По универсальности применения трудно сравнить золотую монетку с раковиной, у которой ареал хождения ограничивался соседними племенами.
Тут тема есть о Индии, так там местные князьки на римских ауреях срезали изображения римских правителей, кое-как надчеканивали свои фейсы и пускали в оборот. Вот это универсальность хождения золотой монеты.
Доходы граждан, оплата труда, цены в Древней Греции.
Сообщений 121 страница 140 из 224
Поделиться1212011-07-30 11:15:31
Поделиться1222011-07-30 16:11:19
По универсальности применения трудно сравнить золотую монетку с раковиной
Так-то оно так, но! Клады, зарытые на Руси в «безмонетный период» (12-14 в.в) в абсолютном большинстве состоят именно из раковин Каури. Прикиньте ареал распространения! Да и как средство накопления они, как видите, выступали….
Поделиться1232011-08-26 22:15:20
Почитайте расуждения Платона (Законы, V) о желательности некоторых достаточно суровых предписаний, которых следовало бы придерживаться в сношениях с заграницей, прямо, как из недавней истории ( ):
Обмен почти неизбежен для ремесленников и всех тех, кому надо выплачивать жалованье, — для наемников, рабов и чужеземных пришельцев. Ради этого надо иметь монету, но она будет ценной лишь внутри страны, для остальных же людей не будет иметь никакого значения. Общей же эллинской монетой государство будет обладать лишь для оплаты военных походов или путешествий в иные государства... Словом, всякий раз, как надо кого-то послать в чужие земли, государству необходимо для этой цели обладать действительной по всей Элладе монетой. Если частному лицу понадобится выехать за пределы родины, оно может это сделать лишь с разрешения властей; по возвращении домой оно должно сдать государству имеющиеся у него чужеземные деньги, получив взамен местные деньги, согласно расчету. Если обнаружится, что кто-либо присвоил чужеземные деньги, они забираются в пользу казны; знавший же об этом и'не сообщивший подвергается вместе с тем, кто ввез эти деньги, порицанию и проклятию, а также и пене в размере не менее количества ввезенных чужеземных денег.
Отредактировано Кра$ин (2011-08-26 22:15:54)
Поделиться1242011-08-26 23:06:27
Словом, всякий раз, как надо кого-то послать в чужие земли, государству необходимо для этой цели обладать действительной по всей Элладе монетой. Если частному лицу понадобится выехать за пределы родины, оно может это сделать лишь с разрешения властей; по возвращении домой оно должно сдать государству имеющиеся у него чужеземные деньги, получив взамен местные деньги, согласно расчету. Если обнаружится, что кто-либо присвоил чужеземные деньги, они забираются в пользу казны
Эта система применялась в Птолемеевском Египте. Антиох IV пытался изобразить нечто подобное в Сирии, но не прижилось...
Поделиться1252011-08-27 19:35:21
по возвращении домой оно должно сдать государству имеющиеся у него чужеземные деньги, получив взамен местные деньги, согласно расчету.
Согласно принудительному курсу, наверняка не очень выгодному.
Поделиться1262011-08-28 00:45:27
Антиох IV пытался изобразить нечто подобное в Сирии,
А у иудеев в отдельно взятом храме получилось.
Согласно принудительному курсу, наверняка не очень выгодному.
Все пытаются заработать на марже.
Поделиться1272011-08-28 14:03:06
Эта система применялась в Птолемеевском Египте. Антиох IV пытался изобразить нечто подобное в Сирии, но не прижилось...
Не прижилось - в смысле частные лица просто игнорировали подобный
таможенный закон или для государства Селевкидов нововведение
оказалось экономически нецелесообразным из-за каких-то причин?
Поделиться1282011-08-29 00:11:30
Не прижилось - в смысле частные лица просто игнорировали подобный
таможенный закон или для государства Селевкидов нововведение
оказалось экономически нецелесообразным из-за каких-то причин?
В 170-168 гг до н.э. в период подготовки и во время похода на Египет в Сирии было отчеканено определенное (довольно большое) количество монет по образцу габаритных медных Египетских драхм и фракций. Существует предположение, что они предназначались для завоеванных египетских территорий (+Кипр) в качестве оккупационной валюты. Однако, основная масса этого материала обнаружена в пределах Сирии (есть, правда, объяснение, что просто не успели доставить к месту предполагаемого обращения). Поэтому есть и другое предположение, - а именно, что Антиох 4 хотел, в условиях финансового дефицита, перевести денежное обращение внутри страны на медь, оставив серебро и золото только для внешних операций, как это в основном и было в Египте. Т.е. хотел принудительно обменять (изъять) золото и серебро у собственных подданных на медь. Однако, если принять эту версию, то приходится признать, что от такой идеи быстро отказались - и видимо главным образом в связи с восполнением финансового дефицита за счет удачной египетской кампании.
Поделиться1292011-08-30 18:10:16
перевести денежное обращение внутри страны на медь, оставив серебро и золото только для внешних операций, как это в основном и было в Египте.
Если применительно к египетским серебряным тетрам - их хождение внутри
Египта было как-то законодательно ограничено или не?
Налоги собирались только серебряной монетой, или же и медной тоже?
Поделиться1302011-08-31 00:28:12
Если применительно к египетским серебряным тетрам - их хождение внутри
Египта было как-то законодательно ограничено или не?
Налоги собирались только серебряной монетой, или же и медной тоже?
Вкратце ситуация была следующей: Царь, будучи главным собственником, владел всеми рудниками и регулировал выпуск монеты. Денежные средства из драгоценных металлов - главным образом шли напрямую в казну - так сказать в золотовалютный фонд, откуда распределялись (например) на оплату наемников, подарки челяди, представительские и посольские расходы и т.п. Монета в птолемеевском египте чеканилась по финикийскому эталону. Внутри страны официально ходила только такая монета. Соотношение с аттическим стандартом было примерно 6 египетских драхм к 5-ти аттическим. При, допустим, въезде в страну инвалюту необходимо было обменять. Система трапедз (обменных контор) также принадлежала царю. А меняли деньги по курсу 1:1. Т.е. аттическую драхму на птолемеевскую. Разница - это и был тот процент, который взимался в пользу казны. Кроме того с III в. до н.э. из-за недостатка средств серебряные драхмы начали в массовом порядке заменять на медные. Разумеется, при обмене денег - выдавали медными. Все операции внутри страны также были переведены на медь. Тем не менее, всё было по-честному и налоги тоже собирали медью, по номиналу. Эта монета потом снова шла в оборот. Потому многие птолемеевские медяки вусмерть затертые. Прием медной монеты всеми торговыми предприятиями гарантировалось царским домом. Добавлю, что иностранные купцы имели свой интерес при оптовой закупке египетских товаров (т.е. они приезжали продать одно, и купить другое), поэтому медные деньги они также принимали без ограничений, а потом ими же и расплачивались с местными оптовиками. Поэтому товарного дефицита из-за кажущейся ущербности медных денег в Египте не было, но разумеется девальвация медной монеты все же наблюдалась, отсюда рекордные размеры некоторых номиналов.
Поделиться1312011-08-31 04:10:28
Проофтоплю, с разрешения честной компании.
Вот читал я где-то давным-давно о том, что при каком-то римском императоре Египет обезлюдел, все крестьяне в бега подались.
А причиной тому якобы было то, что за пшеницу им платили медью а налоги требовали исключительно в серебре.
Серебра у них не было, и у них другого выхода не оставалось кроме как по камышам бегать.
Кто-нибудь что-то подобное читал-слышал или я брежу?
(если факт имел место быть, буду жутко благодарен за ссылу на источник)
Поделиться1322011-08-31 21:07:30
Кто-нибудь что-то подобное читал-слышал или я брежу?
Впервые слышу, но в египетской истории-я
Поделиться1332011-08-31 21:10:01
Мы недавно упоминали о процедуре остракизма.
Попался на глаза удивительный отрывочек из "Экономики" Аристотеля о Лигдамиде — тиране Наксоса (вторая половина VI в. до н. э.):
Наксосец Лигдамид, удалив приговоренных к изгнанию, имущество их, так как никто не хотел покупать иначе как по низкой цене, продал самим изгнанникам; и все те их посвятительные дары (статуи), которые находились незаконченными в некоторых мастерских, стал продавать и изгнанникам и всякому желающему из посторонних, так чтобы на них могло быть надписано имя купившего.
Поделиться1342011-08-31 21:47:05
продал самим изгнанникам
Вот это находчивость, молодец!
Поделиться1352011-09-12 13:27:23
Ещё о серебре и меди из "Экономики" Аристотеля:
Афинянин Тимофей (афинский военачальник, сын Конона. В 364 г. до н. э. командовал афинским флотом в войне против Олинфа и других городов), ведя войну с олинфянами и испытывая недостаток в серебре, отчеканил медь и стал выдавать ее воинам. Когда воины стали возмущаться, он сказал им, что купцы и рыночные торговцы будут продавать все без всяких изменений. А купцам он объявил, что если кто-нибудь из них возьмет медь, то может на нее же покупать все и из местных товаров и из захватываемой добычи. Ту медь, которая останется у них, они могут приносить к нему и получать серебро. Ведя войну у Керкиры и находясь в денежном затруднении, и так как воины требовали выдачи жалованья, отказывались повиноваться ему и говорили, что переходят к противнику, он, созвав сходку, сказал, что ему не могут доставить серебро из-за непогоды, а на самом деле он располагает такими большими средствами, что те продовольственные, которые он выдал вперед на три месяца, он дарит им; и они, подумав, что едва ли Тимофей подарил бы им столько денег, если бы в самом деле не ожидал этих денег, успокоились относительно жалованья, пока тот не устроил то, что хотел. Во время осады Самоса он продавал плоды и то, что было на полях, самим самосцам, так что приобрел много денег для жалованья воинам. Так как в лагере был недостаток в продовольствии из-за прибывающих, он запретил продавать молотый хлеб мерой меньше, чем медимн, и что бы то ни было из жидких продуктов — меньше, чем метрет. Таким образом, таксиархи и лохаги, покупая оптом, распределяли между воинами, а прибывающие привозили продовольствие с собой, но когда они уезжали, то, если у них оставалось что-нибудь, они продавали. Благодаря этому получилось так, что у воинов было много продовольствия.
Поделиться1362011-09-12 21:30:43
Ещё о серебре и меди из "Экономики" Аристотеля:
Очень интересно, спасибо.
Во время осады Самоса он продавал плоды и то, что было на полях, самим самосцам, так что приобрел много денег для жалованья воинам.
Видимо не мало продуктов с полей было продано...
Поделиться1372011-10-28 11:47:44
Добрый день!
Хотелось бы вернуться к дискуссии с уважаемым Троянским Свином по поводу драхм и статеров одновременно чеканившихся греческими городами.
Троянский_Свин написал(а):
Драхмы Эгины, по сравнению со статерами, такая же редкость как и драхмы Афин классического времени по сравнению с тетрами. В отличие от Беотии, где архаичные драхмы более часты чем статеры.Этот «парадокс» можно попытаться объяснить тем, что статеры использовались в основном во внешней торговле полисов, а драхмы – во внутренней. Монеты «для внутреннего пользования» могли частенько обновляться: «менять» вес и номинал (положим, надо больше оболов – взяли и перечеканили из драхм), а монеты «для приобретения импорта» были более, если позволите, устойчивы: надо, что бы их и другие признавали и охотно брали в оплату. Эгина и Афины – торговые города. Беотия – аграрная область, до моря далековато. Таким образом, беотийские монеты и представлены в массе драхмами – статеры не нужны.
Данная версия находит подтверждения: действительно в греческом мире чеканка монет для «внутреннего» и «внешнего» потребления сильной редкостью, судя по всему, не была:
«Херсонесское государство достигает пика своего могущества во второй половине IV—начале V в. до н.э. Ярким свидетельством расцвета полиса в это время являются обильные эмиссии серебряных и бронзовых монет. Характерной особенностью херсонесской нумизматики этого периода была одновременная чеканка серебра по двум монетно-весовым стандартам — родосскому и облегченному персидскому — нечастый для античности пример сознательного разделения монеты, предназначенной для внутреннего и для внешнего обращения.»
И.М. Станиславский. Античные монеты северного Причерноморья VI – I в.в. до н.э..М.2003. С.105
"Выпуск Боспорским Царством собственных золотых статеров, вес которых заметно превосходил норму аттического золота, долго не имел правдоподобного объяснения в научной литературе. Это явление рассматривали как свидетельства существовании многочисленных золотых рудников, поставлявших золото на Босфор, где оно вследствие такого изобилия было особенно дешево. А. И. Зограф убедительно доказал, что повышенный вес этих золотых монет связан с попыткой боспорских царей использовать на международном рынке собственную монету, которая могла легко конвертироваться в наиболее популярную на то время международную валюту — кизикины. При традиционном соотношении стоимости золота и серебра 1:10, среднем весе кизикина в 16 г, содержании в нем золота 52% и серебра 48%, боспорский золотой статер средним весом 9,09 г по стоимости содержащегося в нем драгоценного металла точно соответствовал одному кизикину."
И.М. Станиславский. Античные монеты северного Причерноморья VI – I в.в. до н.э..М.2003. С.178-179
Поделиться1382011-10-28 15:00:46
Интересные факты.
«Херсонесское государство достигает пика своего могущества во второй половине IV—начале V в. до н.э. ...
Наверное опечатка и речь идет о второй половине VI века?
Поделиться1392011-10-28 19:15:49
Читая "Апулея" заинтерисовал момент,когда Луций покупал на рынке рыбу на ужин,типа купил немного рыбы и цитирую.
Стал торговаться -вместо 100 нуммов уступили за 20 денариев.
Не понимаю,толи рыба такая дорогая,толи денарии какие то не такие.Толи автор обшибся.Если римский легионер имел жалованье от 200 до 250 денариев в год.Нестыковочка какая то.
Поделиться1402011-10-28 20:11:09
Стал торговаться -вместо 100 нуммов уступили за 20 денариев.
В античном мире рыба (в отсутствие холодильников) долго не лежала и считалась деликатесом - примерно как нынче - черная икра.
По цене - дифференциировалась соответственно.