Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



    Остров Солнца

    Сообщений 1 страница 20 из 51

    1

    Провожу отпуск с маленькой внучкой на острове, который вполне справедливо можно было бы назвать островом Солнца, т.к. безоблачных дней в году здесь больше 300. Догадались где?
    Если нет, добавлю, что по легенде Бог Гелиос, обиженный тем, что для него не нашлось места на земле вынес часть дна океана на поверхность и сам создал этот остров, став его Патроном. Опять нет?
    Третья и последняя подсказка - на всех античных монетах этого острова изображен сам Гелиос собственной персоной. У меня в коллекции есть только 4 - две дидрахмы, драхма и гемидрахма:
    http://sh.uploads.ru/t/GHz9j.jpghttp://s9.uploads.ru/t/VEYO7.jpg
    http://sd.uploads.ru/t/0EWsc.jpghttp://s5.uploads.ru/t/vQBGw.jpg
    Догадались! Конечно это греческий остров Родос. Поскольку отдых с малыми детьми накладывает определенные ограничения на поездки и перемещения, не обещаю, что репортаж будет исчерпывающим и касаться только античности. Тем более, что греческий интернет не очень тянет. Но что удастся, постараюсь показать. Дополнительным извинением мне будет служить и то, что в 2014 году уже был репортаж про Родос, а также то, что большинство из увиденного является новодельным, но об этом чуть позже...
    Итак, остановились мы в небольшом курортном местечке Фалираки поблизости от столицы острова города Родос. Остров достаточно зеленый, что приятно радует, хотя жарковато. Днем температура около 30 С. На что еще сразу обращается внимание, что народ здесь более радушный и менее ленивый, чем в континентальной Греции. Все работает допоздна, сиесты практически нет. Для тех, кто любит курортный отдых с хорошими пляжами и активной развлекательно-ночной жизнью, или наоборот отдыхает с детьми, вполне подходящее место. Для любителей спортивного стиля отдыха - нет, не то. Зато ночная жизнь здесь кипит - куча ресторанов с очень приличным выбором блюд, ночные клубы, бары, дискотеки, есть также павильон ужасов с какими-то монстрами и даже заведения "для взрослых". Вечером на улице вполне можно встретить какую-нибудь из девочек в сценическом костюме. Внучка даже как-то сказала, что она тоже хочет "костюм лошадки". Но мы не разрешили.
    Поблизости расположен парк с механическими динозаврами, есть маленький, но очень милый и интересный музей-аквариум. Очень живописно выглядит небольшой порт-гавань, особенно вечером.
    http://sd.uploads.ru/t/PI1cL.jpg
    http://s3.uploads.ru/t/tXwMv.jpg
    http://s5.uploads.ru/t/9xonL.jpg
    http://s5.uploads.ru/t/7Shny.jpg
    Совсем неподалеку еще в одной бухте расположены бывшие владения актера Энтони Квина, что в свое время служило дополнительной завлекаловкой для туристов. Рядом нудистский пляж с кричащим названием МАНДАНАКИ. Греки вообще радуют ненавязчивым чувством юмора названий для их лучшего восприятия российским туристом.
    Но это все, так скажем, общий антураж отдыха, ну а дальше попробуем погружаться в историю острова.

    +4

    2

    Nero\Wolfe написал(а):

    Провожу отпуск с маленькой внучкой на острове, который вполне справедливо можно было бы назвать островом Солнца,

    Ну, приятного и полезного отдыха!  :mybb:

    0

    3

    Делая краткий экскурс в античную историю Родоса, можно отметить, отбросив отдельные детали, что история острова испытала влияние как минимум восьми культур. Родос, как и большинство островов Эгейского моря, был заселен ещё до 3000 года до н. э., то есть во времена неолита. Около 1550 года до н. э. на острове утвердились переселенцы с Крита, представлявшие минойскую культуру. Несколько позже им на смену пришли микенцы они же ахейцы, основавшие город Родос примерно в 1450 года до н. э. Ахейцев, в свою очередь, сменили около 1100 года до н. э. дорийцы, которые, отправившись из Арголиды, утвердились на Родосе. В 700 году до н. э. шесть дорийских государств образовали амфиктионию (федерацию) — Дорийское шестиградье, центром которого стало святилище Аполлона Триопия, которое находилось в районе Книда на острове Кос. В VII—VIII веках до н. э. выходцы с острова Родос участвовали в колонизации Сицилии, Северной Африки и других территорий. Во время греко-персидских войн Родос в начале V века до н.э. захватила Персия. В битве при Саламине родосские корабли участвовали на стороне персов. Затем родосцы примыкали поочередно то к Афинскому морскому союзу, то к Спарте, вобщем, демонстрировали неустойчивую политическую линию партии и правительства. Успели они повоевать даже на стороне сатрапа Карии Мавсола. Эти военно-политические метания продолжались до тех пор, пока на политическом горизонте Родоса не появилась армия Александра Великого. Однако, верные себе родосцы после смерти Александра тут же изгнали македонский гарнизон и установили союз с египетскими Птолемеями. Один из диадохов Антигон Одноглазый обратился к ним за помощью в войне против Птолемеев. Отказ родосцев принимать участие в соперничестве противников привел к тому, что сын Антигона Деметрий Полиоркет в 305 году высадился на Родосе с сорокатысячным войском. Продержав главный город острова в осаде целый год, несмотря на сооружение множества осадных орудий, Деметрий всё же был вынужден отступить. Народ Родоса решил продать брошенные осадные орудия и на вырученные деньги построить гигантскую статую почитаемого ими Гелиоса, чтобы отблагодарить его за заступничество. Впрочем, о «Колоссе Родосском» поговорим еще отдельно. В итоге При посредничестве Антигона и Птолемея был подписан договор, условия которого гарантировали родосцам независимость. В 164 году до н. э. родосцы вступили в союз с римлянами, приняв на себя обязательство участвовать в военных предприятиях последних. Таким образом они приняли участие в III Пунической войне и в войне с понтийским царём Митридатом, несмотря на то, что поддерживали с последним дружеские отношения. В 44 году н. э. Родос был окончательно завоеван Римом.
    В IV—XIII веках принадлежал Византии, подвергаясь периодически набегам арабов. В 1082 году венецианцы с позволения византийского императора основали здесь торговую факторию.  В 1204 году после захвата Константинополя франками во время IV крестового похода правитель острова Лев Гавала с согласия франков провозгласил себя деспотом Родоса и стал чеканить собственную монету. В 1224 году никейский император Иоанн Дука захватил остров и заставил деспота заявить о своем подчинении. В 1248 году Родос захватили генуэзцы. После отвоевания Константинополя византийцами император Михаил Палеолог, желая сохранить дружественные отношения с генуэзцами, в 1278 году уступил им владения на некоторых территориях, в том числе и Родос.
    В 1306 году генуэзский адмирал и правитель Родоса Виньоли продал Родос вместе с Косом и Леросом Ордену рыцарей святого Иоанна. Жители города и византийский гарнизон оказывали упорное сопротивление в течение трех лет. Однако в конце концов они были вынуждены покориться, и таким образом 15 мая 1309 года Родос перешёл во власть рыцарей-иоаннитов.

    Осада Родоса:
    http://sd.uploads.ru/t/AF4wb.jpg
    В 1480 году Родос безуспешно осаждали войска султана Мехмеда II. 28 июля 1522 года Сулейман I Великолепный вновь осадил город с армией в 100 000 человек. Рыцари и жители острова оказали стойкое сопротивление, заделывав разрушенные стены. Возможно, что город всё же выстоял бы, но некий недовольный рыцарь д’Амарал указал туркам наиболее уязвимую часть крепости. Не отсюда ли возникло выражение "аморальный поступок"? :) Сам предатель и два его соучастника были преданы смерти, однако туркам всё же удалось захватить город.

    http://s7.uploads.ru/t/Mk80m.jpg
    Филипп де л’Иль-Адам — глава обороны Родоса.

    http://s3.uploads.ru/t/OqQHR.jpg
    Миниатюра XVII в. "Янычары под стенами Родоса"

    После заключения соглашения с Сулейманом рыцари покинули Родос, взяв с собой всё своё имущество, тогда как родосцы остались, чтобы терпеть ужасные бедствия. За вступлением турок в город последовала страшная резня жителей, которую, как гласит традиция, остановил только сам султан, увидав текущую рекой кровь греков. Владычество Османской Империи на Родосе продолжалось 390 лет.
    В 1912 году после поражения турок в ходе итало-турецкой войны остров отошёл к Италии, которая контролировала остров до 1943 года. После выхода Италии из войны в 1943 году остров оккупировали германские войска. В 1948 году Родос был воссоединён с Грецией.
    Кстати, итальянскому присутствию на острове и Муссолини лично мы обязаны тем, что можно сегодня увидеть из средневековых построек Родоса. Именно итальянцы в 30-е годы прошлого века рьяно взялись за дело, восстанавливая из руин постройки времен владения рыцарей Иоаннитов. Причем восстанавливали не вполне "как было", так как архитектурных чертежей естественно не сохранилось, а как им казалось, должны бы выглядеть поистине рыцарские крепости и замки. Дворец Великих магистров был восстановлен ими полностью практически из руин, да и другие известные постройки тоже. Ну что ж, лично мне понравился итальянский новодел, верится, что именно так могло и быть на самом деле.

    +4

    4

    Познавательный рассказ. Спасибо, Игорь. Про "аморальный поступок" особо понравилось.  ;)

    0

    5

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Про "аморальный поступок" особо понравилось.

    У меня возникла немного другая ассоциация. д’Амарал - замарал (честь).

    +1

    6

    Начнем, пожалуй, путешествие в город Родос с посещения его археологического музея, т.к. музей дает наибольшую возможность погрузиться в глубь веков, в самом старом городе античных построек почти не сохранилось. Археологический музей Родоса разместился в средневековом здании бывшего госпиталя рыцарей иоаннитов (они же госпитальеры), построенном в период между 1440 - 1481 годов в стиле т.н. "Пламенеющей готики". То здание, которое предстает перед нами сейчас, конечно же было восстановлено итальянцами. В этом госпитале могли останавливаться пилигримы, отправляющиеся на Святую землю и, разумеется, раненые рыцари и солдаты. Здание госпиталя безусловно претерпело и перестроечное влияние османских времен, поскольку в ряде элементов внутреннего обустройства сегодня явно прослеживается исламское влияние. Здание музея довольно большое, но его обустройство с трудом сегодня можно соотнести с функционалом госпиталя. Видимо, с медициной было плохо, поэтому помещений непосредственно для лечение немного, зато много внутренних дворов с прохладой и тенью, а также молельных помещений в достатке. Скорее, в современных понятиях, это даже не госпиталь, а санаторий, где можно было отдохнуть от нужд и страданий, подумать о бессмертной душе и пообщаться с Всевышнем. Вход в Археологический музей Родоса находится рядом с восточным окончанием улицы рыцарей и ведет в красивый центральный двор здания:
    http://s8.uploads.ru/t/OT5qn.jpg
    Центральный внутренний двор госпиталя:
    http://s8.uploads.ru/t/rNQMw.jpg
    Верхние дворы музея со скульптурными изображениями животных:
    http://s9.uploads.ru/t/zvx4C.jpg
    http://sh.uploads.ru/t/Mgme4.jpg
    Внимание привлекают различные надгробия греческого и романского периодов, в том числе, мне понравились изображения торсов воинов, установленные на цилиндрических алтарях:
    http://s9.uploads.ru/t/sT6AP.jpg
    http://s7.uploads.ru/t/bZAvE.jpg
    http://s3.uploads.ru/t/G4FRY.jpg
    http://s9.uploads.ru/t/SRJtA.jpg
    http://s7.uploads.ru/t/KNg7l.jpg
    http://s7.uploads.ru/t/NUcgB.jpg
    http://s7.uploads.ru/t/qm9ch.jpg
    http://s7.uploads.ru/t/AGUir.jpg
    http://sh.uploads.ru/t/oafe8.jpg

    +4

    7

    В принципе, в большинстве закрытых залов музея снимать запрещено. Но пользуясь тем, что служительницы музейного культа очень любят поперебегать в соседние залы поболтать друг с другом, я конечно пошел ради пропаганды античной культуры на антисоциальное поведение и пощелкал немного. Надеюсь, что будет небезынтересно.
    Начнем с античной керамики, которой в музее достаточно много. Родосцы считают, что их античные гончары и художники росписи достигли такого совершенства, что с ними могли соперничать только афинские и коринфские авторитеты. Не знаю. Все представленные образцы ваз найдены на Родосе, но надписи на них указывают, что часть была изготовлена и в других регионах Эллады.
    Самые древние образцы относят еще чуть ли не к минойской культуре, но в том зале самая злющая смотрительница сидела :)
    http://s5.uploads.ru/t/psu0l.jpg
    Более позднюю керамику снимать было попроще. Представлена она в музее почти всеми основными стилями. Керамика Коринфского стиля (с 730х годов до н.э.):
    http://sd.uploads.ru/t/kGRSu.jpg
    http://s7.uploads.ru/t/U5u2f.jpg
    http://sd.uploads.ru/t/AO2wK.jpg
    Керамика чернофигурного стиля (со второй половины VII века до н.э.):
    http://s8.uploads.ru/t/uiYl1.jpg
    http://s7.uploads.ru/t/L1HQk.jpg
    http://sg.uploads.ru/t/8WiRp.jpg
    http://sg.uploads.ru/t/s6Xba.jpg
    http://sh.uploads.ru/t/mvpcD.jpg
    Керамика краснофигурного стиля (с 530 годов до н.э.):
    http://s9.uploads.ru/t/czIhm.jpg
    http://sg.uploads.ru/t/q2RQO.jpg
    http://s3.uploads.ru/t/OGin4.jpg
    http://s9.uploads.ru/t/NMK96.jpg
    Понравились также представленные в музее образцы керамической и малой металлопластики:
    http://sd.uploads.ru/t/rLGnu.jpg
    http://s9.uploads.ru/t/JfnBW.jpg
    http://sg.uploads.ru/t/ywSOV.jpg
    http://sh.uploads.ru/t/6iEZQ.jpg
    Особенно меня голова грифона вдохновила. Она нигде в путеводителях не отмечена, но мне показалась одной из жемчужин музея.

    +5

    8

    Nero\Wolfe написал(а):

    я конечно пошел ради пропаганды античной культуры на антисоциальное поведение

    Лишь бы не на аморальное.  :crazyfun:

    Nero\Wolfe написал(а):

    Надеюсь, что будет небезынтересно.

    Очень интересно!  http://s3.uploads.ru/jTE6F.gif

    0

    9

    Раз интерес есть, остановимся ненадолго на греческих мозаиках. В одном из верхних дворов музея есть небольшой, но чудесный павильон с образцами напольных мозаик 3-2 веков до н.э.
    http://s9.uploads.ru/t/yELpP.jpg
    Ценность именно этих мозаик в том, что все они были найдены непосредственно на Родосе. Дело в том, что к мозаикам мы еще вернемся, когда будем гулять по Дворцу Великих Магистров. Там все полы античными мозаиками выложены. Те мозаики тоже все подлинные, но к Родосу не имеют непосредственного отношения. Их вывезли в первой трети прошлого века "реставраторы" от Муссолини с разных островов Греции, преимущественно с о-ва Кос. Вывезли и решили, а почему бы полам в средневековом замке не быть украшенными античными мозаиками? Действительно, сказано - сделано!
    Тут ситуация иная - представлены местные мозаики.
    Эти мозаики украшали полуоткрытые гостевые комнаты местных жилищ - т.н. андроны, располагаясь на некотором возвышении в центре, в то время как вокруг размещались ложа для гостей, на которых родосцы трапезничали, выпивали, а может и что еще. Согласно родосским утверждениям, именно здесь Ветрувий впервые увидел и в дальнейшем распространил такое обустройство комнат для неофициальных приемов гостей. Примерно так это должно было выглядеть:
    http://sd.uploads.ru/t/BZw7K.jpg
    А теперь собственно сами мозаики.
    "Утки"
    http://s5.uploads.ru/t/7tHqC.jpg

    "Тритон"
    http://sh.uploads.ru/t/ewZ59.jpg

    "Грифон"
    http://s8.uploads.ru/t/djQaU.jpg

    "Кентавр и заяц"
    http://s5.uploads.ru/t/6GKut.jpg

    "Беллерофон и Химера"
    Здесь вероятно можно дать комментарии. Беллерофон - мистический герой из Коринфа, сын Посейдона, скачет на Пегасе, подаренном ему отцом, и готовится поразить копьем Химеру, олицетворяющую вероятно Ликию в М.Азии. Хвост Химеры представляет собой змея, а вся композиция не напоминает ли нам...? Конечно, сюжет Св.Георгия, который недавно обсуждался в теме монет крестоносцев :)
    http://sd.uploads.ru/t/94YWS.jpg

    "Похищение Европы"
    Правда почему у Европы нимб, я не понял?
    http://s7.uploads.ru/t/e2d90.jpg

    +2

    10

    Nero\Wolfe написал(а):

    готовится поразить копьем Химеру

    Дмаю, вместо Химеры каждый народ или нация подставлял то ужасное существо, которое было у него на слуху. Дракон, например.

    0

    11

    Nero\Wolfe написал(а):

    Их вывезли в первой трети прошлого века "реставраторы" от Муссолини с разных островов Греции, преимущественно с о-ва Кос. Вывезли и решили, а почему бы полам в средневековом замке не быть украшенными античными мозаиками?

    Ну, вероятно, чтобы спасти, поместить под крышу, сделать доступными для исследования и реставрации в одном месте. На тот момент - абсолютно верное решение. Союзники вон Помпеи разбомбили не задумываясь, Дрезден сравняли с землей, что там мозаики какие-то во время войны...  :smoke:

    Nero\Wolfe написал(а):

    сюжет Св.Георгия

    Сюжет всадник, поражающий копьем поверженного противника или зверя/чудовище - один из самых популярных в античности. Не скажу за всех, но видимо одним из достоинств советской системы образования стало то, что я прекрасно знаю, как разложить сюжет, скажем с Беллерофонтом или Персеем (какова там история вопроса), но смутно представляю, что там Св. Георгий делал со змеем, и откуда вообще этот змей взялся и надо ли искать женщину  :question:

    0

    12

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Дмаю, вместо Химеры каждый народ или нация подставлял то ужасное существо, которое было у него на слуху. Дракон, например.

    Безусловно. Также безусловно и то, что каждый народ так или иначе отождествлял себя с "силами добра". Вопрос в том, кого или что отождествляли с "ужасным существом"? Я не верю, что подразумевалось "абсолютное зло". Скорее каждый раз это был какой-то конкретный противник. На этой фреске современные греки под монстром предполагают Ликийцев. Так ли это, не знаю, слишком много у Родоса было метаний, политических и военных союзов, а также предательств.

    AVL написал(а):

    Ну, вероятно, чтобы спасти, поместить под крышу, сделать доступными для исследования и реставрации в одном месте. На тот момент - абсолютно верное решение. Союзники вон Помпеи разбомбили не задумываясь, Дрезден сравняли с землей, что там мозаики какие-то во время войны...  
    Сюжет всадник, поражающий копьем поверженного противника или зверя/чудовище - один из самых популярных в античности. Не скажу за всех, но видимо одним из достоинств советской системы образования стало то, что я прекрасно знаю, как разложить сюжет, скажем с Беллерофонтом или Персеем (какова там история вопроса), но смутно представляю, что там Св. Георгий делал со змеем, и откуда вообще этот змей взялся и надо ли искать женщину

    С первым высказыванием вполне соглашусь. Я даже написал выше, что мне понравилось, как итальянцы "сфантазировали" дворец и средневековый город. Да, так могло быть. Конечно, критика по поводу размещения Косских мозаик в полах Дворца Магистров раздается. Но так намного лучше, чем если бы они бездумно пропали. Впрочем, я еще покажу интерьеры дворца, участники форума сами смогут вынести мнение - хорошо или дурно восстановили дворец итальянцы.
    По второму Вашему высказыванию прокомментирую так - в том, что мало кто представляет, где Георгий, где его женщина и где Змей, заслуга советской системы, а то, что Вы знаете, чем Белерофонт отличается от Персея, персонально Ваша заслуга :)

    Прогулявшись по внутренним залам и крытым галлереям музея, вскоре мы подойдем к наиболее любимой мной части любых музейных коллекций - скульптурным изображениям.
    http://s9.uploads.ru/t/tpR00.jpg
    http://sh.uploads.ru/t/uXbnm.jpg
    http://sg.uploads.ru/t/qRSyQ.jpg

    0

    13

    AVL написал(а):

    Дрезден сравняли с землей,

    Кстати о Дрездене, был я прошлым летом в сим прекрасном городе, разрушения там действительно были ужасными. Так вот, немцы всё аккуратно восстановили, но цвет новодельных камней и блоков (белый) не стали искусственно состаривать. Вполне органично и доходчиво замонументировали посыл потомкам, имхо.

    0

    14

    Nero\Wolfe написал(а):

    мало кто представляет, где Георгий, где его женщина и где Змей

    Ну это в общем -то о том, что языческая религия - это популярная логика, а христианство - попытка популярной философии. Что больше навредит? Кто его знает.. По поводу коллизии со змеем - мне больше всего нравится известная картина Паоло Учелло, где финикийская княжна выгуливает своего дракона на природе, и тут Георгий налетает на лошади и бьет его в глаз копьем. И княжна с таким видом и жестом : -Что вы творите? Вы испортили животное!

    +1

    15

    Nero\Wolfe написал(а):

    На этой фреске современные греки под монстром предполагают Ликийцев. Так ли это, не знаю, слишком много у Родоса было метаний, политических и военных союзов, а также предательств.

    У ликийцев и родосцев действительно были сложные отношения. Древние родосцы обвиняли ликийцев в пиратстве. Ликийцы долго препятствовали закреплению родосцев на материке. Во 2-м веке до н.э. Ликия ненадолго была отдана Родосу...

    0

    16

    Nero\Wolfe написал(а):

    Так ли это, не знаю, слишком много у Родоса было метаний, политических и военных союзов, а также предательств.

    Это объясняется стремлением выжить. Сам мал, а вокруг одни гиганты.  8-)

    0

    17

    Да, вероятно, сказанное верно. Родосцам практически приходилось крутиться как уж на сковородке, примыкая к различным военным и политическим союзам, лишь бы выжить. И с Ликийцами, тоже понятно, обоюдной любви не откуда было взяться.

    А теперь немного скульптуры из музея.
    Самый известный экспонат - купающаяся Афродита, известная как "Венера Родосская". Скульптура относится к I в до н.э. и считается, что она развивает тему, ранее предложенную в III веке до н.э. скульптором Доидалсом, чей прототип "Венера Лели" находится в Британском музее. Да, аналогия наверное есть, но на мой взгляд, не стопроцентная.
    http://sh.uploads.ru/t/2ABxT.jpg

    Второй по популярности экспонат - голова Гелиоса с утерянной, к сожалению, солярной короной, найденная в месте прежнего расположения его храма, т.е. как раз там, где сегодня расположен дворец Великих Магистров:
    http://s7.uploads.ru/t/Vsqgb.jpg
    Кстати, почему-то лик Гелиоса мне напоминает Микеланджеловского Давида :)

    Фото остальных экспонатов, понравившихся мне не меньше, привожу с музейными табличками (если фото раскрыть, надписи становятся читаемы), поэтому уже без дополнительных комментариев:
    http://s5.uploads.ru/t/D1Sgu.jpg
    http://s5.uploads.ru/t/9FmIs.jpg
    http://s8.uploads.ru/t/zOlcU.jpg
    http://s3.uploads.ru/t/eqFrf.jpg
    http://s8.uploads.ru/t/BzRZF.jpg
    http://sg.uploads.ru/t/TmpbJ.jpg
    http://s5.uploads.ru/t/o96fz.jpghttp://s5.uploads.ru/t/SI9O4.jpg

    Отредактировано Nero\Wolfe (2018-09-06 00:19:11)

    +3

    18

    Над Афродитой поиздевались. Нелюбители женской красоты.  :(

    0

    19

    Да, почему у нее пламенеет грудь, я тоже не понял  :dontknow:
    В остальном, море поиздевалось.

    0

    20

    Nero\Wolfe написал(а):

    Да, почему у нее пламенеет грудь, я тоже не понял

    Сердце справа. У неё.  :rolleyes:

    0