Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



    Этруски.

    Сообщений 141 страница 160 из 221

    141

    fokusnik написал(а):

    Ben Lenkayı seviyorum

    Подпись что означает (если не секрет)?  ^^

    0

    142

    Urbanus написал(а):

    Подпись что означает (если не секрет)?

    Я Леночку люблю)))))

    0

    143

    fokusnik написал(а):

    Я Леночку люблю

    Перефразируя, ты как В.И.Ленин, который в своё время так запал на некую Лену, что взял себе соответствующий псевдоним?  http://uploads.ru/t/U/8/q/U8q9P.gif

    0

    144

    БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ С ЭТРУСКОЛОГОМ
    На вопросы журнала "Всемирный Следопыт" отвечает Олег Яковлевич НЕВЕРОВ - кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Отдела античного мира Государственного Эрмитажа, хранитель античных гемм. Автор многочисленных научных статей, монографий и книг.
    http://uploads.ru/t/0/r/t/0rtGo.jpg

    Свернутый текст

      - Уважаемый Олег Яковлевич, расскажите, пожалуйста, какое место культура этрусков занимает среди других культур Древнего мира?
       
      - К этрусской культуре прикладывают эпитет загадочная. Прежде всего, оттого, что этрусская письменность до сих пор не расшифрована. Мы можем прочесть любую надпись, алфавит известен, но смысл остаётся неясен. Не являются эти надписи и комментарием к историческим явлениям - о них мы информированы благодаря греческим историкам. Эллины не льстили этрусским героям, царям, культуре, для них всё это было чуждым. Но даже с отрицательным знаком этруски входили в область греческих интересов.
      У этрусков было особое качество, которое отразилось в их художественной практике. Они как бы противопоставляли то, что они делали, эллинской традиции, и это буйство антиклассики весьма привлекает исследователей. Мы, наученные "- измами" конца XIX- начала XX вв., любопытны к этим гипертрофированным пропорциям - плоским, вытянутым, глядящим в небо. Однако "- измов" достаточно: подчёркнутая чувствительность, экспрессионизм этрусских погребальных фресок, которые хорошо представлены во Флоренции, в Тарквиниях, в Риме. Они показывают, как этруски ценили движение, стремились его подчеркнуть, гиперболизировать, довести до абсурда.
      Этруски сильно подействовали на соседей, тех, которые способны были воспринять их наследие. Самыми ближайшими были римляне. Дионисий Галикарнасский пишет: "Этрурия - родина суеверий". С точки зрения эллинского искусства многие практические деяния этрусков могут показаться суевериями. Например, они любили гадания. Любили и задумывались: что будет завтра, через сто лет, через тысячу? И верили, что есть ответы на эти вопросы. Они гадали подобно вавилонянам и египтянам, совершали жертвоприношения и изучали внутренности животного. Римляне это у них освоили. У римлян тоже была коллегия жрецов-гадателей - авгуры, высшие жрецы - понтифики, и сам Юлий Цезарь был высшим понтификом.
       
      - Расскажите о самых загадочных из обнаруженных археологами предметов этрусского искусства.
       
      - Загадочными можно считать многие предметы древнего искусства разных народов. Когда в Пьяченце была найдена некая бронзовая фигура, все сочли её самым необъяснимым предметом. Пока не догадались, что это печень животного. Это модель, пособие для гадателя. Она разделена на зоны, где размещены цифры и буквы этрусского алфавита, имена богов...
      Розеттский камень, который был найден в Египте, тоже казался загадочным, пока французский археолог и филолог Шампольон не дал ему объяснение. Камень стал ключом, который открыл путь к дешифровке египетских иероглифов. Это та билингва, которую до сих пор ожидают для этрусского языка. Вот, говорят филологи, будет найдена... И несколько лет назад в городе Пирги обнаружили на золотых пластинах билингвы, этрусско-финикийские, этрусско-греческие. Увы, они оказались слишком коротки, в отличие от розеттского камня.
       
      - Как формировалась коллекция этрусского искусства в Эрмитаже?
       
      - Первые памятники, этрусские бронзы, находились в коллекции Екатерины II. Один из её парижских корреспондентов - барон Гримм, много сделавший для России. Екатерина II дала в письмах к нему сведения об этрусских находках, которые покупались ею в Европе. Некоторые вещи она приобрела и в России, например, коллекции Екатерины Дашковой, где были этрусские скарабеи, купленные в Англии.
      Но императрицу превзошёл её правнук. В 1861-м Александр II, прослышав, что большая частная коллекция в Риме предназначена папским правительством к распродаже, дал задание своим комиссионерам, дабы она не миновала Петербурга. Это собрание авантюриста маркиза Джан-Пьетро Кампана: живопись прерафаэлитов и XVII века, античное искусство и археология, античная скульптура, римские портреты - насчитывало много тысяч предметов. Он и сам раскапывал этрусские подземные гробницы. Кроме того, он был директором ссудной кассы для бедных в Риме. В руках Кампана порою бывали большие суммы, и он превращал их в произведения искусства. Нашлись люди, которые донесли о злоупотреблениях. Когда папская комиссия явилась в отделение кассы, денег не было, но во всех хранилищах стояли произведения искусства. Сразу же арест, каторжные работы... Поскольку все коронованные лица немного родственники, скоро создалась ажиотация среди монархов. Первым желающим купить коллекцию был Наполеон III. Александр был вторым покупателем, третьего не оказалось. Папское правительство отдало предпочтение русскому царю. В Лувр, однако, тоже попало не мало: все золотые предметы, собранные Кампана, - монеты, ювелирные изделия и пр. В Эрмитаже коллекция Кампане составляет основной фонд этрусской керамики, этрусских бронз, исключая те предметы, которые восходят к коллекциям Дашковой и Екатерины II.
       
      - Археологическая культура Вилланова - является ли она протоэтрусской?
       
      - Те, кто придерживается тезиса об автохтонности этрусков, уверены, что культура бронзового века, названная по одному из самых продуктивных мест раскопок - Вилланова - является явной первоосновой этрусской цивилизации. Этрусские мастера учились у предшественников, у своих дедов, прадедов, кто они были - мы не знаем, но по мастерству они были учителями этрусков.
       
      - Вы - хранитель коллекции гемм. Хотелось бы узнать об этом собрании, о наиболее интересных экспонатах.
       
      - Сегодня несколько сотен этрусских гемм хранится в Эрмитаже. Их форма - почти всегда скарабей - неэтрусская, а заимствованная у финикийцев, у египтян, носителей древней восточной культуры. Недаром самих этрусков относили к пришельцам из Лидии, западной части Малой Азии. Материал - сердолик, греки называли его сардион. Они, видимо, были первыми учителями этрусков в искусстве глиптики - ювелирной резьбы по камню. Об этом говорят и письменные источники, и сравнение этрусских и греческих архаических скарабеев. И у тех и у других одна и та же форма - жук-навозник. В своих стилевых особенностях глиптика этрусков переживает эволюцию, если можно так сказать. От скарабеев VI столетия до н.э. к скарабеям III столетия до н.э. идёт упадок. В IV веке до н.э. рождается особый стиль, напоминающий кельтский: суммарность, пренебрежение к деталям. Упускается неважное. Из колбасок и шариков строится изображение, которое назвали аглоболо , от итальянского слова "глоболо" - шарик, т.е. комбинация шариков. Изображения животных особенно смешны. Собачка, например, которая явно рада своему хозяину - мы ещё узнаем её повадки. Хвост из крошечных шариков, тело из шариков покрупнее, уши - опять мелкие шарики. Разинутая пасть от восторга - всё шарики. И, конечно, движения. Этруски настолько умели утрировать движения , особенно в танце, что это передавалось зрителям. Заразительность этрусского искусства - одно из его качеств, которое привлекает.
       
      - В экспозиции этрусского искусства представлено т.н. буккеро. Расскажите, пожалуйста, об этой разновидности керамики.
       
      - В вазах буккеро проявляется техническая самобытность этрусков. Их несколько разновидностей. Буккеро неро - это прокопчённое тело глиняного черепка, что лежит в основе названия. Буккеро россо - те, что не сильно прокоптились. Их так специально обжигали, словно они металлические. Керамисты не просто подражают, они стремятся соперничать с теми, кто работал по металлу. Некоторые этрусские изделия ранней архаики напоминают всё что угодно, но не античное искусство. Это так называемая керамика импасто . Они часто составные - нижняя часть, средняя часть, венчающая чаша, а в чашу ставится курильница с головами фантастических животных. Всё это помещалось в могилу и украшалось в соответствии с этим. Кроме того, буккеро неро отличает не только лепнина, но и резьба. Металлическим резцом под быстрым вращением наносятся разные узоры, настоящее кружево: концентрические круги, воинственные, динамические композиции, на чёрной поверхности светлые, иногда покрытые краской.
       
      - Как Вы считаете, что важнее для современной науки - доискиваться предков этрусков, или же считать их автохтонами.
       
      - Это принципиально лишь до поры новых открытий, которые расставят все точки. История науки показывает, что если сильно её торопить, ничего и не найдёшь. Бумага терпит, и кабинетные исследования хороши, а сегодня и на компьютере можно насочинять версий. Но это не будет правда. Ведь истина дороже всего. Если мы не будем придерживаться истины, то будем, словно слепцы, бродить в потёмках, как у Брейгеля.

    +1

    145

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Перефразируя, ты как В.И.Ленин, который в своё время так запал на некую Лену, что взял себе соответствующий псевдоним

    Ну да, примерно так и есть.

    Геннадий Бордуков написал(а):

    БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ С ЭТРУСКОЛОГОМ

    Излагает прилично, но слишком мейнстримно, как по книжкам.

    0

    146

    fokusnik написал(а):

    Излагает прилично, но слишком мейнстримно, как по книжкам.

    Вроде, настоящий историк. Не из этих, расплодившихся в последнее время и оккупировавших своими глупостями все каналы...из фоменко-носовских.

    0

    147

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Вроде, настоящий историк.

    Вот -вот...настоящий полковник.)))

    0

    148

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Сегодня несколько сотен этрусских гемм хранится в Эрмитаже. Их форма - почти всегда скарабей - неэтрусская, а заимствованная у финикийцев, у египтян, носителей древней восточной культуры. Недаром самих этрусков относили к пришельцам из Лидии,

    Вот и он высказался, откуда пришли этруски.

    0

    149

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Вот и он высказался, откуда пришли этруски.

    Ну так я про это тоже, это мейнстримная версия, от которой потихонечку начинают отходить,
    но не в плане полного отказа, а  наоборот расширяя. Но это всё пока слишком неопределённо, надо подождать лет пять.
    Сейчас как раз очень серьёзно генетики и антропологи взялись. Лет через пять будут окончательные результаты, причём не только по этрускам, а вообще о всех миграциях людей за последние двадцать тысяч лет. Уже есть определённые результаты опровергающие многие мейнстримные теории, но пока эти результаты не расматриваются серьёзно, на то есть объективные причины и не только научные, но и этические. В общем иследования начались совсем недавно, надо подождать.

    +1

    150

    Ещё выловил в Сети забавные факты, подобранные Ингой Суховой:

    ЭТРУССКО-РИМСКАЯ КУНСТКАМЕРА:

    1. Во время войны с этрусским царем Порсеной римляне совершили множество подвигов, ставших хрестоматийными. Легендарным героем, олицетворением римской доблести сделался Гораций Коклес. Этруски захватили холм Яникул и, преследуя бежавших оттуда римлян, готовились захватить Свайный мост – единственную переправу, соединявшую один берег Тибра с другим. Рим раскинулся на противоположной стороне реки и непременно бы пал, если бы врагу удалось перебраться через поток. Мужественный Коклес встал у перил и заградил путь неприятелю, давая время своим солдатам разрушить мост. Он удерживал противника до тех пор, пока работа не была завершена. После этого израненный храбрец прыгнул в воду и благополучно добрался до берега.

    2. Не меньшей отвагой обладали и женщины Рима. Порсена при заключении мира потребовал заложников. В их число попала и юная Клелия. Ночью девушка, заметив, что охраняют их небрежно, с несколькими ровесницами выкрала коней у врага, переплыла Тибр и в лихой скачке ушла от погони. Порсена потребовал возврата беглянок. Это было исполнено, но, восхищенный отвагой юной девы, царь отпустил её и позволил выбрать из числа заложников тех, кого она хотела бы спасти. Благодарные римляне воздвигли конную статую героини.

    3. Число этрусков, со временем поселившихся в Риме, было так велико, что в городе образовался целый квартал, называемый Vicus Tuscus, расположенный между холмами Палатином и Капитолием, вдоль улицы, которая вела от Форума к Большому цирку. Здесь стояло изваяние этрусского бога Вортумна. Легенда гласит, что квартал возник, когда разбитые в войне с жителями города Кумы (греческая колония), туски бежали в Рим, располагавшийся к северу. Они были радушно приняты местными жителями и распределены на постой по домам. Многие пришельцы решили остаться здесь навсегда.

    4. В правление этрусского царя Тарквиния Приска была осуществлена постройка Cloaca Maxima - Большого канала, стока, отводящего воду из окружающих болот в Тибр и принимающего все нечистоты города. Царь заставил трудиться на земляных работах всё мужское население города. Гордые легионеры, победители окружающих народов возмутились до того, что резко увеличилось число самоубийств. Римляне предпочитали наложить на себя руки, нежели заниматься столь грязным делом. Тарквиний придумал хитрость. Тела всех, умертвивших себя подобным образом, он приказал распинать на крестах, что считалось нестерпимым позором. Плиний, донесший до нас рассказ об этом, отмечает: “…стыд, присущий народу римскому и часто помогавший добиться победы в битвах, почти проигранных, пришел на помощь и в этот раз.” Самоубийства прекратились, и канал был достроен. “Сводчатое сооружение… было столь просторно, что по нему могла проехать арба, груженная сеном”.

    5. Города этрусков были столь прекрасны и обустроены, что Рим, тогда вовсе не великий, по сравнению с ними напоминал жалкую деревушку. Сохранилась легенда о том, что после десятилетней осады города Вейи, римляне, наконец, ворвались в его стены. Даже пострадавшие при штурме, полуразрушенные и разграбленные, Вейи так разительно отличались от лачуг на тибрском берегу, что легионеры заявили, что остаются здесь на жительство навсегда. Командирам стоило немалых трудов отговорить солдат от этого решения.

    6. Аскетичные в начале своей истории, римляне порицали этрусков за легкость нравов. Особенное возмущение вызывала у потомков Ромула недопустимая с их точки зрения свобода этрусских женщин. Совершенную женщину римляне представляли себе так: pudica, lanifica, domiseda – целомудренная, ткачиха, домоседка. Этрусские дамы пользовались в семье большим авторитетом и принимали активное участие в общественной деятельности. На фресках мы видим, как утонченные аристократки возлежат на пиршественных ложах вместе с супругами, пьют вино и участвуют в беседе. Это было абсолютно немыслимо как для римской, так и для греческой женщины, и лишь гетеры могли вести себя подобным образом. Именно поэтому римляне считали этрусков развращенными.

    7. Этрусские мастера-литейщики славились на всю ойкумену. Этрурия была богата залежами металлов. Копи на юге, в горах Толфа и рудники на севере, а также остров Ильва (современная Эльба) щедро обеспечивали ремесленников материалом для производства замечательных бронзовых статуй, оружия и предметов обихода. Археологи обнаружили многочисленные шахты, тоннели, конусообразные плавильни и гигантские кучи шлака, относящиеся к VII веку до н.э. Рудники древнего народа оказались столь богатыми, что во время Второй мировой войны их снова стали использовать для нужд военной промышленности Италии.

    8. Не меньше металлургов, были известны и этрусские ювелиры. Они создавали изделия, отличающиеся великолепной техникой исполнения, изяществом и изысканностью форм. Излюбленной техникой была филигрань – ажурная проволока, образующая замысловатые узоры, и зернь – использование в работе крошечных золотых шариков, напаиваемых на пластину-основание. Тонкость работы древних мастеров поражает. В 1836 году близ селения Черветери (этрусского Цере) итальянскими исследователями Реголини и Галасси была найдена гробница богатой этрусской женщины. Обнаруженные там украшения изумляют. Фибула длиной 267 мм с выгравированными на поверхности пятью фигурами львов, украшалась также 55 крошечными уточками, каждая из которых, в свою очередь, была покрыта мельчайшими шариками из золота, общее количество которых достигало 120 тысяч!

    9. Загадка ювелирного мастерства этрусков долго оставалась неразгаданной. Как древним ремесленникам, при несовершенстве тогдашних инструментов, удавалось создавать из тысячи мельчайших золотых шариков изделия такой тонкости? Лишь в 1992 году секрет был раскрыт. Вначале ювелир нарезал золотую проволоку на крошечные сегменты, затем смешивал их с угольной пылью и нагревал в тигле до температуры 1110 градусов Цельсия, при которой крупинки драгоценного металла приобретали сферическую форму. При помощи животного клея с добавлением медной крошки, мастер прикреплял их к изделию. Этруски знали, что золото в комбинации с медью плавится при температуре ниже той, которая требуется для плавления каждого из этих металлов в отдельности. При нагревании медь растворялась, а шарики золота надежно припаивались к изделию.

    10. Лингвисты, безуспешно пытающиеся проникнуть в тайну этрусского языка, много надежд возлагают на обнаружение билингвы – двуязычного текста, подобного Розеттскому камню, который помог расшифровать древнеегипетские иероглифы. И такая находка была сделана. В 1964 году близ древнего города-порта Пирги, были раскопаны три золотые пластины, предположительно украшавшие стены местного храма. Они содержали тексты на этрусском и известном ученым финикийском языках. Однако каково же было разочарование исследователей, когда оказалось, что тексты не идентичны, хотя, вероятно, повествуют об одном и том же событии.

    11. Загадками этрусков интересовались и венценосные особы. Король Швеции Густав VI Адольф в 1957 году вместе с внучкой, принцессой Маргарет (будущей королевой Датской), почтил своим присутствием раскопки поселений древнего народа близ Рима. Король “заболел” археологией пятнадцати лет от роду и с тех пор побывал в тридцати экспедициях. Узнав, что исследование трёх этрусских деревень за недостатком средств приостановлено, монарх не только профинансировал проект, но и посетил памятник, приняв участие в полевых работах.

    0

    151

    Оказывается, отец всесильного Сеяна, был связан с Этрурией:
    Отец Сеяна, Л. Сейус Страбон, был всадником из этрусского города Вольсинии. Важнейшие вехи его карьеры — префект претория в Риме и префект Египта.

    Веллей Патеркул  "РИМСКАЯ ИСТОРИЯ".

    0

    152

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Сегодня несколько сотен этрусских гемм хранится в Эрмитаже. Их форма - почти всегда скарабей - неэтрусская, а заимствованная у финикийцев, у египтян, носителей древней восточной культуры. Недаром самих этрусков относили к пришельцам из Лидии,

    Все давно известно - они из Эдома.  :flag:

    0

    153

    Выловила в Сети по сабжу:

    Интересный факт (взято из италоязычных источников в сети): сами этруски называли себя Rasenna или Rasna, римляне - Etruschi, а вот греки называли их Tirreni...отсюда и произошло название моря, побережье которого заселяли представители этой древней цивилизации, - Тирренское )

    http://s2.uploads.ru/t/92qJc.jpg

    0

    154

    Во времена 2-го Триумвирата этрусские гаруспики всё ещё фигурируют в римской истории:
    Во время этих событий в Риме происходили многочисленные грозные чудеса и знамения. Собаки выли все зараз, словно волки, — зловещее предзнаменование, волки — необычайное в городе животное — бегали по форуму. Вол стал издавать человеческие звуки; новорожденный ребенок начал говорить. Из статуй богов одни покрылись потом, другие — кровавым потом. Слышались громкие крики мужчин, бряцание оружия, бег коней, хотя никого не было видно. Вокруг солнца наблюдались многие зловещие признаки; падал каменный дождь; непрестанные молнии поражали храмы и изображения богов. Ради всего этого сенат вызвал из Этрурии гаруспиков и прорицателей. Старейший из них сказал, что старинная власть6 возвратится вновь и что все, кроме него одного, станут рабами, затем прикрыл рот и задержал дыхание, пока тут же не скончался.
    Аппиан. "Гражданские войны".

    0

    155

    Саркофаг, ок. 150—130.
    http://sa.uploads.ru/t/RFfho.jpg

    0

    156

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Саркофаг,

    Величественно!  http://s2.uploads.ru/xepTX.gif

    0

    157

    Бронзовая фигурка этрусского воина, 3-ий век до н.э.
    http://sa.uploads.ru/t/iARb6.jpg

    0

    158

    Мы часто обсуждаем римские буллы, как их носили и с какой целью. Вот здесь прекрасно видно буллу на шее у ребёнка. Это этрусский ребёнок, но у римлян всё было точно так же.
    Этрусская бронзовая статуэтка сидящего ребенка с буллой, Тарквиния, 150-ый год до н.э. 
    http://sa.uploads.ru/t/U6o2j.jpg

    0

    159

    Этруски были великолепными мастерами по работе с металлом. Вспомним о знаменитом символе Древнего Рима-Капитолийской волчице, которая была отлита этрусками. Вот ещё один великолепный образец этрусского литейного мастерства-бронзовая голова мальчика:
    http://sa.uploads.ru/t/X6qMv.jpg

    0

    160

    А вот-какая экспрессия!
    Танцующая девушка, этрусская бронзовая статуэтка, музей Флоренции.
    http://sa.uploads.ru/t/EvUKm.jpg

    0