ЖЕНСКИЙ ТРУД.
Римляне, следуя Аристотелю, были убеждены, что между мужчиной и женщиной есть ра-дикальное отличие по природе. Это отражалось и на разделении труда. Согласно Колумелле , «домашние работы предназначены для женщин, полевые же исключительно для мужчин. Таким образом, бог <…> поручил женщине попечение о делах домашних, сделав ее неприспособлен-ной для других дел». Итак, природа и культура согласны между собой – таков был принцип. Что же на практике?
Labor matronalis
Овидий не горел желанием вновь видеть в Риме дебелых краснощеких матрон, занимав-шихся только работой по дому . Но стоило уехать подальше от города, и возможность повстре-чать таких представлялась все чаще. В Англии на раскопках в современном Фрочестер Корте в саду сельской виллы обнаружено много женских булавок – это доказывает, что женщины там работали. Более того, недавно в Испании в результате раскопок обнаружена семейная ферма, а в ней скелет женщины лет сорока пяти – пятидесяти (VI–VII), ясно показывающий, какую тяже-лую жизнь она вела: известковый нарост в области таза может быть связан с кистой или маточ-ной лиомиомой (доброкачественной опухолью); многочисленные, плохо сросшиеся переломы обоих предплечий, остеофитозы (патологические костные образования) грудных позвонков и энтезопатия (костные наросты в месте прикрепления связок) коленей доказывают, что она зани-малась тяжким трудом.
Овидий не желал также, чтобы его жена умягчала шерсть, управлялась с ткацким челно-ком, сматывала пряжу, выводила пятна с одежды, составляла краски для домашних тканей . Ювенал выражает гнев и презрение в адрес женщин своего времени, но не заблуждается и на счет им же представленного традиционного образа прошлого . Кто бы умилился, увидев жен-щин, кашляющих от чада, питающих вздувшимися и отвисшими грудями уже больших детей, варящих похлебку в огромных чанах? Сатирик убежден, что назад возврата нет, но он предан старинным семейным ценностям и желал бы, как и большинство его современников, чтобы но-вый мир перенял их. Продолжали твердить, уже не веря в это, что непрестанный труд помогает женщинам хранить целомудрие, защищает от кокетства и беспутства, позволяет избежать лиш-них трат.