Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



    Календарь в древнем Риме.

    Сообщений 1 страница 20 из 79

    1

    Коллеги, перечитывая Плутарха, наткнулся на интересный абзац. Предлагаю его вашему вниманию:
    Почему год начинается с января?

    В самом деле, в старину первым месяцем считали март. Этому есть много доказательств, но самое убедительное то, что пятый месяц после марта называется квинтилий, шестой – секстилий и так далее, по порядку до последнего, декабря, десятого после марта. Это позволило некоторым думать и даже утверждать, будто и весь год у римлян некогда состоял не из двенадцати, а из десяти месяцев,так что в некоторых месяцах было больше тридцати дней. А другие считают, что декабрь был десятым месяцем после марта, январь – одиннадцатым и февраль – двенадцатым: потому-то в феврале под конец года совершают очистительные обряды и приносят жертвы умершим.Потом порядок изменился, и январь стал первым, так как в новолунье этого месяца, которое называют январскими Календами, после изгнания царей вступили в свою должность первые консулы.
    Правдоподобнее, однако, то мнение, что Ромул, муж воинственный и отважный, считая себя сыном Марса, сделал первым месяцем март как одноименный с родителем. Нума же был миролюбив и стремился, чтобы граждане радели не о войне, а о земледелии, поэтому он передал первенство январю и большим почитанием окружил Януса за то, что тот скорее был склонен к государственным делам и земледелию, нежели к войне. Стоит, однако, подумать и о том, не выбрал ли Нума начало года, сообразуясь с нашими представлениями о природе. Конечно, в природе все вообще движется по кругу, без начала и без конца, а люди по собственному установлению принимают за начало одни одно, другие другое; но лучше всего считать за начало время после зимнего солнцеворота, когда Солнце перестает удаляться и поворачивает свой бег к Земле. Таким образом, некоторая точка отсчета оказывается для людей естественна: светлое время с этих пор прибавляется, а темное сокращается, и приближается к нам вождь и господин всего текучего мироздания.
    То есть-уже в первом веке нашей эры возникла путаница-каким же календарём пользовались римляне?
    У каждого из нас есть какие-то соображения, основанные на различных источниках. Давайте попытаемся выяснить истину (насколько это возможно).

    0

    2

    Итак: реформу календаря провел в 46 г. до н. э. Гай Юлий Цезарь. До этого Цезарь побывал в Египте, познакомился с египетским солнечным календарем и даже сам составил несколько не дошедших до нас трактатов по астрономии. Разработку нового календаря осуществила группа александрийских астрономов во главе с Созигеном.
    В основу календаря, получившего позже название юлианского, положен солнечный год, продолжительность которого была принята равной 365,25 суток. Но в календарном году может быть лишь целое число суток. Поэтому предписывалось считать в трех из каждых четырех годов по 365 дней, в четвертом - 366 дней.
    Как прежде целый месяц Мерцедоний, так и теперь этот один день решили "упрятать" между 23 и 24 февраля и называть его bis sextum Kal. Mart - "дважды шестой до мартовских календ". Дополненный год позже был назван annus bissextus, откуда и пошло наше слово високосный.
    Юлий Цезарь упорядочил также число дней в месяцах по такому принципу: нечетный месяц имеет 31 день, четный - 30. Февраль же в простом году должен был иметь 29, в високосном - 30 дней. В новых календарных месяцах полностью сохранилось положение нон и ид, однако Юлий Цезарь в связи с удлинением месяцев в некоторых из них увеличилось число дней до календ. Так, например, 14 января стало уже XIX днем до февральских календ.
    К моменту реформы календарь (и связанные с ним праздники) ушел вперед от смены времен года на 90 дней, так что 1 января календарного года должно было выпасть на 3 октября. В связи с этим в последнем году старого календаря были вставлены три месяца: мерцедоний из 23 дней и два безымянных месяца (33 и 34 дня) между Новембером и Децембером. Этот год был назван "годом путаницы" (annus confusiosus). Напомним, что в Децембере римляне праздновали сатурналии - праздник в честь Сатурна, считавшегося богом посевов и плодородия. Конец праздника и был совмещен с днем зимнего солнцестояния. Кроме того, Юлий Цезарь решил начать счет дней в новом году с новолуния, которое как раз пришлось на 1 января (согласно расчетам астрономическое новолуние в январе 45 г. до н. э. было 1 числа в 18 ч 16 мин). 
    Счет по юлианскому календарю был начат с 1 января 45 г. до н. э. На этот день, с которого уже начиная с 153 г. до н. э. вступали в свою должность вновь избранные римские консулы, и было перенесено начало года.

    0

    3

    Календарь римлян подвергался изменениям, которые дошли до нас в виде названий месяцев. Ну, первым был переименован месяц Квинтилис-в Юлиус, затем месяц Секстилис-в Августус. Замечу, что и другие императоры пытались идти путем переименования. Так, во время правления Тиберия (14 - 37 гг. н. э.) сенат переименовал месяц Септембер в Тибериус, при Антонине Пие (138 - 161) - тот же месяц - в Антониус, при Аврелии Коммоде (176 - 192) - в Коммодус. Октобер во времена Домициана (81 - 96) получил название Домицианус. Но, видно масштаб этих личностей не позволял занять достойное место в истории и эти переименования не прижились.  :crazy:
    Выдвигалось около десяти различных дат основания Рима. Римский историк Марк Теренций Варрон (116 - 27 гг. до н.э.) ввёл и популяризовал следующую: третий год 6-й олимпиады (21 апреля 753 года до н.э.)
    В Римской республике, а затем империи счёт лет осуществлялся по консулам. Историки располагают списками консулов за 1050 лет, начиная от основателей республики. Первыми консулами стали Луций Юний Брут и Луций Тарквиний Коллатин в 509 году до н.э. В 537 н.э. году император Юстиниан I (482 - 565 гг.) ввёл летосчисление по годам правления императоров, которые с 534 года сосредоточили консульские должности в своих руках. Последний консул Флавий Василий Меньший избирался в 541 году. Поэтому в империи некоторое время счёт лет вёлся так: 1-й, 2-й и т. д. год post consulatum Basilii - "после консульства Василия". Император Лев Философ (886 - 912 гг.) издал указ, окончательно запретивший использовать исчисление времени по консулам.

    0

    4

    Как видно, за исключением одного, все месяцы древнеримского календаря имели нечетное число дней. Это объясняется суеверными представлениями древних римлян, будто нечетные числа счастливые, тогда как четные приносят несчастья.
    Год начинался с первого числа марта. Этот месяц был назван Мартиусом в честь Марса, которого первоначально почитали как бога земледелия и скотоводства, а позже как бога войны, призванного защищать мирный труд. Второй месяц получил название Априлис от латинского aperire - "раскрывать", так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях, или от слова apricus - "согреваемый Солнцем". Он был посвящен богине красоты Венере. Третий месяц Майус посвящался богине земли Майе, четвертый Юниус - богине неба Юноне, покровительнице женщин, супруге Юпитера. Названия шести дальнейших месяцев были связаны с их положением в календаре: Квинтилис - пятый, Секстилис - шестой. Септембер - седьмой, Октобер - восьмой, Новембер - девятый, Децембер - десятый.
    Название Януариуса - предпоследнего месяца древнеримского календаря - происходит, как полагают, из слова janua - "вход", "дверь". Месяц был посвящен богу Янусу, который по одной из версий, считался богом небесного свода, открывавшим ворота Солнцу в начале дня и закрывавшим их в его конце. В Риме ему было посвящено 12 алтарей - по числу месяцев в году. Он же был богом входа, всяких начинаний. Римляне изображали его с двумя лицами: одним, обращенным вперед, бог будто бы видит будущее; вторым, обращенным назад, созерцает прошедшее . Если же "смотреть в корень", то речь здесь идет о представлении римлян, согласно которому "миросозидающее движение" идет по кругу, соединяя конец и начало. Не случайно у Овидия Янус о себе самом говорит так: "круговращением всего мира заведую я"... И наконец, 12-й месяц был посвящен богу подземного царства Фебруусу. Само же его название происходит, по-видимому, от februare - "очищать", но, возможно, и от слова feralia. Так римляне называли приходившуюся на февраль поминальную неделю. По истечении ее в конце года они совершали очистительный обряд (lustratio populi) "для примирения богов с народом". Возможно, из-за этого они и не могли делать вставку дополнительных дней в самом конце года, а производили ее, как мы это читали выше, между 23 и 24 февраля...

    0

    5

    Римляне использовали весьма своеобразный способ счета дней в месяце. Первый день месяца они называли календами - calendae - от слова calare - провозглашать, так как начало каждого месяца и года в целом жрецы (понтифики) провозглашали публично на народных собраниях (comitta calita). Седьмой день в четырех длинных месяцах или пятый в остальных восьми назывался нонами (nonae) от nonus - девятый день (включительного счета!) до полнолуния. Ноны приближенно совпадали с первой четвертью фазы Луны. В ноны каждого месяца понтифики объявляли народу, какие праздники будут в нем отмечаться, а в февральские ноны к тому же - будет или не будет произведена вставка дополнительных дней. 15-е число (полнолуние) в длинных и 13-е в коротких месяцах называлось идами - idus (конечно, в этих последних месяцах иды следовало относить на 14-е число, а ноны - на 6-е, но ведь римляне так не любили четных чисел...). День перед календами, нонами и идами назывался канун (pridie), например pridieKalendas Februaris - канун февральских календ, т. е. 29 января.
    При этом древние римляне считали дни не вперед, как это делаем мы, а в обратном направлении: столько-то осталось дней до нон, ид или календ. (Сами ноны, иды и календы также включались в этот счет!) Так, 2 января - это "IV день от нон", так как в январе ноны наступали 5-го числа, 7 января - "VII день от ид". Январь имел 29 дней, поэтому идами в нем называлось 13-е число, а 14-е уже было "XVII Kalendas Februarias" - 17-й день до февральских календ.  :writing:

    0

    6

    Во многих языках до наших дней сохранились и названия дней недели, которые у римлян обозначались по именам богов:
    Понедельник — день Луны — Lunae dies, ср. нем. Montag, англ. monday (оба означают "день Луны"), франц. lundi
    Вторник — день Марса — Mortis dies, ср. франц. mardi
    Среда — день Меркурия — Mercuri dies, ср. франц. mercredi
    Четверг — день Юпитера — Jovis dies, ср. нем. Donnerstag, англ. thursday (оба названия отражают имя Тора, или Донара, германо- скандинавского бога неба), франц. jeudi
    Пятница — день Венеры — Veneris dies, ср. нем. Freitag < Freytag, англ. friday (т.е. день богини Фрейи — скандинавской аналогии Венеры), франц. vendredi
    Суббота — день Сатурна — Saturni dies, ср. англ. Saturday Воскресенье — день Солнца — Solis dies, ср. нем. Sonntag, англ. Sunday.  :glasses:

    0

    7

    Хочу заметить,  что у римлян не было столь привычной нам семидневной недели, это изобретение древних вавилонских астрономов. У Рима всё было намного сложнее-вот смотрите:
    Дни базаров и праздников. Рядом с числами месяцев в древнеримском календаре проставлялись восемь первых букв латинского алфавита: A, B, C, D, E, F, G, H, которые циклически повторялись в том же порядке на протяжении целого года. Эти периоды назывались "девятидневками" - нундинами (nundinae - noveni dies), так как в счет включался и последний день предыдущей восьмидневной недели. В начале года один из этих "девяти" дней - нундинус - объявлялся торговым, или базарным, днем, в который жители окрестных деревень могли приехать в город на базар. Римляне долгое время как будто стремились к тому, чтобы нундинусы не совпадали с нонами, чтобы избежать излишнего скопления людей в городе. Существовал также предрассудок, что если нундинус совпадает с календами января, то год будет несчастливым.
    Кроме нундинных букв каждый день в древнеримском календаре обозначался еще буквами F, N. С, NР и EM. В дни, обозначенные буквой F (dies fasti; fasti - расписание присутственных дней в суде), были открыты судебные учреждения и могли происходить судебные заседания (претору без нарушения религиозных требований разрешалось произносить слова do, dico, addico - "соглашаюсь" (назначить суд), "указываю" (закон), "присуждаю"). Со временем буквой F начали обозначать и дни праздников, игр и т. п. Дни, обозначенные буквой N (dies nefasti), были запретными, в них по религиозным соображениям нельзя было созывать совещания, устраивать судебные заседания и выносить приговор. В дни С (dies comitialis - "дни собраний") происходили народные собрания и заседания сената. Дни NP (nefastus parte) были "частично запретными", дни EN (intercisus) считались nefasti утром и вечером и fasti в промежуточные часы. Во времена императора Августа в римском календаре насчитывалось дней F - 45, N - 55, NP - 70, C - 184, ЕN - 8. Три дня в году имели название dies fissi ("расщепленные" - от fissiculo - "рассматривать разрезы принесенных в жертву животных"), из них два (24 марта и 24 мая) обозначались как QRCF: quando rex comitiavit fas - "когда жертвенный царь (главные обязанности этого одного из жрецов были связаны с празднованием 1-го числа каждого месяца - И.К.) председательствует" в народном собрании, третий (15 июня) - QSDF: quando stercus delatum fas - "когда выносится грязь и сор" из храма Весты - древнеримского божества домашнего очага и огня. В храме Весты поддерживался вечный огонь; отсюда его брали в новые колонии и поселения. Дни fissi считались nefasti до окончания священнодействия.
    Список дней fasti на каждый месяц долгое время провозглашался лишь в его 1-е число - вот свидетельство того, как в древние времена патриции и жрецы удерживали в своих руках все важнейшие средства регулирования общественной жизни. И лишь в 305 г. до н. э. выдающийся политический деятель Гней Флавий обнародовал на белой доске на римском форуме список dies fasti на целый год, сделав общеизвестным распределение дней в году. С того времени установление в общественных местах высеченных на каменных досках календарных таблиц стало обычным явлением.  :yep:
    Вот, худо-бедно, но уже 20 веков мы используем календарь, придуманный в Древнем Риме! Ещё один подарок человечеству от римской цивилизации!  :flag:

    0

    8

    А иудейский календарь был раньше римского,почему то не прижился.

    0

    9

    Вообще-то, существует версия, что иудейский календарь-родом из Вавилона, так что-кто старше-вопрос?

    0

    10

    А откуда такая информация?

    0

    11

    Существует гипотеза, что календарь заимствован у вавилонян после падения Иерусалима в 586 до н.э. (вавилонский плен). Это подтверждается структурой календаря. Также в календаре до сих пор используются некоторые вавилонские названия месяцев. Для сравнения вавилонские названия: Nisanu, Ayaru, Simanu, Du'uzu, Abu, Ululu, Tashritu, Arakhsamna, Kislimu, Tebetu, Shabatu, Adaru.
    Длительность лунного (синодического) месяца, заложенная в иудейский календарь составляет 29 дней, 12 часов и 793/1080 частей часа. (1/1080 часть часа или "хелек" на иврите - это единица измерения, принятая в иудейских календарных рассчетах. ). Подойти еще ближе к происхождению загадочного точного значения синодического месяца нам позволит число 1080, стоящее в знаменателе дроби, о которой говорил рабби Гамалиэль. 1080 - это 18 раз по 60, а 60 - это основание вавилонской системы исчисления, которую придумали еще шумеры (вспомним деление часа на 60 минут, минуты на 60 секунд, угла на 360 градусов). Подтверждение вавилонского происхождения нашего числа дает клинописная таблица ACT 122, найденная в Вавилоне. Таблица состоит из нескольких колонок, которые дают движение солнца и луны, время и величины затмений. Седьмая колонка содержит длительность лунных месяцев, а их среднее сосавляет 29;31,50,8,20 суток, что как раз соответсвует длительности синодического месяца иудейского календаря, записанного в 60-ричной системе исчисления. На нижнем ребре таблицы записано имя вавилонского астронома Киддину, который, видимо, и является автором системы, представленной в таблице.

    0

    12

    Ну, и немного о том, как сами римляне вели летоисчисление-выдвигалось около десяти различных дат основания Рима. Римский историк Марк Теренций Варрон (116 - 27 гг. до н.э.) ввёл и популяризовал следующую: третий год 6-й олимпиады (21 апреля 753 года до н.э.)

    В Римской республике, а затем империи счёт лет осуществлялся по консулам. Историки располагают списками консулов за 1050 лет, начиная от основателей республики. Первыми консулами стали Луций Юний Брут и Луций Тарквиний Коллатин в 509 году до н.э. В 537 н.э. году император Юстиниан I (482 - 565 гг.) ввёл летосчисление по годам правления императоров, которые с 534 года сосредоточили консульские должности в своих руках. Последний консул Флавий Василий Меньший избирался в 541 году. Поэтому в империи некоторое время счёт лет вёлся так: 1-й, 2-й и т. д. год post consulatum Basilii - "после консульства Василия". Император Лев Философ (886 - 912 гг.) издал указ, окончательно запретивший использовать исчисление времени по консулам.

    0

    13

    Геннадий Бордуков написал(а):

    К моменту реформы календарь (и связанные с ним праздники) ушел вперед от смены времен года на 90 дней, так что 1 января календарного года должно было выпасть на 3 октября

    Римляне спешили жить и опережали время?  :playful:

    0

    14

    В продолжение реформ Цезаря и введения юлианского календаря-стоит напомнить и о Диоклетиановой эре, введённой со дня воцарения императора Диоклетиана в 284 г. НЭ.
    Ну, и естественное продолжение-современное летоисчисление – "наша эра", "новая эра" (н.э.), "эра от Рождества Христова" (Р.Х.), Anno Domeni (A.D. – "год господа") – ведется от произвольно выбранной даты рождения Иисуса Христа. Поскольку ни в одном историческом документе она не указана, а Евангелия противоречат друг другу, ученый монах Дионисий Малый в 278 г. эры Диоклетиана решил "научно", на основе астрономических данных вычислить дату эпохи. В основу расчетом была положены: 28-летний "солнечный круг" – промежуток времени, за который числа месяцев приходятся точно на те же дни недели, и 19-летний "лунный круг" – промежуток времени, за который одинаковые фазы Луны приходятся на одни и те же дни месяца. Произведение циклов "солнечного" и "лунного" круга с поправкой на 30-летнее время жизни Христа (28 х 19 + 30 = 572) дало начальную дату современного летоисчисления. Счет лет согласно эре "от Рождества Христова" "приживался" очень медленно: вплоть до XV века (т.е. даже 1000 лет спустя) в официальных документах Западной Европы указывалось 2 даты: от сотворения мира и от Рождества Христова (A.D). Сейчас эта система летосчисления (новая эра) принята в большинстве стран.

    Отредактировано Непростая (2011-06-07 13:27:48)

    0

    15

    Почему год начинается с января?

    Римский год начал начинаться с января в 154 г., когда на этот день с 1 марта была перенесена дата инаугурации новых консулов.

    +1

    16

    Sextus Pompey написал(а):

    Римский год начал начинаться с января в 154

    По-моему, Ливий пишет, что в 153 г. до н.э. И то, только для новоизбранных магистратов, кроме народных трибунов.
    То есть, консульский год с этого времени начинался 1 января, но обыкновенный, календарный, так до Юлия Цезаря и начинался 1 марта, пока в 45 году до н.э. Цезарь не перенёс начало года на 1 января.

    +1

    17

    То есть, консульский год с этого времени начинался 1 января, но обыкновенный, календарный, так до Юлия Цезаря и начинался 1 марта, пока в 45 году до н.э. Цезарь не перенёс начало года на 1 января.

    А в чем разница между консульским и календарным годом?

    0

    18

    По-моему, Ливий пишет, что в 153 г. до н.э. И то, только для новоизбранных магистратов, кроме народных трибунов.

    Второе предложение не понял...

    0

    19

    Sextus Pompey написал(а):

    в чем разница между консульским и календарным годом?

    Магистраты вступали в должность 1 января, календарный год начинался 1 марта-иначе зачем Цезарю было специально оговаривать в своей реформе переос даты начала Нового года? Наверняка, ещё и у жрецов было собственное летоисчисление, мало совпадающее с официальным календарём.

    Sextus Pompey написал(а):

    Второе предложение не понял...

    Оговаривается перенос даты вступления в свои полномочия всех магистратов, кроме народных трибунов (они, по-видимому, так и остались привзаны к дате 1 марта).

    0

    20

    Магистраты вступали в должность 1 января, календарный год начинался 1 марта

    Еще раз прошу пояснить - в чем разница между консульским и календарным годом.

    -иначе зачем Цезарю было специально оговаривать в своей реформе переос даты начала Нового года?

    А разве он это оговаривал? Насколько я представляю, в Цезаревой реформе шла речь о синхронизации календарного и астрономического годов, а не о дате нового года...

    Наверняка, ещё и у жрецов было собственное летоисчисление, мало совпадающее с официальным календарём.

    Это как?

    0