Начну новую главу.
Денарий Тиб. Ветурия 137 год до н.э.
Сюжет на реверсе повторяет статер времен II Пунической войны с изображением обряда скрепления союза. Предполагается, что монетарий таким образом обращается к событиям в Кавдинском ущелье, когда его предок консул Тит Ветурий Кальвин заключил мирный договор с самнитами. Со временем рассказ об этом поражении оброс массой легенд о героическом поведении консулов, спасших войско и готовых пожертвовать собой. К моменту выпуска этого денария произошло поражение римлян под Нуманцией и заключение вынужденного мира консулом Гаем Гостилием Манцином при посредничестве Тиберия Гракха, родственника монетария. Напоминание о событиях двухвековой давности служило цели оправдать действия консула и его легата.
Вообще, эта трактовка представляется надуманной. Действия предка монетария можно было оправдать необходимостью спасения войска, но никак нельзя было оправдать нарушение им фециального права, что фактически отображено на денарии. Только фециал по решению народа и сената мог провести обряд с принесением в жертву поросенка и произнесением клятв Юпитеру в залог благополучия и даже самого существования Рима. Отсутствие фециалов при заключении договора стало формальной причиной отказа от мира с самнитами. При этом в некоторых описаниях монеты предполагается, что фециал изображен. Сомнительно, что монетарий избрал сюжет клятвопреступления. Появление сюжета с фециальным обрядом на всех иных выпусках связано с возложением надежд на прочный договор, освещенного Юпитером. Возможно здесь указание, прежде всего для италиков, на святость долга соблюдения союзных договоренностей в момент первого восстания рабов на Сицилии, поддерживаемого малоимущими слоями населения и угрожавшего перекинутся на юг Италии, в Лаций и Этрурию.