В Карлсруэ разгадан античный ребус.
Шедевр античного сакрального искусства был разрушен во время войны, растаскан по частям и, наконец, почти полностью восстановлен международными усилиями. Авантюрную одиссею совершил античный мраморный барельеф, впервые представленный вниманию широкой общественности в Карлсруэ.
Несколько сотен лет барельеф с изображением божества Митры пролежал всеми позабытый в одной из пещер в окрестностях Рима, во время Второй мировой войны он оказался под бомбами, затем фрагменты разрушенного барельефа были разобраны охотниками за произведениями искусства.
Голова божества оказалась в Швейцарии, откуда она и вернулась в Карлсруэ, в музей Badisches Landesmuseum. "История был авантюрная, - заявила в четверг вечером, 30 января, в интервью информационному агентству dpa сотрудница музея Катарина Хорст (Katarina Horst). - Но теперь ребус разгадан".
Божество Митра было популярно в Римской империи, поклонение ему было широко распространено и в регионе Карлсруэ во 2-3 веках. На германских территориях тоже стояли храмы, украшенные барельефами. Фрагменты их, в частности, хранятся в музее в Карлсруэ. Однако, как подчеркнула Катарина Хорст, сравнение показывает, что римский барельеф намного превосходит по качеству сходные барельефы с германских территорий Римской империи. "Барельеф Митры из Рима был создан искуснейшим мастером", - отметила сотрудница музея.
Барельеф Митры из Карлсруэ был создан предположительно в 150 году н.э. и на протяжении около 250 лет служил объектом религиозного культа в одной из пещер в окрестностях Рима. В 1943 году во время воздушного налета одна из бомб с самолета авиации США упала на пещеру. Детонация расколола барельеф на куски, которые уже в послевоенное время были частично вынесены из пещеры и разошлись по всему миру.
В 1960-е годы римское ведомство, занимающееся памятниками старины, обратило внимание на пещеру. Реставраторы начали кропотливую работу по восстановлению барельефа. Несколько ключевых фрагментов, однако, не доставало: бычьей головы и головы божества с частью торса. Типичная для этого культа картина показывает, как Митра, по происхождению персидское божество, убивает быка - смерть животного символизирует начало новой жизни.
Поскольку барельеф в Риме полностью собрать не удалось, фрагменты отправили в запасники, где о них снова позабыли. Затем к делу подключился Карлсруэ. В 1976 году один арт-дилер из Берна предложил музею Badisches Landesmuseum фрагмент барельефа с изображением головы божества Митра. Музей не смог установить происхождение фрагмента, но все же купил его за 60 тысяч марок (около 30600 евро).
Связь между головой в Карлсруэ и неполным барельефом в Риме установил швейцарский археолог Рольф Штуки в 1987 году. Итальянцы отправили голову в Карлсруэ, где ее присоединили к телу божества. Теперь барельефу недостает только одного фрагмента - головы быка. После закрытия выставки "Империя божеств" в Карлсруэ 18 мая барельеф на десять лет уедет в Италию. Немцы взамен получат на это время тоже какой-нибудь ценный экспонат.