Ещё о картинах и картинной галереи вычитал у Павсания, в только что скачанной книге "Описание Эллады":
"...«Росписная» галерея и ее картины.
1. Те, кто идет по направлению к галерее, которую называют «Расписной» по картинам, находящимся в ней (1), встречают медного Гермеса, так называемого «Рыночного», а рядом ворота. На них находится трофей, поставленный после того, как афиняне победили в конном сражении Плейстарха, брата Кассандра, и начальника его конницы и наемного войска
2. В этой галерее прежде всего обращает на себя внимание картина: афиняне у аргивской Энои (2), выстроенные против лакедемонян; изображен не разгар боя, не сражение, уже развернувшееся, где можно показать проявление храбрости, но только еще начало битвы, когда они только сходятся для рукопашной схватки. На средней стене изображены афиняне и Тесей, сражающиеся с амазонками. Только у одних этих женщин поражения не отняли решимости вновь подвергнуться опасности; несмотря на то, что Фемискира (город) была взята Гераклом и что затем у них погибло войско, которое они послали против Афин, они тем не менее явились под Трою, чтобы сражаться против афинян и всех эллинов.
3. За битвою с амазонками изображены эллины, взявшие Иллион, и цари, собравшиеся (для совещания) о дерзостном поступке Аякса (3) по отношению к Кассандре; на картине изображены сам Аякс, пленницы и в их числе и Кассандра.
4. Последняя картина изображала сражавшихся при Марафоне. Из беотийцев одни житель Платеи и все войско Аттики вступили в рукопашный бой с варварами. В этом пункте картина изображает еще нерешенное сражение. Вне сцены боя варвары уже бегут и толкают друг друга в болото. На краю картины изображены финикийские корабли, варвары стараются влезть на них, а эллины их избивают. Тут же нарисован и герой Марафон, от которого вся эта равнина получила свое название, а также Фесей, изображенный как будто он поднимается из земли, кроме того, Афина и Геракл. У марафонских жителей, как они сами говорят, впервые Геракл стал почитаться богом. Из сражающихся особенно выделяются на картине Каллимах, который афинянами был выбран на должность полемарха, а из стратегов – Мильтиад и так называемый герой Эхетл, о котором я буду говорить позднее (4).
5. Тут же находятся медные щиты и на одних из них есть надпись, что они от Скионии и ее союзников, а другие намазаны смолой, чтобы их не погубило время или сырость; говорят, что они принадлежали тем лакедемонянам, которые были взяты в плен на острове Сфактерии..."
Примечания
1 Росписная (картинная) галерея была выстроена, вероятно, в 457 г. Над ее картинами работали три художника. Полигнот – давший цикл троянских картин, Микон – написавший войну с амазонками, и те же Микон и Панэний – написавшие Марафонскую битву. Трудно сказать, были ли эти картины написаны прямо на стене или на досках (sanides). Упоминание об этой галерее мы находим у самых различных писателей; она была любимым местом для прогулок афинян.
2 Битва при Эное, где афиняне победили спартанцев, нам неизвестна. Не смешивает ли Павсаний Эною Аргосскую с Марафонской (из «Четыреградия»), и тогда эта сцена должна показывать очень распространенную в Афинах легенду о защите афинянами Гераклидов от нападения на них аргивян (тема многих трагедий).
3 О подобной же картине Микона в Дельфах Павсаний рассказывает в X, 26, 3.
4 Как были расположены эти картины – очень сложный и до сих пор нерешенный вопрос. Предполагают, что три главных картины: битва с амазонками, взятие Илиона и битва на Марафоне занимали длинную стену; две боковые оставались свободными и только впоследствии одна из них была занята битвой при Эное.