Зелёный написал(а):рыночные цены, есть рыночные цены….
Цены на рабов в Греции 5-4 веков до н.э.:
"...Цена на рабов, естественно, менялась в различные эпохи, а в одну и ту же эпоху зависела от пола, возраста, способностей, умения раба. Цена колебалась и в зависимости от соотношения между предложением и спросом: после войны, когда на рынок поступало большое количество пленных, цены на рабов падали.
Во времена Персидских войн выкупная цена за одного пленника — две мины. За такую сумму, по свидетельству Геродота, афиняне возвратили свободу взятым в плен халкидянам.
Тот же Геродот сообщает, что у пелопоннесцев была установленная выкупная цена за одного пленного — две мины. Современные исследователи с полным основанием заключили отсюда, что такая сумма (две мины) представляла собой рыночную цену отборного в физическом отношении раба; средняя цена раба была, вероятно, ниже.
Вестерман считает возможным говорить о средней цене за взрослого мужчину в конце V в. до н. э. — 167 драхм, за женщину несколько выше — до 220 драхм. В надписи о продаже конфискованных у метэка Кефисодора рабов (процесс гермокопидов) в 414 г. до н. э. приведены следующие цены на восточных и южных рабов: кариец мужчина — 150 драхм, кариец юноша — 174 драхмы, кариец ребенок — 72 драхмы, рабыня лидиянка — 170 драхм, необозначенного пола каппадокиец (каппадокиянка) — 106 драхм, два сирийца — 240 и 301 драхма (столь высокие цены объясняются, возможно, образованностью сирийцев). Цены на рабов северного происхождения следующие: два фракийца — 165 и 175 драхм, фракиянки — 135, 165 и 200 драхм, два иллирийца — 121 и 161 драхма, скиф — 144 драхмы, колх — 153 драхмы. Разница в ценах объясняется различными способностями рабов, их физическими данными и т. п.
В одном месте «Воспоминаний» Ксенофонта сказано: των γαρ οίκετών ό μέν που δυοϊν μναΐν άξιος έστιν, ό δέ [ούδ'] ήμιμναίου, ό δέ πέντε μνίδν, ό δέ και δέκα — «из рабов один стоит две мины, а другой — [даже не] полмины, третий — пять мин, четвертый — даже десять». Это констатация разных цен на рабов, наблюдавшихся в действительности; возраст, пол, физическое состояние — все это влияло на рыночные цены. Средняя цена рудничного раба, как ее выводят на основании показаний Ксенофонта, была 180 драхм. Следует при этом помнить, что рабы, предназначенные для работы в рудниках, шли по низкой рыночной цене, так как представляли собой неквалифицированную рабочую силу.
С этими данными интересно сопоставить показание Демосфена; отец оставил ему в наследство мастерскую, где трудилось 20 рабов, изготовлявших кровати; рабы были заложены за 40 мин, т. е. 4000 драхм .
Здесь речь идет о квалифицированных работниках, средняя цена которых, таким образом, 200 драхм, что вполне понятно при сопоставлении с отмеченной выше средней ценой неквалифицированного работника.
В литературе приводят обычно еще некоторые свидетельства, дополняющие и подтверждающие отмеченные выше сообщения. Так, из Демосфена явствует, что от продажи 15 квалифицированных рабов мужского пола было получено в среднем 200 драхм за каждого. За одного раба, по словам Демосфена, было заплачено 200 драхм. У того же оратора находим свидетельства о расценке двух рабов — по 125 драхм за каждого. Но Вестерман считает, что оно не заслуживает никакого доверия (цена явно занижена). За девушку-рабыню, купленную для целей проституции, было заплачено 300 драхм, о чем мы узнаем из Гиперида. Как об исключительном случае Ксенофонт сообщает о приобретении Никием раба — надсмотр-дика за рабами в рудниках за огромную сумму в один талант: уплата такой суммы может быть объяснена особенно высокой квалификацией раба..."
А.И. Доватур "Рабство в Аттике".