Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Harena. » Подделки исторических ценностей.


    Подделки исторических ценностей.

    Сообщений 21 страница 26 из 26

    21

    Причины фальсификаций .
    Причины фальсификаций столь же многообразны, как сама жизнь.

    Мало что документально известно о побуждениях к фальсификацированию в средние века. Поэтому мы вынуждены анализировать этот вопрос на материалах нового времени. Однако нет причин, почему полученные на этом материале общие выводы не применимы ко временам более отдаленным.

    1. Обширный класс подделок составляют чисто литературные мистификации и стилизации. Как правило, если мистификация имела успех, ее авторы быстро и с гордостью раскрывали свой обман (ярким примером является мистификация Мериме, а также мистификация Луиса).

    К этому же классу принадлежат, по-видимому, фальсифицированные Сигониусом отрывки из Цицерона.

    Если такая мистификация сделана умело, а автор в ней почему-то не сознался, раскрыть ее очень трудно.

    Страшно подумать, сколько таких мистификаций было сделано в эпоху Возрождения (на пари, ради шутки, чтобы испытать свои способности и т.п.), которые впоследствии были приняты всерьез. Однако можно думать, что такого рода "древние" сочинения относились лишь к "малоформатным" жанрам (стихотворения, отрывки, письма и т.п.).

    2. Близко к ним лежат фальсификации, в которых молодой автор пытается утвердить свое "Я" или проверить свои силы в жанре, гарантировавшем ему защиту в случае неудачи. К этому классу явно принадлежат, скажем, подделки Макферсона и Чаттертона (в последнем случае проявилась редкая патология полного отождествления себя с обожаемыми старинными авторами). В ответ на невнимание театра к его пьесам Колонн ответил подделкой Мольера и т.д.

    Заметим, что, как правило, наиболее известные фальсификаторы этого типа в дальнейшем ничем особым не выделялись. Айрланд, подделавший Шекспира, стал посредственным литератором.

    3. Еще более злостными являются фальсификации, сделанные молодым филологом с целью быстро прославиться (пример — Вагенфельд). Более зрелые мужи науки фальсифицировали с целью доказать то или иное положение (Пролюциус) или заполнить лакуны в наших знаниях (Хигера).

    4. К "заполняющим" фальсификациям относятся также биографии фантастических личностей вроде "святой Вероники" и т.п.

    5. Многие фальсификаторы были движимы (в комбинации с другими мотивами) соображениями политического или идеологического порядка (Ганка).

    6. Частным случаем последних фальсификаций надо считать монашеские фальсификации "отцов церкви", декретов пап и т.п.

    7. Очень часто книга апокрифировалась в древность из-за ее обличительного, антиклерикального или вольнодумного характера, когда издание ее под собственным именем было чревато тяжелыми последствиями.

    8. Наконец, последним по счету, но не по важности является фактор элементарной наживы. Примеров так много, что их можно и не приводить.

    0

    22

    Разоблачение фальсификаций .
    Если фальсификация сделана умело, то ее разоблачение представляет колоссальные трудности и, как правило (если сам фальсификатор не сознается), происходит чисто случайно (пример — Сигониус). Поскольку история склонна забывать о своих фальсификациях, с удалением по времени разоблачение фальсификации делается все более трудным делом (пример — Тацит). Поэтому нет сомнения, что очень много фальсификаций (особенно гуманистических) до сих пор остаются неразоблаченными.

    В этой связи особенный интерес представляет информация об обстоятельствах находок тех или иных рукописей. Как мы видели на примере Тацита и увидим позже на примере многих других сочинений, "открытых" в эпоху Возрождения, информация эта очень скудна и противоречива. В ней нет почти никаких имен, а сообщается лишь о "безымянных монахах", принесших "откуда-то с севера" бесценные рукописи, пролежавшие "в забвении" многие столетия. Поэтому судить на ее основании об аутентичности рукописей невозможно. Напротив, сама противоречивость этой информации наводит (как в случае Тацита) на серьезные сомнения.

    Весьма странно, что информации об обстоятельствах находок рукописей, как правило, нет даже в XIX веке! Либо о них сообщают непроверяемые данные: "купил на восточном базаре", "нашел в подвале монастыря тайком (!) от монахов", либо вообще молчат. Мы еще не раз к этому вернемся, а пока лишь процитируем известного ученого проф. Зелинского:

    "Истекший 1891 год надолго останется памятным в истории классической филологии; он принес нам, не говоря о мелких новинках, два крупных и драгоценных дара — книгу Аристотеля о государстве афинском и бытовые сценки Герода. Какой счастливой случайности обязаны мы этими двумя находками — об этом соблюдается теми, кому знать надлежит, упорное и значительное молчание: лишь самый факт случайности остается несомненным, а с установлением этого факта устраняется всякая надобность задавать себе вопрос...".

    А, ей-ей, не мешало бы спросить "тех, кому знать надлежит", откуда они взяли эти рукописи. Ведь, как показывают примеры, ни высокие академические звания, ни общепризнанная честность в обыденной жизни еще не гарантируют от подделок. Впрочем, как отмечал еще Энгельс, нет людей более доверчивых, чем ученые.

    0

    23

    Pullo написал(а):

    Частным случаем последних фальсификаций надо считать монашеские фальсификации "отцов церкви", декретов пап и т.п.

    Я бы осмелился заменить слово "частным" на "масштабным".  :rolleyes:

    0

    24

    О драконе, превратившемся в птерозавра.
    http://s9.uploads.ru/t/sVRj8.jpg
    Латинская надпись уверяет нас, что это дракон, воссозданный инженером Корнелием Мейером. Рисунок был помещён в книге, которую вышеназванный написал в 1696 году, решив рассказать о своих строительных проектах и заодно упомянув о том, что в 1691 году в болотах около Рима обнаружил странного зверя.
    Изоображение снискало большую популярность у сторонников теории молодой Земли, то есть у креационистов. Они видят здесь птерозавра, а это, по их мнению, доказывает, что летающие ящеры не вымерли миллионы лет назад, а ещё встречались не далее как в XVII веке. Перед нами, говорят они, Scaphognathus, и «официальная наука» ошибается, считая, что подобные существа жили в позднем юрском периоде на территории Германии.

    В средние века драконов изображали очень часто, и, казалось бы, можно просто закрыть глаза на столь очевидную чушь. Но рисунок Мейера чрезвычайно подробен, поэтому палеонтолог Фил Сентер из Файетвильского университета штата Северная Каролина (США) и его студенты решили разобраться, что же это за кости.

    Увы для креационистов и других мечтателей: это, конечно же, фальшивка, слепленная из частей разных животных. Череп и челюсти — собачьи, рёбра — рыбьи, задняя конечность — медвежья передняя лапа.

    «То, что наложено вместо кожи, скрывает переходы между этими частями, — отмечает г-н Сентер. — Хвост и крылья вылеплены отдельно. Последние лишены характерных признаков крыльев летучих мышей и птерозавров. Вообще никакая часть скелета не похожа на аналогичную часть скелета птерозавров».

    Составные чучела монстров были распространены в конце средневековья. Например, великий Карл Линней был очень непопулярен в Гамбурге, ведь он заявил, что чучело гидры, хранившееся у бургомистра, — подделка. По-видимому, Мейер знал, что делал, ведь в XVII веке Европа ещё верила в легенды о драконах, живущих на болотах.

    Г-н Сентер предполагает, что Мейер соорудил фальшивку, дабы убедить римлян, что местный дракон мёртв и его не беспокоит недавно возведённая плотина. Он, конечно, и не надеялся, что его обман проживёт более трёх столетий.

    +2

    25

    Ученые узнали, как средневековые ювелиры обманывали англосаксонских королей.

    Скрытый текст:

    Для просмотра скрытого текста - войдите или зарегистрируйтесь.

    :rofl:

    +1

    26

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Вероятнее всего, в качестве реагента использовалась подогретая смесь воды, соляной кислоты и глины с высоким содержанием железа; ученые склонны думать, что вместо обычной глины ювелиры применяли растертые в пыль керамические плитки времен Римской империи.

    Надо было подробнее писАть, чтобы современные фальсификаторы взяли на заметку :crazyfun:

    0


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Harena. » Подделки исторических ценностей.