Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Статьи с бумажных и электронных носителей. » Статьи по античной тематики с «бумажных носителей».


    Статьи по античной тематики с «бумажных носителей».

    Сообщений 1 страница 14 из 14

    1

    Кому не лень сканировать – сбрасывайте понравившиеся статьи сюда. Почитаем и пообсуждаем! :writing:

    0

    2

    Ю. Л. Дюков. «ДИОНИС НА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ МОНЕТАХ» //Хранитель, исследователь, учитель. К 85-летию В.М. Потина. СПб, Издательство государственного Эрмитажа, 2005 г. С. 18 – 25.

    Страница 18

    Ю. Л. Дюков
    ДИОНИС НА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ МОНЕТАХ

    Древнего грека невозможно представить себе без двух вещей — без моря, которое давало ему основную пищу и средства к существованию, и вина, которое освобождало его от рутины повседневной жизни [1] (недаром его называли Лиэй-освободитель). Поэтому понятно, почему культ Диониса пользовался в Греции такой огромной популярностью. Однако здесь есть один существенный момент, определяющий особенности этого культа: Дионис - чужак, пришелец. Это бог фракийско-лидийского происхождения, чуждый олимпийцам. Его культ распространялся в Греции с трудом и повсеместно встречал сопротивление правящих кругов. Да и появился он в Греции довольно поздно. Хотя имя Диониса можно обнаружить на крито-микенских табличках еще XIV в. до н. э., утверждение его культа относится к VIII—VII вв. до н. э. [2]. Таким образом, к моменту начала чеканки монет Дионис уже утвердился в Греции, однако старые представления о нем еще продолжали жить и не могли не появиться на некоторых монетах.
    Обратим внимание прежде всего на его внешний облик, представляемый нам монетами. Самый распространенный из них - это, конечно, облик олимпийца, в качестве какового он и предстает перед нами на монетах острова Фасоса (табл., 1). Итак, это прекрасный юноша с длинными волосами, украшенными венком из плюща. Это именно тот облик, к которому мы привыкли, рассматривая памятники античного искусства.
    Однако на некоторых монетах перед нами появляется совсем другой персонаж. Так, на монетах сицилийского Наксоса или киликийского Нагида перед нами зрелый мужчина с довольно большой бородой, что явно указывает на его азиатское происхождение (табл., 2-4). Здесь мы видим типичного азиатского бога плодоносящих сил природы, которого недаром связывали с культом чисто азиатского Сабазия. Правда, Сабазий, в соответствии со старыми азиатскими традициями, был не столько винным богом, сколько пивным. Похоже, что и Дионис поначалу был пивным божеством. Во всяком случае, он научился возделывать лозу не сразу. То, что Диониса воспринимали поначалу не только как бога вина и виноделия, а как плодоносящую силу природы вообще (своего рода мужскую ипостась богини Деметры), говорит и его самый распространенный атрибут - тирс. Эта палка, увенчанная шишкой, искони воспринималась как фаллический символ [3].
    Весьма примечательно изображение Диониса на монетах сирийского царя Селевка I. На изображении в три четверти отчетливо видны бычьи рога (табл., 5). Типичный азиатский символ мощи и плодородия вполне подходил этому богу, который был так же

    Страница 19
    же изменчив, как сама природа, и ему ничего не стоило превращаться то в быка, то в козла, то во льва или пантеру [4].
    Легенд о появлении на свет этого бога много, и они зачастую противоречат друг другу, поэтому остановимся лишь на тех из них, которые получили отражение в монетной чеканке.
    Наиболее известен миф о рождении Диониса от Зевса смертной женщиной Семе-лой. Узнав, что Семела беременна, ревнивая Гера подговорила ее попросить Зевса явиться к ней не в образе прекрасного мужчины, как он обычно это делал, а в образе олимпийского бога. Когда-то Зевс имел неосторожность пообещать Семеле осуществить любое ее желание, и теперь должен был исполнить просьбу. И хотя он пытался убедить Семелу отказаться от сумасбродного каприза, ибо смертному не дано без вреда видеть величие бога, все было напрасно: Семела настаивала на своем. Громовержцу пришлось сдержать свое обещание. И вот в грохоте грома и в сверкании молний он предстал перед ней. От божественных молний Семела загорелась и сгорела дотла. Но, желая спасти еще не родившегося сына, Зевс повелел вырасти вокруг него зеленому плющу и тем спас его от огня. Ребенок родился недоношенным, и, чтобы доносить его до нужного срока, Зевс зашил его в свое бедро. В положенное время Дионис родился заново (что дало ему право носить не совсем обычный для Греции титул дважды рожденного). Зевс поручил младенца Гермесу и повелел передать его на воспитание Архо-менскому царю Афаманту и его жене Ино, приказав при этом воспитывать сына, как девочку, видимо таким образом пытаясь спрятать его от вездесущей Геры (впоследствии мальчиков, как правило, воспитывали на женской половине, чтобы уберечь их от сглаза). И на монете Фригийской Лаодикеи (табл., 6) мы видим Зевса, держащего ребенка Диониса, которого он хочет передать Гермесу [5], при этом заметим, что у ног Зевса находится козел, на голову которого громовержец ласково положил руку. Это не случайно, ибо Гера все-таки узнала о передаче Диониса Ино и Афаманту и наслала на них безумие. В результате Афамант убил своего сына Леарха, приняв его за оленя, а Ино бросилась со скалы в море [6]. Чтобы в очередной раз спрятать Диониса от Геры, Зевс превратил его в козленка и отдал на воспитание нимфам горы Нисы. В этом воспитании принимал участие и Силен [7]. Иногда в городах, где культ Зевса не был очень распространен, как, например, в Палестинской Рафии, Диониса держит на руках не Зевс, а городская богиня с рогом изобилия (табл., 7).
    У нимф горы Нисы Дионис пребывал до своего взросления. На монетах Ионии мы можем наблюдать трогательную сценку: Дионис в виде пухленького младенца сидит в колыбельке, протягивая вперед ручонки (табл., 8). Однако опасность обнаружения младенца Герой продолжала существовать, и тогда прибегли к уже испытанному способу, с помощью которого спасали самого Зевса. Бабушка Диониса Рея, а точнее, Кибела приставила к нему своих верных корибантов, чтобы они ударами мечей по щитам заглушали плач младенца. Эту сцену мы можем видеть на монете Ликаонской Селевкии (табл., 9). Корибанты своими звуками не только заглушали плач. На монете Ионийской Магнезии перед нами предстает маленький Дионис, сидящий в портике на мистической корзине со змеями, слева от него пылающий алтарь, перед которым пляшущий корибант, явно развлекающий младенца (табл., 10).
    С подросшим Дионисом больше занимался уже другой воспитатель - Силен. На монете Пергама запечатлен забавный эпизод, где Силен качает на ноге подросшего

    Таблицы. Стр.20-21|Конец таблицам

    http://savepic.su/1862767m.jpg
    http://savepic.su/1859695m.jpg

    Страница 22
    Диониса (табл., 11). Но, пожалуй, самая трогательная сцена изображена на монете Ионийской Смирны. Здесь мы видим сидящую на троне Семелу (после того как все признали его богом, Дионис спустился в Аид, вывел оттуда свою мать и привел ее на Олимп, где она приняла имя Тионы) [8], к ее коленям приник Дионис, нежно обнимая мать за плечи (табл., 12).
    Нужно сказать, что Дионис редко появлялся на Олимпе, предпочитая пребывать среди людей. К тому же, воспитанный нимфами, как девочка, он не проявлял интереса к физическим упражнениям и войне [9], предпочитая обучать людей выращивать виноградную лозу и приготовлять вино.
    Он постоянно путешествовал по всей земле, и его способ передвижения и его сопровождающие были далеко не обычны. Чаще всего на монетах мы видим Диониса, едущего на колеснице, запряженной пантерами, в сопровождении сатиров и менад (табл., 13,14). Обратим сначала свое внимание на пантер. Это животное также подчеркивает восточное происхождение бога. Ведь если в давние времена в Греции и водились львы, то уж пантер там не было никогда. Пантера-типичное животное Индии, и, видимо, именно там он ими и обзавелся (о чем мы поговорим чуть ниже).
    Довольно интересна монета Лидийских Тралл, где Дионис едет на колеснице, запряженной пантерой и козлом. Рядом с ним - Аполлон, играющий на лире, и Силен, играющий на двойной флейте (табл., 15). Мы уже упоминали, что маленького Диониса превращали в козленка, и потом, когда боги спасались от Тифона и бежали в Египет, принимая облик различных животных, Дионис превратился в козла. Но ездить на самом себе было бы несколько странно, и в данном случае возможно другое объяснение. Очевидно, что пантера олицетворяет плохую сторону употребления вина, когда впавший в алкогольное опьянение становится похожим на зверя, и эту сторону винопития греки отлично чувствовали и весьма не одобряли. Для них не существовало позорней порока, чем пьянство. С другой стороны, было принято отдавать в жертву тому или иному богу тех животных, которые либо пользовались его особым расположением, либо, наоборот, приносили ему наибольший вред. Так, жертвой для Деметры становились свиньи, поскольку причиняли большой вред полям, а для Диониса - козлы, так как они имели скверную привычку обгрызать виноградные лозы.
    Не менее интересно и изображение рядом с Дионисом Аполлона. Ведь между ними поначалу существовали самые неприязненные отношения. Дионис, как божество, связанное со стихийными силами природы, к тому же буйный и неуправляемый азиат, прямо противостоял Аполлону - божеству родовой аристократии, настоящему олимпийцу, носителю всяческой мудрости и порядка [10]. Но этих важных богов постарались примирить по мере распространения культа Диониса, при этом Дионису придали ряд черт Аполлона. Теперь он, как и Феб, обладает воодушевляющей силой, владеет даром пророчества, врачует болезни. Он также имеет непосредственное отношение к музам, ибо трагедии и комедии получили развитие благодаря его культу. В некоторых местах у него есть свои оракулы, самый знаменитый из которых – Дельфийский [11]. Обратим также внимание на то, что указанная композиция помещена на монете Лидийских Тралл времени Антонина Пия. Теперь, после присоединения этих областей к Римской империи, все здесь были эллинами и всячески старались подчеркнуть общность местных и собственно греческих богов. Так, на этой монете примирили не толь-

    Страница 23
    ко Диониса и Аполлона, но даже их музыку: рядом с музицирующим на благородной лире Аполлоном мы видим простецкого Силена, играющего на заурядной двойной флейте.
    Интересна и монета Галатийской Анкиры времени Каракаллы. Здесь Дионис изображен едущим на колеснице, запряженной слонами (табл., 16). Известно, что Дионис обошел всю Индию, по дороге обучая людей выращивать лозу и приготовлять вино. Но далеко не всегда его встречали доброжелательно, поэтому ему пришлось покорять эти области [12]. Оттуда он и привел пантер и слонов. Однако со слонами произошел казус. За ними, вероятно, не умели как следует ухаживать, из-за чего около города Флоя часть слонов погибла. Их кости показывали еще в историческое время [13].
    Правда, Дионис передвигался не только на колеснице, но и непосредственно верхом. Так, на монете Кизика он удобно расположился на спине спокойно идущей пантеры, держа в правой руке тирс (табл., 17). А вот на монете Фессалийской Коркиры бог скачет, как на лошади, на мчащейся галопом пантере, замахиваясь своим тирсом, как копьем (табл., 18). На монете же Палестинской Кесарии он вальяжно устроился не на пантере, а на спине льва (табл., 19). Здесь он в царстве своей бабушки Кибелы, и здесь лев, конечно, привычнее пантеры.
    Мы знаем, что Дионис никогда не путешествовал в одиночестве, его всегда сопровождала толпа сатиров и менад. Такая компания представлена на монете Лидийской Герме (табл., 20) (к сожалению, монета плохой сохранности, но все же кое-что можно рассмотреть): Дионис едет на колеснице, запряженной пантерами, перед колесницей-сатир, за ней - некая фигура с корзинкой (модием) на голове. В таких корзинках было принято носить фрукты, сыр, хлеб, так что это, видимо, слуга, несущий продукты для своего господина. Над колесницей - сатир и менада. Из них самый безобидный - сатир. Этот довольно добродушный, всегда пьяненький персонаж прекрасно представлен на монетах Сицилийского Наксоса (табл., 21). Он уже хорошо выпил и не может держаться на ногах, но тем не менее продолжает тянуться к чаше с вином. По одной из легенд, именно сатир имел непосредственное отношение к изобретению вина. Дело в том, что, являясь еще пивным азиатским богом, Дионис охотился как-то в Лидийских горах и увидел очень красивого сатира, звали его Ампелос. Красивый сатир - это весьма удивительно, поскольку сатиры всегда изображались безобразными. Дионис, конечно, немедленно влюбился в красавца и принял в свою свиту. Однако однажды тот упал со скалы и разбился. Дионис был безутешен и взмолился Зевсу, прося вернуть Ампелосу жизнь. Зевс поступил, я бы сказал, с юмором: он оживил Ампелоса, но в виде куста. Зато что это был за куст! Это и была благодатная виноградная лоза [14]. Так что теперь, попивая вино, Дионис мог забыть своего возлюбленного.
    Другое дело - менады, эти растрепанные неистовые женщины, составлявшие основу свиты Диониса. Они в безумной пляске носились по долинам и горам, неумеренно употребляя вино и повсюду требуя поклонения богу вина и виноделия. Именно из-за них упорно не принимали культ Диониса во многих городах Греции: слишком уж были они чужды величественной олимпийской религии. Да и обращение этого женоподобного бога именно к женщинам вызывало гнев добропорядочных граждан. Еще бы, ведь греческие женщины всю жизнь проводили на женской половине дома и даже на улицу не могли выйти без вуали и без сопровождения, а тут они отдельно от мужчин

    Страница 24
    бегают в пьяном экстазе по холмам, охотятся на разных животных, присвоив себе чисто мужское занятие, занимаются беспорядочной плотской любовью, а если встречный мужчина им не понравится, то они могут запросто разорвать его на куски.
    Вот одна из таких менад предстает перед нами на монете Ликийской Этении. Она стоит перед Дионисом со змеей в руках (табл., 22). Змея появилась здесь не случайно. Ведь, согласно одной из легенд, Дионис сам был рогатым змеем, родившимся у Персефоны от Зевса, явившегося к ней в виде змея [15]. Но этого Диониса по приказу Геры растерзали и пожрали титаны, а его бабушке, Рее-Кибеле, удалось спасти только сердце, которое Зевс дал съесть Семеле, отчего та и забеременела. Теперь понятно, почему менады носили с собой змей, позволяя им обвиваться вокруг своей шеи. Кстати, этих змей весьма боялись мужчины.
    Довольно часто Дионис изображался на монетах стоящим или сидящим. Первое изображение можно видеть на монетах Фракийской Маронеи (табл., 23), где обнаженный Дионис стоит, держа виноградную гроздь и два жезла. Иногда вместо виноградной грозди он держит в руках канфар для вина (табл., 24). А на Востоке часто вспоминали своего Диониса, и тогда он предстает перед нами не в виде юноши, а в образе солидного мужчины с бородой, а подчас с бычьими рогами, вполне соответствуя восточному божеству, как на монетах Киликии (табл., 25, 26).
    Иногда он может быть запечатлен сидящим в величественной позе на троне, как и приличествует олимпийскому богу, держащим в руке канфар и опирающимся другой рукой на жезл, как на монете Фригийского Дионисополя (табл., 27). Очень интересное изображение Диониса можно видеть на монетах месопотамского города Кархи (табл., 28). Здесь Дионис держит в руках не только виноградную гроздь, но и колосья, подтверждая, что на Востоке он был не только богом вина, но и богом плодородия вообще, соответствуя греческой Деметре. Они иногда изображались рядом: например, на монете Пергама мы видим стоящих лицом друг к другу Деметру с колосьями и факелом и Диониса, у ног которого - пантера. Слева в поле - факел для состязаний в беге (табл., 29), как бы символизирующий их соперничество.
    Конечно, столь популярному богу сооружали множество храмов и статуй. Некоторые из них изображены и на монетах. Так, на монете Митилены мы видим Тиху Мити-лены, стоящую с рогом изобилия и венком перед статуей Диониса (табл., 30). Она приносит богу жертву. Обратим внимание на то, что статуя помещена на прору. Это явное напоминание об истории с тирренскими пиратами, попытавшимися продать красивого юношу в рабство, но превращенными Дионисом в дельфинов. Дионис представлен здесь несущим модий, т. е. в данном случае он бог плодородия вообще - восточный Дионис. На монетах той же Митилены можно видеть вариант подобного изображения (табл., 31). Здесь перед статуей типично восточного бородатого и рогатого Диониса стоят Афина и сам Дионис, но уже в своем олимпийском облике юноши с тирсом и канфаром: юные боги поклоняются своему более древнему собрату. С морской темой связана и монета Беотийской Танагры, где Дионис стоит в портике храма, а внизу плывет смотрящий на него тритон (табл., 32).
    Конечно, Дионис имеет отношение и к состязаниям, правда, не спортивным, а драматическим, ведь ему обязаны появлением на свет комедии, трагедии и сатировские гимны. Состязания на лучшее произведение обязательно устраивались на праздниках

    Страница 25
    в честь Диониса. На монете Киликийского Карикуса представлен традиционный агонистический стол, на нем - урна, внутри которой помещены кадуцей, пальмовая ветвь и аплюстр (украшение корабля), а перед урной стоит Дионис с пантерой у ног, опирающийся на жезл и держащий виноградную лозу, готовый приступить к обязанности судьи (табл., 33). Особенно были популярны такие состязания в Афинах, где для них построили специальный театр Диониса, изображаемый и на афинских монетах (табл., 34). Эта монета помогла археологам при поисках и раскопках этого театра.
    В целом можно сказать, что популярность Диониса нашла свое отражение и в монетном деле Древней Греции, ибо его изображение появлялось в разное время на монетах 297 греческих городов - пожалуй, больше, чем изображение любого другого божества.
    Отметим также, что на монетах Дионис представлен более облагороженным, чем на других памятниках. Никаких зверских убийств, поеданий младенцев живьем или превращений непокорных женщин в летучих мышей мы не видим. Перед нами - создатель прославленного растения, приносящего благороднейшие плоды из всех даров земли и помогающего людям хоть на время забыть тяготы повседневной жизни.

    Использованные источники:
    1. Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М., 1989. С. 122.
    2. Мифы народов мира. М., 1980. С. 380.
    3. Там же. С. 381.
    4. Тахо-Годи А. А. Указ. соч. С. 122.
    5. Аполлодор. III, 4, 3.
    6. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992. С. 75.
    7. Grout М., Hazel J. Who is who in Classical Mythology. New York, 1979. P. 118.
    8. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. С. 456.
    9. Немировский А. Мифы Древней Эллады. М., 1992. С. 81.
    10. Аполлодор. III, 4, 3.
    11. Любкер Ф. Указ. соч. С. 454.
    12. Филострат. Жизнь Аполлона Тианского. М., 1985. И, 8-9.
    13. Грейвс Р. Указ. соч. С. 74.
    14. Мертлик Р. Античные легенды и сказания. М., 1992. С. 106.
    15. Грейвс Р. Указ. соч. С. 74.

    Отредактировано Зелёный (2012-05-04 12:45:18)

    0

    3

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Качнул 20 номеров "Монеты и банкноты".

    А может стОит открыть на форуме информационный раздел, куда скидывать сканы подобных статей, чтобы те, кто технически не может скачать (напр. на работе стоят блокираторы, а дома нет времени  :rolleyes: ) - могли бы тоже приобщиться?

    0

    4

    amatvey написал(а):

    тоже качнул эти журналы - но весь пар у них уходит в оформление страниц - чтоб красивше

    А ничего по антике или истории Древнего мира на этом трекере больше нет? Я бы качнул и выложил для ознакомления.

    0

    5

    Геннадий Бордуков написал(а):

    А ничего по антике или истории Древнего мира на этом трекере больше нет? Я бы качнул и выложил для ознакомления.

    ** Монеты Рима ** Мэттингли на Кинозале есть , можешь качнуть , ну и из Великаго КнЕзе Жоры Михайловича по Русским кругляшам есть не мало ...  http://s39.radikal.ru/i085/1005/59/3b7d4b4c6b05.gif  :flag:

    http://kinozal.tv/details.php?id=288086  :flag: ( Roman сoins )  :flag:

    http://kinozal.tv/browse.php?s=&c=0&v=0&y=&t=0&a=0&o=0

    0

    6

    Геннадий Бордуков написал(а):

    А ничего по антике или истории Древнего мира на этом трекере больше нет? Я бы качнул и выложил для ознакомления.

    Вот тута:

    Можно кой-чего выудить.   :rolleyes:

    0

    7

    ***** AUREUS ***** написал(а):

    http://kinozal.tv/details.php?id=288086

    300 страниц? Не, форум не резиновый.  :crazyfun:

    Христiанъ Френъ - Монеты хановъ Улуса Джучiева или Золотой орды / Раритеты / RUS / 1832 / PDF

    Попробуй качнуть эту. Может выложишь чего интересного?

    0

    8

    Лодочник написал(а):

    Можно кой-чего выудить.

    Может, "Словарь нумизмата" оригинальный качнуть и выложить здесь отдельной темой? А то московские барыги всё под собственным именем постят, забывая про первоисточники.

    0

    9

    Лодочник написал(а):

    Вот тута:

    Можно кой-чего выудить.

    Скачал статью "Юдаев. Чистка монет". Чёрт его знает, довольно противоречивая статья и методы. Ладно, выложу-посмотрим, может кому и пригодится.

    ...В методичке кратко изложены основные принципы чистки копаного нумизматического материала в домашних условиях с использованием общедоступных средств бытовой химии. Предупреждение: данные методы не панацея, каждая монета требует индивидуального подхода, который Вы выработаете в процессе использования данного материала.

    0

    10

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Скачал статью "Юдаев. Чистка монет"

    Геннадий Бордуков написал(а):

    средств бытовой химии.

    Интересно и антику чистят химией.

    0

    11

    Ahiles написал(а):

    Интересно и антику чистят химией.

    В полный рост. Именно это меня и настораживает в этой статье. Хотя-каждый решает сам.

    0

    12

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Может, "Словарь нумизмата" оригинальный качнуть и выложить здесь отдельной темой?

    В этом словаре именно по антике не очень то чего много...

    0

    13

    Лодочник написал(а):

    В этом словаре именно по антике не очень то чего много...

    Посмотрел словарь Зварича-там несколько разделов отсутствует.  :dontknow:

    0

    14

    Вот вполне должна быть неплохая:

    Античная история и нумизматика

    но на аглицком, не для всех, увы.   :dontknow:

    0


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Статьи с бумажных и электронных носителей. » Статьи по античной тематики с «бумажных носителей».