И что мы видим на нижней правой лампе-холодное оружие и защиту о него?
Античная история и нумизматика. |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Античная история и нумизматика. » От царей до падения Константинополя. » Гладиаторы.
И что мы видим на нижней правой лампе-холодное оружие и защиту о него?
Ещё одна страничка в толстой книге о гладиаторах-это использование их в качестве личной гвардии и даже палачей. Об этом можно прочитать в "Аналах" Тацита, где он описывает мятеж паннонских легионов во времена переходя власти к Тиберию после смерти Августа. Легионами командовал Юний Блез:
...После этого мятеж разгорается еще сильнее, умножается число его вожаков. Некий Вибулен, рядовой воин, поднявшись перед трибуналом Блеза на плечи окружающих, обратился к возбужденной и напряженно ожидавшей его слов толпе: "Вот вы вернули этим несчастным и неповинным людям свет и дыхание; но кто вернет жизнь моему брату, а мне — брата? Ведь его, направленного к вам германскою армией, дабы сообща обсудить дела, клонящиеся к общему благу, Блез умертвил минувшею ночью руками своих гладиаторов, которых он держит и вооружает на погибель нам, воинам.
гладиаторах-это использование их в качестве личной гвардии
Об этом можно прочесть у Сергеенко М.Е. в книге "Простые люди древней Италии":
...Кроме того, гладиаторы были надежной личной охраной в страшное время конца республики. Лица, захваченные борьбой партий и стремившиеся к власти, держали их именно с этой целью: были они и у Суллы, и у Цезаря, и у Катилины...
и у Цезаря
У Цезаря в его гладиаторской школе было 5 тысяч человек.
Возможно, обнаружена статуэтка женщины-гладиатора.
Альфонсо Манас из Гранадского университета (Испания) обнаружил в Музее искусств и ремёсел Гамбурга (ФРГ) небольшую бронзовую статую, подозрительно похожую на изображение женщины-гладиатора.
Если он прав, это лишь второе подобное произведение, известное науке.
То, что это представительница прекрасного пола, сомнений нет, ибо из одежды на ней лишь набедренная повязка и повязка на левом колене. Её длинные волосы аккуратно уложены.
В поднятой левой руке она держит какой-то предмет. Г-н Манас полагает, что это сика — короткий изогнутый фракийский меч. Этот жест он трактует как салют в честь собственной победы. Женщина смотрит вниз — вероятно, на поверженного противника.
Статуэтка кажется исследователю чрезвычайно реалистичной: быть может, фигурка изображает реального человека. Где и как её нашли, неизвестно.
Редкость подобных изваяний, скорее всего, связана с тем, что женщин-гладиаторов в Древнем Риме было мало. В 200 году император Септимий Север запретил им принимать участие в играх, и в письменных источниках сохранились упоминания в лучшем случае о десятке гладиаторов прекрасного пола. Другое изображение представляет собой рельеф из Галикарнаса (ныне в Британском музее), на котором сражаются две женщины. Появлялись сообщения об обнаружении могил женщин-гладиаторов, но они не нашли поддержки у научного сообщества.
Специалисты, изучавшие фигурку из Гамбурга, пришли к выводу, что это спортсменка, а в руке у неё стригиль — серповидный скребок, которым в античности было принято очищать себя от пота и грязи, предварительно намазавшись маслом (мыла-то не было).
Г-н Манас с этим категорически не согласен. Что за странная манера очищать тело, высоко подняв стригиль над головой и глядя в землю? В то же время поднятый меч — обычная поза победившего гладиатора.
Кроме того, спортсменки в римском мире не выступали топлес. В крайнем случае обнажалась только одна грудь. Напротив, ню изображались рабыни и женщины с низким социальным статусом (а гладиаторы были рабами). Повязка на колене — тоже отличительный признак гладиатора.
Специалист по женщинам-гладиаторам Анна Маккалоу из Университета штата Огайо (США) осторожно соглашается с коллегой: действительно, больше похоже на гладиатора, чем на спортсменку. Правда, непонятно, почему «гладиаторша» изображена без шлема, поножей и других доспехов. Г-н Манас полагает, что скульптор намеренно лишил свою героиню защиты, дабы подчеркнуть её женственность и красивую причёску, а щит она держала в отколовшейся правой руке.
«Нет сомнений, что появление полуобнажённых женщин на арене оказывало эротическое воздействие на зрителей, — продолжает фантазировать горячий испанец. — В таком военизированном обществе, как римское, где оружие было чрезвычайно популярным, но считалось исключительно мужским атрибутом, вид женщин в роли, радикально отличающейся от привычной, и к тому же с открытым телом должен был стимулировать воображение и либидо зрителей».
Г-жа Маккалоу считает, что это уже слишком: «В дошедших до нас текстах женщины-гладиаторы никогда не встречаются в эротическом контексте». Авторы этих литературных памятников просто отмечают, что женщины тоже сражались на арене, сражались жестоко, и зрителям это нравилось.
Если здесь и есть какой-то сексуальный подтекст, то только связанный с низким социальным статусом гладиатора, полагает г-жа Маккалоу. Рабыни воспринимались как доступные женщины — особенно их хозяевами.
гладиаторские состязания (munera gladiatoria) первоначально были похоронными играми, которые устраивались в честь умершего. В Риме впервые их увидели в 264 г. до н э, когда погребение Брута Перы было помянуто на Бычьем рынке сражением трех гладиаторов.
Если сам гладиус заимствован у испанских аборигенов, то можно ли называть гладиаторами первых римских бойцов на похоронных церемониях?
Если сам гладиус заимствован у испанских аборигенов
Нет стопроцентной уверенности, что и само слово "гладиус" и понятие "гладиатор" произошло от испанского меча.
Мы с друзьями решили ролевую замутить по гладиаторам. Можно вашей инфой и картинками воспользоваться?
Мы с друзьями решили ролевую замутить по гладиаторам. Можно вашей инфой и картинками воспользоваться?
Ну, если я скажу "нет", так всё равно же слямзите?
Берите, конечно.
Берите, конечно.
Добрый какой!
Пусть хоть ссыль на наш форум разместят.
Из закромов Метрополитенских ...
Gladiator cup, ca. 50–80 a.d.; Neronian–Early Flavianic
Roman; Found at Montagnole, southern France
Glass
H. 2 7/8 in. (7.3 cm), Diam. 3 1/8 in. (7.9 cm)
Gift of Henry G. Marquand, 1881
Sports cups such as this one, typically depicting scenes of chariot races, gladiatorial battles, and athletes, are sometimes inscribed with the names of those shown, and these inscriptions are almost always in Latin. These cups have been found almost exclusively in the northwestern provinces of the Roman empire such as France, Britain, and Germany, despite the fact that they seem to show people and events known in Italy.
The fighting gladiators on this cup are all named, each with a Latin inscription near his head and identified individually as Gamus, Merops, Calamus, Hermes, Tetraites, Prudes, Spiculus, and Columbus. They form four fighting pairs, and the winner of each battle is clearly discernible. Spiculus stands over a fallen Columbus with his shield outstretched and sword poised; Gamus stands in a similar posture over Merops, who leans on his left shield arm and raises his right sword hand in defense. Calamus and Hermes both stand facing each other, Calamus in the same basic pose demonstrated by Spiculus and Gamus, Hermes with his sword outstretched. Tetraites faces Prudes, who seems to have dropped his shield behind him and has turned away from Tetraites, presumably to retrieve his shield.
The design of this cup is also reminiscent of relief-decorated metalwares typical of the early imperial period, such as two skyphoi (1994.43.1-.2) in the Museum's collection.
Spiculus stands over a fallen Columbus with his shield outstretched and sword poised;
Жаль, я за Колумбуса болел.
Если серьёзно-офигительный артефакт, четыре пары бойцов с именами-это супер!
А что там написано?
А что там написано?
В верхней строке-обрывок слова, "елфинон". Возможно, впереди стояла "Д"?
Сразу скажу-к нижеприведённой статье каждый сам должен вырабатывать собственное отношение, лично я не согласен с некоторыми утверждениями автора статьи, но почитать-интересно!
Антон Евсеев "Мельница мифов: гладиаторы не были рабами", pravda.ru:
Пожалуй, ни об одних бойцах не создавалось столько мифов, как о гладиаторах. И появились эти мифы уже в настоящее время, когда из-за произведений художественной литературы и фильмов, посвященных гладиаторским боям, отважные бойцы римских амфитеатров стали вновь популярны. В этой статье мы рассмотрим самые распространенные заблуждения о гладиаторах.
Следует заметить, что обилие мифов о гладиаторах породило банальное отсутствие достоверной информации об этих отважных бойцах Древнего Рима. Дело в том, что долгое время гладиаторские игры и все, что было с ними связано, не было предметом отдельного изучения историков. Вооружение, жизнь и быт этих бойцов рассматривали лишь как довесок к другим исследованиям — например, отечественные историки занимались гладиаторами только в контексте восстаний римских рабов, в частности, восстания Спартака. Или же им уделялось немного внимания как общему элементу древнеримской культуры массовых зрелищ.
Однако недавно появилось несколько работ, например, "Игры со смертью" немецкого историка М. Юнкельмана или "Гладиаторы" отечественного специалиста по истории оружия К. Носова, в которых феномен гладиаторских игр рассматривается сам по себе. И сразу же выяснилось, что общие представления об этих бойцах в большинстве случаев совершенно неправильны. Именно такие мифы, порожденные неверным толкованием или ориентировкой не на исторические источники, а на произведения художественной литературы, я и хочу рассмотреть. Итак,
Миф первый: традицию состязаний гладиаторов римляне переняли от этрусков
Следует заметить, что подобное заблуждение часто встречается не только в научно-популярных статьях, но и в научных работах. Причем, как это не странно, оно вообще ни на чем не основано — нет никаких свидетельств того, что этруски устраивали что-то подобное. Не сохранилось ни барельефов, ни мозаик, ни письменных свидетельств того, что на территории, контролируемой этрусками, проходили гладиаторские бои. Есть, правда, фреска из этрусской "гробницы Авгуров", изображающая бой человека с собакой, однако это скорее не гладиаторский бой ("мунус", как называли его римляне), а звериная травля ("венацио").
Корни же венацио и мунеры (множественное число от "мунус") весьма различны — первые берут свое начало от подготовки и тренировок охотников. А вот мунера происходит от ритуала погребения — первые гладиаторские игры всегда устраивались над могилой усопшего. Таким образом, они являлись чем-то вроде жертвоприношения духу умершего римлянина (а кроме того, считалось, что погибшие гладиаторы будут его телохранителями на том свете). Таким образом логично предположить, что если римляне что-то и заимствовали от этрусков, так это венацио — бои людей и животных (или животных друг с другом), но никак не гладиаторские игры.
Что касается места возникновения мунеры, то, по мнению многих ученых, эти игры, скорее всего, появились в Кампании. Там найдены самые древние памятники, указывающие на бои гладиаторов, относящиеся к IV веку до нашей эры — в самом Риме первые бои гладиаторов были устроены на сотню лет позже. Кроме того, именно в области проживания кампанцев были найдены самые древние гладиаторские школы. Так что, судя по всему, мунера появилась именно в этой местности.
Миф второй: в основном гладиаторы были рабами
Скорее всего, подобное заблуждение базируется на том, что именно гладиатор Спартак был предводителем крупнейшего в Древнем Риме восстания рабов. При этом упускается из вида тот факт, что сам Спартак не был рабом до того, как попал в гладиаторы. Его определили сражаться на арену после того, как этот отважный фракиец дезертировал из римской армии (а туда он попал как военнопленный — римляне во время Республики часто пополняли войска захваченными в плен воинами противника). То есть Спартака приговорили к боям на арене за преступление.
Вообще, гладиаторов можно было разделить на четыре категории, и в первую войдут военнопленные. Это, без сомнения, самый древний тип гладиаторов, который существовал и во времена Республики, и в эпоху Империи. Во вторую категорию войдут приговоренные к битвам на арене преступники — эта традиция началась в эпоху поздней Республики и продолжалась во время Империи. Третья категория — это рабы, которых тоже стали отдавать в гладиаторы со времен конца Республики. Однако во время Империи таковых в рядах бойцов на арене значительно сократилось — публике не нравилось, что гладиаторы-рабы часто дрались вяло и без энтузиазма.
Следует заметить, что ни для кого из бойцов вышеупомянутых трех категорий теоретически гладиаторство не было пожизненным занятием. Так, каждый боец — и раб, и преступник, и военнопленный получал за выступление деньги (если оставался жив), причем немалые. Гонорар такого бойца равнялся пятой части его рыночной стоимости. То есть через пять удачных боев раб и военнопленный вполне могли выкупиться на волю. А что касается осужденных преступников, то их срок выступления на арене обычно ограничивался пятью годами, после чего такой боец мог спокойно покинуть гладиаторскую казарму.
Более того, достаточно часто гладиатор, принадлежащий к одной из этих трех категорий мог быть отпущен по желанию зрителей после удачного выступления на арене. Или же освобождение ему дарил эдитор (устроитель игр) за проявленное мужество или первоклассное владение оружием. В знак такого освобождения гладиатору выдавали деревянный меч под названием рудис — отсюда и термин "рудиарий", то есть освобожденный от своих обязанностей гладиатор.
Тем не менее этим шансом пользовались далеко не все — имеется немало свидетельств период Империи, когда рудиарии вновь возвращались на арену. Скорее всего, их толкала на это жажда легкого и очень большого заработка — ведь рудиарий получал за каждый бой не менее 12 тысяч сестерциев (для сравнения — на прокорм семьи в течении года у римского крестьянина или ремесленника уходило где-то 500 сестерциев). Но иногда рудиарии вновь оказывались на арене за новые преступления — таков был сирийский гладиатор Фламма, который получал рудис целых четыре раза — и дожил при этом до 30 лет, после чего устроился тренером (римляне называли их "докторами") в гладиаторскую школу.
Но кроме трех вышеперечисленных категорий существовала еще и четвертая — свободные люди, добровольно ушедшие в гладиаторы (ауктораты). Такие появились еще при Республике, однако во времена Империи их количество резко возросло. На некоторых мунера количество аукторатов превосходило число гладиаторов рабов — так, надпись в одном из малоазиатских городов свидетельствует, что на устроенных там в конце I века нашей эры играх на 3-х гладиаторов-рабов приходилось 5 аукторатов.
Интересно, что согласно свидетельствам римских историков, во время Империи в гладиаторы шли не только бедняки, но и дети сенаторов, всадников и богатых торговцев. Бывали случаи, что на арене выступали и императоры, как например, хорошо известный всем Коммод. Кстати, этот император получал за каждое выступление миллион сестерциев — согласитесь, неплохой способ пополнять вечно пустующую римскую казну. Однако в гладиаторы "золотая молодежь" шла не только ради денег — многие делали это для того, чтобы пользоваться успехом у прекрасных дам (гладиаторы всегда нравились женщинам, были даже случаи, когда жены сенаторов и всадников сбегали от своих мужей вместе с этими бойцами) или же из-за нехватки острых ощущений в повседневной жизни (так и напрашивается аналогия с современным увлечением богатых молодых людей экстремальными видами спорта).
Миф третий: гладиаторов на арене заставляли сражаться
Действительно, известны свидетельства современников, говорящие о том, что бойцов на арене принуждали к битве при помощи кнутов и раскаленных железных прутьев. Однако такое применяли только лишь к гладиаторам-преступникам (ноксиям). Профессиональные гладиаторы в понукании не нуждались — они сами с удовольствием вступали в бой, суливший им деньги и славу. Более того, известно, что часто профессионалы жаловались на то, что им приходится редко выступать — дело в том, что гонорар и стоимость профессионала дорого обходились эдиторам, и поэтому они охотнее арендовали у ланист (поставщики бойцов) для представлений новичков.
Кстати, тут следует развенчать еще один миф — крюками с арены тела погибших гладиаторов утаскивали только в тех случаях, когда те были ноксиями, не пережившими своего первого боя. Всех остальных увозили на специальных тележках и после отдавали товарищам по школе, которые хоронили их с честью. В настоящее время известно немало кладбищ гладиаторов при школах, и вид надгробий свидетельствует о том, что эти похороны были, что называется, по первому разряду.
Миф четвертый: жизнь гладиатора была не долгой
На самом деле анализ надгробных надписей свидетельствует о том, что были гладиаторы, которые за свою жизнь провели более сотни боев (рекорд — 158 схваток, и при этом после последней гладиатор остался жив, но вскоре умер от ран). Анализ же известных скелетов гладиаторов показывает, что средняя продолжительность жизни бойца арены равнялась 25-30 годам. Это совпадает со средней продолжительностью жизни всех обитателей Империи того времени — увы, в Риме вообще редко кто доживал до 50-ти лет.
Интересно, что во времена Республики и в начальный период Империи достаточно часто сохраняли жизнь побежденному гладиатору. В среднем из 10 случаев в восьми проигравшему даровали "миссио" (то есть пощаду). Но вот начиная с середины II века до нашей эры уже каждый второй случай проигрыша заканчивался смертью гладиатора по желанию толпы и властей. Однако уже во время правления Диоклетиана (конец III — начало IV века нашей эры) и до самого последнего мунера (404 год нашей эры) смертные приговоры проигравшим вновь выносились достаточно редко — в трех случаях из десяти.
Как видите, в реальности жизнь гладиаторов была совсем не такой, как это представляют себе неспециалисты, прочитавшие роман Р. Джованиоли "Спартак" или посмотревшие фильм Р. Скотта "Гладиатор". Кстати, и в романе, и в фильме имеется множество откровенных ляпов, посвященных гладиаторам — так, доспехов, защищающих торс гладиаторов, которые красочно показаны в фильме Скотта, никогда не существовало. В реальности грудь и живот секуторов, к которым принадлежали герои Р. Кроу и Х. Феникса были почти всегда обнажены — вообще, только у гладиаторов типа провокатор имелась небольшая нагрудная пластина (до солнечного сплетения), а редкие типы гладиаторов арбелас и димахер, сражавшиеся без щитов, одевались в кольчужный доспех, но их-то в фильме как раз и не показали.
А что касается произведения Джованиоли, то стоит только вспомнить одну из начальных глав романа, в который во время диктатуры Суллы (I век до нашей эры) на арене мирмилон дерется с ретиарием, то сразу становиться ясно, что автор "Спартака" имел о гладиаторах самые смутные представления. Дело в том, что такой тип гладиатора, как ретиарий (вооруженный трезубцем, сетью и кинжалом) появился только в начале I века нашей эры, то есть через тридцать лет после того, как восстание Спартака было подавлено. Да и сражались ретиарии в основном не с мирмилонами, а с секуторами, упоминание о которых тоже имеется в первых главах романа, хотя и этот тип гладиаторов появился в то же время, что и ретиарий…
По поводу первого пункта: происхождение традиции гладиаторских боев от этрусков не исключается тем фактом, что эти игры происходят из Кампании - ведь, как известно, Кампания долгое время находилась в сфере влияния этрусков.
Вы здесь » Античная история и нумизматика. » От царей до падения Константинополя. » Гладиаторы.