Часть III.
Глава II. Монетная система поздней Империи: типы и легенды.
1. Основные тенденции.
Хотя переход от Империи III в. к Империи Диоклетиана и был постепенным, оказалось, что изменения были решающими, и главное было в том, что все внимание было перенесено на новый класс субъектов. До Диоклетиана она имела форму свободного государства во главе с принцепсом (за некоторыми исключениями), новая Империя стала восточной монархией во главе с царем. Изображения на монетах в этот период отражают новые тенденции. Помимо изменения деталей мы видим новую концепцию власти императора, другое отношение к религии, к современной истории, поразительным является новый дух, пронизанный варварством и хвастовством, — он виден во всех монетах. Прежде чем мы приступим к более детальному обсуждению различных классов изображений, следует сказать несколько слов об изменениях в обществе, которые помогут понять суть предмета.
Принципат Августа умер. Император IV и V вв. — это традиционный «Великий Царь», господин своих подчиненных, которому поклоняются, как богу. Правда, победы христианства несколько затмили божественность императора или, скорее, перевели ее в доктрину о «божественном праве царей». Но слово «священный» («sacer») теперь является почти эквивалентом слова «императорский», и изображение императора присутствует на всех деньгах. Разделение Империи на Восток и Запад существовало всегда, но теперь оно было окончательно закреплено основанием восточной столицы в Константинополе в 330 г.
Восстановление единства Империи при Константине I, Констанции II и Феодосии I было лишь временным, и в конце концов Восток отделился от гибнущей Империи Запада и перенес в Средние века свою древнюю историю, окрашенную римскими традициями. Запад постепенно впадал в варварство, а Рим и Италия находились в двусмысленном промежуточном положении, отчасти спасшиеся от варварства благодаря влиянию Востока. Сенат уже потерял последние остатки политической власти. Он больше не участвовал в чеканке монет и стал местной достопримечательностью двух столиц.
В этом веке религия занимала большое место в умах и чувствах людей. Началось с решающего сражения между язычеством и христианством, потом были бои христианской церкви с возрождением язычества при Юлиане Отступнике, и, наконец, христианство определенно отразилось на монетах.
Диоклетиан пытался как можно ближе ассоциировать свою династию со старым язычеством в лице Юпитера и Геркулеса. Затем последовал короткий период, когда на первый план выступает «Непобедимый бог-Солнце», по-видимому, связанный с культом Митры. Потом был нейтральный период, когда запрещались прямые религиозные ссылки и на монетах появлялись аллегории нейтрального характера. Наконец победило христианство, и его изображения появились на монетах. Знаком христианского императора стал штандарт Константина с монограммой Христа . Отступничество Юлиана представлено изображением быка Аписа и александрийскими монетами с египетскими мифологическими сюжетами. После смерти Юлиана на всех монетах появились христианские символы. Всегда присутствуют крест и штандарт, а императора величают «Защитником веры». Однако полностью христианская символика новой веры стала использоваться уже в Византийской империи.
Следует сделать еще несколько замечаний. Против старых форм языческой веры вместе с христианством выступал митраизм. Только после того, как провалились все попытки сокрушить христианство, началась короткая, но решительная борьба между ним и митраизмом.
У этих религиозных противников было много общего во взглядах на мораль. Еретики, отколовшиеся от христианской церкви, — ариане и атанасийцы не оставили следа в изображениях на монетах (может быть, мы его пока не обнаружили). Фактически христианство в первые годы после своей победы утверждалось очень осторожно, постепенно; в высших классах общества все еще сохранялись довольно сильные элементы язычества.
В это время исчезает обожествление персонифицированных добродетелей. Возможно, это влияние христианства. Но одна персонификация— Гений императора, или государства, играет большую роль, и мы знаем из письменных источников, что она занимала центральное место в умах того времени. Позднее мы увидим, как христианство приспособило к своим формам концепцию Виктории (победы), которая сопровождала римскую историю из века в век.
На монетах IV в. не прекращается изображение истории Империи, но навсегда утрачивается что-то определенное. Пропагандистский элемент все еще проявляется сильно — правительство хочет представить свою политику в привлекательном свете. Но в целом интерес к политике и увековечению конкретных событий падает: вместо точного изображения текущих событий даются размытые общие концепции.
Постоянно изображается армия, которую считают единственной защитой цивилизации от наступающего варварства, и в бесконечных упоминаниях о «Безопасности», «Благополучии» и «Славе» мы видим озабоченность правительства тем, как благополучно провести корабль по бурному морю к гавани. Постепенно изображения превращаются в застывшую безжизненную условность. Каждый номинал имеет свой тип, который не меняется годами. Во время бесконечно меняющихся событий появляется, видимо, потребность в созерцании нескольких квазиперманентных черт жизни государства.
Общее изменение в моральном тоне монет легче почувствовать, чем описать. В свои великие дни Рим праздновал победы, но обычно с чувством такта и реальности и без чрезмерных славословий. В этот же период мы все время встречаем — «Слава римлян», «Слава государства». Но это еще не самый большой изъян вкуса. Более серьезным является элемент жестокости, проявляемой при столкновении с варварским миром. Императора представляют самодовольным «Победителем всего мира», «Победителем варварских наций», попирающим ногой пленника, припавшего к земле. На знаменитой монете «Fel. Temp. Reparatio» Константина II показан римский легионер, пронзающий копьем упавшего перса. На монете «Gloria Romanorum» («Слава римлянам ») Валентиниана I император тащит пленника за волосы. Думается, что Империя пала не от рук варваров за пределами государства, а от варварства самих римлян, и изображения, которые мы привели, являются красноречивым свидетельством правильности такого мнения.
На аверсе, конечно, всегда присутствует портрет императора. Часто на одном дворе чеканят несколько конкурентов-императоров. Право на помещение портрета простирается на наследников — цезарей, будущих императоров, и реже на женщин императорского дома. Примечательной является мелкая монета с портретом Аннибалиана, племянника Константина I, назначенного им царем Боспорского царства и убитого военными после его смерти. Основание Константинополя было отмечено специальными сериями монет с головами Ромы, Константинополис и римского народа на аверсах. Такие замены портретов императоров крайне редки. Единственным другим исключением являются маленькие серии монет с религиозными изображениями, отчеканенные в Александрии и Антиохии во время правления Юлиана.
Императорский титул менее разнообразен, чем прежде. При сыновьях Константина I вместо титула «император» пишут «D(ominus) N(oster)» («наш государь») и добавляются слова «P(ius) F(elix)» («угодный богам, счастливый»). Редко дается личное имя, чаще родовое.
Иногда на реверсе указывается консульство или проконсульство, которое не указывалось в начале Империи. Почти совершенно отсутствуют титулы трибуна, главного понтифика и «отца отечества». Исключительным является обозначение числа лет правления Феодосия II
со словом «император». Цезарь (наследник) постоянно указывается именем с эпитетом «Nobilissimus» («благороднейший»). При Грациане ввели обычай давать наследнику полный императорский титул «Август». Титул «Augg. Aug.», которым наделен Грациан, на его первых монетах описывает его как «августа, зависимого от двух старших августов». Императрицу все еще титулуют как Августа. Титул «N(obilissima) F(Femina)», который указан на монетах для Елены и Фаусты, мы уже рассматривали.
Вначале на императоре был обычно лавровый венок, позднее его место заняла диадема восточной монархии с цветами или жемчугом.
Лучистая корона бога-Солнца все еще встречается при Константине I, но все более обычными становятся портреты в военной форме со шлемом, копьем и щитом. Обычным является и портрет в императорской мантии и со скипетром с орлом наверху, а позже со скипетром и державой — символами императорской власти. При Константине II появляется военный портрет анфас, который будет часто встречаться на византийских монетах. Вообще мы видим тщательное выполнение узора и ритуала — император представлен не как индивидуум, а как носитель, символ большой власти.
Часть III. Монетная система поздней Империи: типы и легенды.
Сообщений 1 страница 5 из 5
Поделиться12012-11-29 20:21:00
Поделиться22012-11-29 20:56:55
2. Классификация типов монет.
Реверсы удобно изучать по различным группам субъектов. Мы можем принять следующую примерную классификацию:
а) изображения, на которых главной персоной является император;
б) изображения, где показана забота императора о государстве;
в) изображения, относящиеся к провинциям и иностранным государствам;
г) военные изображения;
д) религиозные изображения с персонификациями и обожествлением, насколько они еще продолжали существовать;
е) различные одушевленные и неодушевленные предметы;
ж) здания.
Легенда на реверсах, как правило, описывает изображения, но все чаще становится более сложной и является скорее характеристикой, чем описанием. Например: Константин и его сыновья называются «Безопасность и надежда государства»; воин, поражающий упавшего врага, символизирует «Восстановление счастливых времен»; Виктория означает «Безопасность государства»; император, поставивший ногу на дракона, является символом «Победы Империи». Эта тенденция заслуживает пристального внимания, так как она характерна для этого века.
а). Изображения императора.
Император как глава государства представлен портретом на аверсе.
На реверсе он иногда изображен в одежде консула или на колеснице, разбрасывающим дары народу. В век, когда императорской властью обладали сразу несколько человек, правили, так сказать, коллегиально, предпочтительными были изображения, подчеркивающие хорошие отношения между ними. Например, «Perpetua Concordia Augg.» («непоколебимое согласие августов») на ауреусе показывает, как Диоклетиана коронует Юпитер, а Максимиана — Геркулес; «Gloria Romanum» («слава римлян») на ауреусе изображает вместе на троне с державами в руках Валентиниана I и Валента II, а «Victoria Augg.» на поздних солидах показывает двух императоров, сидящих рядом, а над ними Виктория.
Максенций постарался прельстить своих подданных, изобразив на монетах божественные силы, которые позволяют ему сохранить его города (LIX, 2), или церемониал его вступления в консульство (LIX, 3). Серия «Pietas» («милосердие, преданность») показывает императрицу Фаусту с ее детьми.
Константин и его сыновья часто изображаются вместе, в военной одежде и с легендами «Счастье римлян» или «Благополучие и надежда республики». Антемий и Лев I изображены вместе с копьями и крестами и легендой «Благополучие республики». Императрица Элия Флацилла, жена Феодосия I, изображена стоящей со сложенными в молитве руками на груди как «Благополучие республики».
Свадьба Марцина и Пульхерии изображена двумя фигурами, которые соединяет в браке Христос. Сын императора все еще носит титул «Princeps Juventutis» («первый по списку всадник») (LIX, 1, 10) и имеет такие военные атрибуты, как копье, щит и штандарты; иногда легенда гласит «Principia Juventutis», первая ступень военного обучения для карьеры императора. Изображение персонификации «Spes» («Надежда ») свидетельствует о надеждах, возлагаемых на наследника (LX, 2), и Аркадия называют на солиде «Новой надеждой государства» («Nova Spes Republic»). Грациан с императорской хоругвью и копьем величается как «Gloria Novi Saeculi» («слава нового века») при его восшествии на престол; на другой монете он показан как «Spes P.R.» («надежда римского народа») — стоит между своими старшими соправителями (LX, 9). Ту же самую идею выражают другие легенды: «Вопо Reipublicac» и «Вопо Reipublicae Natus» (сравн. LIX, 4), которые использовали Константин I и Магн Максим и продолжали использовать в V в.
Императорские деяния уже теперь не изображаются сценами, когда император стоит на возвышении: теперь он разбрасывает деньги со своей колесницы (LIX, 14). Его приезд в один из главных городов все еще представлен императором на коне и легендой «Felix Adventus Aug.» («счастливое прибытие Августа»).
Так же, как и раньше, отмечаются торжественные обеты, которые давал император по истечении каждых пяти лет правления, — формулами «Vot.V. Mult(iplicatis)X» или «Sic X Sic XX» (обет 5 или кратное этому). Самой обычной для такого случая является простая легенда в венке (LXI, 1, 2), но упоминание об обетах часто вводится как деталь в более крупное изображение — на постаменте статуи, на щите, который держат две Виктории, или просто изображение Виктории (LX, 18; LXI, 4). Легенда об обетах иногда иллюстрируется более сложно — двумя императорами вместе на троне (Валент), фигурами Ромы и Константинополис (Гонорий — LXI, 3), императором и коленопреклоненной фигурой Рима (Валентиниан III — LXI, 5). Необычно полное описание обетов дано на солиде Константина I в такой легенде: «Vota orbis et urbis sen(atus) et p(opuli) R(omani)» («Клятвы градам и весям, сенату и римскому народу»). Примечательной серией, посвященной обетам в период правления Юлиана, является серия александрийских монет с изображением египетских божеств Озириса, Изиды, Сераписа, Анубиса: точная причина этого неизвестна, но здесь есть несомненная связь с возвращением Юлиана к язычеству. Эти монеты очень важны для установления хронологии, однако следует принимать во внимание, что иногда эти обеты отмечаются раньше надлежащего времени и обеты, относящиеся к старшему из двух императоров, иногда могут появиться на монетах младшего соправителя.
Особый случай отречения Диоклетиана и Максимиана отмечен на монетах как «мирная отставка императоров» и помещением Провиденции, персонификации предвидения, заботы о преемниках власти.
Возвращение Максимиана к политической жизни представлено на монетах титулом «старшего» Августа.
Поделиться32012-11-29 21:04:48
б). Изображения отношений императора и государства.
Забота о государстве отражается в ряде легенд, заявляющих о «Мире» (LX, 1), «Счастьи» (LIX, 8, 15), «Славе» (LX, 7, 11, 12, 14, 15, 16), «Благополучии» (LX, 8) и «Безопасности» (LX, 4) государства. Константин I (LIX, 6, 8) и Магненций приписывают себе восстановление свободы Рима, Ветранион выступает как «спаситель» («Salvator») (LX, 3), Валентиниан I и Валент как «восстановители» государства (LX, 5, 6).
При Феодосии I тема «Возврат республики» представлена изображением императора, протягивающего руку стоящей на коленях женщине. Известные серии монет Констанция II и Константа с легендой «Fel(icium) Temp(orum) Reparatio» («возврат счастливых времен») представляют общую идею в разных аспектах — в виде римского легионера, пронзающего упавшего перса; императора, который вытаскивает варвара из лесной хижины — вероятно, чтобы поселить его в Империи; в образе Виктории, которая управляет кораблем императора, в виде феникса —символа вечного Рима (LIX, 11—13). Магненций повторяет ту же концепцию, но еще подчеркивает, что он победоносный полководец.
Очень часто идея «Славы государства» изображается двумя столицами— Римом и Константинополем, которые сидят рядом на троне.
Позже тема «Победа Августа» выражается фигурой императора, который топчет ногой врага или дракона с человеческой головой (LX, 10, 13).
Многие подобные изображения определенно воинственны, и мы рассмотрим их в соответствующем разделе. Интересные изображения Константина I, представляющие сенат человеком в государственном одеянии и римских всадников — фигурой на коне (LIX, 5), свидетельствуют об интересе императора к римской аристократии.
в). Изображения провинций и иностранных государств.
В этот период конкретное обозначение текущих событий стало заменяться более общим. Однако встречаются и исключения.
Большая находка клада, обнаруженного недавно в Аррасе, обогатила нас великолепными золотыми медальонами. На них показано возвращение к Империи Британии Константином I: на одном из них, самом большом и красивом, изображен Константин, подъезжающий к воротам города, у которых на коленях стоит умоляющая женщина, символизирующая Лондон, а внизу на реке — лодка с сопровождающими императора вооруженными людьми. Монетный двор в Карфагене воздает честь самому городу и провинции Африка (LXI, б, 7). Константин I отмечает свою победу над сарматами и представляет Францию и Алеманию (LXI, 8) в виде фигур, сидящих со связанными назад руками, по старой традиции изображая «capta provincia» («покоренную провинцию»).
Фигура морского бога у Анниболиана относится к его царствованию в Боспорском царстве (LXI, 9). Юлиан восхваляет храбрость галльской армии, которая отважно сражалась, чтобы отвоевать провинцию, захваченную германцами, а позже — храбрость римской армии, с которой он пытался победить Персию. Гонорий приказал изобразить на солиде льва под его пятой, что символизировало его африканскую победу в 413 г. н.э. Любопытное изображение на монете при Константе с легендой «Bononia Oceanensis», где показан его отъезд в Британию, есть только на конторниате и, строго говоря, не имеет отношения к данному обзору.
События более мирного характера отражены еще более скудно. Это, например, перевод Константином Великим монетного двора из Остии в Арелат. Как мы уже видели, основание Константинополя было отмечено специальными выпусками монет в честь двух столиц, постоянно появляются изображения «Славы» или «Безопасности» государства.
Надпись «Jnvicta Roma Aeterna» («Непобедимый вечный Рим») на монетах марионеточного императора вестготов Приска Аттала звучит как ирония. На небольшой серебряной монете Юлия Непота изображена Равенна, последняя столица Запада, в виде женщины, окруженной башнями; нога ее поставлена на нос корабля, она держит меч и рог изобилия.
г). Военные изображения.
На монетах, естественно, отражена важная роль армии — оплота Рима в борьбе с мятежными варварами. Обычно император изображается в военной форме, часто попирающий ногой пленника, с гордыми титулами «Debellator» («победитель»), «Triumphator getium barbarium» («покоритель варварских племен»). Множество изображений Виктории и Виртус («доблесть») (LXI, 12, 15)* (*В табл. LXI, 13, по-видимому, показан военный лагерь) отмечает победоносный путь римского оружия и доблесть римлян.
Излюбленные изображения: Виктория, держащая щит; Виктория с трофеем и пленником; император, попирающий пленника; римский легионер, который тащит распростертого врага; император верхом на коне или стоящий с оружием; штандарты легионов (LXI, 16). Они сопровождаются целым рядом легенд, например «Вечный мир августа», «Покоритель всех племен», «Победитель всего мира», «Благополучие страны», «Вечная безопасность» и др. Военная свита императора изображена в виде конников на ауреусе Максимиана (LXI, 10).
Интересный солид Константина I с легендой «Безопасность государства» содержит изображение императора, которого коронует Виктория, и девяти сопровождающих солдат. Знаменитый форт на Дунае, Дафна Константина, также отмечен на монете (LXI, 11). Очень четко выражена идея «Слава армии» изображением двух солдат с копьями и щитами на медных монетах Константина и его семьи (330—337 гг. н.э.). В век упадка римского оружия придается огромная важность военному искусству. Легионеров приучили знать свое место, и они уже не стремились при первой возможности посадить претендента в императоры на трон.
Претенденты всегда были, но если учесть, что при общей нестабильности всегда были и возможности для восстания, то остается лишь удивляться верности армии установившемуся режиму. Период власти варварских «военных магистратов» в V в. не запечатлен на монетах.
Поделиться42012-11-29 21:18:33
д). Религиозные изображения.
Сначала рассмотрим отражение на имперских монетах последних проявлений язычества. Диоклетиан особым образом представил себя потомком великого отца римских богов Юпитера: взял себе имя Иовий (происходящий от Юпитера), его соправитель Максимилиан добавил к этому силу и храбрость своего покровителя Геркулеса и стал называться Геркулием.
Поклонение этим богам преобладает в религиозных изображениях периода тетрархии. Юпитер обычно выступает со своими атрибутами —молнией, скипетром и орлом. Мифы о Геркулесе дают возможность представить его шире, и на золотых монетах Максимиана изображены несколько его подвигов (LXII, 3, 4). Кроме них на монетах довольно часто встречаются Марс и «Непобедимое Солнце», восточное божество, тесно связанное с митраизмом и любимое войсками. В период после смерти Максенция «Непобедимое Солнце» стал на время самым главным божеством в римском религиозном мире, но его владычество окончилось с растущей привязанностью Константина к христианству.
На монетах Константина I и Максенция изображены Диоскуры (LXII, 1, 2). Культ римских богинь почти не представлен (LXII, 15). Рома, покровительница старой столицы, была особенно почитаема при Максенции и несколько позже, но скорее не как богиня, а как персонификация (LXII, 9—12; LXII, 13). Юпитер чаще всего имеет титул «Conservator» («Спаситель») (LXII, 5), как и Марс (LXII, б, 7, 8).
Бог-Солнце наделен эпитетами «Непобедимый» или «Вечный». Юпитер Громовержец определен как победитель гигантов, Геркулес имеет разные титулы в зависимости от конкретного подвига. Упадок культа богинь частично объясняется тем, что в династии Диоклетиана женщины не играли большой роли; частично тем, что в войсках все еще жило язычество в форме митраизма, а он не допускал в религию женщин. Считают, что отчасти это способствовало тому, что в борьбе с христианством митраизм потерпел поражение.
Вначале христианство появилось на монетах в виде небольших символов— креста или монограммы Христа. На изображении константинопольской монеты мы видим крест, поставленный на змея, — как символ безопасности государства (LXIII, 7). Поднятые вверх головы Константина и его сыновей на солидах в конце его правления, вероятно, говорят о том, что они молятся. Христианские императоры приняли штандарт, украшенный монограммой Христа, и при Магненций и Ветранионе мы видим выражения типа «Salus Dd. Nn. Aug. et Caes.»,
знак ДО между А и Q или «Нос signo victor eris» («С этим знаком победишь»). Позднее определенно религиозное значение имеет рука Бога, возлагающего корону на голову императора, а изображение на монете V в. императора, давящего ногой змея с человеческим лицом, вероятно, имеет целью представить его как защитника веры и христианской цивилизации от древнего змея духовного зла (LX, 13). Обычными становятся изображения креста (LXIII, 3) или знака Ф (LXIII, 9, 10). Солид Олибрия «Salus Mundi» («Спасение мира») с главным элементом — крестом уже имеет почти средневековый характер (LXIII, 12). Удивительным является то, что религиозные мотивы появляются на монетах очень осторожно.
Языческое возрождение Юлиана проявилось лишь на реверсе медной монеты в виде быка Аписа и египетских богов в Александрии (LXII, 16, 17). При первых христианских императорах мир оставался еще по существу языческим. Вначале христианство все еще принимало языческие формы, перемешивая их со своими собственными символами.
Постепенно изображения, связанные с язычеством, вытеснялись. Общей политикой было не резкое изменение, а компромисс и ассимиляция.
При Диоклетиане стало неприкрытым поклонение императору как богу, которое было запрещено в ранней Империи; он и его соправители считали себя земными представителями небесных великих богов.
Если бы язычество продержалось дольше, божественность императора стало бы главным его догматом. Но триумф христианства прервал такое развитие событий. Император тесно связан с эмблемами новой веры — крестом и штандартом, его коронует рука Бога или ангела победы, но он остается человеком. Идея божественного в человеческой природе навсегда отделилась от места и власти. Обожествление умершего императора продолжалось до тех пор, пока еще было живо язычество, но заслуги великого Диоклетиана не были оценены титулом «божественный» после его смерти из-за борьбы после его ухода с престола. Константин сделал «божественными» своего отца (LXIII, 1) и своего предка Клавдия Готского, Максенций — своего отца Максимиана (LXIII, 3, 4) и сына Ромула (LXIII, 2), Максимин II— Галерия. Даже Константин, умерший христианином, получил после смерти титул «божественный», но он, видимо, имел новый смысл (LXIII, 5, 6). На реверсах он показан в виде стоящей фигуры с легендой «Veneranda Метопа» («VN. MR») («Почетная память») или на колеснице, направляемой рукой Бога, в последнем изображении можно увидеть намек на Илью-пророка. Это последние монеты с обожествлением, но есть монеты с главным символом на реверсе — звездой (LXIII, 8), которые были отчеканены в честь умерших (например, Елены, Фаусты, Феодосия I). Понятие о бессмертии в мире звезд уже было глубоко укоренено в воображении, и было легко найти ему христианские параллели.
Поклонение меньшим божествам или персонифицированным добродетелям все еще имело место, но оно нашло лишь ограниченное отражение на монетах. Фортуна все еще появляется с рулем и глобусом (LXIII, 18), Надежда — с цветком, Безопасность — опершись на колонну (LXIV, 6).
Монета с весами при Диоклетиане представляет деятельность императорского монетного двора (LXIV, 4). Однако эти божества обычно ассоциируются с личностью императора как полубога. С победами христианства эта концепция отмирает, и если добродетели появляются на монетах, то они уже ассоциируются с государством и народом Рима.
В это время для передачи концепций государства часто используются абстракции в виде символов. Мы уже говорили о изображениях, которые связаны с такими понятиями, как Пиетас (благочестивое уважение, милосердие), Салюс (благополучие, здоровье), Фелицитас (счастье), Виктория (победа) и Виртус (доблесть).
Особенно характерными для этого времени являются «Слава Рима» или «Армия», иногда представленные в виде женщины, держащей ветвь и опирающейся на колонну (LXIII, 17). Очень часто идея выражается в виде Рима и Константинополя или императора как победоносного полководца. Особенно популярно было поклонение Гению императора или римского народа. Гений изображается юношей с рогом изобилия и жертвенной чашей.
В развитии религиозных верований интересное место занимает Виктория (LXIV, 7—14). Римляне очень почитали это божество, которое символизировало триумф государства. Главные сражения между язычеством и христианством разгорелись вокруг большой статуи Виктории в здании сената. Христиане победили в 382 г., убедив императора Грациана убрать ее, но, к нашему удивлению, она все-таки появляется на монетах, и не только в связи с императорами, но также вместе с символом креста. Остается только гадать, почему это было так. Дело в
том, что христианство не могло сразу и навсегда искоренить поклонение Виктории, и оставалось только сохранить ее с определенными христианскими чертами. Языческая богиня становится христианским ангелом победы, сохранив крылья и атрибуты — венок и пальмовую ветвь и получив новую эмблему — христианский крест. Это характерный пример тонкой политики, при которой поклонение языческим богам уживалось с почитанием христианских святых.
Поделиться52012-11-29 21:28:50
е). Одушевленные и неодушевленные предметы.
Использование различных одушевленных и неодушевленных предметов для выражения общих идей определенно идет на убыль.
Абстракции не одеваются в символы. Волчица и близнецы все еще появляются как предание о создании Рима (LXIV, 15). Лев, символ силы, появляется на реверсе божественного Максимиана и по созвучию с именем на монетах Льва Великого. Орел, связанный с обожествлением в старые времена, появляется на посмертных монетах Константина I. Феникс связан с двумя родственными идеями — обновления (LXIV, 16) и вечности («Perpetuitas»).
Венок используется как обрамление на реверсах монет, посвященных приношению обета императором, а иногда окружает звезду. Венок из дубовых листьев уже не виден. Военные знамена передают идею о надежности армии, а алтарьвместе с легендой «Beata Tranquillitas» («Блаженный покой») олицетворяет жертвоприношения за дарованный мир. Христианская монограмма Ф на монетах Магненция сначала ассоциируется с идеей «Спасения государства». Буквы «А» и «Q» по бокам ее относятся к
описанию Христа в Книге откровений Иоанна. В V в. крест и эта монограмма повсюду появляются на монетах, крест является обязательным элементом на золотых тремиссах. С ним всегда связана идея о победе императора. Мы уже видели это на монете Олибрия с легендой «Salus Mundi».
ж). Здания.
Примечательным явлением нового века становятся изображения лагеря или городских ворот, которые периодически появляются с интервалом в течение всего IV в. (LXIV, 17—19). Защита границ уже не была такой надежной и прочной, как в великие годы Империи. Она была похожа на морской мол, который мог противостоять приливам, но не защищал от наводнений весной. Главной заботой императоров стала обороноспособность больших городов, и она символизировалась изображением городских ворот с такими легендами, как «Providentia Aug.» («провидение, забота императора») или «Virtus Augg.» («доблесть императора»). На серебряных монетах периода тетрархии показана сцена жертвоприношения у городских ворот. По-видимому, это благодарственное жертвоприношение за победы на поле боя. Эти победы отражены в легендах «Victoria Sarmatica» («победа над сарматами») и «Virtus Militum» («воинская доблесть»). Магн Максим в Галлии называет городские ворота «Надеждой римлян» (LXIV, 17), а на современных ему монетах Феодосия и его сыновей в Фессалонике их называют «Слава государства» (LXIV, 18). Очень редко на монетах представлены реальные здания. Самыми знаменитыми из таковых являются изображения на двойных солидах Константина I, где почти детально изображены мост и ворота в Треверах, а также недавно обнаруженный медальон Констанция I, где показана Лондиния (Лондон), на коленях у ворот встречающая своего освободителя. Любопытная легенда «Redditor luci aeternae» («испускающий вечный свет»), по-видимому, не имеет отношения к митраизму, говорит о свете как об эквиваленте добра; это было хорошо знакомо римлянам, а впоследствии вдохновило на создание возвышенных христианских гимнов. Изображение ворот и стен Лондинии не оставляет сомнений в том, что уже в 296 г. город был окружен крепостными стенами.
На монетах этого века хорошо представлены правители, доблесть армии, счастье и безопасность государства. Не хватает только подробного отчета о современных событиях и полной серии персонифицированных добродетелей. Мы также не видим интереса к мифологии и прошлой истории Рима, которые некогда играли важную роль в монетной системе.
Все время повторяются одни и те же изображения. Частично это можно объяснить влиянием новой веры. Необходимо поглубже заглянуть в историю, которую открывают такие историки, как Аммиан Марцеллин, и исторические документы, например Кодекс Феодосия, для того чтобы понять ту отчаянную борьбу, которую приходилось вести цивилизации с наступающим варварством, а также гнет гражданского и военного правительства, которое стремилось дать Империи возможность продолжать жить, но в этом процессе почти погубило ее.