Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



    Одежда римлян.

    Сообщений 1 страница 20 из 80

    1

    Попробуем разобраться-какую же одежду и обувь носили древние римляне?
    Если история греческого костюма началась с необыкновенной азиатской пестроты, чопорного великолепия и мелочной искусственности и завершилась благородной простотой, живописной широтой и крупным рисунком складок, то костюм римлян изменялся в прямо противоположном направлении: от простой, непритязательной формы к претенциозной избыточности и помпезности.
    От этрусков, своих ближайших соседей в древности, любивших роскошь и великолепие,  бедное земледельческое население Рима навряд ли могло что-то перенять; во всяком случае, в первые столетия римский костюм развивался независимо. Об этом свидетельствует название «Roma togata» — «Рим, носящий тогу», — которое выделяло его среди всех соседних племен. Подобно Греции времен персидских войн, римляне выработали свой тип национальной одежды, который ко II в. до н.э. оформился как величественная тога.
    На ранних стадиях Римского государства эстетическим идеалом римлян были суровые воины и величественные женщины. Древние римляне предстают перед нами физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота — таковы основные черты идеала мужчины начала республиканского периода. В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью.

    0

    2

    Мужской и женский костюмы начали обособляться уже в ранний период истории Древнего Рима, когда римлянки носили древнегреческую одежду, а мужчины продолжали одевать римские тоги и плащи.  Эта заметная разница существовала вплоть до поздней империи, когда с среди обоих полов был распространен почти одинакового типа глухой наряд, и мужской и женский костюмы становились похожими.
    Аристократический характер республики, привилегированное положение римских граждан по отношению к другим жителям огромной территории Римского государства, развитый бюрократический аппарат во главе с императором - все это создало внутри свободного населения Древнего Рима разные социальные группы, которые пытались подчеркивать свою обособленность и во внешности, и в одежде.
    Белая тога, например, была верхней одеждой лишь полноправных римских граждан. Рабы вообще не имели право носить тогу, в женском костюме тоже наблюдались классовые различия. Классовая разница в костюме в Древнем Риме проявлялась также и в резком отличии качества и богатства однотипной одежды у представителей знати римского общества и у всего другого населения.

    0

    3

    Убогость одежды простолюдинов была резко противоположна роскошным костюмам знати. По свидетельству современников жена императора Клавдия (4І—54 гг. н. э.) в один из своих парадних выходов была украшенная драгоценностями на астрономическую сумму - 40 млн, сестерций.
    И так же, как в Греции, дело шло к тому, чтобы защитить национальную одежду от чуждого влияния и от распространяющейся роскоши. Примером может служить закон об одежде трибуна Оппия (215 г. до н.э.), направленный против роскоши нарядов римлянок.
    Собственно говоря, более всего эта опасность угрожала со стороны Греции после того, как она стала зависимой от Рима (146 г. до н.э.) и римлянам представилась возможность непосредственно воспринимать греческую культуру, более высокую, чем их собственная.

    0

    4

    Кроме того, одежда греков была удобнее, легче, элегантнее. В это время величественная, но неудобная, стесняющая движения тога сохраняется только как гражданский (парадный) костюм, а повседневной становится одежда, очень близкая к греческой. Ту же роль, что в Греции хитон, в Риме начинает играть туника. Ее чаще всего носили как домашнее платье без каких бы то ни было добавлений.
    Разница между туникой и хитоном заключалась в том, что хитон состоял из одного куска ткани и наматывался на тело, туника же (как разновидность длинной блузы) надевалась через голову. Поначалу она была без рукавов, с прорезями для рук (рукава до локтя появились позже), заканчивалась ниже колен и подпоясывалась на бедрах. Туника имела прямоугольный покрой. По груди и спине шли пурпурные полосы — по одной или по две (они могли обозначать, например, ранг сенатора). Основным цветом был белый, материалом служила шерсть.

    0

    5

    Позже мужчины начали носить тунику, доходившую до пят, а по мере увеличения материального достатка стали надевать даже несколько туник сразу — одну на другую.
    Римлянки носили такую же одежду, но всегда более широкую и длиною до пят. Первое время туника служила им простым домашним платьем, но с ростом благосостояния она стала играть более скромную роль рубахи (нижняя туника из тонкого полотна), а ее место заняла другая разновидность туники — стола (stola — лат. богатая), со складками, длинным шлейфом, с поясом или без него, выглядевшая очень внушительно. Она могла быть с рукавами (большей или меньшей длины) или вовсе без них; рукава были открытыми по всей длине и в двух или трех местах от локтя до плеча скреплялись застежками (аграфами).  По краям стола почти всегда окаймлялась цветной вышивкой.

    0

    6

    Поверх туники римляне надевали верхнюю одежду: мужчины — тогу, женщины — паллу. Тога вначале была более легкой формой плаща, но со временем уподобилась длинному и тяжелому гиматию. Мы не знаем изображений ее ранней, более простой формы, а поздняя, с истинно римским расположением складок и обилием ткани, выглядит намного величественнее своего прототипа — гиматия. Она представляет собой огромный кусок ткани (шириной около 3,5 м, длиной свыше 5 м), выкроенный в форме эллипса или половины эллипса, который обертывается вокруг тела гораздо более сложным способом, чем гиматий.

    0

    7

    Как это ни странно, полной ясности в представлениях о форме и покрое тоги нет до сих пор. Известно лишь следующее. Прежде чем обернуть тогу вокруг тела, два составляющих ее сегмента складывали таким образом, чтобы получить два неравновеликих овала (полуовала), потом тщательно отформовывали продольную складку и оставляли ее на ночь в деревянных зажимах. После этого один конец, часто со свинцовой кисточкой-грузом, опускали закруглением наружу через левое плечо вперед настолько, чтобы он волочился по полу. Остальную сложенную ткань натягивали на спину, закрывая тело сзади от плеч до пят, другой конец пропускали справа подмышкой вперед, направляли наискосок по груди к левому плечу и перебрасывали через плечо и руку назад; руки при этом оставались свободными.
    Отличие тоги от гиматия заключалось в том, что обе части тоги, разделенные складкой, накладывали на тело одновременно; большая закрывала нижнюю часть корпуса; меньшая верхняя, идущая к плечу, образовывала своего рода накладку — umbo (букв, выступ на щите, позже — складка одежды, драпировка). Над этой накладкой делали на груди напуск наподобие кармана — так называемый синус (sinus — лат. дуга, напуск, пазуха), подтягивая для этого кверху передний конец тоги, волочившийся по полу, и открывая ступни. Потом umbo натягивали на правое плечо, закрывая его вместе с рукой.
    Само собой разумеется, что тога, с ее грандиозностью и чрезвычайной сложностью укладки, не могла служить повседневной одеждой. Уже во II в. до н.э. она сохранялась только как праздничная и гражданская одежда: у знатных римлян — из чисто-белой шерсти, у юношей — с одной пурпурной полосой по краю (toga praetexta — окаймленная, обрамленная), у императоров более позднего времени — сплошь пурпурная.
    Для замены в качестве безусловно необходимой верхней одежды римляне использовали пенулу (paenula) — закрытый со всех сторон теплый плащ из плотного кастора, с вырезом для головы посередине, закрывавший корпус начиная от плеч, часто с капюшоном. Позже этот плащ стали застегивать на правом плече, как греческую хламиду. Подобный, но более короткий плащ — сагум (sagum) носили солдаты. По своему происхождению это был галльский плащ для верховой езды.
    Подобно тому, как вне дома мужчины носили тогу, римские женщины надевали паллу — длинный плащ, доходивший иногда до лодыжки и состоявший обыкновенно из одного куска материи размером выше человеческого роста. При жертвоприношениях ею покрывали голову или обвивали ее вокруг тела ниже плеч. Палла или свободно спускалась вниз, или прижималась к телу поясом. Палла складывалась вдоль вдвое. Одна ее половина закрывала грудь, другая - спину; на плечах при посредстве застежек обе эти половины соединялись.
    Надевалась палла разными способами: она могла покрывать оба плеча, как гиматий, либо скрепляться застёжкой на одном или обоих плечах, либо набрасываться на голову и окутывать всю фигуру. Материалом служила довольно тонкая шерсть — пурпурная разных оттенков, цвета гелиотропа, мальвы (бледно-лиловая) или желтая.

    0

    8

    Иногда женщины носили поверх туники верхнее платье — столу, напоминающую тунику, но более длинную и широкую, с большим количеством складок. Если нижняя туника имела рукава, то стола была без рукавов и стягивалась поясом под самой грудью, образуя напуск. По низу столу обязательно обшивали плиссированной оборкой, иногда представлявшей нечто вроде шлейфа. Появляться без столы или паллы в общественном месте считалось неприличным.

    0

    9

    В период республики и ранней Римской империи преобладала одежда из гладких одноцветных тканей без узоров, украшеный лишь каймовыми полосами преимущественно темно-вишневого, пурпурного и синего цветов. Позже, разноцветные полосы и различной формы нашивки появились во многих деталях костюмов (на воротнике, рукавах, груди, на плечах, внизу на уровне коленей). Размер этих нашивок 15-20 см. Узорчатые ткани широко распространились лишь в костюмах поздней Римской империи, то есть начиная с III в. н.э.  До той поры их использовали только в особых случаях, а именно - для одежды триумфаторов и императоров. Поздние римские узорчатые ткани имели большой сплошной рисунок из геометрических фигур (круги, квадраты, ромбы) с вписанными в них растительными мотивами (розетки, четырехлистники, плетения плюща), однако очень стилизованными, намного условнее, чем в древнегреческом орнаменте. Узоры на тканях были сотканы или выщиты двумя-тремя цветами так, что создавали цветную многокрасочность античной одежды, и вместе с тем обременяли ткань, делали ее излишне пышной. Это великолепие еще больше усиливалось золотым декором.
    Орнаментальные полосы на одежде мотивами узора сначала мало чем отличались  от древнегреческих, но позже они стали сложнее и более стилизованными. Появились пышные листья аканита, дуба и лавра, гирлянды из цветов, цветов и плодов, сложные растительные завитки. Позднее эти, еще полностью античные, реалистичные орнаментальные каймы изменились на полосы, полностью заполненные геометрическими узорами.
    Самым распространенным материалом, из которого изготовляли одежду в течение всей истории Древнего Рима, была шерсть. Римляне издавна умели изготовлять разные сорта шерстяных тканей, в частности и очень тонкие и мягкие, и также плотные, ворсистые. Наряду с шерстью использовались и льняные ткани, преимущественно для нижней одежды, которую надевали непосредственно на тело. Уже в I в н.э. в Риме был известен и шелк. Обращение к шелковым тканям все больше распространялось, и уже в поздний период империи шелковая одежда стала достаточно привычной в быту богатых слоев населения, особенно на востоке. Сначала это были легкие, тонкие шелковые и полушелковые ткани, в том числе и полупрозрачные (для знатных модниц), а дальше преобладали все более плотные, тяжелые ткани.
    У римлянок было также особое тонкое покрывало, иногда совсем прозрачное. Кроме тонкой шерсти, для одежды употребляли прозрачный шелк цвета морской волны — косский (по названию острова Кос в Эгейском море), который доставлялся в Италию через Грецию. Стенные росписи в Помпеях демонстрируют большое разнообразие расцветок и узоров римской одежды.
    Почтенная матрона постепенно превратилась в элегантную, богато убранную даму. В соответствие с этим были приведены и остальные предметы туалета. Немаловажное значение для восприятия форм тела и соответствующей стилизации одежды имели некоторые интимные принадлежности женского туалета. Как у гречанок, так и у римлянок к ним относились mamillare -повязка из мягкой кожи, которая надевалась на голое тело и поддерживала грудь снизу, и strophium — нагрудная повязка, носимая поверх нижней туники.

    0

    10

    1. Тога, уложенная простым способом поверх туники. Так называемая statua togata (статуя, одетая в тогу), портретное изваяние этруска в одежде мирного времени.
    2. Понтифик (pontifex) — жрец, совершающий жертвоприношение. Тога покрывает и голову.
    3. Поставщик жертвенных животных или помощник жреца при жертвоприношениях — victimarius (victima — жертва).
    4. Житель города Габии в Лациуме, где носили тогу особым способом: конец подобранной тоги перебрасывался через левое плечо и из-под правой руки подтягивался к груди.
    Справа: монета с головой Юлия Цезаря в лавровом венке.
    Слева: монета времен правления императора Аврелиана (270 — 275 н.э.) с императорской короной.

    0

    11

    5. Юлий Цезарь обращается с речью к своим солдатам. Поверх окованного бронзой панциря — военный плащ paludamentum, который носили главным образом полководцы во время войны. Он был длиннее, чем обычный военный плащ sagum, и скреплялся на правом плече застежкой — аграфом.
    6. Юлий Цезарь в простой белой мужской тоге (toga рuга — чистая тога, или toga virilis — тога зрелости), которую римляне имели право носить с 17 лет.
    7. Должностное лицо в позе оратора. Тога, окаймленная одной пурпурной полосой (toga praetexta — окаймленная тога), являлась отличительным знаком римлян, занимавших высокую должность.
    8. Император в длинном плаще paludamentum, который носили преимущественно полководцы.
    9. Ликтор — слуга из состава свиты, сопровождавшей высших сановников, с фасцией (fastis — связка прутьев, знак достоинства).
    10. Император в длинной пурпурной тоге со шлейфом, которую первоначально носили цензоры — выборные должностные лица, следившие за поступлением налогов и благонравием населения. Постоянная одежда императоров, начиная с правления Домициана (81 — 96 н.э.).
    11. Император в пурпурной мантии, расшитой золотом, поверх подпоясанной тоги.
    12. Император, совершающий жертвоприношение, в тунике и пенуле — дорожном плаще.
    13. Юноша в пенуле.
    14. Воротник с капюшоном (cucullus).
    15. Остроконечная шляпа для защиты от солнца, подобная женской шляпе статуэток из Танагры.

    0

    12

    1. Возничий (auriga) на арене, в цветной тунике, с пальмовой ветвью — знаком победы.
    2. Мужчина в длинной широкой тунике (tunica talaris — туника до пят) без рукавов.
    3. Сельский житель в одежде из овечьей шкуры, высоких сапогах и широкополой шляпе.
    4. Рыбак в короткой рубахе, оставляющей открытой грудь справа.
    5. Пенула (плащ с капюшоном из войлока), вид сзади. Прототип североафриканского бурнуса.
    6. Раб в высоко подпоясанной тунике и сандалиях с обмотками.
    7. Camillus — юноша безупречного поведения из почтенной семьи, помогающий жрецу во время жертвоприношений. Подпоясанная туника. Непокрытые длинные волосы, венок.
    8. Женщина в плаще и короткой подпоясанной тунике, под которой находится еще одна туника — внутренняя, или subucula (сорочка), более длинная, с плотно прилегающими рукавами.
    9. Туника из цельного куска ткани (tunica recta — прямая), доходящая до ступней. Длинное покрывало под диадемой.
    10. Жена Друза, полководца, успешно воевавшего с германцами в конце I в. до н.э
    11. Женщина в подпоясанной тунике (tunica mulierbis — женская).
    12. Весталки — жрицы Весты, богини домашнего очага и целомудрия. Плащ и покрывало поверх длинной туники.
    13. Старшая весталка.
    14. Императрица Агриппина Старшая (жена Германика и мать Калигулы, умершая в 33 г.н.э.). Туника в мелких складках, с полудлинными рукавами, поверх нее наброшен плащ. Парик с косами по бокам.

    0

    13

    Есть ещё один малоизученный вид верхней одежды-synthesis. Наверняка его описать затрудняюсь,  можно лишь предположить, что его носили обыкновенно за столом ввиду удобства. Возможно, что это был род рубашки, как это видно из одного места Марциала, который осмеивает женоподобного человека, одиннадцать раз переменившего synthesis, который был совсем мокрый от пота.  :glasses:

    0

    14

    Ну, тогда уже пару слов и об обуви римлян:
    Calceus называлась обувь довольно высокая и закрытая, вроде наших башмаков или ботинок. Вместе с тогой она составляла национальный костюм гражданина, который он надевал, отправляясь в город. Показаться в обществе иначе обутым считалось таким же неприличным, как например у нас выйти на улицу в домашних тапочках. Calceus надевали также и женщины, выходя из дому, так как это была обувь общая для обоих полов.
    Дух иерархического подчинения, которым было проникнуто римское общество, отражался также и на обуви. Форма, высота и цвет calceus'a. изменялись сообразно общественному положению человека. Так, calceus сенаторов представлял собой очень высокую обувь, доходившую до половины ноги. Она была сделана из черной мягкой кожи, которую римляне называли aluta, так как ее приготовляли при помощи квасцов (alumen). Сенаторский башмак имел четыре ремешка. Люди, принадлежавшие к старинной знати, прикрепляли к башмаку на самом подъеме полумесяц (hind) из слоновой кости, который служил для завязывания. Calceus mulleus был красного цвета, т. е. того цвета, который с древних времен являлся отличительным признаком первых сановников государства. Предание приписывает первое употребление этой обуви царям. Во времена республики она была присвоена курульным магистратом. Из одной надписи видно, что ее носили также триумфаторы. Форма этого башмака в точности неизвестна; во всяком случае, он был на высокой подошве. От mulleus происходит название mule, которым обозначается в настоящее время папская обувь.
    Статуи очень часто изображают римскую матрону в закрытой обуви — это так называемый calceus muliebris, род башмака из тонкой кожи самых разнообразных цветов: эти башмаки были красные, светло-желтые, чаще же всего белые.
    Solea и crepida представляют собой сандалии, т. е. подошвы из толстой кожи, иногда с небольшим возвышением сзади для защиты пятки. Они отличались между собой, по-видимому, тем, что ремни solea покрывали лишь ступню, а ремни crepida поднимались выше лодыжки.
    Pero грубая кожаная обувь, употреблявшаяся главным образом крестьянами.
    Наконец, caliga представляла собой обувь воина. Она состояла из толстой подошвы, густо утыканной острыми гвоздями; к подошве пришивался кусок кожи, вырезанный полосами, образуя нечто вроде сетки вокруг пятки и ступни: пальцы оставались открытыми.

    +2

    15

    На сайте журнала "Наука и жизнь" обнаружил картинку и подпись к ней:
    Сандалии и башмаки времен Древнего Рима, а также часть военной экипировки для защиты ног - поножи.

    0

    16

    Для занятий спортом вся эта одежда не очень подходила. По-этому использовалась немного иная одежда, название сказать затрудняюсь, но то, что бикини придумали 2000 лет назад-это точно.  :crazy:

    0

    17

    Ну, и фреска почти целиком:

    +1

    18

    Непростая написал(а):

    Ну, и фреска почти целиком:

    Верхняя девушка слева с гантелями-актуально во все времена!  :yep:

    0

    19

    Геннадий Бордуков написал(а):

    длинной широкой тунике (tunica talaris — туника до пят) без рукавов.

    Если мы говорим о тунике, то кроме tunica talaris существовало ещё несколько разновидностей
    Ну, во-первых- tunica manicata (manuelata) – с длинными рукавами, t. talaris – до пят , t. interior (intima) – нижняя, t. laticlavia – с широкой, angusticlavia – с узкой каймой, t. picta – расшитая, t. palmata – с растительным орнаментом.
    Ну, если мы говорим о тунике, то стоит тогда уже и конкретизировать по тоге. Не о тоге "вообще", а именно уточняющие детали:  toga praetexta – с пурпурной каймой, pura – без украшений, virilis – мужская, pulla – темно-серая, sordida – грязная, fusa – широкая, restricta – узкая.  :writing:

    0

    20

    Непростая написал(а):

    Ну, тогда уже пару слов и об обуви римлян:

    Ну, тогда уже и фотография обуви императора Траяна. Весьма необычна и не похожа на сенаторскую обувь , которая имела четыре завязки и полумесяц из слоновой кости. Но и на солдатские калиги тоже не очень похожа:

    0