Добрый день.
«Тем, кто жаждал расширения империи, он ясно давал понять: завоевательным войнам пришел конец», – говорит Бирли.
Как-то уже думалось об этом….
Чёрт его знает, но возможно, это одна из основных причин кризиса римской армии, приведшего к её (армии) фактической деградации. Дело в том, что любой военный специалист вам скажет, что оборонительный бой – самый сложный вид боевых действий и требует очень и очень «качественных» войск, наступательный бой много проще и много менее требовательней к подготовке и дисциплине. При наличии морально не крепких воинских формирований, для достижения победы необходимо проводить не оборонительные, а наступательные действия (генерал Я.А. Слащёв так и поступил в 20-м году, не обороняя Перекоп, а контратаковав от Юшуни и опрокинув дивизии РККА, он об этом прямо и писал в своих мемуарах).
Рим перешёл к глобально-стратегической обороне. Может быть легионы Сертория или Суллы смогли бы с этим справиться, но были ли они, эти легионы, у тех, кто пришёл после Адриана?
«Римляне допустили стратегическую ошибку, которая стала для них роковой: все свои войска они сконцентрировали на границах, не создавая укреплений внутри империи», – объясняет Майер.
Слишком рационалистический подход, требовавший поголовной мобилизации всего мужского населения (а может и женского!) Римской империи…