Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Не античная нумизматика. » Коллизии престолонаследия. Монеты узурпаторов и самозванцев.


    Коллизии престолонаследия. Монеты узурпаторов и самозванцев.

    Сообщений 21 страница 40 из 52

    21

    Nero\Wolfe написал(а):

    Жак II умер

    Nero\Wolfe написал(а):

    Наследник Яков (Жак) III умер

    Как-то все вовремя умирали.  :dontknow:

    Nero\Wolfe написал(а):

    Я точно не знаю, как называется этот тип украшения. В Венеции того исторического периода вообще было модно большое количество различных головных уборов, комбинированных с украшениями

    Я думал, тут религиозный отпечаток отложился на этот убор.

    0

    22

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Как-то все вовремя умирали.  
    Я думал, тут религиозный отпечаток отложился на этот убор.

    Безусловно, все было не просто так. Это был, как теперь говорят, великолепный хорошо продуманный коммерческий проект венецианцев  :D
    Правда, закончилось для них все грустно. Недолго они придержали остров. В 1570 г. на Кипр высадилась армия турецкого султана Селима II. Для венецианцев конец истории наступил стремительно и неотвратимо. Не более двух недель продержались основные города, почти полностью были вырезаны защитники Никосии (погибло более 20000 человек). Дольше всех до 1571 г. продержалась Фамагуста. Осада длилась 10 месяцев, а подкрепления с большой земли так и не было. Защитники были вынуждены капитулировать, поверив обещаниям предводителя турецких войск Лала Мустафе-паше сохранить им жизни. Естественно, обещания были нарушены. Ну а дальше последовали настолько кровавые сцены, что я не беру на себя смелость их пересказывать, а для тех, кому интересно, дам любопытную ссылку:
    http://oldbuccaneer.livejournal.com/41631.html
    Вот так печально и жестоко провидение отомстило Венеции за то, в чем мы с Вами, Геннадий, ее подозреваем...  :hobo:

    Не думаю, что у головного убора есть религиозная подоплека. Катерина все-таки была светской дамой. :)

    Отредактировано Nero\Wolfe (2014-12-14 19:44:19)

    +2

    23

    Nero\Wolfe написал(а):

    Естественно, обещания были нарушены. Ну а дальше последовали настолько кровавые сцены,

    Во времена крестовых походов страшные вещи творили обе противоборствующие стороны.

    0

    24

    злобны турки были в старину - обожали мучить и кромсать беззащитных..... никаким крестоносцам не сравниться.
    Вплоть до 1915 , когда армян резали миллионами. 
    Даже странно что венецианцы могли им поверить - может помнили как Сулейман Великолепный проявлял великодушие (вроде он один такой был)

    0

    25

    amatvey написал(а):

    - может помнили как Сулейман Великолепный проявлял великодушие (вроде он один такой был)

    Э-э, тоже кровушки пролил немеряно.  :hobo:

    0

    26

    На CNG появилась в продаже (естественно за безумные деньги) редкая монета еще одного Лузиньянского узурпатора Кипра Амори II Тирского, который сверг своего брата Генриха в 1306 г. , а позднее в 1310 г. был и сам убит в Никосии:
    http://savepic.ru/6572531.jpg

    Подробнее про него в Википедии:
    http://ru.m.wikipedia.org/wiki/Амори_II_Тирский

    0

    27

    Nero\Wolfe написал(а):

    На CNG появилась в продаже (естественно за безумные деньги) редкая монета еще одного Лузиньянского узурпатора Кипра Амори II Тирского

    Состояние у монеты замечательное!

    Nero\Wolfe написал(а):

    Подробнее про него в Википедии:

    Увлекательно!
    Но Фортуна с его братом Генрихом такие кренделя выделывала... :glasses:

    0

    28

    Вот еще по русскому Средневековью.
    http://www.sobirau.ru/articles/numizmat … 15-vv.html
    http://www.rus-moneta.ru/stat_12.php  (Журнал «Нумизматика» №1 (4), Март 2004)

    Отредактировано МК1156 (2015-01-08 11:47:29)

    0

    29

    Давно не попадалось в руки ничего новенького для этой темы. Но вот, наконец, сбылась мечта идиота (то есть моя) – раздобыл портретную монету Оливера Кромвеля. Состояние у нее правда далеко не идеальное, но зато вполне бюджетный вариант. Поэтому поговорим сегодня о Лорд-протекторе, которого с трудом конечно можно отнести к самозванцам, но любой роялист безусловно скажет, что к узурпаторам точно можно.

    Оливер Кромвель (англ. Oliver Cromwell; 25 апреля 1599 — 3 сентября 1658) —руководитель Английской революции, в 1653—1658 годах — Лорд-протектор Англии, Шотландии и Ирландии.
    http://savepic.su/5271877.jpg
    В начале Английской гражданской войны Кромвель возглавил отряд из всего лишь из шестидесяти всадников,  который позже трансформировался в знаменитую «Железнобокую кавалерию», послужившую основой его армии. Полководческий талант Кромвеля раскрылся в череде сражений, в которых его войска неизменно побеждали сторонников короля. Армия Кромвеля разбила Карла I в решающем сражении при Нейзби 14 июня 1645 года. Как лидер парламентской пуританской коалиции (известной, как «круглоголовые» из-за коротко стриженых волос) и командир армии новой модели, Кромвель победил короля Карла I, положив конец притязаниям монарха на абсолютную власть. Получив полномочия, Кромвель упразднил верхнюю палату парламента и назначил совет из своих боевых соратников-протестантов. Взяв власть в свои руки, отказавшись от притязаний на престол и получив новый титул Лорд-протектора, он начал наводить поистине «железный» порядок, фактически установив личную диктатуру. После того, как в стране установился порядок, Кромвель одобрил появление нового парламента. Сам Кромвель отказался принять корону и был удостоен чести самому назначить преемника, нового Лорд-протектора. При Кромвеле Англия формально оставалась республикой. До самой смерти обладал популярностью у народа, в том числе благодаря имиджу «народного» политика. Особенное значение в данном случае имела такая черта Кромвеля, как абсолютная неподкупность.
    Считается, что его смерть в 1658 году наступила от малярии или же от отравления. После его кончины Лорд-протектором стал его старший сын Ричард, а самого Оливера похоронили с необычайной пышностью. Однако именно тогда в стране начались настоящий хаос, произвол и беспорядки. Депутаты парламента испугались и призвали на трон сына недавно казнённого ими короля Карла I — Карла II. После этого тело Кромвеля было извлечено из могилы, повешено и четвертовано, что было традиционным наказанием за измену Англии. Голова его выставлялась отдельно и была захоронена только в 1960 году в часовне одного из колледжей Кембриджа.

    http://savepic.su/5278030.jpg
    Серебряная монета Оливера Кромвеля номиналом ½ кроны, 1658 г.

    Регулярные монеты Британского Содружества с портретом Кромвеля чеканились фактически всего один год номиналом 6 пенсов (крайне редки), шиллинг, ½ кроны и крона. Кроме того, в 1656 и 1658 гг. чеканились пробные серебряные и золотые монеты различных номиналов, по мнению некоторых авторов, использовавшиеся в наградных целях.
    Обращает на себя внимание, как технически современно выглядят портретные монеты Оливера Кромвеля, а ведь это 1658 год! Сравните с первыми Перовскими рублями или хотя бы европейскими талерами того периода. Дело в том, что монеты Кромвеля являются первыми монетами полностью машинной чеканки, включая нанесение выпуклой гуртовой надписи.
    А ведь долгое время в используемой технологии чеканки монет Англия находилась среди отстающих. Несмотря на явный значительный прогресс и замечательные изобретения в монетном деле XVI-XVII веков, Англия, одна из наиболее промышленно развитых стран Европы, использовала ручной молоточный чекан монет в стенах Тауэра как основной до 1662 года, то есть даже какое-то время после смерти Кромвеля. Нерегулярная машинная чеканка выполнялась лишь малыми тиражами между 1561 и 1572 гг.
    Оливер Кромвель, как человек прогрессивных взглядов, сыграл видную роль и в поддержке новых технологий монетной чеканки, что ускорило и сделало уже неизбежным последующий технический прогресс британских монетных дворов.

    +2

    30

    Немного из истории монетного дела Британии

    С нумизматической точки зрения "машинными" можно назвать только монеты, каждая стадия чеканки которых была механизирована, хотя, строго говоря, большинство монет конца XVI - начала XVII столетий были "ограниченно машинными", в том смысле, что они чеканились вручную на кружке, изготовленном с применением механизации, т.е. на прессе, приводимом в движение водяным колесом через сложные кинематические цепи. Подавляющее большинство английских монет до 1662 года продолжала чеканиться вручную, однако имелся серьезный прогресс! Остались неоконченными эксперименты, которые объединяли изготовление кружков с полу-механизированным процессом, использующим вариант винтового пресса Браманте, работавшего по принципу центрифуги. Штемпель лицевой стороны был закреплен намертво, а оборотный крепился к горизонтальному ползуну, приводимому в движение вертикальным движением винта через червячную передачу. Винт вращали с помощью мощной перекладины с грузами на концах. Эти винтовые прессы использовались в Тауэре вручную и намного позже 1662 года.
    Первые винтовые прессы, используемые в Англии были импортированы в 1561 году Элоем Местрeллем, гугенотом, бежавшим из Франции от религиозного преследования и неприятностей со стороны его кредиторов. Королевский Совет на основании его прошлого опыта работы на Парижском монетном дворе назначил его на Лондонский монетный двор. Местрелль, как считают, принес с собой винтовые прессы и механизмы, которые несомненно превосходили прокатные машины, установленные в 1554 году. В течение одиннадцати лет (1561-72) Местрелль чеканил и золотые и серебряные монеты, которые были явно выше по качеству, чем их "кованные" современницы. Местрелль неизбежно снискал вражду со стороны работников монетного двора. Он мог бы преодолеть их предубеждение и опасения, но также должен был бороться и со враждебностью сэра Ричарда Мартина, начальника монетного двора, который не был заинтересован в удешевлении процесса, критиковал француза, принижал его достижения и несправедливо обвинял их в неэффективности. Местрелль был уволен в 1572 году и закончил очень плохо - был повешен в Норвиче в 1578 году за фальшивомонетчество. Его наследством, однако, является великолепный "машинный" набор, включающий золотые 1/2 фунта, кроны и полукроны и серебряные шиллинги, шестипенсовики, гроуты (4 пенса), трехпенсовики, полугроуты и трехфартинговики (1½  пенса). Кроме золотых монет и чрезвычайно редких трехфартинговиков, "машинные" монеты Местрелля не слишком редки.
    Что бы там ни было, Англия решительно отказалась от "машинных" монет, но история имеет странный, повторяющийся путь. В том же году, когда Местрелль взошел на виселицу в Норвиче, в Лотарингии родился Николa Бриo, который должен придать некоторый вес теории реинкарнации своей замечательной карьерой. Он устроился на Парижский монетный двор гравером и резчиком монетных штемпелей приблизительно в 1615 году. Ему принадлежит заслуга развития балансирного пресса, чьим главным преимуществом была способность чеканить монеты более совершенными по форме и качеству, чем прежде. Однако эта машина не заслужила признания и, подобно Местреллю, преследуемый своими кредиторами, Брио избрал традиционный путь других гонимых французов и в 1625 году бежал в Англию. Принимая во внимание, что Местрелль имел годовое жалованье в 25 фунтов, Брио было гарантировано невероятно большое вознаграждение в 250 фунтов в год как граверу портрета Карла I, который недавно взошел на трон. Портрет работы Брио стал единственным королевским изображением на монетах и медалях. Его назначение было официально подтверждено в 1628 году.
    Вскоре после своего назначения Брио был уполномочен произвести эксперименты с чеканкой машинами, а результаты этих экспериментов были рассмотрены королевской комиссией в 1631 году, что привело к значительному продвижению по службе (до генерального гравера) и увеличению жалования до 300 фунтов в год. После этого Брио чеканил и золотые, и серебряные монеты механическими средствами до 1638 или 1639 года, хотя большая часть его продукции принадлежала к 1631-32 годам. В 1639 году Брио был назначен минцмейстером Эдинбургского монетного двора. В Эдинбурге он смог продолжить свои эксперименты с чеканочными машинами и монетными металлами. Современное мнение подразумевает, что эти машины были способны чеканить монеты быстро и дешево, но это, кажется, противоречит сообщениям из Лондона, который критиковал новые машины, как являющиеся более сложными и дорогими, чем освященные веками методы. Нужно делать скидку на то, что должностные лица Тауэра имели материальную заинтересованность в их сохранении. Ясно, что Брио использовал разнообразие методов при создании своих монет или посредством винтового пресса или, в случае чеканки крупных монет, использование овальной в сечении монетной заготовки и изогнутого штемпеля. Многие из сделанных машиной Брио заготовок использовались при ручной чеканке, чтобы улучшить качество "кованных" монет. Он чеканил также очень редко встречаемые "машинные" монеты, которые были не только совершенно круглыми и равномерно прочеканенными, но, также, обрамленными ободком, благодаря использованию кольца-оправки. Отмечено улучшение качества "кованных" монет, произведенных в Тауэре после 1628 года, благодаря назначению Брио гравером, но его "машинные" монеты могут быть признаны совершенными благодаря четкой надписи по окружности и отлично оформленному гурту. Если бы не начало гражданской войны эксперименты Брио, вероятно, получили бы признание, но Брио был вынужден вернуться к методу ковки и последние из монет, произведенных под его руководством, были традиционными. Брио умер в 1646 году, закончив свои дни при короле в его роялистской ставке в Оксфорде, но никаких "машинных" монет, принадлежащих к этому периоду, не известно.
    Помощником Брио на Парижском монетном дворе был Пьер или Питер Блондю, главным вкладом которого в "машинную" чеканку было усовершенствование механизмов, которые изобрел Брио. Блондю повторил путь своего мастера, прибыв в Англию в 1649 году, вскоре после казни Карла I. В отличие от своих предшественников, Блондю был приглашен в Лондон правительством тогдашнего Содружества. Его прибытие в Тауэр всколыхнуло неизбежные протесты работников. Знаменательно, однако, что они возражали не против его механических методов, а на том основании, что Блондю был иностранцем. В памфлетах, изданных оппозицией назначения Блондю чиновники монетного двора и его работники неоднократно заявляли, что они могли бы производить лучшие чем он монеты, используя часть машин, которые все еще оставались в Тауэре от экспериментов Брио 1631-39 годов. Часть этого отвергнутого оборудования использовалась Дэвидом Рэмиджем, который, несмотря на его шотландское происхождение, был признан монетным двором своим, в отличие от "этого французского предателя".
    Между Рэмиджем, использующим старые механизмы Брио, и Блондю с его самыми последними моделями, недавно импортированными, из Парижа, было устроено соревнование. Томас Саймон, бывший учеником Брио, изготовил для соревнования штемпеля. Не известно, каков был результат этого соревнования (многие сомневаются, было ли оно в действительности), но фактом остается то, что первые изящно отчеканенные пробные образцы 1656 г. с четким профилем Оливера Кромвеля были произведены Блондю. Оккупация Ямайки и захват значительного количества испанских серебряных слитков дала средства для "машинных" образцов, отчеканенных на вспомогательном монетном дворе Драри-Хаус. Большая часть выпусков состояла из серебра - кроны, полукроны и шиллинги - и только горстка шестипенсовиков. Некоторые золотые монеты также чеканились здесь, но являются чрезвычайно редкими. После возвращения Блондю в Париж в 1656 году, считается что более поздние образцы 1658 г. чеканены Рэмиджем или другими работниками, продолжившими первоначальные эксперименты.
    Смерть Оливера Кромвеля в 1658 г. снова привела к остановке экспериментов с машинной чеканкой, но к тому времени "кованные" монеты уже проиграли сражение. Знаменательно, что Дэвида Рэмиджа, главного хулителя Блондю, помнят более всего за его собственные образцы, главным образом в меди, которые различаются по гуртовой надписи. Действительно, полукроновый образец Рэмиджа в меди, датированный 1651 годом, с надписью "TRUTH AND PEACE" ("правда и мир") - самый ранний из известных пример британской монеты с гуртовой надписью. Полукроны Блондю известны с двумя различными и очень сложными гуртовыми надписями. Одна из них полностью английская и читается так: "IN THRID YEARE OF FREEDOME BY GODS BLESSING RESTORED 1651" ("Третий год восстановления свободы, благословленной Богом 1651", в то время как другая, состоящая из смеси английского и латинского языков, читается как: "TRUTH AND PIECE 1651 PETRUS BLONDEAVS INVENTOR FECIT", разделенная оливковой и пальмовой ветвью. Кромвелевская крона 1658 года имеет гуртовую надпись: "HAS NISI PERITVRVS MIHI ADIMAT NEMO" - "Не позволяю никому удалять эти буквы с меня под страхом смерти" - гораздо более страшное предупреждение чем безвредное "Decus et Tutamen" принятое на монетах Реставрации.

    +2

    31

    Прочитал с огромным интересом, весьма познавательно!  :yep:

    0

    32

    Для сравнения результатов ручной и машиной чеканки приведу два варианта шестипенсовика Английского Содружества времен республики.
    Первый - ручная чеканка 1649 первого года выпуска.
    Второй - пробный образец машинной чеканки 1651 года работы Пьера Блондю.
    Разница, как говорится, на лицо...
    http://savepic.su/5260991.jpg
    http://savepic.su/5267135.jpg

    Изображения заимствованы с сайта CNG :)

    +1

    33

    Nero\Wolfe написал(а):

    Разница, как говорится, на лицо...

    Мне сразу вспомнились монеты имперской чеканки и варварские подражания.

    0

    34

    Да, эта аналогия напрашивается.  :crazyfun:
    Представляете, какое там было "кузнечное" лобби, что несмотря на имеющиеся технические возможности и явную разницу в качестве монет, ручная чеканка так долго не хотела сдаваться. Все-таки англичане крайне консервативный народ.  http://s3.uploads.ru/KOca5.gif

    0

    35

    Nero\Wolfe написал(а):

    Представляете, какое там было "кузнечное" лобби

    Вы же приводили материал, где расписано-как и каким образом окончил свои дни один из новаторов внедрения механической чеканки монет в Англии.  :crazyfun:

    0

    36

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Вы же приводили материал...

    Ну ведь не все внимательно читают... :crazy:
    Я тут просто неделю назад по долгу службы столкнулся с махровыми лоббистами. Так до сих пор праведным гневом киплю !http://s3.uploads.ru/vo9Zl.gif

    0

    37

    Nero\Wolfe написал(а):

    Ну ведь не все внимательно читают..

    Я-обязательно читаю, патамушта материал интересный.  :cool:

    0

    38

    В обсуждении необычных монет и исторических хитросплетений, связанных с их появлением, пора с территории западной Европы начать географически двигаться в сторону границ нашей необъятной Родины. Появление в коллекции новой монеты побудило поднять тему, связанную не с самозванцами и узурпаторами, а именно с коллизиями престолонаследия. Большинство монет придется показывать не своих, не судите строго.
    Речь пойдет об истории и монетах Курляндии и Семигалии — герцогства, существовавшего в западной части современной Латвии, на территории исторических областей Курземе (Курляндия), Земгале (Семигалия) и Селия (Селония), с 1562 по 1795 годы.

    http://savepic.net/6510138.jpg

    На протяжении практически всей истории этого небольшого герцогства, связанной с двумя знатными фамилиями, вплоть до 1791 года правители Курляндии из династий Кетлеров (1562—1711) и Биронов (1737—1795) признавали себя вассалами Великого княжества Литовского и пришедшей ему на смену Речи Посполитой. Столицей герцогства была Митава (ныне Елгава в Латвии).
    До середины XVI века судьба Курляндии была связана с историей Ливонского ордена - фактически эти земли были землями ордена. Однако, отпуская подробности, напомним, что в 1557 г. Иван IV (Грозный) взял курс на обострение отношений с орденом, т.е. по-просту говоря, задался целью добить ливонцев. В 1559 году последний гроссмейстер ордена Готхард Кетлер, пытаясь спасти хоть малое, признал протекторат великого князя литовского Сигизмунда II Августа над Ливонией.

    http://savepic.net/6537789m.jpg
    Готхард Кетлер (1517 — 1587) — последний ландмейстер Тевтонского ордена в Ливонии (1559—1561) и первый герцог Курляндии и Семигалии (1561—1587)

    Окончательно орден был разгромлен и ликвидирован в Ливонской войне русскими войсками в 1561. Готхард Кетлер, не видя средств к сохранению независимости ордена, по Виленскому договору принял титул герцога и тем самым положил конец существованию ордена. По окончании Ливонской войны в 1581 году земли ордена были разделены между Швецией и Речью Посполитой. С распадом орденских земель,  Кетлеру удалось удержать за собой Курляндию в титуле герцога. При Готхарде в Митаве чеканилось мелкая серебреная монета достаточно низкой пробы.

    http://savepic.net/6517309.jpg
    Двойной денар Готхарда Кетлера, 1578, монетный двор Митава (фото аукциона Warszawskie Centrum Numizmatyczne)

    Отредактировано Nero\Wolfe (2015-03-29 20:07:17)

    0

    39

    После смерти Готхарда (1587) его сыновья поделили герцогство — Фридрих получил Семигалию со столицей в Митаве, а Вильгельм остался правителем Курляндии с резиденцией в Голдингене.

    http://savepic.net/6494780m.jpg                      http://savepic.net/6538815m.jpg
    Фридрих Кетлер (1569 — 1642)      Вильгельм Кетлер (1574 — 1640)

    Братьям удалось прирастить владения отца за счёт выкупа у наследников Магнуса Ливонского епископства Пильтенского и приобретения через брачный союз орденского замка Гробина. Вильгельм, однако, рассорился с братом. В результате беспорядков помещиков, поддерживаемых Фридрихом, герцог Вильгельм в 1616 году был лишён трона. Фридрих правил один до самой своей смерти в 1642.
    Монетный двор герцогства находился в Митаве на берегу реки Дрикса . До начала XVII века братья чеканили раздельную монету номиналом 3 гроша. Позже во время совместного правления братьев на монетном дворе чеканилось серебряные солиды единого образца (до 1611), а также серебряные трехгрошевики в 1604 и 1606 годах, был и один их недатированный  выпуск.

    http://savepic.net/6552126.jpg
    Трояк (3 гроша) Фридриха Кетлера, 1598. (Фото аукциона Warszawskie Centrum Numizmatyczne)

    http://savepic.net/6542897.jpg
    Трояк (3 гроша) Вильгельма Кетлера, 1598. (Фото аукциона Emporium Hamburg)

    http://savepic.net/6520382.jpg
    Солид совместный Фридриха и Вильгельма Кетлера, 1600. (Фото аукциона Warszawskie Centrum Numizmatyczne)

    +1

    40

    http://savepic.net/6538802.jpg
    Якоб Кетлер (1610 - 1682)

    После смерти Фридриха герцогом становится его племянник - сын Вильгельма, Якоб (1642—1682). Он получил хорошее образование, много путешествовал, увлекался идеями меркантилизма. Инициативой герцога Якоба являлось также развитие металлургического производства на территории герцогства.
    Монетный двор Митавы при герцоге Якобе Кеттлере выпускал шеляги - 6 солидов (1646, 1662 и недатированные), талеры (1643-1646), дукаты (1644-1646) и монеты в 10 дукатов (1644). Талеры и дукаты были представительскими, а не обиходными монетами. Талеры, как и дукаты, несли портрет герцога на аверсе и сдвоенный герб Польши на реверсе. Два типа шелягов отличались существенно. Недатированные с монограммой "III" (1643-1646) не имели каких-либо символов, определяющих их принадлежность королевству. Датированные несли традиционных орла и "Погоню" (1646).

    http://savepic.net/6512178.jpg
    Талер Якоба Кетлера, 1644, Митава. (Фото аукциона Antykwariat Numizmatyczny Paweł Niemczyk)

    http://savepic.net/6524468.jpg
    Талер Якоба Кетлера, 1645, Митава. (Фото аукциона Warszawskie Centrum Numizmatyczne)

    Собственно Якоб интересен нам своими монетами в первую очередь потому, что после него Кетлерам уже никогда не довелось чеканить талеры Крляндии на монетном дворе Митавы :(

    +1


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Не античная нумизматика. » Коллизии престолонаследия. Монеты узурпаторов и самозванцев.