Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



    Аттика.

    Сообщений 41 страница 44 из 44

    41

    XLI
    Могила Алкмены. Могила Гилла. Храм Исиды, Аполлона и Артемиды. Алкафоон и киферонский лев. Ипполит. Терей, Прокна и Филомела.

    1. Если спускаться с акрополя тою дорогой, которая в этом месте ведет к северу, то рядом с Олимпейоном встретится памятник Алкмены. Говорят, что она, идя в Фивы из Аргоса, умерла по дороге в Мегару, и Гераклиды заспорили: одни хотели отправить труп Алкмены обратно в Аргос, другие же – в Фивы; ведь могила детей Геракла от Мегары и могила Амфитриона находятся в Фивах. Но дельфийский бог изрек, что им лучше похоронить Алкмену в Мегаре.
    2. Отсюда один из местных проводников повел нас в местечко, называемое, как он говорил, Рун (Поток): тут некогда текла вода с гор, находящихся над городом, но Феаген, который был тогда тираном, отвел воду в другую сторону и соорудил там памятник Ахелою.
    3. Поблизости находится надгробный памятник Гилла, сына Геракла, вступившего в единоборство с аркадянином Эхемоном. Кто был этот Эхемон, убивший Гилла, я расскажу в другом месте (VIII. 5, 1) своего описания, Гилл же похоронен в Мегаре. Это все можно было бы по справедливости назвать походом Гераклидов на Пелопоннес в царствование Ореста (1).
    4. Недалеко от памятника Гилла есть храм Исиды и рядом с ним Аполлона и Артемиды. Говорят, что его воздвиг Алкафоон, убив так называемого киферонского льва. Мегарцы передают, что от этого льва погиб в числе многих других и сын их царя Мегарея – Эвипп, а старший сын у него, Тималк, еще раньше погиб от руки Фесея, когда он вместе с Диоскурами ходил походом на Афидну: Мегарей обещал, что он выдаст замуж свою дочь, а также, что он сделает преемником своей власти того, кто убьет этого Киферонского льва. Поэтому на это решился сын Пелопса Алкафоон; он одолел дикого зверя и когда стал царем, построил это святилище, назвав Артемиду Помощницей в охоте и Аполлона Охотником.
    5. Они рассказывают, что это было так. Я хочу писать согласно с указаниями мегарцев, хотя не могу во всем согласиться с ними: что лев был убит Алкафооном на Кифероне, этому я верю, но кто написал, что Тималк, сын Мегарея, принял участие с Диоскурами в походе на Афидну? Каким образом можно считать правильным, что, прибыв туда, он был убит Фесеем, в то время как Алкман, написав свою песнь в честь Диоскуров, будто они взяли Афины и увели пленницей мать Фесея, однако, говорит, что самого Фесея не было тогда в Афинах. Пиндар написал в их честь то же самое и прибавил, что Фесей, желая быть зятем Диоскурам, <скрыл похищенную им Елену> на то время, пока он пошел, чтобы помочь Перифою в его всем известном браке. Но всякому, кто обратит внимание на хронологию, совершенно ясно великое легкомыслие мегарцев, поскольку Фесей был потомком Пелопса. Настоящее предание мегарцы хотя и знают, но скрывают его, не желая, чтобы считали, что в правление Ниса город у них был взят и что царскую власть унаследовал зять Ниса, Мегарей, а затем Алкафоон, сын Мегарея. Повидимому, после смерти Ниса дела у мегарцев пришли в упадок, в это время пришел из Элиды Алкафоон. Доказательством мне служит вот что: он с самого начала построил стену, так как древнее укрепление было уничтожено критянами. Да послужит же этот рассказ на память об Алкафооне и льве, убив которого на Кифероне или в каком-либо другом месте, он воздвиг храм Артемиды-Агротеры (Помощницы в охоте) и Аполлона-Агрея (Охотника).
    6. Если спускаться от этого храма, то встречается святилище Пандиона. Что Пандион похоронен на так называемой скале Афины-Эфии (Утка-нырок) (I. 5, 3), я уже раньше упоминал; ему воздается поклонение также и у мегарцев в их городе.
    7. Недалеко от святилища Пандиона есть памятник Ипполиты. Я и о ней напишу то, что рассказывают мегарцы: когда амазонки из-за Антиопы пошли войной на афинян и были побеждены Фесеем, то большинству из них было суждено погибнуть в сражении; Ипполита же, сестра Антиопы и в то время начальница женщин, с немногими из них бежала в Мегары; в сознании, что она причинила войску такое несчастие, она пала духом, особенно при таком положении дел, а тем более, видя невозможность вернуться домой в Фемискиру, поэтому она скончалась от горя и, когда она умерла, ее тут и похоронили; по внешнему виду ее памятник похож на щит амазонки.
    8. Недалеко отсюда находится могила Терея, бывшего мужем Прокны, дочери Пандиона. Как говорят мегарцы, Терей царствовал в местности, так называемой «Мегарские ключи», а как я полагаю, и на это есть доказательства – он правил в Давлиде, севернее Херонеи: в древности варвары занимали большую часть нынешней Эллады. Когда же Тереем было совершено преступление против Филомелы и <в ответ на это> женщины совершили свое, мстя ему в лице Итиса, <Терей погнался за ними, чтобы убить их, а они обратились в быстрое бегство, так что> Терей не смог их захватить (2). Он умер от собственной руки в Мегарах и ему тут тотчас же насыпали могилу и приносят жертву каждый год, пользуясь для этой жертвы вместо ячменной муки (для посыпания жертвенного животного) мелким камнем (3); и они говорят, что тут впервые появилась птица удод. Женщины же прибыли в Афины, оплакивая то, что они испытали, и то, что они сделали в отмщение и от слез умерли. И о них идет молва, что они были превращены в соловья и в ласточку потому, думаю, что и эти птицы поют жалостно, подобно плачу.
    Примечания
    1   Как раз ссылка на 8-ю книгу исправляет это указание, что не Орест, а Эхемон был в это время царем ахейцев.
    2   Миф о Прокне и Филомеле, широко разработанный в александрийской литературе, включен Овидием в свои «Метаморфозы».
    3   Остаток прежнего обряда побивания камнями.

    0

    42

    XLII
    Город и достопримечательности Алкафоона. Статуя Мемнона. Ратуша. Храм Афины и Аполлона. Природа черного дерева. Кончина сыновей Алкафоона. Святилище Ино и что о ней рассказывают мегарцы.

    1. Есть у мегарцев и другой акрополь, получивший свое имя от Алкафоона. Если итти на этот акрополь, то по правую руку есть памятник Мегарея, который во время нападения на них критян пришел к ним на помощь из Онхеста. Показывают тут и очаг – жертвенник богов – «Основателей»; говорят, что Алкафоон прежде всего принес им жертвы, когда он собирался приступить к постройке стены.
    2. Около этого очага-жертвенника есть камень, на который, говорят, Аполлон положил свою кифару, помогая Алкафоону строить стену…, что мегарцы вместе с афинянами платили дань (Криту); служит мне доказательством также вот какое обстоятельство: повидимому дочь Алкафоона Перибая была послана вместе с Фесеем в качестве дани на Крит. В то же время, когда он возводил стену, как рассказывают мегарцы, ему помогал Аполлон и свою кифару положил на камень; и если кто случайно ударит по этому камню камешком, то этот камень звучит точь-в-точь как кифара, когда ударят по ее струнам. Я очень этому удивлялся, но еще гораздо больше удивлялся я египетскому колоссу: в египетских Фивах, по ту сторону Нила, по направлению к так называемым «Свирелям» стоит статуя в виде сидящей фигуры, издающая звук; народ называет ее статуей Мемнона; говорят, что он двинулся из Эфиопии в Египет и доходил даже до Суз. Но фиванцы говорят, что это не Мемнон, а один из их соплеменников, Фаменоф, и что это его изображение; слыхал я также от некоторых рассказы, что это Сезострис; эту статую велел разбить Камбиз. И еще сейчас часть тела от головы до середины туловища лежит разбитой, остальная же часть остается сидящей и каждый день при восходе солнца издает громкий звук, и это эхо больше всего похоже на звук кифары или лиры, если ударить по ее струне.
    3. У мегарцев есть здание совета; как говорят, здесь некогда была могила Тималка, о котором немного раньше я сказал (I, 41, 5), что он не мог быть убитым Фесеем.
    4. На вершине акрополя сооружен храм Афины и там стоит ее статуя, вся золоченая, кроме рук и конца ног: они, как и ее лицо, сделаны из слоновой кости. Сооружен здесь и другой храм Афины, называемой «Победительницей», и еще храм (Афины)-Эантиды. Мегарские проводники, «экзегеты» по поводу их ничего не рассказывают, я же пишу так, как это было по-моему. Теламон, сын Эака, был женат на дочери Алкафоона Перибое; Аянт, унаследовав власть от Алкафоона, думаю, поставил эту статую Афины.
    5. Древний храм Аполлона был из кирпичей; впоследствии император Адриан выстроил его из белого мрамора. Так называемый Пифийский Аполлон и «Десятинополучающий» наиболее похожи на египетские деревянные изображения, а Аполлон, которого называют Архегетом (Вождем), похож на эгинские произведения; все они одинаково сделаны из черного дерева.
    6. Я слыхал от одного жителя Кипра, умеющего собирать растения и травы, пригодные для лечения людей, который рассказывал, что черное дерево не имеет листьев, не приносит никакого плода, что над землей под лучами солнца оно совершенно незаметно, но что под землей у него (огромные) корни, что эфиопы выкапывают их и что у них есть люди, которые умеют отыскивать черное дерево (1).
    7. Есть тут и храм Деметры Фесмофоры (Дающей законы). Если спускаться отсюда вниз, то встречается надгробный памятник Каллиполида, сына Алкафоона. У Алкафоона был другой сын, старший, Исхепол, которого отец послал к Мелеагру в Этолию с тем, чтобы вместе с ним убить дикого вепря. Когда он там погиб, первым о его смерти узнал Каллиполид; быстро взбежавши на акрополь, – а в это время его отец приносил жертву Аполлону – он сбросил горящие дрова с жертвенника. Так как Алкафоон не слыхал еще о смерти Исхеполида, он счел, что Каллиполид совершает нечестивое дело, и тотчас, так как его охватил гнев, убил его, ударив по голове одним из брошенных с жертвенника поленьев.
    8. По дороге в Пританей есть святилище Ино, а вокруг него – каменная стена. Около него растут маслины. Из эллинов одни только мегарцы рассказывают, что труп Ино был выброшен на их побережье, что Клесо и Таурополис нашли ее и похоронили; это были дочери Клесона, сына Лелега. Они говорят, что впервые у них она получила имя Левкотеи и каждый год ей приносят жертвы.
    Примечания
    1   Павсанием передается одно из многочисленных сказочных преданий древности об этом дереве.

    0

    43

    XLIII
    Ифигения. Адраст. Могилы в Пританее. Скала Анаклетра. Храмы Диониса и Афродиты. Храм «Счастья» со статуей работы Праксителя. Храм со статуей Лисиппа. Кореб и его могила.

    1. Мегарцы говорят, что у них есть святилище и Ифигении, что и она умерла в Мегаре. Я же слыхал об Ифигении другой рассказ, передаваемый аркадянами, и знаю, что Гесиод в своих поэмах в «Каталоге женщин» говорит, что Ифигения не умерла, но по воле Артемиды стала Гекатой. Согласно с этим и Геродот написал (IV, 103), что тавры, живущие около Скифии, приносят в жертву деве потерпевших крушение и что они говорят, будто эта дева – Ифигения, дочь Агамемнона. У мегарцев пользуется почитанием и Адраст; они рассказывают, что и он умер у них в Мегарах, когда, взяв Фивы, он вел назад свое войско, а причиной его кончины была старость и смерть его сына Эгиалея. Есть тут и храм Артемиды, который воздвиг Агамемнон, когда он прибыл в Мегару, чтобы убедить жившего здесь Калханта следовать за ним в Илион.
    2. Говорят, что в Пританее похоронен Эвипп, сын Мегарея, похоронен и сын Алкафоона – Испехол. Есть вблизи Пританея скала, ее называют «Скалою призыва», потому что Деметра – если кому-нибудь это кажется правдой – во время своих блужданий, стараясь найти свою дочь, отсюда с этой скалы громко звала ее. И до нашего времени мегарские женщины воспроизводят (в дни праздника) то, что мною рассказано. Есть у мегарцев могилы и в стенах города. Одну они соорудили в честь умерших после мидийского нашествия, а так называемый Эсимний тоже является памятником героев.
    3. Когда Гиперион, сын Агамемнона, – он был последним царем мегарцев – был убит Сандионом за свою жадность и насилия, мегарцы решили, чтобы один уже не царствовал над ними, а чтобы были у них выборные начальники и чтобы они, попеременно сменяясь, слушались друг друга. Тогда Эсимн, не уступающий никому из мегарцев в славе, пошел к богу в Дельфы. Придя туда, он спросил, каким образом они будут счастливы. И бог, между прочим, им изрек, что дела мегарцев будут итти хорошо, если они будут совещаться «со многими» (1). Считая, что это божье слово относится к мертвым, они и соорудили там здание Совета так, чтобы могила героев была у них внутри здания Совета.
    4. Если отсюда итти к святилищу Алкафоона, которым мегарцы в мое время пользовались для хранения документов, (встречается несколько памятников; один из них) они называли могилой Пирги, бывшей женой Алкафоона, прежде чем он взял себе в жены дочь Мегарея Эвэхму; другая могила – Ифинои, алкафооновой дочери; они говорят, что она умерла еще девушкой. Поэтому есть обычай у них, чтобы перед свадьбой девушки делали возлияния на могилу Ифинои и приносили ей в жертву первые срезанные волосы, подобно тому как делают это в честь Экаерги (Далекоразящей) и Опиды (Ясноокой) женщины на Делосе (2).
    5. У входа в храм Диониса – могилы Астикратии и Манто; они были дочерьми Полиеда, сына Койрана, внука Абанта, правнука Мелампода, пришедшего в Мегары, чтобы очистить Алкафоона от совершенного им убийства сына, как я говорил, Каллиполида. Полиэд построил храм и Дионису и воздвиг деревянное изображение, которое в мое время все было закрыто (одеждой), кроме лица; оно одно только и было видно. Рядом с ним стоит Сатир, творение Праксителя, из паросского мрамора. Это изображение Диониса они называют «Отческим»; другого же Диониса, которого они называют «Густолиственным» (Дасилием), по их рассказам, посвятил Эвхенор, сын Койрана, внук Полиэда.
    6. За храмом Диониса – храм Афродиты; статуя Афродиты сделана из слоновой кости, а сама она носит прозвище «Выполнение». Это – древнейшая статуя в храме. Статуя богини Пейто (Убеждения) и другой, которую они называют Парегорон (Уговаривание) – работы Праксителя; работы же Скопаса – статуи Эрота (Любви), Страсти и Желания (если различны и их функции, так же как различны и их имена). Рядом с храмом Афродиты находится святилище «Судьбы» (Тихи); и ее статуя – произведение Праксителя. А в храме, находящемся недалеко отсюда, статуи муз и медную статую Зевса создал Лисипп.
    7. У мегарцев есть могила Кореба. Сказания, относящиеся к ней, хотя они объединяются со сказаниями аргосцев, я расскажу здесь. Говорят, когда в Аргосе царствовал Кротоп, Псамафа, дочь Кротопа, родила сына от Аполлона, но, охваченная сильным страхом перед отцом, она выкинула ребенка. Бывшие при стаде Кротопа собаки разорвали ребенка; за это Аполлон послал на город аргосцев «Месть». Она, как говорят, похищала детей у матерей до тех пор, пока Кореб на радость аргосцам не убил эту «Месть» (3). Но и после ее убийства их не прекращала мучить другая, ниспосланная на них заразная болезнь; тогда Кореб добровольно пошел в Дельфы, чтобы дать удовлетворение богу за убийство «Мести». И действительно, в Аргос вернуться обратно Коребу не дала разрешения Пифия, но велела, взявши треножник, выйти из храма и там, где из рук у него упадет тот треножник, который он нес, там воздвигнуть храм Аполлону и самому поселиться. И вот на горе Герании (Журавлиной) треножник, незаметно выскользнув, выпал у него из рук. И он основал здесь поселок «Триподиски» (Маленькие треножники). Могила Кореба находится на площади Мегар; там в элегических стихах описаны история Псамафы и события, относящиеся к самому Коребу. Кроме того, на могиле поставлено изображение: Кореб, убивающий «Месть». Эти изображения – самые древние у эллинов, которые я видел и о которых я знаю, как сделанных из камня (мрамора).
    Примечания
    1   Обычный эвфемизм вместо «с мертвыми», например, Antol. Palat. VII, 731; XI, 42.
    2   Экаерга и Опида – эпитеты Артемиды, которая тут, вероятно, и разумеется.
    3   Кореб, убивающий «Месть» (см. эпиграмму Палатинской Антологии, VII, 154, может быть ту самую, о которой говорит Павсаний). Трудно сказать, был ли это круглый рельеф или действительно статуя; было ли здесь одно изображение одной Гарпии или же целая сцена. По этим вопросам существует большая литература.

    0

    44

    XLIV
    Орсипп и храм Аполлона. Гимнасий. Гавань и город Нисея. Почитание Мелампа в Эгосфене. Мрамор из раковин. Скиронова дорога. Ино и Меликерт. Храм Зевса Афесия. Статуи Афродиты, Аполлона и Пана. Могила Эврисфея. Храм Аполлона - Латоя.

    1. Недалеко от Кореба похоронен Орсипп; в то время как, по древнему обычаю, в Олимпии на состязаниях атлеты были опоясанными, он первый одержал победу, пробежав стадий нагим. Говорят, что и впоследствии Орсипп, будучи военачальником (мегарцев), отрезал в их пользу области от земель соседей. Думаю, что и в Олимпии он сознательно дал соскользнуть поясу, так как он знал, что человеку нагому бежать легче, чем человеку опоясанному.
    2. Если спускаться с площади той дорогой, которую называют «Прямой», то по правую руку будет храм Аполлона-«Защитника» (Простатерия); его можно найти, немного свернувши с дороги. В нем стоят статуи Аполлона, достойная осмотра, Артемиды и Латоны (1) и другие изображения…, причем Пракситель создал группу: «Латона и ее дети».
    3. В Древнем гимнасии, недалеко от ворот, называемых «Воротами нимф», есть камень в виде небольшой пирамиды, его они называют Аполлоном-Каринейским; есть там и храм богинь Илитий – «Помогающих при родах». Вот какие достопримечательности представляет их город.
    4. Если спускаться в гавань, которая и в наше время называлась Нисеей, то на этом пути стоит храм Деметры – «Покровительницы овец» (Малафоны). Различно рассказывают об этом прозвище; между прочим, что первые поселенцы, разведшие овец в этой земле, дали название Деметре – Покровительницы овец, то же обстоятельство, что на храме разрушена крыша, то это можно приписать действию времени.
    5. Есть здесь и акрополь, тоже называемый Нисея. Если спускаться с акрополя, то у моря есть могильный памятник Лелега, о котором передают, что он царствовал здесь, прибыв из Египта, и что он был сыном Посейдона и Ливии, дочери Эпафа; около Нисеи находится небольшой остров Миноя (2). Здесь во время войны с Нисом стоял на якоре флот критян.
    6. Горная часть Мегариды граничит с Беотией; там у мегарцев есть город Паги, выстроен там и другой – Эгосфена. Если итти в Паги и немного свернуть с торной дороги, то в этом месте показывают скалу, всю утыканную стрелами, в которую некогда стреляли ночью мидяне.
    7. В Пагах оставалось (и до нашего времени) заслуживающее осмотра медное изображение Артемиды-Спасительницы (Сотейры), одинаковое по величине и по виду, ничем не отличающееся от того, какое есть у мегарцев. Есть тут святилище и Эгиалея, сына Адраста; когда аргивяне вторично пошли войной на Фивы, он был убит в первом сражении при Глисанте; тогда его родственники перенесли его тело в мегарские Паги и похоронили его, и это святилище еще (и сейчас) называется Эгиалейоном.
    8. В Эгосфенах есть святилище Мелампода, сына Амифаона, и на погребальной стене в виде рельефа представлен человек небольшого роста. Меламподу приносят жертвы и каждый год справляют праздник. Но они не говорят, чтобы он предсказывал через сновидения или другим каким-либо образом. Вот что другое слыхал я: в Эренее, поселке Мегары, жила Автоноя, дочь Кадма, безмерно огорченная смертью Актеона, случившейся так, как о ней повествуют, равно и всею судьбою отцовского дома; она переселилась сюда из Фив; и надгробный памятник Автонои находится в этом поселке.
    9. Если итти из Мегары, в Коринф, то среди других могил есть могила и самосского флейтиста Телефана. Говорят, что эту могилу соорудила Клеопатра, дочь Филиппа, сына Аминты. Там есть памятник и Кара, сына Форонея; вначале это был насыпной холм земли, впоследствии, выполняя вещание бога, он был украшен камнем ракушником. Из всех эллинов только у одних мегарцев есть этот ракушник и у них в городе много зданий сделано из него. Он очень белый и мягче всякого другого камня; внутри его находятся морские раковины; таков-то этот камень
    10. Дорогу, которую и до сих пор называют по имени Скирона, впервые, как говорят, построил Скирон, когда он был в Мегарах военачальником; она была доступна только для пешеходов, император же Адриан сделал ее широкой и удобной для проезда, даже если бы встретились две повозки.
    11. Есть предание относительно тех скал, которые нависли над самым узким местом этой дороги, прежде всего относительно Молуриды (Саранча), говорят, будто с нее бросилась в море Ино, держа в руках младшего из своих сыновей Меликерта (3); старшего же из них, Леарха, убил отец. Говорят, что Офомант сделал это в порыве безумия и, как передают, он проявил по отношению к Ино и ее детям такой неукротимый гнев, узнав, что причиной постигшего орхоменцев голода и мнимой смерти Фрикса было не божье соизволение, а злой умысел Ино против детей, так как она была им мачехой. И вот она, убегая, бросилась в море со скалы Молуриды сама вместе со своим сыном. Когда же ее сын был перенесен, как передают, дельфином на Коринфский перешеек, там стали воздавать Меликерту, переименованному в Палемона, много всяких почестей, и в честь его совершаются также и истмийские игры.
    12. Скалу Молуриду считают посвященной Левкотее и Палемону; те же, которые высятся за ней, считаются проклятыми, так как живший около них Скирон всех иноземцев, с которыми он встречался, сбрасывал в море, а черепаха подплывала к скалам и пожирала сброшенных со скалы; морские черепахи, кроме величины и формы ног, похожи на живущих на земле, ноги же их похожи на тюленьи. За это Скирона постигла (божья) кара от руки Фесея, который сбросил его в то же море.
    который сбросил его в то же море.
    13. На вершине горы есть храм Зевса так называемого Афесия (Освободителя) (4). Говорят, что некогда эллинов постигла засуха; тогда Эак на основании какого-то изречения принес жертву всеэллинскому Зевсу в Эгине… и, (когда Зевс получил такую честь), он прекратил (засуху); и поэтому этого Зевса стали называть «Отпустителем» (Афесием). Там же есть статуи Афродиты, Аполлона и Пана.
    14. Если итти дальше, то встречается памятник Эврисфея; говорят, что, когда он бежал из Аттики после битвы с гераклидами, он был здесь убит Иолаем. Если спуститься вниз по этой дороге, то там есть храм Аполлона, сына Латоны, а за ним граница мегарцев с коринфянами, где, по преданию, Гилл, сын Геракла, вступил в единоборство с аркадянином Эхемом.

    Примечания
    1   Аполлон, Артемида и Латона целой группой часто встречаются на мегарских монетах. Ряд ученых (Фуртвенглер, Клейн, Овербек), исходя из строгости форм, приписывают эту группу Праксителю-старшему.
    2   Миноя – в прежнее время была островом, затем вследствие наносов песку соединилась с землею и стала мысом и прибрежным холмом. Павсаний называет этим именем, знакомым ему из истории, вероятно, другой, лежащий восточнее островок.
    3   Об Ино и Меликерте в искусстве см. Филострат (Картины, изд. Изогиза, 1936, стр. 78 и 148).
    4   Еще в древности это имя толковалось различно: 1) выпускающий (посылающий) дождь; 2) дающий счастливое отплытие и 3) спасающий от несчастий и гибели.

    0