Глава I. История чеканки монет.
1. Исторический обзор.
Август столкнулся с целым рядом проблем, и денежная система была не самой легкой среди них. После бурь гражданских войн возникла новая система вместо старой, но она не заменила ее полностью. Сенат потерял контроль не только над наместниками и военачальниками в провинции, но и над выпуском денег: монетный двор в Риме был закрыт, и золотые и серебряные монеты чеканили только военачальники для своих нужд. Стандарт бронзовых денег был неопределенным: после прекращения выпуска 7-унцевых монет никто не мог с уверенностью сказать, каким должен быть римский асс. Надо было считаться и с нуждами провинций. Любая серьезная попытка провести денежную реформу сопровождается большим повышением цен.
Положение Рима как господина мира требовало его главенства в денежных делах и чеканке монет. В то же время надо было учитывать стоимость содержания армий в провинциях. Какой же политике должен был следовать Август? Должен ли он был передавать сенату контроль за выпуском денег? Это ущемило бы его власть. Следовало ли ему осуществлять руководство монетным двором совместно с сенатом? Так делал Юлий Цезарь и сам Август, некогда член триумвирата,но это не принесло успеха. Если участие сената в этом деле было бы реальным, это ущемляло бы власть императора, а если номинальным, то такое положение вызывало бы сопротивление сената и вряд ли он отрекся бы от власти, как в предыдущий период. Но нельзя было оставить денежную систему в том виде, в каком она была при приходе Августа к власти. Он решил строить новую систему с опорой на уже существующую.
Август решил не восстанавливать имперский монетный двор, чтобы избежать столкновения с сенатом за власть над ним. Объединив свою чеканку монет с чеканкой наместников в провинциях, он стал выпускать золотые и серебряные деньги от имени императора. В то же время он сделал уступку и сенату: поставил под его контроль выпуск бронзовых монет. Это была гарантия против фальсификации и злоупотреблений (бронзовые деньги обращались лишь в Риме и Италии).
Свое решение император осуществлял постепенно.
После победы под Актиумом триумвир Август чеканил золото и серебро (XXX, 6, 7) для своих войск на Востоке. В 27 г. до н.э., когда он сложил с себя исключительные полномочия, чеканка была приостановлена, но для нужд Азии продолжали выпускать серебро и бронзу на провинциальных монетных дворах. Будущее императорской чеканки оставалось неясным. Реорганизация власти в 23 г. до н.э., когда она стала принадлежать императору за границей, а трибунам — в самом Риме, несколько продвинула дело.
Основание военной колонии Эмериты в Лузитании дало Августу возможность выпускать там серебро через своего легата Каризия (XXX, 2). В то же самое время римское государство возобновило выпуск aes. Император отдал право чеканки сенату (на монетах появились буквы «S.C.». Август имел долю в этой чеканке как представитель римского народа, наделенный властью трибуна. За выпуском П. Каризия последовали другие — в Эмерите (XXX, 4, 3) и Испании (XXX, 4, 5).
Поездка Августа на Восток в 21—19 гг. до н.э. тоже сопровождалась чеканкой монет (XXX, 8). Вернувшись в Рим в 19 г. до н.э., он дал согласие на выпуск золотых (XXX, 1) и серебряных монет в столице, разделив ответственность с сенатом. На этих монетах появились подписи выпускающих, но отсутствуют буквы «S.C.» и портрет императора, на медных деньгах он был лишь на одном номинале — ассе.
Так было до 12 г. до н.э., но во время отсутствия Августа — в 15—14 гг. до н.э. он был в Галлии — чеканка была приостановлена. Сенат все еще не отказался от права чеканки золота и серебра, но теперь Август принял решение. Лугдун — столица великой имперской провинции Галлии — был подходящим центром чеканки денег для войн на германских границах, которые собирался вести Рим. Он находился в районе, богатом золотом, и к тому же император мог чеканить монеты в качестве командующего, не обращаясь за разрешением к сенату. В 15 г. до н.э. Август открыл там императорский монетный двор и чеканил золото и серебро до конца своего правления. Вскоре после возращения в Рим в 12 г. до н.э. он закрыл там монетный двор. После смерти Агриппы, который оказывал на него консервативное влияние, ему стало легче предпринимать решительные меры. Чеканка aes продолжалась с небольшими перерывами с 23 г. до н.э. до 4 г. до н.э., везде появлялись имена чиновников, а на самых мелких номиналах— квадрансах имя императора даже не упоминалось (XXXIII, 13). До 11 г. н.э. последовал перерыв неизвестно почему — или из-за права чеканки, или из-за отсутствия потребности в новых деньгах. Когда чеканка была возобновлена, на монетах уже не появлялись имена монетных чиновников и была окончательно уничтожена привилегия знатных семей, но знак «S.C.» сохранился.
Август создал постоянную биметаллическую систему, в основе которой находились ауреус и денарий. Он низвел aes до положения условной монеты. И наконец, сделав ауреус и денарий свободной валютой во всей Империи, он оставил aes для провинций Галлии, Азии, Сирии и Египта и поощрял местные выпуски мелких номиналов почти во всех частях Империи.
Тиберий следовал денежной политике Августа, но ему пришлось ввести строгие ограничения в местной чеканке на Западе из-за недоверия ко всему, что подпитывало сепаратистские тенденции: в Галлии возникло националистическое движение во главе с Сакровиром, а в Африке — во главе с Такфарином. Особые галльские выпуски монет («алтарные» монеты Лугдуна) были приостановлены, но в Лугдуне продолжали до конца правления Тиберия чеканить римские золотые и серебряные деньги. Однако галльские волнения и германские войны вынудили Тиберия закрыть лугдунский монетный двор, нужно было открыть другой в Риме или провинции. Осторожный Тиберий предпочел оставить это своим наследникам. Это и было сделано в первый год его преемником (XXX, 9, 10). Сенат был приучен Августом подчиняться императору и уже не протестовал. В западных провинциях местная чеканка практически перестала существовать. В короткое правление Калигулы произошли важные изменения в денежной политике, вызванные практической необходимостью. Финансовую политику сумасшедшего племянника продолжил его педантичный дядя Клавдий, к которому перешли бразды правления. Преемственность этой политики поддерживалась благодаря влиянию финансовых советников императора, в частности «разумного Палланта». Недостатком этой системы была нехватка aes на Западе.
При молодом Нероне его окружение во главе с Сенекой и Бурром добилось усиления роли сената, особенно после того, как из политической жизни были устранены мать Нерона Агриппина и Паллант. Почти на всех монетах из золота и серебра, выпускавшихся в первые годы его правления, стоят буквы «ЕХ S.C.» (XXX, 11). Они есть не только на реверсе с венком, но и на реверсе более поздних монет с изображением Цереры, Ромы и Виртус. (Буквы «ЕХ S.C.» относятся к выпуску, который сенат поручал определенному монетному чиновнику или представителю власти, и часто для определенных целей, например для закупки зерна и т.д.). Этот частичный возврат к старой республиканской системе продлился лишь в юные годы Нерона, когда им руководили наставники. В 64 г. н.э. произошел возврат к системе Клавдия. Знак «ЕХ S.C.» исчезает с золота и серебра, и император получает монопольное право на выпуск этих монет. В то же время aes
все еще остается под контролем сената, хотя и более тесно координируется с имперскими монетами. В 59 г. н.э. контроль над государственной казной переходит от квесторов к префектам, назначаемым императором. После установления контроля императора над выпуском денег можно было вновь открывать монетный двор в Лугдуне для обеспечения потребностей в aes на Западе (XXXIII, 14). Сенат не имел власти над aes в Галлии, а что касается столицы, то и тут его права оказались чисто номинальными.
Гражданские войны 68 и 69 гг. н.э. нарушили ровное развитие римской денежной системы. Деньги были нужны мятежникам как для жалованья войскам, так и для публичного провозглашения своих программ. Виндекс и Гальба выпускали в Испании и Галлии монеты республиканского характера (XXX, 13, 14). В случае с Виндексом можно обнаружить некоторые черты националистического характера. Гальба, ставший императором после Нерона, чеканил монеты от своего имени в Испании и Галлии (XXX, 16, 17), он также выпускал aes с буквами «S.C.», хотя фактически сенат уже не имел права контроля, и это делалось скорее из вежливости. Клодий Мацер постарался придать достойный характер своему неудавшемуся восстанию в Африке, выпустив монеты как пропретор, подчиняющийся сенату (XX, 12). Мятежные легионы Германии начали в 68 г. н.э. выпускать монеты без изображения императора, возвеличивающие армию и народ. В 69 г. н.э. император Вителлий стал сам выпускать монеты. Но точно не известно, на каких дворах они чеканились. Гальба чеканил монеты, вероятно, в Тарраконе в Испании, и монетный двор вместе с провинцией перешел к Вителлию (XXX, 18; XXXIV, 4). В Галлии Лугдун оставался верным Нерону, и, возможно, один выпуск монет был осуществлен от его имени. Гальба в отместку закрыл монетный двор
и стал чеканить деньги в другом месте — вероятно, в Нарбоне. Император Вителлий вновь открыл монетный двор в Лугдуне и восстановил права города, которые он утратил при Гальбе. И во время смены императоров — Гальбы, Оттона и Вителлия — римский монетный двор продолжал чеканить деньги. Отсутствие выпусков aes Оттона объясняется неприязнью сената к нему как к убийце Гальбы. Находились предлоги для проволочки, и, прежде чем сенат все-таки заставили выпускать aes, Вителлий разгромил Оттона при Бедриаке и стал императором. Армии Испании, Галлии и преторианская гвардия пробовали поучаствовать в «производстве императоров», но не очень успешно. Это удалось легионам Востока, которые воплотили в жизнь пророчество о том, что «правитель мира придет из Иудеи».
Появился Веспасиан, он восстановил стабильность и покой, в которых так нуждалась Римская империя. Веспасиан не стал дожидаться, пока римский монетный двор перейдет в его собственность, и начал чеканить деньги в Антиохии (XXXI, 6, 7), Александрии, Эфесе (XXXI, 4), Византии и других местах (XXXI, 5), а затем, когда стал императором, — в Тарраконе, Лугдуне (XXXI, 1, 2; XXXIV, 5, 7) и в самом Риме. Один небольшой выпуск монет, по-видимому, сделан для армии в Иллирии, но неизвестно, на каком монетном дворе; думают, что в Петовионе, где находился военный совет, но скорее всего в Аквилее (XXXI, 3). Веспасиан не имел намерения сохранить то положение дел с чеканкой, каким оно было в Гражданскую войну (весьма хаотическое), и стал закрывать один за другим монетные дворы в провинциях — в Антиохии в 72 г. н.э., в Эфесе в 74-м, в Тарраконе в 72-м или 73-м, в Лугдуне примерно тогда же. В Лугдуне, как во времена Нерона, возобновилась чеканка aes к концу правления Веспасиана. Он стремился сосредоточить чеканку денег в Риме, это было вызвано тем, что гражданские войны потрясли
основы Империи и мятежники чеканили в Галлии собственные деньги. Веспасиан подавлял местнические тенденции к самостоятельности, пытаясь вернуть Риму его былую власть и славу. Но, стараясь избежать одной опасности, он сталкивался с другой: централизация власти в Риме означала стабилизацию и была эффективна в течение некоторого времени, но она истощала ресурсы государства и угнетала все живое и деятельное в жизни провинций. Был нанесен удар по либеральной политике Цезаря и демократов после него в отношении провинций. Они потеряли привилегии и возможность участвовать в процветании Империи, а когда с течением времени престиж Рима и Италии стал падать, провинции вместе с ними теряли свободу и опять становились подчиненными.
Политика централизации, начатая Веспасианом, продержалась еще век после его смерти. Провинциальные выпуски были очень небольшие и редкие — несколько монет aes Тита и Домициана с монетного двора в Лугдуне (XXXIV, 8), небольшое количество бронзы Траяна с Кипра, редкие серебряные монеты Траяна и Адриана (XXXI, 10, 11) с восточных дворов. Они были скорее исключением, а не правилом. Вся обязанность по выпуску денег легла на два монетных двора —императорский и сенаторский, и мы можем предполагать, что для большей эффективности они были увеличены и разделены на филиалы, но не покидали пределов Рима, который не допускал их размещения в провинциях.
Траян попытался централизовать чеканку серебра на Востоке, создав монетный двор в Цезарее, главном городе Каппадокии, но этот эксперимент прекратился с его смертью. Регулярность в «престолонаследии» и отсутствие претендентов на власть в провинциях облегчали поддерживание монополии на чеканку денег в Риме. После Авидия Кассия, который поднял восстание на Востоке против Марка Аврелия, монет не осталось. Восстание было очень быстро подавлено, но если бы у него был подходящий монетный двор, он бы смог чеканить монеты уже в самом начале узурпации. Гражданские войны, которые последовали за смертью Коммода, очень похожи на те, что были после смерти Нерона. Снова появление претендентов на императорскую власть привело к возрождению чеканки на местных монетных дворах.
Часть II. Империя от Агуста до Диоклетиана. История чеканки монет.
Сообщений 1 страница 6 из 6
Поделиться12012-11-24 09:40:45
Поделиться22012-11-24 09:44:03
Песцений Нигер чеканил золото и серебро в Антиохии (XXXI, 13), Септимий Север — в Иллирии, Малой Азии и Сирии (XXXI, 14). Но Септимий Север, в отличие от Веспасиана, не вернулся тотчас к политике централизации. Будучи провинциалом (с побережья Ливии), он хорошо понимал интересы провинций, а в борьбе с Альбином ему не сочувствовала знать в Риме. Поэтому Север открыл важное отделение монетного двора в Сирии для снабжения деньгами армии в Парфянской войне (XXXI, 16), и хотя в 202 г. н.э. приостановил там выпуск монет и не открыл монетный двор в Британии для ведения там войны, он установил прецедент, о котором не забыли. Период от Севера к Валериану — это переход от системы Веспасиана к системе Диоклетиана. В Риме постоянно работал монетный двор, но и в Антиохии двор не закрывался надолго. Его восстановил Гелиогабал во время боев с Макрином (XXXI, 17), там чеканили монеты для Александра Севера, а позднее — для Гордиана III и Филиппа I (XXXII, 1) во время их восточных кампаний.
Мы встречаем монеты Траяна Деция и Требониана Галла, которые, безусловно, отчеканены на Востоке, хотя неизвестно, в Антиохии или нет, во всяком случае, где-то недалеко от Пропонтиды (ныне Мраморное море) (XXXII, 4). Волнения на Дунае во время правления Гордиана III и Филиппа I Араба, которые были прелюдией к готским войнам, привели к открытию монетного двора на Виминале, выпускавшего наряду с местными aes имперские антонианы (XXXI, 18, 19). Монетный двор попал в руки претендента в императоры Пакация в 248 г. н.э. (XXXII, 2), а после его поражения на нем было выпущено только несколько денариев при Валериане. Однако там никогда не отказывались от намерений чеканить монеты для балканских армий.
С началом правления Валериана начинается переходный период, когда постепенно отмирали старые принципы ранней Империи и проводились первые эксперименты, завершившиеся новым устройством государства при Диоклетиане.
Децентрализация чеканки денег принимала все большие масштабы. К требованию равенства с Италией со стороны провинций, которое нашло выражение в создании Галльской империи, добавились соображения практического характера. После развала императорского монетного двора при Галлиене начала приходить в упадок и местная чеканка. Вследствие этого вся тяжесть снабжения деньгами Империи легла на слабый монетный двор государства, и он не смог с этим справиться.
Появились другие монетные дворы, и возникла необходимость жесткого контроля над ними. Он осуществлялся печатанием знаков опознавания монетного двора и мастерских. В это время сильное искушение заниматься разными злоупотреблениями провоцировалось девальвацией серебра, поэтому старались придумать более строгие и одновременно более удобные средства контроля, чем прежние.
В Антиохии чеканили деньги в период от Валериана до Диоклетиана (XXXII, 16; XXXIII, 6), за исключением перерыва во время оккупации Пальмирина. Второй монетный двор в Триполи (Сирия) открыл Аврелиан. В Кизике чеканили монеты от времени правления Галлие- на или Клавдия до Диоклетиана (XXXII, 9, 16; XXXIII, 8), в Сердике монетный двор открылся при Аврелиане (XXXIII, 2), а может быть, еще при Клавдии. В Виминации чеканили деньги для Валериана и Галлиена, а в конце правления последнего его место заняла Сисция
(XXXIII, 5, 7). Галльская война, которую вел Галлиен, потребовала открытия монетного двора в Лугдуне (XXXI, 5). Галльские императоры чеканили в Лугдуне, Колонье и Могонциаке (?) (XXXII, 12—15).
Когда Аврелиан опять подчинил Галлию, Лугдун вновь стал большим монетным двором (XXXIII, 9), но во время Тацита его место занял соседний Арелат.
Когда Галлиен потерял Галлию, ему понадобился центр для чеканки монет, расположенный не в Риме. Он открыл монетный двор в Медиолане (Северная Италия) для своих армий, находившихся там (XXXII, 11, 7), и он стал вторым по значению после римского. Какое-то время этот двор находился в руках Постума —Авреола, которые объявили провинции независимыми. Аврелиан перевел чеканку монет в Тицин, и монеты выпускались при Таците и Флориане с буквами «Т» или «TI» (XXXIII, 1, 3). В Африке и Испании, не игравших особой роли в военной истории того периода, не было собственных монетных дворов. Исследователи пытались отнести монеты, сделанные в Тицине, к Тарракону, но их аргументы неубедительны.
Против этого говорят следующие соображения:
1. Мы видим, что буква «М» при Аврелиане меняется на «Т» и «TI».
2. Монетный двор в Тицине был почти все время в руках Галлиена и только короткое время — в руках Постума.
3. Монеты этого двора похожи на те, которые находят в кладах Северной Италии.
4. Стиль монет похож на стиль монет Рима и Сисции, а не Лугдуна. Отсутствие испанских дворов объясняется тем, что в этот период Испания не имела важного военного значения. Несомненно, в этот смутный период местные претенденты в императоры старались чеканить деньги от своего имени в провинциях: Квиет (XXXII, 10) и Макриан II чеканили на Востоке, Регалиан — на неизвестном балканском дворе, почти в варварском стиле (XXXII, 11), Сатурнин — в Триполи (?), Караузий — в Ротомаге, Лондинии и Камулодии (XXXIII, 10—12) и Аллект — на двух последних.
Придя к власти, Диоклетиан открыл два новых монетных двора: в Гераклее Фракийской (старый Перинф) и Треверине в Галлии. В 296 г. н.э. он постановил, чтобы вся чеканка монет была распределена среди большого числа дворов, каждый из которых должен был служить нуждам определенного района и ставить свои отличительные знаки. Рим был теперь не самым главным, а лишь одним из центров чеканки.
Но ослабление монополии наступило слишком поздно для независимого роста провинций: вся власть по-прежнему была сосредоточена в руках центрального правительства, и, даже распределив чеканку между местными монетными дворами, оно осуществляло над ними жесткий контроль. Внешне Империя все еще сохраняла единство, но связи между отдельными ее частями уже начали ослабевать.
Поделиться32012-11-24 10:02:34
2. Денежная система на различных стадиях развития.
Август, приняв существовавшую систему, очень разумно приспособил ее к своим нуждам. В последний период Республики золото чеканили по стандарту 40 к фунту. Август привел стандарт ауреуса к соотношению (XXVI, 1) 42 к фунту и определил его стоимость в 25 денариев; он продолжал чеканить денарий по республиканскому стандарту 84 к фунту (XXVI, 4). Довольно часто чеканили золотые монеты в половину стоимости, реже — серебряные и до Веспасиана — лишь на восточных монетных дворах (XXVI, 2, 3). Золотые монеты были необходимы Империи как для престижа, так и для практических целей — расширения торговли и поднятия цен. Потом станет ясно, как мудро поступал Август, поддерживая чистоту серебра. Но его система не избежала слабости всех биметаллических систем — установления постоянного отношения монет двух металлов, которое подвержено колебаниям на свободном рынке. В отношении монет из простых металлов изменения вводить легче. После краха пол-унцевого стандарта в Республике не было твердых правил, и Август должен был ввести новую систему. Вместо одного металла, бронзы, он стал использовать два — латунь, или орихальк («желтую медь»), и чистую медь; первый из них — для сестерция и дупондия, второй — для асса и квадранса (XXVIII, 1, 3, 4). Интересно отметить следующее: 1) сестерций уже не чеканили из серебра; 2) два металла — латунь и медь имели разные стандарты: сестерций весом в 1 унцию основан на теоретическом ассе из латуни весом 1 / 4 унции, а фактический асс из меди весил 2 / 5 унции; 3) единственной фракцией чеканившегося иногда асса был квадранс — исчезли триенс, секстанс и унция. Факт, что сестерций, все еще остававшийся единицей расчета, чеканили из латуни, наводит на мысль, что система Августа была в действительности триметаллической и латунь имела ее истинную рыночную стоимость. Но это звучит не слишком убедительно, потому что соотношение металлов говорит о том, что все деньги из простых металлов являются в какой-то мере условными. Но почему же тогда Август стал использовать два металла вместо того, чтобы выбрать один из них для всех монет из простых металлов? Ответ, видимо, состоит в том, что в солдатском жалованьи оставалась традиция расчета в ассах, равных 1/10, а не 1/16 денария, — медный асс относился к теоретическому латунному ассу в точной пропорции 16:10, и он мог представлять собой старый асс из солдатского жалованья. Август, вводя реформу, имел намерение заменить для армии асс по старому монетному стандарту: мятежные легионы в Паннонии и Германии после его смерти требовали увеличения жалованья как раз на эту величину — денарий вместо 10 ассов в день. Но даже если это и так, проект не был реализован: увеличившийся вес асса сделал его более значительной монетой, к тому же отдавалась дань старой традиции, но это не повлияло на его стоимость на рынке. Медь, из которой чеканили асс, была ниже по стоимости, чем латунь из орихалька, но желательно было использовать оба металла, чтобы отличить дупондий от асса. Обе эти монеты часто чеканили небрежно, не соблюдая правильного веса, и если бы не различия в цвете, их бы часто путали. Кроме того, монеты различали по изображению короны: на дупондии она была лучевой, на ассе —лавровой. Поднятие цен сделало излишним использование мелких фракций асса.
Итак, денежная система выглядела следующим образом:
1 ауреус (122,9 грана = 7,96 г) = 2 5 денариев = 100 сестерциев = 4 00 ассов;
1 золотой квинарий (61,45 грана = 3,98 г) = 12,5 денариев = 50 сестерциев
= 200 ассов;
1 денарий (61,46 грана = 3,99 г) = 4 сестерция = 16 ассов;
1 серебряный квинарий (30,73 грана = 1,995) = 2 сестерция =
8 ассов;
1 сестерций (1 унция, латунь) = 4 асса;
1 дупондий ( 1 / 2 унции, латунь) = 2 асса;
1 асс ( 2 / 5 унции, медь) =1 / 4 сестерция;
1 квадранс (V1 6 унции, медь) = 1 / 4 асса.
Соотношение металлов при чеканке было таким:
золото к серебру — 1:12,5;
серебро к латуни — 1:28;
серебро к меди — 1:45;
латунь к меди — 28:45 (почти 5:8).
Золото и серебро чеканили почти чистыми и очень близкими к стандартному весу. Латунь и медь выпускали небрежнее, т.е. не по тщательно выдерживаемому весу для каждой монеты, а по количеству монет на фунт. Квадранс часто чеканили немного выше нормального веса. Латунь содержит почти 80% меди и 20% цинка, этот сплав получали сначала из Бергомата в Германии, потом — из Мон-Мариана в Испании. Медь чеканили почти чистой.
В период от Августа до Нерона в системе не было никаких изменений. Вес ауреуса постепенно уменьшался, но не по законодательному акту, а на практике. Денарий тоже соответственно уменьшался.
Вес дупондия при Калигуле и Клавдии поднялся до 5 / 8 унции, а сестерция— до 1 и 1/10 унции. Причиной этому было падение рыночной цены латуни, но так как изменение больше по пропорции для дупондия, чем для сестерция, мы усматриваем здесь попытку сделать более четкое различие между дупондием и ассом.
В реформе Нерона можно отметить три основных момента, два из них имели важное значение на длительный срок, а один представляет лишь экспериментальный интерес: 1) ауреус и денарий постепенно уменьшались в весе, первый — до 1/45, второй — до 1 / 9 6 фунта, их отношение оставалось неизменным (XXVI, 5, 6); 2) к серебру стали добавлять до 10% сплавов; 3) была введена чеканка сестерция, дупондия, асса, семисса и квадранса (XXVIII, 5, 7, 8) из орихалька по стандарту асса из 1/4 унции, но вскоре это было отменено в пользу старой системы. Семисс из меди чеканили в половину веса меди асса (XXVIII, 6). Две первые реформы принесли более важные результаты. Хотя уменьшение веса дало временную прибыль в государственную казну, его нельзя осуждать как недальновидное действие правительства, находившегося в трудном положении. В I в. Империи обесценивание денег и увеличение цен достигли наивысшей точки. Золото и серебро постепенно исчезали с денежного рынка из-за торговли с другими странами, главным образом с Востоком, а также из-за того, что они оседали в виде предметов роскоши. Уменьшением веса старались восстановить равновесие и стабилизировать цены. Серебро в провинциях Востока претерпевало такие же изменения в весе.
Девальвация серебра на какое-то время помогла вновь установить рыночное отношение золота и серебра. Но она открыла опасный путь для спасения любого правительства, находящегося в бедственном положении.
Соотношения металлов теперь было таким:
золото к серебру — 1:11,73, или, делая скидку на девальвацию,
приблизительно 1:13;
серебро к латуни — 1:32;
серебро к меди — 1:51.
Отношение латуни к меди оставалось неизменным. В течение почти полутора веков не произошло значительных изменений в этой системе. Старый, более тяжелый ауреус иногда чеканили во время гражданских войн и регулярно — со второго года правления Домициана до второго года правления Траяна. В то же самое время наблюдалось небольшое увеличение веса денария. Шло постепенное снижение чистоты серебра — до 15% примесей при Траяне, 25% — при Марке Аврелии и почти до 40% — при Септимии Севере. Опасность заключалась в том, что об изменении стандарта не заявляли открыто, и серебро имело ценность. Ухудшение чистоты использовалось как легкое средство от инфляции. Расходы государства неуклонно превышали доходы, и оно двигалось к банкротству. Более
тяжелые деньги постепенно шли на переплавку. Находки редко дают монеты более ранние, чем из периода Нерона, а Траян в 107 г. н.э. фактически изъял из обращения все республиканские денарии, которые еще имели хождение. Мы видим семисс эпохи Траяна, отчеканенный на Востоке, крошечную монетку, наверное, унцию эпохи Адриана, сделанную в Риме (?). Во II в. выпускали мелкие монеты (квадранты) для ограниченного хождения в районах копей. Квадранты без изображения головы императора, с буквами «S.C.», вероятно, были выпущены в столице сенатом по каким-то особым случаям. В 215 г. н.э. Каракалла ввел изменения в денежную систему. Он уменьшил вес ауреуса до 1 / 5 0 фунта (XXVI, 9) и стал чеканить помимо денария новую монету с изображением императора в лучистой короне, весящую около 5,18 г. Эта монета известна нам из истории Августа под названием антониан (XXVI, 10). Этот номинал был равен 2 денариям. Правительство, очевидно, хотело увеличить объем денежной массы, так как все время росли государственные расходы, серебро и золото тратились на торговлю с другими странами и, как мы уже указывали, оседали в виде предметов роскоши.
Поделиться42012-11-24 10:16:15
Ухудшение качества серебра уже приняло опасный оборот. Единственная альтернатива —редуцировать вес, и правительство предпочло провести редукцию новой монеты, а не той, что пользовались раньше. Денарий все еще стоил больше как монета, чем как металл, и поэтому не попал в переплавку, но двойной денарий (антониан) принес правительству больше прибыли.
Денарий и антониан не были точно подогнаны друг к другу и не использовались повсеместно наравне друг с другом. В начале своего правления Север Александр перестал чеканить антонианы. Бальбин и Пупиен были вынуждены быстро выпускать деньги в большом количестве для войны с Максимином Фракийцем, поэтому возобновили выпуск антонианов (XXVI, 11), и с этого времени они постепенно заменяют денарии в качестве главной серебряной монеты; после правления Гордиана III денарий и его половина — квинарий — почти не чеканятся. Вес и чистота постепенно ухудшались, пока наконец во время правления Галлиена, когда Валериан попал в персидский плен, а Постум откололся от Империи на Западе, правительство наводнило рынок массой антонианов, которые состояли уже только из биллонного сплава с незначительным содержанием серебра. Это было почти полное банкротство.
Положение было бы менее серьезным, если бы оставались стабильными золотые деньги. Но и вес ауреуса при Александре Севере был редуцирован до 5,83 г, при Филиппе I и Траяне Деции он упал еще ниже — до 4,54 г. В отдельных монетах встречаются очень сильные расхождения в весе и чистоте металла. Стало обычным деление ауреуса на 3 части. Во время правления Требониана Галла мы видим целый ауреус (5,44 г) и монету, равную 2 / 3 ауреуса (3,63 г). Во время правления Валериана и Галлиена была монета, равная 1/3 ауреуса, — триенс Салонина (XXVI, 14). При Галлиене почти пропал стандарт золота. Встречаются золотые монеты любого веса. Насколько мы можем судить, в среднем это был вес 5,05 г для целой монеты, но были фракции, равные 1/3, 2 / з ауреуса и даже 1/10. Галльские императоры пытались поддерживать более высокий стандарт (5,83 г) (XXVII, 3), но при Викторине и Тетрике I он опять упал до 4,54 г. Правительство старалось собирать налоги золотыми и серебряными слитками, а не своими некачественными деньгами.
Мы можем сказать (не вполне уверенно), что ауреус в эти времена равнялся, как и раньше, 25 денариям и, следовательно, 12,5 антонианам.
В период такого хаоса отношение монет друг к другу определялось только на рынке. По-видимому, монеты из простых металлов чеканились в тех же номиналах — сестерций, дупондий, асс. Траян Деций ввел двойной сестерций и возобновил чеканку семисса (XXIX, 1; XXVIII, 9). Орихальк почти совсем вышел из употребления, а дупондий и асс чеканили так небрежно, что их веса перекрывали друг друга и первый можно было ло отличить от второго только по лучистой короне (XXIX, 3). Девальвация денария привела к редукции веса монет из простого металла, однако не в той же пропорции. Мы можем предполагать, что в это время денарий содержал 4 сестерция, 8 дупондиев и 16 ассов.
Аврелиан, восстановивший Империю, сделал попытку реформиро- вать денежную систему и создать основу для упорядоченной коммерческой жизни. Он чеканил золотые монеты более тяжелого стандарта, чем при Галлиене, но с таким нерегулярным весом, что их трудно точно тарифицировать (XXVII, 4). Император выпускал не чисто серебряные монеты, но заменил биллонные Галлиена и Клавдия II монетами более высокого веса, лучшего качества и выработки. Монеты, содержащие только 4% серебра, покрывались тонким слоем его, получаемым погружением в хлористое серебро. Они были похожи на чисто серебряные. Медные деньги он чеканил в небольшом количестве и без решения сената.
Нумизматы тщетно старались найти удовлетворительное объяснение реформе Аврелиана. Если мы рассмотрим проблемы чеканки денег в период с 270 до 296 гг. н.э. в свете того, что происходило до и после этого периода, то приблизимся к правильной оценке этой реформы. Мы не знаем, каков был твердый стандарт золота, пока Диоклетиан не стал выпускать монеты в 1 / 7 0 золотого фунта, помеченные греческой цифрой «0» (XXVII, 8). Чистое серебро чеканил только британский император Караузий со стандартом 3,24 г, и даже у него встречаются плакированные монеты. Основная часть монет делалась из слитков простых металлов, содержащих около 4% серебра. Обычная монета имела лучистую (звездообразную) корону, размер антониана и вес около 3, 89 г. На ней встречаются знаки «XX», «XX.I», «XXI», «КА», «К.А», и все они имеют одно значение — монета является единицей, состоящей из 20 более мелких единиц. Мелкая биллоновая монета, иногда имеющая внизу буквы «VSV», во время правления Аврелиана и Северина весит 2,46 г, а еще более мелкая, которую чеканили его преемники, — 1,62 г. Медь чеканили в трех или четырех номиналах: 19,44 г; 14,9; 7,77-5,83 и 1,94 г.
Аврелиан столкнулся с трудной задачей — вывести монетную систему из той деградации, в которую она погрузилась при императоре Галлиене. Можно определенно сказать, что он очень старался сделать это. Неясно, пытался ли он провести полную реставрацию, выдав свой биллонный антониан за старый антониан Каракаллы, или удовлетворился тем, что придал ему стоимость гораздо ниже первоначальной, но выше той, до которой он упал в самые худшие времена. Мы знаем, что еще до 295 г. н.э. производился расчет в сестерциях; но знак достоинства «XX» на антонианах Аврелиана указывает, что теперь мы имеем дело с десятичной системой вместо деления денария на 16 ассов. В 296 г. н.э. Диоклетиан выпустил новую монету весом 9,72 г, которая равна 20 единицам расчета — «общественным денариям», равным 1/50000 фунта золота. Но он включил в свою систему антонианы Аврелиана в качестве фракции более крупной монеты. «Двадцатка» Аврелиана —это не «двадцатка» Диоклетиана, она несколько меньше, было изменено или достоинство монеты, или единица расчета. У нас есть искушение выбрать последнее, но запись на папирусе заставляет нас выбирать первое (изменение достоинства). Эта запись относится, вероятно, к концу III в. и говорит о редукции «итальянских денег» до половины сестерция. Это несомненное свидетельство изменения стоимости монеты Аврелиана, и если греческое «vovpi/^og» здесь точно означает «сестерций», то в записи говорится о редукции до четверти достоинства.
Попробуем реконструировать систему Аврелиана. Все еще был в ходу расчет в сестерциях, но достоинство денария из-за ассоциации с ухудшенным антонианом (двойным денарием) упало ниже его номинальной стоимости. Аврелиан хотел восстановить деньги, имеющие реальную стоимость, но ему не хватало для этого серебра. Поэтому он совсем отказался от денария и поставил на его место сестерций, его антониан фактически был монетой в 2 сестерция (XXVII, 5) и равен 1/2500 золотого фунта. Эта оценка представляется вероятной, если мы вспомним, что при Каракалле его стоимость упала до этого значения и с тех пор не было никакого официального изменения системы. Второй биллонной монетой Аврелиана будет сам сестерций (XXVII, 6), а буквы «VSV», по всей вероятности, означают слово «usualis» (обычный, повседневный) и отмечают монету как «нормальную» или как единицу расчета. Сестерций делился на 10 либелл, и мы теперь видим, почему Аврелиан делит свою ХХ-монету на 20 частей: они не что иное, как либеллы его нового сестерция. Похожий десятичный расчет мы видим на
греческих медных монетах Южной Малой Азии со знаками достоинства «IB» (12), «IA» и «I» (10 ассарионов, 10). Мы здесь видим переход от старого расчета в ассах к новому в либеллах, и неудивительно, что у греков новая единица стала называться ассарионом (от слова «асс»).
Система Аврелиана выглядит так:
1 фунт = 2500 двойных сестерциев (ХХ-монеты) = 5000 сестерциев
(монеты VSV) = 10 000 мелких биллоновых монет (XXVII, 7) = 50 000 либелл.
Достоинство медных монет нельзя установить со всей очевидностью.
Если (как кажется вероятным) самой мелкой монетой является либелла или квадранс (XXVIII, 11), то другие номиналы будут равны 4, 8 и 10 либелл соответственно: самой крупной монетой Аврелиана будет сестерций, второй по стоимости — дупондий (XXIX, 2), третьей — асс: с десятичным делением сестерция возвращается старое значение асса — 2 / 5 сестерция.
Во время правления Тацита, Кара и Карина мы видим на монетах, более или менее похожих на обычную монету XX, знаки достоинства «I.A», «X.I», «X.I.I», «X.ET.I». Они, вероятно, являются предшественниками реформы Диоклетиана: стоимость монеты будет редуцирована как раз до половины ее тарифа при Аврелиане. Неизвестно, какое достоинство назначил британский император Караузий своим серебряным монетам, но, наверное, что-нибудь вроде 1/1ooo золотого фунта. Ауреусы Диоклетиана, равные 1/70 золотого фунта, не точно входят в систему, которую мы предложили. Возможно, что при некоторой подгонке система будет выглядеть так:
1 золотой фунт = 70 ауреусам = 2520 монетам XX = 50 400 сестерциям (VSV) = 10 080 мелким биллонам = 50 400 либеллам.
Представленная здесь реформа Аврелиана не является абсолютно точной, но она близка к истине. Он не пытался сделать невозможное— восстановить чеканку монет со стоимостью серебра, не имея необходимого металла, а согласился с фактом большого понижения стоимости денег и стал оперировать с меньшей единицей — двойным сестерцием вместо двойного денария. Диоклетиан, восстановив старое достоинство денария с помощью хорошего серебра, смог инкорпорировать систему Аврелиана в свою собственную. Какой бы внушительной ни казалась реформа Диоклетиана, это не коренная перемена, а лишь завершение усилий его предшественников.
Поделиться52012-11-24 10:27:29
3. Организация работы монетного двора.
Как мы уже видели, чеканка монет была разделена между императором и сенатом. Император выпускал золотые и серебряные деньги, сенат — aes. Но иногда император выпускал и aes без знака сенаторского контроля («S.C.»), а после Галлиена фактически захватил и эту область чеканки. Монеты со знаком «S.C.» первоначально чеканились только для Рима и Италии.
Во время правления Нерона они стали иметь хождение на всем Западе; но неизвестно, во всей ли Империи — они встречаются, хотя
и редко, в восточных находках. В начале Империи сенат осуществлял контроль за чеканкой монет, но со времени Нерона и позже решающее слово было за императором.
Монетный двор императора находился под общим контролем главного финансового министра («rationibus»). Особый управляющий двором появился при Траяне. Провинциальные дворы, вероятно, подчинялись прокураторам: специальные управляющие дворов появились там только в III в. н.э. Монетный двор сената управлялся начальниками сенаторской казны, с Нерона и дальше — префектами казны. Коллегия триумвиров существовала еще в начале III в. (это видно по надписям на монетах), но их подписи встречаются лишь на сенаторских деньгах, а не на императорских. Однако имен триумвиров нет на золоте и серебре после 12 г. до н.э., а на aes —после 4 г. до н.э. Сенатский монетный двор Республики находился в храме Юноны Монеты на Капитолии; императорский двор во время правления Траяна находился в пятом районе Рима около терм Траяна. Предполагают, что Домициан поместил два монетных двора в одно здание.
Уменьшение чеканки aes при Нероне в последние годы его правления, может быть, и не было напрямую связано с пожаром в 64 г. н.э., но обусловлено последующей реорганизацией монетного двора, которая не коснулась золота и серебра. Разрушение Капитолия при пожаре в декабре 69 г. н.э. могло повлиять на сенатский монетный двор (если он все еще был в храме Юноны Монеты). Действительно, aes встречается крайне редко в Риме в первый год правления Веспа- сиана, а серебряных и золотых монет много. Большой пожар в 80 г. н.э. при Тите, кажется, коснулся обоих монетных дворов — во всяком случае, мы почти не встречаем монет в Риме, относящихся к последнему году его правления. Домициан в 81 г. н.э. чеканит монеты из всех металлов, но приостанавливает эмиссию aes в 82 г. н.э. и в 83-м возобновляет с новыми изображениями на реверсе, включая Монету Августу. Похоже, что Домициан вначале привел в рабочее состояние императорский монетный двор и временно выпускал на нем aes, затем, после годичного перерыва, вновь открыл сенаторский монетный двор в отдельном здании. Это свидетельствует о том, что дворы работали отдельно.
Мы можем судить об организации монетных дворов лишь на основании немногих надписей, относящихся главным образом к двору при Траяне. На императорском монетном дворе работали свободные граждане и рабы. Работа строилась по принципам военного времени и находилась под надзором «optio et exactor auri argenti et aerus» (блюстителей над золотом, серебром и aes). Этот титул указывает, что снабжение всеми металлами было в одних руках. Работники подразделялись на четыре основных класса:
1. Квалифицированные работники, художники («scalptores»), которые гравировали штемпели.
2. Мастеровые («officinatores»), отделочники («aequatores»), чеканщики
(«malleastores») и подпорщики («suppostores»), которые держали штемпель в нужном положении под молотком. Важным чиновником был сигнатор, связанный непосредственно с процессом чеканки, он, вероятно, следил за выполнением всех операций и был ответственным за помещение на монеты знака эмиссии.
3. Нуммиларии — вероятно, государственные чиновники, обязанностью которых было доставлять новые деньги на рынок, изымать устаревшие монеты, принимать слитки и заменять старые монеты новыми.
4. Казначеи («dispensatores»), которые вели книги учета.
На монетном дворе, вероятно, работали около 200 человек. Надо помнить, что только часть работы выполнялась государственными служащими, а некоторые виды работ делали и частники, например отливку заготовок для монет. Можно предположить, что государственное управление чеканкой окрепло во II и III столетиях.
Очень важен был жесткий контроль над рабочими. Монетный двор был разделен на цеха или мастерские («officinae») во II и III вв., а может быть, и в I. Знаки двора редко появляются на монетах в первые два века, становятся обычными при Галлиене, означают еще и мастерскую, конкретный выпуск, к которому относится монета. Любопытно, что на золотых монетах реже стоят знаки, чем на биллоновых.
Население должно было видеть, что за деньгами, особенно биллоновыми, где часто случались подделки и злоупотребления, ведется контроль.
Ухудшение качества монет могло принимать следующие формы:
1) они могли быть неправильного веса или с другим количеством сплавов; 2) деньги выпускались не на официальных дворах. Это было очень распространено при Аврелиане, а эмиссия денег неофициальными лицами приняла такие размеры при финансисте-мошеннике Фелициссиме, что ее называли «войной монетчиков».
Искушение чиновников нарушать вес и ухудшать качество монет становилось особенно велико, когда само государство подавало дурной пример. Снижение качества золотых монет было не так распространено, как серебряных. Оно началось при Нероне и в III в. достигло огромных размеров, но и в начале Империи правительство не придерживалось стандартов, которые само устанавливало: об этом свидетельствует существование большого количества плакированных монет императоров от Августа до Нерона.
Трудно определить, кто занимался эмиссией денег, так как плакированные (субэратные) монеты зачастую неодинаковы по стилю, изображениям и легендам. С одной стороны, это говорит о том, что они могли быть отчеканены в неофициальных мастерских, с другой — что так могли сделать и на государственном монетном дворе. Мы должны вспомнить, что переплавка донероновских золотых и серебряных монет не коснулась плакированных монет, и не ошибемся, если сделаем вывод— большинство последних являются поддельными, а Август и Тиберий не давали согласия на их эмиссию. Калигула и Клавдий относились к их широкому распространению снисходительно. После Нерона, когда государство открыто снизило качество серебра, уже не было нужды официально выпускать плакированные монеты, поэтому можно уверенно сказать, что они поддельные. Часто они соединяют вместе аверсы и реверсы так, как это не делают на официальных деньгах.
Любопытно, что, несмотря на большой объем государственных денег, стиль монетного двора очень мало менялся на протяжении длительного времени. Это объясняется тем, что хорошую модель точно копировали ученики мастеров или делали одинаковые штемпеля чеканкой с одного рельефного оригинала.
Особое внимание уделялось изображению на аверсе, так как там помещались портреты императоров. Реверсы делались менее тщательно, но и здесь был некоторый прогресс если не в тщательности исполнения, то по крайней мере в концепции. Например, большой размер сестерция позволял делать сложные композиции. Художниками монетного двора были главным образом греки. Рим внес вклад в их искусство тем, что потребовал сконцентрироваться на портретном изображении, а не на абстракции и отражать события, представляющие интерес для народа.
Провинциальное искусство, каким мы его видим на монетах Галлии, Испании и Африки в годы после 68 г. н.э. и на монетах Альбина в Лугдуне, технически весьма слабое, хотя и не лишено амбиций в художественном отношении. Лучшие монеты Галльской империи выполнены на очень высоком уровне, но нет уверенности в том, что они сделаны не в Риме. Монеты Иллирии зачастую очень грубые. Среди монет Востока встречаются очень красивые, например из золота —Августа и эфесские монеты Веспасиана. По монетам видно, что лучшие греческие художники работали в самом Риме. Выработка была довольно однообразна на любом дворе, и это очень помогает в идентификации монет. Даже тогда, когда художественное исполнение отличается по уровню, однообразие букв, размер диска для чеканки и способ чеканки позволяют определить, когда и кем выпущена монета. Однако бывают различия между монетами, сделанными на одном монетном дворе, но в разных мастерских. Недавняя большая находка монет, относящихся к Империи Траяна, очень показательна в этом отношении. Здесь можно уловить разницу в изображении портретов в зависимости от того, в какой мастерской чеканили монеты. Такие
находки дают возможность более детально изучать монеты и точнее определять, на каком монетном дворе они были выпущены, в какой период его работы и в каком из его отделов.
Поделиться62012-11-24 10:35:58
4. Хронология и монетные дворы.
В этот период несколько легче, чем в республиканский, установить хронологию, так как на аверсе обычно изображался правитель, а по деталям его титула можно определить точную дату до года или даже части года. Но есть случаи, когда это сделать очень трудно:
а). На некоторых монетах Империи нет портрета императора. Большинство таких монет относится к периоду гражданских войн 68—69 гг. н.э. Атрибуцию их производят по весу, стилю и аналогии с монетами Гальбы и Вителлия. Анонимный сестерций конца III в. с надписью на аверсе: «GENIVS P.R.», вероятно, относится к междуцарствию перед избранием Тацита.
б). Выпуски в честь членов императорских фамилий часто датируются на основании стиля и исторической вероятности. Асс Агриппы был, конечно, отчеканен много позже его смерти, возможно, Тибери- ем, но скорее всего — Калигулой. Монеты в память об Августе выпускались также позже его смерти Тиберием, Калигулой, Клавдием, Гальбой, Титом и Нервой. Сестерций Британника скорее всего был выпущен во время правления Тита, его друга детства. При датировке часто помогают монеты Александрии.
в). Монеты чеканились в честь императора после его смерти. «Хороший» император обычно обожествлялся, и титул «божественный» ставили на его посмертной монете. «Плохой» император осуждался на «истребление в памяти». Бывали случаи, когда императоры не обожествлялись, но им воздавали почести, выпуская после их смерти монеты.
Калигула отчеканил монету, на которой должен был быть изображен обожествленный Тиберий, но не добавил уточняющую легенду и наконец, уступив давлению сената, поместил портрет Августа. На монетах Испании при императоре Гальбе изображен Август с его прижизненными титулами, а также титулом «divus» («божественный»). Сам Гальба был удостоен почестей со стороны Веспасиана изображением на посмертной монете. Большая серия монет с изображением Адриана была отчеканена Антонином Пием в те месяцы, когда он добивался обожествления Адриана у сопротивлявшегося сената.
Другие подобные монеты (возможно, с портретом Траяна Деция во времяьправления Требониана Галла) еще ожидают исследования.
г). Монеты выпускались также в честь обожествляемых императоров сразу после смерти их, императриц и их родственников. Такие монеты датировать нетрудно. Но и здесь бывают исключения. В честь «божественного Августа» чеканили Калигула, Клавдий, Гальба, Тит,
Домициан и Нерва. «Божественная Августа» (Ливия) изображена на монетах Клавдия и Гальбы. Траян отчеканил целую галерею своих божественных предшественников, и среди них — Тиберий, хотя он не был объявлен таковым. Серия монет с изображением «божественных», относящаяся к середине III в. и приписываемая Филиппу I или Галлиену, теперь с уверенностью отнесена ко времени Траяна Деция, и ее считают частью религиозной политики, направленной на преследование христиан.
Донероновские золотые и серебряные монеты очень редко встречаются после реформы Нерона, республиканские денарии иногда попадаются, но очень редко, после этой же даты. Исключением является военная монета Марка Антония, которая из-за того, что была сделана из простого металла, избежала переплавки и встречается в кладах, относящихся к середине III в. Иногда в кладах монет раннего периода Империи попадаются и галльские, а позже — серебряные из провинций (например, Ликии или Амизии) вместе с римскими. От Нерона до Галлиена серебро хранится в кладах в виде одной серии — монеты Домициана и Нервы, которые были отчеканены по улучшенному нероновскому стандарту, находят редко. В тех же кладах в большом количестве встречаются денарии и антонианы. Находки золота часто охватывают значительные периоды времени, и на них видно постепенное изнашивание монет. Это не подтверждает мнение Моммзена о том, что золото очень быстро вышло из обращения. В находках отсутствуют ауреусы Домициана и Нервы донероновского стандарта.
Aes не часто зарывали в клады до III в., когда снижение качества серебра повысило их относительную стоимость. Ухудшенные биллоновые монеты Галлиена и его преемников в кладах хранились отдельно как от более раннего серебра, так и более позднего «реформированного » биллона Аврелиана. В галльских кладах наряду с ухудшенным галльским биллоном находят такие же римские монеты; этими монетами, имевшими в равной мере ухудшенное качество, пользовались одинаково часто, но в Риме не очень охотно принимали галльские деньги. В кладах обычно находят реформированные монеты Аврелиана без добавления каких-либо других денег.
В большинстве случаев монетные дворы Империи являлись не просто подчиненными филиалами центрального монетного двора в Риме, а независимыми учреждениями со своими традициями. Если не разобраться с ними, мы не получим ясного представления о монетном дворе Рима. Только после более точной атрибуции монет относительно разных монетных дворов мы сможем понять монетную систему Августа. В равной мере мы не разберемся с монетами периода Гражданской войны 68—69 гг. н.э., пока не установим место их производства. Установление монетных дворов Веспасиана иллюстрирует политическую историю. Если мы проследим выпуски монет в
период после Севера в Антиохии и Виминации, то поймем, в каком направлении шло развитие монетной системы.
Классификация монетных дворов — задача не из легких. Здесь, конечно, помогает история. В первые годы Империи мы руководствуемся рассмотрением условий, превалирующих в конце Республики, и изучением общей политики Августа. Позднее, после Нерона, следует изучить движения в провинциях, которые привели к появлению новых императоров. Еще позже, после Септимия Севера, когда установилась чеканка монет в провинциях, необходимо проследить маршруты военных кампаний и рассмотреть проблемы армий. Очень ценным для подтверждения наших выводов является изучение изображений на монетах, полезно сравнить их на медных деньгах провинций и Рима.
Но здесь необходима осторожность: если мы видим, что монета похожа по стилю на провинциальную, это еще не значит, что она была отчеканена там, иногда у них была общая область обращения. Изображения на монетах тоже могут ввести в заблуждение относительно места их производства. Центральный монетный двор в Риме может отметить события, которые важны для провинций, и, наоборот, провинции проигнорируют важные события в Риме. Некоторые исследователи категорически отказываются отнести к Испании целую серию монет периода Августа на том основании, что на них есть ссылки на события в Риме. Это неправильно. У Августа были причины чеканить монеты в провинциях, но не было оснований игнорировать центр Империи. Испанское происхождение этой серии подтверждается особенностями стиля и общими соображениями.
К сожалению, наши знания об имперских монетных дворах далеко не полны. Иногда, установив, что монеты отчеканены не в Риме, мы не можем точно указать, где именно они были сделаны.