Древняя Антиохия не изучена археологически.Её не пощадили ни люди, ни природа. ТО, что не удалось сделать пожарам и многочисленным осадам города, завершили землетрясения и сильные ветрА. Однако же- имеются ее описания у древних авторов, особенно у Иоанна Златоуста.
Центральная улица Антиохии представляла широкий проспект, тянувшийся с востока на запад на 6 км (цифра спорна-я встречал и 4 км. и 5 км. ). Улица была сплошь застроена-трех, и пятиэтажными домами из массивных каменных блоков. Вдоль улицы с обеих сторон тянулись крытые колоннады, где под защитой от зноя и дождя протекала жизнь улицы. Перекрестки украшены были арками; самая роскошная была в центре, откуда расходились главные улицы.
Город имел водопровод и канализацию, по ночам освещался. На всех улицах были роскошные храмы, общественные здания, бани, амфитеатры. Колонны дворцов и храмов покрывались листовым золотом, всюду виднелись статуи богов и удостоившихся почета политических и общественных деятелей. Частные дома соперничали с публичными зданиями в красоте и роскоши. Дома имели портики с золочеными колоннами. Стены внутри и снаружи были выложены мрамором, украшены статуями, мозаикой примеры которой я покажу ниже ), картинами, драгоценностями, художественными изделиями. Здесь в передних толпились многочисленные рабы, пока хозяева и гости развлекались и пировали. Беднота была вытеснена на окраины, где ютилась в жалких лачугах, подчеркивая роскошь и праздность богачей.
В предместье Антиохии — Дафне (античной Рублёвке, типа), утопавшей в зелени лавров и кипарисов необыкновенной красоты, находилось построенное Селевкидами святилище Аполлона со знаменитой статуей Аполлона работы Бриаксея; здесь были и храмы Артемиды, Зевса и Исиды. Здесь находился и стадион, на котором совершались олимпийские игры с такой же торжественностью, как в Олимпии. Руководитель игр — алитарх — был высшим сановником, и функции его не раз выполняли императоры.
В честь Дианы и Афродиты устраивалось в мае празднество, длившееся 30 дней. Название его — Майума — неясно. Это было разгульное, веселое празднество, и даже христианские императоры вынуждены были его разрешить, несмотря на его языческую непристойность. Эдикт Аркадия и Гонория от 25 апреля 396 г. гласит: «Нашей милости угодно, чтобы провинциалам была возвращена радость Майумы, с тем, однако, чтобы соблюдалась благопристойность» (С. Theod. XV, 6, 1). С такой же мотивировкой («чтобы от чрезмерного их ограничения не породилась печаль») эти же императоры в 399 г. вновь разрешают ludicres artes, но не Майуму —«гнусное и неприличное зрелище» (С. Theod. XV, 6, 2). Антиохийцы заслужили в древности репутацию людей веселых, преданных всякого рода наслаждениям, любителей игр и развлечений, задорных. Во время пребывания императора Юлиана в Антиохии в городе распространяли язвительные памфлеты против него, где между прочим высмеивали даже его «философскую» бороду. Интересно, что на эти выпады Юлиан ответил не репрессиями, а ... тоже памфлетом «Misopogon»—«Брадоненавистник».
Ну, и пара местных антиохийских мозаик-это ипподром и философская школа: