Карл X — король Франции c 1824 по 1830 год, до 1824 года граф д’Артуа, последний реально царствовавший представитель старшей линии Бурбонов на французском престоле, был внуком Людовика XV, сыном дофина Людовика, умершего в 1765 году, младшим братом Людовика XVI и графа Прованского (будущего Людовика XVIII).
После падения Бастилии в 1789 году Людовик XVI попросил Карла уехать из Франции с семьёй, так как опасался, что дальнейшее пребывание Карла в Париже может его погубить — столь общественное мнение было настроено против принца-консерватора. Кроме того, в этом решении был и политический расчёт: граф д’Артуа мог представлять брата при европейских дворах, а также, в случае, если с семьёй самого Людовика XVI в ходе революции случится худшее — Карл, имевший двух сыновей, мог продолжить династию в изгнании. Худшее случилось: Людовик XVI, его жена и сестра погибли на эшафоте в 1793 году, а его малолетний сын, номинально царствовавший как Людовик XVII, умер после заточения и издевательств в 1795 году. Королём Франции в изгнании провозгласил себя следующий по старшинству брат Людовика XVI, граф Прованский (Людовик XVIII); так как он был бездетен, а по уму и энергичности сильно уступал Карлу — граф д’Артуа становился его наследником и фактическим вождём монархической партии в эмиграции.
Когда Наполеон I был низложен, и Людовик XVIII вступил на престол (1814 год), граф д’Артуа, получивший титул Месье, жил в Эдинбурге и поначалу не хотел переезжать во Францию: он считал брата безбожником, циником и отступником от идеалов монархизма (тем более что Людовик, действительно, вскоре согласился на конституцию и помиловал многих цареубийц).
После кончины Людовика XVIII 16 сентября 1824 года Карл вступил на французский престол. Это была единственная мирная и регулярная смена власти во Франции в XIX веке. В отличие от брата, так и не короновавшегося, Карл X решил подчеркнуть традиционные основы монаршей власти и венчался на царство в Реймсском соборе. Июльская революция 1830 года смела правительство, большинство министров были арестованы, была подтверждена незыблемость конституционного строя. В этих условиях король предпочёл 2 августа отречься от престола и потребовал тотчас же отречения также от старшего своего сына, герцога Ангулемского (который в течение 20 минут формально был королём Людовиком XIX). Своим преемником он назвал 10-летнего внука, графа Шамбора, а регентом (наместником королевства) назначил герцога Орлеанского Луи-Филиппа. После этого Карл снова отправился в изгнание в Великобританию.
Монета 5 франков 1830 г. - последнего года правления Карла X
Из Великобритании Карл вместе с семьёй переехал в Австрийскую империю. Карл X умер от холеры, заразившись ею при переезде в Гёрц.
После июльской революции 1830 года французские роялисты — сторонники свергнутого короля Карла X (легитимисты) признавали право на престол только за старшей ветвью французских Бурбонов (потомков короля Людовика XIV) и выступали за передачу трона «Генриху V», внуку Карла X, считая Луи-Филиппа I узурпатором. После падения Второй империи легитимисты были наиболее близки к воплощению своей идеи о восстановлении монархии Бурбонов. Национальное собрание, имевшее монархическое большинство, предложило корону графу де Шамбору, однако в итоге пересмотрело это решение — была провозглашена республика. В последующие годы легитимисты и орлеанисты вели переговоры о слиянии этих двух роялистских партий, что привело к признанию бездетным графом де Шамбором своим наследником лидера орлеанистов графа Парижского.
Претенденты на престол:
Граф Генрих (Анри) Шарль д’Артуа, герцог Бордо, более известный как граф де Шамбор (29 сентября 1820 — 24 августа 1883) — последний представитель старшей линии французских Бурбонов (потомков Людовика XV), внук Карла X; претендент на французский престол как Генрих V и глава легитимистской партии. Со 2 августа по 9 августа 1830 года формально считался королём, однако корона была передана Луи-Филиппу I.
Рождение герцога Бордоского было окружено исключительными обстоятельствами. Он появился на свет почти через восемь месяцев после убийства своего отца герцога Шарля Беррийского, племянника Людовика XVIII. Бездетный Людовик XVIII и его младший брат граф д'Артуа, будущий Карл X, были пожилыми вдовцами, старший сын последнего, герцог Ангулемский, не имел детей от брака с Марией Терезой, «узницей Тампля», дочерью Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Гибель последнего представителя старших Бурбонов, который мог принести мужское потомство (но пока что имел только одну дочь Луизу), означала бы, что эта линия пресекалась и по салическому закону престол неизбежно перешёл бы в будущем к дальнему родственнику — потомку Людовика XIII Луи-Филиппу, герцогу Орлеанскому. Луи-Филипп был на плохом счету у старших Бурбонов, слыл либералом. Поэтому известие о беременности вдовствующей герцогини стало сенсацией. Луи-Филипп, раздосадованный перспективой лишиться шансов на престол, добивался права (по старинной королевской традиции) присутствовать при родах наследника (если бы родилась девочка, это бы оставило порядок наследования неизменным), но не получил его. Тем не менее он признал факт рождения принца и подписал вместе с другими членами королевской семьи его свидетельство о рождении. Чтобы избежать слухов о подмене ребёнка, герцогиня Беррийская - мать Генриха не давала перерезать пуповину мальчика, пока ряд высокопоставленных придворных не убедился в том, что она действительно родила младенца мужского пола.
Июльская революция 1830 вынудила Карла X отречься от престола в пользу 10-летнего внука (старший сын, герцог Ангулемский, был жив, но под давлением отца также отрёкся от престола; в течение 20 минут он формально был королём Людовиком XIX), которого легитимисты провозгласили королём Генрихом V (2 августа). «Наместником королевства» был назначен Луи-Филипп. Он скрыл условия отречения Карла и сам принял корону как Луи-Филипп I (9 августа), а затем издал брошюру «Герцог Бордоский — бастард», где доказывал, что родившийся в 1820 году ребёнок не был внуком Карла X (по его мнению, герцогиня Беррийская вообще не была беременной). Такая версия была в пользу прав герцога Орлеанского на престол.
Однако 7 дней Генрих V успел побыть королем. Монеты с его изображением уже были отчеканены, но так никогда и не попали в официальное обращение.
Монета 1 франк 1831 г. претендента на престол Генриха V