Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



    Этруски.

    Сообщений 61 страница 80 из 221

    61

    Centurion написал(а):

    Чем мельче масштаб, тем пышнее титулы...

    это точно :rofl:

    0

    62

    В этрускологии в основном все иследования очень маргинальны, так как из-за специфики материала, традициоонные методы иследований не работают.
    Но даже у маргиналов бывают здравые идеи.
    Наткнулся на одно обсуждение, в котором довольно правильно раскритикован один из вариантов дешифровки надписи.
    К сожалению критиковалли одни из самых больших маргиналов, вернее даже не маргиналов, а просто фанатиков ИЕ происхождения
    этруского языка... ну бог с ними с клоунами.
    Вот надпись
    1.felsnas : la : leθes
    2.sval(ce) : avil CVI
    3.murce : capue
    4.tleχe : hanipaluscle

    Перевод который подвергся критике:
    1.Велиасна Лартович Летесов
    2. Жил 106 лет
    3.Проживал в Капуе
    4.служил в армии Ганибала.
    Критака имеела два направления. Первое и главное, это критика второй строчки, так как 106 лет прожить не совсем реально)))
    В этрурии народ жил значительно дольше, чем во всём остальном мире, у них была очень сильная медицина, в особенности стоматология,
    не запускали зубы, если что сразу рвали и вставляли золотые протезы, на раскопках это не редкость. В среднем по надписям на могилах
    этруски жили 45-55 лет, а по моей системе дешифровки числительных - 55-65 лет. Но не как не 106 лет.
    К томуже последняя строчка говорит, что он был военным... Трудно представить военного на службе в возрасте  106 лет.)))
    С лингвистической точки зрения нельзя согласиться с тем что глагол murce имеет значение проживал, это часто встречающийся глагол на урнах,
    скорее всего у него смысл связанный со смертью. Возможно-убит, так как есть ещё глагол lupuce- который довольно доставерно установлен и
    означает умер.
    Ещё смущает слово tleχe его перевели как локатив " на войне, на военной службе, в армии". Но это также может быть пасив глагола Tle_
    который не встречался в других формах и не определён.
    Также слово sval(ce) - жил, не имеет достоверного перевода, а этот перевод взят из сомнительной попытки перевода
    Liber Linteus
    Так что Интересная головоломка получается. ля начала надо логически попытаться составить перевод, а уже потом проверить значения слов в других инскрибциях.

    Отредактировано fokusnik (2011-04-25 22:19:06)

    0

    63

    fokusnik написал(а):

    не запускали зубы, если что сразу рвали и вставляли золотые протезы, на раскопках это не редкость.

    Совершенно верно. Есть у меня в книгах по этрускам даже изображения таких золотых протезов, найденных на раскопках.

    fokusnik написал(а):

    этруски жили 45-55 лет, а по моей системе дешифровки числительных - 55-65 лет. Но не как не 106 лет.

    У римлян спустя 200 лет средняя продолжительность жизни была 47 лет у женщин и 42 года у мужчин.

    fokusnik написал(а):

    К томуже последняя строчка говорит, что он был военным... Трудно представить военного на службе в возрасте  106 лет.)

    Для профессионального военного-срок жизни не реальный.

    fokusnik написал(а):

    Также слово sval(ce) - жил, не имеет достоверного перевода, а этот перевод взят из сомнительной попытки перевода

    Вот это очень важно-может дать ключ к понимаю всей фразы.

    0

    64

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Вот это очень важно-может дать ключ к понимаю всей фразы

    Да! это ключ.
    Вообще очень интересно попытатьсся понять эту этрускую надпись, по видимому она довольна информационная.

    0

    65

    fokusnik написал(а):

    Вообще очень интересно попытатьсся понять эту этрускую надпись, по видимому она довольна информационная.

    С нетерпением будем ждать Ваши мысли и умозаключения по этому вопросу.  :cool:

    0

    66

    Геннадий Бордуков написал(а):

    С нетерпением будем ждать Ваши мысли и умозаключения по этому вопросу

    Впервые эту надпись года три назад увидел и довольно серьёзно занимался, около тысячи других надписей проверял. всё без результатно.
    Нужны свежие идеи.

    0

    67

    fokusnik написал(а):

    Ещё смущает слово tleχe его перевели как локатив " на войне, на военной службе, в армии". Но это также может быть пасив глагола Tle_
    который не встречался в других формах и не определён.

    Он мог не служить в армии Ганнибала, но быть свидетелем тех событий Пунической войны. Или описывать их, за что был отмечен современниками. А насчёт 106 лет-может существовал ещё какой-нибудь порядок прочтения цифр, кроме того, что мы знаем сейчас. Это как с римской четвёркой, например. Можно IV, а можно и так:  IIII.

    0

    68

    Centurion написал(а):

    Это как с римской четвёркой, например. Можно IV, а можно и так:  IIII.

    Этруски 4 тоже обозначали двумя способами)))
    А в данной конкретной надписи всё очень конкретно, использовался знак Ж для обозначения сотни.
    жv| - 106
    В этруском сотню обозначали в основном -Ж , и иногда -С ( по всей видимости от латинян или осков позаимствовали.)

    0

    69

    fokusnik написал(а):

    Вот надпись
    1.felsnas : la : leθes
    2.sval(ce) : avil CVI
    3.murce : capue
    4.tleχe : hanipaluscle

    Известно ли хотя бы ориентировочное время написания этой надписи?

    0

    70

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Известно ли хотя бы ориентировочное время написания этой надписи?

    Точной датировки нет. Ну понятно, что либо во время жизнии Ганибала, либо позже. Если бы была точная датировка, то уже бы и перевод был.
    По языку ничего сказать нельзя, нет слов в тексте по которым можно точно датировать. По алфавиту оригинала тоже сказать ничего нельзя, так как это "новый"  алфавит который использовался как минимум 500 лет ( с 4 века до н.э, по первый век н.э.)

    0

    71

    fokusnik написал(а):

    Точной датировки нет. Ну понятно, что либо во время жизнии Ганибала, либо позже.

    Мне кажется, что с датировкой не всё так просто. Вот смотрите-по тексту утверждается, что он жил 106 лет. По-видимому, это одна из эпитафий, надписей на саркофаге или надпись на могиле. ОК? Мы можем ориентировочно посчитать: 2-ая Пуническая война закончилась в 201 году до н.э. В каком возрасте этруск мог повоевать в армии Ганнибала? От 17-18 лет и до 35-40. Взрослее-вряд ли, для того времени-возраст почтенный. Возьмём верхний предел-40 лет в 201 году. Добавим разницу в 66 лет до известной продолжительности его жизни в 106 лет. Получается, что надпись могла быть сделана в 140-ых годах до н.э.
    Логично?

    0

    72

    Конечно логично, если предположить, что он учавствовал в Пунической войне ( очень на то похоже). И у меня всё таки есть сомнения, что он прожил 106 лет.
    Даже если принят, что большинство этрускологов ошиблось в определении цифры Ж -100 ( что кстати очень может быть) , а Ж -50 , то получится 56 лет, возраст серьёзный
    для участия в войне. Значит на войне он был, но не погиб.
    Нащупал один подход, к расшифровке. Упор можно постараться сделать на строчке 3.murce : capue :
    Главное сомнение у большинства этрускологов состоит в том, что существует культовый глагол lupuce , который переводят как умер.
    Можно предположить, что на самом деле этот глагол обозначает не смерть, а переход ( например в могилу, в землю). Тогда для слова murce появится вакансия)))
    В общем сейчас пороюсь в литературе, надо найти информацию по греческим ритуалам похорон, они по идее должны соответствовать этруским.

    0

    73

    fokusnik написал(а):

    информацию по греческим ритуалам похорон, они по идее должны соответствовать этруским.

    Не знаю-насколько поможет Вам эта инфа, но приведу на всякий случай.  8-)
    Как правило, этруски предавали своих покойников земле. Конечно, всё зависело от достатка. Мы знаем, сколько замечательных гробниц раскопано и  какие там саркофаги! Но были и те, кто не мог себе позволить ни терракотовых, ни каменных саркофагов. И что тогда делали-да просто кремировали. Прах помещали в урну, множество которых тоже изучено и описано в литературе. Урны могли имитировать дом. Иногда гробница имитировала дом-было высечено в скале несколько комнат со всем необходимым для жизни после смерти-мебелью, посудой, вазами и зеркалами.
    И тут у меня идиотское предположение-не мог ли глагол "жил" из обсуждаемой надписи подразумевать время нахождения урны с прахом в гробнице? Ну, такого плана моя мысль...

    0

    74

    Геннадий Бордуков написал(а):

    мог ли глагол "жил" из обсуждаемой надписи подразумевать время нахождения урны с прахом в гробнице? Ну, такого плана моя мысль...

    Наврядли... Запись на урнах и саркофагах делалась перед похоронами. А сколько эта урна или саркофаг просуществуют никто не знал, до сих пор не всё откапали)))

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Как правило, этруски предавали своих покойников земле. Конечно, всё зависело от достатка

    Вопрос о том почему когото хоронили в саркофаге, а когото кремировали до сих пор открыт.И дело скорее не в достатке человека, а в социальном статусе или даже касте,
    каст было несколько, самая низшая - рабы, затем шли Лаутни ( плебеи), затем "свободные люди" ( которые тоже делились на группы). Как правило кремировали плебеев,но попадались урны
    с довольно знатными фамилиями... в общем вопрос открытый. Известно, что предки этрусков ( субстрат болоньской культуры) первоначально только кремировали, а потом начали хоронить.
    Меня интересует не форма захоронения, и даже не сакральный смысл, а более глубокая , ментальная основа.

    0

    75

    fokusnik написал(а):

    Меня интересует не форма захоронения, и даже не сакральный смысл, а более глубокая , ментальная основа.

    Что Вы подразумеваете под термином "ментальная основа"?

    0

    76

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Что Вы подразумеваете под термином "ментальная основа"?

    Под ментальной основой я пониаю базовые формулы восприятия и реакции, из которых складывается ментальность ( "склад ума").
    Прежде всего интересно как этруски воспринимали жизнь и смерть.

    0

    77

    fokusnik написал(а):

    Прежде всего интересно как этруски воспринимали жизнь и смерть.

    С этим есть некая ясность благодаря Вергилию, который воспитывался в Мантуе на учениях этрусков. Основой теологии этрусков была вера в ад. Дух умершего в сопровождении некиих гениев представал на суд перед трибуналом подземного мира, происходил Последний суд, где умерший мог защитить и обосновать свои поступки в течении жизни. Если ему это не удавалось, он приговаривался к разнообразным пыткам. И именно это затем отобразил Данте в Inferno. Кстати, от адских мук освобождались праведники. А тем, кому не удалось избежать наказания, адские муки могли быть облегчены жертвоприношениями и молитвами оставшимися родственниками и друзьями.
    Если душе удавалось спастись-то она присоединялась к высшим богам, где вела поистине райскую жизнь.  :yep:
    Кстати, отсюда и ещё одно обьяснение человеческих жертвоприношений-этруски верили, что убивая врага, они обеспечивали своей душе избавление от адских мук.

    0

    78

    В литературе встречается и  такая трактовка жизненного устройства этрусков:
    Вселенная представлялась этрускам в виде трехступенчатого храма, в котором верхняя ступень соответствовала небу, средняя - земной поверхности, нижняя - подземному царству. Воображаемый параллелизм между этими тремя структурами позволял по расположению светил в верхней - видимой - предсказывать судьбу человеческого рода, народа и каждого индивидуума. Нижняя - невидимая и недоступная живому человеку структура считалась обиталищем подземных богов и демонов, царством мертвых. В представлениях этрусков средняя и нижняя структуры соединялись ходами в виде разломов в земной коре, по которым спускались души мертвых. Подобия таких разломов в виде ямы (mundus) сооружались в каждом этрусском городе для принесения жертв подземным богам и душам предков. Наряду с представлением о делении мира по вертикали существовало представление о горизонтальном делении на четыре стороны света; при этом в западную часть помещали злых богов и демонов, в восточную - добрых.

    Отредактировано Непростая (2011-04-27 18:57:49)

    0

    79

    Вот цитата из книги:
    http://etruski-istoriya.ru/religiya-vla … ast-3.html

    Трудно описать или объяснить рационалистически этрусские верования, касавшиеся загробной жизни. Даже в виллановианские времена, когда усопших кремировали, их прах иногда помещали в урны в виде хижин, тем самым выражая веру в комфортное продолжение земной жизни после смерти. Этруски, видимо, считали, что даже кремированных усопших должна была окружать привычная обстановка, поэтому нередко в гробницах они устанавливали на кресло перед столом канопические урны с крышками в виде человеческих голов, хотя сама форма погребального обряда должна была олицетворять освобождение от земных уз. Гробницы, интерьер которых воспроизводит обстановку дома, вызывают схожую мысль: этруски, возможно, верили, что дух мертвого в некотором смысле обитает в гробнице, и в то же время они не сомневались в том, что душа отбывает в загробный мир. Начиная с IV века до н. э. в настенных росписях гробниц ощущается чувство страха перед смертью, в изображениях появляется Харун. Это несколько видоизмененное имя перевозчика, который, как верили греки, переправлял души умерших через реку Стикс. Были греческие прототипы и у демонов из загробного мира; таких демонов изобразил в Дельфах Полигнот.
    PS.
    виллановианские времена - болоньская цивилизация, общая для этрусков, греков и т.д. на которой сложились этруски.

    0

    80

    fokusnik написал(а):

    Трудно описать или объяснить рационалистически этрусские верования, касавшиеся загробной жизни

    Насколько был силён у этрусков страх перед своими богами, если имена некоторых из них они старались не произносить вслух.  :dontcare:

    0