Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Harena. » Подделки исторических ценностей.


    Подделки исторических ценностей.

    Сообщений 1 страница 20 из 26

    1

    Думал куда запостить, решил сюда.
    В девятнадцатом веке мода на антиквариат достигла такого уровня, что клиенты стали платить хорошие деньги, а торговцы имели стабильную прибыль. Конечно, в Северном Причерноморье древностей хватает на любой вкус, есть и греческие и скифские, но перекапывать всё и везде в поисках чего то стоящего не всем хотелось. Разумеется возникли солидные мастерские по производству подделок. Почему солидные - да потому что они к делу подходили серьёзно, хорошо изучали материалы, манеру древних мастеров. Делали свои изделия так, чтобы не было стыдно показать клиенту.

    Одним из таких серьёзных мастеров, был ювелир Израиль Рухамовский. Когда к нему пришёл солидный клиент и сказал, что ему нужна тиара скифского царя, он не стал клепать лишь бы блестело. Изя почитал книжки, потренировался с составом золота и выдал такой шедевр, что просто ах. Все ажурное, замысловатое и с красивой надписью на древнегреческом, мол подарок скифскому царю Сайтоферну от жителей Ольвии с наилучшими пожеланиями.
    http://uploads.ru/t/5/6/F/56FaW.jpg
    Заказчик как глянул на такую красоту, так и решил, что тиара достойна серьёзного музея, а не какого-нибудь частного коллекционера, и повёз бесценную шапочку в Париж. Директор Лувра, увидя шикарную вещь, поднял общественность Франции с призывом "тиара царя должна быть в Лувре!". Пошли с шапкой по миру, но на тиару нашкрябали 200 тысяч франков. 1 апреля 1896, директор Лувра объявил народу Франции о приобретении бесценной короны.

    Тиару Сайтоферна выставили в специальном зале и оплата была отдельная, за счастье посмотреть на знаменитый артефакт. Конечно, появлялись в газетах публикации отдельных специалистов о том, что мол подделка это. Но в визгах всеобщего восторга их слабые голоса слышны не были.
    http://uploads.ru/t/1/Y/2/1Y2Vp.jpg
    В 1903 году, парижская газета опубликовала покаянное письмо некого художника Майанса, что мол его это рук дело. Художник из безвестного стал временно популярным. Но вдруг, парижский ювелир Лифшиц сообщил, что это ни какой ни Майанс делал, а Рухомовский из Одессы.

    Вот тут то парижские журналисты допустили серьезную ошибку. Все газеты написали, что ни в какой такой Одессе нет виртуозных ювелиров. А вот это уже оскорбление. Израиль Рухамовский, как только прочитал такой поклеп на всех одесских ювелиров, воспылал праведным гневом. Он собрал в чемодан все свои чертежи и инструменты и поехал в Париж. Пришел к директору Лувра и совершенно серьёзно объявил: "Я Изя из Одессы, и эту шапочку делал я". Все французские специалисты по древностям сказали "не верим". Рухомович не стал разбрасываться словами, а взял и сделал в их присутствии фрагмент тиары.

    А потом тихо и без особой помпы тиару вынесли из Лувра и отдали в Парижский Музей Прикладного Искусства, где она красуется и поныне
    http://uploads.ru/t/H/N/q/HNqYy.jpg
    Вот так-то.
    текст из инета.

    +2

    2

    sapalex написал(а):

    Одним из таких серьёзных мастеров, был ювелир Израиль Рухамовский. Когда к нему пришёл солидный клиент

    sapalex написал(а):

    Заказчик как глянул на такую красоту,

    sapalex написал(а):

    "тиара царя должна быть в Лувре!".

    шо то мне подсказывает, что заказчик и производитель что-то знали :crazyfun: (как развести получить прибыль. :rofl:  http://s45.radikal.ru/i107/1005/0f/bfae40718551.gif

    0

    3

    Нашёл в Сети на сайте allkriminal.ru:
    Жил в городе Очакове человек по фамилии Шепсель Гохман. Его с братом в Очакове знали все от мала до велика. Они торговали всем, что сулило хоть какую-нибудь выгоду: от «колониальных товаров» — фиников, перца, чая и риса — до античных древностей. Поскольку подлинные раритеты достать было трудно, они поставили на широкую ногу продажу простакам-коллекционерам «археологические находки», в основном фрагменты мраморных плит с надписями на древнегреческом языке. Однако очень скоро интерес собирателей к этим плитам иссяк. Тогда предприимчивые братья решили заняться изготовлением подделок из золота.

    Первой жертвой их обмана стал коллекционер из города Николаева некий господин Фришен. Как-то к нему пришли крестьяне (на самом деле люди, подосланные Гохманами) и предложили ему купить золотые изделия — кинжал и корону, якобы найденные ими во время полевых работ. На короне красовалась надпись: «Ахиллу Понтарху». За подделку из золота (стоимость драгметалла составляла всего 900 рублей) любитель старины выложил 10 тысяч! Что-то в этой короне не понравилось Фришену, и он решил сделать экспертизу находки в Одесском археологическом музее. Там определили, что это подделка, указав на то, что отдельные детали, изображенные на кинжале, на 600 лет моложе надписи.

    Тогда братья решили попытать счастья за границей. Как-то в феврале 1896 года в Венский императорский музей явился Шепсель Гохман и предложил его сотрудникам приобрести найденные в Северном Причерноморье античные вещи. Перед директором музея Бруно Бухером и его помощником Гуго Лейшингом он разложил золотые кольца прекрасной работы античных мастеров, серьги, посуду и фибулы (застежки, некогда скреплявшие одежды древних греков). Все — из чистого золота. Шепсель Гохман был отличным психологом. Дав собеседникам налюбоваться привезенными редкостями и наслушавшись восторженных отзывов, он достал из потертого саквояжа завернутый в шерстяную ткань некий округлый предмет и торжественно произнес: «Тиара скифского царя Сайтоферна». С этими словами он поставил на стол высокую, сделанную из чистого золота куполообразную тиару, украшенную великолепными рельефами.

    Повидавшие на своем веку немало древностей Бухер и Лейшинг были поражены. На столе, излучая мягкое сияние, во всем великолепии стояла древняя чеканная тиара изумительной работы в превосходной сохранности. Только в одном месте виднелась небольшая вмятина, словно от удара мечом, но украшения вокруг нее почти не пострадали. Она представляла собой чеканенный целиком из тонкой золотой полосы куполообразный парадный шлем высотой 17,5 см — головной убор античных царей, а позднее — Папы Римского. Его поверхность была образована несколькими горизонтальными фризами (поясами), разделенными орнаментом.

    Среднюю и нижнюю части шлема разграничивал пояс в виде городской оборонительной стены и восемью возвышающимися над ней башнями. Надпись на стене, выполненная на древнегреческом языке, провозглашала, что данная тиара была подарена скифскому царю жителями города Ольвии: «Царю великому и непобедимому Сайтоферну. Совет и народ ольвиополитов».

    ***

    Что на тот момент было известно о городе Ольвии и загадочном скифском царе Сайтоферне? Город-государство Ольвия в VI веке до нашей эры основали выходцы из греческого города Милета в устье реки Буг, в 30 км от нынешнего Очакова. Почти тысячу лет Ольвия славилась как одна из крупнейших и богатых греческих колоний в Северном Причерноморье, пока в середине III века нашей эры не пала под натиском готов. Время, ветры и пески довершили дело рук варваров. За века поднялся уровень Черного моря, и часть античной Ольвии оказалась под водой. Вскоре лишь немые курганы в степи да руины крепостных стен напоминали о давно ушедших временах.

    Первые непрофессиональные раскопки античных поселений Северного Причерноморья начались еще в XVIII веке. Потом они были прерваны и возобновились только во второй половине XIX века, но уже на научной основе. Почти ежегодно на раскопки древних городов Боспора, Пантикапея, Херсонеса, Ольвии выезжали экспедиции русских археологов, делавших поразительные открытия могильных комплексов, чудесных скульптур, мраморов, изящных ваз и прочего. Эти открытия взволновали весь научный мир Европы — ведь у них давно уже было все раскопано, разграблено и уничтожено. А тут!.. Естественно, большинство находок оседало в музеях Одессы, Москвы и Петербурга. Тем более желанными они были для европейских музеев. И вдруг такая необыкновенная корона скифского царя, правившего дикими племенами еще за 200 лет до нашей эры! Парадный головной убор царя, шедевр ювелирного мастерства причерноморских греков, драгоценность, не имеющая аналогов ни в одном музее мира!

    Тиара была сделана высоко профессионально, с учетом таких знаний, которыми могли обладать только специалисты. О скифском царе Сайтоферне было известно из декрета в честь Протогена — богатого гражданина Ольвии, которая была в конце III века до нашей эры данницей скифов. В окрестностях города периодически появлялся Сайтоферн со своим войском и требовал дань, которую богатый Протоген выплачивал из собственных средств. Шрифт на тиаре во всех деталях совпадал со шрифтом протогеновского декрета, что говорило об их одновременности, а надпись с точки зрения греческой эпиграфики была сделана безупречно.

    ***

    Естественно, ученые мужи из Венского музея задали Гохману вопрос — откуда, мол, такое сокровище? У того была уже заранее подготовленная легенда. Согласно ей, в 1895 году археологи вели раскопки в Ольвии и неподалеку от города раскопали скифскую могилу, в которой были похоронены царь Сайтоферн и его жена. Оттуда вот сама корона и другие украшения. По словам Шепселя, он купил их за большие деньги. При этом он якобы воспользовался тем, что русские археологи вовремя не распознали истинную ценность находки.

    Дирекцию Венского музея ничуть не смутило то обстоятельство, что в Австрию тиара была вывезена незаконно и так же незаконно она была якобы куплена у русских археологов. Они пригласили в качестве экспертов известных венских археологов и искусствоведов — профессора Бенндорфа, Бормана и Шнейдера, которые единогласно подтвердили античное происхождение тиары и ее высокую художественную ценность. Они тщательно сравнили корону с аналогичными художественными ценностями из греческих, английских и российских коллекций. Тонкая работа производила впечатление на всех, а золото с добавками, которое придавало поверхности тиары красновато-золотистый тон, соответствовал сплаву, встречающемуся на раскопках античных поселений. Тиару скифского царя датировали около 200 года до нашей эры, то есть ей было по меньшей мере 2100 лет!

    Осторожные предостережения скептиков, предлагавших вызвать в Вену для консультации знатоков ольвийских и скифских древностей — директора Одесского археологического музея профессора Эрнеста фон Штерна и профессора Петербургского университета А. Веселовского, — во внимание приняты не были.

    Однако цена, запрошенная Гохманом за корону, была столь велика, что раздосадованным директорам музея оставалось только развести руками. Как они ни уговаривали его сбавить цену или хотя бы подождать, тот был непреклонен. Неторопливо завернув тиару в ткань, он покинул Венский императорский музей.

    Перед тем как покинуть Вену, Гохман зашел в антикварную лавку Антона Фогеля. После долгих переговоров с антикваром и венским маклером Шиманским они заключили взаимовыгодную сделку. Раз сделка с венским музеем не удалась, то нужно попробовать в другом месте и через подставных лиц.

    ***

    "В марте того же 1896 года Фогель и Шиманский прибыли в Париж. На сей раз объектом их мошенничества стал знаменитый Лувр. Снова кабинет

    Спросили цену, за которую продавец хотел бы ее реализовать. Она оказалась непомерно большой — 200 тысяч франков. В пересчете на русские рубли это соответствовало приблизительно 150 тысячам рублей. Однако такой суммой музей не располагал и выделить ее могло только правительство Франции. Естественно, нужно было подождать, чтобы провести это решение через парламент. Но Фогель с Шиманским отказались ждать. Тогда Лувр выручили богатые меценаты музея Корройе и Рейнак. Они одолжили требуемую сумму с тем, чтобы им ее вернули после утверждения покупки парламентом.

    Итак, сделка состоялась. Лувр купил тиару за 200 тысяч франков, которую мошенники поделили так: Фогель за свои «труды» получил 74 тысячи франков, Шиманский — 40 тысяч, а Шепселю Гохману досталось 86 тысяч.

    Французский парламент утвердил покупку, и тиара заняла почетное место в стенах Лувра. Для нее был выделен особый зал, где долгие годы тиара скифского царя Сайтоферна вызывала искрений восторг у публики. С 1 апреля 1896 года парижане валом повалили в Лувр, чтобы полюбоваться на шедевр античных мастеров. Тиара привлекла внимание ученых всего мира. Но если бы опытнейшие специалисты Лувра, ослепленные красотой и блеском короны, снизошли до более внимательного рассмотрения всех обстоятельств находки, то их эйфория бы несколько угасла.

    Очень скоро стали возникать сомнения в подлинности тиары. О том, что корона царя Сайтоферна является подделкой, уже через месяц заявил петербургский профессор Веселовский. Лично посетив Лувр, он убедился, что это — новодел. Он отметил едва заметные несоответствия исполнения рисунка манерам древних мастеров. К мнению Веселовского присоединились другие ученые из Москвы, Петербурга, Одессы, Вены, Мюнхена. Была, правда, и другая группа специалистов, которые отвергали подобные обвинения. Так что поначалу спор носил чисто академический характер.

    В августе 1896 года директор Одесского археологического музея профессор Э. фон Штерн на Археологическом съезде в Риге рассказал о бурной деятельности торговцев античными подделками на юге России. По его словам, приобретение тиары Лувром совпало с ненасытным спросом на предметы античной культуры как музеями, так и коллекционерами. В связи с этим как грибы после дождя стали появляться торговцы «антикой», якобы приобретенной у местных жителей. Таковыми, по словам профессора, являлись братья Гохман, проживающие в Очакове. По мнению Штерна, Гохман пользовался советами опытных археологов, хорошо знающих греческие древности. Таким образом, производство фальшивок было поставлено братьями на научную основу.

    На коллекционном рынке широко продавались поддельные монеты, вазы, керамика, надписи на обломках античных мраморов, ювелирные украшения из золота, серебра и бронзы. Часто для придания достоверности в них вмонтировались подлинные древние фрагменты, осторожно наносились повреждения, пятна, патина. Ювелиров, которым никогда не сообщалось об истинном предназначении заказа, снабжали рисунками и фотографиями находок, опубликованных археологами и музеями. В конце своей речи фон Штерн высказался так — немыслимо, чтобы такая сенсационная находка, как тиара царя Сайтоферна, прошла незамеченной мимо внимания русских археологов, или была ими недооценена, как утверждал Гохман. Что же касается самой короны, то, по мнению Штерна, буквы на ней явно срисованы с декрета в честь Протогена. Возможно, что к изготовлению фальшивой короны был причастен одесский ювелир Рухимовский, имевший какие-то дела с братьями Гохман.

    "В том же месяце в 1896 году в журнале Revue Cosmopolis с разоблачительной статьей выступил один из крупнейших археологов того времени, мюнхенский профессор Адольф Фурвенглер. После проведенной им экспертизы он сообщал свои выводы. Во-первых, на золоте отсутствовала типичная для античных древностей красная патина

    В-третьих, богиня победы венчает Сайтоферна лаврами, но, помилуйте, за какие заслуги? За то, что «рэкетировал» ольвиополитов? И, наконец, так ли уж правдоподобна версия о подношении скифскому царю жителями Ольвии самой тиары? Из декрета в честь Протогена известно, что ольвийцы действительно поднесли в дар Сайтоферну 900 слитков золота. Но алчному скифу этого оказалось мало, и он потребовал еще. В ответ на это жители Ольвии стали укреплять крепостные стены, а не дарить тиару своему недругу. Между ними не могло быть таких отношений, когда одни дарят подарки другому.

    Однако Париж, упоенный «удачным» приобретением, не желал слушать эти доводы. Целых семь лет Лувр выдвигал свои контрдоводы, не желая скандала. Все это время тиара лежала себе под стеклом, привлекая толпы туристов.

    +1

    4

    Совершенно неожиданно в начале 1903 года в одной из парижских газет появилось сообщение монмартрского скульптора и художника Эллина (Маянса). Привлеченный к уголовной ответственности за подделку картин, он заявил, что намерен отомстить так называемым экспертам и разоблачить проделки фальсификаторов. Он указал, где в больших количествах производится подделка не только картин, но и древностей, а также рассказал о курьёзнейших подробностях пополнения коллекций невежественных собирателей. В довершение всего Эллина рассказал о тех обманах, которым подвергались разные музеи. Даже в Лувре, по его словам, имеются поддельные картины. И как гром среди ясного неба прозвучало его сообщение о том, что приобретенная Лувром тиара скифского царя якобы является его творением. Он вылепил ее по заказу какого-то торговца, скончавшегося еще до появления скандальной статьи по полученным от него рисункам, а потом вместе с ювелиром изготовил ее из золотой полосы. Разоблачить подделку, мол, нетрудно — тиара спаяна по современному, неизвестному древним мастерам способу.

    Разразился грандиозный скандал. Газета «Новое время» в марте 1903 года писала, что парижская полиция производит многочисленные обыски на Монмартре с целью обнаружения фабрик «древностей» и «редкостей», на которые указал Эллина.

    ***

    События развивались с необычайной быстротой. 13 марта 1903 года газета «Одесские новости» перепечатала из французской газеты «Matin» показания парижского ювелира Лившица. Лившиц, уроженец России, ранее проживавший в Одессе, утверждал, что тиара Сайтоферна — дело рук хорошо знакомого ему одесского ювелира Израиля Рухимовского. «Я жил в Одессе с 1895 и до мая 1896 года. Я часто навещал моего друга и видел много раз, как он работал в своей мастерской над этой пресловутой тиарой…» — рассказывал он. Там же Лившиц видел книгу с гравюрами, которыми пользовался Рухимовский при изготовлении тиары, заказанной якобы каким-то господином, проживавшим где-то вблизи Одессы, за две тысячи рублей. Рухимовский, по словам Лившица, работал над тиарой на протяжении 8 месяцев. То есть Лившиц фактически подтвердил догадку фон Штерна. У Рухимовского на тот момент было шестеро детей, и он очень сильно нуждался, несмотря на свой талант. Не раз он просил Лившица устроить его в Париже, но тот опасался трогать с места такую многочисленную семью.

    Вслед за сообщением Лившица парижские газеты напечатали письмо бывшей одесситки госпожи Нагеборг-Малкиной, подтвердившей, что тиара была изготовлена именно Рухимовским, но последний даже не подозревал, что его работа будет выдана за изделие древнегреческого мастера.

    Когда скандал вокруг тиары достиг апогея, она была изъята из экспозиции Лувра, а судье Бунару было поручено провести расследование с учетом показаний Лившица и Малкиной, если, конечно, Рухимовский — не мифическое лицо.

    Впереди всех, в конечном итоге, оказались не следователи, а газетчики. Разыскать в Одессе Израиля Рухимовского особого труда не составляло — его там хорошо знали. Корреспонденты газеты «Одесские новости» навестили квартиру ювелира, в один час ставшего знаменитым.

    В скромную квартиру Рухимовского на Успенской улице, куда вела грязная металлическая лестница, началось настоящее паломничество газетчиков, разных высокопоставленных лиц и просто любопытствующих.

    Стены маленькой комнаты были увешаны множеством скульптурных слепков, рисунков и фотографий. Хозяином мастерской оказался человек небольшого роста с редкой растительностью на лице, в темных очках. Он разговаривал с сильным литовским акцентом. Репортерам «Одесских новостей» он протянул пачку телеграмм с приглашением от парижских газет приехать во Францию. Рухимовский не отрицал свое участие в изготовлении тиары, но не мог подтвердить, что это то самое изделие, которое ему заказывали. Его, видимо, смущало заявление Элинна, что тиара — это дело его рук. При этом Рухимовский заявил, что если ему вышлют 1200 франков на дорогу, он приедет в Париж, чтобы предоставить свидетельства своего авторства.

    «Вероятно, у Лувра найдется 1200 франков, — замечала газета «Figaro», — чтобы установить происхождение предмета, за который заплачено несколько сот тысяч».

    В то же самое время в парижских газетах появилось заявление Элинна, в котором он признавался, что свое заявление об авторстве он сделал ради шутки, чтобы позлить так называемых «экспертов», и к тиаре Сайтоферна никакого отношения не имеет. Французское консульство в Одессе финансировало поездку Рухимовского в Париж, и 5 апреля 1903 года он выехал туда. В качестве образца он привез собой модели, рисунки и формы тиары. Более того, в доказательство своего авторства он готов был по памяти воссоздать любой фрагмент короны, хотя уже прошло семь лет.

    Французским министерством была создана специальная комиссия под председательством Шарля Клермон-Ганнэ, члена Академии наук и профессора Коллеж де Франс. В комиссию были также приглашены видные археологи, ювелиры, граверы и другие специалисты.

    0

    5

    А в это время Париж бурлил, взбудораженный такой сенсацией. В газетах печатались портреты Рухимовского и изображения тиары. Комиссия Лувра наконец приступила к расследованию. Израиль Рухимовский жаловался журналистам на предвзятое к нему отношение со стороны администрации Лувра. Она относилась к нему враждебно и подвергала пристрастным многочасовым допросам. Еще бы! Признать, что музейные работники так обмишурились, им было стыдно…

    Первая же беседа ювелира с учеными показала, что он ничего не понимает в античной истории и культуре. «Еще не видя самой тиары, я этим господам описал ее подробнейшим образом, указал все изъяны, специально мной сделанные, предоставил фотографические снимки, которые заказал в Одессе, после того, как ее изготовил, предоставил даже гипсовые модели горельефов тиары, указав при этом, в каких именно книгах они помещены. Я, наконец, по их требованию выписал из Одессы свои инструменты, и у них на глазах этими инструментами точнейшим образом воспроизвел один из рисунков на тиаре. И всего этого этим господам мало! Неужели я должен сделать новую тиару, чтобы они поверили? Я сомневаюсь, что эти господа и тогда убедятся по той простой причине, что они просто не хотят быть убежденными», — рассказывал Рухимовский.

    И все-таки, после того, как Рухимовский в закрытом помещении и полной изоляции смог воспроизвести фрагмент тиары, комиссия пришла к выводу, что экспертизу можно считать оконченной. Также он выдал комиссии рецепт сплава, из которого была сделана тиара, имитирующий старину. Он назвал в пропорциях все добавки, которые необходимы для сплава с золотом, чтобы придать ему неповторимый «античный» цвет. В Париже не нашлось ни одного ювелира, который мог бы знать такой секрет, а тем более — повторить его.

    В результате этого комиссия представила министру доклад, что тиара поддельная. «Дар» ольвийских греков скифскому царю Сайтоферну оказался изделием одесского ювелира Израиля Рухимовского!

    Рухимовский туманно разъяснил, как он получил заказ на тиару. Это был неизвестный ему некий господин из Керчи, заказавший ему головной убор скифа якобы в качестве подарка в день юбилея какому-то ученому-археологу. Этот же неизвестный господин снабдил ювелира необходимыми ему книгами. Из этих изданий и почерпнул Рухимовский сюжеты для создания своего шедевра, над которым трудился более семи месяцев и за который ему было уплачено 1800 рублей. Золото для работы ему было вручено тем же таинственным заказчиком. При этом ювелир темнил, что получил от него единственный заказ. Как показало следствие, были и другие, правда, менее масштабные фальшивки работы Рухимовского.

    "Тут вспомнили, что в 1897 году Рухимовский в письме в газету «Debats» открещивался от приписываемой ему директором Одесского археологического музея фон Штерном авторства тиары. На что Лившиц возразил, что от него нельзя было ждать иного поступка. Как раз в то время против Гохмана и одесского ювелира дю Морье было возбуждено дело за продажу кишиневскому собирателю Сурчану подделки в виде «античной» короны. Рухимовский, человек бедный, обремененный семью детьми, боясь ответственности, якобы отрекся от своего творения. Значит, Рухимовский был не так и чист перед законом

    ***

    "И еще, в 1939 году дирекция Лувра снова приобрела «древнее» изделие, на этот раз это был серебряный рог для питья в виде кабаньей головы с рельефными фигурами скифов. Новое приобретение тоже оказалось подделкой, причем аналогичный ритон был еще в 1908 году куплен Московским Историческим музеем. Обе работы вышли из одной и той же мастерской, которой руководили братья Гохманы

    Большой интерес вызвали также показания хранителя греко-латинских древностей в Британском музее сэра Муррея. Он знал Гохмана из Очакова и отказался купить «тиару Сайтоферна», которую мошенник намеревался привезти в Лондон.

    Что же касается самого мошенника Шепселя Гохмана, то он готов был назвать главных действующих лиц в истории с тиарой, а также пролить свет на происхождение других «древностей», но при условии гарантии, что его не привлекут к уголовной ответственности. В противном случае он намеревался ждать, пока истечет десятилетний срок давности за данное преступление. Шиманский и Фогель — которые и продали фальшивую тиару Лувру, пока предпочитали оставаться в тени. Хроники не упоминают, чтобы трое жуликов — Гохман, Шиманский и Фогель — понесли хоть какое-то наказание. Неведомым остался и заказчик Рухимовского, некий «господин из Керчи», хотя сделать очную ставку между Гохманом и ювелиром не составило бы труда. Таким образом, это преступление в мире искусства так и не было раскрыто.

    0

    6

    Спасибо,Геннадий! прочитал с огромным удовольствием.Тем более для меня города: Николаев, Очаков - родные :cool:

    0

    7

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Из этих изданий и почерпнул Рухимовский сюжеты для создания своего шедевра, над которым трудился более семи месяцев и за который ему было уплачено 1800 рублей.

    Если учитывать стоимость проданных "артефактов", то плата за изготовление фальшивок не покажется уж столь высокой. Всё-таки, уровень подделок был изумительный.  :flag:

    0

    8

    Геннадий Бордуков написал(а):

    О том, что корона царя Сайтоферна является подделкой, уже через месяц заявил петербургский профессор Веселовский. Лично посетив Лувр, он убедился, что это — новодел. Он отметил едва заметные несоответствия исполнения рисунка манерам древних мастеров.

    :rolleyes:  :flag:  :rolleyes:

    Профессионала в теме сложно обмануть...

    0

    9

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Первой жертвой их обмана стал коллекционер из города Николаева некий господин Фришен. Как-то к нему пришли крестьяне (на самом деле люди, подосланные Гохманами) и предложили ему купить золотые изделия — кинжал и корону, якобы найденные ими во время полевых работ. На короне красовалась надпись: «Ахиллу Понтарху». За подделку из золота (стоимость драгметалла составляла всего 900 рублей) любитель старины выложил 10 тысяч!

    Трюк с "крестьянами"-просто супер!  :crazy:

    0

    10

    Нашёл в интернете:
    Реинкарнация древностей.
    По оценкам экспертов, около 20% (а то и все 50%) вращающихся на рынке старинных монет — это подделки. Причем, по словам коллекционеров, мастерство подпольных чеканщиков растет буквально на глазах. «Подделки десятилетней давности специалисты сразу распознаются, — рассказывает Тимур Кашкаров. — Сейчас же фальшивомонетчики используют высококлассное и дорогостоящее оборудование, поэтому и подделки с каждым годом все более приближаются к оригиналам». Подпольные монетные дворы по методам работы ныне больше походят на научные лаборатории. Известна такая технология: монету на молекулярном уровне покрывают слоем не проводящего ток раствора и помещают в гальваническую камеру, где она несколько месяцев обрастает металлическим коконом. В результате выращивается матрица для чеканки монет, а чтобы под прессом она не рассыпалась, штемпель закаляют тем же способом, что и распредвалы автомобилей. Затем можно запускать пресс и давить абсолютно идентичные оригиналу копии. Такую подделку даже эксперту трудно выявить.

    Так, одно время на рынке появилось несколько десятков популярных серебряных монет, выпущенных в 1914 году к 200−летию победы в Гангутском сражении. Неладное заподозрили, только когда обнаружили, что на всех монетах исправлен мелкий дефект, который должен быть на оригинале. До того как это всплыло, монеты считались подлинными.

    В основном копируют золотые монеты — с этим пластичным металлом легче работать, но это не значит, что нет поддельных серебряных и медных монет. На редкие и сверхдорогие монеты фальсификаторы обычно не замахиваются: чтобы сделать копию, нужен оригинал, а выложить пару сотен тысяч долларов не каждый сможет, к тому же такие экземпляры при покупке тщательно проверяют. У криминальных чеканщиков наиболее популярны монеты среднего ценового сегмента — на них всегда есть спрос, и сбыть их проще. «Большинство фальшивок гуляет в провинции, поскольку там меньше хороших экспертов, а уже оттуда они попадают в Москву», — говорит Игорь Лаврук. Приобретать монеты с рук — дело рискованное. С вероятностью до 90% на нумизматических «барахолках», которые есть, наверное, в каждом крупном городе, вам попытаются всучить фальшивку. Антикварные магазины тоже не панацея. С товарной накладной или чеком, выданным при продаже, будет трудно вернуть фальшивую монету. Вам всегда могут заявить, что вы принесли вовсе не ту, что купили, и доказать обратное будет фактически невозможно. Быть относительно уверенным в подлинности приобретения можно, пожалуй, только участвуя в аукционах. Устроители торгов взимают сбор от 5 до 20% от стоимости монеты, зато дают гарантию на продаваемые предметы. Обычно аукционный дом обязуется вернуть деньги, если в течение пяти лет обнаружится, что вы купили подделку. Аукционы для новичков вообще вещь полезная. Чтобы определить, какие образцы действительно интересны, они могут просто следить за ходом аукциона и покупать те монеты, вокруг которых разворачивается активный торг. Такая тактика используется многими начинающими коллекционерами.

    Но вообще нумизматический рынок не для дилетантов. Например, существует 14 разновидностей «петровского» рубля 1704 года, и цена на эти рубли различаются в десятки раз. Найти отличия, обусловливающие стоимость, неспециалисту невозможно — это может быть просто точка или буква, расположенная не там, где она находится у дорогостоящего рубля. Таких нюансов надо знать тысячи. Если вы не готовы потратить годы на штудирование гор специализированной литературы, единственный выход — консультации эксперта. Практика привлечения профессионалов для покупки монет становится все более распространенной. Как правило, консультанты оценивают свои услуги в 5–20% от стоимости монеты. Хотя инвесторов, которых монеты интересуют сугубо с точки зрения возможной доходности, на нумизматическом рынке пока единицы. Надолго задерживаются здесь лишь те, для которых монеты — это дело всей жизни.

    0

    11

    Подделки как эталон спроса
    Во времена культа античности в Италии с легкой руки Джорджио Вазари появился любопытный анекдот о «Спящем Амуре» Микеланджело. Одному из покровителей молодого Буонарроти пришла в голову мысль о том, что скульптуру можно было бы выдать за античное произведение, если обработать ее поверхность соответствующим образом.
    Джоржио Вазари, рассказывая о скульптуре Микеланджело, выданной за античный подлинник, не сообщает, занимался ли «состариванием» вещи сам великий мастер или это сделал кто-то из его добровольных помощников-предпринимателей. Известно лишь, что Бальтасар дель Миланезе продал «Спящего Амура» кардиналу Рафаэлю Риарио из Сан-Джорджо в Риме как «античный шедевр» за 200 дукатов. Время и обстоятельства расставили все по своим местам. Ценители искусства, знакомые с творчеством Микеланджело, открыли кардиналу тайну происхождения мраморного младенца, и возмущенный владелец вернул «подделку» торговцу, даже не задумываясь о подлинной ценности изделия великого мастера. Тот же Дж. Вазари поведал об «античных» произведениях флорентийца Пьетро Марии Сербальди делла Пешиа по прозвищу Тальякарне и его друге Маркантонио Микиеле, занимавшемся сбытом фальшивок.
    В двусмысленные ситуации с подделками попадали и другие известные скульпторы, считавшие себя специалистами по классическому искусству античности. Подобную наивность проявил скульптор Торвальдсен. Его собственные произведения в традициях императорского Рима украшают многие музеи мира, но репутация датского художника как знатока и эксперта давно стала примером ограниченности. Торвальдсен, как и другой признанный скульптор, Канова, исходил из того, что все созданное в Древнем Риме на основе греческих подлинников - это высшие образцы искусства. Будучи блестящими интерпретаторами античных мифов, Торвальдсен и Канова просто не допускали мысли, что их современники, посредственные художники, могут выполнить подделки под античность, которые опытный взгляд не отличит от подлинных антиков. А между тем неаполитанский скульптор Винченцо Монти так убедительно делал «античные» рельефы, что Торвальдсен уверенно свидетельствовал их подлинность перед графом Ингейхаймом, затем перед собирателем Додвеллом, графом Шенбергом, коллекционером античной скульптуры Диснеем. Холодность, академичность, завершенность ценились в то время превыше всего. Работы Монти точно выражали представления современников об античности, и лишь историки-археологи, не зависящие от вкусов той эпохи и способные соотнести сюжет с его воплощением, смогли разрушить легенду вокруг модного имени.

    В 1826 году в итальянской провинции Перудже был найден рельеф с множеством фигур, который торговец антиквариатом показал Торвальдсену и Канове. Объект был признан подлинным и поступил в частную коллекцию в Англии, а затем в Музей Фицуильяма в Кембридже. Торговец и эксперты считали, что на рельефе показан эпизод Троянской войны, ни разу до того не встреченный в памятниках античного изобразительного искусства: композиция из пяти человек, возглавляемая воином, который гневно указывал на закутанную фигуру удаляющегося человека. Было высказано предположение, что художник изобразил жреца Аполлона Хриса, который пытался разжалобить воинственного греческого вождя Агамемнона, но был изгнан. Рядом с вождем - греческие герои Троянской войны: Аякс со сложенными на груди руками, Одиссей с луком и щитом, обнаженный Патрокл и изображенный со спины Ахилл. Подробное описание фигур и деталей, выявило, однако, ряд несоответствий. На Агамемноне пластинчатый панцирь и плащ через плечо, соответствующий одеянию римских полководцев. Греческие воины изображены в шлемах с пышными султанами и ремнями на подбородках, которые появились позже. К римскому вооружению относились и овальные щиты с характерным рисунком. Автор по неизвестной прихоти изваял Агамемнона без бороды, что совершенно не вязалось с каноном. Кроме того, вместе с луком обязательно изображался и колчан со стрелами, а щиту непременно сопутствовали меч и копье. На якобы античном рельефе нет ни колчана, ни меча, ни копья. Ряд чисто художественных приемов также свидетельствовал о более позднем времени создания работы. Плоские фигуры, рамка вокруг сцены - все делало рельеф похожим на картину. Ровная, невыразительная обработка поверхности фигур больше всего напоминала приемы мастеров, обучавшихся на античных образцах.
    Скульптор Монти, хорошо изучивший общественные вкусы, заимствовал из позднеаттических произведений детали, предлагая обществу то, что оно желало видеть. К подделкам мастерской Монти многие специалисты относят и рельеф из Эрмитажа - «Три парки», выполненный тонко, пластично, даже благородно. Исследование деталей фигур - прядущей нить жизни Клото, держащей небесную сферу Лахесис и Атропос без обычных атрибутов - говорит о том, что автор представил типичную сцену на античный сюжет. Складки ткани местами расположены по античной схеме, но им приданы изящество, плавность, даже элегантность, что всегда привлекало мастеров классицизма, но мало соответствовало традициям античности. Автор допустил и существенную ошибку: ленты, нити, шнуры на своих рельефах античные мастера рисовали краской, а Монти сделал пряжу Клото из камня.
    Ремесло фальсификаторов скульптуры расцвело пышным цветом в конце ХIX века. В 1873 году Британский музей приобрел большой терракотовый этрусский саркофаг, который признало подлинным большинство специалистов по истории культуры Древнего мира. Подделка обнаружилась только в 1936 году. Сравнение с другими предметами этрусского погребального культа, хранящимися в крупнейших музеях мира, выявило полное несовпадение деталей. Авторами блестящей подделки были итальянские мастера, братья Пьетро и Энрико Пенелли, заполнившие итальянский рынок глиняными «раритетами».
    Саркофаг был куплен Британским музеем в то время, когда Энрико Пенелли служил реставратором в Лувре. Будучи в хороших отношениях с археологом Соломоном Рейнаком, реставратор рассказал ему о технологии изготовления изделий из терракоты и поведал о саркофаге с мужскими и женскими фигурами, якобы найденном в земле Черветери среди загадочных этрусских памятников. Всех поражали рельефы со сценами погребения на стенах саркофага, напоминающие архаическое искусство этрусков. Этот саркофаг - одна из многих «этрусских» подделок. Крайне недостаточно изученная история загадочного народа и малое количество сохранившихся подлинников позволяли наводнять рынок антиквариата все новыми фальшивками.

    В 1920-е годы Музей Метрополитен в Нью-Йорке приобрел статуэтки этрусских воинов, возраст которых определялся специалистами в 2300 лет. Но и они спустя 30 лет были признаны подделками, после того как итальянец Альфред Фиорованти признался, что вместе с братьями Рикарди держал целую мастерскую по изготовлению «этрусских древностей». Для создания фигурок воинов использовались рисунки на античной вазе и фотографии... этрусского саркофага из Британского музея. Желая на старости лет покаяться, Фиорованти предъявил сотрудникам Музея Метрополитен палец из обожженной глины, которого как раз не хватало на руке одного воина.
    Мастерская Альчео Доссены находилась на окраине Рима и вызывала праздное любопытство соседей, заметивших, что никто из посетителей никогда не заходил в помещение за металлической дверью. Куски мрамора, глиняные отвалы, глиняные и алебастровые формы, множество зарисовок рук, ног, складок одежд, бесчисленные маски делали это место похожим и на театральное производство, и на фарфоровый завод, и на стеклянную мастерскую.
    В центре бетонного пола находилась яма, заполненная темной жидкостью. Время от времени из этой ямы вытаскивали находившиеся там сутками статуи богов и богинь, атлетов и вакханок, которые мастер после тщательного изучения разбивал молотком или откалывал им руки, ноги, бедра и торсы.
    Чаще всего Доссена встречался с римскими антикварами Фазоли и Палези, которых не только пропускал в мастерскую-лабораторию, но и показывал вещи, находившиеся в разных стадиях обработки. Они-то и были главными заказчиками мастера, который до встречи с ними работал простым каменотесом в городе Кремоне. Вместо надгробий, которые по чужим рисункам изготавливал молодой подмастерье, ему предложили делать копии старинных статуй за гораздо более значительную плату, чем он зарабатывал прежде. Доссену привлекало древнее искусство, он пытался копировать рельефы эпохи Возрождения. Именно его интерес к древностям и заставил Фазоли обратить внимание на Доссену.
    Первая статуэтка, приобретенная им у самодеятельного скульптора за 200 лир, принесла прибыль в десятки раз большую, поэтому антиквар стал заказывать только копии с античных скульптур. Именно тогда торговцам пришла в голову идея оснастить мастерскую химическими препаратами и приспособлениями, позволяющими менять структуру мраморных поверхностей, придавать камню разные оттенки, что особенно убедительно смотрелось на механических сколах и сломах, производившихся здесь же, в мастерской. Доссена пытался продавать свои произведения, но безуспешно. Пришлось стать фальсификатором. Мастерское владение техникой резьбы по камню и развитая фантазия позволяли скульптору обращаться к разным стилям и создавать совершенно не похожие друг на друга вещи. Умение старить камень, изменять его структуру ввело в заблуждение многих покупателей, принеся перекупщикам-антикварам приличные доходы. Доссена подделывал этрусские памятники, статуи готических мадонн в стиле Джованни Пизано и саркофаги под Мино да Фьезоле.
    Антиквары развернули бурную деятельность по изготовлению фальшивых сертификатов для оказавшихся в их руках изделий. Они предлагали подделки частным собраниям и музеям, коллекционерам и аукционным домам США. Так, в Музее Метрополитен появилась прекрасная и загадочная статуя Коры «VI века до н. э.». Музей города Сент Лу приобрел у торговцев «этрусскую Диану», а специалисты из музея Кливленда получили после долгого торга «архаическую» Афину. Абсолютно бессмысленна была работа специалиста по античному искусству Ф. Студницка, который после приобретения музеем Вены фронтонной группы, сильно поврежденной, воссоздал «древнюю композицию», отбитые осколки и части которой все еще загромождали угол мастерской Доссены.
    Подделывая произведения Верроккьо, Мино да Фьезоле, Росселино, фальсификатор пошел на одну из самых фантастических авантюр, создав скульптуру по картине Симоне Мартини. Доссена преобразил плоскостные живописные образы мадонны и ангела в деревянные статуи, которые антиквары с прибылью продали на черном рынке как похищенные из старинного частного собрания.
    Пожалуй, самой выгодной для антикваров была подделка саркофага Екатерины Сабелло «работы флорентийского мастера ХV века Мино да Фьезоле». Американские покупатели выложили за него 100 000 долларов и сделали антикварам заказ на некоторые скульптуры раннего Возрождения.
    Из своих немалых доходов торговцы выделяли исполнителю весьма скромные суммы. Когда в 1927 году у него умерла жена, Доссена не имел даже средств на похороны. Он бросился к своим заказчикам с просьбой о помощи, но те отказали. Тогда он, никогда не выдававший свои работы за подлинники и не составлявший фальшивых документов, решил отомстить. Он объявил журналистам о своей настоящей профессии, и газеты Италии и всей Европы подхватили сенсацию. Доссену объявили «гением фальшивок». Достоянием общественности сделались его рассказы о том, как он создавал «старинные шедевры». Многие коллекционеры и музейные эксперты стали объектами насмешек и издевательств. Ганс Кюрлих снял в мастерской Доссены фильм, в котором день за днем итальянский скульптор создавал свою последнюю архаическую статую.
    В 1929 году галерея Корони в Неаполе организовала выставку Доссены, которая затем демонстрировалась в Берлине, Мюнхене, Кельне. Именно выставка работ одного автора убеждала, что настоящий мастер-ремесленник способен почувствовать и передать прекрасную простоту афинской классики, таинственность этрусской терракоты, религиозный экстаз церковной скульптуры раннего Возрождения, наконец, жесткость и накал пластики ХХ столетия. Он виртуозно подделывал черты эпохи, технику, индивидуальный стиль художника, но, к сожалению, все сотворенное было вторично.
    Альчео Доссена скончался в 1936 году на шестидесятом году жизни, когда о нем уже все забыли, ведь сенсации живут недолго, а собственного имени скульптор-фальсификатор так и не создал.

    Антик. Инфо №39 (апрель 2006)

    0

    12

    Из истории подделок
    В 1506 году Альбрехт Дюрер судился с неким Марко Антонио Раймонди, подделавшим 990 его гравюр...

    Папа Римский Климент VIII, желая сделать в начале 1520-х годов приятное всесильному маркграфу мантуанскому Федерико Гонзага, посулил ему в подарок картину Рафаэля. Но расставаться с шедевром было святейшему отцу нестерпимо жалко. Тогда он заказал художнику Андреа дель Сарто копию полотна. Разумеется, выдав ее за подлинник...

    Молодой Микеланджело, будучи еще никому не известным скульптором, создал статуэтку Купидона, совершенно не отличимую от древнегреческих мраморов. Вещь была представлена настоящим антиком и продана римскому кардиналу Рафаэлю Риарио за баснословные по тому времени деньги - 200 дукатов...

    В начале XX века семейство итальянских ремесленников Риккарди из Орвьето зарабатывало на жизнь подделками этрусских ваз для римских антикварных лавок. Войдя во вкус, Риккарди - два брата и пятеро их сыновей - решили действовать более масштабно и в 1908 году продали Британскому музею этрусскую бронзовую колесницу. Начиная с 1913 года, они продали нью-йоркскому музею Метрополитен сначала глиняную статую этрусского воина, потом две такие же статуи побольше - всего на 70 тысяч долларов. В этой работе мошенникам помогал скульптор Альфредо Фиораванти. Сорок лет три воина украшали музей, пока не были найдены подлинные этрусские статуи, не похожие на изделия Риккарди. Однако американцы не желали признавать свой промах, пока сам Фиораванти в 1960 году не рассказал все журналистам. В доказательство своих слов он предъявил "сувенир" -  палец, недостающий на руке одного из воинов.

    Совершенно особый подлог был совершен в конце 70-х годов XX века, когда великий скандалист Сальвадор Дали заболел болезнью Паркинсона и не мог уже держать кисть, но картины и рисунки с его подписью продолжали появляться с завидной частотой. Их автором был молодой - испанский художник Мануэль Пухоль Баладас, которого привлекла к этой работе Гала, верная спутница Дали. За три года Пухоль создал около 400 акварелей, рисунков, литографий, две сотни полотен маслом. Только после смерти Дали, он признал свое участие в творчестве маэстро. По слухам, другие новомодные художники тоже активно пользуются услугами молодых талантливых художников. Но ни Фемида, ни общественное мнение пока не решили, стоит ли в этой ситуации говорить о подделке.

    Наиболее курьезной подделкой можно считать картину «Подсолнухи» Винсента Ван Гога. Картина знаменитого голландца «Подсолнухи», проданная почти за $40 млн на аукционе Кристис, оказалась подделкой по результатам экспертизы итальянских искусствоведов. В своих выводах эксперты опирались на переписку Ван Гога с Гогеном и другими знакомыми. Дело в том, что в период с 1888 по 1989 г. Ван Гог создал несколько вариантов этой картины (по последним данным - 10). После скрупулезного изучения писем ученые пришли к заключению, что среди вангоговских полотен этого варианта «Подсолнухов» нет.
    Гоген несколько раз писал Ван Гогу, что ему очень нравятся его «Подсолнухи» и что он хотел бы созерцать их у себя в мастерской. Через какое-то время он уговорил мастера дать ему на время одну из картин якобы для наслаждения цветовой гаммой произведения. Вскоре картина была возвращена автору. Через год после смерти Ван Гога «всплыла» еще одна версия его «Подсолнухов», до этого никому не известная. В тот момент картина находилась у Клода-Эмиля Шаффенекера, друга Гогена. Если учесть, что Шаффенекер, как оказалось позднее, продавал подделки картин великого художника, то вырисовывается интересная ситуация. Эксперты предположили, что исследованный ими вариант «Подсолнухов» сделал с оригинала Гоген.
    Cтоит отметить, что на самом деле владельцы «Подсолнухов», чьей бы кисти не принадлежала картина, практически ничего не потеряли, поскольку произведения Поля Гогена стоят не намного меньше...

    Студия ART-SPb

    0

    13

    warrior написал(а):

    Торговец и эксперты считали, что на рельефе показан эпизод Троянской войны, ни разу до того не встреченный в памятниках античного изобразительного искусства

    Сколько же подобных подделок находится в музеях и частных коллекциях при полном неведении их обладателей.  :crazyfun:

    warrior написал(а):

    Пожалуй, самой выгодной для антикваров была подделка саркофага Екатерины Сабелло «работы флорентийского мастера ХV века Мино да Фьезоле». Американские покупатели выложили за него 100 000 долларов и сделали антикварам заказ на некоторые скульптуры раннего Возрождения

    Вот это отжиг! 100 тысяч-хорошие деньги по тем временам.

    warrior написал(а):

    Молодой Микеланджело, будучи еще никому не известным скульптором, создал статуэтку Купидона, совершенно не отличимую от древнегреческих мраморов.

    "...и ты, Брут?"  :confused:

    0

    14

    warrior написал(а):

    За три года Пухоль создал около 400 акварелей, рисунков, литографий, две сотни полотен маслом. Только после смерти Дали, он признал свое участие в творчестве маэстро.

    Странная ситуация. Получается, всё делалось с разрешения Дали?

    0

    15

    Димыч написал(а):

    Странная ситуация. Получается, всё делалось с разрешения Дали?

    В конце жизни маэстро наверняка были махинации за его спиной. Однако Дали и сам инспирировал фальсификации, будучи ещё вполне в своём уме, и делал это не только осознанно, но и с удовольствием, усматривая в подделках подтверждение своей успешности. "Если бы я не был гением, меня никто не стал бы подделывать", "Люди так ничтожны, что получают по заслугам, когда им всучивают подделки", и т.п. (цитирую приблизительно, по памяти). Однажды Дали подписал несколько тысяч чистых листов бумаги и продал их. Затратив на каждый автограф несколько секунд, за пару часов он заработал несколько десятков тысяч долларов, и похвалялся этим. Ясно, что теперь существует множество поддельной графики Дали, которую чрезвычайно трудно распознать (бумага правильная, подпись подлинная). Что и говорить, экстравагантной личностью был старик Сальвадор, но всё равно импонирующей

    0

    16

    warrior написал(а):

    Когда в 1927 году у него умерла жена, Доссена не имел даже средств на похороны. Он бросился к своим заказчикам с просьбой о помощи, но те отказали. Тогда он, никогда не выдававший свои работы за подлинники и не составлявший фальшивых документов, решил отомстить. Он объявил журналистам о своей настоящей профессии

    "Жадность фраера сгубила"-не экономили бы барыги на оплате услуг такого гения фальсификации, глядишь-до сих пор многие бы фальшивки в лучших коллекциях считались бы подлинниками.  :D

    0

    17

    Самые громкие исторические мистификации и подделки.
    Автор-Евгений Львович Ланн (1896 — 1958), автор фундаментального исследования "Литературная мистификация". Текст с сокращениями приводится по оригинальному изданию 1930 года из библиотеки Элитариума.
    История мировой литературы, зная о фальсификации многих ее памятников, старается о ней забыть.

    Эразм с горечью жаловался еще в XVI веке, что нет ни одного текста "отцов церкви" (т.е. первых четырех веков христианства), который можно было бы безоговорочно признать подлинным. Судьба памятников литературных, быть может, столь же незавидна. В самом конце XVII века ученый иезуит Ардуин доказывал, что античному миру принадлежат только Гомер, Геродот, Цицерон, Плиний, "Сатиры" Горация и "Георгика" Вергилия. Что же касается остальных произведений древности... все они созданы в XIII веке нашей эры. Едва ли найдется хотя бы один исследователь, который станет утверждать, что дошедшие до нас классики Греции и Рима не изуродованы переписчиками.

    Достаточно поставить этот вопрос об аутентичности рукописей классиков, чтобы признать полную невозможность установить, где кончается в прошлом "подлинный" классик и начинается фальсифицированный. В сущности, неизвестны подлинный Софокл и Тит Ливии... Самая тонкая и строгая критика текстов бессильна обнаружить позднейшие искажения классиков. Следы, которые привели бы к подлинным текстам, обрываются.

    Стоит еще добавить, что историки крайне неохотно расстаются даже с сочинениями, апокрифичность которых доказана ими самими. Они числят их по разряду так называемой псевдоэпиграфической литературы (псевдо-Климент, псевдо-Юстус и т.п.) и не брезгуют ими пользоваться. Эта позиция абсолютно понятна и является лишь логическим развитием общего отношения к "античным" памятникам: их так мало, что даже сомнительные из них жалко исключать из оборота.

    Подделки античных авторов

    Не успел в 1465 году заработать в Италии первый типографский станок, как уже через несколько лет история литературы зарегистрировала подделку латинских авторов.

    В 1498 году Анниус де Витербе опубликовал в Риме сборник произведений Семпрониуса, Катона и многих других, которые он якобы нашел в Мантуе, а на самом деле сам же и сочинил.

    В 1519 году французский ученый де Булонь подделал две книги В. Флакка, а один из замечательных ученых-гуманистов Сигониус опубликовал в 1583 году неизвестные до него отрывки из Цицерона. Эта симуляция была сделана с таким мастерством, что обнаружилась только через два века, да и то случайно: было найдено письмо Сигониуса, в котором он сознавался в фальсификации.
    В том же веке один из первых немецких гуманистов, познакомивших Германию с римскими классиками, Пролюциус написал седьмую книгу "Календарной мифологии" Овидия. Мистификация эта была отчасти вызвана ученым спором о том, на сколько книг делилось это сочинение Овидия; несмотря на указания от имени автора, что книг у него шесть, некоторые ученые Ренессанса, основываясь на композиционных особенностях, настаивали на том, что книг должно быть двенадцать.

    Голландец Мерула, автор "Всемирной истории", цитировал неоднократно длинные абзацы из рукописи Пизона и из грамматики времен Траяна, никогда не существовавших.

    Францисканец Гевара опубликовал "найденный" им во Флоренции философский роман, героем которого является Марк Аврелий. Исторический роман имел успех, однако анализ обнаружил мистификацию.
    В конце XVI века был мало освещен вопрос о распространении христианства в Испании. Для восполнения досадного пробела испанский монах Хигера после большой и сложной работы написал хронику от имени никогда не существовавшего римского историка Флавиуса Декстера.

    В XVIII веке голландский ученый Хиркенс издал под именем Люция Вара, якобы трагического поэта эпохи Августа, трагедию. Совершенно случайно удалось установить, что венецианец Коррарио издал ее в XVI веке от своего имени, никого не пытаясь ввести в заблуждение.

    Испанец Мархена в 1800 году развлекался сочинением на латинском языке рассуждений порнографического характера. Из них он сфабриковал целый рассказ и связал его с текстом XXII главы Петрониева "Сатирикона". Невозможно отличить, где кончается Петроний и начинается Мархена. Свой отрывок с Петрониевым текстом он и издал, указав в предисловии и воображаемое место находки.
    Это не единственная подделка сатир Петрония. За столетие до Мархена французский офицер Нодо издал "полный" "Сатирикон", якобы "по рукописи тысячелетней давности, купленной им при осаде Белграда у одного грека", но никто не видел ни этой, ни более древних рукописей Петрония.

    Также переиздавался Катулл, подделанный в XVIII веке венецианским поэтом Коррадино, который якобы нашел в Риме список Катулла.
    Немецкий студент XIX века Вагенфельд якобы перевел с греческого на немецкий историю Финикии, написанную финикийским историком Санхониатоном и переведенную на греческий язык Филоном из Библоса. Находка произвела огромное впечатление, один из профессоров дал предисловие к книге, после чего она была издана, а когда у Вагенфельда потребовали греческую рукопись, он отказался ее представить.
    В 1498 году в Риме было опубликовано Евсевием Зильбером от имени Бероза, "вавилонского жреца, жившего за 250 лет до Рождества Христова", но "писавшего по-гречески", сочинение на латинском языке "Пять книг древностей с комментариями Иоанна Анни". Книга выдержала несколько изданий, а потом оказалась подделкой доминиканского монаха Джиованни Нанни из Витерборо. Однако, несмотря на это, легенда о существовании Бероза не исчезла, и в 1825 году Рихтером в Лейпциге была выпущена книга "Дошедшие до нас халдейские истории Бероза", якобы скомпилированная из "упоминаний" о Берозе в работах других авторов. Удивительно, что, например, акад. Тураев нимало не сомневается в существовании Бероза и считает, что его сочинение "для нас в высокой степени ценно".
    В двадцатые годы нашего века немец Шейнис продал в Лейпцигскую библиотеку несколько фрагментов из классических текстов. Среди других был листок из сочинений Плавта, написанный пурпурными чернилами, хранители кабинета рукописей Берлинской академии наук, совершенно уверенные в достоверности своей покупки, расхваливали ее: "Прекрасный почерк носит все черты, характерные для очень давнего периода. Видно, что это фрагмент роскошной книги; употребление пурпурных чернил свидетельствует о том, что книга находилась в библиотеке богатого римлянина, может быть, в императорской библиотеке. Мы уверены, что наш фрагмент является частью книги, созданной в самом Риме". Однако через два года последовало скандальное разоблачение всех рукописей, представленных Шейнисом.

    0

    18

    Выдуманные авторы .
    Ученые эпохи Возрождения (и более позднего времени) не довольствовались "находками" рукописей уже известных до них писателей, они сообщали друг другу об "открытиях" ими и новых, неведомых до тех пор авторов, как сделал в XVI веке Мюрэа приславший Скалигеру собственные свои стихи под именем забытых латинских поэтов Аттия и Тробея. Даже историк Ж. Бальзак создал вымышленного латинского поэта. Он включил в издание латинских стихотворений, вышедшее в 1665 году, одно, восхвалявшее Нерона и якобы найденное им на полуистлевшем пергаменте и приписанное неизвестному современнику Нерона. Это стихотворение даже включалось в антологии латинских поэтов, пока не обнаружилась подделка.

    В 1729 году Монтескье опубликовал во французском переводе греческую поэму в духе Сафо, сообщив в предисловии, что эти семь песен написаны неизвестным поэтом, жившим после Сафо, и найдены им в библиотеке одного греческого епископа. Позже Монтескье признался в мистификации.

    В 1826 году итальянский поэт Леопарди подделал две греческие оды в стиле Анакреона, написанные якобы неведомыми до тех пор поэтами. Он же издал и вторую свою подделку — перевод латинского пересказа греческой хроники, посвященной истории отцов церкви и описанию горы Синая.

    Знаменитой подделкой античных классиков является мистификация Пьера Луиса, выдумавшего поэтессу Билитис. Он печатал ее песни в "Меркюр де Франс", а в 1894 г. выпустил их отдельным изданием. В предисловии Луис изложил обстоятельства "находки" им песен неизвестной греческой поэтессы VI века до н.э. и сообщил, что некий д-р Хейм даже разыскал ее могилу. Два немецких ученых — Эрнст и Вилламовиц-Мюллендорф — тотчас же посвятили новооткрытой поэтессе статьи, и имя ее было внесено в "Словарь писателей" Лолье и Жиделя. В следующем издании "Песен" Луис поместил ее портрет, для которого скульптор Лоране скопировал одну из терракот Лувра. Успех был огромен. Еще в 1908 году не всем было известно о мистификации, так как в этом году он получил от одного афинского профессора письмо с просьбой указать, где хранятся оригиналы песен Билитис.

    Обратим внимание, что почти все разоблаченные мистификации такого рода принадлежат новому времени. Это понятно, ибо поймать за руку гуманиста эпохи Возрождения, выдумавшего нового автора, практически невозможно. По всем данным следует поэтому ожидать, что хотя бы некоторые из "античных" авторов были выдуманы гуманистами.

    0

    19

    Подделки нового времени.
    Ближе к новому времени изобретались не только античные авторы. Одной из самых знаменитых фальсификаций такого рода являются поэмы Оссиана, сочиненные Макферсоном (1736—1796), и поэмы Роулея Чаттертона, хотя эти подделки и были довольно быстро разоблачены, но их художественные достоинства обеспечивают им заметное место в истории литературы.

    Известны подделки Лафонтена, писем Байрона, Шелли, Китса, романов В. Скотта, Ф. Купера и пьес Шекспира.

    Особую группу среди подделок нового времени составляют сочинения (в основном письма и мемуары), приписываемые какой-нибудь знаменитости. Их известно несколько десятков (только самых знаменитых).

    В XIX веке продолжались подделки "под старину", но уже, как правило, не связанные с античностью. Так, в конце XIX века сенсацию вызвала "найденная" иерусалимским торговцем Шапиро рукопись якобы I тысячелетия, повествующая о странствовании евреев по пустыне после исхода из Египта.

    В 1817 году филолог Вацлав Ганка (1791 —1861) в церкви маленького города Кралев Двор на Эльбе якобы нашел пергамент, на котором старинными буквами были написаны эпические поэмы и лирические песни XIII—XIV вв. Впоследствии он "открыл" еще много других текстов, например старинный перевод Евангелия. В 1819 г. он стал хранителем литературных коллекций, а с 1823 г. — библиотекарем Национального Чешского музея в Праге. В библиотеке не осталось ни одной рукописи, к которой Ганка не приложил бы свою руку. Он изменял текст, вставлял слова, вклеивал листы, вычеркивал абзацы. Он придумал целую "школу" древних художников, имена которых вписал в попадавшие ему в руки подлинные старинные рукописи. Разоблачение этой невероятной по масштабу фальсификации сопровождалось оглушительным скандалом.

    Знаменитый Винкельман, основатель современной археологии, стал жертвой мистификации со стороны художника Казановы (брата известного авантюриста), иллюстрировавшего его книгу "Античные памятники" (а ведь Винкельман был археолог — профессионал!).

    Казанова снабдил Винкельмана тремя "древними" картинами, которые, по его уверению, были сняты прямо со стен в Помпеях. Две картины (с танцовщицами) были изготовлены самим Казановой, а картина, на которой был изображен Юпитер и Ганимед, — живописцем Рафаэлем Менгесом. Для убедительности Казакова сочинил совершенно невероятную романтическую историю о некоем офицере, который якобы тайком ночью выкрал эти картины из раскопок. Винкельман поверил не только в подлинность "реликвий", но и во все басни Казановы и в своей книге описал эти картины, отметив, что "любимец Юпитера, несомненно, принадлежит к числу самых ярких фигур, доставшихся нам от искусства античности...".

    Фальсификация Казановы имеет характер озорства, вызванного желанием подшутить над Винкельманом.
    Аналогичный характер имеет известная мистификация Мериме, который задумал, увлекаясь славянами, поехать на Восток, чтобы описать их. Но для этого нужны были деньги. "И я задумал, — признается он сам, — сначала описать наше путешествие, продать книгу, а затем истратить гонорар на проверку того, насколько я прав в своем описании". И вот он выпускает в 1827 г. сборник песен под названием "Гусли" под видом переводов с балканских языков. Книга имела большой успех, в частности, Пушкин в 1835. г. сделал псевдообратный перевод книги на русский язык, оказавшись более легковерным, чем Гете, который сразу почувствовал мистификацию. Мериме предпослал второму изданию ироническое предисловие, упоминая тех, кого ему удалось провести. Пушкин потом писал: "Поэт Мицкевич, критик зоркий и тонкий знаток славянской поэзии, не усомнился в подлинности сих песен, а какой-то немец написал о них пространную диссертацию". В последнем Пушкин совершенно прав: наибольший успех эти баллады имели у специалистов, нимало не сомневавшихся в их аутентичности.

    0

    20

    Другие фальсификации .
    Примеры подделок, мистификаций, апокрифов и т.п. и т.д. можно неограниченно умножать. Мы рассказали лишь о самых известных. Приведем еще несколько разрозненных примеров.

    В истории развития каббалы хорошо известна книга "Зогар" ("Сияние"), приписанная танаю Симону бен Иохая, жизнь которого окутана густым туманом легенды. М.С. Беленький пишет: "Однако установлено, что автором ее был мистик Моисей де Леон (1250— 1305). О нем историк Грен сказал: "Можно лишь сомневаться, был ли он корыстным или набожным обманщиком..." Моисей де Леон написал несколько сочинений каббалистического характера, но они не принесли ни славы, ни денег. Тогда незадачливому сочинителю пришло в голову верное средство для широкого раскрытия сердец и кошельков. Он принялся за писательство под чужим, но пользовавшимся авторитетом именем. Ловкий фальсификатор выдал свой "Зогар" за сочинение Симона бен Иохая... Подделка Моисея де Леона имела успех и произвела сильное впечатление на верующих. Защитниками мистики книга "Зогар" веками обожествлялась как небесное откровение".

    Одним из известнейших гебраистов нового времени является Л. Гольдшмидт, более двадцати лет положивший на критическое издание первого полного перевода на немецкий язык Вавилонского талмуда. В 1896 г. (когда ему было 25 лет) Гольдшмидт издал якобы новонайденное талмудическое сочинение на арамейском языке "Книга миротворения". Однако почти немедленно было доказано, что эта книга является переводом самого Гольдшмидта эфиопского сочинения "Гексамерон" псевдо-Епифания.

    Вольтер нашел в Парижской Национальной библиотеке рукопись, комментирующую Веды. Он не сомневался, что манускрипт был написан браминами до похода в Индию Александра Македонского. Авторитет Вольтера помог издать в 1778 году французский перевод этого сочинения. Однако вскоре выяснилось, что Вольтер пал жертвой мистификации.

    В Индии в библиотеке миссионеров были найдены поддельные комментарии такого же религиозно-политического характера к другим частям Вед, также приписанные браминам. Аналогичной подделкой был введен в заблуждение английский санскритолог Джойс, переведший открытые им стихи из Пураны, излагающие историю Ноя и написанные каким-то индусом в виде старинного санскритского манускрипта.

    Большую сенсацию вызвала в свое время находка итальянского антиквария Курцио. В 1637 году он опубликовал "Фрагменты этрусской древности", будто бы по манускриптам, найденным им закопанными в землю. Подделка была быстро разоблачена: Курцио сам закопал написанный им пергамент для придания тому старинного вида.

    В 1762 году капеллан Мальтийского ордена Велла, сопровождая в Палермо арабского посла, решил "помочь" историкам Сицилии найти материалы для освещения ее арабского периода. После отъезда посла Велла распустил слух, что этот дипломат передал ему древнюю арабскую рукопись, содержащую переписку между властями Аравии и арабскими губернаторами Сицилии. В 1789 г. вышел итальянский "перевод" этой рукописи.

    0


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Harena. » Подделки исторических ценностей.