Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Парнас-здесь обитают музы. » Коллекции и коллекционеры античного мира.


    Коллекции и коллекционеры античного мира.

    Сообщений 21 страница 40 из 53

    21

    Геннадий Бордуков написал(а):

    замуровал Курию как проклятое место. Но Портик Помпея всегда оставался одним из любимых римлянами мест для прогулок и, по сути, был картинной галереей.

    Как это ни странно звучит, но и нынешняя Курия используется как выставочный зал (расскажу об этом позже):

    0

    22

    Это не та Курия. На фотографии выше - Курия с римского форума, а Курия Помпея находилась на Марсовом поле, там где сейчас Largo di Torre Argentina. Там, кстати, сохранились остатки храмов республиканской эпохи, входивших в комплекс театра Помпея.

    Отредактировано Sextus Pompey (2011-06-11 20:47:06)

    0

    23

    Sextus Pompey написал(а):

    Это не та Курия.

    Да, это не та Курия в Портике Помпея. Это Курия возде арки Септимия Севера и напротив храма Сатурна.

    0

    24

    Продолжим по теме:
    Бытовые детали и натуралистические зарисовки в античной художественной литературе дают основание предполагать, что в римскую эпоху существовали и публичные пинакотеки. Герой романа Петрония Арбитра (I в. н.э.) «Сатирикон», странствующий по югу Италии, после бурно проведенной ночи пытается следующим образом развеять плохое настроение: «...Чтобы несколько облегчить свое горе и забыть нанесенную мне обиду, вышел из дому и забрел в пинакотеку, славную многими замечательными картинами всевозможных направлений. При виде этих любовных картин я, забыв, что я не один в галерее, закричал: Значит и боги подвластны страсти?»(33).
    Эти косвенные свидетельства об общественных пинакотеках подкрепляются и упоминаниями в документах о существовании в имперском Риме должности «попечителя пинакотек» — procurator a pinacothecis(34).
    Возможность увидеть прославленные произведения искусства, исторические реликвии и редкости предоставляли и римские храмы. Замечательным художественным собранием обладал храм Счастья, которому завоеватель Греции Луций Муммий посвятил значительную часть своей коринфской добычи, в том числе медные статуи муз работы Праксителя — «Феспиады», или «Теспиады»(35).
    В I в. н.э. одно из выдающихся собраний Рима размещалось в храме Согласия, построенном у подножия Капитолия в северо-западной части Римского форума еще в IV веке до н.э. и с пышностью отреставрированном при императоре Августе в 7—10 гг. н.э. Его коллекции живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства включали немало шедевров. Здесь можно было полюбоваться картинами «Отец-Либер» («Дионис») известного афинского живописца Никия и «Привязанный Марсий» знаменитого Зевксида, славившегося особой тонкостью письма и идеальной красотой женских образов. В храмовом собрании находилось много статуй богов, выполненных известными греческими скульпторами IV—III вв. до н.э. — Эвфранором, Бриаксидом, Стеннидом, Пистоном, Никератом. Восторг неискушенных в тонкостях искусства посетителей неизменно вызывали четыре слона из обсидиана, которые «сам Август посвятил как чудо», пораженный, вероятно, размерами монолитов(36).
    В последней трети I века н.э. обладателем одного из самых богатейших художественных собраний Рима становится храм Мира, или Форум Мира, Форум Веспасиана, как его стали называть впоследствии. Это сооружение с храмом и библиотекой, окруженное портиком с колоннами из красного гранита и стеной, император Веспасиан построил в 70-е годы н.э. в честь победы над Иерусалимом. В нем хранились привезенные с Востока Веспасианом и его сыном Титом выдающиеся произведения греческого искусства, восточные редкости и священные реликвии из Иерусалимского храма. Здесь же оказались и произведения искусства из разрушенного Золотого Дворца Нерона. «Из всех тех произведений, о которых я сообщил, — пишет Плиний, — все самые знаменитые находятся теперь в Городе, посвященные принцепсом Веспасианом в храме Мира и других его постройках, до этого свезенные по произволу Нерона в Город и расставленные в залах Золотого Дворца».
    Одной из жемчужин живописной коллекции храма Мира считалась картина Протогена «Иалис». Античные авторы часто говорят о ней как об одном из самых выдающихся произведений. По словам Плиния Старшего, «из-за этого Иалиса, чтобы не сгорела картина, царь Деметрий не стал поджигать Родос с той стороны, где она находилась, хотя только оттуда он и мог захватить город, и, щадя картину, упустил возможность победы»(37). Богатые художественные собрания отличали форумы Августа и Траяна, немало великолепных произведений искусства собралось в Юлиевых Септах и Портике Филиппа, ценными коллекциями декоративно-прикладных изделий, особенно гемм, славились храмы Венеры Прародительницы и Юпитера Капитолийского.
    Если первоначально посвятительные дары достаточно хаотично размещались в храмах и светских постройках, то со временем стали апробироваться способы наиболее эффектного расположения предметов. Именно соображения выигрышного и удобного показа произведений живописи и скульптуры лежали, как полагают, в основе организации экспозиции в Школе, или экседре Построек Октавии. В отличие от узкого и часто переполненного людьми портика, экседра давала возможность соблюдать определенную дистанцию при осмотре произведений, а в случае необходимости создать для картин и статуй защитные ограждения. Что же касается непосредственных принципов экспонирования, то полагают, что в римскую эпоху существовала традиция располагать предметы симметрично, чтобы один визуально уравновешивал другой.

    ----------------------------------------------------------------------------------------------
    33) ПЛИНИЙ СТАРШИЙ. XXXVI, 33. XXXV, 9; ПЕТРОНИЙ АРБИТР. Сатирикон. LXXXIII; LXXXVIII.

    34) STRONG D.E. Op. citю, p. 253.

    35) ПЛИНИЙ СТАРШИЙ. XXXIV, 69; XXXVI, 39. ЦИЦЕРОН. Ук. соч., II.

    36) ПЛИНИЙ СТАРШИЙ. XXXV, 131, 66. XXXIV, 73, 77, 80, 89, 90; 144. XXXVI, 196.

    37) ПЛИНИЙ СТАРШИЙ. XXXIV, 84. XXXV, 102-104.

    0

    25

    Геннадий Бордуков написал(а):

    По словам Плиния Старшего, «из-за этого Иалиса, чтобы не сгорела картина, царь Деметрий не стал поджигать Родос с той стороны, где она находилась, хотя только оттуда он и мог захватить город, и, щадя картину, упустил возможность победы»

    Это уже гипертрофированная тяга к прекрасному. Она может и жизни стоить.  :glasses:

    0

    26

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Что же касается непосредственных принципов экспонирования, то полагают, что в римскую эпоху существовала традиция располагать предметы симметрично, чтобы один визуально уравновешивал другой.

    Римский фэньшуй:D

    0

    27

    Определенную эволюцию претерпела и практика размещения предметов в храмах, в интерьерах которых стали появляться произведения не только культового, но и светского характера. Они помещались в пронаосе, где для  установки статуй по обе стороны от входа часто имелись специальные ниши, однако особо ценные предметы находились в целле(38). Роль гидов по храмовым собраниям выполняли специальные служители или смотрители — aeditui, которые работали по найму, но иногда могли быть и из числа рабов. Они владели необходимым минимумом информации о собрании, ведь в Риме, как и в Греции, составлялись подробные описи всех поступлений в общественные постройки и культовые сооружения. Посетители, как правило, проводились устоявшимся маршрутом, а сообщаемая информация о предмете касалась, прежде всего, связанных с ним легенд, авторства и прежних владельцев. Чем больше прославленных имен было в «послужном списке» вещи, тем большей ценностью в глазах зрителей она обладала. Это обстоятельство, по-видимому, способствовало развитию творческой фантазии гидов. В храме Согласия, например, демонстрируя сардоникс, вправленный в качестве дара императрицей Августой (Ливией) в золотой рог, они говорили, что это гемма из знаменитого перстня Поликрата(39). Но Плиний Старший, судя по интонации его рассказа, относился к этим сведениям весьма недоверчиво(40).
    Сообщаемая информация не всегда была достоверной и в силу объективных причин. Статуи часто отправляли в Рим без баз, на которые впоследствии устанавливались новые произведения. Многие произведения искусства были трофейными, и их временные владельцы не всегда знали имена создателя и изображенных персоналий. Полководец Муммий, посвящая в храм статую македонского царя Филиппа, написал на ней «Зевс», а скульптурная группа двух юношей из Аркадии его стараниями приобрела надпись «Нестор и Приам», которые, как известно, выведены в «Илиаде» Гомера почтенными старцами, правителями Пилоса и Трои.
    Показ коллекций не являлся основным видом деятельности храмовых служителей. Их главная обязанность заключалась в охране храма, содержании его в чистоте и порядке, защите вещей от порчи и разрушения. Согласно существующим правилам, все полученное ими на хранение имущество они под отчет передавали своим преемникам и несли ответственность за пропажу предметов (41). В отдельных случаях наказание не ограничивалось штрафом или выплатой компенсации, а могло носить исключительный характер. Например, находившаяся в храме Юпитера Капитолийского в целле Юноны медная статуя собаки, зализывающей рану, столь высоко ценилась за свои художественные достоинства, что «никакая сумма не представлялась равноценной, государственным решением было установлено, что хранители отвечают за нее головой», хотя не известно, отвечали ли виновные «головой» в буквальном смысле, или же речь шла о полном или частичном поражении в гражданских правах.
    Несмотря на то, что храмы запирались на крепкие замки, существовали ночные сторожа, а иногда использовались и собаки-охранники, кражи все равно происходили. Гаю Верресу удалось похитить из храма Эскулапа в Агригенте статую Аполлона работы Мирона, а из святилища Цереры в Катине — культовую статую богини. Ради статуи Геркулеса, люди Верреса ночью совершили вооруженный налет на храм, который не удался, поскольку на помощь ночной страже подоспели жители Агригента. Налетчикам пришлось довольствоваться лишь двумя маленькими статуэтками, прихваченными ими во время набега. В воровстве иногда уличали и храмовых служителей, как это произошло, например, в 52 г. до н.э., когда из храма Юпитера Капитолийского исчезли спрятанные там 2000 фунтов золота. Подозреваемый не стал дожидаться разбирательства и покончил с собой, раскусив гемму перстня, в которой был яд(42). Порой угрозу для храмовых собраний представляли и первые лица государства. По свидетельству Светония, на репутации императора Вителлия в бытность его попечителем общественных построек лежало пятно, поскольку, «по рассказам, он похищал из храмов приношения и украшения или подменял их, ставя вместо золота и серебра олово и желтую медь».

    -----------------------------------------------------------------------------------------------------------
    38) STRONG D.E. Op. cit. p. 258; ПЛИНИЙ СТАРШИЙ. XXXIV, 38.

    39) Поликрат — самосский тиран, который, согласно легенде, бросил в море свой любимый перстень, чтобы избежать наказания и умилостивить Фортуну, однако тот к нему вскоре вернулся в желудке пойманной рыбы.

    40) ПЛИНИЙ СТАРШИЙ, XXXVII, 4, 8.

    41) STRONG D.E. Op. cit. p. 260, 255; ЦИЦЕРОН. Речь против Гая Верреса, LXIII, 140.

    42) ПЛИНИЙ СТАРШИЙ. Кн. XXXIV, 38; ЦИЦЕРОН. Ук. соч. XLIII, 93-94. XLV, 99; ПЛИНИЙ СТАРШИЙ. XXXIII, 14.

    0

    28

    Геннадий Бордуков написал(а):

    в 52 г. до н.э., когда из храма Юпитера Капитолийского исчезли спрятанные там 2000 фунтов золота. Подозреваемый не стал дожидаться разбирательства и покончил с собой, раскусив гемму перстня, в которой был яд

    Вот это сюжет!  :cool:

    0

    29

    Опасность исходила и от любителей соскабливать позолоту со статуй, о чем писал в одной из своих сатир Ювенал:
    «Вспомни и тех, кто ворует из храмов древних большие
    -Чаши со ржавчиной чтимой
    -богам приношенья народа
    -Или венцы, принесенные в храм когда-то царями.
    -Если же этого нет, святотатец найдется помельче:
    -Он соскоблит позолоченный бок Геркулесу, Нептунов Лик поскребет, золотые пластинки утащит с Кастора;
    -Разве смутится привыкший Юпитера целого плавить?»(43).
    Если воровству и вандализму можно было поставить заслон, то борьба с разрушительным воздействием времени, особенно в условиях экспонирования «на открытом воздухе», эффективных результатов не имела. Однако попытки приостановить или замедлить процесс старения предметов, тем не менее, предпринимались. Для предохранения от порчи статуй из слоновой кости часто использовали оливковое масло. Мраморный пол перед созданной Фидием статуей Зевса в Олимпии окаймляла полоса из мрамора, немного приподнятая, чтобы задерживать сливающееся сюда масло. Но если в условиях болотистого воздуха и повышенной влажности для статуи Зевса полезным оказывалось именно масло, то в Афинском акрополе, где воздух был сухим, статуя Афины Парфенос, по мнению Павсания, нуждалась в воде и испарениях от воды. «В Эпидавре же на мой вопрос, почему на статую Асклепия не льют ни воды, ни масла, — пишет он, — служители храма сказали мне, что статуя бога и его трон сооружены над колодцем». Аналогичные методы консервации применялись и в Риме, поэтому, например, культовая статуя бога в храме Сатурна была «наполнена оливковым маслом»
    Оливковое масло использовали иногда и для предохранения от ржавчины медных и бронзовых изделий, но считалось, что лучше этот материал сохраняет жидкая смола. Именно поэтому медные щиты побежденных спартанцев, хранившиеся в Стоа Пойкиле, по свидетельству Павсания, были «намазаны смолой, чтобы их не погубило время или сырость»(44). Сохранились и сообщения о том, что картины иногда покрывали защитным слоем краски. Рассказывая о создании Протогеном «Иалиса», Плиний пишет: «На эту картину он положил краску в четыре слоя для защиты от повреждения и обветшания, так, чтобы каждый нижний слой заменял исчезающий верхний». Но никакие меры консервативного характера не спасли самое прославленное произведение Апеллеса — Афродиту (Венеру) Анадиомену («Выплывающая из моря»): гниению подверглась доска, на которой она была написана. «Не нашлось никого, кто бы смог восстановить испортившуюся нижнюю часть ее», — с горечью констатировал Плиний. Но эти слова дают основание полагать, что реставрационные работы на пинаках все-таки проводились. Об этом косвенно свидетельствует и такой факт. На двух картинах Апеллеса, изображавших Александра Македонского с богиней победы Никой, сыновьями Зевса и олицетворением Войны, «божественный Клавдий счел лучшим срезать... лицо Александра и вписать портрет божественного Августа».

    --------------------------------------------------------------------------------------------
    43) СВЕТОНИЙ. Вителлий, 5; ЮВЕНАЛ, XIII, 140, 150.

    44) ПАВСАНИЙ. V, 11, 10-11. ПЛИНИЙ СТАРШИЙ. XV, 32; ПАВСАНИЙ, 1, 15, 4.

    0

    30

    Геннадий Бордуков написал(а):

    На двух картинах Апеллеса, изображавших Александра Македонского с богиней победы Никой, сыновьями Зевса и олицетворением Войны, «божественный Клавдий счел лучшим срезать... лицо Александра и вписать портрет божественного Августа».

    Идиот этот Клавдий  :angry:

    0

    31

    Ну, и завершающая часть этого интересного материала:
    Довольно распространена была и практика замены голов у статуй, что стало даже предметом насмешек в римском обществе. Но иногда такого рода работы преследовали не политические, а чисто реставрационные цели. Например, афинский скульптор Эвандр, работавший в Риме в 60–30-е гг. до н.э., смог вполне удачно заменить голову у статуи Дианы (Артемиды) из храма Аполлона на Палатине, автором которой был известный скульптор IV в. до н.э. Тимофей(45). Об определенных успехах античных реставраторов свидетельствуют и некоторые из дошедших до нас статуй, сохранившие следы весьма искусной ремонтной работы(46).
    В экспозиционных целях разрабатывалась и техника вырезывания штукатурок с росписями. По свидетельству Плиния, во второй половине I в. до н.э. из Спарты «с кирпичных стен была вырезана штукатурная работа из-за великолепной росписи и, заключенная в деревянные рамы, увезена в Рим для украшения Комиция. Хотя это произведение было поразительно само по себе, однако больше поражались тому, что удалось его перевезти»(47).
    Первоначально надзор за храмами и общественными зданиями, следовательно, и находившимися в них коллекциями был прерогативой цензоров и эдилов. В круг их обязанностей входил учет всей культовой утвари и посвятительных даров. Кроме того, среди документации хранились списки трофейных ценностей, размещавшихся в триумфальных постройках, хотя забота о самих этих строениях и их содержимом лежала на семье и потомках триумфатора. При определенных обстоятельствах цензоры занимались также и распределением по храмам культовой утвари и перемещением тех или иных произведений искусства. Когда послы царя Антиоха привезли в Рим в знак дружбы золотые сосуды, именно цензорам, по свидетельству Тита Ливия, «поручили разместить их в храмах по своему усмотрению». Эдилы осуществляли общий надзор за состоянием общественных построек, следили за поддержанием их в сохранности, нанимали служителей в храмы и контролировали их работу.
    В эпоху империи обязанности цензоров и эдилов, касающиеся хранения и охраны произведений искусства, перешли к двум подчиняющимся императору попечителям общественных построек — curatores, в ведении одного из которых находились храмы, а второго — постройки светского назначения. В первой трети IV в. эта система управления претерпела реорганизацию. В 331 г. указом императора Константина была упразднена должность попечителя храмов, а его обязанности перешли отчасти к попечителю статуй — curator statuarum, который подчинялся префекту города Рима — praefectus urbi. Насколько известно, эта система управления художественными ценностями в императорском Риме работала достаточно эффективно, за исключением, конечно, кризисных периодов(48).
    Итак, многое из того, что европейская культура обрела в сфере коллекционирования, уже присутствовало, пусть и в зачаточном состоянии, в античном мире. Здесь впервые стали апробироваться различные способы экспонирования предметов, получившие развитие в последующие эпохи, предпринимались попытки решить проблему хранения и реставрации коллекций, сделать общественным достоянием частные собрания. Составляя неотъемлемую часть сакральной сферы бытия, античные общественные собрания в то же время способствовали развитию эстетического вкуса и расширению кругозора греков и римлян, любителям искусства позволяли погрузиться в мир прекрасного, а художникам давали возможность изучать великие творения, постигая мастерство своих предшественников.

    -----------------------------------------------------------------------------------------------
    45) ПЛИНИЙ СТАРШИЙ. XXXV. 102 с примеч.; 91, 94, 4; XXXVI, 32.

    46) STRONG D.E. Op. cit., p. 262-263.

    47) ПЛИНИЙ СТАРШИЙ. XXXV, 173.

    48) ЛИВИЙ, XLII, 6; STRONG D.E. Op. cit., p. 250-254.

    0

    32

    Геннадий Бордуков написал(а):

    во второй половине I в. до н.э. из Спарты «с кирпичных стен была вырезана штукатурная работа из-за великолепной росписи и, заключенная в деревянные рамы, увезена в Рим для украшения Комиция

    Вот это круто!  :crazyfun:
    Как еще римляне (тот же Адриан, например) не перевезли в Рим Парфенон?

    0

    33

    Ну, Парфенон-это преувеличение, конечно. А вот египетские обелиски римляне не стеснялись вывозить в качестве трофеев. В Большом Цирке (о котором я писал в топике про Палатинский холм) стояло 2 обелиска.
    А вот обелиск, вывезенный Августом из Египта и находящийся сейчас на площади перед зданием итальянского парламента. Когда я фотографировал его, то всё думал-что же это такое расположено на его вершине-наверняка ведь уже римский девайс?

    0

    34

    Геннадий Бордуков написал(а):

    вывезенный Августом из Египта

    Грабить-это привилегия победителей во все времена. Так делали и крестоносцы, и Наполеон, и англичане, и Гитлер со Сталиным.

    0

    35

    Геннадий Бордуков написал(а):

    же это такое расположено на его вершине-наверняка ведь уже римский девайс?

    Похоже. Если обелиск использовали в качестве солнечных часов, то шпиль этой бронзовой конструкции точную тень отбрасывал.

    0

    36

    Centurion написал(а):

    то шпиль этой бронзовой конструкции точную тень отбрасывал.

    В папское время обычно на вершинах обелисков устанавливали кресты.
    И не надо забывать-не все обелиски в Риме-из Египта, а даже те, что из Египта-не все сделаны во времена фараонов.  :glasses:

    0

    37

    Юлий Цезарь в 51 году до н.э. потратил столько денег на покупку места для своего нового форума, что Плиний Старший по этому поводу говорит: «Мы удивляемся пирамидам египетских фараонов, а вот диктатор Цезарь истратил 100 миллионов сестерций на одно только место для своего форума». Форум Цезаря представлял собой священную ограду, окружавшую храм Венеры Родительницы (Genitrix), т. е. божества, от которого Цезарь вел свой род. Статуя этой богини была шедевром Аркесилая. Перед храмом стояла конная статуя самого диктатора.
    Внутри находились картины знаменитых греческих художников, описание которых дает Плиний Старший, шесть коллекций гравированных камней и камей, панцирь для статуи божества, весь покрытый британским жемчугом.

    0

    38

    Светоний пишет о увлечениях Августа:
    Собственные виллы, очень скромные, он украшал не статуями и не картинами, а террасами и рощами, и собирал там древние и редкие вещи: например, на Капри — доспехи героев и огромные кости исполинских зверей и чудовищ, которые считают останками Гигантов.

    0

    39

    В 146—145 гг.. до н.э. состоялась  выставка картин на Форуме. Среди них — специально заказан­ная неким Остилием Манцином доска с изображением его при взятии Карфагена, стоя рядом с которой Манцин дает окружающим пояснения о своем подвиге.  :crazy:

    0

    40

    Геннадий Бордуков написал(а):

    м с которой Манцин дает окружающим пояснения о своем подвиге

    Это не тот ли Манцин, который затем в Испании позорно капитулировал?

    0


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Парнас-здесь обитают музы. » Коллекции и коллекционеры античного мира.