Менала, а в дар принесли элейцы. Около Афины поставлена Ника (Победа); ее посвятили мантинейцы; в надписи они не указывают, за какую войну они ее посвятили. Говорят, что Каламис сделал ее бескрылой, подражая деревянной статуе так называемой Бескрылой победы в Афинах (I, 22, 4).
    6. Возле меньших пожертвований Микифа, работы Дионисия, стоят изображения некоторых подвигов Геракла: борьбы с немейским львов, с гидрой, с адским псом и с кабаном у реки Эриманта. Доставили их в Олимпию гераклеоты, сделав набег на землю соседних с ними варваров, мариандинов. Город Гераклея расположен у Эвксинского (Черного) моря и является колонией из Мегары. В ее основании и заселении принимали участие из беотийцев жители Танагры. Против этих мною перечисленных названий стоит ряд других приношений, обращенных лицом к югу; они находятся совсем рядом с участком, который посвящен Пелопсу.
    Примечания
    1    Ника Пэония, вызвавшая огромную литературу, конечно, не памятник победы при Сфактерии, так как добыча там была крайне ничтожной. Теперь общее мнение, высказанное Шубартом и поддержанное Брунном, что это памятник в честь победы в войне мессенян и жителей Навпакта за 425–421 гг. до н. э. Эта статуя снабжена надписью: Мессеняне и жители Навпакта воздвигли Зевсу Олимпийскому как десятину от <добычи> врагов». Другая надпись мелкими буквами гласит: «Создал Пэоний из Менды и, создавая крышу храма, Победу здесь водрузил» (?) Последняя надпись вызвала очень много споров и в конце концов была сопоставлена с указанием Павсания в 10, 4. Внизу постамента третья надпись позднего происхождения, около 140 г. до н. э., – договор между спартанцами и мессенянами.

    0

    27

    XXVII
    Дары Формиса; лошадь, вызывающая бешенство. Чудесная зола в Гиерокесарии и Гипепе. Статуя самого Формиса. Статуя Гермеса Криофора и Гермеса с жезлом вестника. Медный бык коркирейцев и эретрийцев. Медные военные значки элейцев. Статуя борца в пентатле, доставленная фракийскими мендеями

    1. В числе их находятся и пожертвования Формида из Менала; переселившись из Менала в Сицилию ко двору Гелона, сына Диномена, он так отличился своими блестящими подвигами во время походов как самого Гелона, так и брата его Гиерона и достиг такого богатства, что мог делать эти приношения в Олимпию, мог делать, кроме того, и другие посвящения Аполлону в Дельфы. В Олимпию им посвящены двое коней и двое возниц, при каждом коне свой возница. Первый конь и его возница - творение Дионисия из Аргоса, вторая группа - Симона из Эгины. На первом коне на боку есть надпись, первые слова которой не в стихах; она гласит следующее:
    «Формис аркадянин посвятил.
    Родиной был Менал, ныне ж он - из Сиракуз.»
    2. Это та самая лошадь, в которой, по рассказам элейцев, заключено нечто внушающее коням бешеную страсть. Ясно, что и все другие подобные случаи - дело искусства какого-либо колдуна-мага, как и то, что происходит в связи с этим конем. По величине и красоте он немного уступает другим лошадям, статуи которых стоят внутри Альтиса; кроме того, он без хвоста, и вследствие этого он кажется еще безобразнее. А тем не менее жеребцы не только весною, но и во всякое время ярятся на него; они бросаются в Альтис, разорвав свои поводья или вырываясь из рук ведущих их <конюхов>, и стараются вскочить на эту статую с большей горячностью, чем они кроют самую красивую, живую и молодую кобылу. Копыта у них скользят, но тем не менее они не прекращают своих попыток, ржут и скачут на нее все с большей горячностью, пока их насильно, стегая кнутами, не уведут отсюда; раньше же нет никаких сил заставить уйти их от этой медной статуи.
    3. В Лидии есть другое чудо - я сам его видел, - правда, несколько отличное от этого чуда с конем Формида, но тоже не чуждое колдовства магов. У лидийцев, которых называют персидскими, есть храмы: один в городе, так называемом Гиерокесарии, другой в Гипепах; в каждом из этих храмов есть особое помещение, а в этом помещении есть на алтаре зола; цвет этой золы не такой, как бывает обыкновенно. Войдя в это помещение и положив на алтарь сухие дрова, маг прежде всего надевает на голову тиару, а затем совершает призывание богов, причем он это поет на языке варварском и совершенно непонятном для эллинов; а заклинание это он читает по книге.
    И обязательно эти дрова всегда загораются без всякого соприкосновения с огнем и горят ярким пламенем. Вот все, что скажу я об этом.
    4. Среди этих посвящений есть и сам Формид, сражающийся с неприятелем, а рядом стоят две другие статуи, где он же сражается со вторым и с третьим врагом. На них сделана надпись, что сражающийся воин - Формид из Менала; а тот, кто посвятил эти статуи, - сиракузянин Ликорта. Ясно, что этот Ликорта сделал такое приношение из любви к Формиду; но эти приношения Ликорты греками называются тоже приношениями Формида.
    5. Статуя Гермеса, несущего барана подмышкой, с шапочкой на голове, в хитоне и хламиде, это уже не принадлежит к числу посвящений Формида, но это дар богу от аркадян из Фенея. Надпись гласит, что творцами этой статуи были Онат из Эгины, а вместе с ним Каллител (1); думаю, что этот Каллител был ученик или сын Оната. Недалеко от дара фенеатов есть другая статуя Гермеса с жезлом. Надпись на ней указывает, что в дар богу она принесена Главкием, родом из Региума, а создал ее Калонн из Элей (2).
    6. Из медных быков один - приношение керкирцев, другой - жителей Эретрии, работы Филесия из Эретрии. Почему керкирцы одного быка посвятили в Олимпию, а другого в Дельфы, я объясню при рассказе о Фокее (X, 9, 3). А вот с посвященным ими в Олимпию быком, я слыхал, произошел следующий случай: маленький мальчик сидел под этим быком, наклонившись вперед, и играл; внезапно подняв голову кверху, он сильно ударился об эту медную статую, и немного дней спустя он умер от полученного ранения. Этого быка, как «повинного в крови», элейцы решили вынести из Альтиса; но дельфийский бог дал им повеление, <позволяя оставить дар> на месте, но совершить над ним очистительные обряды, какие эллины считают нужным совершать при непредумышленном убийстве.
    7. Под платанами Альтиса, в самой середине бригады, стоит медный трофей (3). Надпись на щите этого трофея гласит, что элейцы поставили его после победы над лакедемонянами. В этой битве суждено было испустить дух и тому воину, который был найден в полном вооружении лежащим на потолке храма Геры, когда его стали поправлять в мое уже время (V, 4, 5).
    8. Что касается приношение фракийских мендейцев, то оно едва не заставило меня ошибиться и подумать, не статуя ли это какого-нибудь пентатла; да и стоит оно около элейца Анавхида; в руках у этой статуи старинные гири для прыганья. На бедре у нее сделана надпись - элегическое двустишие:
    «Зевсу, владыке богов, как начатки добычи, мендейцы
    Здесь поместили меня, Сипту себе покорив..»
    Сипта - кажется, город или крепость во Фракии; мендейцы же по происхождению эллины и родом из Ионии, живут они в глубине страны, если подниматься вверх от приморского города Эна.
    Примечания
    1    Гермес Оната и Каллитела. В искусстве (особенно архаическом) был очень распространен образ Гермеса с бараном на плечах. Описываемый Павсанием тип мы находим в одной из танагрских терракот и в сикионской бронзе.
    2   Гермес Калонна – надпись с него в двух фрагментах была найдена на дворе палестры, что дало повод думать, что эта статуя сама стояла в этом месте, что противоречит ясным словам Павсания. Приблизительный текст, написанный на элейском диалекте, этой надписи таков:
    «Главкою сделал меня Калонн, родом элеец.
    Главкий, сын Ликкидея, регинец Гермесу принес меня в дар.»
    3   Творцом этого трофея, согласно указанию Павсания, VI, 2, 8, был Дедал из Сикиона.

    0