Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Наши путешествия. » Тёплые воспоминания. 18 дней в мае-2013, Иордания и Израиль.


    Тёплые воспоминания. 18 дней в мае-2013, Иордания и Израиль.

    Сообщений 21 страница 40 из 497

    21

    Aretas написал(а):

    Единственно, посоветую книгу М.И. Ростовцева

    Спасибо, скачал, но за 60$ х 3 предется любоваться с противоположного берега длинными зимними вечерами по системе все включено. А что ж из "сувениров" ничего не привезли? хать какой-нибудь попавший под ноги артефакт прихватили?

    Отредактировано михуэль (2013-12-08 19:32:45)

    0

    22

    михуэль написал(а):

    А что ж из "сувениров" ничего не привезли? хать какой-нибудь попавший под ноги артефакт прихватили?

    Новые приобретения. Спешим похвастаться-III

    +1

    23

    Вся туристическая инфраструктура обслуживается бедуинами из 2-3 соседних селений и городка Вади Муса. Территория разделена на участки, которые обслуживаются-контролируются тем или иным семейным кланом. На чужую территорию туристов не возят, поэтому для осмотра памятников с коня, ослика или верблюда придётся сделать 2-3 пересадки, с оплатой, соответственно. На пешеходов это не распространяется.
    Бедуины мужского пола вполне фольклорны и маскулинны, чем вызывают искренний интерес у женской части посетителей http://s6.uploads.ru/KwGOP.gif, в отличие от большей части бедуинских фемин, которые http://s7.uploads.ru/VdyKI.gif... Бедуинские парни и мужики вполне отдают себе в этом отчёт и свободно кокетничают с европейскими дамами, но всё в пределах приличия. Сфотографироваться в обнимку с вашей спутницей бедуин себе позволит, а вам с бедуинкой (если захотите) - не желательно. Вы уедите, а ей может достаться. http://s6.uploads.ru/f5tUV.gif
    Дорога в Петру действительно длинная, под греющем солнцем в каменном каньоне. В её начале, сразу за воротами, можно взобраться на коня или ослика. Стоит это не дорого, но мы не пользовались. Установка была пройти всю Петру пешком. Своего рода паломничество к замечательным древностям.  Идём. Идём по той же Вади Муса (Долине Моисея) в которой находится и древний город, и по которой назван город современный.
    Слева видны те самые "кубики", то есть отдельно стоящие гробницы, которые были на одной из фотографий в части "Дорога в Петру". Они отсечены от скал и выточены как отдельные сооружения. Ну и контраст ментальности российского туриста и местных жителей вполне представлен.
    http://s6.uploads.ru/fAlbW.jpg

    Все лошадки сопровождаются ответственными поводырями, которые потом вот-так возвращаются к месту "парковки". На фоне Обелисковой гробницы. По пути они проводят экскурсию на английском. В Иордании два государственных языка - арабский и английский.
    http://s6.uploads.ru/quF2P.jpg

    А это уже вход непосредственно в ущелье. До сюда туристов и довозят на лошадке. Далее можно взять коляску. Справа есть сувенирный магазинчик. Ох!, с каким же лишним избытком их там есть! Ещё увидим. Сувениры свозят отовсюду. Там продавались чашки-тарелки hand-made на дне которых было написано "Made in Armenia". Среди копий монет попадались и жмудовые натуральные, но о них отдельный разговор. Кто не купил воду, нужно брать здесь. Точно пригодится!
    http://s7.uploads.ru/SbkvV.jpg

    Входим в ущелье. Оно узкое, хотя и расширяется местами. Идти очень необычно и очень красиво. 
    http://s7.uploads.ru/Oiflm.jpg

    Слева выточен канал водопровода. Он был источником воды для путников входящих в город с этой стороны. Каньон проточен водой, которой сейчас нет. К Петре вели несколько дорог по одной из которых мы и идём. Да-да, это древний караванный путь. Мало что изменилось, только кладбище на время кончилось. Гробниц по сторонам нет.
    http://s6.uploads.ru/AQN8u.jpg

    Небо есть. Фото вверх.
    http://s6.uploads.ru/eP72m.jpg

    +3

    24

    Aretas написал(а):

    Все лошадки сопровождаются ответственными поводырями, которые потом вот-так возвращаются к месту "парковки".

    А ** ВсаднеГ ** на тебя кстати Женя зело похож ...  http://s3.uploads.ru/Xd1W9.gif  Неужель мы  зрим в натуре то - как выглядел Мир до НАШЕЙ , собачьей эры ?  http://s59.radikal.ru/i166/1005/2f/5b1c0605032a.gif

    0

    25

    Скалы вдоль нашего пути очень красивы. Они подсвечиваются из узкого солнечного канала сверху по разному. Жёлтые, красные, тёмные пурпурные, охристые, терракотовые тона волнистых прожилок колышутся вдоль тропинки. А ведь это всё спресованный "нубийский песчанник". Пусть нам геологи про происхождение таких цветов и орнаментов расскажут.
    Пока идём, всё-таки надо что-то узнать про Петру. Немного, понять даты и народы. Основная ссылка.
    Как археологическому памятнику городу не меньше 4000 лет. Но в истории она появляется как столица Эдома - Села. Название это и переводится на греческий как скала - Петра. Упоминание Селы в Ветхом Завете (2-я книга Царств) связано с завоевание города иудейским царём Амасией. Где-то в эти же века город вошёл в состав Набатейского царства, а потом стал его столицей. На языке набатеев город назывался Рекем. С 312 г. до н.э. начинается история Петры как таковой, с описания её покорения Антигоном Монофтальмом.
    Исторические объекты начинаются не сразу. Сначала это небольшие алтарики, с элементами архитектурного декора. Они разновременные. Есть типичные образцы аравийского стиля.
    http://s7.uploads.ru/tWCg9.jpg

    Есть греческий Омфал.
    http://s6.uploads.ru/yQVb8.jpg

    А есть и римского времени, с надписью сделанной солдатами III легиона "Киренаика". Её практически не видно, лучше смотреть в публикациях.
    http://s6.uploads.ru/7brGw.jpg

    Длинное ущелье всё ведёт дальше. За каждым поворотом и скалой открывается новый вид. Хотя, честно, начинает наскучивать.
    К тому же надо сторонится экипажей, которые носятся там довольно быстро, пронося ленивых или кратковременных визитёров мимо предварительных впечатлений.
    http://s7.uploads.ru/LblgZ.jpg

    Большой алтарь сделанный в отдельно лежащем камне, там же и другие алтарики вырезаны в стенах. Этакий дорожный культовый центр, когда от города до выхода в пустыню пройдена треть пути. Вокруг видна, кстати, каменная мостовая.
    http://s6.uploads.ru/EHBdV.jpg

    Она местами появлялась и раньше. Плиты лежат не везде, дорога, в основном, укатанный и утоптанный тот же песчанник. По нему и идти легче. Но чем руководствовались древние дорожники когда укладывали плиты - не понятка. То есть, то нет...
    http://s7.uploads.ru/6jtcK.jpg

    По пути бездельничают разновозрастные дети, обязанность которых продавать туристам чай, воду (что они сами выпиваю), невзрачную бижутерию и открытки. Но они не очень озадачены трудом и к туристам почти не пристают.

    +2

    26

    Дошли до места, где ущелье поворачивает почти под прямым углом и видим высеченных в камне верблюдов с погонщиком. Вот это было сильное впечатление! Там надо постоять, увидеть детали, хотя они из песка, песком же и сточены за тысячи лет ветров и водных потоков. Действительно начинаешь понимать значение и культ каравана и караванной торговли для жизни этого города, этой страны. Одно дело скромные алтари, к которым подходили погонщики и купцы уходя в другие города, за каменными и песчаными пустынями, другое - они как величественные герои, признанные своим временем.
    http://s7.uploads.ru/gbrQy.jpg

    Здесь, за поворотом каменный караван продолжает свой путь. До Рекема-Петры идти остаётся недолго.
    http://s7.uploads.ru/dWB23.jpg

    Если не видно кому - пишите, обрисую.

    +3

    27

    Aretas написал(а):

    Большой алтарь сделанный в отдельно лежащем камне, там же и другие алтарики вырезаны в стенах. Этакий дорожный культовый центр, когда от города до выхода в пустыню пройдена треть пути.

    Каждому божку-свой алтарь? Или эти алтари-унифицированы и молились всем подряд?

    0

    28

    Сейчас зашёл на сайт канала "Дискавери", в раздел "Суперсооружения древности" и посмотрел фильм про Петру. Много интересного и познавательного, пересказывать не буду, но 2 вопроса стали для меня откровением:
    1. Оказывается, строительство храма Эль-Хазне велось сверху вниз: обтесав скалу, строители начали вырубывать в породе храм с верхней точки и затем спустились до самого основания.
    2. Сам храм восстанавливался в 60-ые годы, до этого времени у него отсутствовали передние колонны слева от входа.

    0

    29

    Aretas
    Чьи были статуи - неизвестно?
    И еще мне очень понравилась тщательная подборка смайликов  :D

    0

    30

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Каждому божку-свой алтарь? Или эти алтари-унифицированы и молились всем подряд?

    Алтари есть с характерными деталями, как на фотографиях, но большинство - просто ниша с слабо оформленными колонками и портальчиком сверху. Есть и совершенно не украшенные. Их на стенах ущелья довольно много, некоторые очень высоко. Есть недоделанные, просто намечены на ровно затёсаной каменной панели. Изредка около ниш заметны подписи на набатейском языке. Выше алтаря на первом фото (пост 25) видны какие-то "галочки", высверленные за маленькими столбиками. Не знаю зачем, но похоже, что к ним привязывали что-то. Наверное, памятные ленточки, как сейчас на деревьях около святых мест. Таких искусственных выщерблин на скалах тоже очень много.
    Думаю, что детально оформленные алтари были предназначены конкретным божествам, а простые - могли быть и разным. Ну а какие там разные? Все алтари на караванной дороге, наверное молились какому-нибудь Богу странствий, чтобы дойти с минимумом проблем до конечной точки и вернуться. Предположу, что каждая группа караванщиков (типа семейного предприятия или торгово-транспортного бюро) имела на пути свой алтарь.

    Artemis написал(а):

    Чьи были статуи - неизвестно?

    Нет, увы, они не подписаны. Широкое поле для исследовательских фантазий.

    Отредактировано Aretas (2013-12-10 11:03:23)

    0

    31

    Aretas написал(а):

    Думаю, что детально оформленные алтари были предназначены конкретным божествам, а простые - могли быть и разным. Ну а какие там разные?

    Что касаемо набатейских богов, то авторы фильма утверждают, что они прошли определённую и весьма заметную трансформацию: от примитивных каменных блоков, изображавших древних богов (в набатейской архитектуре это отображено в ступеньках, расположенных буквой V, на фронтонах зданий и гробниц) и до заимствования богов эллинистического мира и тех стран, с которыми у набатейцев были торговые отношения. Апофеозом этой трансформации стали скульптурные группы, высеченные на лицевой стороне храма Эль-Хазне: здесь и амазонки, и голова Медузы, и даже римские божества Кастор и Поллукс. То есть, от первоначального примитивизма в изображении богов не осталось и следа.

    0

    32

    Правильно. Тоже о заимствованиях у Ростовцева написано, да и много где.
    Только амазонки и Медуза - это из легендария, а не пантеона.
    Скоро выложу "Казну фараона", уже дошли до неё. :)

    0

    33

    Aretas написал(а):

    Скоро выложу "Казну фараона", уже дошли до неё.

    http://s39.radikal.ru/i085/1005/59/3b7d4b4c6b05.gif

    0

    34

    Пока почитайте вот эту книгу.
    Про набатеев на русском языке до сих пор больше никто не написал. Только эта книга переиздавалась. Картинка кликабельна.
    http://s7.uploads.ru/POKpQ.jpg

    Отредактировано Aretas (2013-12-10 12:45:55)

    0

    35

    После рельефов с верблюдами и погонщиками идём по их тысячелетнему пути ещё вперёд и видим «свет в конце туннеля». И свет этот складывается из игры полутонов залитых солнцем скал,  рисующих волшебный архитектурный орнамент.  Мы выходим к «Казне Фараона».
    http://s7.uploads.ru/q2H16.jpg
    http://s6.uploads.ru/UQ2jg.jpg

    Вот такой её видят все утомлённые пешей прогулкой или тряской в коляске посетители. И все замирают на выходе из ущелья, дать выход восхищению, чертыханию (у кого что) и постоять последние минуты в тени. А дальше её будет почти не будет.
    http://s6.uploads.ru/YIWu9.jpg

    Такой аль-Хазна бывает зимой, это мои друзья были там в январе. Лавок, верблюдов, ишаков, продавцов нет. Зато камни другого цвета, покрыты плесенью и водорослями которые к маю выгорают.
    http://s6.uploads.ru/N07c2.jpg

    Здесь кончаются владения одной бедуинской семьи и начинаются другой. Те, кто хочет продолжать экскурсию на копытном транспорте должны сделать пересадку. И попасть в руки одного из арабских Джеков-Воробьёв (справа), имидж этого киношного героя чрезвычайно популярен среди бедуинского юношества.
    http://s7.uploads.ru/0CRBz.jpg

    Слева от аль-Хазны небольшой маркет с грудой сувениров, как фабричного производства, так и фолк hand-made. Кафе, вода, мороженое. Вода и прочие напитки здесь самое дорогое (относительно цен в городе), но ещё приемлемо – 1 JD за 1,5 литра. Дальше будут места и дороже. Тут уже можно спрашивать монеты, если встреченные раньше аборигены и, даже, охранники, не предложили их. Но не торопитесь. Мы разговорились с одним коробейником про денежки. Он тут же достал какие-то обмылки из кармана, потом и к коллеге метнулся за ними. В общем, договорились, что вечером он придёт в отель с другом, у которого целая коллекция. Но об этом будет дальше, в конце этого, второго, дня нашей поездки.

    +3

    36

    Антикварно-коммерческие упражнения оставим на потом, а сейчас смотрим Казну Фараона.
    Такое её название, данное местным населением, послужило поводом к многочисленным попыткам что-нибудь там поискать-пограбить. Наверное, первым "счасливчикам" повезло как Али-бабе в пещере, может и название с тех пор осталось. Поскольку вся эта резная красота есть гробница какого-то набатейского царя Ареты, IV или III.
    Размеры фасада 42х30 метров. Видите, двойной пунктир по сторонам? Это нишки, где крепились леса, когда это сооружение высекали из скалы. Представить страшно труд каменотёсов и скульпторов... http://s7.uploads.ru/t/9vHOF.gif

    http://s6.uploads.ru/Yv5Va.jpg

    Всё сделано в набатейско-коринфском стиле. Этакой эклектике из архитектурных стилей пустынной Аравии и позднего эллинизма.
    Бедная богиня, стала мишенью для прадедов, чью внуки сейчас зарабатывают на её показе гостям.
    http://s7.uploads.ru/o3FAO.jpg

    http://s6.uploads.ru/cvq2b.jpg

    Внутренняя, пещерная или гротовая часть комплекса, состоит из хола и трёх помещений. В них входа нет, аль-Хазна огорожена заборчиком и охранниками. Но внутри и нет ничего, всё самое интересное и красивое видно снаружи. Орнаментацию вырезанную из цветных песчаников. Этого мы ещё увидим много, затем в Петру и приехали. :cool:
    http://s7.uploads.ru/m7h8G.jpg

    http://s7.uploads.ru/Z8yeQ.jpg

    http://s7.uploads.ru/qp4Yb.jpg

    +2

    37

    красота то какая!..

    0

    38

    gallienus написал(а):

    красота то какая!..

    Которую аборигенам хватило ума не разрушить как языческий памятник.  :glasses:

    0

    39

    следы стрельбы на богине видны - скорее хулиганство, конечно... разрушить это не так то и просто было, если говорить об этом как о задаче - взрывчатка, тяжелая техника итд не так давно по историческим меркам появились. а ко времени их появления у арабов появилось понимание, что с этих красот можно иметь доход...

    0

    40

    Aretas написал(а):

    Всё сделано в набатейско-коринфском стиле. Этакой эклектике из архитектурных стилей пустынной Аравии и позднего эллинизма.

    Здесь вынужден возразить. :)

    Архитектура построек Петры не является ни набатейской, не позднеэллинистической. Лет шесть назад я купил и прочел книгу Джудит Маккензи (обзор ее есть тут), в которой она убедительно доказывает на различных примерах, что подобные "барочные" постройки относятся к архитектуре Александрии и Египта времен Птолемеев (а именно от второго до пятого), где испозованы различные приемы, такие как разорванный фронтон (broken pediment), использование стройных толосов и полутолосов, чрезмерное украшение всех архитекрурных деталей и пр.

    Маккензи грамотно использовала весь разрозненный материал (осколки колонн и антаблемента, фрески и лепку в погребениях и пр.), а также доказала, что большинство из изображенных на римских-помпейских фресках построек воспроизводят виды Александрии. Так что Петра слизана с Александрийских фасадов, но это и хорошо - иначе бы и этого не было. Кстати, Адриан чуть позже также проникся архитектурой Александрии и вопроизвел многие ее элементы у себя на вилле, а также в гражданских постройках, самый яркий пример - библиотека цельсия в Эфесе. Как-то так.  http://s41.radikal.ru/i091/1005/2a/096a46240cf1.gif

    .

    Отредактировано Alexander (2013-12-12 17:37:40)

    +2


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Наши путешествия. » Тёплые воспоминания. 18 дней в мае-2013, Иордания и Израиль.