23 мая — день памяти Симона Зилота - День кладоискателы!
На Руси Симон Зилот почитался как покровитель кладоискателей !
*
По древнему поверью, в день именин Земли ее нельзя было пахать и боронить. На Тамбовщи-не рассуждали: «Нынче день Симона-Гулимона, лентяя преподобного». Там же, где этого не знали, говорили: «Сей пшеницу на Симона Зилота — родится, аки золото». Ещё одно поверье, связанное с этим праздником, гласит, что весной все клады «просушиваются», проступают и над ними горят блуждающие огни. Основным обычаем дня Симона Зилота всегда считался поиск кладов, к сожеланию, тогда еще без металлодетекторов. В народе полагали, что между словами Зилот и золото есть какая-то связь. Поэтому Симон Зилот считался в народе покровителем кладоискателей и к нему обращались с молитвой, прося помощи в отыскании кладов.
Другой обычай — в этот день ходили по лесам и полянам, собирая разные травы, коренья, которым приписывали особенную целебную силу. А прозвание Зилот якобы происходит от слова «зелье». Можно предполагать, что два этих обычая связаны с народной этимологией: непонятное имя Зилот вполне могло ассоциироваться в народном представлении со словами «золото» и, как уже упоминалось, «зелье».
Ну а 23 мая (10 мая ст. ст.), день памяти апостола Симона Зилота, думаю, можно по праву признать и днем кладоискателя.
Выдержка из текста в музее "мифов и суеверий русского народа"
Симона на Руси кладоискатели считали своим благосклонным покровителем, отправляясь в этот день на поиски зарытых в земле сокровищ. Хотя заветный клад не всякому в руки давался, а только тому, кто особым заговором владел, имел при себе цветок папоротника, разрыв-траву, шапку-невидимку или косточку-счастливку. Но и этого было мало, ведь по преданию каждый клад, в земле спрятанный, нечистая сила берегла, и, чтобы ее отпугнуть, следовало множество самых разных обрядовых действий совершить, не позабыв ни об одном и ничего не перепутав. А сверх того еще и специальную молитву прочесть, которая звучала приблизительно так: «Пойду в чистое поле, во леса дремучие, за черные грязи, за окиян-море. А там стоит столп, на нем Спас-Пресвятая Богородица. За болотом немного положено— мне то взять приходится. Отойди же, нечистая сила, не тобой то положено, не тебе и стеречь».
Место клада определялось с помощью множества примет. Однако даже тогда, когда заветный клад был найден и «отворен» благодаря заговору или молитве, его еще рано было считать своим. Ведь найденные сокровища, попав в руки человеку несчастливому, могли вдруг глиняными черепками обернуться или просто рассыпаться в прах.
А иным счастливцам ни молитв, ни трав чудодейственных не требовалось, клады земные к их ногам сами ложились. Да только, похоже, не много таких людей на Руси жило, счастье все больше тем улыбалось, кто не в земле, а в работе его искал. Помня, например, еще и о том, что не только кладоискателям Симон Зилот покровительствовал, а и землепашцам, которые не бегали по лесам в поисках сокровищ, а работали в этот день на полях и нивах. Потому, наверное, и говорили: «Сей пшеницу на Симона Зилота — родится, аки злото».
Но не все тем словам верили, некоторые крестьяне считали, например, что пахать да сеять на Симона грешно, так как в этот день земля свои именины празднует. На что предпочитающие всякому безделию работу отвечали: «Нынче день Симона-Гулимона, Лентяя преподобного» — да и шли по своим делам мимо праздно сидящих.
Смысл, заключенный в слове «лентяй», пожалуй, не нуждается в толковании, хотя о происхождении его можно поспорить. А вот о сходном по значению слове «лодырь» известно все: и то, где и почему оно родилось, и кто был его «крестным» отцом.
В 1828 г. в Москве на Остоженке известным московским медиком немецкого происхождения Христианом Ивановичем Лодером было открыто Заведение искусственных минеральных вод. Русское аристократическое общество с петровских времен регулярно отправлялось на воды к целебным источникам Европы. Но подобные поездки мог себе позволить далеко не каждый. А людям состоятельным, но очень занятым, некогда было «раскатывать по Европам». Поэтому московские любители целебных вод с радостью встретили открытие нового заведения на Остоженке.
После необходимых водных процедур доктор Лодер рекомендовал своим пациентам обязательные прогулки, во время которых им предписывалось «шагать бодро и скоро». Простому народу было любопытно и странно наблюдать за этими быстро вышагивающими без определенной цели господами. И, как свидетельствует в своей книге «Крылатые слова» С.Максимов, однажды один из скучающих кучеров на вопрос прохожего «Что это господа делают?» — ответил с досадой: «Лодыря гоняют». Вот так с его легкой руки русский язык обогатился звучным и пришедшимся по душе всем презирающим лентяев словом — «лодырь».