Завоевание Римом земель между Балканами и Дунаем. Образование провинции Мезии.
Столкновения римлян с нижнедунайскими пле¬менами начались почти сразу же после создания в 148г. до н.э. провинции Македонии. Уже в 117 и 114 гг. до н. э. скордиски, дарданы вместе с фракий¬цами совершают нападения на ее границы. Борьба с ними идет с переменным успехом. Побеждают то римляне, то варвары. Так, в 114 г. до н. э., по сообще-нию Флора, армия консула Гая Порция Катона была полностью уничтожена, вероятно, попав в горах в засаду (Флор. I, 39, 4). Но уже два года спустя Марк Ливий Друз успешно воюет с иллирийцами и по долине реки Мо¬равы доходит до Дуная. В 109 г. до н. э. проконсулу Македонии Марку Минуцию Руфу пришлось вновь отражать нашествие даков и скордисков, которые главенствовали тогда на Среднем Дунае. Как сообщает Фронтин, римскому полководцу удалось добиться победы с большим трудом, лишь применив военную хитрость (Фронтин. II, 4, 3.).
В целом походы римлян против фракийских и ил¬лирийских племен носили в это время главным обра¬зом карательный характер и не преследовали цель завоевания соседних с Македонией земель. Однако населяющие их народы думали по-другому. В начале 1 в. до н. э. вместе с греческими колониями Западного Причерноморья они заключают антиримский союз со злейшим врагом республики Митридатом VI, кото¬рый рассматривал Фракию в качестве базы для на¬ступления на Грецию. В войсках восточного владыки в качестве наемников служили дарданы, бастарны, скордиски и целый ряд фракийских племен, живших на южных склонах Родоп (Сапрыкин С. Ю. Понтийское царство. С. 157—158.). В ходе Первой Митридатовой войны в 87—86 гг. до н. э. скордиски в союзе с дарданами и медами совершили глубокий опустоши¬тельный рейд вплоть до Дельф, разграбив множество храмов, в том числе знаменитое святилище Аполло¬на. Направленный против святотатцев проконсул Ма¬кедонии Луций Сципион Азиаген сумел разбить скордисков, после чего их активность на границе Нижнего и Среднего Дуная прекращается. В после¬дующие два года Сулла и Гортензий утихомирили остальных союзников.
Во время Третьей Митридатовой войны римляне переходят в контрнаступление. Предупреждая наме¬рения противника, наместник Македонии Аппий Клавдий Пульхр в 78 г. до н. э. успешно Действует против фракийцев и преследует их до низовий Истра До Среднего Дуная во время дарданской кампании добрался его преемник Гай Скрибоний КурИон Су_ мевший, по сообщению Фронтина, жесткими мерами укрепить в войсках пошатнувшуюся дисциплину Апогеем римского наступления в это время явился поход Марка Лициния Лукулла. В 72 г. до н. э. он проникает вглубь Родопских гор, где разбивает враж¬дебные Риму племена. На следующий год полководец возобновил продвижение на северо-восток. Выйдя к побережью Понта, он сумел одну за другой захватить греческие колонии западного побережья. Через де¬сять лет очередной наместник Македонии Гай Анто¬ний Гибрида попытался развить успех, но Неожидан¬но натолкнулся на ожесточенное сопротивление Весной 61 г. до н. э. близ Истрии в Малой Скифии он был разбит объединенными войсками гетов, бастар-нов и греков, а сам попал в плен. Это поражение а также вспыхнувшая вскоре гражданская война приос¬тановили римское продвижение к Дунаю.
Новый виток римского наступления на нижнеду¬найские племена начался во второй половине 1 в до н э. Мысль о завоевании земель между Балканами и Дуна¬ем вынашивал еще Цезарь, но на практике осуществил лишь его внучатый племянник Октавиан. Выход к бе-регам крупнейших европейских рек как нельзя лучше соответствовал его стратегическим принципам активной обороны. Широкие водные массивы должны были, по мысли Августа, стать существенной преградой на пути проникновения в империю варварских орд. Дунай в этом отношении не являлся исключением. Кроме того, плодородные долины его низовий со сравнительно редким после длительных кровопролитных войн насе¬лением были удобными для колонизации, а в горных районах имелись залежи серебра и золота.
Поводом к вторжению послужило очередное пе¬реселение бастарнов, которые зимой 29/28 г. до н. э. перешли Дунай, намереваясь захватить земли друже¬ственного Риму фракийского племени денделетов, живших у границ Македонии. Наместник провинции, внук знаменитого триумвира Марк Лициний Красе Младший со значительной армией двинулся им на¬встречу. Покорив по пути ряд фракийских племен, живших на западе Балканских гор (античный Гем), он догнал отступающих варваров на реке Цибр (совр. Цибрица в Болгарии). В произошедшей битве Красе лично убил в поединке вождя бастарнов Дельдона. Одержав победу, наместник Македонии, в отличие от своих предшественников, не повернул обратно, а на-чал поход вдоль нижнего течения Дуная на восток, подчиняя жившие здесь племена трибаллов и мезов. Римские войска, по свидетельству античных источ¬ников, действовали крайне жестоко, отрубая мужест¬венно сопротивляющимся фракийцам держащую меч правую руку. В Малой Скифии Крассу удалось вне¬сти раскол среди гетов, поставив значительную их часть в клиентскую зависимость от Рима. 4 июля 27 г. до н. э. счастливый полководец отпраздновал триумф.
Во время Третьей Митридатовой войны римляне переходят в контрнаступление. Предупреждая намерения противника, наместник Македонии Аппий Клавдий Пульхр в 78 г. до н. э. успешно действует против фракийцев и преследует их до низовий Истра До Среднего Дуная во время дарданской кампании добрался его преемник Гай Скрибоний Курион, сумевший, по сообщению Фронтина, жесткими мерами укрепить в войсках пошатнувшуюся дисциплину Апогеем римского наступления в это время явился поход Марка Лициния Лукулла. В 72 г. до н э он проникает вглубь Родопских гор, где разбивает враждебные Риму племена. На следующий год полководец возобновил продвижение на северо-восток. Выйдя к побережью Понта, он сумел одну за другой захватить греческие колонии западного побережья. Через десять лет очередной наместник Македонии Гай Антоний Гибрида попытался развить успех, но Неожиданно натолкнулся на ожесточенное сопротивление Весной 61 г. до н. э. близ Истрии в Малой Скифии он был разбит объединенными войсками гетов, бастарнов и греков, а сам попал в плен. Это поражение а также вспыхнувшая вскоре гражданская война приостановили римское продвижение к Дунаю.
Новый виток римского наступления на нижнедунайские племена начался во второй половине 1 в до н. э. Мысль о завоевании земель между Балканами и Дунаем вынашивал еще Цезарь, но на практике осуществил лишь его внучатый племянник Октавиан. Выход к берегам крупнейших европейских рек как нельзя лучше соответствовал его стратегическим принципам активной обороны. Широкие водные массивы должны были, по мысли Августа, стать существенной преградой на пути проникновения в империю варварских орд. Дунай в этом отношении не являлся исключением. Кроме того, плодородные долины его низовий со сравнительно редким после длительных кровопролитных войн населением были удобными для колонизации, а в горных районах имелись залежи серебра и золота.
Поводом к вторжению послужило очередное переселение бастарнов, которые зимой 29/28 г. до н. э. перешли Дунай, намереваясь захватить земли дружественного Риму фракийского племени денделетов, живших у границ Македонии. Наместник провинции, внук знаменитого триумвира Марк Лициний Красе Младший со значительной армией двинулся им навстречу. Покорив по пути ряд фракийских племен, живших на западе Балканских гор (античный Гем), он догнал отступающих варваров на реке Цибр (совр. Цибрица в Болгарии). В произошедшей битве Красе лично убил в поединке вождя бастарнов Дельдона. Одержав победу, наместник Македонии, в отличие от своих предшественников, не повернул обратно, а начал поход вдоль нижнего течения Дуная на восток, подчиняя жившие здесь племена трибаллов и мезов. Римские войска, по свидетельству античных источников, действовали крайне жестоко, отрубая мужественно сопротивляющимся фракийцам держащую меч правую руку. В Малой Скифии Крассу удалось внести раскол среди гетов, поставив значительную их часть в клиентскую зависимость от Рима. 4 июля 27 г. до н. э. счастливый полководец отпраздновал триумф.
Однако создание на завоеванных землях новой про¬винции затянулось еще почти на полстолетия. Первое официальное упоминание о ней относится к началу правления Тиберия (14—37 н.э.). А окончательно ее границы оформились лишь при Клавдии, когда после захвата Римом Фракийского царства к Мезии была присоединена территория Малой Скифии. С этого вре¬мени небольшая нижнедунайская провинция, разде¬ленная Домицианом Флавием в военно-стратегических целях в 86 г. н. э. на Верхнюю (совр. Сербия) и Ниж¬нюю (совр. Северная Болгария и Добруджа в Румы¬нии), превратилась в главный плацдарм для наступле-ния римлян на Дакию.