Чем мельче масштаб, тем пышнее титулы...
это точно
Античная история и нумизматика. |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Страны и народы, соприкоснувшиеся с Римом. » Этруски.
Чем мельче масштаб, тем пышнее титулы...
это точно
В этрускологии в основном все иследования очень маргинальны, так как из-за специфики материала, традициоонные методы иследований не работают.
Но даже у маргиналов бывают здравые идеи.
Наткнулся на одно обсуждение, в котором довольно правильно раскритикован один из вариантов дешифровки надписи.
К сожалению критиковалли одни из самых больших маргиналов, вернее даже не маргиналов, а просто фанатиков ИЕ происхождения
этруского языка... ну бог с ними с клоунами.
Вот надпись
1.felsnas : la : leθes
2.sval(ce) : avil CVI
3.murce : capue
4.tleχe : hanipaluscle
Перевод который подвергся критике:
1.Велиасна Лартович Летесов
2. Жил 106 лет
3.Проживал в Капуе
4.служил в армии Ганибала.
Критака имеела два направления. Первое и главное, это критика второй строчки, так как 106 лет прожить не совсем реально)))
В этрурии народ жил значительно дольше, чем во всём остальном мире, у них была очень сильная медицина, в особенности стоматология,
не запускали зубы, если что сразу рвали и вставляли золотые протезы, на раскопках это не редкость. В среднем по надписям на могилах
этруски жили 45-55 лет, а по моей системе дешифровки числительных - 55-65 лет. Но не как не 106 лет.
К томуже последняя строчка говорит, что он был военным... Трудно представить военного на службе в возрасте 106 лет.)))
С лингвистической точки зрения нельзя согласиться с тем что глагол murce имеет значение проживал, это часто встречающийся глагол на урнах,
скорее всего у него смысл связанный со смертью. Возможно-убит, так как есть ещё глагол lupuce- который довольно доставерно установлен и
означает умер.
Ещё смущает слово tleχe его перевели как локатив " на войне, на военной службе, в армии". Но это также может быть пасив глагола Tle_
который не встречался в других формах и не определён.
Также слово sval(ce) - жил, не имеет достоверного перевода, а этот перевод взят из сомнительной попытки перевода
Liber Linteus
Так что Интересная головоломка получается. ля начала надо логически попытаться составить перевод, а уже потом проверить значения слов в других инскрибциях.
Отредактировано fokusnik (2011-04-25 22:19:06)
не запускали зубы, если что сразу рвали и вставляли золотые протезы, на раскопках это не редкость.
Совершенно верно. Есть у меня в книгах по этрускам даже изображения таких золотых протезов, найденных на раскопках.
этруски жили 45-55 лет, а по моей системе дешифровки числительных - 55-65 лет. Но не как не 106 лет.
У римлян спустя 200 лет средняя продолжительность жизни была 47 лет у женщин и 42 года у мужчин.
К томуже последняя строчка говорит, что он был военным... Трудно представить военного на службе в возрасте 106 лет.)
Для профессионального военного-срок жизни не реальный.
Также слово sval(ce) - жил, не имеет достоверного перевода, а этот перевод взят из сомнительной попытки перевода
Вот это очень важно-может дать ключ к понимаю всей фразы.
Вот это очень важно-может дать ключ к понимаю всей фразы
Да! это ключ.
Вообще очень интересно попытатьсся понять эту этрускую надпись, по видимому она довольна информационная.
Вообще очень интересно попытатьсся понять эту этрускую надпись, по видимому она довольна информационная.
С нетерпением будем ждать Ваши мысли и умозаключения по этому вопросу.
С нетерпением будем ждать Ваши мысли и умозаключения по этому вопросу
Впервые эту надпись года три назад увидел и довольно серьёзно занимался, около тысячи других надписей проверял. всё без результатно.
Нужны свежие идеи.
Ещё смущает слово tleχe его перевели как локатив " на войне, на военной службе, в армии". Но это также может быть пасив глагола Tle_
который не встречался в других формах и не определён.
Он мог не служить в армии Ганнибала, но быть свидетелем тех событий Пунической войны. Или описывать их, за что был отмечен современниками. А насчёт 106 лет-может существовал ещё какой-нибудь порядок прочтения цифр, кроме того, что мы знаем сейчас. Это как с римской четвёркой, например. Можно IV, а можно и так: IIII.
Это как с римской четвёркой, например. Можно IV, а можно и так: IIII.
Этруски 4 тоже обозначали двумя способами)))
А в данной конкретной надписи всё очень конкретно, использовался знак Ж для обозначения сотни.
жv| - 106
В этруском сотню обозначали в основном -Ж , и иногда -С ( по всей видимости от латинян или осков позаимствовали.)
Вот надпись
1.felsnas : la : leθes
2.sval(ce) : avil CVI
3.murce : capue
4.tleχe : hanipaluscle
Известно ли хотя бы ориентировочное время написания этой надписи?
Известно ли хотя бы ориентировочное время написания этой надписи?
Точной датировки нет. Ну понятно, что либо во время жизнии Ганибала, либо позже. Если бы была точная датировка, то уже бы и перевод был.
По языку ничего сказать нельзя, нет слов в тексте по которым можно точно датировать. По алфавиту оригинала тоже сказать ничего нельзя, так как это "новый" алфавит который использовался как минимум 500 лет ( с 4 века до н.э, по первый век н.э.)
Точной датировки нет. Ну понятно, что либо во время жизнии Ганибала, либо позже.
Мне кажется, что с датировкой не всё так просто. Вот смотрите-по тексту утверждается, что он жил 106 лет. По-видимому, это одна из эпитафий, надписей на саркофаге или надпись на могиле. ОК? Мы можем ориентировочно посчитать: 2-ая Пуническая война закончилась в 201 году до н.э. В каком возрасте этруск мог повоевать в армии Ганнибала? От 17-18 лет и до 35-40. Взрослее-вряд ли, для того времени-возраст почтенный. Возьмём верхний предел-40 лет в 201 году. Добавим разницу в 66 лет до известной продолжительности его жизни в 106 лет. Получается, что надпись могла быть сделана в 140-ых годах до н.э.
Логично?
Конечно логично, если предположить, что он учавствовал в Пунической войне ( очень на то похоже). И у меня всё таки есть сомнения, что он прожил 106 лет.
Даже если принят, что большинство этрускологов ошиблось в определении цифры Ж -100 ( что кстати очень может быть) , а Ж -50 , то получится 56 лет, возраст серьёзный
для участия в войне. Значит на войне он был, но не погиб.
Нащупал один подход, к расшифровке. Упор можно постараться сделать на строчке 3.murce : capue :
Главное сомнение у большинства этрускологов состоит в том, что существует культовый глагол lupuce , который переводят как умер.
Можно предположить, что на самом деле этот глагол обозначает не смерть, а переход ( например в могилу, в землю). Тогда для слова murce появится вакансия)))
В общем сейчас пороюсь в литературе, надо найти информацию по греческим ритуалам похорон, они по идее должны соответствовать этруским.
информацию по греческим ритуалам похорон, они по идее должны соответствовать этруским.
Не знаю-насколько поможет Вам эта инфа, но приведу на всякий случай.
Как правило, этруски предавали своих покойников земле. Конечно, всё зависело от достатка. Мы знаем, сколько замечательных гробниц раскопано и какие там саркофаги! Но были и те, кто не мог себе позволить ни терракотовых, ни каменных саркофагов. И что тогда делали-да просто кремировали. Прах помещали в урну, множество которых тоже изучено и описано в литературе. Урны могли имитировать дом. Иногда гробница имитировала дом-было высечено в скале несколько комнат со всем необходимым для жизни после смерти-мебелью, посудой, вазами и зеркалами.
И тут у меня идиотское предположение-не мог ли глагол "жил" из обсуждаемой надписи подразумевать время нахождения урны с прахом в гробнице? Ну, такого плана моя мысль...
мог ли глагол "жил" из обсуждаемой надписи подразумевать время нахождения урны с прахом в гробнице? Ну, такого плана моя мысль...
Наврядли... Запись на урнах и саркофагах делалась перед похоронами. А сколько эта урна или саркофаг просуществуют никто не знал, до сих пор не всё откапали)))
Как правило, этруски предавали своих покойников земле. Конечно, всё зависело от достатка
Вопрос о том почему когото хоронили в саркофаге, а когото кремировали до сих пор открыт.И дело скорее не в достатке человека, а в социальном статусе или даже касте,
каст было несколько, самая низшая - рабы, затем шли Лаутни ( плебеи), затем "свободные люди" ( которые тоже делились на группы). Как правило кремировали плебеев,но попадались урны
с довольно знатными фамилиями... в общем вопрос открытый. Известно, что предки этрусков ( субстрат болоньской культуры) первоначально только кремировали, а потом начали хоронить.
Меня интересует не форма захоронения, и даже не сакральный смысл, а более глубокая , ментальная основа.
Меня интересует не форма захоронения, и даже не сакральный смысл, а более глубокая , ментальная основа.
Что Вы подразумеваете под термином "ментальная основа"?
Что Вы подразумеваете под термином "ментальная основа"?
Под ментальной основой я пониаю базовые формулы восприятия и реакции, из которых складывается ментальность ( "склад ума").
Прежде всего интересно как этруски воспринимали жизнь и смерть.
Прежде всего интересно как этруски воспринимали жизнь и смерть.
С этим есть некая ясность благодаря Вергилию, который воспитывался в Мантуе на учениях этрусков. Основой теологии этрусков была вера в ад. Дух умершего в сопровождении некиих гениев представал на суд перед трибуналом подземного мира, происходил Последний суд, где умерший мог защитить и обосновать свои поступки в течении жизни. Если ему это не удавалось, он приговаривался к разнообразным пыткам. И именно это затем отобразил Данте в Inferno. Кстати, от адских мук освобождались праведники. А тем, кому не удалось избежать наказания, адские муки могли быть облегчены жертвоприношениями и молитвами оставшимися родственниками и друзьями.
Если душе удавалось спастись-то она присоединялась к высшим богам, где вела поистине райскую жизнь.
Кстати, отсюда и ещё одно обьяснение человеческих жертвоприношений-этруски верили, что убивая врага, они обеспечивали своей душе избавление от адских мук.
В литературе встречается и такая трактовка жизненного устройства этрусков:
Вселенная представлялась этрускам в виде трехступенчатого храма, в котором верхняя ступень соответствовала небу, средняя - земной поверхности, нижняя - подземному царству. Воображаемый параллелизм между этими тремя структурами позволял по расположению светил в верхней - видимой - предсказывать судьбу человеческого рода, народа и каждого индивидуума. Нижняя - невидимая и недоступная живому человеку структура считалась обиталищем подземных богов и демонов, царством мертвых. В представлениях этрусков средняя и нижняя структуры соединялись ходами в виде разломов в земной коре, по которым спускались души мертвых. Подобия таких разломов в виде ямы (mundus) сооружались в каждом этрусском городе для принесения жертв подземным богам и душам предков. Наряду с представлением о делении мира по вертикали существовало представление о горизонтальном делении на четыре стороны света; при этом в западную часть помещали злых богов и демонов, в восточную - добрых.
Отредактировано Непростая (2011-04-27 18:57:49)
Вот цитата из книги:
http://etruski-istoriya.ru/religiya-vla … ast-3.html
Трудно описать или объяснить рационалистически этрусские верования, касавшиеся загробной жизни. Даже в виллановианские времена, когда усопших кремировали, их прах иногда помещали в урны в виде хижин, тем самым выражая веру в комфортное продолжение земной жизни после смерти. Этруски, видимо, считали, что даже кремированных усопших должна была окружать привычная обстановка, поэтому нередко в гробницах они устанавливали на кресло перед столом канопические урны с крышками в виде человеческих голов, хотя сама форма погребального обряда должна была олицетворять освобождение от земных уз. Гробницы, интерьер которых воспроизводит обстановку дома, вызывают схожую мысль: этруски, возможно, верили, что дух мертвого в некотором смысле обитает в гробнице, и в то же время они не сомневались в том, что душа отбывает в загробный мир. Начиная с IV века до н. э. в настенных росписях гробниц ощущается чувство страха перед смертью, в изображениях появляется Харун. Это несколько видоизмененное имя перевозчика, который, как верили греки, переправлял души умерших через реку Стикс. Были греческие прототипы и у демонов из загробного мира; таких демонов изобразил в Дельфах Полигнот.
PS.
виллановианские времена - болоньская цивилизация, общая для этрусков, греков и т.д. на которой сложились этруски.
Трудно описать или объяснить рационалистически этрусские верования, касавшиеся загробной жизни
Насколько был силён у этрусков страх перед своими богами, если имена некоторых из них они старались не произносить вслух.
Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Страны и народы, соприкоснувшиеся с Римом. » Этруски.