Aretas
Спасибо за фото.
Рим, Мадаба, но не Горгиппия...
Если по-новогречески читать, получается - Роми, Григория, Мидава. (Ну или на др-греч - Ромэ, Грегория, Мэдаба)
Античная история и нумизматика. |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Наши путешествия. » Тёплые воспоминания. 18 дней в мае-2013, Иордания и Израиль.
Aretas
Спасибо за фото.
Рим, Мадаба, но не Горгиппия...
Если по-новогречески читать, получается - Роми, Григория, Мидава. (Ну или на др-греч - Ромэ, Грегория, Мэдаба)
После Церкви Апостолов спустились мы по улице вниз, на перекрёсток, поймали такси и поехали в Умм-Рассас. Но про него и про поездку будет следующий рассказ.
Вернулись мы в Мадабу когда уже дело шло к вечеру. Подъехали к винному магазинчику, взяли запить увиденное белого сухого иорданского производства (сторговали с 17 до 15 JD, шиит!, чего бы нам мадабского красного не взять в лавке при Св. Георгия, тягучее и сладкое как кагор, в ту же цену) и долго петляя поехали на том же такси на Гору Небо, Mount Nebo, Monte Nebo.
Приехали, дошли от стоянки такси до музейной территории. Всё вокруг перестроено, стоят тенты под которыми выставлены некоторые местные достопримечательности, сувенирные лавки, построен небольшой музей.
Какая досада-засада! Главная базилика закрыта на генеральную реставрацию!
Первая церковь на этом месте была построена еще во второй половине IV в. В V её расширили, а в 530-х гг. пристроили придел Богородицы и баптистерий. В конце того столетия выстроили базилику. В начале VII в.- часовня Св. Марии, а потом был основан монастырь. И везде мозаики, мозаики, мозаики...
Получить представление как выглядело всё до реставрации можно из этого итальянского фотоальбома.
Совсем кратенько в WIKI, там лучше читать на английском. Зато ссылки есть.
Походили мы в сомнениях вокруг ограды стройплощадки и таки решили воспользоваться кастовым правом, подтверждённым наличествующими документами, да и знали одну археологиню, которая имела отношение к исследованиям в Мадабе. Решительно открыв калитку на глазах других туристов, мы вошли на отгороженную территорию и закрыли калитку. Пошли в базилику. Там нашли научных сотрудников, поговорили с ними, потом и главный реставратор (с иорданской стороны) подошёл. Нас не выпроводили, провели, показали что и как делается и разрешили немного погулять вокруг. Благо, рабочий день кончился и никаких работ не велось. Но фотографировать нечего было, кроме удивительных пейзажей. Третий раз туда приезжаю, и третий раз щемит в груди, ощущение пребывания на Святой Земле не прошло. В других местах так ясно оно не проявляется. Наверное, срабатывает эффект чувственной привязанности к месту, где первый раз "зацепило".
Отредактировано Aretas (2014-01-07 22:00:59)
Связано византийско-христианское скопление храмов с одним из сюжетов ветхозаветной истории. По преданию, Моисей довёл до горы Небо свой народ, показал отсюда землю, которую он должен был населить и умер (подробнее - Второзак. 30:48-50). Здесь же он и был похоронен, хотя есть и другая локализация, на территории Палестины. Но уже в IV в. главная версия, связанная с Горой Небо в Моабе, начала активно развиваться и сюда направились паломники. Наиболее древнее описание церковных памятников Небо и округи содержится в "Путешествии Эгерии", женщины, совершившей паломничество на Святую Землю в 381-84 гг. Про неё читать ЗДЕСЬ.
А вот её описание поездки на Небо (у неё Навав), я приведу, большое.
основания стана сынов Израилевых и их жилищ, где они оставались. Это есть место, о котором писано: "и плакашася сынове Иизраилевы Моисеа во Аравоф Моавли у Иордана близ Иерихона сорок дней". Это есть место, где после кончины Моисея тотчас Иисус Навин исполнился духа разума, потому что Моисей возложил на него руки, как писано. Это есть место, где написал Моисей книгу Второзакония; это есть место, где говорил Моисей во ушеса всего сонма Израилева словеса песни, до ее конца, как она написана в книге Второзакония. Это есть место, где Святой Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых, каждого по одиночке перед кончиною своею. И так, когда мы прибыли на эту равнину, мы пришли на это место и произнесли там молитву; прочли на этом месте также и некую часть Второзакония, равно как и песнь Моисея и благословения, которые он произнес над сынами Израилевыми. И после чтения была еще раз произнесена молитва и, возблагодарив Бога, мы тронулись оттуда. У нас было постоянно обыкновение, когда мы прибывали на желаемое место, прежде всего произносить там молитву, затем прочитывать место из писания, также как и один псалом, относящийся к событию, и произносить второй раз молитву. Это обыкновение мы, по повелению Божию, соблюдали всегда, когда могли прибыть в желаемые места. И так, для довершения начатого дела, мы стали торопиться придти к горе Навав. На пути нам напомнил пресвитер этого места, то есть Ливиады, которого мы попросили пойти с нами с ночлега, так как он лучше знал местность. И так, пресвитер сказал нам: если вы хотите видеть воду, которая течет из камня, то есть которую дал Моисей [119] жаждавшим сынам Израилевым, то вы можете видеть, |42| если только хотите потрудиться свернуть с дороги приблизительно на шестую милю. Когда он сказал это, мы с жадностью пожелали идти, и тотчас свернув с пути, последовали за пресвитером, который нас вел. В этом месте есть небольшая церковь под горою — не Навав, но другою внутренней, однако недалеко от Навав; там живут весьма многие отшельники, по истине святые, и которых здесь зовут аскетами.
[11]. Эти святые отшельники удостоили принять нас весьма радушно, ибо позволили нам войти к себе для приветствия. И когда мы вошли к ним, то, после молитвы с ними, они соблаговолили дать нам благословения, какие обыкновенно дают тем, кого принимают радушно. Там, между церковью и келлиями, по средине течет из камня обильная вода, очень хорошая, чистая и превосходного вкуса. Тогда мы спросили святых отшельников, живших там, что это за вода такая и столь вкусная. Тогда они сказали: это есть вода, которую дал святой Моисей сынам Израилевым в этой пустыне. И так, мы тут по обыкновению произнесли молитву, прочли соответствующее чтение из книг Моисея, и пропели один псалом; и затем вместе со святыми клириками и отшельниками, которые пришли с нами, мы пошли к горе. И многие из святых отшельников, живших возле этой воды, и бывших в состоянии подъять на себя труд, соблаговолили подняться вместе с нами на гору Навав. И так, отправившись с этого места, мы пришли к подошве горы Навав, которая очень высока, но так однако, что большая ее часть может быть пройдена, сидя на ослах; незначительная же часть была крута, [120] и на нее необходимо было взбираться пешком, как мы и сделали.
[12]. И так, мы добрались до вершины этой горы, где теперь есть небольшая церковь, на самой вершине, горы Навав. В этой церкви, на том месте, где находится амвон, я увидала небольшое возвышение такой величины, какую имеют обыкновенно надгробия. Тогда я спросила святых мужей, что это такое, и они ответили: здесь положен ангелами святой Моисей, ибо как писано, не уведа никто же погребения его; так как известно, что он погребен ангелами. И могила его, где он погребен, и до днесь не указывается: а как нам была здесь указана нашими предшественниками, которые жили здесь, так и мы вам указываем; а эти предшественники говорили, что так |43| им сообщили их предшественники. И так, мы произнесли молитву и все, что обыкновенно по порядку делали в каждом Святом месте, было сделано и здесь; и потом стали выходить из церкви. Тогда люди, знакомые с местностью, то есть пресвитеры и святые отшельники, сказали нам: если вы хотите видеть места, о которых писано в книгах Моисея, то подойдите к дверям церкви и с вершины, с той стороны, с которой можно видеть отсюда, смотрите внимательно, и мы вам скажем, что это за отдельные местности, которые видны. Тогда мы, весьма обрадовавшись, тотчас вышли из церкви. И из дверей ее видели место, где Иордан впадает в Мертвое море: это место было видно под нами, как мы стояли. Видели также напротив не только Ливиаду, которая была по сю сторону Иордана, но и Иерихон, что за Иорданом: так высоко было то место, где мы стояли, то есть перед дверьми церкви. Оттуда видна была большая часть [121] Палестины, которая есть земля обетования, равно как и вся область Иордана, на сколько можно было обнять взором. С левой стороны мы видели все земли Содомитян, также и Сигор; этот Сигор — один из тех пяти городов существует теперь. Там есть и памятник, а от прочих городов не видно ничего, кроме груд развалин, как они были превращены в пепел. Было указано нам и место, где был столб жены Лота; это место упоминается в писании. Но верьте мне, достоуважаемые госпожи, что столба уже не существует, а указывается только его место; самый же столб, как говорят, залит Мертвым морем. Место видели мы бесспорно, но столба не видали никакого, и поэтому я не могу обмануть вас по поводу этого. Ибо епископ этого места, то есть Сигора, сказал нам, что уже несколько лет. как не видно этого столба. От Сигора место, где стоял этот столб, отстоит приблизительно на шестую милю, и оно теперь все покрыто водою. Также подошли мы снаружи и к правой стороне церкви, и нам показали напротив два города, то есть Есевон, принадлежавший Сиону, царю Аморрейскому, и который теперь зовется Ексевон, и другой Ога, царя Васанского, который зовется теперь Сафдра. С этого же места показали |44| нам напротив Фогор, бывший городом царства Эдомского. Все эти города, которые мы видели, были расположены на горах, а под ними, немного ниже, видна была равнина. И тогда сказали нам, что в те дни, когда святой Моисей и сыны Израилевы сражались против этих городов, на этой равнине был расположен их стан; ибо там были видны его следы. С той части горы, которую я назвала левою и которая возвышалась над Мертвым морем, [122] показали нам очень обрывистую гору, которая прежде звалась Агриспекула. Это есть гора, на которую взял Валак сын Веора божественного Валаама для проклятия сынов Израилевых; и не восхотел Господь попустить это, как писано. И так, увидав все, что желали, мы о имени Господнем возвратились через Иерихон, и по пройденному пути прибыли обратно в Иерусалим.]
Видел Моисей, видела Эгерия, в общем-то, то же, что и мы сейчас видим. Только асфальтовой дороги не было, но были другие.
На краю горы, перед базиликой есть смотровая площадка, там установлен "навигатор", показывающий стрелками в какой стороне какие города и памятники на территории Палестины находятся. А вокруг - каменистая горная пустыня...
Ребята, какие там невероятные закаты! Гора же значительно выше Мёртвого моря и прилегающих земель. Здесь ещё видно солнце, а там уже сумерки, темнеет быстро. И в сгущающейся дымке начинают появляться огоньки, там уже в домах и на улицах включают свет. Чем темнее,тем более далёкие огни становится видно. Деревни, городки, самый большой свет исходит из Иерихона. Когда солнце сядет, то дальнее небо внизу отражает свет Иерусалима. Однажды был там в полнолуние. С одной стороны садится за Мёртвым морем Солнце, с другой, над горами всё интенсивнее сияет Луна.
Фантастика, и мы в ней.
Отредактировано Aretas (2014-01-07 22:54:01)
Конечно же внимание привлекает один памятник. Поставлен он скульптором из Флоренции - Джанпаоло Фантони - и символизирует посох Моисея в виде креста Распятия, по которому вьётся змея. Ещё один сюжет из истории скитания евреев, связанный с событиями на горе Ор.
Мощное присутствие итальянцев в Мадабе и ближайшей округе связано с тем, что всё так или иначе связанное с религиозными вопросами (так же раскопками базилик и реставрацией), там курируется Орденом Францисканцев, одна из крупнейших резиденций которых находится прямо на склоне Небо, чуть в стороне от базилики.
Последние минуты на Монте Небо мы позволили себе посидеть, отдохнуть. Место к небольшой остановке вполне располагало.
Попив вина, мы вышли с территории, спустились на дорогу и пошли по ней ловя попутки. Последним событием того дня должно было стать купание в Мёртвом море. Легковая машина остановилась довольно быстро, хотя дорога ну совсем не оживлённая. Семья сотрудника какой-то фирмы из Аммана просто каталась с краеведческими целями. Под разговор они довезли нас до моря, сами выбрали место одного из больших бесплатных пляжей (т.е. не при гостиницах). Мы искупались уже на вечерней заре, допили вино. Правда, пляж был довольно помоечный, мусор там не убирается, а отдыхающих много. Это общая "специфика" пляжей в арабских странах. Вид европейской женщины в купальнике привлёк ненужное внимание . Свои-то отдыхали глядя на море с берега, в полной женско-арабской амуниции. Клубящиеся вокруг самцы начали раздражать , да и ехать до Аммана ещё далеко было. Мы собрались, вышли на дорогу. Попутки в темноте не останавливались, поэтому на такси доехали до ближайшего городка, пересели на маршрутку и уже ночью вернулись в гостиницу.
Отредактировано Aretas (2014-01-07 23:28:33)
И что-то ничего явно христианского я там не заметил. А, Chalkites?
Ничего явно христианского там и нет, вполне себе буколический образ мира как райского сада, со зверями и птицами на фоне чудных дерев, ни к чему конкретно не призывающими и ничем не вразумляющими. Крестов, кстати, тоже не заметно, хотя запретили их изображать на полах много позе, только на 6-м Вселенском соборе. Может, существовала какая-то местная традиция, не поощрявшая эту практику.
Сейчас вспоминать гораздо приятнее те события, которые происходили после визита в Мадабу и о которых так здорово рассказал Женя - бросок на Небо и спуск оттуда к Мёртвому морю. Времени на все эти передвижения после Умм-ар-Расаса оставалось немного, транспорт - только сложно прогнозируемый автостоп, расстояния - вроде как приличные. Если бы не опытность главы нашего предприятия в подобных делах, то неизвестно, как повернулось бы дело. Но удача нам сопутствовала в тот день во всём! Например, к Мёртвому морю мы спускались двумя машинами, каждую из которых ждали не более 10 мин. Первый водила честно предупредил, что с трассы он свернёт раньше и высадит нас на пол-пути. Но тут же нас подхватила вторая машина, о которой уже написал Арета. Она-то и довезла до самого берега. После омовений, уже в приближавшихся сумерках, также двумя машинами (правда, уже за деньги, но без лишних проблем) вернулись в Амман.
Отредактировано chalkites (2014-01-08 00:55:35)
А это мы посещаем базилику на горе Моисея и беседуем с местным археологом с несколько настораживающим именем Усама (милейший человек оказался) и его итальянским коллегой. Главный из итальянцев, которому мы собирались представиться, болел где-то в соседней деревне, но и без него нам всё показали (точнее, то немногое, что можно было увидеть за частоколом лесов и подпорок). Мозаики 6 в. были то ли засыпаны во избежание порчи при реставрации, то ли демонтированы и вынесены прочь; в общем, мы их так и не увидели, оставшись в неведении, так ли много от этого потеряли.
За прошедшие полгода работы продвинулись ненамного: вот съёмка середины декабря
Отредактировано chalkites (2014-01-08 01:21:47)
оставшись в неведении, так ли много от этого потеряли.
Посмотри ссылку "итальянский фотоальбом", под фото базилики с краном.
Aretas
chalkites
Да, шикарно попутешествовали! И рассказываете знатно!
Посмотри ссылку "итальянский фотоальбом", под фото базилики с краном
Глянул. Да, действительно стоило бы посмотреть. Теперь уж в какой-нибудь следующий приезд
За прошедшие полгода работы продвинулись ненамного: вот съёмка середины декабря
Думаю, интенсивность работ зависит от способа финансирования: если государство-то медленно и печально, а если частный фонд да ещё и иностранные специалисты-то должно двигаться быстрее.
Примерно так происходит в современном Египте, где даже россияне проводят раскопки, в том числе-и на частные деньги.
А это мы посещаем базилику на горе Моисея
Отредактировано chalkites (Сегодня 01:21:47)
Простите за вопрос дилетанта. А сколько вАще гор Моисея?
В данном случае, Гора Небо. На ней находится Мемориал Моисея. А сколько у него гор тезоименных - не знаю...
Вопрос ваш понял.
Простите за вопрос дилетанта. А сколько вАще гор Моисея?
Самая значимая, конечно, на Синае
Думаю, интенсивность работ зависит от способа финансирования: если государство-то медленно и печально, а если частный фонд да ещё и иностранные специалисты-то должно двигаться быстрее.
Итальянцы вообще народ неторопливый, в этом они солидарны с арабами. Но можно будет поинтересоваться у итальянских коллег, когда они думают заканчивать работы на Небо.
В данном случае, Гора Небо. На ней находится Мемориал Моисея. А сколько у него гор тезоименных - не знаю...
Вопрос ваш понял.
Самая значимая, конечно, на Синае
Спасибо господа. это не подколка. просто интересно. Наслушался буквально три дня назад гида, по странному стечению обстоятельств тоже по имени Усама, может это типа Иван или Мойша, легче для запоминания)) , так такого мозг выносящего фольклора я давно не слыхал.
Спасибо господа. это не подколка. просто интересно. Наслушался буквально три дня назад гида, по странному стечению обстоятельств тоже по имени Усама, может это типа Иван или Мойша, легче для запоминания)) , так такого мозг выносящего фольклора я давно не слыхал.
Ну я лично жЫрно ни на что не претендую , НО позвольте мне про кое что заметить , если я не прав , то меня поправят мои Израильские коллеги ... - Усама - имя всё таки мужское , а Осама - женское , а долбанные гундоССы со своей собачьей мовой эНтого почуять никак не мОгут ...
Итальянцы вообще народ неторопливый, в этом они солидарны с арабами. Но можно будет поинтересоваться у итальянских коллег, когда они думают заканчивать работы на Небо.
Думаю, цифра крутится у всех на языке-40 лет.
Самая значимая, конечно, на Синае
А вот с индентификацией месторасположения-здесь проблемка.
Думаю, цифра крутится у всех на языке-40 лет.
У Римлян например ** Насколько я в курсАх ** , ПОЛНОЕ совершеннолетие наступало в 30 годкофф , апосля токмо ты считался человеком и имел подход к должностям (карьере ) ...
Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Наши путешествия. » Тёплые воспоминания. 18 дней в мае-2013, Иордания и Израиль.