Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Philosophia. » Рефлекс цели или привет от собак Павлова.


    Рефлекс цели или привет от собак Павлова.

    Сообщений 1 страница 17 из 17

    1

    Если взялись читать, то дочитывайте до конца. Много чего про себя узнаете.

    Павлов И. П.

    РЕФЛЕКС ЦЕЛИ

    Сообщение на III съезде по экспериментальной педагогике в Петрограде 2 января 1916 г.

    Много лет тому назад я и мои сотрудники по лаборатории начали заниматься физиологическим, т. е. строго объективным анализом высшей нервной деятельности собаки. При этом одной из задач являлось установление и систематизирование тех самых простых и основных деятельностей нервной системы, с которыми животное родится и к которым потом в течение индивидуальной жизни посредством особенных процессов прикрепляются и наслаиваются более сложные деятельности. Прирожденные основные нервные деятельности представляют собой постоянные закономерные реакции организма на определенные внешние или внутренние раздражения. Реакции эти называются рефлексами и инстинктами. Большинство физиологов, не видя существенной разницы между тем, что называется рефлексом и что — инстинктом, предпочитают общее название «рефлекса», так как в нем отчетливее идея детерминизма, бесспорнее связь раздражителя с эффектом, причины со следствием. Я также предпочтительно буду употреблять слово «рефлекс», предоставляя другим, по желанию, подменять его словом «инстинкт».
    Анализ деятельности животных и людей приводит меня к заключению, что между рефлексами должен быть установлен особый рефлекс, рефлекс цели — стремление к обладанию определенным раздражающим предметом, понимая и обладание и предмет в широком смысле слова.
    Обрабатывая вопрос о животных особо, для предстоящего лабораторного исследования, в настоящее время я позволю себе предложить вашему благосклонному вниманию сопоставление фактов из человеческой жизни, относящихся, как мне кажется, до рефлекса цели.
    Человеческая жизнь состоит в преследовании всевозможных целей: высоких, низких, важных, пустых и т. д., причем применяются все степени человеческой энергии. При этом обращает на себя внимание то, что не существует никакого постоянного соотношения между затрачиваемой энергией и важностью цели: сплошь и рядом на совершенно пустые цели тратится огромная энергия, и наоборот. Подобное же часто наблюдается и в отдельном человеке, который, например, работает с одинаковым жаром как для великой, так и для пустой цели. Это наводит на мысль, что надо отделять самый акт стремления от смысла и ценности цели и что сущность дела заключается в самом стремлении, а цель — дело второстепенное.
    Из всех форм обнаружения рефлекса цели в человеческой деятельности самой чистой, типичной и потому особенно удобной для анализа и вместе самой распространенной является коллекционерская страсть — стремление собрать части или единицы большого целого или огромного собрания, обыкновенно остающиеся недостижимыми.
    Как известно, коллекционерство существует и у животных. Затем, коллекционерство является особенно частым в детском возрасте, в котором основные нервные деятельности проявляются, конечно, наиболее отчетливо, еще не прикрытые индивидуальной работой и шаблонами жизни. Беря коллекционерство во всем его объеме, нельзя не быть пораженным фактом, что со страстью коллекционируются часто совершенно пустые, ничтожные вещи, которые решительно не представляют никакой ценности ни с какой другой точки зрения, кроме единственной, коллекционерской, как пункт влечения. А рядом с ничтожностью цели всякий знает ту энергию, то безграничное подчас самопожертвование, с которым коллекционер стремится к своей цели. Коллекционер может сделаться посмешищем, преступником, может подавить свои основные потребности, все ради его собираний. Разве мы не читаем часто в газетах о скупцах — коллекционерах денег, о том, что они среди денег умирают одинокими, в грязи, холоде и голоде, ненавидимые и презираемые их окружающими и даже близкими? Сопоставляя все это, необходимо придти к заключению, что это есть темное, первичное, неодолимое влечение, инстинкт, или рефлекс. И всякий коллекционер, захваченный его влечением и вместе не потерявший способности наблюдать за собой, сознает отчетливо, что его так же непосредственно влечет к следующему номеру его коллекции, как после известного промежутка в еде влечет к новому куску пищи.

    Как возник этот рефлекс, в каких отношениях он стоит к другим рефлексам?
    Вопрос трудный, как и вообще вопрос о происхождении. Я позволю себе высказать относительно этого несколько соображений, имеющих, как мне кажется, значительный вес.
    Вся жизнь есть осуществление одной цели, именно, охранения самой жизни, неустанная работа того, что называется общим инстинктом жизни. Этот общий инстинкт, или рефлекс жизни состоит из массы отдельных рефлексов. Большую часть этих рефлексов представляют собой положительно-двигательные рефлексы, т. е. в направлении к условиям, благоприятным для жизни, рефлексы, имеющие целью захватить, усвоить эти условия для данного организма, захватывающие, хватательные рефлексы. Я остановлюсь на двух из них как самых обыденных и вместе сильнейших, сопровождающих человеческую жизнь, как и всякого животного, с первого ее дня до последнего. Это пищевой и ориентировочный (исследовательский) рефлексы.
    Каждый день мы стремимся к известному веществу, необходимому нам как материал для совершения нашего жизненного, химического процесса, вводим его в себя, временно успокаиваемся, останавливаемся, чтобы через несколько часов или завтра снова стремиться захватить новую порцию этого материала — пищи. Вместе с этим ежеминутно всякий новый раздражитель, падающий на нас, вызывает соответствующее движение с нашей стороны, чтобы лучше, полнее осведомиться относительно этого раздражителя. Мы вглядываемся в появляющийся образ, прислушиваемся к возникшим звукам, усиленно втягиваем коснувшийся нас запах и, если новый предмет поблизости нас, стараемся осязать его и вообще стремимся охватить, или захватить, всякое новое явление или предмет соответствующими воспринимающими поверхностями, соответствующими органами чувств. До чего сильно и непосредственно наше стремление прикоснуться к интересующему нас предмету, явствует хотя бы из тех барьеров, просьб и запрещений, к которым приходится прибегать, охраняя выставляемые на внимание даже культурной публики предметы.
    В результате ежедневной и безустанной работы этих хватательных рефлексов и многих других подобных должен был образоваться и закрепиться наследственностью, так сказать, общий, обобщенный хватательный рефлекс в отношении всякого предмета, раз остановившего на себе положительное внимание человека, — предмета, ставшего временным раздражителем человека. Это обобщение могло произойти различным образом. Легко представляются два механизма. Иррадиирование, распространение раздражения с того или другого хватательного рефлекса в случае большого их напряжения. Не только дети, но даже и взрослые, в случае сильного аппетита, т. е. при сильном напряжении пищевого рефлекса, раз не имеется еды, нередко берут в рот и жуют несъедобные предметы, а ребенок, в первое время жизни, даже все его раздражающее, тащит в рот. Затем, во многих случаях, в силу совпадения во времени, должно было иметь место ассоциирование всяческих предметов с различными хватательными рефлексами.
    Что рефлекс цели и его типическая форма — коллекционерство — находится в каком-то соотношении с главным хватательным рефлексом — пищевым, можно видеть в общности существенных черт того и другого. Как в том, так и в другом случае важнейшую часть, сопровождающуюся резкими симптомами, представляет стремление к объекту.
    С захватыванием его начинает быстро развиваться успокоение и равнодушие. Другая существенная черта — периодичность рефлекса. Всякий знает по собственному опыту, до какой степени нервная система наклонна усвоять известную последовательность, ритм и темп деятельности. Как трудно сойти с привычного темпа и ритма в разговоре, ходьбе и т. д. И в лаборатории при изучении сложных нервных явлений животных можно наделать много и грубых ошибок, если не считаться самым тщательным образом с этой наклонностью. Поэтому особенную силу рефлекса цели в форме коллекционерства можно было бы видеть именно в этом совпадении обязательной при коллекционерстве периодичности с периодичностью пищевого рефлекса.
    Как после каждой еды, спустя известный период, непременно возобновится стремление к новой порции ее, так и после приобретения известной вещи, например почтовой марки, непременно захочется приобрести следующую. Что периодичность в рефлексе цели составляет важный пункт, обнаруживается и в том, что большие беспрерывные задачи и цели, умственные, как и физические, все люди обыкновенно дробят на части, уроки, т. е. создают ту же периодичность, — и это очень способствует сохранению энергии, облегчает окончательное достижение цели.
    Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели, или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой. Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели. Ведь коллекционировать можно все, пустяки, как и все важное и великое в жизни: удобства жизни (практики), хорошие законы (государственные люди), познания (образованные люди), научные открытия (ученые люди), добродетели (высокие люди) и т. д.
    Наоборот, жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает цель. Разве мы не читаем весьма часто в записках, оставляемых самоубийцами, что они прекращают жизнь потому, что она бесцельна. Конечно, цели человеческой жизни безграничны и неистощимы. Трагедия самоубийцы в том и заключается, что у него происходит чаще всего мимолетное, и только гораздо реже продолжительное, задерживание, торможение, как мы, физиологи, выражаемся, рефлекса цели.
    Рефлекс цели не есть нечто неподвижное, но, как и все в организме, колеблется и изменяется, смотря по условиям, то в сторону усиления и развития, то в сторону ослабления и почти совершенного искоренения. И здесь опять бросается в глаза аналогия с пищевым рефлексом. Правильным пищевым режимом — соответствующей массой еды и правильной периодичностью в приеме пищи — обеспечивается всегда здоровый сильный аппетит, нормальный пищевой рефлекс, а за ним и нормальное питание. И наоборот. Припомним довольно частый житейский случай. У ребенка весьма легко возбуждается от слова об еде, а тем более от вида пищи пищевой рефлекс ранее надлежащего срока. Ребенок тянется к еде, просит еду и даже с плачем. И если мать, сентиментальная, но неблагоразумная, будет удовлетворять эти его первые и случайные желания, то кончится тем, что ребенок, перехватывая еду урывками, до времени надлежащего кормления, собьет свой аппетит, будет есть главную еду без аппетита, съест в целом меньше, чем следует, а при повторениях такого беспорядка расстроит и свое пищеварение, и свое питание. В окончательном результате ослабнет, а то и совсем пропадет аппетит, т. е. стремление к пище, пищевой рефлекс. Следовательно, для полного, правильного, плодотворного проявления рефлекса цели требуется известное его напряжение. Англосакс, высшее воплощение этого рефлекса, хорошо знает это, и вот почему на вопрос: какое главное условие достижения цели? — он отвечает неожиданным, невероятным для русского глаза и уха образом: существование препятствий. Он как бы говорит: «Пусть напрягается, в ответ на препятствия, мой рефлекс цели — и тогда-то я и достигну цели, как бы она ни была трудна для достижения». Интересно, что в ответе совсем игнорируется невозможность достижения цели. Как это далеко от нас, у которых «обстоятельства» все извиняют, все оправдывают, со всем примиряют! До какой степени у нас отсутствуют практические сведения относительно такого важнейшего фактора жизни, как рефлекс цели! А эти сведения так нужны во всех областях жизни, начиная с капитальнейшей области — воспитания.
    Рефлекс цели может ослабнуть и даже быть совсем заглушен обратным механизмом. Вернемся опять к аналогии с пищевым рефлексом. Как известно, аппетит силен и невыносим только в первые дни голодания, а затем он очень слабнет. Точно так же и в результате продолжительного недоедания наступает заморенность организма, падение его силы, а с ней падение основных нормальных влечений его, как это мы знаем относительно систематических постников. При продолжительном ограничении в удовлетворении основных влечений, при постоянном сокращении работы основных рефлексов падает даже инстинкт жизни, привязанность к жизни. И мы знаем, как умирающие в низших, бедных слоях населения спокойно относятся к смерти. Если не ошибаюсь, в Китае даже существует возможность нанимать за себя на смертную казнь.
    Когда отрицательные черты русского характера: леность, непредприимчивость, равнодушное или даже неряшливое отношение ко всякой жизненной работе, — навевают мрачное настроение, я говорю себе: нет, это не коренные наши черты, это — дрянный нанос, это проклятое наследие крепостного права. Оно сделало из барина тунеядца, освободив его, в счет чужого дарового труда, от практики естественных в нормальной жизни стремлений обеспечить насущный хлеб для себя и дорогих ему, завоевать свою жизненную позицию, оставив его рефлекс цели без работы на основных линиях жизни. Оно сделало из крепостного совершенно пассивное существо, без всякой жизненной перспективы, раз постоянно на пути его самых естественных стремлений восставало непреодолимое препятствие в виде всемогущих произвола и каприза барина и барыни. И мечтается мне дальше. Испорченный аппетит, подорванное питание можно поправить, восстановить тщательным уходом, специальной гигиеной. То же может и должно произойти с загнанным исторически на русской почве рефлексом цели. Если каждый из нас будет лелеять этот рефлекс в себе как драгоценнейшую часть своего существа, если родители и все учительство всех рангов сделает своей главной задачей укрепление и развитие этого рефлекса в опекаемой массе, если наши общественность и государственность откроют широкие возможности для практики этого рефлекса, то мы сделаемся тем, чем мы должны и можем быть, судя по многим эпизодам нашей исторической жизни и по некоторым взмахам нашей творческой силы.
    Возьмём большой пример. Гениальный человек гоняется за истиной, которая ему долго не даётся. Вы посмотрите, как он возбуждён, когда идёт к истине, и как сразу падает интерес, когда эта цель достигнута. До какой степени длинен этот период возбуждения, когда он стремится к цели, и как падает интерес, когда он достигает цели. Цель достигнута, и с этим интерес кончается. Пока цель не достигнута, человек готов умереть за неё, а затем делается к ней холодным. Это крупный пример. Возьмите теперь мелкие явления жизни, я это на себе переживал. Возьмите коллекционерство. Вы знаете, что люди коллекционируют все что угодно: марки, перья. И если вы переберёте факты своей жизни, вы поразитесь, как часто собирание таких пустяков связано с такими большими надеждами, радостями, печалями. Ну, что такое перо, что за радость такая? А я знаю, как солидные люди из-за какой-нибудь марки забывают даже интересы семьи, им дорогой. Что это значит? Я анализом прихожу к тому, что это есть иллюстрация инстинкта достижения цели. Возьмите опять коллекционерство. У вас есть бесконечная цель - собрать марки. Ни один миллионер не в состоянии собрать всех марок, цель всегда недостижима. А рядом с этим каждая марочка есть приближение к цели и доставляет удовольствие. И вот с этим коллекционированием я и вижу стремление к достижению цели. Иначе понять нельзя. Возьмите свою работу. Вам всегда нужны этапы. Вы что-нибудь пишете, читаете, вы всегда дробите работу на части, чтобы скоро достигнуть цели хоть маленькой. Это обычное стремление - разделить работу на кусочки, чтобы достичь цели по частям.

    Отредактировано Aretas (2013-10-10 04:38:35)

    +4

    2

    Aretas написал(а):

    Англосакс, высшее воплощение этого рефлекса, хорошо знает это, и вот почему на вопрос: какое главное условие достижения цели? — он отвечает неожиданным, невероятным для русского глаза и уха образом: существование препятствий. Он как бы говорит: «Пусть напрягается, в ответ на препятствия, мой рефлекс цели — и тогда-то я и достигну цели, как бы она ни была трудна для достижения».

    Это (так же как и английский газон) культивируется на протяжении сотен лет. И лишь тогда заметен результат.

    0

    3

    Aretas написал(а):

    Как известно, коллекционерство существует и у животных.

    мы когда делали ремонт на кухне и отодвинули холодильник - обнаружили под ним массу давно позабытых игрушек кота, а также ряд других вещей, в  том числе часы жены, о которых она сокрушалась, как о потерянных :)

    0

    4

    Aretas написал(а):

    Разве мы не читаем часто в газетах о скупцах — коллекционерах денег, о том, что они среди денег умирают одинокими, в грязи, холоде и голоде,

    По-моему, это не совсем то понятие "коллекционер", к которому мы привыкли. Это нечто другое, имхо.

    Aretas написал(а):

    Это обычное стремление - разделить работу на кусочки, чтобы достичь цели по частям.

    Потому что иногда цель слишком громадна и недосягаема, путь к её достижению кажется непреодолимым, а постепенное (пошаговое) достижение цели может уберечь от отчаяния и попыток бросить кажущуюся бесперспективной попытку достижения великой цели. Опять же-имхо.

    Aretas написал(а):

    . Пока цель не достигнута, человек готов умереть за неё, а затем делается к ней холодным. Это крупный пример

    Вряд ли это утверждение верно во всех случаях. По достижении цели приходят другие чувства: радость обладания, удовлетворённость своими действиями и т.д.

    Aretas написал(а):

    Рефлекс цели может ослабнуть и даже быть совсем заглушен обратным механизмом.

    Я думаю, здесь нужно проводить разумный баланс: поставленная цель-твои возможности.

    Aretas написал(а):

    Гениальный человек гоняется за истиной, которая ему долго не даётся

    Позволю себе прокомментировать это утверждение следующими словами:"Вера, которую никто не разделяет, называется шизофренией"!

    0

    5

    Aretas написал(а):

    Из всех форм обнаружения рефлекса цели в человеческой деятельности самой чистой, типичной и потому особенно удобной для анализа и вместе самой распространенной является коллекционерская страсть — стремление собрать части или единицы большого целого или огромного собрания, обыкновенно остающиеся недостижимыми.

    выходит, для уберзольдата сверхчеловека будущего такой рефлекс, как собирание чего-либо отживет как ненужный для эволюции атавизм. В связи с этим делаем вывод - колоссальное количество коллекционных предметов (монеты, статуи, метеориты, драг-камни etc) станут невостребованы, след-но ценник на них упадет. Уже представил себе картину, как пресытившиеся граждане топят камин картинами Рубенса и подкладывают тетры Наксоса под ножки шкафа, чтобы оный не качался  :rain:

    0

    6

    Alexander написал(а):

    выходит, для уберзольдата сверхчеловека будущего такой рефлекс, как собирание чего-либо отживет как ненужный для эволюции атавизм

    Может поменяться вектор собирательства: вместо монет и предметов искусства приоритет будет отдан "почётным грамотам от Всемирного правительства" или победам в межгаллактических войнах.  :glasses:

    0

    7

    Aretas написал(а):

    Когда отрицательные черты русского характера: леность, непредприимчивость, равнодушное или даже неряшливое отношение ко всякой жизненной работе, — навевают мрачное настроение, я говорю себе: нет, это не коренные наши черты, это — дрянный нанос, это проклятое наследие крепостного права

    Но прошло уже 150 лет после отмены крепостного права, пора бы уже изжить эти "национальные черты", ан нет-только новые добавляются.  :hobo:

    0

    8

    Непростая написал(а):

    пора бы уже изжить эти "национальные черты", ан нет-только новые добавляются.

    Я бы добавил, что в период 2-3 поколений, были в принципе все равны, все неслабо херачили на благо родины. Народ имел равные возможности роста.
    НО! Что происходит сейчас?
    Отвечу - добровольное закрепощение  :dontknow:

    9,6% заёмщиков - имеют 5 кредитов и более

    - явные будущие крепостные, не умеют планировать финансы, быстро обеднеют - будет как  в анекдоте про Ржевского и маленькую девочку "ебал и плакал"

    25,4% российских заемщиков имеют обязательства перед 3-4 банками. В 2007 г. таких заемщиков было чуть более 4%, в апреле 2012 г. — 21,2%.

    - то же самое, но скорее всего чуть дольше продержатся

    Доля заемщиков, обслуживающих 3-4 и более кредитов, сильно выросла за последние пару лет: рост долговой нагрузки происходит именно у граждан с доходами ниже 30 000 руб

    Как это называется? Вместо того, чтоб экономить - народ транжирит, залазют в 5 долгов - лишь бы айфон подороже купить?? Как это назвать?
    То, что бедные любят подражать богатым - известный факт. Но не настолько же! Моск же должен присутствовать
    Короче я вкорне не согласен с Павловым, он был неправ. Это именно национальные черты: лень, распиздяйство, непредприимчивость.

    Отредактировано kalashik (2013-10-11 11:25:36)

    0

    9

    Вот еще данные:

    в России 34 млн заемщиков.

    И посвежее данные:

    за прошлый год количество заемщиков обслуживающих одновременно пять и более кредитов выросло с 6 до 19%. При этом средний размер их долга составляет более 500 тыс. руб. на человека, что в два раза превышает средний годовой доход в России.

    Отредактировано kalashik (2013-10-11 11:37:46)

    0

    10

    kalashik написал(а):

    То, что бедные любят подражать богатым - известный факт. Но не настолько же!

    С этим трудно жить-когда вокруг всё такое (типа) доступное: взял кредит и стал обладателем.  :crazyfun:  А расплата позже приходит.  :glasses:

    0

    11

    философская база, вроде подводилась под благо быть коллекционером.
    А обсуждение ушло в другую степь - про кредиты и крепостное право.  Я вот думаю, что ничего уже в подсознании народов Рос Империи
    не сохранилось от того что было до 1860 года. Уже все - последущие наросты на том, что было.

    0

    12

    amatvey написал(а):

    ничего уже в подсознании народов Рос Империи
    не сохранилось от того что было до 1860 года

    совершенно верно

    amatvey написал(а):

    философская база, вроде подводилась под благо быть коллекционером.

    согласен во многом, коллекционирование - это рефлекс. Вчера жене это сказал - та возмутилась, мол какой я коллекционер. Показал ей магниты на холодильнике  :D ... в общем признала себя скрытым коллектором.
    Т.е. коллекционирование - не болезнь, т.к. все люди ею больны с рождения (например желание раскладывать кубики или желание новой игрушки) :)
    Но, думаю, стоит отличать жизненнонеобходимые рефлексы и нет. Например, без еды - человек умрет, без коллекционирования - нет (правда может потеряться цель в жизни - тогда сам себя коцнет).
    Люди, которые заменяют жиненнонеобходимые рефлексы другими - нездоров, т.е. в данном конкретном случае - это болезнь, скорее даже психологическое заболевание, которое если не лечить - человек погибнет и как личность и как живой организм.

    Отредактировано kalashik (2013-10-11 17:35:05)

    0

    13

    Корректно ли сравнивать коллекционирование, в частности-собирательство монет, с болезнью-не знаю.  :dontknow:  Но аналогий много: в том числе-и ослабление инстинкта собирательства, что похоже на временные улучшения в процессе болезни.  :glasses: Наверняка у каждого нумизмата с многолетним стажем были периоды, когда интерес к монетам реально ослабевал (почти до критической черты), и даже знаю некоторых, эту черту переступивших и завязавших с собирательством монет.

    0

    14

    не так :) все равно они коллекционеры :) просто собирают не монеты. Коллекционирование - это рефлекс, у кого то он очень развит (мы их считаем коллекционерами), у кого то нет (обычные люди). Это примерно как реакция на движение: у кого то хорошая, у кого то нет - и он плохой водитель.
    Больными в данном случае являются люди-овощи, либо те, кто наоборот все в дом тащит, забив на еду и сон (Плюшкин). Оба эти типа со временем погибнут. Первый под поезд бросится, второй с голоду умрет - если вовремя не скорректировать цель так и случится

    0

    15

    kalashik написал(а):

    Я бы добавил, что в период 2-3 поколений, были в принципе все равны, все неслабо херачили на благо родины. Народ имел равные возможности роста.
    НО! Что происходит сейчас?

    Давайте посмотрим:
    http://se.uploads.ru/t/0hFmw.jpg

    Свернутый текст

    0

    16

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Нет ничего твоего, кроме нескольких кубических сантиметров в черепе.

    http://s3.uploads.ru/jTE6F.gif

    0

    17

    Я думаю-любыми рефлексами можно управлять. Читаем:
    Про ожидание.
    http://se.uploads.ru/t/j2aY7.jpg
    Администрация аэропорта Хьюстона получала множество жалоб от пассажиров, которые слишком долго ожидали свой багаж. Аэропорт нанял больше грузчиков, но жалоб не становилось меньше. Тогда путь пассажиров от трапа до транспортеров с багажом был увеличен в шесть раз. Время, которое люди тратили, ожидая багаж, они стали тратить на дорогу. И жалобы прекратились.

    Когда началось массовое строительство небоскребов, многие жильцы стали жаловаться на то, что лифта приходится ждать слишком долго. Тогда рядом с лифтами установили зеркала, что позволило людям заняться собственной внешностью или украдкой рассматривать в зеркале других жильцов. И жалобы прекратились.

    Когда появились супермаркеты, многие покупатели стали жаловаться на то, что им с тележкой приходится слишком долго стоять в очереди в кассу. Тогда рядом с кассами стали устанавливать лотки со всякой мелочевкой – жевательной резинкой, шоколадками, презервативами. Это позволило супермаркетам зарабатывать дополнительно более $5 млрд. И жалобы прекратились.

    В Диснейленде первые посетители жаловались на то, что им приходится слишком долго стоять в очереди к различным аттракционам. Тогда Дисней распорядился повесить специальное табло, которое указывало примерное время ожидания. Но на табло всегда показывается большее время, чем приходится стоять в очереди. И посетители радуются, что они прошли гораздо быстрее. И жалобы прекратились.

    +2


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Philosophia. » Рефлекс цели или привет от собак Павлова.