При Мубараке туризм рассматривался как важная статья государственного бюджета и элемент формирования позитивного имиджа страны на мировой арене. Нынешние власти Египта не имеют ни сил, ни желания сохранять многочисленные памятники.
Земля вокруг уже исследованных памятников пестрит следами новых, неофициальных раскопок. Такие раскопки проводят под покровом ночи и главной целью являются сокровища, тогда как намного более ценные для специалистов предметы уничтожаются.
Как сообщает Катрина Стюарт из медиа-издания «USA Today», черная археология процветает в Египте повсеместно, но больше всего от нее страдают крупнейшие и самые известные комплексы: Гиза, Луксор, Саккара. Наибольший ущерб мировому наследию наносят несанкционированные раскопки в Дахшуре.
Ведь вокруг пирамид основателя IV династии Снофру располагаются не исследованные археологами гробницы его приближенных, материалы из которых могли бы пролить свет на историю Древнего Царства и в частности, на причины, вынудившие Снофру построить несколько пирамид.
Наибольший ущерб мировому наследию наносят несанкционированные раскопки в Дахшуре
Как сообщает археолог Моника Ханна, специализирующаяся на исследовании отношения местного населения к археологическим памятникам, только в одном Дахшуре мародеры работают на таких незаконных раскопках каждый день с заката до рассвета. От этих раскопок местность вокруг пирамиды Снофру выглядит дырявой, как швейцарский сыр, говорит она.
В Дахшуре орудуют не отдельные группы гробокопателей, а хорошо вооруженные банды, в каждой из которых только автоматчиков может быть 40 человек. Редкие попытки национальной гвардии помешать их действиям не приносят результата. Как отмечает хранитель комплекса в Дахшуре Саид Хуссейн, и полиция, и национальная гвардия после революции перестали обращать внимание на чёрных археологов. Сами же охранники памятников безоружны и не могут справиться с мародёрами.
При Мубараке район Дахшура, входящий в список всемирного наследия ЮНЕСКО, был закрытой военной зоной, и здесь запрещалось копать как иностранцам, так и местным археологам. Поэтому нынешние черные археологи предполагают найти сокровища, подобные сокровищам гробницы Тутанхамона.
Хотя в действительности в большинстве погребений можно найти керамику, мумии в деревянных гробах и мелкие украшения. На кадрах, снятых журналистами ВВС, можно увидеть целые туннели, прорытые в земле черными археологами. При помощи таких туннелей гробокопатели пытаются проникнуть в погребальные камеры, расположеные на значительной глубине.
Чиновник министерства древностей Египта Камаль Вахид, руководивший при Мубараке охраной древностей в Гизе и в Саккаре отрицает безразличие властей, но жалуется на нехватку средств для поддержания памятников истории в надлежащем состоянии, вызванную, в частности, упадком туризма.
По его мнению, информация о черных археологах в Египте весьма преувеличена, потому что современные раскопки требуют наличия дорогостоящей техники. Чиновники меньшего ранга, такие как Хосни Хуссейн, начальник департамента туризма и древностей в Луксоре, более откровенны. Х. Хуссейн сообщил, что незаконные раскопки проводились всегда, но после революции их объёмы действительно значительно возросли.
В Дахшуре орудуют не отдельные группы гробокопателей, а хорошо вооруженные банды, в каждой из которых только автоматчиков может быть 40 человек. На черном рынке можно купить многие ценные предметы из раскопок, так, статуэтки из гробниц стоят порядка 600 долларов.
Вместе с тем отмечается и значительный приток египетских предметов на черный рынок в Европе. Как говорят антиквары, он не был бы возможен без хорошо налаженной сети контрабанды. Более того, возникают подозрения, что на европейский рынок попадают также предметы из государственного музея Каира и других египетских собраний.
Не только черная археология представляет собой угрозу для египетских памятников. Наиболее фанатичные исламисты предлагают уничтожить пирамиды и древние храмовые комплексы как языческие, подобно тому как талибы взорвали статуи Будды в Бамианской долине.
К подобным мыслям склоняются не только религиозные лидеры страны, но и нынешние государственные чиновники, они склонны считать, что сохранение пирамид и других доисламских памятников «склоняет население страны к идолопоклонству, атеизму и пропагандирует загнивающую западную культуру». Правительство и органы местного самоуправления раздают неисследованные сектора и исторические памятники под застройку сторонникам новой власти.
Но и без таких кардинальных заявлений древние памятники разрушаются от времени и от отсутствия внимания к ним. Финансирование реставрационных работ заморожено, а на многие памятники наступает современное строительство. Так, на некрополь царских сановников неподалеку от Черной Пирамиды Аменмхета III в том же Дахшуре наступает современное кладбище.
Его новые участки располагаются всего в нескольких метрах от раскапываемого немецкой экспедицией древнего храма. Современные захоронения не только повреждают еще не раскопанные участки, но и лишают возможности их исследования, потому как по египетским законам территории кладбища не могут быть возвращены в собственность государства.
В целом ряде мест на территории археологических памятников появляются самострои, причем их владельцы игнорируют требования властей об освобождении охраняемой государством территории. Более того, правительство и органы местного самоуправления раздают неисследованные сектора и исторические памятники под застройку сторонникам новой власти.
Значительный урон наносят новые застройки городу Антинополису. Здесь бульдозеры выравнивают площадку перед храмом Рамзеса II, а северо-западная часть города римского времени передана нынешними властями для посадки сельскохозяйственных культур. В результате земляных работ за последний год в Антинополисе было уничтожено кладбище того же периода.
Борьба за спасение руин города получила большую известность в твиттере. Помимо официального сайта археологических раскопок города в интернете существует несколько блогов и сайтов на арабском и английском языках, борющихся за спасение руин города, бывшего столицей Верхнего Египта и Фаюмского оазиса в римское и византийское время.
Как говорит Усама эль-Шимми, куратор Гизы, Саккары и Дахшура от министерства древностей Египта: «Многие проблемы сохранности памятников состоят в том, что сегодня среди египтян распространилась вера в то, что можно стать миллионером за один день».