Стр. 81
А. М Чернышев (Санкт-Петербург)
К ВОПРОСУ О ПОДЛИННОСТИ «БРАБАНТСКОГО ЖЕТОНА КАРЛА V»
ИЗ СОБРАНИЯ ЭРМИТАЖА
В группе западноевропейских монет собрания Эрмитажа, не имеющих данных о происхождении, хранится любопытный экземпляр (ил. 1), условно названный нами «брабантским жетоном Карла V». Он находился в бумажном пакете, на котором карандашом было написано «Австрия» со знаком вопроса. Жетон отчеканен на тонком серебряном кружке крайне грубым и низкорельефным штемпелем и имеет следы доработки резцом, буквы надписей нанесены отдельными пунсонами. Диаметр экземпляра 30 мм, вес 6,1 г. По краю – небольшая трещина и скол, возможно образовавшиеся в процессе опробирования. На лицевой стороне видны следы от чернил, которыми была написана цифра «749».
На л. с. в точечном круге погрудное изображение правителя юного возраста влево, в герцогской короне, в латах, с орденом Золотого руна на груди. Круговая надпись: KARO’[lvs] A[rchi] D[vx] AVST’[rie] PRINC’[eps] ISPANIE & BRA[bantie] (Карл, эрцгерцог Австрии, принц Испании и Брабанта).
На о. с. под короной в линейном круге изображение двуглавого орла с многопольным гербовым щитом на груди. Деление щита четверочастное, каждая из частей также разделена на четыре поля. Первая и четвертая части несут гербы объединенного
Ил. 1. «Брабантский жетон Карла V» (Увеличено)
Стр. 82
королевства Леон и Кастилия. Вторая и третья части несут герб Австрии на первом поле, Новобургундский герб на втором, Старобургундский герб на третьем и герб Брабанта на четвертом поле. В центре второй и третьей части щиток с гербом Фландрии. Круговая надпись: SVBV[m]BRAALARV'[m] TVARV'[m] PROTIG’[e]NO’[s] (укрой наc в тени крыльев Твоих) - представляет собой библейскую цитату (Пс. 16, 8).
Как следует из имени правителя, его титулов и гербов, данный нумизматический памятник «претендует» на то, что его эмитент - молодой эрцгерцог Австрии, герцог Бургундии и Брабанта Карл (1500-1558) (будущий король Испании Карл I и император Священной Римской империи Карл V), а время выпуска - временной промежуток между 1506 и 1516 гг. (т. е. между годом смерти его отца, Филиппа Красивого (1482-1506), и деда, Фердинанда Арагонского (1479-1516), когда Карл был провозглашен королем Испании). Местом чеканки, судя по окончанию легенды лицевой стороны и гербам оборотной стороны, следует признать герцогство Брабант.
Замечу, что в регулярной чеканке Австрийских Нидерландов этого времени не было серебряного номинала с таким весом, только в 1530-е гг. во Фландрии и Брабанте начинают чеканиться серебряные флигеры с именем Карла V с общим весом около 6 г. Среди всех европейских монет 1510-х гг. такой вес ближе всего тирольскому пфунднеру (1/5 гульдинера), чеканившемуся в очень ограниченных количествах.
По технике исполнения и внешнему виду наш экземпляр немного напоминает счетный жетон, или счетный пфенниг (нем. Rechenpennig, гол. legpennig, фр. jeton). Такие металлические жетоны (чаще медные, но бывали и серебряные) использовались как фишки для подсчетов на специальной счетной доске (абаке). Они существовали уже в Средние века в Италии, Франции и Нидерландах. На них часто помещались изображения и надписи, относящиеся к политическим событиям, тем самым они, имея хождение среди широких слоев населения, служили одновременно одним из наиболее распространенных средств прокламации.
В наиболее полной работе, посвященной счетным жетонам Нидерландов (1), а также в ранних описательных трудах XVIII в. (2) нет изображения подобного экземпляра, отсутствует он и в коллекции нидерландских жетонов Эрмитажа.
Необходимо отметить, что почти для всех нидерландских счетных жетонов 1500-1510-х гг. характерен не латинский, а готический шрифт надписей. Кроме того, большинство этих жетонов имеют пояснительную надпись, сообщающую об их утилитарном назначении. Типичным примером такого жетона является медный счетный пфенниг Карла 1514 г. (ил. 2) (3) . Круговая надпись его оборотной стороны гласит: «Счетный пфенниг гофмейстера счетной палаты».
Ил. 2. Австрийские Нидерланды. Медный счетный жетон 1514 г. (Увеличено)
Стр. 83
Таким образом, наш экземпляр должен быть отнесен к памятным жетонам, которые отличаются от такого же рода медалей только меньшими размерами и более низким рельефом изображений. Нередко памятные жетоны преподносились в качестве подарка по случаю различных праздников (4). Весьма помпезный характер изображений и надписей на нашем жетоне может свидетельствовать о более точной дате его выпуска, 1515 годе, связанном с конкретным историческим событием, когда Карл был объявлен совершеннолетним и все нидерландские провинции присягнули ему на верность.
В поиске аналогий среди монет и медалей Карла V автором были просмотрены работы по регулярной чеканке всего времени его правления в Нидерландах (5), Испании, Италии и Германии (6). Кроме того, была привлечена специальная работа М. Бернхарта, представляющая собой сводный каталог медалей всех европейских стран с изображением Карла (7). Для сравнения использовались и памятники сфрагистики, опубликованные в корпусе печатей немецких императоров О. Поссе (8). Во всех вышеупомянутых работах также не удалось выявить ни одного памятника, сходного с нашим по иконографии, титулатуре и девизам.
Первое появление изображения несовершеннолетнего Карла с чертами портретного сходства в медальерном искусстве датируется 1511 и 1516 гг. Произошло это, как ни странно, не в Австрийских Нидерландах, где Карл рос с самого детства при дворе своей тетки и регентши Маргариты (регентша Нидерландов в 1506-1530 гг.), а в южногерманском имперском городе Кемптене. В упомянутой работе Бернхарта приводятся изображения серебряных «тестонообразных» монет этого города 1511 и 1516 гг. (правильнее будет назвать их диккенами), оборотная сторона которых несет прекрасный ренессансный портрет юного Карла. Один такой диккен 1516 г. (в. 11,5 г, д. 30 мм) имеется в собрании Эрмитажа (ил. 3).
Л. с. Изображение двуглавого имперского орла с гербовым щитком на груди с буквой К. Круговая надпись: NVMVS NOV CIVITAT CAMPIDONE 1516 (новая монета города Кемптена, 1516).
О. с. Погрудный портрет правителя юного возраста вправо, в герцогской короне и латах. Круговая надпись: KAROLVS ARCHIDVX AVSTRIE D BVRGV (Карл, эрцгерцог Австрии, герцог Бургундии).
Ил. 3. Кемптен, город. Диккен 1516 г. Резчик Ганс Бехайм
Причина помещения изображения Карла на эти монеты - отдельная и спорная тема. Сам Бернхарт объясняет это как выражение городом благодарности императору Максимилиану I, деду Карла, за предоставление Кемптену в 1510 г. права монетной чеканки (9).
Стр. 84
Видимо, именно эти монеты и послужили главным прототипом при создании рассматриваемого нами экземпляра. Однако если внешний вид, характер изображений и надписей кемптенских диккенов не вызывает никаких сомнений в их подлинности, то рассматриваемый жетон имеет ряд деталей, заставляющих усомниться, что наш экземпляр действительно относится к нидерландской чеканке Карла начала XVI в.
При внимательном рассмотрении памятника сразу бросается в глаза небрежное исполнение герцогской короны на голове правителя, странно выглядит защитное крыло наплечника (пасгарт), не доходящее до конца несущей пластины. Знак ордена Золотого руна на груди Карла висит словно бы на тонкой нитке, прорезанной резцом. Между тем, повседневное ношение ордена Золотого руна на ленте было введено как раз Карлом, но произошло это позднее, когда он стал сувереном ордена.
Относительно надписей на лицевой стороне можно заметить, что сокращение титула ARCHIDVX (эрцгерцог) двумя буквами AD как на счетных жетонах, так и на монетах и на медалях встречается крайне редко. Еще реже встречается написание слова «Испания» с буквы I. Среди множества монет и медалей Карла, отлитых и отчеканенных по всей Европе, эти примеры являются единичными. Наконец, знак & практически не характерен для монет регулярной чеканки Карла, нет его и на счетных жетонах начала XVI в., а на медалях с изображением Карла он попадается крайне редко.
Титул PRINCEPS можно встретить на ранних сфрагистических памятниках Карла, а также на нидерландских счетных жетонах начала XVI в. Однако, как можно видеть на печати от 10 июня 1515 г. (ил. 4) (10), титул PRINCEPS HISPANIARVM стоит перед титулом ARCHIDVX AVSTRIE. На большинстве нидерландских жетонов этот титул также ставится первым. Кроме того, на эрмитажном экземпляре титул PRINCEPS применяется к Карлу как к правителю Брабанта, хотя по надписям на приведенной выше печати, а также на печати от 15 октября 1507 г. (ил. 5) (11) видно, что он отнюдь не является равнозначным титулу DVX.
Ил. 4. Печать Карла V на документе от 10 июня 1515 г. (Уменьшено)
Ил. 5. Печать Карла V на документе от 15 октября 1507 г. (Уменьшено)
Стр. 85
Рассматривая изображения оборотной стороны, можно обратить внимание на крайне небрежное исполнение императорской короны, странное для XVI в. изображение орла с тонкими свисающими крыльями, с нечетко прорисованным оперением, наконец, на кривизну нижней части гербового щита. Однако все это затмевается основным вопросом: имел ли право Карл, будучи даже совершеннолетним эрцгерцогом Австрии, герцогом Бургундии, Лотарингии и Брабанта, графом Фландрии, Тироля, Артуа и пр., помещать на монету, медаль или жетон, выпущенные от его имени, имперского двуглавого орла? Императором в это время был его дед, Максимилиан I (1493-1519). Титул императора Священной Римской империи не был наследственным, и еще не сложилась традиция передачи его роду Габсбургов. Сам Карл был избран в 1519 г. германским королем в остром соперничестве с французским королем Франциском I (1515-1547) и саксонским курфюрстом Фридрихом III Мудрым (1486-1525), чью кандидатуру поддерживал папа. Изображение двуглавого орла традиционно помещалось на монетах имперских городов, как субъектов империи, поэтому оно вполне уместно на диккенах с портретом Карла, чеканенных от имени города Кемптена. Другие имперские чины наряду с изображением орла помещали на оборотную сторону своих монет еще и имя императора.
Надо заметить, что, например, Максимилиан I обращался с символами Священной Римской империи крайне осторожно и вплоть до 1508 г., когда папа Юлий II (1503-1513) дал согласие на его коронацию императорской короной, не помещал на своих монетах и медалях ни титула императора, ни двуглавого орла. Карл V, чья коронация папой состоялась только в 1530 г., уже не считал подобную легитимизацию необходимой и именовал себя императором с 1519 г., однако помещение им на свой прокламационный нумизматический памятник двуглавого орла еще до 1516 г. представляется все же маловероятным.
Скорее всего, образцом оборотной стороны для изготовителя эрмитажного экземпляра послужило схожее изображение на более поздних монетах или медалях Карла V, например, на золотых реалах его более поздней нидерландской чеканки (ил. 6) (12).
Ил. 6. Брабант. Реал д'ор Карла V б. г. (1521-1540). Антверпен
Надпись оборотной стороны «Укрой нас в тени крыльев Твоих» характерна для испанских монет и медалей времен короля Фердинанда и Изабеллы - деда и бабки Карла по материнской линии. Однако она встречается и на ряде нидерландских счетных жетонов Филиппа Красивого, Маргариты Австрийской и самого Карла 1500-1510-х гг. В эрмитажном экземпляре вызывает вопрос буква I в сокращенном слове PROTIG’, так как по латыни слово «защити», «укрой» пишется PROTEGE.
Стр. 86
К сожалению, пока не удалось установить происхождение рассматриваемого памятника. Он отсутствует в печатном каталоге коллекции Я. Я. Рейхеля (13), для которой вообще не характерно наличие «сомнительных» экземпляров. Его также нет ни в рукописном описании поступившей в Эрмитаж в 1920-х гг. коллекции Строгановых, составленном А. А. Сиверсом (14), ни в описании поступившей в 1928 г. коллекции О. Ф. Ретовского (передана его вдовой, И. Е. Ретовской) (15). Единственной «зацепкой» является след от чернил на лицевой стороне, где читается цифра «749». Однако подобные номера, написанные чернилами или тушью, довольно часто встречаются среди западных, античных, русских монет и медалей основного собрания, и пока никому не удалось связать их с каким-либо конкретным поступлением или выяснить происхождение подобных номеров.
Подведем итог. Подлинность так называемого «брабантского жетона Карла V» представляется сомнительной. Правда, более определенные выводы можно будет сделать только после ознакомления с коллекциями нидерландских медалей и жетонов других крупных музейных нумизматических собраний, также не лишним было бы провести сравнение состава металла нашего экземпляра и нидерландских монет и жетонов начала XVI в. Однако, скорее всего, мы имеем дело с антикварной подделкой XVIII или первой половины XIX в., являющейся, тем не менее, любопытным образцом нумизматической мысли того времени и свидетельствующей об интересе к личности Карла V и столетия спустя после смерти этого неординарного монарха.
Библиография:
(1) Dugniolle J.-F. Le jeton historique des dix-sept provinces des Pays-Bas. Bruxelles, 1876-1878.
(2) Van Mierls F. Histori der nederlandsche Vorsten... Graavenhaage, 1732-1735.
(3) Ibid. Deel I. S. 3.
(4) Потин В. M. Введение в нумизматику // ТГЭ. Л., 1986. [Т.] XXVI. С. 98.
(5) Van Gelder Н.-Е., Hoc М. Les mommies des Pays-Bas, Bouruignons et Espagnols 1434-1713. Amsterdam, 1960; Van der Chijs P. O. De Munten der voormalige Graafschappen Holland en Zeeland... Haarlem, 1858.
(6) Heiss A. Colleccion de Manuel Vidal Quadras Y Ramon, Descripcion general de las monedas hispano-cristianas des de la invasion de las arabes. Barcelona, 1892. T. 1-3.
(7) Bernhart M. Die Bildnismedaillen Karls des Funften. Munchen, 1919.
(8) Posse O. Die Siegel der deutschen Keiser und Konige... Dresden, 1912.
(9) Bernhart M. Op. cit. S. 15.
(10) Posse O. Op. cit. Bd. 3. Taf. 11, N 1-2.
(11) Ibid. Taf. 10, N3.
(12) Van Gelder H.-E., Hoc M. Op. cit. PL 15, N 183.
(13) Die Reichelsche Munzsammlung in St.Petersburg. SPb., 1842-1850. Th. I-IX (и десятый рукописный том в Научной библиотеке ГЭ).
(14) Опись коллекции медалей Строгановых, составленная А. А. Сиверсом, хранится в ОН ГЭ.
(15) КП ОН ГЭ № 583/470, акт № 397, опись к акту.