Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



    Ахайя.

    Сообщений 21 страница 27 из 27

    21

    XXI
    Дионис Калидонский. Корес и Каллироя. Три статуи Диониса и их имена. Эпитеты Посейдона. Другие храмы и статуи в Патрах. Оракул в Патрах. Оракул Аполлона Фирксея в Кианеях. Храм Сараписа. Женщины Патр
    1. Затем в этой части города есть святилище Диониса, именуемого Калидонским, так как эта статуя Диониса была перенесена из Калидона. Когда Калидон был еще обитаем, то в числе других жрецов бога из среды калидонян был также и Корес, которому больше всех людей пришлось испытать незаслуженного горя от любви. Он любил девушку по имени Каллироя. Но насколько горяча была у Кореса любовь к Каллирое, настолько же было велико к нему у девушки отвращение. Когда ни все просьбы, с какими Корес к ней обращался, ни обещания всяких даров не могли изменить настроения девушки, Корес обратился с мольбой к статуе бога Диониса. Внял настроения девушки, Корес обратился с мольбой к статуе бога Диониса. Внял бог молитве жреца своего, и калидоняне тотчас стали сходить с ума, как бывает при опьянении, и в безумии они умирали. Тогда калидоняне прибегли за помощью к оракулу в Додоне (1), так как жители этой части материка этолийцы и соседние с ними акарнанцы и эпироты, считают, что прорицания, даваемые там по воркованию голубей и шелесту священного дуба, наиболее правильны. И вот в то время, о котором я рассказываю, пришел ответ бога из Додоны, что над ними тяготеет гнев Аполлона и он не прекратится, пока Корес не принесет Дионису в жертву или саму Каллирою или того, кто решится за нее умереть. Не находя никакого пути к спасению, девушка в конце концов прибегает к защите тех, которые дали ей жизнь; так как и от них она не увидала помощи, то ей уже больше ничего не оставалось, как отдать себя в жертву. Когда все уже было готово для жертвы, согласно веленью из Додоны, когда ее вели к алтарю подобно жертвенному животному и Корес стоял, готовый совершить эту жертву, то он под влиянием чувства любви, а не гнева, сам убил себя за Каллирою, тем на деле доказав свою самую искреннюю любовь, какая нам только известна среди людей. Когда Каллироя увидела мертвым Кореса, чувства девушки переменились; ее охватило чувство жалости к Коресу и стыд за то, что она сделала с ним; она умертвила себя, бросившись в источник, который протекал в Калидоне недалеко от залива и который потом в ее память люди назвали ручьем Каллирои.
    2. Рядом с театром у патрейцев отведен священный участок в честь одной местной женщины... Здесь стоят статуи Диониса, числом равные по числу старинных городов и одноименные с ними; им имена: Месатей, Анфей и Ароей. Во время праздника в честь Диониса эти статуи приносят в святилище Эсимнета. Это святилище находится в приморской части города, направо от дороги, если итти с площади. Если итти дальше вниз от святилища Эсимнета к морю, то встретим другой храм и в нем мраморную статую. Называется она статуей Спасения, и говорят, что ее еще в древности воздвиг Эврипил, избавившись от безумия.
    3. У залива есть храм Посейдона и его мраморная статуя в стоячей позе. Кроме тех эпитетов, которые созданы для Посейдона поэтами для украшения своих стихов и тех, которые в разных городах даются ему как специальные местные, следующие названия являются для него общераспространенными: Пелагий (Морской), Асфалий (Дающий безопасное плавание) и Гиппий (Покровитель коней). Можно предположить, что по различным причинам дано богу название Гиппий; я же лично думаю, что так как он был изобретателем верховой езды, то поэтому он и получил это имя. Так, Гомер в описании состязания колесниц вкладывает в уста Менелая требование клятвы именем этого бога (Илиада, XXIII, 521):
    Ты, прикасаясь к коням, поклянись Посейдоном владыкой,
    Что колеснице моей не устроил препятствий коварных.
    Памф же, написавший для афинян древнейшие гимны, говорит, что Посейдон
    Коней им даровал и суда с парусами
    Широкоразвернутыми.
    Таким образом, именно за езду на конях, а не по другой какой-либо причине, получил он это имя.
    4. В Патрах, не очень далеко от святилища Посейдона, находится храм Афродиты. Одну из двух ее статуй поколением раньше моего времени рыбаки вытащили сетями из моря. Очень близко от гавани стоят медные статуи: одна – Ареса, другая – Аполлона. Статуя Афродиты – у нее есть тоже священный участок рядом с гаванью – сделана из дерева, кроме лица и оконечностей рук и ног, которые из мрамора. Есть у них около моря еще и роща; в ней есть очень удобные дорожки, и во всех отношениях это очень приятное место в летнюю пору. В этой роще стоят храмы богов: один – Аполлона, другой – Афродиты. И их статуи сделаны из мрамора. Рядом с рощей находится святилище Деметры: она и ее дочь изображены стоящими, а статуя Геи – Земли – в позе сидящей.
    5. Перед святилищем Деметры есть источник. Со стороны храма его отделяет целая стена из наваленных камней, спуск к нему сделан с внешней стороны. Тут практикуется верный способ гадания не по всем вопросам, а только по вопросам здоровья. Сюда спускают зеркало, привязав его на тонкую веревку, и, опуская его прямо, стараются не погружать его глубоко в источник, но так, чтобы вода только касалась ободка зеркала. Затем, помолившись богине и совершив воскурение фимиамом, смотрят в зеркало. И оно показывает им болящего живым или мертвым, – настолько правдива эта вода.
    6. Очень близко от Кианей в Ликии есть прорицалище Аполлона Фирксея (2); точно так же и там вода дает возможность всякому, кто посмотрит в источник, видеть все то, что он пожелает. В Патрах недалеко от рощи находятся два святилища Сараписа; в одном из них – могила Египта, сына Бела. Жители Патр говорят, что он бежал в Арою вследствие несчастия, случившегося с его сыновьями,что одно имя Аргоса его повергает в трепет и что еще больший ужас он испытывал при имени Даная. Есть у патрейцев также и святилище Асклепия; это святилище находится над Акрополем, рядом с воротами, которые ведут в Месатис.
    7. Женщин в Патрах вдвое больше, чем мужчин, причем Афродита одарила их красотой больше, чем других (3). Большинство из них живет работой из тонкого льна (виссона), растущего в Элиде; они делают из него женские головные сетки и ткут другие одежды.
    Примечания
    1   О культе Зевса Додонского есть старая, но хорошая русская работа Леонтьева в «Пропилеях», т. I. О Додоне и ее оракуле Павсаний говорит в X, 12, 10.
    2   Это имя толкуется различно: как «бог ворот», причем новейший издатель Спиро хочет читать это имя «Фирсей»; другие - «юношески стройный»; и, наконец, как «дающий побеги» (лат. Turgeo).
    3   Перевод дан по толкованию Фрэзера, к которому склоняется и Гитциг-Блюмнер. Толковать можно и несколько иначе: «больше, чем какие-либо другие женщины, они преданы служению и делам Афродиты». Пелопоннес вообще славился своими гетерами.

    0

    22

    XXII
    Фары. Река Пиер. Платановая роща. Гермес Агорей и его оракул. Четырехугольные камни перед Фарами. Роща Диоскуров. Трития. Гробница Никия с картинами. Основатель Тритий. Храм великих богов. Достопримечательность реки Харадра
    1. Ахейский город Фары принадлежит Патрам по воле Августа. От города Патр до Фар пути около 150 стадий; от моря же внутрь материка этот город лежит на 70 стадий. Около Фар протекает река Пиер, та самая, как мне кажется, которая протекает мимо развалин Олена и которая живущими у моря называется Пейром. Около реки есть платановая роща; большинство деревьев от старости пусто в середине и достигает таких размеров, что внутри такого дупла можно обедать, а кому это захочется, – и спать там.
    2. Окружность площади в Фарах очень большая, она устроена в старинном стиле. Посредине площади стоит мраморная статуя Гермеса с бородой; эта статуя в виде четырехугольной колонны, стоящей прямо на земле, небольшой величины. Есть на ней надпись, что ее посвятил мессенец Симил. Этот Гермес называется Рыночным; возле него устроено прорицалище. Перед статуей находится жертвенник, тоже из мрамора; к этому жертвеннику прикреплены свинцом медные светильники. Желающий получить предсказание от бога приходит к вечеру, делает на жертвеннике воскурение ладаном; затем, наполнив светильники маслом и зажегши их, кладет на жертвенник направо от статуи местную монету – она называется «халкус» – медяк – и шепчет на ухо богу тот вопрос, с которым он сюда явился. После этого он уходит с площади, заткнувши уши. Уйдя за пределы площади, он отнимает руки от ушей, и то слово, которое он услышит, он считает ответом бога. Такого же рода гадание есть и у египтян в храме Аписа. В Фарах есть источник, посвященный Гермесу; имя ему – ключ Гермеса; в нем не ловят рыб, считая их посвященными богу.
    3. Совсем рядом со статуей бога находятся четырехугольные камни, числом около тридцати; жители Фар почитают их, давая каждому из них имя какого-нибудь бога. В более древние времена и у всех остальных эллинов божеские почести воздавались вместо статуй необделанным камням. На расстоянии приблизительно 15 стадий от города у жителей Фар есть роща Диоскуров. В ней растут главным образом лавровые деревья, но в ней нет ни храма, ни статуй: местные жители говорят, что эти статуи увезены в Рим. В Фарах в этой роще есть алтарь из тесаных камней. Я так и не мог узнать, был ли основателем этого города Фар, сын Филодамеи, дочери Даная, или кто-либо другой, одноименный с ним.
    4. Другой ахейский город, Трития, хотя и лежит в середине материка, но тоже подчинен Патрам, будучи тоже дан им императором. От Фар до Тритии – 120 стадий. Перед входом в город находится надгробный памятник из белого мрамора (1), заслуживающий осмотра помимо всего прочего из-за картин, находящихся на памятнике, работы Никия: изображен трон из слоновой кости и на нем сидит молодая красивая женщина; рядом с ней – служанка, держащая зонтик. Изображен и юноша, еще безбородый; он стоит, одетый в пурпурный хитон; рядом с ним стоит раб с дротиками в руке и держит собак, какие нужны для охоты. Я не мог узнать имен этих лиц, но всякий может догадаться, что здесь в общей могиле похоронены муж и жена.
    5. Основателем Тритии, по словам одних, был Кельбид, пришедший из Кум, находящихся в стране опиков; по сказанию же других, Арес будто бы сочетался с Тритией, дочерью Тритона, – эта девушка была жрицей в храме Афины, – и что сын Ареса и Тритии, Меланипп, когда он вырос, основал этот город и дал ему имя в честь матери.
    6. В Тритии есть святилище так называемых Великих богов; их статуи сделаны из глины. Каждый год в их честь справляется праздник, ничем не сделаны из глины. Каждый год в их честь справляется праздник, ничем не отличающийся от того, который эллины справляют в честь Диониса. Есть здесь и храм Афины; в мое время в нем стояла статуя из мрамора, древняя же статуя, по словам жителей Тритии, была увезена в Рим. У них установлено приносить тут жертвы Аресу и Тритии.
    7. Эти города находятся на значительном расстоянии от моря и являются вполне внутриматериковыми. Если плыть из Патр в Эгий, то прежде всего встречается мыс, называемый Рион, отстоящий от Патр на 50 стадий. За этим мысом на расстоянии 15 стадий находится гавань Панорм; на расстоянии других 15 стадий находится так называемая Крепость Афины. Если плыть морем из Крепости Афины до гавани Эринея, это составит 90 стадий и от Эринея до Эгия – 60 стадий. Дорога сухим путем будет стадий приблизительно на 40 короче указанной. Недалеко от города Патр есть река Мелих и святилище богини Трикларии, в котором нет ни одной статуи. Это святилище находится направо. Если итти дальше от реки Мелиха, то встретится другая река; название этой реке Харадр. По большей части бывает, что если стада пьют воду из этой реки весною, то это помогает приносить им мужское потомство. Поэтому пастухи все остальные стада гоняют в это время в другое место страны, кроме стад коров; этих они оставляют у этой реки, так как и для жертвоприношений и для сельских работ быки им более нужны, чем коровы. Напротив, самки других пород домашних животных считаются более желательными.
    Примечания
    1   Этот памятник, очевидно, представлял мраморную доску, украшенную живописью. О таких «разрисованных могилах» Павсаний говорит в II, 7, 3 и VII, 25, 13.

    0

    23

    XXIII
    Развалины Аргиры. Легенда о Селемне и нимфе Аргире. Город Болина. Предгорье Дрепанон и развалины Рипея. Город Эгион. Храм и статуя Илитии. Спор об Асклепии. Достопримечательности Эгиона
    1. За рекою Харадром находятся незначительные развалины города Аргиры и ручей Аргира направо от большой дороги и река Селемн, впадающая в море.
    2. Местное предание относительно этой реки следующее: цветущий красотою мальчик Селемн пас здесь стада, а Аргира была морскою нимфой; влюбившись в Селемна, она, говорят, часто ходила к нему, поднимаясь из моря, и с ним ночевала. Немного времени спустя Селемн потерял красоту молодости, и нимфа перестала посещать его. Одинокий и брошенный Аргирой, Селемн умер от любви, и Афродита обратила его в реку. Я передаю то, что рассказывают жители Патр. Но даже ставши рекою, он продолжал любить Аргиру, подобно тому как это рассказывают и про Алфея, что он продолжает любить Аретузу; тогда Афродита оказала милость Селемну, дав ему, как реке, забвение об Аргире. Я слышал о нем еще и другой рассказ, что воды Селемна полезны для мужчин и женщин тем, что излечивают их от любви: те, кто омоется в этой реке, получают забвенье от любви. Если есть правда в этом рассказе, то вода Селемна для людей дороже великих богатств.
    3. Немного дальше Аргиры протекает река Болиней, и некогда на ней стоял город Болина. Говорят, что Аполлон был влюблен в девушку Болину, она же, убегая от него, бросилась в находящееся здесь море и по милости Аполлона стала бессмертной.
    4. Следом за этим выдается в море мыс. Отсюда, говорит предание, Кронос бросил в море тот серп (Дрепанон), которым он изувечил своего отца, Урана; поэтому-то и этот мыс стал называться Дрепаном (Серпом). Немного выше за проезжей дорогой видны развалины Рип, а стадиях в 30 находится Эгий.
    5. Область Эгия прорезает река Феникс, прорезает и другая река, Меганит; обе они впадают в море. Около города построена галлерея для атлета Стратона, который в один и тот же день одержал победу в Олимпии и в панкратии и в борьбе. Эта галлерея была построена для того, чтобы он в ней упражнялся. Есть в Агии и древний храм Илитии. Статуя этой Илитии (1) с головы до пят одета в платье из тонкой ткани; она вся деревянная, кроме лица и конечностей рук и ног, которые сделаны из пентеликонского мрамора. Одну руку она простирает вперед, в другой держит факел (2). Можно представить себе, что Илития потому изображается с факелами, что для женщин муки при родах подобны огню (3). Эти факелы могут иметь еще и тот смысл, что Илития – это та, которая выводит детей на свет. Эта статуя – творение мессенянина Дамофонта.
    6. Недалеко от храма Илитии находится священный участок Асклепия со статуями Гигиеи (Здоровья) и Асклепия. Надпись, написанная ямбами, на пьедестале называет творцом этих статуй того же мессенянина Дамофонта. В этом храме Асклепия со мной вступил в спор некий человек из Сидона, который утверждал, что финикийцы имеют более правильные точки зрения, чем эллины, относительно божеских свойств и проявления их силы. <В частности он указал на финикийское предание, которое гласит>, что отцом Асклепия они именуют Аполлона, и говорят, что никакая смертная женщина не была его матерью. «Асклепий, – говорил он, – это воздух, и поэтому он так необходим для здоровья людям и в равной мере всем животным; а Аполлон – это солнце, и его очень правильно называть отцом Асклепия, так как солнце, согласуя свое движение с временами года, сообщает здоровье и воздуху». Тут я подхватил его слова и сказал: «Это толкование ничуть не больше финикийское, чем эллинское, так как в городе Сикионской области Титане (II, 11, 6) одна и та же статуя называется Гигиеей – Здоровьем <и Асклепием>, а затем всякому мальчику ясно, что бег солнца над землею дает человеку здоровье».
    7. В Эгии есть еще храм Афины и роща Геры. Афине поставлены две статуи из белого мрамора; статую же Геры никто другой не может видеть, кроме женщины, той, которая в данное время является ее жрицей. Дионису сооружен у них около театра храм и в нем его статуя в виде безбородого юноши. Есть на площади священный участок Зевсу Спасителю и статую налево от входа, обе медные; одна из них, изображающая его безбородым мужем, по моему мнению, более древняя. В здании прямо против входа на площадь (4), на другой ее стороне, находятся статуи, тоже медные, с одной стороны Посейдона и Геракла, с другой – Зевса и Афины: они называют эти статуи богами из Аргоса, потому что, как говорят аргосцы, они были сделаны в городе Аргосе; сами же жители Эгия утверждают, что аргосцы дали им эти статуи на сохранение, как в надежное место, и что им было, кроме того, поручено приносить этим статуям каждый день жертвы. И вот им пришла в голову хитрая мысль: они приносили в жертву очень много животных, но так как эти жертвы они поедали как общественный обед все вместе, то для них тут не было специальных трат. Когда же, наконец, аргосцы потребовали эти статуи обратно, то и они в свою очередь предъявили требование возместить им их траты. Так как жители Аргоса не могли им этого заплатить, то были принуждены оставить им эти статуи.
    В Эгии около площади есть храм, общий для Аполлона и Артемиды, на самой же площади есть святилище Артемиды, которая изображена в виде стреляющей из лука (5). Есть могила и Талфибия, бывшего глашатаем. Талфибию насыпан и другой могильный холм, в Спарте. И оба эти города приносят ему жертвы как герою.
    Примечания
    1   Изображение Илитии имеется на монетах из Эгия, как и дальнейшие статуи Асклепия и Гигиеи.
    2   Перевод дан по обычному чтению; при конъектуре Имхоф-Гарднера перевод получается: «одной рукой она протягивает вперед факел, а другой поднимает другой факел кверху».
    3   Это место является единственным у Павсания, где дается физико-аллегорическое толкование мифа, которое затем встречается в более поздние времена у Макробия, Евсевия и др.
    4   Таков перевод по толкованию Гитциг-Блюмнера; другие понимают это
    место иначе: они считают, что здесь указывается лишь положение статуй «прямо против входа», повидимому, в том же храме. Тогда их перевод получается такой: «в часовенке прямо против входа».
    5   Монеты из Эгия имеют изображение Артемиды как охотницы, с факелом, луком и собакою.

    0

    24

    XXIV
    Храмы в Эгионе: Зевса Гомагирия, Сотейры и другие. Эгион - место собрания Ахейского союза. Город Гелика и Посейдон Геликоний. Разрушение Гелики землетрясением. Такая же гибель одного города на Сипиле
    1. В Эгии на морском берегу находится святилище Афродиты, за ним Посейдона, затем выстроено святилище Коры, дочери Деметры, и четвертое – Зевса Омагирия (Собирателя). Там находятся статуи Зевса, Афродиты и Афины. Омагирием Собирателем – таким эпитетом был наименован здесь Зевс потому, что Агамемнон собрал сюда наиболее важных и могущественных в Элладе вождей для того, чтобы сообща посоветоваться, каким образом им двинуться походом на царство Приама. Помимо всего прочего, Агамемнону нужно поставить в заслугу то, что он взял Илион и соседние с ним города только с теми, кто с самого начала пошел с ним, без содействия другого какого бы то ни было войска, пришедшего к нему на помощь позднее.
    2. Рядом со святилищем Зевса Омагирия находится храм Деметры Всеахейской. Взморье, на котором находятся вышеназванные святыни, богато многочисленными источниками, приятными и для глаз и на вкус. Есть у них и храм Спасения. Видеть эту статую нельзя никому, кроме священнослужителей; между прочим, они совершают следующий обряд: они берут из святилища богини местные лепешки и пускают их в море; они говорят, что посылают их в Сиракузы Аретузе. Есть в Эгии и другие медные статуи: Зевс еще в детском возрасте и Геракл, тоже еще безбородый юноша, работы Агелада из Аргоса. Для них каждый год выбираются жрецы, и каждая из этих статуй хранится в доме своего священнослужителя. В еще более древние времена из мальчиков в качестве священнослужителя Зевсу выбирался тот, который других превосходил красотою; как только у него начинала появляться борода, это почетное звание, связанное с красотою, переходило к другому. Таков тут был обычай. В Эгии еще в мое время обычно происходит собрание ахейцев, подобно тому как в Фермопилах и в Дельфах собираются амфиктионы.
    3. Если итти дальше, то будет река Селинунт, а за ней в 40 стадиях от Эгия у моря есть местечко Гелика.
    4. Здесь лежал город Гелика и самая высшая святыня ионян – храм Посейдона Геликония. Это почитание у них осталось и тогда, когда они были изгнаны ахейцами и ушли в Афины; и позднее, когда они из Афин прибыли на побережье Азии, они продолжали почитать Посейдона Геликония. Если итти из Милета к источнику Библиде, то перед городом есть жертвенник Посейдона Геликония; равным образом и на острове Теосе есть священный участок и в этой ограде – алтарь Посейдону Геликонию, стоящий осмотра. И у Гомера в его произведениях есть упоминание о Гелике и Посейдоне Геликонии.
    5. Впоследствии, когда ахейцы явились сюда и силою вытащили нескольких из тех, которые как молящие о защите скрылись в храм, и умертвили, не замедлил проявиться гнев Посейдона: внезапно эту страну поразило землетрясение, которое до основания и навсегда уничтожило все сооружения и дома, а с домами и самый город, не оставив даже следа.
    6. При приближении землетрясений (1), сильных и широко захватывающих страну, бог обычно дает предзнаменования, по большей части одни и те же: задолго до землетрясений наблюдаются или проливные дожди или засухи; погода не соответствует своему времени года; зимою воздух становится душным и знойным, а летом солнечный диск является втумане, и цвет его не таков, как обыкновенно, но или более красный или просто можно сказать – переходящий в более или менее темный. В источниках обычно большей частью пропадает вода; иной раз в стране поднимаются сильные ураганы, вырывающие и опрокидывающие деревья, по небу пробегают полосы огня с большим количеством света; и звезды являются в невиданных раньше формах, так что смотрящие на них испытывают страх. Кроме того, раздаются сильные подземные удары и шум. Много есть и других предзнаменований, которыми бог предвещает приближение сильных землетрясений. Характер таких землетрясений не всегда одинаков, но для лиц, которые издревле задумывались над этими вопросами, и для тех, которые усвоили их учение, удалось установить следующие различия: самым слабым из этих землетрясений – если при столь великом несчастии можно вообще говорить о слабости – является то, когда при первом же движении почвы, как только оно начнется, при первом наклоне зданий к своему основанию появляется противоположное движение, которое и выпрямляет то, что уже наклонилось. При такого рода землетрясении можно видеть, как колонны, которые вот-вот были готовы упасть, вновь выпрямлялись; как стены, которые треснули и разошлись, вновь соединялись; как бревна, которые землетрясение заставило выйти из своих гнезд, вновь возвращались на свои прежние места. Равным образом в зданиях водопроводов и в других сооружениях для проведения текучей воды, если они разойдутся, образовав трещины, такое обратное движение скрепляет эти образовавшиеся трещины лучше, чем человеческие мастера. Второй вид землетрясений приносит гибель всему, что является менее устойчивым и на что направлена его сила, оно тотчас же разрушается и падает, как это делают <стенобитные> машины при осадах. Но самое гибельное из них они иллюстрируют следующим сравнением: как у человека при все возрастающем жаре внутри его дыхание становится более тяжким, спирается и затем выталкивается наружу с большой силой – и это чувствуется во всем теле и особенно в руках, в той и другой кисти – так,  говорят они, и землетрясения подходят прямо под дома и разрушают их до основания, выпирая землю буграми из самых недр, как это делают кроты. Одно такое движение земли не оставляет даже следов человеческой жизни на земле. Они говорят, что и тогда было такого рода землетрясение, которое разрушило Гелику, землетрясение, которое уничтожает город до основания. Зимою же еще и другое несчастие постигло этот и без того подвергшийся разрушению город. Море разлилось по большей части страны и потопило целиком всю Гелику. И этот потоп настолько глубоко залил рощу Посейдона, что видны были только верхушки деревьев. Внезапно бог потряс землю; вместе с землетрясением море двинулось вверх, и волна смыла Гелику вместе с населением. Такому же землетрясению подвергся и другой город, у горы Сипила, который провалился в расщелину земли, а из расщелины горы потекла сюда вода, и провал земли обратился в озеро, называемое Салая (2); развалины города были видны в этом озере, пока вода горного потока не покрыла их. Видны и развалины Гелики, но не так ясно, как прежде, так как морская вода их разъела.
    Примечания
    1   Указания о землетрясениях взяты Павсанием, повидимому, из Аристотеля, из его «Метеорологии».
    2   Землетрясение около горы Сипила поглотило город Сипил, или Танталиду. Об этом городе говорят и Аристотель и Плиний (II, 205), который упоминает и об озере, он называет его (V, 117) Сала. До сих пор оно еще не найдено.

    0

    25

    XXV
    Примеры верности и предательства молящих о защите. Дата гибели Гелики. Керинея. Святилище Эвменид. Оракул Геракла Бураика. Город Эги и река Крафис. Святилище Геи Эвристерны (Широкогрудой)
    1. Судьба Гелики служит наукой и предостережением как тем, которые совершили преступление в этом городе, так и всем другим, что гнев бога-покровителя молящих неотвратим. И Зевс Додонский явно учит людей иметь уважение к прибегающим под защиту бога. К афинянам приблизительно в эпоху Афейданта (1) пришло от Додонского Зевса такое речение:
    Ареопаг ты должен почтить и алтарь благовонный
    Эвменид. Лакедемона мужи должны умолять здесь,
    К божьей прибегнув защите, тебя, потерпев неудачу.
    Их не губи ты железом, их не обидь ты, молящих:
    Святы и неприкосновенны, кто молит именем бога.
    Это изречение вспомнили эллины, когда в царствование Кодра, сына Меланфа, пелопоннесцы пришли под стены Афин. Все войско пелопоннесцев ушло из Аттики, когда они узнали о смерти Кодра и о том, как это произошло: они, на основании прорицания из Дельф, уже не надеялись, что смогут добиться победы. Некоторые из лакедемонян, ночью незаметно пробравшиеся внутрь стен, с наступлением дня заметили удаление своих, и когда против них стали собираться афиняне, то они бросились бежать на Ареопаг (холм Ареса) и к алтарям богинь, которых называют Почтенными. Афиняне дали тогда право им, прибегнувшим к защите богов, уйти безнаказанно. Позднее те, которые стояли во главе Афин, умертвили захвативших вместе с Киллоном Акрополь и потом прибегших к защите богини Афины: и те, которые убили их, и все потомство убивших были признаны проклятыми богиней. Когда же сами лакедемоняне убили тех, которые на Тенаре бежали в храм Посейдона, то немного спустя их город подвергся сильному и длительному землетрясению, так что в Лакедемоне не уцелело ни одного дома.
    2. Гибель Гелики произошла в архонство Астея в Афинах, в четвертый год сто первой олимпиады, когда впервые одержал победу гражданин из Фурий, Дамон. Так как жителей Гелики больше уже не было, то эту страну заняли жители Эгия.
    3. Если за Геликой повернуть от моря направо, то придешь в городок Керинею. Он лежит на горе, над проезжей дорогой, и имя свое получил или от местного властителя или от реки Керинта, которая, вытекая из Аркадии, из горы Керинеи, прорезает в этом месте Ахайю. Рядом с этим городом поселились пришедшие из Арголиды жители Микен, гонимые своей несчастной судьбой. Аргивяне не могли взять силой стены Микен <ввиду их мощности> - они так же, как и в Тиринфе, были выстроены так называемыми киклопами, - но микенцы должны были поневоле покинуть свой город ввиду недостатка у них продовольствия. Некоторые из них удалились в Клеоны, больше половины народа ушло в Македонию под покровительство Александра. которому Мардоний, сын Гобрия, доверил отправиться к афинянам и передать им его поручение (Геродот, VIII, 136, 140). Остаток микенского народа прибыл в Керинею, которая стала более сильной благодаря увеличению числа своих жителей и на все дальнейшее время стала более славной благодаря своему соединению с жителями Микен.
    4. В Керинее есть святилище Эвменид, будто бы основанное Орестом. Говорят, что если смотреть его войдет туда кто-либо запятнанный убийством или другим каким-либо преступлением или безбожник, то он, тотчас же охваченный ужасом, сходит с ума. Поэтому доступ туда разрешен не всем и не без разбора. У статуй, сделанных из дерева... размером они небольшие, у входа же в святилище стоят изображения женщин, сделанные из мрамора, очень хорошей работы. Местные жители говорили, что эти женщины были жрицами Эвменид.
    5. Если из Керинеи вернуться на прежнюю дорогу и пройти немного дальше, то для осмотра Буры придется вторично повернуть направо от моря. Бура лежит на горе. Имя этому городу, говорят, дано от Буры, дочери Иона, сына Ксута и Гелики. Когда Гелика по воле бога исчезла с глаз людей, <разрушенная землетрясением>, тогда и Буру постигло сильное землетрясение, так что не уцелели в храмах даже древние статуи богов. Те, которые не были тогда в городе, находясь или в походе или отлучившись по другой какой-либо причине, они только одни и остались в живых из жителей Буры и восстановили город. В нем есть храм Деметры, другой храм, общий Афродите и Дионису, и еще храм Илитии. Их статуи сделаны из пентеликонского мрамора, творение афинянина Эвклида (2). Деметра изображена в одеянии (3). Выстроен здесь храм и Изиде.
    6. Спустившись из Буры к морю, мы встречаем реку, называемую Бураик; в пещере стоит небольшая статуя Геракла; ему тоже прозвание Бураик. Тут обычно происходит гадание при помощи таблички и игральных костей. Обращающийся к богу за предсказанием молится перед его статуей, а затем, помолившись, берет кости, числом четыре, большое количество которых лежит перед статуей Геракла, и бросает их на стол. Каждая игральная кость имеет различные знаки, и по табличке дается толкование <божьего слова> соответственно с <выпавшими> знаками.
    7. Из Гелики до этого Геркулеса ведет прямая дорога приблизительно на расстоянии 30 стадий. Если от этого Геракла итти дальше, то встретится река, впадающая в море, которая никогда не пересыхает. Она течет из гор Аркадии. Название этой реке, как и горе, откуда она вытекает, - Крафида. От этой реки Крафиды получила свое название и река в Италии, около Кротона. У ахейской Крафиды некогда лежал ахейский город Эги. Говорят, что жители с течением времени покинули его вследствие своей слабости. Об этих Эгах Гомер упоминает в речи Геры (Илиада, VIII, 203):
    Много отрадных даров не они ли тебе отправляют
    В Эги, равно как в Гелику.
    Ясно, что Посейдон равно почитался как в Гелике, так и в Эгах. Недалеко от Крафиды, направо от дороги, есть надгробный памятник, на котором изображен человек, стоящий рядом с конем, - рисунок довольно неясный.
    8. От этой могилы дорога приблизительно на расстоянии 30 стадий ведет к так называемому Гейю (Святилищу Геи - Земли); это святилище - Гей - посвящено Гее-Земле, именуемой Широкогрудой. Ее деревянная статуя всеми одинаково считается очень древней. Женщина, которая на всю жизнь избирается ее жрицей, должна с этого момента вести целомудренный образ жизни, да и раньше она должна была иметь общение только с одним мужем. Испытание им производится тем, что им предлагается выпить крови быка (4). Ту из них, которая окажется говорящей неправду, тотчас за это постигает возмездие. Если является много женщин, претендующих на звание жрицы, то предпочтение отдается той, которая вынет жребий.
    Примечания
    1   По афинским сказаниям, это был предпоследний царь из рода Фесея и родоначальник афинских афейдантидов.
    2   О ваятеле Эвклиде упоминается только здесь и дальше в гл. 26, 4, как творце статуи Зевса.
    3   Указание, что Деметра изображена «в одеянии», вызывает удивление (Фрэзер), так как Деметра никогда не изображалась обнаженной. Не могло это быть сказанным и в противоположность Афродите, Дионису и особенно Илитии, которые обычно не были совершенно обнаженными. Некоторые считали, что тут идет дело о настоящей льняной одежде на богине, но и Фрэзер, и Брунн, и Овербек указывают на такой же способ выражения у Павсания относительно несомненно статуарного изображения.
    4   Бычачья кровь в общем считалась ядовитой и смертоносной (Плиний, XXVIII, 147).

    0

    26

    XXVI
    Эгира, прежде называвшаяся Гипересия. Происхождение нового названия. Храм и статуя в Эгире. Город Феллая и его достопримечательности. Город Пеллена. Городок Донусса. Аргонавты, гавань Пеллены
    1. До пристани в Айгирах - и город и гавань имеют одно и то же название - от статуи Геракла, находящейся на дороге в Буру, расстояние 72 стадия. В гавани у айгиратов нет ничего замечательного; от этой гавани до самого города, лежащего во внутренней части страны, расстояние 12 стадий.
    2. В поэмах Гомера этот город носит название Гипересии (Илиада, II, 573). Теперешнее же имя было дано ему жившими тут ионянами по следующей причине. Войско сикионян собиралось вторгнуться с враждебными целями в их землю. Не считая себя равносильными с сикионянами, айгираты собрали всех коз (айгес), какие только были в их стране; собрав их. они привязали к их рогам факелы, и, когда уже наступала ночь, они зажгли факелы. Сикионяне же, полагая, что это идут союзники к гипересийцам и что это огни их вспомогательного войска, удалились домой, а гипересийцы переменили имя своему городу на настоящее, в честь их коз (айгес), а там, где легла самая красивая из коз, бывшая вожаком стада, они выстроили святилище Артемиде Агротере (Охотнице), полагая, что эту хитрость против сикионян они придумали не без помощи Артемиды. Но не сразу вошло в обычай называть город Айгирой вместо Гипересии. Так, еще в мое время некоторые называют Ореон на Эвбее древним его именем, Гестиеей.
    3. Среди памятников в Айгире, заслуживающих описаний, есть святилище Зевса и его статуя в сидячей позе; сделана она из пентеликонского мрамора и работы афинянина Эвклида. В этом святилище стоит и статуя Афины; лицо, концы рук и ног сделаны из слоновой кости, все же остальное - из дерева, расцвеченного по поверхности золотом и красками. Храм Артемиды и ее статуя - это работа нашего времени; служительницей ее является девушка, пока не наступит для нее время замужества. Стоит в этом храме и древняя статуя, как говорят айгираты, Ифигении, дочери Агамемнона. Если они говорят об этом правду, то ясно, что в древности храм этот был построен в честь Ифигении. Есть тут и святилище Аполлона, одно из самых древних, как само по себе, так и по скульптурам на фронтонах; древней является и деревянная статуя бога, изображенного нагим, большой величины. Чья это работа, никто из местных жителей не мог этого сказать. Но кто уже видел статую Геракла в Сикионе, тот может утверждать, что и статуя Аполлона в Айгире является работой того же Лафая (1) из Флиунта. Статуи Асклепия в стоячей позе находятся в храме, а Сараписа и Исиды - в другом месте; и они сделаны из пентеликонского мрамора. Особенно здесь почитают Уранию, но в ее святилище не имеет права войти ни один человек; в храм же богини, которую называют Сирийской, можно входить, но в определенные дни, при этом произведя всякие установленные очищения, между прочим, и в отношении пищи. Я знаю одно здание в Айгире - я сам его видел своими глазами, - в котором есть статуя тихи (Судьбы), держащей в руках рог Амалфеи; рядом с нею Эрот с крыльями (2).Эта группа означает, что для людей и в делах любви судьба играет большую роль, чем красота. Я согласен со словами оды Пиндара также и в том, что Тиха (Богиня счастья и удачи) является одной из Мойр (богинь судьбы) и что она сильнее своих сестер. В этом же здании в Айгире находится следующее изображение (3): старик, имеющий вид человека, находящегося в горе и печали, три женщины, снимающие свои браслеты, столько же, сколько женщин, - юношей и еще один одетый в панцырь. Говорят, что в войне, в которую были втянуты ахейцы, этот юноша, сражаясь храбрее всех айгиратов, погиб и что остальные братья его принесли домой известие о его смерти; вот почему, оплакивая его, его сестры снимают с себя украшения, а <старик - это> его отец, которого местные жители называют Симпатом (Состраданием), так как и в этом изображении он вызывает к себе жалость.
    4. Из Айгиры, от святилища Зевса, идет через горы все время прямая и крутая дорога. Длина этой дороги - 40 стадий. Ведет она в Феллою, не очень большой и знаменитый городок, но все же он был всегда обитаем, даже когда ионяне занимали эту землю. Местность вокруг Феллои очень удобна для разведения винограда. Там, где почва камениста, растут дубы и водится дичь, олени и дикие свиньи. Феллою нужно считать в числе тех эллинских городков, которые особенно богаты проточной водой. В ней есть святилища богов: Диониса и Артемиды. Статуя Артемиды сделана из меди и изображает богиню, как бы вынимающей стрелу из колчана; а у Диониса статуя раскрашена киноварью. Если спуститься из Айгиры к гавани и вновь итти дальше, то направо от дороги будет святилище <Артемиды> Охотницы, где, говорят, легла коза, <о чем я рассказывал выше>.
    5. С Айгирой граничит область Пеллены; это - крайний город Ахайи по направлению к Сикиону и части Арголиды. Название этому городу дано, по сказаниям жителей Пеллены, от имени Палланта, а об этом Палланте они говорят, что он был одним из титанов; по мнению же аргосцев, он назван по имени одного аргосского гражданина Пеллена; они считают его сыном Форбаса и внуком Триопа.
    6. Между Айгирой и Пелленой находился городок, подвластный сикионянам; он назывался Донусса (4) и был разрушен сикионянами. Указывают, что и Гомер (II, 573), создавая свои песни, упоминает о нем в своем перечислении союзников Агамемнона:
    В Гипересии, в построенной на высоте Доноессе.
    Когда же Писистрат собирал поэмы Гомера, рассеянные по разным местам и сохранившиеся то там, то здесь в устном предании, тогда, говорят, или сам Писистрат или кто-либо из его товарищей по незнанию изменил это имя.
    7. У пелленцев есть пристань Аргонавты. Из Айгиры, от ее пристани до Аргонавтов - 120 стадий. Половину этого пути составляет дорога в Пеллену от ее гавани. Говорят, что имя Аргонавты дано этой гавани потому, что и к этой гавани пристали те, кто плыл на корабле Арго.
    Город пелленцев лежит на холме, который поднимается к вершине в виде острого шпиля. Будучи отвесной, эта вершина является незаселенной (5). Самый город расположен на более ровном склоне, но не сплошь: он разделен на две части скалой, которая поднимается между ними.
    Примечания
    1   Художник Лафай был слишком ничтожной величиной, чтобы иметь свой особый «стиль». Данное место является не раз встречающимся у Павсания наивным хвастовством, что вот, дескать, какой он знаток искусства, для которого все особенности всех художников совершенно ясны.
    2   На монетах из Айгиры изображены Тиха и Эрот, «стоящие друг против друга; направо – Тиха со скипетром и рогом Амальтеи, налево стоит Эрот со скрещенными ногами, опираясь на факел (или на жезл). Между обоими – алтарь» (Блюмнер).
    3   Трудно сказать, были ли это статуи, рельеф или картина.
    4   Этот город везде и в большинстве гомеровских рукописей называется Гонуссой.
    5   Этот отвесный шпиль холма был необитаем, но на самой вершине находятся остатки бывшего в древности укрепления и куски дорических колонн, повидимому, от бывшего здесь храма.

    0

    27

    XXVII
    Достопримечательности по дороге в Пеллену. Храм Афины, роща Артемиды Сотейры. Храм и праздник Диониса Ламптера и Аполлона Феоксения. Гимнасий у пелленцев. Атлет Промах. Храм Посейдона. Мисейон и Деметра Мисия. Храм Асклепия, именуемый «Киром»
    1. По пути в Пеллену у дороги есть статуя Гермеса, именуемого Долием (Хитрым), но он охотно выполняет молитвы людей; он в виде четырехугольной колонны, с бородой, а на голове у него шляпа. По дороге в тот же город есть храм Афины, сделанный из местного камня, статуя же ее сделана из слоновой кости и золота (1). Говорят, что ее изваял Фидий раньше еще, чем он сделал свои статуи Афины на афинском Акрополе и в Платеях. еще, чем он сделал свои статуи Афины на афинском Акрополе и в Платеях. Пелленцы говорят, что в глубине земли есть тайное святилище Афины, что этот тайник находится под основанием статуи; воздух из этого тайника идет сырой и потому полезный для слоновой кости. Над этим храмом Афины есть обнесенная стеною роща Артемиды, именуемой Спасительницей, клятва которой считается самой торжественной; сюда вход запрещен всем, исключая жрецов, а жрецы выбираются из местных жителей главным образом по знатности рода. Напротив рощи Артемиды Спасительницы находится святилище Диониса Ламптера (Светоносного); в честь его совершается праздник Ламптерии; в это время в его храм ночью несут факелы, а по всему городу ставятся чаши с вином. Есть у пелленцев и святилище Аполлона Покровителя чужестранцев (Феоксения); статуя его из меди. В честь этого Аполлона они устраивают игры Феоксении. Наградой на этом состязании они дают деньги, а состязаются взрослые из местных жителей. Около храма Аполлона есть храм Артемиды. Богиня изображена пускающей стрелу. На площади у них выстроен водоем для источника дождевой воды, и этой водой они пользуются для мытья, так как для питья у них есть под городом несколько ключей; то место, где у них эти ключи, они называют Гликеей (Сладостью).
    2. У них есть и древний гимнасий, приспособленный исключительно для упражнений эфебов: никто не может быть записанным в число граждан, если не будет в списках эфебов. Тут находится статуя Промаха, сына Дриона, из Пеллены, одержавшего победы в панкратии: одну - в Олимпии, три - на Истмийских состязаниях и две на Немейских играх. Заказав его статуи, пелленцы одну из них посвятили в Олимпию, а другую - в этот гимнасий; последняя не медная, а из мрамора. Говорят, что во время войны Пеллены с Коринфом Промах убил очень многих из своих противников. Говорят также, что он победил в Олимпии Пулидаманта из Скотуссы; это было тогда, когда Пулидамант вернулся домой от персидского царя и вторично прибыл на Олимпийские игры. Но фессалийцы не согласны с тем, что Пулидамант был Олимпийские игры. Но фессалийцы не согласны с тем, что Пулидамант был побежден, и в числе других доказательств приводят в подтверждение своих слов и строку из стихотворения в честь Пулидаманта:
    О Скотоесса, вскормившая непобедимого в битвах
    Пулидаманта.
    Пелленцы высоко чтут Промаха. Напротив, что касается Херона, два раза победившего в борьбе <на Истмийских играх> и четыре раза в Олимпии, они не желают слышать его имени за то, что он, как мне кажется, разрушил государственный строй в Пеллене, получив от Александра, сына Филиппа, эту самую гнусную милость - стать тираном собственной родины. У пелленцев есть святилище Илитии; оно расположено в меньшей части города.
    3. Так называемый Посейдонион в древности был городским округом (демом); в мое время он был безлюден. Этот Посейдонион находится за гимнасием и доныне продолжает считаться местом, посвященным Посейдону.
    Приблизительно на расстоянии стадий 60 отстоит от Пеллены Мисейон, храм Деметры Мисии. Говорят, что он основан неким Мисием из Аргоса. По сказаниям аргосцев, этот Мисий был из числа тех, которые принимали в своем доме Деметру. В Мисейоне есть роща, где растут всякого рода деревья; здесь текут источники, обильные водой. В этом месте совершается семидневный праздник в честь Деметры; на третий день праздника мужчины выходят из храма, а оставшиеся женщины совершают ночью обряды, которые у них предписаны законом; удаляются не только мужчины, но и собаки-самцы. На следующий день, когда мужчины возвращаются в храм, то женщины, и в свою очередь мужчины, смеются и шутят друг над другом.
    4. Не очень далеко от Мисейона находится храм Асклепия, так называемый Кир (Сила и Могущество), и бог дарует тут исцеления людям. Воды и здесь в достаточном количестве, и над самым крупным источником стоит статуя Асклепия. С гор, находящихся над Пелленой, вытекают реки. В их числе по направлению к Айгире течет так называемый Крий (Баран); он получил свое имя от Титана Крия. Есть и другая река с названием Крий, которая, начинаясь с горы Сипила, впадает в Герм. Вдоль границы земель пелленцев и сикионян течет река Сифас (Кабан); это последняя река Ахайи, и впадает она в Сикионское море.
    Примечания
    1   На монетах Пеллены есть изображение Афины с сильными чертами архаизма; поэтому многие, во главе с Фуртвенглером, отрицают принадлежность ее Фидию. Об этой Афине и ее жрице говорит еще и Полиэн (VIII, 59).

    0