Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Римские провинции. » Провинция Сирия (включая территории Финикии и Иудеи).


    Провинция Сирия (включая территории Финикии и Иудеи).

    Сообщений 1 страница 20 из 73

    1

    К концу 2-го века до н.э. в руках Селевкидов оставались лишь Финикия, Сирия и Киликия. В 83 году до н.э. армянский царь Тигран II захватил Сирию и сделал Антиохию одной из своих столиц. После поражения Тиграна II в войне с Римом, римский полководец Лиций Лициний Лукулл провозгласил царём Сирии Антиоха XIII (69-64 гг. до н.э.). Однако, преемник Лукулла на посту главнокомандующего римскими легионами Гней Помпей поступил иначе. После Кавказского похода легионы Помпея отступили в Малую Армению. Отсюда в 64 году до н.э. он через Тавр спустился в Сирию и приступил к реорганизации малоазийских владений. Так Сирия была обращена в римскую провинцию.
    Основатель провинции-великий и ужасный Помпей:

    0

    2

    Как всё это происходило-мы можем прочитать в нескольких источниках, сначала посмотрим, что пишет Дион Кассий:
    Помпей двинулся против Арета. Последний был царем арабов, ныне подданных Рима вплоть до Красного моря. Ранее он нанес большой ущерб Сирии и из-за этого вступил в сражение с римлянами, защищавшими ее, был побежден ими, но все же продолжал в то время войну. Таким образом, Помпей двинулся против него и его соседей и, легко победив их, оставил там гарнизон.
    Оттуда он направился против Сирии Палестины, так как ее жители опустошили Финикию. Ею правили двое братьев, Гиркан и Аристобул, волею судьбы ссорившиеся между собой и вызывавшие ссоры в городах из-за должности жреца (ибо так они называли свое царство) своего бога, кем бы он ни был. Помпей сразу победил Гиркана без сражения, поскольку у последнего не было сил, достойных внимания; и заперев Аристобула в определенном месте, принудил его пойти на уступки, а когда тот не выдал ни денег, ни гарнизона, заключил его в цепи. После этого он с большей легкостью победил остальных, но столкнулся с трудностями при осаде Иерусалима. Большую часть города, конечно, он взял без проблем, так как был принят партией Гиркана; но сам храм, в котором заперлась вторая партия, он захватил с трудом. Ибо храм стоял на возвышенности и был защищен своей стеной, и если бы они продолжали защищать храм одинаково каждый день, Помпей не смог бы взять его. Но в действительности они отмечали дни, называемые днями Сатурна и, совершенно не работая в это время, дали римлянам возможность разрушить стену.  Последние, поняв это их суеверное благоговение, не предпринимали никаких серьезных действий в остальное время, но когда наступали такие дни — атаковали особенно решительно.  Так, защитники были захвачены в день Сатурна, не оказав никакого сопротивления, и все богатства были разграблены. Царство было отдано Гиркану, а Аристобул был отстранен.
    Так в это время шли дела в Палестине; ибо таково было название, издавна данное всей стране, простирающейся от Финикии до Египта вдоль внутреннего моря. У них было и иное имя, которое они приобрели: страна была названа Иудеей, а народ — иудеями. Я не знаю, почему им было дано это имя, но ныне оно применяется ко всем соблюдающим их обычаи, даже к иноземцам. Они существуют даже среди римлян, и, несмотря на частые репрессии, их число сильно возросло и они смогли завоевать себе право свободно исполнять свои обряды. Они отличаются от остальных людей практически во всех деталях жизни, особенно тем, что не почитают ни одного из обычных богов, но выказывают крайнее благоговение перед одним конкретным божеством. У них никогда не было его статуи, даже в самом Иерусалиме, но, считая его безымянным и невидимым, они поклоняются ему столь неумеренно, как никто в мире. Они построили ему очень большой и красивый храм, — за исключением того, что он был открытым и без крыши, — а также посвятили ему день, называемый днем Сатурна, в который не занимаются ничем серьезным, что является одним из многих их своеобразных обычаев.

    0

    3

    То есть, согласно Диону, Помпей разграбил Храм.
    Но отношение к святыне иудеев у разных правителей было разным-когда вслед за завоеваниями Александра Македонского  Иудея подпала под власть греков, эллинистические цари относились к Храму с уважением и посылали туда богатые дары. Особой щедростью отличался Антиох III, жертвовавший для Храма вино, масло, благовония, муку и соль, а также древесину для строительства и ремонта храмовых зданий. Подобно персидским правителям до него, он освободил весь храмовый персонал, включая писцов, от уплаты царских налогов. Селевк IV покрывал из царской казны все расходы на храмовые жертвоприношения, что, однако, не помешало ему попытаться конфисковать храмовые сокровища, когда он стал испытывать финансовые трудности. Отношение Селевкидских правителей к Храму резко изменилось в правление Антиоха IV Эпифана. В 169 г. до н. э. на обратном пути из Египта он вторгся на территорию Храма и конфисковал драгоценные храмовые сосуды; два года спустя он осквернил алтарь и превратил здание Храма в храм Зевса.
    Ну, и хочу ещё напомнить о Крассе, который по пути своего парфянского похода заодно разграбил и Храм, забрав 2000 талантов серебра.

    0

    4

    А вот Иосиф Флавий немного по-другому описывает эти события ( :yep: ). Оказывается, всю работу за Помпея делал его военачальник Скавр:
    Он (Скавр) собственно был послан Помпеем, покорителем Тиграна, из Ар­мении в Сирию; но, прибыв в Дамаск, незадолго пред тем завоеван­ный Метеллом и Лоллием, и сменив последних, он узнал о положе­нии вещей в Иудее и поспешил туда, как к счастливой находке.
    Едва только он вступил в страну, как уже явились к нему послы от обоих братьев с просьбой о помощи одному против другого. 300 талантов Аристовула оказались более тяжеловесными, не­жели все права Гиркана. За эту плату Скавр послал герольда к Гир­кану и арабам с приказанием от имени римлян и Помпея немедленно снять осаду. Устрашенный Арета выступил из Иудеи в Филадельфию, а Скавр возвратился обратно в Дамаск
    .
    Опущу описание штурма Иерусалима-оно достаточно известно, а вот посещение Помпеем Храма приведу полностью, и оно разительно отличается от того, что писал Дион  :D :
    Помпей, в сопровождении своей свиты, вошел в то помещение храма, куда доступ был дозволен одному лишь первосвя­щеннику, и осмотрел все его содержимое: подсвечник с лампадами, столь, жертвенные чаши и кадильную посуду — все из чистого золота, — массу сложенного фимиама и храмовой клад, состоявший из 2000 талантов. Однако он не коснулся ни тех, ни других драгоценных вещей. Более того: на следующий же день после штурма он дозволил очистить храм и возобновить обычное жертвоприношение. Гиркана он утвердил в долж­ности первосвященника, так как во время осады он показал себя чрезвычайно преданным, а главное потому, что умел удержать сельское население, поднявшееся на помощь Аристовулу. Точно также он, как подобает доброму полководцу, старался успокоить народ больше милостью, чем строгостью. В числе военнопленников находился также тесть Ари­стовула, который вместе с тем был и его дядей. Главных зачинщиков войны он казнил топором; Фауста и других бойцов, храбро боровшихся вместе с ним, он наградил блестящими подарками. На Иудею и Иерусалим он наложил дань.
    Все города, которые иудеи завоевали в Келесирии, он отнял назад, поставив их в зависимость от тогдашнего римского легата; иудейское же царство он ограничил его собственными границами. В угоду одному своему вольноотпущеннику, Димитрию, родом из Гадары он вновь обстроил этот город, раньше разрушенный иудеями. Кроме того он освободил от их владычества все те города внутри страны, кото­рые не были ими разрушены, а именно: Иппон, Скифополис, Пеллу, Самарию, Мариссу  вместе с Азотом, Иамнией  и Арефузой, равно как и приморские города: Газу, Иоппию, Дору и Стратонову Башню, которая впоследствии была с необыкновенным великолепием перестроена царем Иродом и названа им Кесареей. Все эти города он возвратил коренным жителям и присоединил их к Сирийскому наместничеству. Поручив Скавру начальство, как над этими городами, так и над Иудеей и всей страной между Египтом и Евфратом, оставив ему также два легиона, Помпей сам поспешно от­правился чрез Киликию в Рим

    Вот вам и два источника-два разных мнения!

    0

    5

    Карта провинции:

    0

    6

    РИМСКИЕ НАМЕСТНИКИ ИУДЕИ (6-69 гг. н.э.)

    Кононий 6-9
    М. Амбибул 9-12
    Анний Руф 12-15
    Валерий Грат 15-26
    Понтий Пилат 26-36
    Марцелл 36-41

    В 41-44 гг. прямое римское правление было временно отменено, и страна вернулась к статусу самоуправляющегося вассального царства.

    Куспий Фад 44-46
    Тиб. Юлий Александр 46-48
    Вентидий Куман 48-52
    Антоний Феликс 52-59
    Порций Фест 59-62
    Луккей Альбин 62-64
    Гессий Флор 64-66
    Т. Флавий Веспасиан
    (будущий император 69-79 гг.) 67-69

    0

    7

    Ни одна из провинций Империи не могла соперничать с Сирией в промышленном производстве и процветании. Полсотни городов наслаждались чистой водой, общественными банями, подземной дренажной системой, огромными рынками и гимнасиями, музыкальными школами и храмами, базиликами и портиками. Именно здесь сходились несколько караванных путей, осыпавших базары трёх континентов разнообразными товарами. В общем, под властью Рима Сирия процветала и это процветание было более длительным, чем в любой другой провинции. Большинство работников, за исключением домашней прислуги, были свободными. Высшие классы были эллинизированы, низшие оставались привержены Востоку. В одном и том же городе греческие философы толкались в одной толпе с храмовыми проститутками и оскоплёнными жрецами, и ещё незадолго до Адриана в жертву богам приносили детей. Греческий язык был главным языком администрации и литературы, но местные языки-главным образом арамейский-оставались разговорными языками большинства населения. Антиохию-столицу провинции Сирия-основал в 300 году до н.э. Селевк Никатор (Победитель) и назвал в честь своего отца-Антиоха. Намечая план города, он расставил слонов по местам будущих сторожевых башен. И, определяя длину и ширину улиц, брал для их обозначения пшеницу, а подвозившие её корабли стояли на протекающей через город реке Оронт. По населению (около 600 тыс. чел.)-это был третий город Римской империи. В городе имелось ночное освещение, делающее город ночью сверкающим и безопасным. Главная улица города протянулась на четыре с половиной мили и была вымощена гранитом и имела с обеих сторон крытую колонаду. Однако, редко какой город претерпел столько же бедствий, как Антиохия. Её осаждали и грабили по меньшей мере 15 раз. Только во время одной из осад было убито и взято в плен 170 тыс.чел. Трижды Антиохию посещал голод, дважды-пламя, четырежды-землетрясения, во время одного из которых-13 декабря 115 года-сам император Траян, находившийся тогда в Антиохии, чудом спасся, выпрыгнув в окно разрушающегося дома.

    0

    8

    Геннадий Бордуков написал(а):

    во время одного из которых-13 декабря 115 года-сам император Траян, находившийся тогда в Антиохии, чудом спасся, выпрыгнув в окно разрушающегося дома.

    Тогда они с Адрианом вместе сигали в окошко... :D

    0

    9

    Centurion написал(а):

    Тогда они с Адрианом вместе сигали в окошко

    Неужели из-за заурядного «землетруса» Андриан не влюбил Антиохию?  :suspicious:
    Так на каком же этаже было то окошко изначально?? :mad:

    0

    10

    Зелёный написал(а):

    Неужели из-за заурядного «землетруса» Андриан не влюбил Антиохию?

    Не-а, там история такая-как известно, Антиохия была третьим городом империи (после Рима и Александрии) по количеству населения. Для своего региона Антиохия была настолько крупным городом, что считалась матерью городов для множества других городов. Именно к этому и ревновал Адриан ,к её славе, богатству, процветанию и влиянию. Государственник Адриан не мог мириться с этим и стремился всячески ограничить это величие.

    0

    11

    Геннадий Бордуков написал(а):

    известно, Антиохия была третьим городом империи (после Рима и Александрии)

    А почему Антиохию-то, а не, скажем, ту же Александрию?  :dontknow:
    Нет, я понимаю: Рим соперников не любил. Так не одна же Антиохия соперник. Да и, тут перекликаемся с нумизматикой, экономически, король – эмиссионный центр, то есть Рим!  :cool:

    0

    12

    Зелёный написал(а):

    А почему Антиохию-то, а не, скажем, ту же Александрию?

    Географический фактор накладывал отпечаток на отношения с метрополией. Дальше от Рима-больше вольницы. Египет-под прямым руководством императора, а Сирия знаменита своими смутами и заговорами, да и две иудейские войны потрясли до основания весь регион.

    0

    13

    Да и иудеи, проживавшие в основном на территории этой провинции ,доставляли центральным властям массу головной боли, провоцируя восстания, междуусобицы, и конфликты с представителями других конфессий. Так, как это было и в Александрии.

    0

    14

    Непростая написал(а):

    РИМСКИЕ НАМЕСТНИКИ ИУДЕИ (6-69 гг. н.э.)

    Хочется прокомментировать некоторые  наиболее одиозные фамилии. Во-первых, находясь в предбрюшье Сирии, наместники Иудеи не были полностью самостоятельны в своих поступках и вынуждены были считаться с главенством императорских легатов Сирии.
    К сожалению для иудеев, римские прокураторы часто были людьми, не обращающими внимания на особенности и различия, которые существовали между Иерусалимом и другими районами Империи под римским протекторатом, и рассматривали эту должность-как очередную синекуру и возможность быстро обогатиться. Римское невежество в национальных вопросах, чванство и высокомерие дорого обходилось не только самой Иудее, но и Империи в целом, напомню лишь о 3 наиболее масштабных выступлениях иудеев против Рима: Первое война (66-70 гг. н.э.), восстание, нарушившее планы Траяна ( 115-117 г. н.э.),  ну и знаменитейшее восстание Бар Кохбы (132-135 г.г. н.э.) .

    0

    15

    Геннадий Бордуков написал(а):

    римские прокураторы часто были людьми, не обращающими внимания на особенности и различия, которые существовали между Иерусалимом и другими районами Империи под римским протекторатом, и рассматривали эту должность-как очередную синекуру и возможность быстро обогатиться

    А разве наместники других провинций вели себя по-другому? Некоторые настолько зарывались, что были отозваны в Рим и осуждены. Но это довольно редкие случаи. Ибо жаловаться на наместника можно было лишь по истечению срока его полномочий. И если долгое время срок наместничества ограничивался всего лишь 1 годом, то уже при Тиберии получила практика многолетнего исполнения наместниками своей должности. Например, в обсуждаемой здесь провинции Сирия Луций Эллий Ламиа 9 лет был наместником. Вот где вся полнота власти! Император далеко-и наместник в своих вотчинах-царь и бог.  :glasses:

    0

    16

    Centurion написал(а):

    Некоторые настолько зарывались, что были отозваны в Рим и осуждены.

    Кстати, знаменитый Понтий Пилат , бывший наместником в Иудее в 26-36 г.г. н.э., как раз и был отозван в Рим из-за недоработок "по национальному вопросу", спровоцировав возмущение и выступления иудеев непомерными налогами, посягательствами на казну Храма и спровоцированными беспорядками в Самарии.

    0

    17

    Непростая написал(а):

    РИМСКИЕ НАМЕСТНИКИ ИУДЕИ (6-69 гг. н.э.)

    Коротко хотелось бы охарактеризовать каждого из прокараторов Иудеи:
    1. Копоний.
    При его администрации произошло восстание Иуды Галилеянина, причиной которого была не столько личность Копония, сколько появление в стране римских солдат. Кроме того, в процессе преобразований в Иудее, проводилась перепись населения, которая также вызывала недовольство.
    При Копонии произошел следующий инцидент: Во время праздника Пейсах, когда двери Храма были открыты в полночь, некий самаритянин вошел в первую дверь Храма и раскидал человеческие кости по колоннаде. Вскоре после этого случая Копоний был отозван в Риму, и заменен Марком Амбибулом. Вероятно, из-за этого случая одна из дверей Храма получила название «двери Копония».

    2. Марк Амбибул — изначально римский всадник, получил должность прокуратора Иудеи и Самарии в 9 н.э. и управлял до 12 н.э, когда его сменил Анний Руф. Ничем особым не запомнился.

    3. Третий прокуратор — Анний Руф(12-15 г. н.э.).
    Как и предыдущий прокуратор-ничем особым не запомнился, кроме того, что на его срок правления пришлась смерть Августа в Риме в 14 г. н.э.

    4. Следующим прокуратором Иудеи был  Валерий Грат в 15 г. н.э.

    Правление Грата в основном примечательно частой сменой Первосвященников. Сначала был утвержден Анна, следом Исмаэль, сын Фабии (Fabi), затем Элизар, сын Ариана (Arianus), далее Симон, сын Камифы (Camith), и наконец Иосиф Каиффа.  Ему удалось разгромить две большие банды грабителей, наполнивших Иудею в течение его правления, убив своей собственной рукой главаря одной из них, Симона, бывшего раба Ирода Великого. Грат также помогал проконсулу Квинтилию Вару в подавлении восстания евреев.

    5. Понтий Пилат (26-36 г.г. н.э.)

    Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи,  много сделал для того, чтобы спровоцировать трения и плохие отношения с евреями. Именно он спровоцировал преследование Иисуса и последующее распятие. Он назначил Ирода Антипу на ведущую роль в драме, которая в дальнейшем привела к расколу среди евреев. В это время множество различных еврейских сект, в том числе и христиане, создавали различные новые догмы. Давление со стороны Пилата стало поводом к дальнейшему разделению еврейской культуры. Его жестокие пытки Христа привели к распространению христианства, многократно увеличив ряды новообращенных. Конфискация сокровищ Храма, гнетущие налоги и засилье жестокости и террора в Самарии привели к его отзыву.

    0

    18

    6. Следующим стал Марцелл — друг Лакия Вителлия (губернатор провинции Сирия), который и назначил его после отзыва Пилата в Рим (36-37 гг.). Можно предположить, что Марцелл не был реальным прокуратором Иудеи, а только подчиненным Виттелия. Иосиф в обозначении статуса Марцелла, использует выражение epimeletes (ἐπιμελητής) = «надзиратель». И это единственный такой случай. Так что, нет никакой уверенности, имел ли Марцелл реальные полномочия прокуратора или был просто смотрителем. В 37 г., он был заменен на Марулла.
    7. Марулл стал седьмым прокуратором Иудеи. В 41 году его полномочия были переданы царю Иудеи, внуку Ирода Великого Ироду Агриппе.

    Но в 44 г. Агриппа скоропостижно умирает в Кейсарии. И должность прокуратора возвращается.

    8. Куспий Фад был прокуратором Иудеи в 44-46 гг. Во время наместничества Фада в Иудее некий Февда, обманщик, уговорил большую массу народа забрать с собою все имущество и пойти за ним, Февдою, к реке Иордану. Он выдавал себя за пророка и уверял, что прикажет реке расступиться и без труда пропустить их. Этими словами он многих ввел в заблуждение. Однако Фад не допустил их безумия. Он выслал против них отряд конницы, которая неожиданно нагрянула на них, многих из них перебила и многих захватила живьем, остервенев, воины отрубили самому Февде голову и повезли ее в Иерусалим.

    9. В 46 г. его сменил Тиберий Юлий Александр.

    Тиберий Юлий Александр, был видный римский всадник. Рожденный в богатой еврейской семье в Александрии, но отказавшись от иудейской веры, он поднялся, чтобы стать прокуратором Иудеи (46-48 гг.) при Клавдии. Будучи наместником в Египте (66 — 69 гг.), он послал свои легионы против александрийских евреев, способствовал приходу к власти Веспасиана. В 70 г. он участвовал в осаде Иерусалима как заместитель Тита.

    10. Вентидий Куман был прокуратором Иудеи с 48 по 52 г. н.э. Прокураторство Кумана было отмечено враждой между его войсками и еврейским населением, а его отказ реагировать на еврейское убийство на территории Самарии привел к серьезному конфликту между евреями и самаритянами. После расследования, проведенного губернатором Сирии Гаем Уммидием, Кумана отправили в Рим. Император Клавдий посчитал его ответственным за насилие и приговорил к ссылке.

    0

    19

    11. Марк Антоний Феликс стал прокуратором после Вентидия Кумана в 52 г. и был им до 60 г.
    Он был младшим братом греческого вольноотпущенника Марка Антония Палласа. 
    Жестокость и распущенность Феликса, а также взяточничество, привели к резкому увеличению преступлений в Иудее. Чтобы бороться с зелотами, он поддержал еще более радикальную секту — сикариев, с чьей помощью он спланировал убийство первосвященника Ионатана. Период его правления был отмечен внутренней враждой и беспорядками, которые жестоко подавлялись. У него были хорошие отношения с еврейской верхушкой, и он даже был женат на сестре Агриппы II. Отношения же с общиной были проблемными и ухудшались, ведя к Первому Восстанию.
    Его роль в религиозных событиях того времени неоднозначна. Апостол Павел был арестован по его указанию, и держался в заключении в течение двух лет. Но решение о его судьбе он хитро оставил следующему прокуратору Фесту. По возвращении в Рим Феликс был обвинен в том, что использовал в своих интересах вражду между евреями и сирийцами (греками) Кейсарии, чтобы уничтожать и грабить жителей, но благодаря заступничеству его брата, имевшего большое влияние на императора Нерона, он ушел от наказания.

    12. Порций Фест был прокуратором Иудеи в 58 — 62 н.э. Он унаследовал все проблемы своего предшественника в отношении римской практики раздачи отдельным представителям еврейской верхушки римского гражданства и соответствующих привилегий. Еще одной проблемой стали споры между Агриппой II и священниками в Иерусалиме относительно стены, установленной в храме, и портящей вид нового дворца Агриппы.
    В течение его правления еврейская вражда к Риму резко усилилась. Фесту выпало принимать окончательное решение о судьбе Апостола Павла, который был выслан в Рим осенью 58 нашей эры.

    0

    20

    13. Луций Альбин был прокуратором Иудеи в 62 — 64 гг. н.э..
    Назначенный Императором Нероном после смерти его предшественника, Порция Феста.  Первосвященник Анан Бен Анан, воспользовавшись смертью Феста, созвал Синедрион, на котором Яков, брат Иисуса, был обвинен в нарушении законов и приговорен к побитию камнями. Делегация, посланная недовольными этим гражданами, встретила Альбина прежде, чем он достиг Иудеи. Альбин ответил письмом к Первосвященнику, в котором говорил о незаконности действий последнего. Ввиду этого царь Агриппа II лишил Анана первосвященства уже три месяца спустя после его назначения и поставил на его место Иисуса, сына Дамнея
    По прибытии в Иерусалим Альбин, стремясь обеспечить спокойствие в стране, начал воевать с сикариями. Иосиф также пишет о том, что Альбин стал другом Первосвященника Анана после получения от того ценного подарка. Сикарии, в ответ на действия Альбина, захватывая помощника священнику Элизара, сына Анана. Они требуют в обмен на его освобождение выпустить из тюрьмы десять своих сектантов. Альбин пошел на это, уступив просьбе Анана.
    Когда Альбин узнал, что на его место едет новый прокуратор Гессий Флор, он он велел предать казни всех арестантов, которые заслужили смерть, тех же, кто сидели в тюрьме по каким-либо незначительным и маловажным причинам, он освободил за известную сумму денег. Таким образом, тюрьма, опустела, зато страна наполнилась разбойниками.
    14. Гессий Флор стал прокуратором в 64 г. Уроженец города Клазомен (Clazomenae), Флор заменил Луция Альбина Императором Нероном из-за дружбы его жены с женой Нерона Поппеей. Он был жаден и несправедлив к еврейскому населению. По мнению Иосифа именно он стал первопричиной Первого еврейского Восстания.
    После вступления на пост в Кейсарии, Флор начал практику одобрения действий местного греческого населения города против еврейского населения. Местное греческое население заметило такую политику Флора и широко пользовалось такой благосклонностью в своих интересах. В частности, во время молитвы в синагоге греки зарезали при входе в нее несколько птиц, что было издевательство над иудейским законом и осквернением места и делало невозможным совершение в синагоге ритуальных действий. Евреи послали делегацию, чтобы просить заступничества у Флора. Несмотря на принятие оплаты восьми талантов за слушание дела, Флор вместо этого заключил в тюрьму просителей.
    Ну а дальше-больше.  Флор приказал взять из храмовой казны 17 талантов, евреи возмутились, начались волнения, переросшие в войну.

    +1


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Римские провинции. » Провинция Сирия (включая территории Финикии и Иудеи).