Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



    Лаконика.

    Сообщений 21 страница 26 из 26

    21

    XXI
    Река Эврот с памятником Лады. Город Пеллана и его достопримечательности. Город Белелина. Каменоломни в Крокеях. Город Эгии и озеро Посейдона. Гитион. «Свободные лаконские города». Достопримечательности Гитиона

    1. Если отсюда пройти дальше стадий двадцать, то течение Эврота очень близко подойдет к дороге. Тут стоит памятник Лады (1), который быстротою ног превосходил всех своих современников: ведь и на олимпийских играх он был увенчан венком, победив в двойном беге, но тотчас после победы, как мне кажется, он захворал, отправился домой, и так как смерть постигла его в этом месте, то и могила его находится у большой дороги. Одноименный с ним Лада, тоже одержавший победу в Олимпии, но в простом беге, а не двойном был ахеец, родом из Эгии, согласно элидским спискам олимпийских победителей.
    2. Идя дальше по направлению к Пеллане, встречаем так называемую Харакому (укрепление), а за ней древний город Пеллану. Говорят, что здесь жил Тиндарей, когда Гиппокоонт м его сыновья изгнали его из Спарты. Я сам видел и знаю, что заслуживает здесь осмотра, а именно: храм Асклепия и водоем Пелленида. Говорят, что бравшая отсюда воду девушка упала сюда; водоем Пелленида. Говорят, что бравшая отсюда воду девушка упала сюда; сама она утонула, но ее головная повязка появилась в другом источнике, Ланки.
    3. На расстоянии ста стадий от Пелланы отстоит так называемая Белемина, местность, лучше других орошаемая в Лаконии; через нее протекают воды Эврота, и сама она имеет многочисленные <местные> источники.
    4. Если спускаться к морю в Гитион, то здесь есть у лакедемонян поселок, называемый Крокеи. Каменоломни не представляют сплошной скалы, но камни, добываемые здесь, по внешнему виду похожи на речные(2). В общем они трудно поддаются обработке, но если их отделать, они могли бы украсить и храмы богов, и особенно годятся для украшений купален и водоемов. Из статуй богов там перед поселком находятся мраморная статуя Зевса-Крокеата, а у каменоломни – медная (бронзовая) статуя Диоскуров.
    5. За Крокеями, если повернуть направо от прямой дороги в Гитион, приходишь в маленький городок Эгии. Говорят, что именно этот город Гомер называет в своих поэмах Авгиями (Илиада, II, 583). Там есть озеро, называемое озером Посейдона; около этого озера есть храм и статуя бога. Но ловить здесь рыб боятся – рассказывают, что поймавший их сам из человека обращается в рыбу – рыбалку (галиея).
    6. Гитион отстоит от Эгий стадий на тридцать; он находится у моря и принадлежит уже к «свободным лаконским городам» (Элефтеролаконам), которые император Август освободил от рабства; прежде же они были подданными лакедемонян, живших в Спарте. Хотя весь Пелопоннес, за исключением Коринфского перешейка, охватывается морем, но раковины для окрашивания в пурпур находятся только на лаконском побережье; после тех, которые дает нам Финикийское море, они – наилучшие. Этих «свободных лаконских городов» всего восемнадцать: первый, если спускаться от Эгий к морю, Гитион, за ним Тевфрона, Лас и Пиррих; на Тенаре – Кенеполис, Ойтил, Левктра и Фаламы, сверх того – Алагония и Герения. По другую сторону Гитиона, около моря, – Асоп, Акрии, Бойи, Заракс, Эпидавр, Лимера, Брасии, Геронфры, Марнэй. Вот сколько осталось всего-навсего от некогда бывших двадцати четырех «свободных лаконских городов». Что касается остальных городов, о которых мне приходится упоминать в этом рассказе, то пусть читатель помнит, что они находятся под властью Спарты и не являются независимыми, подобно вышеназванным.
    7. Жители Гитиона говорят, что их город не был основан каким-нибудь смертным человеком, но рассказывают, что Геракл и Аполлон как-то поссорились из-за треножника; когда же они примирились, то после этой ссоры они вместе построили этот город; у них на площади есть статуи Аполлона и Геракла, а около них Диониса. На другой стороне площади у них есть статуя Аполлона-Карнейского, храм Аммона и медное изображение Асклепия(3); его храм не имеет потолка; тут же источник, посвященный богу, и весьма чтимый храм Деметры и статуи Посейдона-Земледержца.
    8. А тот, кого жители Гитиона называют «Старцем», говорят, что он живет в море; по-моему, это не кто иной, как Нерей. Дать такое имя им внушил Гомер. Слова Фетиды в Илиаде (XVIII, 140):
    «Сестры мои, погрузитесь в лоно пространного моря,
    Там уж царем был Минос, собеседник Крониона мудрый
    Все ему вы возвестите».
    В Гитионе есть ворота, которые называются воротами Кастора, и на акрополе храм и статуя Афины.
    Примечания
    1   Статуя атлета Лады была создана Мироном.
    2   Каменоломни зеленого порфира; они опять теперь найдены.
    3   Судя по местным монетам, статуя Асклепия изображала бога, как обычно, с вытянутой вперед правой рукой, левая опиралась на жезл из змей, перед ним – алтарь.

    0

    22

    XXII
    Зевс - Каппота. Остров Кранаи и его достопримечательности. Стены Тринаса. Развалины Гелоса. Асоп и его достопримечательности. Предгорье Онугнаф. Город Бои, его происхождение и памятники
    1. На расстоянии приблизительно трех стадий от Гитиона находится необделанный камень. Говорят, что Орест, севши на него, избавился от безумия; поэтому этот камень назван на дорическом наречии Зевс-Каппота (Облегчающий).
    2. Против Гитиона лежит остров Краная; Гомер рассказывает (Илиада, III, 445), что Александр, похитивши Елену, впервые сочетался с нею на этом острове. Против этого острова есть на материке храм Афродиты-Мигонитиды, и все это место называется Мигонием (Сочетанием). Говорят, этот храм построил Александр; по взятии же Илиона, восемь лет спустя после разрушения Трои, вернувшись домой, Менелай соорудил около Мигонитиды статую Фемиды и богини Праксидики (Возмездия). Над Мигонием поднимается гора, посвященная Дионису, ее называют Ларисией. В начале весны тут справляют праздник Дионису; они рассказывают многое относительно различных обрядов и будто они находят здесь <в это время> зрелый виноград.
    3. Налево от Гитиона, если пройти стадий тридцать, на материке находятся стены так называемого Тринаса (Три острова), как мне кажется, бывшего прежде укреплением, а не городом. Мне кажется, что это имя произошло от трех маленьких островков, которые расположены против этого берега. Если пройти от Тринаса стадий восемьдесят, мы встретим остатки развалин Гелоса.
    4. А за ними, на расстоянии стадий тридцати, будет у моря город Акрии. Тут заслуживают осмотра храм Матери богов и ее мраморная статуя. Жители Акрий говорят, что эта святыня – самая древняя из всех тех, которые посвящены в Пелопоннесе данной богине, но то изображение Матери богов, которое имеется у магнетов, живущих по северному склону Сипилла, на скале Коддина, из всех ее изображений самое древнее(1). По словам магнетов это изображение сделал Бротея, сын Тантала. Акрии дали также и бывшего некогда победителем на олимпийских играх Никокла, который одержал пять побед в беге в двух олимпиадах. Этому Никоклу воздвигнут надгробный памятник между гимнасием и стеной, прилегающей к заливу.
    5. Если от моря направляться внутрь страны, то там встретим город Геронфры, отстоящий от Акр на сто двадцать стадий. Геронфры были заселены прежде, чем Гераклиды прибыли в Пелопоннес, но доряне из Лакедемона опустошили и сделали их безлюдными и, изгнавши из Геронфр ахейцев, послали сюда своих поселенцев. В мое время этот город принадлежал к числу «свободных лаконских городов». По дороге из Акрий в Геронфры находится так называемый «Старый поселок», а в самих Геронфрах есть храм Ареса и роща. Каждый год тут справляется праздник в честь бога, во время которого женщинам запрещено входить в рощу. Вокруг площади у них находятся водоемы с хорошей питьевой водой. На акрополе – храм Аполлона; голова его статуи сделана из слоновой кости; остальные части статуи уничтожил пожар вместе с прежним храмом.
    6. Мариос – другой из «свободных лаконских городов» – отстоит от Геронфр стадий на сто. Здесь есть древний храм, общий для всех богов, и вокруг него роща с большим количеством водоемов. Эти водоемы находятся и в храме Артемиды. В Мариосе воды больше, чем где-либо в другом месте. За этим городком есть поселок Глиппия, тоже внутри страны, а в другой поселок Селинунт дорога идет из Геронфр длиною в двадцать стадий. Таковы поселения от Акрий внутрь материка.
    7. У моря находится город Асоп, отстоящий от Акрий на расстоянии шестидесяти стадий. В нем есть храм в честь римских императоров; от города, по направлению во внутрь страны, стадиях приблизительно в двенадцати, есть храм Асклепия; этого бога именуют Филолаем – Другом народа. Сохраняемые в гимнасии кости, почитаемые народом, поражают своей величиной, тем не менее они человеческие. В акрополе есть храм Афины, именуемой Кипарисовой. У подножия акрополя – развалины города, так называемых ахейских Паракипариссий. Есть в этой стране и другой храм Асклепия, отстоящий от Асопа стадий на пятьдесят; то место, где находится храм Асклепия, они называют Гипертелеатом.
    8. В двухстах стадиях от Асопа находится мыс, вдающийся в море; этот мыс называют «Ослиной челюстью» (Онугнафоном). Тут есть храм Афины, не имеющий статуи; нет на нем и потолка. Говорят, будто он был построен Агамемноном. Есть тут и могильный памятник Кинада. И он также был корчим на корабле Менелая.
    9. За этим мысом в материк вдается так называемый Бойатийский залив, и в глубине этого залива стоит город Бойи. Его построил один из Гераклидов Бой и, как говорят, свел сюда население из трех городов – Этиды, Афродисиады и Сиды. Из этих древних городов первые два, говорят, были основаны Энеем, когда он бежал в Италию и ветрами был занесен в этот залив; они рассказывают, что дочь Энея звали Этиадой, а третий город, по их словам, был назван по имени Сиды, дочери Даная. Выселенные из этих городов стали искать, где им поселиться. И им было от бога пророчество, что Артемида укажет, где им следует поселиться. Когда они вышли на землю, то перед ними явился заяц, и этого зайца они признали своим путеводителем; когда он скрылся в миртовом кусте, они основали город там, где был миртовый куст; и до сих пор они почитают эту мирту, а Артемиду называют «Спасительницей». На площади Бойев есть храм Аполлона, а на другой стороне – Асклепия, Сараписа и Исиды. Развалины <Этиды> отстоят от Бойев не больше, чем на семь стадий, на этом пути налево стоит мраморный Гермес, а в развалинах – довольно значительные остатки храма Асклепия и Здоровья (Гигиеи).
    Примечания
    1   Изображение в Магнезии, на Сипилле, видимое даже теперь, – это колоссальный рельеф, прежде считавшийся изображением Ниобы.

    0

    23

    XXIII
    Остров Кифера и гавань Скандия. Храм Афродиты - Урании. Гавань Нимфейон. Аполлон - Эпиделий. Остров Делос, разграбленный при Митридате. Эпидавр - Лимера. Вещие воды Ино. То же явление в кратере Этны. Памятники Эпидавра. Предгорье Миноа

    1. Остров Кифера лежит против Бойев до мыса «Платановый лесок», – а этот мыс на острове является ближайшей точкой к материку – так вот до этого « Платанового леска» от выступа материка, называемого «Ослиною челюстью», пути по морю стадий сорок. На Кифере, у моря, лежит корабельная пристань, Скандея, а самый город Кифера отстоит от Скандеи вглубь острова стадий на десять. Храм Афродиты-Урании (Небесной) считается самым священным, и из всех существующих храмов Афродиты у эллинов он самый древний. Статуя же самой богини – деревянная и представляет ее вооруженной.
    Если плыть из Бойев к мысу Малеи, то по дороге будет залив, называемый Нимфеон, и статуя Посейдона в стоячем положении; тут же пещера очень близко от моря, а в ней источник питьевой воды; население здесь <не> густое.
    2. Если обогнуть мыс Малею и проехать еще сто стадий, то у моря, на границе города Бойев, есть местечко, посвященное Аполлону и называемое «Эпиделием». Стоящая теперь здесь деревянная статуя Аполлона некогда была воздвигнута на Делосе. Делос в те времена был торговой гаванью для всех эллинов, а уважение к богу, казалось, давало безопасность всем ведшим тут торговые дела, но военачальник Митридата, Менофан, по собственному ли бесчинству или по приказу Митридата – ведь для человека, смотрящего только на выгоду, почтение к богам играет последнюю роль – так вот этот Менофан, зная, что Делос не укреплен, и его жители не имеют оружия, подплывши с флотом, умертвил живших там купцов, избил и самих подплывши с флотом, умертвил живших там купцов, избил и самих делосцев, разграбил все богатства торговых складов, похитил все дары, посвященные богу, продал в рабство женщин и детей, а сам Делос разрушил до основания. Во время грабежа и опустошения кто-то из варваров из кощунства бросил это деревянное изображение в море. Волны подхватили его и принесли сюда в область Бойев и потому это место стало называться Эпиделием (Новым Делосом).
    3. Однако мщения бога не избег ни Менофан, ни сам Митридат, но Менофана оно постигло немедленно: когда он отплыл в открытое море, опустошивши Делос, то успевшие бежать купцы, устроив ему засаду на море, тотчас же потопили его, а Митридат после всего этого был принужден, по воле бога, наложить на себя руки, перед тем лишившись всякой власти и гонимый отовсюду римлянами. Есть люди, которые рассказывают, что он нашел себе насильственную смерть от руки одного из своих наемников, выпросив ее как милость. Вот что пришлось испытать этим безбожникам.
    4. С областью бойатов пограничным является Эпидавр-Лимера, отстоящий от Эпиделия стадий на двести. Говорят, что жители этого города не лакедемоняне, но эпидаврийцы из Арголиды; когда они плыли на остров Кос, посланные общиной вопросить Асклепия, и во <время плавания> пристали к этому месту Лаконики, то ночью им явился сон, на основании которого они остались здесь и выстроили город. Рассказывают также, что из дому, из Эпидавра, они везли с собой «дракона» и что он убежал здесь с корабля и скрылся в земле, недалеко от моря и что на основании явившихся им сновидений, а также и на основании знамения, данного драконом они решили, что им нужно тут остаться и построить город. Там, где исчез дракон, стоят жертвенники Асклепия и вокруг них растут оливковые деревья.
    5. Далее направо, стадиях в двух, есть пруд, так называемая «Вода Ино»; величиной он с маленькое озеро, но очень глубокий. В его воду во время праздника Ино бросают ячменные лепешки. Знаком счастья для бросающего считается, если вода их «приняла»; если же они плавают по верху <и не тонут>, то это почитается дурным знаком. Такое же знамение ху <и не тонут>, то это почитается дурным знаком. Такое же знамение дают и жерла Этны: туда бросают вещи, сделанные из золота и серебра, а также всякого рода жертвы. Если огонь, подхватив, поглощает их, то они радуются этому, как явному счастливому предзнаменованию; если же брошенные вещи выкидываются обратно, то они считают, что с этим человеком случится несчастье.
    6. По дороге, ведущей из Бойев в Эпидавр-Лимеру, находится храм Артемиды-Лимнатиды (Владычицы озер). Город, расположенный недалеко от моря, выстроен на возвышенности и в нем заслуживают осмотра святилище Афродиты, святилище Асклепия с мраморной статуей в стоячем положении и храм Афины на акрополе и напротив гавани другой храм – Зевса, именуемого Спасителем.
    7. Против города в море уходит мыс, называемый Миноя. Залив ничем не отличается от других изгибов морского берега в Лаконике, но здесь прибрежная полоса покрыта очень красивыми камешками самой разнообразной окраски.

    0

    24

    XXIV
    Заракс. Развалины Кифанта. Предание у жителей Брасии о Семеле, Дионисе и Ино. Храм и праздник в честь Ахиллеса. Город Лас, его развалины и достопримечательности, храм Артемиды - Асии, источник Галако. Река Сменос. Араинон и гробница Ласа. Ахиллес не мог быть женихом Елены

    1. Стадиях в ста от Эпидавра отстоит Зарак, городок, обладающий очень хорошей гаванью, но из всех «свободных лаконских городов» наиболее подвергшийся разрушению, так как он один из всех лаконских городков был опустошен Клеонимом, сыном Клеомена, внуком Агесиполида. О Клеониме мною уже рассказано в другом месте (III. 6, 2). В Зараке нет никаких достопримечательностей, только в глубине залива есть храм Аполлона и его статуя с кифарой в руках.
    2. Если пройти вдоль моря приблизительно стадий сто, оттуда повернуть внутрь страны и подняться вверх стадий на десять, то мы увидим развалины так называемых Кифантов, а среди них – пещеру, посвященную Асклепию с его мраморной статуей. Там есть ключ холодной воды, вытекающий из скалы; говорят, что Аталанта, охотясь здесь и страдая от жажды, ударила копьем в скалу и оттуда потекла вода.
    3. Самым последним в этих местах из всех приморских «свободных лаконских городов» является город Брасии; они отстоят от Кифантов по берегу стадий на двести. Здешние жители в противоположность всем другим эллинам рассказывают следующее: Семела, родившая сына от Зевса и уличенная Кадмом, была заключена в бочку вместе с Дионисом. Эта бочка была подхвачена волнами и, как говорят, была выброшена на эту землю; так как Семела не пережила уже всего этого, то они ее пышно похоронили, а Диониса, говорят, воспитали. Поэтому у них и город, до тех пор называвшийся Орейатами, был переименован в Брасии, вследствие того, что на эту землю была выброшена бочка. И до нашего времени здешний народ говорит о выбрасываемых волнами на берег вещах – «экбебрастай» – выкидывать. К этому жители Брасий еще прибавляют, что Ино, блуждая по земле, прибыла в их страну, а придя пожелала стать кормилицей Диониса. Они, между прочим, показывают пещеру, где Ино воспитала Диониса, а равнину называют садом Диониса(1).
    4. Там есть святилища: одно – Асклепия, другое – Ахиллеса; в честь Ахиллеса они каждый год справляют праздник. В Брасиях есть небольшой мыс, слегка вдающийся в море, на нем стоят медные (бронзовы) статуи, не больше фута величиной, со шлемами на головах; я не знаю, считают ли их местные жители за Диоскуров или за Корибантов. Их всего три, а четвертой является статуя Афины(2).
    5. Направо от Гитиона находится Лас, на расстоянии десяти стадий от моря, от Гитиона же на расстоянии сорока стадий. Этот город расположен теперь между горами, так называемыми Илионом, Асией и Кнакадием; в прежнее время он находился на вершине горы Асии. Еще и до сих пор сохранились развалины старинного города; перед его стенами стоят: изображение Геракла и трофей в память победы над македонянами; они составляли часть войска Филиппа, когда он вторгся в Лаконику; отделившись от главных сил, они грабили приморские местечки страны. Среди развалин находится храм Афины, именуемой Асией; по преданию, его воздвигли Полидевк и Кастор, вернувшись невредимыми из страны колхов; говорят, что и у колхов есть святилище Афины-Асии(3). Я знаю, что сыновья Тиндарея принимали участие в походе вместе с Ясоном, а что колхи почитают Афину-Асию, я это пишу потому, что слыхал об этом от жителей Ласа. Вблизи нового города нашего времени есть источник, по цвету воды называемый Галако (Молочный), а у источника – гимн асий. Здесь стоит старинная статуя Гермеса. Из числа здешних гор на Илионе находится храм Диониса, а на самой вершине горы – храм Асклепия, а у горы Кнакадия – храм так называемого Карнейского-Аполлона (III. 13, 2).
    6. Если итти дальше, то на расстоянии стадий тридцати от <этого святилища Аполлона>- Карнейского, в местечке Гипсах, уже в пределах Спарты, есть храм Асклепия и Артемиды, именуемой Дафнией (Владычица лавра). У моря, на мысу, находится храм Артемиды-Диктинны (Владычицы сетей), и в честь нее каждый год они справляют празднество. Налево от этого мыса впадает в море река Смен; вода ее сладкая, вкуснее чем в какой-либо другой реке; истоки ее находятся на горе Тайгете, и находится от города не больше чем на расстоянии пяти стадий.
    7. В местечке, называемом Араином, есть могила Ласа, и на ней, как памятник, стоит статуя. Говорят, что этот Лас первый поселился в этой стране и, по преданию, был убит Ахиллесом, когда, по рассказам местных жителей, он прибыл в их страну просить у Тиндарея Елену себе в жены. Но если говорить правду, то Ласа убил Патрокл; он же сватался и за Елену. То, что по «Каталогу женщин» Ахиллес не значится в списке женихов Елены, еще не служит доказательством, что он не сватался к Елене. Но вот [что важно]: в начале своей поэмы Гомер (Илиада, I, 152 и сл.) сказал, что Ахиллес явился под Трою, стремясь угодить атридам, а не связанный клятвой, данной Тиндарею; при описании состязания он заставил Антилоха сказать, что Одиссей старше его на целое поколение, а Одиссей в рассказе Алкиною о своем путешествии в Ад, между прочим, упоминает, что он хотел видеть Фесея и Перифая, героев по возрасту старших, чем он, а мы знаем, что Фесей похитил Елену, чтобы быть ее мужем. Таким образом никак нельзя допустить, чтобы Ахиллес был женихом Елены.
    Примечания
    1   Соединение Семелы, Диониса и Ино встречается уже на амиклейском троне (19, 3) и указывает на беотийское влияние.
    2   В трех статуэтках теперь признают безусловно фигуры Кабиров, культ которых из Лемноса через Троаду соединился с культом Диониса и Семелы.
    3   Эпитет Афины-Асия (Азия) трудно объясним. Корень этого слова обозначает «наносная земля, грязь» (латинск. sentina); затем – равнина, заливаемая водой, наконец – плоская чаша для жертвоприношений. Афина же всегда почиталась как богиня гор и возвышенностей. Считать, что здесь не Афина, а другое божество, мы не можем, так как имеются монеты из Ласа с изображением Афины.

    0

    25

    XXV
    Река Скира. Храм Артемиды - Астратеи и Аполлон - Амазония. Город Тевфрона. Мыс Тенар с гаванью Ахиллеса; храм Посейдона и пещера, через которую Геракл вывел Цербера; статуя Ариона на дельфине. Кенополь. Мыс Фирид. Развалины Гипполы. Город и гавань Месса

    1. Если итти дальше от вышеупомянутого памятника, то придем к реке, впадающей в море; имя ей Скирас потому, что около нее, до того не имевшей еще имени, остановился со своими кораблями Пирр, сын Ахиллеса, когда он плыл со Скироса для заключения брака с Гермионой. Если перейти реку, то встречается древнее святилище… на некотором расстоянии от «Зевсова алтаря».
    2. В сорока стадиях от реки, в глубь страны, находится Пиррих. Название этого города произошло, по словам одних, от имени Пирра, сына Ахиллеса, другие же говорят, что это был бог Пиррих (Рыжий), один из так называемых Куретов. Но есть люди, которые считают, что здесь поселился Силен, пришедший из Малеи. Что Силен был воспитан в Малее ясно из оды Пиндара (фраг. 156, Christ):
    «Могучий плясун – его воспитал Силен,
    Малей – рожденный Наяды супруг».
    Но что он назывался Пиррихом у самого Пиндара, это не сказано, но об этом говорят окрестные жители Малеи. В самом Пиррихе есть на площади колодец; они считают, что он дан им Силеном. Они были бы совсем лишены воды, если бы этот колодец у них иссяк. Из богов в их земле имеют святилища Артемида, именуемая Астратеей, потому что амазонки прекратили здесь свой дальнейший поход (стратею), и Аполлон амазонский; обе статуи деревянные и поставлены, говорят, фермодонтскими женщинами[30].
    3. Если от Пирриха спуститься к морю, то там будет Тевфрона. Первым поселившимся здесь человеком называют афинянина Тевфрана. Из богов они больше всего почитают Артемиду-Иссорию (III. 14, 2). Тут есть водоем Найя.
    4. На расстоянии ста пятидесяти стадий от Тевфроны вдается в море мыс Тенар и имеются две гавани: одна – Ахиллеса, другая – Псамафа. На мысе – храм… подобный пещере, а перед ним – статуя Посейдона. Некоторые из эллинских поэтов написали, будто Геракл вывел этой дорогой из Ада пса, хотя через пещеру нет под землею никакой дороги и едва ли кто легко согласится, что под землею есть какое-либо жилище богов, в котором собираются души умерших. Вот Гекатей Милетский нашел более вероятное толкование, сказав, что на Тенаре вырос страшный змей и был назван «Псом Аида», так как укушенный им тотчас же умирал от его яда; этот-то змей и был приведен Гераклом к Эврисфею. Гомер (Илиада, VIII, 368) – он первый упоминает о «Псе Аида», которого привел Геракл, – не дал ему никакого имени и не описал его вида, как он сделал это с Химерой (Илиада, VI, 181). Позднейшие писатели (Гесиод, Теогония, 311) дали ему имя Кербера и, уподобив его во всем остальном собаке, стали говорить, что он имеет три головы. Между тем Гомер мог подразумевать здесь собаку, домашнее для человека животное, с таким же вероятием, как и какого-нибудь дракона, которого он мог назвать «Псом Аида».
    5. На Тенаре среди других приношений богу есть медная (бронзовая) статуя Ариона-Кифареда на дельфине. Рассказ о самом Арионе, а также и о дельфине, Геродот передал нам в описании Лидии (I. 24) так, как он слышал его от других, а вот в Пороселене я сам видел дельфина, выказывающего благодарность мальчику за то, что он вылечил его, когда рыбаки его ранили; я видел этого дельфина, как он слушался зова мальчика и носил его на себе, когда ему хотелось покататься. Есть на Тенаре и водоем, ныне не представляющий ничего, что может вызвать удивление, прежде же, если посмотреть в воду, можно было бы, как говорят, видеть и гавани и корабли, но с тех пор, как женщина вымыла в нем оскверненную одежду, в дальнейшем это явление прекратилось, и вода уже не показывала таких видений[31].
    6. На расстоянии сорока стадий плавания по морю от мыса Тенара находится «Новый город» (Кайнеполис). В древности и ему было имя Тенар. В нем находится чертог Деметры и около моря – храм Афродиты со статуей во весь рост из мрамора. На расстоянии тридцати стадий отсюда лежат Фириды, конечный выступ Тенара и развалины города Гиппола; среди них – храм Афины-Гипполаитиды.
    7. Несколько дальше – город Месса и гавань. От этой гавани сто пятьдесят стадий до города Этила. Герой Этил, от которого было дано имя городу, по происхождению аргивянин, был сыном Амфианакта и внуком Антимаха. В Этиле заслуживают осмотра храм Сараписа, а на площади – деревянная статуя Аполлона-Карнейского.
    Примечания
    1   Фермодонтские женщины – город Фемискира на р. Фермодонте считался всегда родиной амазонок.
    2   История с дельфином и мальчиком является, конечно, сказочной. Ссылка Павсания на себя, как на очевидца, свойственна многим «путешественникам», и Фрэзер очень остроумно предполагает, нет ли тут со стороны Павсания скрытого глумления над легковерием читающей публики. Столь же «чудесна» и дальнейшая история с водоемом: если в известных случаях возможность видеть в воде от преломления лучей ближайшие окрестности не невероятна, то рассказ Павсания в VII, 21, 13, что в воде можно видеть «все, что угодно», принадлежит к сфере «фантазий путешественников».

    0

    26

    XXVI
    Храм Ино по дороге в Таламы. Медные статуи Пасифаи и Гелиоса. Место рождения Диоскуров на острове Пефне. Левктра и ее памятники. Кардамила. Город Энопа, названный впоследствии Геренией. Могила и святилище Махаона, Подалерия. Гора Калафион и городок Алагония

    1. От Этил до Фаламы расстояние по суше будет стадий около восьмидесяти. На этом пути есть храм Ино и оракул. Предсказания даются во время сна; все, о чем они хотят узнать, богиня открывает им в виде сновидений. В той части храма, которая под открытым небом, стоят медные (бронзовые) статуи: одна – Пасифаи, другая – Гелиоса. Самую же статую богини, стоящую в храме, нельзя, как следует, рассмотреть из-за массы гирлянд, посвященных ей в качестве приношений. Говорят, что и эта статуя – медная (бронзовая). Течет здесь и вода из священного источника, сладкая на вкус. Пасифая – «Всесияющая» – это эпитет Луны-Селены, а не местное божество жителей Фалам.
    2. Стадиях в двадцати от Фалам расположено у моря местечко Пефн. Перед ним лежит островок, не больше чем большой камень; он тоже называется Пефн. Жители Фалама говорят, что тут родились Диоскуры. Я знаю, что это же сказал и Алкман в своих песнях. Но говорят, что воспитаны они были не в Пефне: Гермес перенес их в Пеллану. На этом островке стоят медные статуи Диоскуров, величиною в фут; стоят они на островке под открытым небом. Когда море в зимнее время бушует вокруг этой скалы, волны моря не касаются этих статуй. Это уже чудо. Кроме того, цвет у здешних муравьев более белый, чем в других местах. Мессеняне говорят, что в древности эта местность принадлежала им, поэтому они считают, что и Диоскуры принадлежат скорее им, чем лакедемонянам.
    3. Стадиях в двадцати от Пефна находятся Левктры. Отчего дано им такое название, я не знаю; может быть от Левкиппа, сына Периера, как говорят мессенцы; мне кажется, что они потому и из богов выше всех почитают Асклепия, что считают его сыном Арсинои, дочери Левкиппа. Тут стоит мраморная статуя Асклепия, а по другую сторону – статуя Ино. Сооружен здесь храм и Кассандре, дочери Приама, называемой местными жителями Александрой, а в храме стоит ее статуя. Здесь есть и деревянные статуи Аполлона-Карнейского, совершенно такие же, как у живущих в Спарте лакедемонян. На акрополе стоит храм Афины с ее статуей. В Левктрах есть также храм и роща Эрота; зимою вода заливает рощу, но листья, упавшие весною с деревьев, даже не могут быть унесены самой полой водою.
    4. Я опишу событие, случившееся, как я знаю, в приморской части Левктр в мое время: ветер занес огонь в лес и почти все деревья сгорели. Когда все это место выгорело и стало голым, то там нашли статую, воздвигнутую в честь Зевса-Ифомата. Мессеняне говорят, что это служит для них доказательством, что Левктры в древности принадлежали Мессении. Но возможно также, что Зевс-Ифомат мог пользоваться поклонением и у лакедемонян, издревле заселявших Левктры.
    5. Кардамила, о которой упомянул Гомер при перечислении даров, обещанных Агамемноном (Илиада, IX, 150), подчинена лакедемонянам, живущим в Спарте, так как император Август отделил ее от Мессении. Эта Кардамила отстоит от моря на восемь стадий, а от Левктр – на шестьдесят. Тут недалеко от морского берега есть священный участок и святилище дочерей Нерея; говорят, что они вышли на это место из моря, чтобы посмотреть на Пирра, сына Ахиллеса, когда он ехал в Спарту для заключения брака с Гермионой. В самом городке – храм Афины и статуя Аполлона-Карнейского, как это обычно для дорян.
    6. Тот город, который в поэмах Гомера назывался Энопой, хотя он был населен мессенянами, но принадлежал к союзу «свободных лаконских городов», в наше время называют Геренией. Одни рассказывают, что в этом городе был воспитан Нестор, другие, – что он прибыл в это место в качестве изгнанника, когда Пилос был взят Гераклом.
    7. Здесь в Герении есть надгробный памятник Махаона, сына Асклепия, и его чтимое святилище, в котором люди с его помощью могут обрести исцеление от болезней. Это священное место называют Родон (Роза), а статуя из меди изображает Махаона, стоящим во весь рост; на голове у него венок, который мессеняне на своем местном наречии называют «кифос». Творец эпоса «Малая Илиада» говорит, что Махаон был убит Эврипилом, сыном Телефа. Поэтому-то – как я и сам это знаю – вот что совершается в храме Асклепия в Пергаме: они начинают с гимнов о Телефе, но ничего не поют относительно Эврипила, и в храме не желают даже упоминать его имени, как всем известного убийцу Махаона. Говорят, что Нестор сохранил и привез на родину кости Махаона. Подалирий же, <брат Махаона>, когда эллины по разрушении Илиона возвращались назад, сбился с пути во время плавания и, пристав к карийскому городу Сирну, там, как говорят, и поселился.
    8. В Геренской области есть гора Каланф и на ней святилище Клайя; у самого святилища – пещера, имеющая узкий вход, внутри же представляющая много интересного для осмотра. От Герения внутрь страны стадий на тридцать отстоит Алагония; этот городок я уже упоминал в числе свободных лаконских городов. Осмотра заслуживают здесь святилища Диониса и Артемиды.

    0