Официальные археологи ивсё никак не успокоятся. Не секрет, что кладоискатели пытаются обьединиться в некую структуру и уже прошёл
I Всероссийский съезд кладоискателей (26-28.01.2012, Санкт-Петербург)
И почитайте на это реакцию "белых" археологов:
Официальный пресс-релиз Общественного движения в защиту археологического наследия АМАТОР
27 января 2012 г. в Петербурге в рамках I Всероссийского съезда кладоискателей состоялся учредительный съезд общественной организации «Федерация приборного поиска России». На съезде в качестве наблюдателей присутствовали представители археологической науки из Санкт-Петербурга и Москвы, озвучившие свое видение ситуации и высказавшие опасения по поводу превращения самовольных и грабительских раскопок в один из главных факторов уничтожения археологического наследия народов России. По итогам выступлений и дискуссий, прозвучавших на съезде, мы считаем необходимым отметить ряд принципиальных моментов.
И археологи, и создатели Федерации приборного поиска России (далее ФППР) сходятся во мнении, что главной причиной массовых грабительских раскопок и уничтожения памятников археологии являются:
- отсутствие законодательного регулирования вопросов металлопоиска;
- бесконтрольное, неорганизованное и неограниченное использование металлодетекров;
- низкий уровень правовой культуры и гражданской ответственности любителей металлопоиска;
- недостаточная разработанность законов в сфере защиты археологического наследия в целом.
Археологи приветствуют высказанное учредителями ФППР стремление к соблюдению и совершенствованию законодательства, желание кладоискателей действовать в правовом поле, а также декларированное участниками съезда бережное отношение к культурному наследию и стремление к сотрудничеству с музеями и научными организациями.
Считаем важным отметить, что создание ФППР было инициировано российскими представителями и дилерами компании Minelab – крупного мирового производителя металлодетекторов. Кампания с мировым именем, покровительствующая ФППР, несомненно, заинтересована в создании позитивного имиджа своего бизнеса и готова действовать в строгом соответствии с действующими законами. Мы выражаем искреннюю надежду на то, что создаваемая Федерация сможет в противовес массовому стихийному разгулу «чёрных копателей» объединить людей неравнодушных, законопослушных и стремящихся обратить своё хобби не во вред, а во благо России. Несомненным плюсом создания ФППР является то, что на фоне аморфного сообщества «кладоискателей»-одиночек и стихийных группировок появляется готовый к диалогу официальный партнёр.
Однако имеется ряд моментов, по которым мы вынуждены высказать обоснованные опасения. Нас настораживает продемонстрированное большинством участников съезда глубокое непонимание задач, методов, предмета и объекта археологической науки, ключевых понятий в сфере охраны культурного наследия в целом и археологического в частности. Вольные трактовки, упрощения научных понятий и юридических формулировок продиктованы стремлением кладоискателей сузить сферу компетенции науки и расширить собственное поле деятельности. Настораживает также стремление к максимальному упрощению процедуры получения разрешений на металлопоиск, сводимой, по мысли кладоискателей, к простой формальности или даже уведомительному принципу.
Подобная защита интересов своих потребителей продиктована стремлением компании Minelab и её дилеров расширить рынок сбыта металлодетекторов и вовлечь в круги любителей металлопоиска максимальное число граждан. В этом же контексте следует рассматривать мощную, даже агрессивную пропаганду металлопоиска как безобидного увлечения, хобби сродни охоте или рыбалке без разъяснения ограничений и потенциальной опасности для сохранности культурного наследия. Ранее археологами неоднократно демонстрировалась ошибочность такой позиции. Кладоискательство может стать безобидным хобби только при условии строгого и не допускающего толкований разграничения: где искать можно, а где нельзя, что выкапывать можно, а что категорически запрещено. Именно этот ограничительный аспект совершенно упущен из виду пропагандистами кладоискательства как массового хобби.
На наш взгляд, необходимо доработать устав ФППР, чётко прописав в нём следующие пункты:
- полный и безусловный отказ от металлопоиска и любых других поисково-раскопочных действий на территории и в охранной зоне археологических памятников, вне зависимости от того, поставлены они на государственный учёт и охрану или нет;
- полный и безусловный запрет на куплю-продажу, обмен, коллекционирование археологических артефактов вне зависимости от их происхождения и давности владения;
- соблюдений законных прав и требований собственника земли, на которой ведётся металлопоиск;
- строгие меры ответственности, вплоть до исключения и передачи материалов органам внутренних дел для нарушителей этих требований.
Юридическую проработку вопросов кладоискательства, осуществлённую организаторами съезда, нельзя назвать профессиональной. Присутствует тенденциозная и зачастую вольная трактовка законов в свою пользу, однобокий подход, упущение из виду тех положений, которые ограничивают свободу металлодетектороного поиска и последующий оборот находок. Так, на протяжении своего пространного доклада, посвященного юридическим аспектам кладоискательства в России, юрист В.В. Курочкин ни разу не упомянул такие важнейшие правоустанавливающие документы, как Федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», статьи 243 УК РФ «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры» и 7.15 КоАП «Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения».
Столь же тенденциозна оценка кладоискателями мирового опыта регламентации любительского металлопоиска. В докладах и выступлениях на съезде усиленно пропагандировался опыт Великобритании, предлагаемый как образец для подражания. Действительно в Великобритании законодательство по отношению к металодетектористам наиболее либерально. Однако докладчики сознательно упускают из виду то, что британский опыт является исключением в мире. Ни одна страна не пошла по британскому пути, а многие археологи Великобритании сами считают сложившуюся там ситуацию опасной и ущербной. В подавляющем большинстве современных развитых стран металлопоиск либо запрещён, либо ограничен с различной степенью жесткости. На наш взгляд, оценивая мировой опыт законодательства в отношении металлодетектороного поиска, необходимо учитывать наработки не только Британии, но и таких стран, как Австрия, Германия, Франция, Швеция, Израиль, Греция, Египет, Китай, Италия, Норвегия и других.
Нашу озабоченность вызывает настойчивое непонимание понятия «археологический памятник». На съезде не раз звучали реплики с требованием предоставить археологические карты и списки поставленных на государственную охрану памятников, а также обозначить их на местности предупреждающими табличками, чтобы любители знали, где нельзя копать. Совершенно упускается из виду тот факт, что памятник существует независимо от имеющихся карт и сводов. Далеко не все археологические объекты на сегодняшний день выявлены и известны, не на все оформлены соответствующие документы. В старательно игнорируемом законе 73-ФЗ предусмотрена презумпция государственной собственности на археологические памятники. Кладоискатели стараются ограничить государственную собственность только известными и отмеченными в сводах памятниками, а остальные вывести из-под юрисдикции охранного законодательства и сделать достоянием любительского поиска.
На наш взгляд, необходима строгая регламентация зон поиска (к примеру, можно разрешить пляжный поиск и «спортивные» слёты кладоискателей на заранее обозначенных и отведённых площадках с присутствием специалиста-археолога), а также искажаемого ныне понятия клада.
Мы выражаем надежду на то, что наши замечания и предложения будут услышаны. Диалог возможен лишь в том случае, если ФППР возьмёт курс не только на защиту и продвижения бизнеса Minelab в России, но и примет самое деятельное участие в сохранении культурного наследия. Федерация должна в рамках отведённых законом полномочий общественных организаций взять на себя часть нагрузки по борьбе с незаконными раскопками археологических памятников, незаконным оборотом археологических артефактов, а также способствовать просвещению своих членов, пропагандировать гражданскую ответственность и бережное отношение к культурному наследию.