Биограф македонского царя Кальсиниас упомянул, что Александр говорил о желании быть похороненным в Сиве, рядом с храмом Амона-Ра. Греческий археолог из Афин Лиана Совальци решила проверить эту версию, и в 1989 года начала вести раскопки в оазисе Сива, который в древности назывался Сантарией. Спустя год под фундаментом храма Амона она обнаружила тайный ход, протянувшийся на40 метров.
После пяти лет раскопок они обнаружили помещение, напоминающее склеп размерами 30×7 метров. Но в склепе нашли только обломки алебастрового саркофага и три каменные плиты с надписями на древнегреческом языке. Расшифровав надписи, греческие археологи заявили, что надписи принадлежат самому Птолемею, и что он, якобы, перенёс сюда тело, но потом выяснилось, что перевод был не совсем точным.
В любом случае, мумия Александра и золотой саркофаг не обнаружились, и, по словам Лианы, «лишь дальнейшие раскопки дадут ответ на волнующий вопрос: осталась ли мумия Александра в одном из закрытых помещений?». Но египетские чиновники запретили проводить дальнейшие раскопки. Тайна так и осталась нераскрытой.
Очередная версия — македонская. Согласно македонской легенде, македонцы каким-то образом выкрали останки Александра (откуда выкрали — не сообщается), подменили их трупом греческого наёмника из Спарты, а гроб отвезли в Эги, древнюю столицу Македонии, и по обычаю сожгли труп на большом костре. Получается, что ни гроба, ни могилы и вовсе нет, убогая какая-то версия.
Есть, правда, ещё и вавилонская версия на основе персидский преданий, согласно которой Покорителя Вселенной похоронили в Вавилоне, а саркофаг с искусным муляжом отвезли в Александрию. Вероятнее всего, две последние версии появились благодаря тому факту, что полководец Пердика хотел увезти тело царя в Македонию и даже бросился в погоню за саркофагом, но ему помешал Птолемей, то ли захватив подлинное тело царя в Дамаске, то ли везя в саркофаге муляж, а тело из Вавилона тайно переправив в Мемфис, а затем уже в Александрию. Эта часть истории покрыта мраком.
В ХХ веке в дневниках английских путешественников начала XIX века были обнаружены индийские предания, относящиеся к походу Александра Македонского (их использовал в своей книге «Лезвие бритвы» писатель Иван Ефремов). В одном предании говорится, что индийские жрецы некоего храма предложили Александру пройти испытание. Если он выдержит испытание, его признают властелином мира. Александру необходимо было надеть на голову корону, верх которой был украшен большим прозрачным драгоценным камнем, помещающимся прямо над теменем. В полдень, когда на камень падает солнечный луч, он концентрируется, пройдя через камень, проникает в мозг и достигает эпифиза (третьего глаза, как его иногда называют), при этом у человека появляется сразу несколько сверхспособностей: озарение, ясновидение и способность войти в контакт с Божествами.
Александр, естественно, согласился, но во время испытания сразу почувствовал резкую боль в голове и на несколько минут ослеп. У него началась лихорадка, и полководец умер в стенах храма. Забальзамированное тело Александра тайно отправили в предгорья Памира. В пещере его тело положили в саркофаг, вход в неё заделали толстыми листами меди и окрасили под цвет камней, там оно до сих пор и покоится.
В этой легенде много сомнительных моментов. Римские историки обратили внимание на факт, что в обратном походе из Индии до Вавилона Александр терял сознание на целые сутки, страдал от физического бессилия и потери голоса. В носилках, когда его везли к Вавилону, он пытался произносить строчки из «Илиады», которую раньше знал наизусть, но теперь путался, впадал в тяжёлое забытьё. Невозможно, чтобы никто не догадался, что из Индии везут не того Александра, а настоящий где-то похоронен.
Тем не менее, в Таджикистане на территории Памира много мест, связанных с Александром: Сагдийская скала и озеро Искандер-куль в 300 км от Нурека. В этом нет ничего удивительного, ведь, отправившись из Египта, войско Македонского попало в труднопроходимые Сагдийские горы.
Удивительно другое — согласно таджикской легенде, Александр оставил своё войско в ущелье Великого сфинкса, а сам ушёл разговаривать с богами почему-то под землю, в царство мёртвых. Какие боги имелись в виду? Не те ли загадочные жители Шамбалы, которые сегодня будоражат воображение мистиков и путешественников ХХI века? Может быть, жрецы в оазисе Сива дали ему на этот счёт точные указания, и он хорошо знал, что ищет? Вернулся же Александр совсем другим путём — по легенде, он поднялся со дна озера Искандер-куль внутри большого прозрачного шара, и с тех пор озеро носит его имя.
Ущелье Великого сфинкса — также не вымысел, оно уничтожено совсем недавно, после строительства Нурекской ГЭС. Учёный с мировым именем, инженер-гидротехник Константин Юрьевич Севенард вспоминал, что в детстве он видел гигантское изображение Сфинкса, выбитое на одной из скал у подножья горы «Пятая ступень». В длину изображение составляло около 200 метров, а в высоту около 70 метров. У передних лап Сфинкса чернел вход в пещеру.
Отец Константина Юрьевича в то время был начальником строительства Нурекской ГЭС, он отправил группу альпинистов исследовать сфинкса и пещеру. Они однозначно пришли к выводу, что и пещера, и рисунок Сфинкса искусственного происхождения. Пещера представляла собой начало стометрового ровного туннеля, который заканчивался стеной, сделанной из иного материала, чем стены. Около входа в пещеру начиналась Священная Чинаровая роща. Доложили «наверх». В конце концов, на самом высоком государственном уровне было принято решение продолжить стройку, и Сфинкс, и загадочный туннель ушли под воды водохранилища. Не в этом ли туннеле следовало искать конец индийской легенды?