Сам там не был , врать не буду ..., но история интересная ...
Знать про это всем надобно ..., ибо - НЕХИЛЫЙ такой камушек на купол пошёл ...
Остальное нагло скопипастил из Всемирной паутины ... , попрошу не кидацца тапками ...
***************************
В первой трети VI в. в Равенне была сооружена гробница остготского короля Теодориха.
Мавзолей Теодориха Великого Амала, выдающегося государственного и политического деятеля, фактического правителя Италии (493-526).
Сооружен в 526 году на арианском кладбище около городских ворот Равенны, Италия, его дочерью Амаласунтой.
Изначально представлял собой двухъярусную капеллу- склеп, перекрытый куполом.
Помещение нижнего десятигранного яруса предназначалось, по-видимому, для семейного склепа. По фасаду каждая грань первого яруса имеет нишу под арочным перекрытием. Таким образом, достигалась прочность конструкции за счет ребер жесткости между нишами и эстетичность экстерьера, облегченного визуально.
Второй ярус являлся усыпальницей собственно Теодориха Великого. По периметру барабана имеются небольшие световые оконные проемы.
Купол представляет собой единый монолит известняка весом свыше 300 тонн с десятью внешними ребрами жесткости. Подкупольное пространство украшали мозаики, основным узлом композиции которых являлось частично сохранившееся изображение креста.
В 540 году, после взятия Равенны войсками Велизария, останки Теодориха Великого были выброшены из мавзолея, а само здание превращено из арианского в православный храм.
До настоящего времени сохранился поврежденный порфировый саркофаг без крышки.
Само здание претерпело ряд реставрационных работ, самые масштабные которые относятся к довоенному периоду XX века в связи с подмывом фундамента подземными водами и курировавшиеся лично Б. Муссолини.
В настоящее время мавзолей входит в список особо охраняемых памятников ЮНЕСКО.
-----------
Первоначальный монолит для купола, отделенный от массива в карьере на полуострове Истрия, весил около 920 -ти тонн. Затем, после первичной обработки, в результате которой его вес был снижен примерно до 800 тонн, был перевезен морем в Равенну, установлен на мавзолей и окончательно обработан. Несмотря на все меры предосторожности, монолит все-таки дал полукруглую трещину. Судя по тому, что на трещине находятся следы гнезд от кубиков смальты, она появилась после установки.
Рассмотрим вопрос транспортировки его по суше и установки на стены мавзолея.
1. По используемой технологии высекания монолита из горной породы, которая фактически не изменилась с эллинистического периода ( в римский период для более мягких пород и относительно небольших по габаритам блоков более широко применялись пилы), блоки отделялись от основного массива посредством увлажнения вставленных в шпуры клиньев из дерева. Т.е. высекалась канавка до 20 см. глубиной, повторяющая габариты заготовки. Затем, с помощью лучковых сверлильных установок при помощи мокрого песка просверливались цилиндрические гнезда, в которые вбивались клинья из дерева. Клинья увлажнялись, происходило их расширение и отделение заготовки от массива.
2. Вероятно, еще перед отделением заготовки, ее будущая нижняя часть была выровнена и представляла собой ровную вертикальную поверхность. В момент отделения блок лег ею на подготовленную песчаную подушку (для снижения силы удара).
3. Отделенная таким образом заготовка на месте обтесывалась, приближаясь по своим формам к готовому изделию.
4. Транспортировка подготовленного монолита такой массы не могла подразумевать использование каких-либо вспомогательных устройств в виде саней или катков. Особенно проблематично выглядит использование второго варианта, т.к. даже при небольшой массе груза и идеальной поверхности, по которой происходит передвижение, а также идеальной цилиндрической форме катков происходит их смещение и торможение всего процесса движения. Вероятней использование направляющих балок, смазанных животным жиром, по которым, с помощью полиспастов, и происходило перемещение. Одна из самых трудоемких задач бала установка блока на направляющие.
5. Затем, передвигая направляющие , вороты и полиспасты, заготовку переместили к морскому побережью. Где и загрузили на корабль, пришвартованный к стенке пирса. Для его погрузки необходимо было наглухо пришвартовать со стороны моря параллельно транспортному кораблю второй корабль, либо баржу с установленными на них воротами и полиспастами.
6. Выгрузка не требовала использования второго плавсредства, т.к. вороты устанавливались на берегу.
7. Транспортировка заготовки к мавзолею совмещалась с процессом ее установки на стены. Применение каких-либо кранов из-за колоссальной массы блока исключалось. Установка производилась натаскиванием на сооружение по тем же направляющим под углом их атаки не более 1 градуса. Заготовка должна была быть большей по диаметру, чем верхний и нижний ярусы мавзолея, т.к. при натаскивании она опиралась на направляющие лишь своими краями, а вертикальные упоры эстакады не могли опираться на первый ярус постройки.
8. На заключительном этапе в мавзолей был засыпан песок, причем, его усеченная и предварительно утрамбованная масса плоской вершиной возвышалась над верхней линией стен. Прямоугольные отверстия по периметру верхнего яруса постройки и сквозные аркады по периметру нижнего были предварительно заложены небольшой по толщине кладкой. Затем, когда блок вывели над мавзолеем, были выбиты опоры эстакады и он лег на пирамиду из песка. Под колоссальным давлением временная кладка в проемах не выдержала и разрушилась. Песок стал буквально вытекать наружу, тем самым сохраняя от разрушения постройку, пирамида росла, а блок лег на стены.
9. После установки заготовки купола ее окончательно обработали.
Вот такие вот пироги ...
Пы СЫ. Там внутри красивая Римская ванна стоит , которую выдают за гробик Теодориха , но это всё туфта и развод лохофф не петрящих ...
Отредактировано ** ДедушкО ** (2011-10-12 13:20:33)