Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Гарольд Мэттингли "Монеты Рима". Избранные главы. » Часть II. Провинциальная и местная чеканка монет в ранней Империи.


    Часть II. Провинциальная и местная чеканка монет в ранней Империи.

    Сообщений 1 страница 6 из 6

    1

    Глава IV. Провинциальная и местная чеканка монет в ранней Империи.
    1. Общие положения
    Чеканка золота была почти всегда императорской, это касалось и серебра на Западе. Но на Востоке спрос на деньги удовлетворяли местные и провинциальные монетные дворы.
    Чеканку медных денег осуществлял сенат — сначала для Рима и Италии, а после Нерона для всего Запада; на Востоке пользовались местными и провинциальными деньгами до конца III в. Мы постараемся разобраться в том, как обстояло дело в провинциях — сначала в западных, потом в восточных.
    В Испании при Августе бронзу чеканили много монетных дворов (сравн. XLVIII, 1, Эмерита), многие из них работали при его преемнике; при Калигуле (сравн. XLVIII, 2) было лишь несколько дворов, после него их закрыли. Однако вероятно, что в Испании, как и в Галлии, из-за нехватки сенатских aes делали их имитации вплоть до правления Нерона, который стал снабжать ими провинции в большем объеме. Галлия в поздний период Республики чеканила серебро в Лугдуне, Немаусе и Кабиллоне, а бронзу — в Лугдуне и Виенне. При Августе монеты Немауса были нечто вроде провинциальной валюты для Нарбонской Галлии (XLVIII, 3). В 11 г. до н.э. Август учредил  выпуск общегалльских монет в Лугдуне со знаменитым изображением на реверсе «Алтарь Рима и Август». Из-за боязни националистических волнений Тиберий приостановил выпуск этих монет, и на короткое время он был возобновлен при Клавдии. Но филиал римского монетного двора, открытый Нероном в Лугдуне для снабжения Запада, можно считать в каком-то смысле преемником провинциального двора.
    Британия не чеканила собственных денег, однако в годы, предшествующие римскому завоеванию, на серебряных и бронзовых монетах местных правителей ощущалось влияние римских изображений. Африка чеканила бронзу при Августе и Тиберий. Мавритания чеканила бронзу при царях Юбе II (XLVIII, 7) и Птолемее и очень редко золото, после правления Клавдия там был лишь один монетный двор в маленьком городе Бабба (XLVIII, 6), где чеканили до правления Гальбы. Сицилия чеканила несколько видов бронзовых монет до Тиберия (XLVIII, 5, Панорм), и к ним следует добавить группу монет чеканщиков Августа с клеймами для местного использования. Сардинские монеты Атия иногда относят к правлению Августа; чеканка мелких монет на Балеарских островах длилась до правления Клавдия. Сама Италия зависела от монетного двора в Риме, только на Юге монетный двор в Пестуме чеканил мелкие бронзовые монеты до правления Тиберия (XLVIII, 4).
    Общие линии развития достаточно ясны. Чеканка монет на Западе была не очень развита, и никогда не ставился вопрос об учреждении постоянных монетных дворов для выпуска золотых и серебряных денег. Август выпускал на местных дворах деньги из бронзы. Но националистические движения в Галлии и Африке заставили Тиберия пересмотреть эту политику, и чеканка на местах полностью прекратилась.
    Август чеканил монеты на испанских и галльских дворах. И опять ход вещей был нарушен изменением политики: после правления Калигулы провинциальные выпуски имперских денег являются симптомом гражданских войн, а не постоянной частью системы. Право чеканки городу или провинции давали сам император или наместник провинции.
    На Востоке мы видим большое количество монет разного вида, поэтому трудно дать их полное описание. Вассальные правители выпускали полунезависимые монеты, на которых на одной стороне был портрет императора, а на другой — местного правителя. Боспорское царство выделялось тем, что чеканило золотые деньги (XLIX, 1) и бронзовые. Но не серебряные. Серебряные и бронзовые монеты выпускались во Фракии, Галатии, Каппадокии, Набатее, а также в мелких княжествах в Палестине и Коммагене. Однако в большинстве случаев их чеканка была недолговременной и представляет собой преходящую и неважную фазу.
    2. Эмиссия в провинциях.
    В период Республики Восток никогда не испытывал колебаний в отношении денария: поддерживался местный стандарт, и было в ходу еще много начеканенных монет. Римская империя приняла статус кво и выпускала монеты по своему усмотрению, но с провинциальным стандартом и внешним видом.
    Для азиатских провинций Август, Клавдий (XLVIII, 8, 9), Веспасиан, Домициан, Нерва и Траян чеканили тетрадрахмы по кистофорному стандарту, равному по стоимости 3 денариям. Адриан чеканил такие же монеты для Азии, а также для Вифинии и перечеканил массу более старых монет (XLVIII, 10). После него эта серия кончилась (исключая очень короткий промежуток времени при Септимии Севере). Крит чеканил серебро в период от Калигулы до Траяна (XLIX, 3), Кипр —при Веспасиане (XLIX, 7) и его сыновьях. В Цезарее в Каппадокии чеканили серебряные монеты, главным образом драхмы, в период от Тиберия до Гордиана III (XLIX, 9—11)* (Монета, показанная в табл. XLIX, 8, вероятно, была отчеканена в Цезарее, но для обращения в Кирене); эти драхмы относятся к той же системе, что и тетрадрахмы Сирии. Эти сирийские тетрадрахмы чеканились в основном в Антиохии, а позже и на нескольких других монетных дворах (XLIX, 12, 13; L, 1, 2). В Месопотамии при Марке Аврелии и Л. Вере был небольшой монетный двор, чеканивший серебро. И, наконец, в Египте, в Александрии, был большой монетный двор в период правления Тиберия, чеканивший биллоновые тетрадрахмы (L, 3), которые имели стоимость не более 1 денария. Ликийская монетная лига до Клавдия чеканила автономно серебряные деньги, а после него — при Домициане, Нерве и Траяне (XLIX, 5) — чеканили монеты в провинциях.
    Время от времени чеканили монеты в разных провинциальных городах — в Византии при Клавдии (? XLIX, 2); Хиосе, Стратоникее — при Августе; Амисе в Понте — при Адриане (XLVIII, 12); Мопсе — при Адриане и Антонине Пие (XLVIII, 11); Фессалонике — при Коммоде; в Кидонии, Иерапитне (XLIX, 4) и других критских городах — при Тиберий; в Тарсе — при Домициане и последующих императорах до Каракаллы (XLIX, 6). В I в. в Сирии самостоятельно чеканили серебро в Селевкии, Лаодикее и Тире, а монеты с портретами императоров — позднее в Тире, Берите, Дамаске, Эмесе, Гелиополе, Триполисе и т.д. Некоторые из этих городских монет можно считать провинциальными. Вообще провинциальных выпусков серебра немного.
    Совсем иначе обстояло дело с бронзой. Ее производство было налажено в Вифинии (L, 7), Азии, на Крите, Кипре, в Галатии, Македонии (L, 6) и Понте. В Александрии (L, 5) выпускали большое количество бронзовых денег наряду с биллоновыми, а в Антиохии чеканили бронзу с латинской легендой «S.C.» на реверсе (L, 4). «S.C.» могут относиться к сенату Рима, эти монеты являются своего рода восточным эквивалентом сенатского aes Запада. В Дакии (L, 9) в период от Филиппа I до Валериана были собственные деньги, а чеканка в Виминации (от Гордиана III до Валериана — L, 8) должна считаться провинциальной для Верхней Мезии. В некоторых случаях (например, в Коринфе и Патрах) чеканка монет крупного города занимала место провинциальной.

    0

    2

    3. Эмиссия в городах.
    Провинциальные выпуски бронзы кажутся незначительными по сравнению с большим количеством монет, которые чеканили городские монетные дворы по всему Востоку. Мы не очень много знаем о специальных разрешениях на право чеканить деньги. Можно лишь назвать разрешение Августа для Патр и для Коринфа при Домициане. Видимо, право чеканить деньги предоставляли каждому городу, который мог обеспечить свои потребности в мелкой монете. Монеты с клеймом города тем не менее подчеркивали свою зависимость от Рима упоминанием императора, сената или реже римского народа. Однако многие города чеканили монеты параллельно с только что описанными, но чисто автономными по характеру. Это неудивительно для такого города, как Афины, который пользовался номинальной независимостью. Но не только этим объясняется широкое распространение автономной чеканки. Дело в том, что неупоминание Рима не имело конституционного значения. Чеканка в римских колониях и «муниципиях» (городах, фактически не являвшихся колониями, но организованными по римскому образцу) всегда занимала особое место. Республика сделала колонии зависимыми от столицы в отношении денег. При Империи все изменилось. Колонии чеканили деньги, как и другие города, но употребляли вместо греческого языка латынь и изображения более римского характера, в частности изображение пашущего священника, которое относится к колонизации.
    Мы не сможем здесь рассмотреть распределение монетных дворов по всем восточным провинциям. Август почти везде организовал чеканку денег, и при каждом правлении добавлялись новые дворы. В некоторые периоды было особенно заметно их увеличение в определенных провинциях, например при Флавиях в Вифинии, при Траяне в Лидии, при Септимии Севере в Ахее, при Гордиане III в Ликии. В некоторых провинциях, например в Азии, очень много монетных дворов, но в других вся тяжесть чеканки ложится всего на несколько городов.
    Обратимся к клеймам. Клеймо вносит некоторое изменение в монету: оно может сделать более современной устаревшую монету, изменить достоинство номинала; может сделать так, что монета одного города будет годиться для использования в другом. Последний случай является самой распространенной функцией клейма. Например, метки «ERYX» и «LILYB» на монетах Августа назначают монеты для употребления в Эриксе и Лилибее. Испанские клейма ряда городов («C.F.» — Акци, «CAS» — Каскант, «CLV» — Кабан-Клуния и т.д.)
    были, вероятно, поставлены после прекращения чеканки в испанских городах; денег не хватало, и города, которым было запрещено чеканить новые деньги, стали клеймить старые монеты, которые еще находились в обращении.
    В Вифинии на монеты Никеи начала III в. ставились клейма для того, чтобы они использовались в других городах в правление Галлиена. Клейма наместников (например, «VAR» в Лаодикее в Сирии, «КОР» — Корбулон(?) — на коммагенских монетах Тиберия) или легиона, по-видимому, поставлены для того, чтобы расширить обращение местных денег для каких-то конкретных целей.
    4. Администрация монетных дворов.
    Провинциальные серебряные монеты, на которых нет этнических знаков, можно сразу отнести к юрисдикции правительства провинции, они являются имперскими по своему характеру, хотя их стандарт может быть провинциальным. Эти монеты, вероятно, чеканились по распоряжению провинциальных советов под контролем наместника. Выпуском областных монет занимались местные сенаты и магистраты. Очень часто встречается ссылка на губернатора, иногда ставится дата вместо знака власти.
    При Августе появлялись портреты наместников, но только в Азии и Африке; по-видимому, эту привилегию им дал временно император. На местах администрация образовывалась по-разному. В Азии это были преторы, правители, высшие должностные лица; в Спарте — эфоры, в Карфагене — суфеты, в Испании и других местах — дуумвиры.
    Имя начальника стоит в именительном или родительном падеже с предлогами «при», «благодаря», реже — «от». Выпускающий монету иногда добавляет свой почетный титул, не относящийся к его функции монетчика, или название какого-нибудь другого учреждения, которое он возглавляет, иногда просто общий почетный титул, например «первый градоначальник» или «победитель Олимпийских игр». Иногда частное лицо оплачивает расходы на чеканку, и тогда это указывается словом «приношение» или глаголом «давать, приносить». Дательный падеж означает лицо, которому посвящается монета, винительный — лицо, которому льстят.
    5. Системы расчета.
    К сожалению, мы очень мало знаем об этом. Несомненно одно: в Империи пользовались и римской, и местными системами расчета — во всяком случае, при крупных сделках. Все серебряные и золотые деньги были тарифицированы по ауреусу и денарию.
    Золотая монета Боспорского царства была приравнена к ауреусу. Во второй половине II века и в III веке в нее добавляли много бронзы. Возможно, она сохранила номинальное значение сестерция, в то время как римские ауреусы из хорошего металла ценились выше номинала.
    Кистофорная тетрадрахма приравнивалась к 3 денариям, а ее 1/4 часть, родосская драхма, — к 12 ассам, т.е. 3 / 4 денария. Был и более низкий номинал — 10 ассов, но это исключение.
    Драхма и дидрахма Цезаря в Каппадокии, вероятно, равнялась 1 и 2 денариям, а сирийская тетрадрахма, более тяжелая, чем кистофор,
    но менее чистая, оценивалась в 3 денария. Александрийская тетрадрахма, которую чеканили в виде очень плохого биллона, оценивалась лишь в 1 денарий. Драхма Крита по весу была равна 2 / 3 денария. Моммзен склонен думать, что она равнялась 3 / 4 денария.
    Возвращаясь к бронзе, мы видим, что обычной единицей расчета был италийский асс. Вряд ли использовались другие. В больших провинциальных эмиссиях (в Антиохии, например) номиналы могли быть латинского названия — дупондий, асс и т.п. В отношении мелкой монеты городов мы не знаем, в какой мере латинские названия вытеснили местные; можно лишь уверенно сказать, что такие монеты расценивались по денарию.
    На Хиосе была система, в которой рядом существовал римский асс и греческий халк, асс равнялся 1/16 денария, а халк — 1/48 родосской драхмы, или 1/64 денария. На местных монетах не ставились знаки стоимости. На родосских медных монетах мы видим знак дидрахмы, на монете размером в дупондий в Селевкии в Пиерии — знак обола.
    В начале III в. в Спарте были монеты в 2, 4, 6 и 8 ассов, в Аргосе— монеты в 6, 7 и 10 ассов, Сиросе — 1,5 асса, в Фессалии — 3 и 4 асса, в Фессалонике 2 и 4 асса. На западном побережье Понта Эвксинского в период от Септимия Севера до Филиппа I существовали монеты 1, 2, 3, 4, 4,25 и 5 ассов.
    На юге Малой Азии от времени правления Валериана и Галлиена расчет велся монетами в 2, 3, 4, 6, 8 и 12 ассов, а позже от 5 до 10 ассов. Здесь виден переход от дуодецимальной к десятичной системе расчета. В частном письме на неопубликованном папирусе, относящемся, по-видимому, ко времени правления Диоклетиана, говорится, что италийские деньги были редуцированы до 1 / 2 нуммия, и редукция была, вероятно, абсолютной, а не только в отношении египетских монет.
    В конце этого периода местная чеканка угасает, и римские монеты и система расчета бесконкурентно царят на рынке.

    0

    3

    6. Причины эмиссий.
    Выпуск денег, несомненно, определялся потребностями повседневной жизни. Большую роль играли также религиозные церемонии, празднества и игры. Поводом для особого выпуска монет мог быть приезд императора, создание так называемых союзов городов в одной провинции или между провинциями, что было скорее актом вежливости, чем дипломатическим договором. Часто такие события отмечались выпуском больших бронзовых монет, или медальонов.
    Небольшие простенькие монеты повседневного пользования заметно отличаются от более крупных нарядных, отчеканенных по особым случаям. Что касается серебра провинций, то здесь очень большую роль в определении объема эмиссии играли военные соображения* (Например, большая эмиссия в Цезарее в Каппадокии для войны Нерона с Парфией).
    7. Типы аверсов и легенды.
    Общим для всех аверсов является изображение портрета римского императора по латинскому образцу. Он помещался на монетах по решению местного сената. Это был знак верности Империи и нечто вроде религиозного почитания верховного правителя.
    В названиях и стилях изображений императоров нет строгой определенности, встречаются и курьезы — местные власти не всегдабыли хорошо осведомлены. Так, мы видим названия «царь» и «базилевс» для Марка Аврелия, «царь» — для Каракаллы, «родившийся от золота» — для Салонина. Иногда встречается живописная фраза типа «Коммод — царь всего мира» (Никея), что несколько оживляет монотонность формального этикета. На монетах встречаются портреты императриц и наследников императорского дома.
    В начале Империи мы видим портреты Агриппы, Г. и Л. Цезарей, Ливии, Друза и Германика, Нерона и Друза Цезаря в Испании и других местах. Позже на местных монетах появились портреты лиц, ответственных за чеканку в Риме, и других чиновников. Кроме этих случаев, портреты других римлян крайне редки. При Августе появилось несколько портретов наместников в Азии и Африке, а также портрет Цицерона (LI, 4), отчеканенный тогда, когда его сын был наместником в Азии, и портрет Корбулона в Диошиероне. Совершенно особой является серия монет, увековечивающая любимца Адриана Антиноя.
    В сенаторских провинциях изображение императора могло заменить изображение сената (бюст) или Рима, в этих случаях часто стоят титулы «Богиня сената» или «Богиня Рима». Персонификация римского народа встречается реже. Формулы «S.C.», «S. P.Q.R.» относятся к сенату или к сенату и римскому народу.
    На аверсе местных монет многих городов наряду с бюстом императора изображалась голова какого-нибудь божества. Иногда встречается портрет местной знаменитости — реальной или мифологической.
    Так, мы видим портрет Гомера на Хиосе (LI, 2), Анакреона — на Теосе, Геродота — в Галикарнасе, Сафо и Феофана — в Митилене (LI, 3), Хризисиппа и Агата — в Соли.
    Иногда помещаются более поздние персонажи, например Панкратидас и Дада в Митилене (LI, 5). В некоторых местах Востока часто появляется бюст Фортуны, символа городской жизни, с характерным изображением верхушек башен.
    8. Типы реверсов и легенды.
    Если правила, касающиеся выбора изображений на аверсе относительно просты, то этого нельзя сказать о реверсе. Изображения на нем являются кладезем информации о религиозной и социальной жизни Империи, и ученый, знающий этот предмет, может хорошо разобраться, какова была в действительности общественная жизнь в впервые три века нашей эры.
    а). Религиозные изображения. Они чрезвычайно интересны; на реверсе часто представлены великие олимпийские боги — Зевс, Гера, Аполлон, Артемида и др. Широко почитается Асклепий, а в некоторых местах — Деметра, Кора и Дионис. Арес, бог войны, почти совсем отсутствует, так как в Империи часто царил мир. Как правило, представлены греческие боги, но иногда встречаются и римские, например капитолийская троица —Юпитер, Юнона и Минерва — изображалась на монетах Кади во Фригии. Очень часто это не греческий и не римский бог, а какое-нибудь местное божество, отдаленно связанное с олимпийцами.
    В частности, в Малой Азии было большое число культов. Зевс Лабрандский, бог с двойным топором, был почитаем в Карий, например в Евроме и Миласе (LI, 6); Зевс Осогоа, смесь Зевса и Посейдона, был особенно почитаем в Миласе. В Лаодикее и Гелиополе боготворят своих Зевсов. Для Зевса во многих городах есть особые имена, например Зевс Лидийский в Сардах, Аммон в Берое и т.д. У Аполлона тоже много вторых имен: Кларийский в Калофоне, Дидимейский в Милете, Амиклейский в Спарте, Пропилейский в Кремне и др. Пифон появляется на монетах Мастауры в Лидии. Артемида многогрудая является «Дианой Эфесской» и богиней в других городах Азии. Артемида из Перга — еще один вариант великой богини природы. Ее чтят в Магнесии в Ионии и Ипепе в Лидии. Поклоняются Гекате (LI, 7) и Гадесу, во многих городах Азии почитают Кибелу, Деметру и Кору. Поклонение богу луны Мену широко распространено во Фригии (LI, 8). Культ Диоскуров имеет особую важность в Триполисе в Финикии.
    Другим олимпийским фигурам поклоняются значительно реже. Мы видим почитание Геры на Самосе, Афины — в Афинах, Афины и Гефеста — в Тиатере, Афродиты — в Афродисии в Карий и в Пафе на Кипре; двоим сразу — Вакху и Геркулесу поклоняются в Большом Лептисе в Африке. Грубые культовые статуи, которые изображают эти местные божества, наводят на мысль, что под именами великих олимпийских богов скрываются очень примитивные идолы. Во многих случаях местное божество не имеет ничего общего с олимпийцами, кроме имени, и трудно понять, почему так названо каждое из них.

    0

    4

    б). Мифология. Местные монеты интересно иллюстрируют большое число легенд и мифов — некоторые из них местные, другие взяты из мифов великой Греции. В Илионе изображена Троянская война в образах Гектора, Приама и Патрокла (LII, 1); в образе Аякса — в Прусе в Вифинии; Энея и Анхиза — в Апамее, Дардане и Отре во Фригии. Диомед с палладиумом появляется на монете Аргоса. Мы видим упоминание об Ио в Газе, о Марсии — в Апомее, о Кадме — в Тире, об Амфионе, Зете и Дирке — в Акрасе в Карии, Ганимеде и Орле — в Илионе, о похищении Прозерпины — в Элее. Коринф чтит своего мифологического героя Беллерофона, а Афины — Тезея, на монетах Тегии присутствуют Аталанта и каледонский вепрь. В Тире изображают Дидону (LI, 12), Геро и Леандра — в Сесте (LI, 11), а в Катане на Сицилии —братьев, спасших своих родителей при извержении Этны. Подвиги Геркулеса изображаются в Аспенде в Памфилии и Ге-
    раклее Понтийской, Аполлон и Дафна — в Аполлонии, области Риндакум; Дионис и Ариадна — в Перинфе, Тезей — в Трезене, Афина и титаны — в Селевкии. Где-то между мифом и историей находится изображение Александра на монетах Смирны (LII, 2).
    Это лишь небольшой перечень того, что мы видим на монетах, но он дает представление о том, насколько широко греческая мифология была распространена в городах Востока и как тесно она была связана с их жизнью.
    Очень любопытным является изображение ковчега и Ноя, названного здесь по имени, на монете в Апамее во Фригии. Точно неизвестно, почему взят этот образ из чужой мифологии. Вероятно, существовала местная легенда о всемирном потопе, которая очень подходила к библейской истории. Кроме того, мы предполагаем, что в Апамее существовала большая иудейская колония. Различные местные мифы представлены быком в Нисе, всадником в лучистом венке — в Мостене, крылатым конем — в Лампсаке, священным змеем — в Абонитейхе (LII, 3), Кабире в Фессалонике, Тилосе и Масне в Сардах.
    в). Поклонение императорам. Любопытно, что мотивы обожествления не так широко присутствуют на монетах, как можно было ожидать. Божественный Клавдий появляется на ряде серебряных монет, отчеканенных в Цезарее в Каппадокии, и то там, то здесь появляются императоры, почитаемые после смерти. Но если в Риме отношение к императору как к богу возникало после смерти, в провинциях оно начинается при восшествии на трон. Интересный случай обожествления, не известный нам на римских монетах, есть на монете с изображением божественного Мария, отца Филиппа I в Филиппополе в Аравии (LI, 10). Поразительную серию изображений обожествленных императоров, которую считали отчеканенной в Патрах, по-видимому, выпустили в Филиппополе во Фракии (LI, 9). Эта монета, вероятно, относится к периоду правления Траяна Деция, и если это так, то она является параллельной его серии божественных императоров. Твердая вера в бессмертие была свойственна дакам на Балканах, чтившим культ божественных императоров.
    г). Персонификации. Персонифицированные добродетели, которые занимают большое место на римских монетах, играют второстепенную роль на местных.
    Римская традиция поддерживалась в Александрии в Египте и Цезарее в Каппадокии, но для остального Востока это не характерно. Чаще других персонификаций встречается Салюс, или Салюта (здоровье или общественное благо), часто вместе с богом врачевания Асклепием и Фортуна. Нередки богиня победы Виктория и Виртута — доблесть, например, в Антиохии в Писидии. Эквитас (справедливость, равноправие) появляется в Примнесе, а ее отличительный атрибут, пара весов, часто используется как самостоятельное изображение. Необычным для Востока является «соправление властителей» Марка Аврелия и Л. Вера в Павталии во Фракии. Редкий пример упоминания Гения императора можно увидеть на монете в Апамее во время правления Коммода. В Азии часто поклоняются Немезиде, богине возмездия, особенно в Смирне, но здесь речь идет о богине, а не о персонификации.
    Вывод однозначен: поклонение малым божествам — персонифицированным добродетелям, связанным с определенными областями жизни человека, — явление римское и ранее не было широко распространено на греческом Востоке.
    д). Общая история. Прямых ссылок на нее не очень много: монеты в Филиппах с изображением Августа и божественного Юлия (LII, 4), детей Клавдия в Митилене — фигура Августа в повозке, запряженной слонами. На монете Эфеса отражена главная восточная победа Траяна над Парфией (LII, 5), а на монете Триполиса в Финикии изображен он же, победитель Дакии, с пленником. В Меонии изображен император, коронуемый Викторией, а в Никополе на Истре — триумф Макрина. Коммод в триумфальной процессии и позднее братья-императоры Каракалла и Гета появляются на монетах Митилены, а Септимий Север изображен поражающим врага на монете Багеиса в Лидии.
    В Фокее есть изображение Максимина I и его сына Максима, сидящих на курульных креслах. На серии больших бронзовых монет Эдессы изображен Гордиан III, вручающий корону Осроены Абгару X (LII, 6). Нередко путешествия и приезды императоров изображаются в виде кораблей, иногда с поясняющей легендой. Кистофоры Августа посвящены его победам над парфянами, а кистофоры Домициана — его восстановлению Капитолия; Александрия предлагает свой комментарий к римским событиям, иногда очень похожий на тот, что мы видим на имперских монетах. Но общим правилом для местных монет является интерес к своим событиям и лишь незначительное внимание к событиям имперским.

    0

    5

    е). Местные сюжеты.
    Они главным образом связаны с религией — празднование жертвоприношений в честь отдельных богов, принятие официального поклонения «Риму и августу» или обожествленным императорам. Эти изображения не имеют политического значения, но указывают на дружественные отношения между государствами. Лучше всего иллюстрируют эту фазу в монетном деле деньги из Азии, где более всего была развита городская жизнь. Кроме того, на всем Востоке были распространены атлетические игры и состязания, пришедшие из Греции и очень интересовавшие всех жителей Империи. Они были рассчитаны на то, чтобы занять умы людей и возбудить здоровое соперничество, поэтому их поощряли императоры, которые выдавали на них призовые деньги, а в случае важных игр, когда победителю присуждали триумфальный проезд через пролом в городских стенах, император назначал ему пенсию.
    Связь таких игр с религией была очень близкой. На монетах их представляли вазами, венками или урнами, например в Аназарбе и Перинфе; кошельки, которые давали в виде призов, можно увидеть на монетах Магнесии в Карии, монетах Перге и Корика. Венок из петрушки — приз победителю Истмийских игр— изображен на монетах Никеи. Нередко даются более графические изображения — группа трех атлетов в Афродисии, атлет с урной в Киме, группа атлетов в Никее (LII, 8). Кизик изображает и праздничное зрелище, и скачки, Никомедия — группу зрителей. Игры на арене показаны в Синнаде (LIII, 1).
    Для римлян игры греческого типа были чуждыми, недостаточно мужественными, но императоры поощряли их на Востоке из политических соображений. Цирковые игры, популярные в столице, были известны в больших городах Востока, особенно в Антиохии и Александрии.
    По монетам не прослеживается большой интерес к местной политике. Упоминание о сенате есть на монетах Тибериополя и Сагаласса, Милета и Александрии в Троасе, а «Demos» (народ) упоминается в Сагалассе. Есть указания на вступление в должность отдельных лиц.
    ж). Военные изображения. Прямые военные мотивы встречаются редко, за исключением нескольких серий монет Александрии. В Империи был век относительного мира. На монетах в Томах (LII, 7) изображен орел легионов, орел— в храме на монетах Перге, орел между штандартов — в Амории.
    На Балканах несколько чаще встречается военный сюжет — в виде городских ворот.
    з). Здания, статуи. Изображение зданий встречается часто, они интересны и заслуживают отдельного обсуждения. Самое главное место занимают храмы, например храм Афродиты Пафской на Кипре, Астарты — в Берите, Артемиды Эфесской — в Эфесе, храм Ромы и Августа в Пергаме, храм рода Юлиев в Коринфе. Никомедия гордилась титулом «блюститель трех храмов». На монетах Неаполиса в Самарии изображены священные здания, связанные с горой Геризим (LIII, 3).
    Местный совет изображен на монете Тарса. Часто встречаются местные сооружения — городские ворота в Нисе, мосты в Малле, Зевгме, Антиохии на реке Меандр, гавань в Цезарее Германике, круг стен в Никее, вид города в Амасии, акрополь в Коринфе (LIII, 6), Аргосе и Трезене. На монетах Коринфа также показаны гавань и знаменитая гробница куртизанки Лаисы. Театр Диониса виден на монете Афин (LIII, 5). Городские ворота, символ обороны, особенно популярны во Фракии и Мезии (в Анхиале, Никополе и Истре — LIII, 4) и в других местах. Интересен лабиринт в Кноссе на Крите (LIII, 2).
    Изображения древних статуй подробно рассмотрены в работе Имхуфа — Блюмера и Гарднера «Нумизматический комментарий к Павсанию». Самый богатый источник информации по этому вопросу— Афины, но такие изображения встречаются и в других местах. И они дают ценные сведения об искусстве, которых нет больше нигде.
    и). Другие изображения. Их очень много и поэтому трудно обобщить. Лев Милета является символом города, верблюд Бостры свидетельствует о караванной торговле.
    Для Цезареи в Каппадокии характерно изображение горы Аргеус. Полумесяц и звезды или звезды как символы солнца и луны очень часто встречаются во многих городах, например в Смирне. Знаки зодиака изображены на монетах Амастриса, Перинфа, Ресены, Сингары и Сидона.
    9. Изображения на монетах колоний и муниципий.
    Монеты колоний и муниципий требуют отдельного обсуждения. Здесь обычно использовался латинский язык, эти сообщества считали себя римлянами. Это определенно отражено в таких особых изображениях, как волчица и близнецы, Эней и Анхиз; священник, пропахивающий борозду, означающую границу новой колонии.
    Упоминание римских событий или истории вообще здесь встречается гораздо чаще, чем на других местных монетах. Чеканка в западных провинциях, хотя и была недолгой, следовала образцу колоний и муниципий (например, типичная монета Бильбилиса; LIII, 8). Поклонение Роме и Императору было главной темой изображений в Лугдуне, храм божественного Августа изображен в Тарраконе (LIII, 10). В Испании
    живо интересуются императором и его семьей — Ливией (LIII, 9), Агриппой, цезарями, Друзом и Германиком, Нероном и цезарями Друза. Обычными являются римские атрибуты: глобус, глобус и козерог, рог изобилия, щит в лавровом венке, волчица и близнецы, Рома, Гений римского народа (LIII, 7). Прекращение чеканки лишило нас ценной информации о римских событиях со стороны.
    Латинский язык использовался повсюду на Западе, за исключением Африки, где встречаются финикийские легенды. На Востоке латынь была языком колоний и муниципий, а в других местах использовалась в исключительных случаях. В III в. на монетах колоний все больше появляется греческий язык — например, в Фессало- нике, Филиппополе в Аравии и в колониях Месопотамии. Как известно, на византийских монетах использовался странный смешанный алфавит латинского и греческого языков, создавая путаницу.

    0

    6

    10. Местное искусство.
    Искусство провинциальных и местных монетчиков интересно с точки зрения стилей, но оно значительно уступает лучшим имперским мастерам. Очевидно, самые искусные мастера, не важно, какой национальности, стекались в столицу. На Западе мы не видим больших художественных мотивов. В Испании отчетливо виден своеобразный провинциальный малохудожественный стиль. Удивительно, но так же дело обстоит и на Востоке. Изящная работа иногда встречается на кистофорах и на серебре и биллоне в Александрии. На больших бронзовых медальонах из Азии есть портреты, которые можно сравнить с лучшими работами имперского монетного двора. Монеты римского периода на Востоке по красоте значительно уступают монетам более ранних веков.
    11. Местная чеканка в III в. н.э.
    Местная чеканка Запада продержалась лишь до I в. Империи. На Востоке она укрепилась в ранней Империи и постепенно расширялась на протяжении II и начала III вв. Несмотря на то что официальной политикой была чеканка имперских монет на местных монетных дворах, по-видимому, не запрещалась и местная чеканка. В Ликии активно действовало несколько новых монетных дворов еще во время правления Гордиана III. Местную чеканку Востока погубил финансовый кризис при Галлиене.
    Обесцененный антониан все еще обращался в своем прежнем достоинстве, и естественно, банкиры отказывались давать с него сдачу. У нас есть египетский папирус, излагающий положение эдикта, требующего, чтобы банкиры принимали эти деньги, если только они не были «совершенно плохими». Если бы правительство изъяло обесцененные деньги или придало им подходящую рыночную стоимость, все было бы хорошо. Но оно не сделало этого, и в результате огромные массы бронзовых монет зарывались в клады, и при Галлиене на большой части Востока внезапно перестали чеканить деньги.
    В это время появилась практика собирать в мешочки большие суммы бронзовых монет для крупных платежей (folles). В Египте продолжали чеканить провинциальные деньги, но и там обесценивали монеты и редуцировали размер до тетрадрахмы. Поздняя тетрадрахма Александрии была почти аналогом самому плохому римскому биллону.
    После Галлиена местная чеканка еще существовала на небольшом количестве монетных дворов на юге Малой Азии, особенно в Памфилии, Писидии и Киликии, которые находились далеко от одного из новых имперских дворов в Кизике. Монеты такой чеканки дожили до правления Тацита и имели следующие знаки стоимости, выраженные греческими буквами: 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10 и 12. Знак «IA», который иногда появляется вместо «I», не может означать 11 и должен означать 10 ассарианов.
    Следовательно, расчет был в ассах и десятичная система заменяла двенадцатиричную раннего периода. Греческая буква, означающая 5, обычно встречается как знак на монетах, на которых мы ожидали увидеть знак «I» (10). По-видимому, это касается редукции стоимости наполовину и соответствует сообщению в египетском папирусе о редукции итальянских денег и знакам «I», «X», которые иногда встречаются на монетах Тацита и Кара вместо обычных «К», «XX». Обесценивание денария и кратного ему антониана, по-видимому, привело к тому, что в местной валюте не обращаются к этим монетам.
    Была сделана попытка создать новую систему, основанную на ассе, и после реформы Аврелиана этот асс, кажется, отождествлялся с его новой единицей расчета — либеллой от сестерция. Система Аврелиана постепенно распространялась на Востоке во время финансового кризиса при Галлиене.
    Моммзен утверждает, что во время финансового кризиса императоры брали серебряные монеты с Востока в помощь имперским деньгам, так как они все более и более обесценивались. Речь идет о биллоновых тетрадрахмах из Антиохии. Действительно, во время правления Филиппа I мы встречаем тетрадрахмы с подписью внизу: «Моn. Urb.» и другие с подписью: «Antiochia». Стиль первых монет похож на римский. Вероятно, «Моn. Urb.» означает часть имперских монет («Moneta Urbica» — монета города, т.е. Рима). В этом отношении Моммзен прав, но мы можем высказать сомнение по поводу причины привлечения восточных монет. Возможно, это было сделано для того, чтобы ввести более крупный номинал, чем денарий. Этот шаг был бы разумным при таком высоком росте цен.
    Как мы видим, упадок местной чеканки был непредвиденным результатом порочной финансовой политики. Однако, когда это случилось, императоры не сделали попыток вернуться к прежнему положению вещей. Бронза не годилась для независимой чеканки, а хорошее серебро, по которому она тарифицировалась, неуклонно исчезало.
    Казалось, проще вместо серебра и бронзы ввести промежуточные монеты из плохого биллона, который мы бы назвали никелем.
    С политической точки зрения препятствий не было. Правительство стремилось к однообразию и, обнаружив, что его легко ввести на Востоке, приспособило к своим целям. Факт, что Диоклетиан закрыл последний монетный двор в Александрии, чеканивший по-старому, свидетельствует о направлении его устремлений. Признавая естественность и действенность такой политики, мы не чувствуем сожаления, что императоры так нескоро пришли к ней. Дело в том, что если бы однообразие было установлено раньше, мы бы лишились ценных источников информации о местной жизни городов Востока.

    0


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Гарольд Мэттингли "Монеты Рима". Избранные главы. » Часть II. Провинциальная и местная чеканка монет в ранней Империи.