Там также был обнаружен лук и стрелы, которые теперь являются экспонатами в музее Луксора.
Наверное, только в сухом климате это и могло сохраниться?
Античная история и нумизматика. |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Страны и народы, соприкоснувшиеся с Римом. » Древний Египет.
Там также был обнаружен лук и стрелы, которые теперь являются экспонатами в музее Луксора.
Наверное, только в сухом климате это и могло сохраниться?
Московский государственный университет печати
Козаченко Б.Ф.,
Черкасов М.М.,
Кудряшова В.В.,
Кочетков А.Л.,
Карпеева Н.В.
2.Лекция 1. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Вот скопипастила только материал, касающийся Древнего Египта:
2.1.ЭКОНОМИКА ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
2.1.1.Периодизация истории Древнего Египта
Историю стран принято понимать как писаную историю. Те времена, о которых нет письменных свидетельств, называют доисторическими. Начало истории Египта датируется 3000 г. до н.э. Но материальные следы человека, обнаруженные на берегах Нила, относятся к 10000 г. до н.э., а постоянные поселения возникли на рубеже VI и V тысячелетий до н.э. Найденное в ямах Фаюмского оазиса зерно датируется 4500 г. до н.э. IV тысячелетие до н.э. называется додинастическим периодом, в конце которого известно имя царя - Нармер. Об этом периоде также имеются письменные свидетельства. В период 3000-2778 гг. до н.э. существовало Раннее царство (две династии). Период 2778-2263 гг. представляет собой Древнее царство (с III по XII династии, первый фараон - Джосер, затем Снофру, Хуфу - Хеопс). Далее идет 1-й переходный период (с VII по X династии). Период 2160- 1785 гг. до н.э. получил название «Среднее царство» (с XI по XII династии). Затем наступает 2-й переходный период. Здесь царствовали с XIII по XVII династии. С 1580 по 1085 г. до н.э. длилось Новое царство, после чего наступает 3-й переходный период, продлившийся до 715 г. до н.э. (с XXI по XXIV династии). Период 715 -332 гг. до н.э. называется «Позднее царство» (с 25 по 31 династии). В 332 г. до н.э. Египет завоевывает Александр Македонский. С 305 до 31 г. до н.э. длится птолемеевский период, с 30 г. до н.э. по 395 г. н.э. продолжался Римский период.Египетский язык был расшифрован около 1830 г. французским филологом Шампольоном. Ныне установлено, что в эволюции египетского языка было 4 фазы: староегипетский язык (до XXIII века до н.э.), среднеегипетский (классический) язык (до XV века до н.э.), новоегипетский язык (до VII в. до н.э.) и демотический язык (до V в. до н.э.). Далее египетский язык превращается в коптский, которым пользовались до XVI в. н.э. Сейчас известно 20 тыс. древнеегипетских слов.
Древнеегипетская письменность (иероглифы) в своей основе имела звуковой принцип (в отличие, например, от китайских иероглифов), который лег в основу европейских языков. Слова «папирус», «оазис», «эбонит», «базальт», «натр», «химия» дошли до нас из египетского языка. Иероглифическое письмо использовалось в Египте 3500 лет, т.е. больше, чем любая иная система письменности (клинопись, латинский алфавит и т.д.). Изобретение письменности явилось самым большим вкладом египтян в мировую цивилизацию. Из иероглифов в XVI в. до н.э. возникло синайское письмо, из него в XIII в. - финикийское письмо, затем через посредство арамейской письменности в IX в. до н.э. возник греческий алфавит, из него - латинский, из латинского - славянская азбука. В очертании современных букв обнаруживаются признаки египетского происхождения.
История Египта (3000 г. до н.э.) открывается письменными документами как история объединенного (Нижнего и Верхнего) Египта.
2.1.2.Командно-распределительная система египетской экономики
Материальной основой экономики Древнего Египта была река Нил, самая длинная река в мире, использование которой требовало не просто силы коллектива, но даже и силы единого государства. Работы по ирригации и поддержанию гидрорежимов требовали не только централизации экономической власти, но и ее обожествления. Фараон почитался, как живой бог, а не только как царь. Если бог-фараон правил нормально и ему беспрекословно все подчинялись, то в стране было процветание и изобилие, разливы Нила приносили урожаи ячменя, пшеницы, скот умножался, в страну везли золото, серебро, медь и многие другие товары. Но если божественность фараона ставилась под вопрос, то в стране наступал упадок, брат шел на брата. Нил катил свои воды мимо полей, наступал голод, привозные товары исчезали. Для поддержки божественности главного ирригатора строились пирамиды, храмы, действовал религиозный культ. Пирамиды и храмы - это не выражение эксплуатации человека человеком, а главный фактор производительности общественного труда. Асуанская плотина, между прочим, фундаментально подорвала эту производительность, поскольку задерживает плодородный ил, без которого вода теряет плодородие.Фараон был вершиной планово-экономического и распорядительного центра Египта. Государство в его лице было и верховным собственником всех орошаемых земель. Государство (через аппарат чиновников) передавало крестьянским общинам землю в наследственное пользование, за это взималась натуральная оплата, причем - по биологическому принципу - в зависимости от урожая в данном сезоне. Крестьянин был юридически свободен, но за пользование землей обязан был платить (натурой). До нас дошел текст исповеди Рамсеса III: «Моими повелениями, записанными в каждой канцелярии, я дарую им (святилищам) людей и земли, скот и корабли. Их баржи плывут по Нилу... Я наполнил ваши закрома ячменем и пшеницей... Я сделал для вас миллионы сосудов изукрашенных, золотых, серебряных и медных...». Хотя жизнь простых людей была несладкой, до тех пор, пока они почитали фараона как бога, они не решались на восстание. Заботясь о своем божественном величии, фараоны вникали не только в управление, но и во всяческие технические вопросы: Сети I заботился о поиске воды для добытчиков золота около Эдфы, Рамсес IV после изучения документации сам обследовал гору, возле которой предполагалось строительство. Рамсес II изучал способы добычи воды в пустыне Икаита (он считал, что величие не позволяет ему покидать берега Нила, а потому он руководил преимущественно сидя в своем дворце).
Несмотря на централизацию экономической власти, в Египте действовал и конкурентный принцип. Господствующей экономической группой были писцы, или, по-современному, интеллигенция. Но должности писцов не передавались просто по наследству. Чтобы стать писцом, надо было окончить школу писцов, а это зависело от усердия и таланта. Знатное происхождение могло помочь поступлению в школу, но не могло обеспечить ее успешного окончания. Часть писцов выходила из простых людей. Чиновников всех рангов было огромное количество, и все они набирались из тех, кто окончил школу. Выходец из деревни, исключенный из школы, должен был обращаться к крестьянскому труду. Каст в Египте не было, должности занимались как на наследственной, так и на конкурентной основе теми, кто окончил школу писцов. С самых древних времен администрация Египта была очень грамотной, уже при первой династии писцы оттискивали на глиняных пробках кувшинов свои имена и титулы с помощью печатей. Простой человек тоже мог сделать большую карьеру: Птахшепсес, начав с парикмахера, достиг должности премьер-министра царя Сахура (V династия).
2.1.3.Экономика сельского хозяйства
В экономике сельского хозяйства Египта выделяются собственно крестьянское хозяйство и обслуживающая его ирригационная инфраструктура. Еще в доисторические времена было начато строительство оросительных каналов. Во все времена этим занимались чиновники, постоянные и временные работники. Разливы Нила и засухи на реке регулярно чередовались в течение года, но их интенсивность колебалась. В Египте появились первые группы метеорологов, агрономов и планировщиков. Хотя эти группы и не составляли касты, они, тем не менее, ревниво охраняли свои знания, держали их в секрете и имели привилегии, освященные религией. Существовал слой привилегированной земельной аристократии (называемый «пат», непривилегированное население называлось «рехит»).Для египтян год определялся не солнечным циклом, а временем от урожая до урожая. Такой год назывался «ренпет». Он изображался в виде молодого ростка с почками. В начале июня начиналась засуха, Нил высыхал и мелел. Однако потом наступал разлив, река выходила из берегов и возвращалась в русло только через 4 месяца. Этот период в 4 месяца был для египтян первым временем года и назывался «ахет». Сразу же после окончания разлива начинали сеять. Потом 4-5 месяцев поливали посевы. Это время года называлось «перет». Далее следовал сезон «шему» - сбор урожая с последующей засухой.
Всего у египтян было три времени года. Но начало Нового года определить было трудно из-за определенных колебаний интенсивности речного потока. Впоследствии все три сезона стали считать равными, разделили на 12 месяцев по 30 дней. К последнему месяцу добавляли еще 5 дней. Но погрешность в четверть суток приводила к ошибкам при ожидании начала разлива Нила. Особой заботой фараона было устранение этой ошибки путем добавления 1 дня раз в 4 года. Расчетами же времени занимались ученые «дома жизни». Учреждение с таким названием имелось в самых крупных храмах Египта. Дом жизни представлял собой собрание ученых, жрецов и мудрецов, которые занимались науками, включая астрономию, геодезию, математику и др. Это были центры экономической и интеллектуальной жизни Древнего Египта. Была разработана система деления времени также и в пределах суток: день и ночь делились на 12 часов каждый. Часы имели свои собственные названия: первый час дня назывался «блистательный», шестой - «час подъема», двенадцатый - «Ра сливается с жизнью». В некоторых храмах для каждого часа имелись специальные жрецы, которые последовательно сменяли друг друга на дежурстве. Эта категория жрецов называлась «унуит», от слова «унут» (час). Ночью жрецы определяли час по звездам. Для этого задействовались два человека - наблюдатель и помощник. При этом наблюдатель использовал специально составленную таблицу, действительную только на 15 дней, так как надо было использовать в разное время года разные звезды в разное время. Были изобретены водяные часы - «клепсидра». Применялись и солнечные часы. В быту время измеряли простой оценкой «по солнцу».
Основными культурами в Египте были ячмень и пшеница. Сеятели и пахари работали одновременно. Поскольку земля перед посевом была влажной, то впереди шел сеятель, а за ним пахарь, который делал борозду, чтобы завалить землей посеянное зерно. Лемех у примитивного плуга был металлический или деревянный. Плуг тянула пара коров. Почва была мягкой, и быков использовали на более тяжелых работах. Пахарей обычно было двое: один держался за ручки плуга, а другой направлял упряжку.
Жатву осуществляли серпами. Жнецы срезали пучки колосьев и клали их на землю. За ними шли женщины, которые собирали колосья. Осыпавшиеся зерна собирали в миски. О том, собирали ли солому, неизвестно. Работы проводили от рассвета и до темноты. В крупных хозяйствах использовались надсмотрщики. Иногда работников сопровождал музыкант с флейтой, он пел песню. Иногда песни пели и сами работники. Одна такая песня дошла до нас:
Как прекрасен день!
Выходи из земли.
Поднимается северный ветер.
Небо исполняет наши желания.
Мы любим нашу работу.Обмолот производили на токах, колосья разбрасывали по земле, по ним гоняли быков, при этом работники вилами перетряхивали колосья. Затем обмолоченное зерно веяли примитивным способом, ссыпали в корзины и отправляли в башни-зернохранилища.
Сеяли также и лен. В животноводстве разводили коз, овец, лошадей, коров. Овечью шерсть египтяне не использовали, в отличие от кочевников. Разводили также свиней, гусей и уток. Куры появились только в позднее время. Под пастбища отводили неудобные для земледелия земли. Птиц разводили в специальных загонах, которые оставались неизменными от Древнего до Нового царства.
Значительная часть Нильской долины представляла собой разные болота (египетское название дельты Нила Мехет означает «болото»), которые использовались для охоты, рыболовства и добычи папируса. В дельте люди жили за счет болот. Из волокон папируса плели веревки, делали циновки, сети, кресла, клетки, челноки и продавали жителям засушливой зоны. Из толстых стеблей папируса строили хижины. Для ловли рыбы делали одномачтовые деревянные суда.
Нил египтяне называли Итеру («река»). Божество Хапи представляло собой не что иное, как воплощение плодородной силы этой реки.
2.1.4.Египетская промышленность (ремесло)
Сначала в Египте, как и в других странах Востока, использовали каменные орудия. Но постепенно возникала и металлургия. Вначале работали только с благородными металлами, а затем и с медью. Бронза появляется, начиная с XII династии (в эпоху Среднего царства). Египетское ремесло достигло высочайшего для Древнего мира уровня. Об этом красноречиво свидетельствуют и сокровища из гробницы Тутанхамона (XVIII династия, Новое царство). Примитивная технология компенсировалась высоким уровнем мастерства. Ремесло, однако, было двухуровневым: для царей и для простого народа. Правители египетских подразделений (номов) имели свое ремесло, которое можно считать подвидом «царского». В каменоломнях, рудниках, мастерских работали свободные люди, рабы использовались только иногда на вспомогательных работах, поскольку Египет был страной трудоизбыточной. Труд рабов применялся в целях удовлетворения престижа фараона и богатых людей.Часть металлов производилась из руд в самом Египте, но значительная часть импортировалась из Азии, в особенности медь. Из других стран заимствовалось производство оружия, в особенности такого эффективного, как серповидные мечи, колесницы и др. Каждая мастерская имела управляющего, а всеми мастерскими заведовал главный управляющий тех или иных владений. Например, под изображением главного управляющего владений Амона (по имени Дуаунехех) сохранилась такая надпись: «Пришел, чтобы проверить мастерскую, чтобы открыть два дома золота и серебра, чтобы организовать все работы, чтобы руководить всеми работами, которые зависят от управляющего...». В больших масштабах осуществлялись художественные работы: из мрамора и алебастра точили вазы, бокалы, кувшины, чаши, украшая их фигурами людей или животных; только в одном папирусе сообщается, что храмам было пожертвовано 13568 статуэток из лазурита и бирюзы; рисовали картины и изготовляли скульптуры. Существовали большие мастерские с наемными работниками, которые плату за труд получали натурой - провизией, одеждой и т.д. Известны случаи забастовок, когда все эти вещи не поставлялись в срок. Все основные процессы работ и их результаты фиксировались писцами.
2.1.5.Египетская экономика как образец азиатского способа производства
Основные положения, характеризующие азиатский способ производства, отличный и от первобытного, и от античного, таковы:отделение ремесла от земледелия, весьма дифференцированное разделение ремесленного труда внутри отдельного владения (царского, правителя нома, храма, общины и т.п.);
натуральный обмен продуктами труда разных владений, прежде всего крестьянских и ремесленных;
уплата ренты-налога различным инстанциям.
Основной закон такого общества заключался в том, что развитое разделение труда внутри общины (или иного владения) делал ненужным разделение труда внутри общества. Отсюда - застойный характер экономики. В Египте, например, за 3 тыс. лет его истории, включая и I век до н.э., фактически не произошло существенных изменений в экономике. Вплоть до недавнего времени в Египте применялся шадуф (водоподъемный журавль) для поливки полей, который был известен еще 5 тыс. лет назад. Появление даже монетных денег не изменило в принципе этого способа производства. Даже завоевание Египта Александром Македонским и его последующая эллинизация не могли превратить азиатский способ производства в античный. Изменились только адреса получателей ренты-налога. Как и раньше, земли Египта делились на царские и уступленные. Уступленные земли распадались на дарственные, храмовые и земли клерухов (военных поселенцев). Например, в деревне Керкеозирис из 1230 гектаров (4700 арур) 700 гектаров принадлежало царю. Обрабатывали же все эти земли крестьяне, которые были членами общины. С царских земель рента-налог отправлялась царю (натурой), а с других земель - соответствующим владельцам. Местные чиновники получали инструкции от царских чиновников из столицы и согласно им руководили производственным процессом, наблюдали за состоянием каналов, вели учет скота и др., составляли посевные ведомости. Что именно сеять, предписывалось сверху. Если земли были орошаемыми, но не затопляемыми, с них собирали два урожая.2.1.6.Торговля и транспорт. Деньги
Поступающая от общин и владений рента-налог подлежала строгому ежедневному учету на складах и в закромах. Продукты предназначались для удовлетворения потребностей фараона, его чиновников и слуг. Излишек продуктов пускался в торговый оборот: продукты либо обменивались на другие для царя и слуг, либо передавались оптовым торговцам. Крестьяне и ремесленники сбывали излишки продуктов и приобретали иные, им необходимые. Для этого существовали рынки. Обмен на рынках носил бартерный характер, но мерой ценности служили некоторые счетные единицы (счетные деньги). Первой счетной бартерной единицей была едина «шетит». Ее точная ценность неизвестна. Позже, в эпоху Среднего царства, возникли новые единицы - дебен (90 граммов) и кедет (9 граммов) золота, серебра, меди или драгоценных камней. Согласно найденным записям в папирусах, мешок полбы ценился в 1 дебен меди, бык - в 30 - 130 дебенов меди. Но это измерение ценности использовалось только для расчетов, для счета, обмен же был бартерный. Лишь когда при последних Рамсесах и в 3-й переходный период произошли массовые ограбления гробниц фараонов, вельмож, ограбления храмов, то в обращение хлынула масса драгоценных металлов. Продукты стали обмениваться на дебены и кедеты золота, серебра и меди.Для передвижения египтяне пользовались каналом вдоль западного берега Нила, а также каналами, идущими в сторону западных пустынь. Отводные каналы вели в пустыню к оазисам. Самыми крупными оазисами были Фаюмский, Малый, Большой оазис Эль-Харге и др. Особый канал соединял Египет с Красным морем. Одновременно с каналом прокладывались и дороги. Главными видами транспорта были суда и вьючный транспорт, неимущие путешествовали пешком. Моряков в Египте не было, для перевозок по Средиземному морю египтяне нанимали чужеземных моряков, которые производили перевозки либо на судах Египта, либо на своих судах.
2.1.7.Заключение
Строй, который был в Египте (азиатский способ производства), очень напоминает советскую экономику. Культ личности Сталина соответствовал обожествлению особы фараона и служил залогом производительности общественного труда. Хозяйство велось по указаниям из Центра. Вместо общественного разделения труда было разделение труда внутри предприятий, областей. Деньги, по сути, имели счетный характер, рынок как таковой отсутствовал. Рента-налог использовалась для создания оружия и содержания партократии. Известно, что еще до недавнего времени были «пайки», по которым министры, замминистры и партократия в спецраспределителях получали продукты по низким ценам. Имелась и сходная с египетской пирамида (мавзолей Ленина), на вершину которой приходил «живой бог» и приветствовал свой народ. Власть держалась не на репрессиях (они играли дополнительную роль), а на вере в Сталина и в марксизм-ленинизм.В Древнем Египте уже первоначальное объединение Верхнего и Нижнего царств (корона Верхнего Египта была белой, Нижнего - красной, правитель объединенного Египта носил двойную корону) сопровождалось восстаниями и их жестоким подавлением. Фараон по имени Хасехем оставил запись об одной из расправ над восставшими в Нижнем Египте, указав, что он убил 48205 мятежников и 120 тыс. взял в плен. Но основой процветания страны была вера в то, что царь и есть живой бог.
Первый правитель Древнего царства (основатель III династии) Джосер построил первую (ступенчатую) пирамиду около 2770 г. до н.э. Сейчас доказано, что пирамиды стоили дешевле, чем это раньше представляли, и строились быстрее (10-20 лет). Пирамида была символом мощи и божественности правителя. В Египте была система множественности богов, в ней существовали и подсистемы. В г. Оне (Гелиополь) была подсистема, называемая эннэада божеств (из 9 богов): Ра-Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида. Главным богом первой столицы Древнего царства г. Мемфиса был бог Птах, покровитель ремесел и искусств.
Но, несмотря на все старания обожествления власти и фараона, в Древнем Египте существовал и распространенный скепсис относительно всего этого. Так, в Песне арфиста, записанной на многих стенах, даже стенах гробниц, говорится, что роскошные гробницы не спасают от забвения, а вот мудрость умершего человека делает его вечно существующим. Почвой для этого скепсиса были довольно частые смены царей и династий, а также и распад царств.
В эпоху Древнего царства возросло то, что ныне зовут ВНП (валовой национальный продукт). Правители номов (которых было около 40) разбогатели, их назначение на должность постепенно перестало быть функцией царя. Одновременно с богатством знати возникли очень бедные городские слои, а также и слои крестьян в деревне. В конце VI династии в результате стремления знати к независимости и восстаний беднейших слоев Египет распался на номы. После этого хозяйство страны стало клониться к упадку и запустению, оросительные системы стали разрушаться, основной капитал был растрачен, начались смуты, голод, грабежи. Смутное время (1-й переходный период) длилось более 200 лет. Хотя формально цари существовали (VII-X династии, 2263-2040 гг. до н.э.), но централизованное управление экономикой отсутствовало, население сократилось, крестьяне обеднели, ремесленники разорились. Как говорится в древних записях, в Египте наступила тьма. Невозможно установить, сколько особ было на тронах. Им никто не верил и не подчинялся.
Вновь объединил страну лишь Ментухотеп, основатель XI династии, после длительной и кровопролитной войны. Его преемники обеспечили восстановление и расширение оросительных систем, утвердили господство над Синаем и Нубией. Началось производство бронзы, земледельческий и сельскохозяйственный инструмент улучшился, равно как и оружие. По записям того времени, Египет стал «цветущим зеленым садом».
Около 2000 г. до н.э. власть захватил царский военачальник Аменемхет, он основал XII династию. Историки утверждают, что новый фараон обеспечил дальнейшее и подлинное процветание Египта. Но в литературе Среднего царства уже не было прежней веры в постоянство и неизменность общественного порядка.
Азиатский способ производства шире понятия «речная цивилизация». Подобный способ производства был распространен и в доколумбовой Америке (там была одна лишь цивилизация), и в Китае, в Индии, в России. Способ производства в крепостнической России не был по своей природе феодальным. Это был азиатский способ производства с элементами вестернизации. Феодализм существовал только в Новгородской республике, которую Иван Грозный завоевал и разорил своими многочисленными войнами. Для феодализма характерно базирующееся на земельной собственности принуждение к уплате ренты, с одной стороны, и городское самоуправление, противостоящее феодалам, с другой стороны. В России этого не было, закон о самоуправлении был принят лишь в 1997 г., а самого самоуправления реально нет и сегодня, что является препятствием для становления капитализма.
Способ производства в крепостнической России не был по своей природе феодальным. Это был азиатский способ производства с элементами вестернизации. Феодализм существовал только в Новгородской республике, которую Иван Грозный завоевал и разорил своими многочисленными войнами. Для феодализма характерно базирующееся на земельной собственности принуждение к уплате ренты, с одной стороны, и городское самоуправление, противостоящее феодалам, с другой стороны. В России этого не было, закон о самоуправлении был принят лишь в 1997 г., а самого самоуправления реально нет и сегодня, что является препятствием для становления капитализма.
Так вот в чём причина. А я-то думал...
Египет недоволен продажей в Британии древней статуи.
Египет подверг критике продажу в Британии древней египетской статуи, возраст которой составляет четыре с половиной тысячи лет. В среду ее выставляют на торги в аукционном доме Christie's.
Египетский посол в Лондоне заявил, что аукцион будет нарушением прав его страны на собственное археологическое и культурное наследие.
Статуя найдена в Саккаре на королевском кладбище в середине XIX века. Иероглифическая надпись на статуи гласит: «Инспектор писцов при доме мастера щедрости, один почитаемый перед великим богом, Секхемка (Sekhemka)».
Статую продает ее нынешний владелец — администрация английского города Нортгемптона, которая надеется на вырученные деньги построить новую галерею в местном музее. По предварительным оценкам, статуя может уйти за десять миллионов долларов.
По словам представителя властей Нортгемптона, мэрия информировала Каир о планируемой продаже два года тому назад, однако никаких возражений со стороны египетских властей не последовало.
Египет недоволен продажей в Британии древней статуи.
Великолепная статуя, жаль конечно что продают, уйдет в какую-нибудь частную коллекцию, а то еще и куда-нибудь в эмираты, и никто ее больше не увидит... Интересная статуэтка египтянки у ног. Это кто - супруга? рабыня? Что за ремни у нее на руках-ногах? Одним словом - интригующая композиция ))
Ушла статуя, за 27 000 000 долларов.
Ушла статуя, за 27 000 000 долларов.
ПП (полный пипец).
дороговато..... Но тот кто заплатил наверно знает за что.
дороговато..... Но тот кто заплатил наверно знает за что.
Если это за статую простого писца (или их начальника), то за сколько бы продавали бюст Нефертити?
Оказывается и такая колонна в Египте есть-вот нашла в нете:
Колонна Помпея. Это часть святилища храма Серапис. Кусок скалы ярко-розового гранита из Асуана придает оригинальный вид величественной колонне увенчанной коринфской капителью. Около колонны один из сфинксов, оставшийся из пары, высеченный из розового гранита.
Оказывается и такая колонна в Египте есть-вот нашла в нете:
Колонна Помпея
В Египте Помпей Великий свою смерть и нашёл.
Интересная монета попалась на глаза-александрийская драхма Траяна.
EGYPT, Alexandria. Trajan. AD 98-117. Æ Drachm (34mm, 22.38 g, 12h). Dated RY 13 (AD 109/110). Laureate bust right, with aegis / Hapi seated slightly left on rocks, draped from the waist down, his right hand raised above his head (indicating that he is asleep), left arm at his side; to right, an inclined Nilometer marked with a graduated scale; above the Nilometer, a hawk (Horus) standing left on a wreathed column or table; to left, a neck amphora on a table (or tripod)
На реверсе мы видим египетского бога Хапи-бога ежегодного розлива Нила.
Бог Хапи изображался в виде пузатого мужика с женской грудью. Аллегория понятна-во время розлива Нила на поля попадал ил, способствовавший обильным урожаям. Но мне интересен девайс справа от Хапи-это нилометр, шкала, по которой контролировали уровень воды в Ниле и могли заблаговременно предсказать паводок и его силу. Занимались этим специальные священники в месте, расположенном у первого Нильского порога и называемом Элефантин.
И ещё-мы не раз говорили и вот ещё одно наглядное подтверждение толерантного отношения римлян к культуре и религии покорённых народов: на аверсе монеты-римский император, на реверсе-языческий бог.
Бог Хапи изображался в виде пузатого мужика с женской грудью.
Почему бы назвать более правильным словом: "гермафродит"?
Израиль. Табха
А мозаика в центральной части восстановлена до уровня буквы S на колонне.
Интересные факты о Древнем Египте:
В загробной жизни древние египтяне рассчитывали на помощь человека, шакала, бабуина и сокола (на илл.).
Четыре сына Гора (слева направо): Имсети, Дуамутеф, Хапи, Квебехсенуф:
Хапи изображался с головой бабуина, защищал лёгкие, а сам, в свою очередь, находился под защитой Нефтиды. Имсети единственным имел полностью человеческий облик, защищал печень и защищался Исидой. Кебексенуф, сокологоловый сын Хора, вмещал кишечник и защищался богиней-скорпионом Серкет. Дуамутеф изображался с головой шакала (как Анубис), защищал желудок и находился под покровительством Нейт.
В окрестностях древнеегипетского Города Крокодилов археологи обнаружили захоронения 2000 крокодиловых мумий.
Хотя писцами в Древнем Египте работали почти исключительно мужчины, среди богов эту профессию представляла женщина.
Один из отцов египтологии, Огюст Мариет, был похоронен в саркофаге во дворе основанного им Каирского музея.
В египетских пирамидах находили сосуды с мёдом, который не испортился на протяжении нескольких тысячелетий.
Абсолютный рекорд длительности правления принадлежит фараону VI династии Пепи II, правившему 94 года. Для сравнения: самое продолжительное правление среди европейских монархов было у Людовика XIV, правившего «всего» 72 года.
Египетской дробью называют представление рационального числа в виде суммы дробей, числитель каждой из которых равен единице, а знаменатель представляет собой целое число. Так оно называется потому, что древние египтяне в своих математических расчётах использовали только дроби такого типа (исключение составляла лишь дробь 2/3).
Древнейший в мире математический текст — Московский математический папирус, относящийся к 1850 году до н. э., — ныне хранится в Москве в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
В древнеегипетских надгробных текстах описывается загробная жизнь, известная как Дуат, руководимая Осирисом, богом мертвых. Надписи содержат также карту с изображением маршрута в Дуат. В них же описывается царство, похожее на Землю, но содержащее мистические элементы, такие как огненное озеро и железные стены. При приближении к Дуату души должны были пройти через врата, охраняемые полуживотными-полулюдьми. После прохождения через врата сердце умерших взвешивали против пера. Если сердце было тяжелее, чем перо, оно было вскоре съедено демоном Аммутом. Души грешников затем представали перед судом в Дуате. Многие были затем вынуждены ходить вверх ногами или их кусали змеи и пожирали демоны.
Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Страны и народы, соприкоснувшиеся с Римом. » Древний Египет.