Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



    Доримская Испания

    Сообщений 1 страница 6 из 6

    1

    Я сначало думал в теме про Карфаген написать но подумал что имхо Доримская Испания достойна отдельной темы.

    Хотелось бы обсудить одну великую цивилизацию которой правда не довелось как то особо сопрекоснутся с Римом - Тартессийскую. Столица город Тартесс(или как в библии писали Таршиш) был разрушен карфагенянами в середине VI в до н.э. Руины не найдены до сих пор. По одной из версий город(находившийся на острове) ушел на дно моря.
    Кажется тоже имели чеканку монет.

    +1

    2

    flamen написал(а):

    Столица город Тартесс(или как в библии писали Таршиш

    По поводу идентификации и географической привязки этого топонима существует множество разночтений. Даже из Библии невозможно однозначно понять месторасположение этого города. Вот информация из "Электронной Еврейской энциклопедии":

    ТАРШИ́Ш (תַּרְשִׁישׁ; вариант תַּרְשִׁישָׁה, Таршиша). Топоним, неоднократно встречающийся в Библии. В I Ц. 22:49; Ис. 2:16, 23:1, 14, 60:9; Иех. 27:25; Пс. 48:8 упоминаются «корабли Таршиша», в I Ц. 10:22 — «флот Таршиша», в Иех. 38:13 — «купцы Таршиша». Согласно I Ц. 10:22, 22:49, Ис. 60:9, при Соломоне и Иехошафате, а возможно, и позднее корабли Таршиша привозили в Эрец-Исраэль золото, серебро, обезьян и павлинов; в Иер. 10:9 и Иех. 27:12 речь идет о доставке серебра, железа, свинца и олова из самого Таршиша; в Исх. 28:20, 39:13, Иех. 10:9, 28:13, Песнь 5:14, Дан. 10:6 фигурирует драгоценный или полудрагоценный камень таршиш (топаз, хризолит или берилл), название которого, очевидно, происходит от места его добычи.

    Вопрос о местоположении Таршиша является спорным. Поскольку в Иона 1:3 герой книги садится в Яффе на «корабль, идущий в Таршиш», а в Быт. 10:4 и I Хр. 1:7 Таршиш упомянут среди «сынов Явана» (то есть Греции), многие исследователи заключают, что Таршиш — средиземноморский порт и отождествляют его с Тарсом (в области Киликия на юге Малой Азии) или Тартесом, который в «Истории» Геродота (4:152) и в сочинении Страбона и Плиния помещен на Иберийском (ныне Пиренейском) полуострове к западу от Геркулесовых столпов (Гибралтарского пролива). Последнее предположение более обоснованно, поскольку Тартес был финикийской колонией, а в Ис. 23:1, 6, 10, 14 и Иех. 17:12, 25 Таршиш упоминается в связи финикийским городом Цор (см. Тир); кроме того, в древности неподалеку от Тартеса разрабатывались месторождения разных руд, а также хризолита. Согласно одной из современных гипотез, в Ис. 23:10 («Пройди [разлейся] по стране своей, как Нил, дочь Таршиша, нет больше пояса») нашла отражение развернувшаяся во времена пророка Исайи борьба между финикийцами и греками, чьи колонии «опоясывали» Тартес. Предлагалось также идентифицировать Таршиш с Сардинией (где в античную эпоху существовали финикийские колонии и добывались руды) или с Карфагеном (в Северной Африке, на территории современного Туниса), который значится в Септуагинте в Иех. 27:12 вместо Таршиша.

    В то же время нельзя исключить, что Таршиш находился на побережье Красного моря или Индийского океана: в I Ц. 22:49 говорится о гибели «кораблей Таршиша» в Эцион-Гевере (на Красном море), а в II Хр. 20:36–37 – о попытке предпринять морскую экспедицию из этого порта в Таршиш. Более вероятно, однако, что в первом из упомянутых стихов «корабли Таршиша» — термин, обозначающий тяжелые и прочные морские суда (способные доплыть до Тартеса), а рассказ в II Хр. 20:36–37 основан на его неверном понимании. Согласно еще одной версии, Таршиш — не топоним, а имя нарицательное, означающее «плавильня» (от аккадского рашашу — «нагревать», «плавить»; согласно Иер. 10:9, из Таршиша доставлялось листовое серебро). Если это верно, под Таршишем могли подразумевать разные, в том числе и удаленные друг от друга географические пункты.

    0

    3

    flamen написал(а):

    По одной из версий город(находившийся на острове) ушел на дно моря.

    Остров вулканического происхождения?   :question:

    0

    4

    flamen написал(а):

    город Тартесс

    Об экономике Тартесса и основе его богатства можно прочитать в "Истории Доримской Испании" Ю.Б.Циркина:

    Свернутый текст

    Через всю античную и библейскую традицию красной нитью проходит представление о богатстве Тартесса. Благодаря связям Палестины с Тартессом, в царствование Соломона «серебро в Иерусалиме стало подобно камням» (I Reg. X, 27) и «его считали при Соломоне ничем» (I Reg. X, 31). Для Стесихора (у Strabo III, 2, 11) струи реки Тартесс, т. е. Бетиса, «серебронесущие», а в представлении Анакреонта (у Strabo III, 2, 14) Тартесс — такой же символ богатства, как и рог Амалфии, рог изобилия. Самосцы, плававшие в Тартесс, привезли оттуда товаров на неслыханную сумму в 60 талантов (Her. IV, 152). Позже ходили рассказы о финикийцах, которые в обмен на оливковое масло и всякий мелкий морской товар получили столько серебра, что покрыли ими якоря (Ps.-Arist. De mirab. ausc. 135) или даже вовсе отрубили у якорей свинец и заменили его серебром (Diod. V, 35).

    Богатство Тартесса было основано прежде всего на обладании металлами, особенно серебром. Посейдоний, а с его слов Диодор (V, 36, 1-3) и Страбон (III, 2, 9) говорят, что в Южной Испании имеется самое прекрасное серебро и в самом большом количестве по сравнению с другими странами. На богатства Тартесса (Таршиша) серебром указывает Иезекиил (27, 12) и автор (X, 21, 27). Имелось в Тартессиде и золото (Steph. Byz. v. Ibylla; Strabo III, 2, 3; Ps.-Scymn. 166). По свидетельству Посейдония, добывали там и олово, которое выкапывали из земли (Strabo III, 2, 9). Другие авторы (Av. Or. mar. 296-298; Ps.-Scymn. 163-166; Eust. ad Dion. Per. 337) говорят, что олово приносилось в Тартесс рекой. Сейчас трудно интерпретировать эти сведения, хотя возможно, что в истоках Бетиса действительно имелось в древности месторождение олова64. Может быть, олово доставлялось из других регионов к берегам Бетиса, а оттуда уже по реке шло в Тартесс. Вообще-то олова в Тартессиде было мало, и его действительно получали из других стран.

    Металлы были главным, если не единственным экспортным товаром Тартесса в его торговле с финикийцами и греками. Иезекиил (27, 12) говорит, что Таршиш платил Тиру за его товары «серебром, железом, свинцом и оловом». По словам элейцев, сикионский тиран Мирон, одержав победу на 33-й Олимпиаде, отделал свою сокровищницу тартессийской бронзой (Paus. VI, 19, 2).

    В Тартессиде было два главных района добычи металлов. Первый располагался на западе тартессийского мира, в истоках реки Ибер (Риотинто) и близлежащих окрестностях. Часть руд обрабатывалась на месте. Полученный металл затем шел двумя путями. Один — на юг по реке в Онобу, ставшую важным торговым и ремесленным центром65. По-видимому, здесь тартессии торговали с иностранцами, в первую очередь с финикийцами. Другой путь вел на юго-восток к финикийскому Гадесу. Впрочем, туда шла руда и из другого места, расположенного восточнее истока Ибера. Если в поселении Серро Саломон руда и обрабатывалась66, то отсюда она отправлялась в сыром виде, а металлургические поселения находились на пути к Гадесу — Сан Бартоломе де Альмонте и Техада ла Вьеха67. Видимо, конечным пунктом этого пути был город Кастийо де Донья Бланка, расположенный на другом берегу Гадесского пролива напротив Гадеса. Здесь (хотя и не точно на том же месте) существовало поселение еще с медного века, а сам город возник, по-видимому, в IX в. до н. э., и расцвет его начинается в следующем столетии68. Недавно его раскопщик выдвинул идею, что в действительности это была финикийская колония69, но его доводы не приняты. Думается, что речь может идти о финикийском квартале внутри туземного города70, подобного «лагерю тирийцев» в Мемфисе (Her. II, 112).

    Другой рудный район располагался в районе верхнего Бетиса, где важным центром был Кастулон. Этот район был связан с финикийскими поселениями на средиземноморском побережье Южной Испании, возникшими начиная с первой половины VIII в. до н. э. Металлы шли по течению Хениля и через проходы Сьерры Невады71. Находки стел с изображениями оружия и колесниц в этом районе позволяют предполагать наличие тартессийского контроля за этим путем72, но в целом этот контроль, вероятно, не был столь жестким, как в западной части Тартессиды, ибо населен этот район был все же не тартессиями, а подчиненными племенами. Наличие финикийских колоний на побережье, о которых пойдет речь позже, и прямых связей между этими колониями и верхним Бетисом свидетельствует об этом.

    Естественно, что для финикийцев и греков Тартесс выступал в первую очередь как место торговли. Иезекиил (27, 12), обращаясь к Тиру, говорит о Таршише-Тартессе: «торговец твой», и для греков Тартесс был прежде всего эмпорием, местом торговли (Her. IV, 152)73. Однако Тартессийская торговля не ограничивалась Восточным Средиземноморьем. Расположенный на стыке Средиземноморья и Атлантики, Тартесс играл значительную роль в атлантической торговле и связях Северо-Западной Европы со средиземноморским миром. Авиен (Or. mar. 113—114) пишет, что обычаем было у тартессиев торговать в пределах Эстримнид. Сейчас принято, что эта территория совпадаете Арморикой (современной Бретанью)74. Район Тартесса издавна был важным центром атлантической торговли. Сохранил он это значение и после образования государства75. Торговал Тартесс также с Северо-Западной Африкой, Сицилией и Сардинией. Свидетельством связей с большими островами Средиземноморья являются, в частности, клад на горе Са Идда на Сардинии, где найдены вещи, подобные обнаруженным в Онобе, и находки в самой Онобе фибул сицилийского типа и топоров с боковыми отростками76. Видимо, отражением этих связей и является миф о Нораксе, тартессийском основателе Норы.

    Кроме морских торговых путей существовали и сухопутные. О двух из них говорит Авиен: четырехдневный путь от устья Тага до берега тартессиев (Or. mar. 178-180) и пятидневный — от Тартесса до Майнаки (Or. mar. 180—182). Находки тартессийских изделий, в том числе бронзовых кувшинов, вытянутые сравнительно узкой полосой в северном направлении, показывают путь, которым тартессии проникали в Северо-Западную Испанию, богатую оловом. Этот путь во многом совпадал с более поздней римской дорогой, которая шла от Гадеса через Гиспалис и Эмериту Августу на север77.

    Всеми этими путями тартессии добывали недостающие металлы, которые затем вместе со своими либо экспортировали, либо обрабатывали. Многочисленные находки металлических изделий показывают высокий уровень тартессийского металлообрабатывающего ремесла78. Наряду с горным делом, металлургией и металлообработкой тартессии занимались гончарным делом, изготовляя керамику, сначала лепную, а затем под финикийским влиянием кружальную, обработкой слоновой кости, которую, вероятно, получали из Африки, созданием ювелирных изделий79. Изготовление предметов роскоши свидетельствует о существовании в Тартессе достаточно емкого внутреннего рынка для таких предметов, что надо связать с существованием аристократии. Можно говорить и о ткачестве, свидетельством чему являются находки грузил ткацких станков и даже кусков ткани.

    Однако при всем значении торговли и ремесла экономика Тартесса во многом основывалась на сельском хозяйстве. В горных и предгорных районах это было преимущественно скотоводство. Авиен (Or. mar. 218— 221) говорит о разведении коз, шерсть которых затем употреблялась «для пользования воинов в лагерях и для покрывал морякам». В низменных районах развивалось пахотное земледелие, изобретение которого миф приписывает Габису (Iust. XLIV, 4, 11). Занимались в Тартессиде и коневодством80.

    Можно говорить о выделении на территории самих тартессиев двух основных районов, различающихся своей экономикой. Онобский район был преимущественно металлодобывающим и металлургическим, а также, естественно, торговым. Гиспалийский, более консервативный по своему внешнему облику, был сельскохозяйственным81. Такое объединение различных экономических районов под властью одного владыки было характерно и для ближневосточных «империй» I тыс. до н. э.82

    Выделение отдельных районов с различной направленностью экономики и отделение (хотя не полное) горнорудных районов от металлургических и металлообрабатывающих свидетельствуют о существовании экономической специализации отдельных территорий внутри Тартессийской державы. Сеть дорог, о которых уже говорилось и которыми дорожная сеть Тартессиды не исчерпывалась83, связывала различные регионы и в значительной степени обеспечивала единство государства.

    0

    5

    Лодочник написал(а):

    Остров вулканического происхождения?

    Судя по всему нет. Но вообще тот регион сейсмически активный.Во время Лиссабонского землятресения 1755 года на дно ушла вся огромная пристань а далеко в море опустились на дно отмели где рыбаки добывали тунцов.
    Остров был небольшой.При переводе на наши величины - 20 км в длину и шириной в некоторых местах 200 метров. Но судя по всему плотно застроенный и многолюдный.Упоминается что по размерам он уступал только Риму.

    0

    6

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Тартесом, который в «Истории» Геродота (4:152) и в сочинении Страбона и Плиния помещен на Иберийском (ныне Пиренейском) полуострове к западу от Геркулесовых столпов (Гибралтарского пролива).

    Вот здесь на Хисторике есть упоминание о Тартесе:
    http://historic.ru/books/item/f00/s00/z … t001.shtml

    Гарпаг двинул войска на эллинские колонии. Прежде всего он напал на ионийский город Фокею. Фокеяне, жившие на берегу залива, были рыбаки и мореплаватели. Скудная почва их страны не давала достаточно ни хлеба, ни винограда. Поэтому фокеяне в основном жили морем —ловили рыбу, солили ее, сушили. Возможно, и торговали ею. Они первые из всех эллинов уходили далеко в море. И уже в то время у них были не круглые суденышки из тростника, обмазанные смолой, а настоящие морские пятидесятивесельные суда. Они в своих скитаниях по неведомым морским просторам открыли Адриатический залив; нашли дорогу в Тиррению, что на италийском берегу и куда, по преданию, спасаясь от голода, выселилась колония лидян во главе с царским сыном Тирреном... Они отважились ходить на весельных судах в дальнюю Иберию, к берегам Испании.

    Бывали они и в Тартесе, что на реке Тартес, в области Иберии, где люди жили мирно, богато и нравы их были невиданно мягкими. Царю Тартеса Арганфонию нравились фокеяне. Пришедшие из Афин фокеяне помнили и знали многое — и музыку, которую любили, и красноречие, которое ценили, и искусство ваяния, которое процветало на их родине и о котором они могли рассказать. Фокеяне так нравились Арганфонию, что он предложил им совсем перебраться к нему в Тартесиду... Говорят, что в Тартесиде даже кормушки для скота были серебряные, а люди жили по сто пятьдесят лет!

    Но фокеяне тогда остались на своем берегу. Теперь же, услышав, что Гарпаг двинулся на них с войсками, они бросились к Арганфонию за помощью.

    — Что делать? Могущество персов так велико, что никакая сила им противостоять не может! Если мы вступим с ними в сражение, то все погибнем!

    — Защищайтесь, — ответил им Арганфоний, — поставьте стены вокруг своего города!

    Он дал фокеянам денег, дал щедро. И фокеяне тотчас начали возводить вокруг города высокую стену. Стена получилась большая, на много стадий в окружности. Сложена она была из крупных, плотно прилаженных камней, и ее острые зубцы венцом встали над городом.

    0