Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



    Гладиаторы.

    Сообщений 1 страница 20 из 242

    1

    Занесенные в Лациум из Этурии и Кампании гладиаторские состязания (munera gladiatoria) первоначально были похоронными играми, которые устраивались в честь умершего. В Риме впервые их увидели в 264 г. до н э, когда погребение Брута Перы было помянуто на Бычьем рынке сражением трех гладиаторов. (В источниках, в данном случае именовавшихся munera bustarii).
    Пример этот вскоре нашел подражание, причем число гладиаторов постоянно увеличивалось. Вторично о гладиаторских играх мы услышим только полвека спустя, в 215 г. до н.э. в память М. Эмилия Лепида, дважды консула и авгура, трое сыновей его дали на Форуме погребальные игры (ludi funebres); они продолжались три дня и выступало на них двадцать две пары гладиаторов. Это название "погребальные игры" определяет первоначальный характер гладиаторских боев (так же как и другое название их: minus – "долг", "обязанность"): они часть поминок; устраивают их в память о дорогом умершем люди к нему близкие. Только в 105 г. до н.э. они введены в число публичных зрелищ, об устроении которых обязаны были заботиться магистры. Это не исключало, однако, права частных лиц устраивать их в качестве тризны. Цезарь дал их в память своего отца в 65 г. до н.э. и своей дочери Юлии – в 45 г. (такая честь женщине оказана была впервые), Август в 6 г. до н.э. – в память своего зятя и одного из лучших своих помощников, Агриппы.
    С этого времени они упорядоченные законными постановлениями составляют почти регулярную часть программы римских празднеств. Во времена императоров число гладиаторов выступавших в течение одного года, измерялось тысячами. В республиканское время довольствовались тем, что на какой-нибудь площади города устраивались деревянные трибуны для зрителей. В 29 г до н э Статилий Тавр построил в Риме первый постоянный каменный театр по образцу таких же построек в Кампаньи, где гладиаторское дело достигло высокого уровня.
    При большой популярности этих игр с течением времени почти все города в Римской империи и провинциях получили свой амфитеатр. Сохранились многочисленные остатки, в особенности: арена в Вероне, арена в городах южной Франции, арена в Ниме. Но все эти постройки превзошел своей грандиозностью построенный императорами дома Флавия - Колизей (Colloseum) в Риме.

    Отредактировано Centurion (2011-04-30 08:21:19)

    +1

    2

    О предстоящих играх сообщалось с помощью объявлений, делавшихся охрой на беленых стенах. В Риме сохранилась одна такая надпись на стене, гласящая «Если позволит погода, 30 пар гладиаторов, подготовленных А. Клодием Флакком, вместе с запасными бойцами, если кто-то будет убит слишком быстро, проведут бои 1, 2 и 3 мая. После боев последуют сцены охоты на диких животных. Будет сражаться знаменитый Парис! Ура Парису! Ура щедрому Флакку, стремящемуся к дуумвирату!» Ниже имелась подпись: «Написано Марком при свете луны». Подобный обычай был распространен по всей империи, На стенах Помпеев сохранились объявления об играх, организованных Лукрецием Сатрием.
    Вместимость амфитеатра в Помпеях достигала 20000 человек, что достаточно много для сравнительно небольшого города. Бои посещали и приезжие, о чем свидетельствуют надписи на камнях амфитеатра. Войдя в амфитеатр, зрители могли приобрести различные сувениры. В качестве входных билетов служили костяные или глиняные пластинки-тессеры. Тессеры распространялись бесплатно за несколько недель до начала боев.
    Рассаживали публику по местам особые служители — локарии.
    Для состоятельных граждан имелись сидячие места. Для плебса имелись стоячие трибуны. В Колизее имелась и галерка, где собирались самые бедные зрители. Занять надлежащее своему статусу место было делом чести.
    В туннелях, ведущих на трибуны, хозяйничали различные «предприниматели» от торговцев съестным до проституток. По мере продвижения программы возбуждение публики росло. Классические писатели описывают рев возбужденной толпы как «рев шторма». Среди зрителей на трибунах также толклись торговцы, предлагавшие еду, флаги и списки гладиаторов. По этим спискам заключались пари. Овидий говорит, что попросить почитать программку у соседки считалось благовидным предлогом для знакомства с девушкой. Впрочем, при Августе для женщин выделили отдельные места. Передние ряды занимали сенаторы, солдаты, женатые мужчины, а также ученики с учителями. Женщин отсадили на верхние ряды.
    Над трибунами растягивался тент, поддерживаемый стойками по периметру амфитеатра. Изображение амфитеатра с тентом имеется в Помпеях. Археологи долгое время спорили о том, какую конструкцию имела система поддержки тента. Недавно удалось установить, что тент поддерживала система уравновешенных рычагов и наружных блоков. Тент делался из шерсти, холстина была слишком тяжелой. Тент, растягиваемый над Колизеем был выкрашен охрой. Солнечные лучи, пробиваясь через колыхающийся на ветру тент, играли на песке арены.
    Тент был очень удобной вещью. Однажды над Колизеем не растянули тент. Среди зрителей, по соображениям безопасности запертых на трибунах, было отмечено множество солнечных ударов. Кроме тента прохладу на трибунах создавали фонтаны-спарсионы.
    Для арены использовался песок определенного сорта. Говорят, что Нерон хотел посыпать арену золотой пылью, чтобы поверхность играла бликами. Но это не так. В действительности Нерон и Калигула любили цветной песок, используя зеленовато-синий и красноватый песок, содержащий ртутную киноварь.
    Зрители занимали свои места и игры начинались. Сначала выходили преконы — глашатаи, которые объявляли программу боев. Затем появлялись гладиаторы и венаторы. Они выезжали на арену на колесницах или повозках. В зависимости от финансирования эдиторы обставляли выход гладиаторов с различной степенью экстравагантности. Например, вместо коней могли использовать зебр.
    И всё это-под музыку, использовался даже водяной орган.

    Отредактировано Centurion (2011-04-30 08:33:48)

    0

    3

    Если для конных состязаний в цирке (ludi circeneses) образцом послужили бега на греческих ипподромах, то кровавые зрелища амфитеатра (munera) возникли на италийской почве. Они распадаются на три основных вида: гладиаторские игры, травли зверей и сражения на кораблях.
    Травля зверей.
    Впервые в 186 г. до н.э. "устроена была охота на львов и пантер" М. Фульвием Нобилиором. При империи эти травли достигли грандиозных размеров; на тех, которые давал Август, одних львов и пантер было убито около трех с половиною тысяч, на играх, устроенных Траяном в 107 г., – 11 тысяч. В Риме одна из императорских гладиаторских школ – "Утренняя" – готовила специалистов-охотников. Иногда на растерзание зверям бросали преступников; жестокость этой казни еще усугублялась неким театральным ее оформлением. Страбон, например, рассказывает, как был казнен на его глазах в Риме предводитель восставших рабов Селур, которого называли "сыном Этны": был сооружен высокий помост, на который, будто на Этну, взвели Селура; помост вдруг рухнул и развалился, и несчастный упал прямо в клетку с дикими зверями, поставленную под помостом. Разбойника Лавреола распяли на кресте и напустили на него медведя; другого заставили  играть роль Муция Сцеволы и положить руку на пылающий очаг.
    Под местами для зрителей помещалось большое количество просторных клеток, из которых выбегали звери, как только были удаляемы тяжелые железные решетки. Для защиты зрителей от нападений диких зверей, места для сидения в цирке были отделены от арены довольно широкой канавой с водой (euripus). Гладкие, легко поворачивающиеся валики, помещенные на верхнем краю внутренней каменной ограды, предназначены были для того, чтобы вскочившие на нее животные скатывались назад. Если животные недостаточно были воинственны, то для их раздражения хлопали кнутами и ранили их шипами и зажженными стрелами, как это делается ныне еще на испанском бое быков, которые ведь и является пережитком тех грубых развлечений.
    В первое время ограничивались выведением таких животных, которые водились в Италии и провинции в Африки, - значит в Карфагенской области. Вместе с громадным пространством империи росла однако и жажда увидеть в кровавой борьбе животных из отдаленнейших стран. В Рим привозились слоны, бегемоты, носороги и зубры. Львы, пантеры, леопарды, медведи и вепри были чем-то весьма обыкновенным. В борьбе должны были участвовать даже мирные по природе животные, как то: олени, козули, обезьяны, жирафы и страусы. Количество животных, хранившихся для игр в особых зверинцах (vivaria), было изумительно.
    Главной поставщицей диких зверей была Африка, и привозили их оттуда во множестве. Существовало какое-то старинное сенатское постановление, налагавшее запрет на этот ввоз, но для травли (которую до постройки амфитеатра устраивали в цирке) сделано было исключение. М. Эмилий Скавр, будучи курульным эдилом (58 г. до н.э.), "вывел" 150 пантер или леопардов, Помпей – 410, а Август – 420 . Сулла выпустил 120 "львов с гривами", т.е. самцов ; они не были связаны, и охотники, которых Сулле прислал мавританский царь Бокх, устроили на них настоящую охоту.

    0

    4

    Когда молодой дуумвир Авл Умбриций Скавр умер, "городская община постановила воздвигнуть ему на форуме конную статую, выдать две тысячи сестерций на похороны и отвести место для надгробного памятника". На поминках отец - крупнейший производитель гарума в Помпеях - устроил гладиаторские игры. Прекрасный рельеф на надгробном монументе Скавра, расположенном в некрополе у Геркуланских ворот (Porta Ercolano. Tomba di Umbricio Scauro), запечатлел эти игры. Однако, к сожалению, до нашего времени фриз не сохранился и известен лишь по рисункам XIX столетия.
    Рельефы Скавра дают также изображение звериной травли ("охоты" - "venatio"), которую в добавление к гладиаторским играм обещают обычно помпейские объявления. Видов ее было несколько: иногда стравливали зверей разной породы; в нашем амфитеатре изображена, например, схватка быка с молосским догом, а на рельефах Скавра - антилопа, загнанная собаками, и дикий кабан, ими преследуемый. Чаще, однако, противником зверя выступал бестиарий ("bestia" - "зверь") - гладиатор, специально обученный борьбе со зверем. В Риме для них существовала особая школа. На памятнике Скавра изображено несколько таких бестиариев: один идет на медведя, дразня его лоскутом материи (обстоятельство, позволяющее довольно точно определить время наших рельефов: прием этот вошел в практику арены только при императоре Клавдии); другой же одолел медведя и вонзает в грудь упавшего зверя копье. Особенно выразительна следующая фигура: рослый юноша в одной рубахе, перехваченной поясом, изумленно разводит руками: настоящий предок испанских матадоров, он нанес мастерской удар огромному быку; копье, направленное в грудь, вышло насквозь, но пораженный на смерть бык не рухнул тут же, а пронесся, обливаясь кровью, мимо победителя.
    Звери в амфитеатре иногда выступали в роли палачей: им отдавали на растерзание преступников, осужденных на смертную казнь. Выпускали их совершенно безоружными или давали в руки легкое копье. Совершенно обнаженный человек, поразивший таким копьем волка и теперь беспомощно, словно моля о пощаде, протягивающий руку к несущемуся на него дикому кабану, изображает, по-видимому, такого преступника. На рельефе повыше лев и тигр кидаются бежать в разные стороны от такого же обнаженного человека. Что означает это изображение, остается для нас загадкой*".

    0

    5

    Навмахия.
    Представлять морские сражения с максимальным правдоподобием на особо вырытых, со всех сторон легко обозримых бассейнах - это, конечно, гениальная идея.  Ибо правдоподобие в подражании заходило так далеко, что не только без колебаний потоплялись дорогие корабли, но и беспощадно избивался экипаж, как в настоящем бою. Первый, кому пришла в голову эта мысль, был не кто иной, как  Г. Юлий Цезарь.
    На своих триумфальных играх в 46 г. до Р.Х. он велел для этой цели вырыть на Марсовом поле озеро и устроил на нем сражение между египетским и финикийским флотом, состоявшим из двух-, трех- и четырехпалубных кораблей, с экипажем в 1 000 морских солдат и 2 000 гребцов. И Август дал навмахию, для которой послужила образцом морская битва при Саламине,  число участвующих доходило до 3000. Но самый грандиозный корабельный бой подобнаго рода, которому и позднее не было равнаго, устроил император Клавдий в 52 г. по Р.Х. на Фуцинском озере. Всплывший из воды серебряный тритон дал на своей bucina знак к началу боя сицилийскому и родосскому флотам, которые состояли каждый из 50 кораблей и вместе имели экипаж в 19 000 (!!!) обреченных на смерть людей. Берега озера заняты были войсками, для того чтобы не бежал ни один человек из экипажа или чтобы не было сделано, пожалуй, попытки общего освобождения. За кольцеобразной цепью воинов сидела или стояла необозримая масса зрителей, частью издалека явившихся на это редкое зрелище. При больших размерах водной поверхности, допускавших широкое движение кораблей, получилось в самом деле впечатление настоящей морской битвы. По сообщению Тацита, экипаж, хотя и состоял из простых преступников, сражался все-таки с истым геройством; лишь после обильного кровопролития положен был конец резне. Тит воспользовался озером Августа для праздника, устроенного им в 80 г. Предварительно оно было покрыто помостом для боя гладиаторов, звериного боя и бега на колесницах, а потом было представлено сражение между афинянами и сиракузцами. Домициан устроил новую навмахию в ватиканском квартале для морского сражения, которое, по словам Марциала, далеко превышало своим великолепием игры Клавдия.

    0

    6

    Для того, чтобы перейти непосредственно к боям гладиаторов, необходимо рассмотреть различия гладиаторов в вооружении и тактике боя. Короче, типы гладиаторов.

    +1

    7

    Centurion
    Хорошая тема! И радует, что картинки аутентичные, а не современные рисунки реконструкторов.
    Касаемо сабжа-римляне в своём постулате хлеба и зрелищ зашли слишком далеко по части зрелищ. С одной стороны, осуждая этрусков, что те когда-то пленённых римлян в жертву принесли, сами римляне в искусстве убивать на потеху публике оставили позади себя самых кровожадных язычников.
    Начиналось с ритуальных боёв, затем приобщили военнопленных, затем рабов и преступников, а также обанкротившихся квиритов-а закончилось всё христианами при Нероне и безногими  калеками при Коммоде. Ну, и в промежутках между основными блюдами-закуски в виде тысяч и тысяч самых экзотических животных со всей Ойкумены (однажды даже белых медведей задействовали).
    В результате, такая хорошо выдрессированная машина для убийств, как гладиаторская братия, в один не совсем приятный день (для Рима) ввергла Италию в хаос и квиритам во главе с лучшими полководцами Рима ой как пришлось постараться, дабы обуздать восставших...(зато плотникам, изготовителям крестов для распятия, работы подвалило).  :hobo:

    0

    8

    Да!Спартак тогда стал чемпионом!Ненадолго правда.

    0

    9

    djjj написал(а):

    Да!Спартак тогда стал чемпионом!Ненадолго правда.

    А я ещё удивлялся во время просмотра сериала "Спартак. Кровь и песок"-откуда в фильме такие имена-Крикс и Эномай? А это, оказывается, два корефана Спартака из гладиаторской школы в Капуе, которые втроём возглавили бежавший отряд гладиаторов,  так что-герои сериала с именами реально существовавших людей.

    0

    10

    Сказка об Андрокле и льве.
    Геллий и Элиан,писатели конца II-го века,рассказывают однузабавную историю,ставшую свидетельством непредсказуемого поведения животных во время травли и исполнения приговора путём отдачи на расстерзание диким зверям.История была такова.Андрокл был рабомодного жестокого африканского проконсула.Спасаясь от наказания,он бежал в пустыню,где встретил льва,который занозил лапу и страдал от сильных болей.Андрокл набрался мужества и вытащил ту занозу,за,что заслужил доверие и дружбу хищного животного.Но спустя некоторое время Андрокла схватили солдаты и за его преступление,побег от хозяина он был приговорён к смерти и отдан на растерзание диким зверям.Казнь должна была состояться время гладиаторских игр организованных августом в Большом цирке в Риме.По велению случая Андрокл оказался перед когда то вылеченным львом,и лев не только пощадил его ,но и защищал от нападения других животных.Публика,изумлённая подобным поведением ,подняла шум,начала роптать и задаваться вопросом как же так и почему.Тогда сам император вызвал осужденного и повелел рассказать ему его историю.Трогательная история дружбы так взволновала императора,что он не только освободил и помиловал Андрокла ,но и отдал ему в дар льва,освободив их от жестокой смерти на арене.

    0

    11

    djjj написал(а):

    Сказка об Андрокле и льве.

    Ключевое слово-"сказка".  :glasses:

    djjj написал(а):

    взволновала императора

    Тиберия.

    0

    12

    В книжке написано Августом.Я в своем предыдущем посте написал его с маленькоц буквы.Щас Исправлю.Ха-Ха!А кнопочки редактировать там уже нет!Только в последнем сообщении.

    Отредактировано djjj (2011-04-30 12:39:02)

    0

    13

    djjj написал(а):

    В книжке написано Августом.

    Да не важно, Августом или другим. Сюжет прикольный, но верится только в том случае, если лев, пришедший с раненной лапой с Андроклу, был действительно раньше в цирке. Иначе, как бы он позволил Андроклу жить с ним в одной пещере 3 года?
    Вообщем, рождественская сказочка... :D

    0

    14

    Дед Мороз тоже сказка,но до определённого возразта люди в него верят,а потом делают вид,что верят.Так,что рождественская сказка нетак уж и плохо.

    0

    15

    О, уже успели нафлудить!  :tomato:

    Итак, типы гладиаторов:
    Начнём с самых известных- Ретиарии-(«бойцы с сетью») бились или совершенно обнаженными, или одетыми в тунику; их тело защищали лишь широкий пояс и кожаные (металлические) нарукавник и наплечник на левой руке; их оружием были сеть (rete), которую они должны были набросить на голову противника, трезубец и книжал. Позднее в экипировку были добавлены латы, закрывавшие шею и нижнюю часть лица.

    0

    16

    Опломахи или Самниты.
    Тяжеловооруженные и полностью экипированные войны, по образцу греческих гоплитов. Шлем украшался изображением грифона, так же в защитное вооружение входили поножья, круглый щит, нагрудная броня и наручи. Обычно самниты носили продолговатый щит, шлем с забралом и высоким гребнем, короткий меч, нарукавник на правой руке и наколенник на левой ноге.
    Сражались против Mirmillones или Thraces. Фракийцы использовали фракийские круглые щиты (parma) и длинные изогнутые кинжалы (sica). Фракийский шлем легко определить по клюву гриффона на гребне. Известны по меньшей мере два фракийских шлема. Один находится в коллекции Неаполитанского музея античности, а другой экспонируется в Кастель Сан-Анджело в Риме. Шлем изготавливался из одного куска бронзы. К чашке шлема пристыковывались поля, точнее сваривались горячим способом. Поля имели выгнутую форму, обеспечивающую повышенную жесткость. Две лицевые пластины подвешивались в районе ушей. Глазницы закрывали решетками из бронзы. Решетки имели девять отверстий. Реконструкция показывает, что шлем обеспечивал неплохой обзор вперед и вентиляцию, но сильно ограничивал боковое зрение, что было большим недостатком при групповых сражениях. Забрало, доходившее до горла, обеспечивало неплохую защиту шеи от рубящих ударов.
    Наиболее характерной чертой во внешнем облике фракийца был гриффон на гребне шлема. Обнаруженный в Геркулануме детальный рисунок «парадного» шлема мирмиллона показывает, что шлем имел небольшие кольца по бокам гребня, в которые вставлялись перья страуса и других экзотических птиц. Подобные детали присутствовали не только у мирмиллонов, но и у фракийцев. Небольшие перышки вставлялись в трубки, укрепленные в районе висков.
    Mirmillones ( murmillones): Носили шлем со стилизованным изображением рыбы и фехтовальный рукав (manica).Вооружены были мечом и длинным галльским щитом. Мирмиллон оснащен большим имперским скутумом и обычным гладием. Меч подвязан к запястью бойца. Он был единственным его оружием и потеря меча означала проигрыш боя. На ногах мирмиллона были толстые бахилы, какие можно увидеть на ряде скульптур того времени. Треугольный набедренник - сублигакулюм поддет под пояс и завязан узлом спереди. Набедренник имел треугольную форму, два конца завязывались на поясе, а третий проходил между ног и заправлялся за узел. Широкий поясной ремень-балтей зашнуровывался на спине.
    Название «мирмиллон» происходит о слова mormylos — морская рыба.
    Шлемы мирмиллонов обнаружены в Геркулануме и Помпеях. По своей общей конструкции они напоминают шлемы фракийцев. Шлем мирмиллона, экспонирующийся в Берлине, имеет значительные особенности в конструкции и отделке. Новый шлем, повидимому, был начищен до блеска. Его поверхность украшали серебряные инкрустации в форме квадратов. На арене под лучами солнца такая отделка имитировала рыбью чешую. Экипировка мирмиллона также включала в себя пару поножей, гладких, но также отделанных серебряной «чешуей». Также имелись различные варианты бронзовых шлемов. Один из известных шлемов украшен серебряной инкрустацией, имитирующей рыбью чешую. Гребень шлема украшен изображениями римского апофеоза. Имелись определенные вариации в конструкции шлема. В частности у мирмиллона на шлеме имелся широкий назатыльник, тогда как у фракийца акцент делался на гребне.
    На картинке-бой самнита и фракийца:

    0

    17

    Centurion
    Есть инфа о женщинах-гладиаторах?

    0

    18

    Приветствие вошедшее в историю.
    Самое большое недоразумение,связанное с миром гладиаторов,случилось с ритуальной фразой Ave Caecar,morituri te salutant(Здравствуй цезарь,идущие на смерть приветствуют тебя).Эта фраза встречается в книгах и фильмах о гладиаторах.В действительности ,эта фраза была произнесена лиш однажды,по случаю грандиозного морского сражения-навмахии,устроенным императором Клавдием на Фуцинском озере.Как вспоминает Светоний(Божественный Клавдий ,21,13),все 19000  приговоренных к смерти обратились с этим приветствием к императору и в ответ тот  добавил:(Aut non!),А может нет!.Двусмысленность ответа была тут же воспринята как обещание помиловать.Окрылённые надеждой приговорённые тут же побросали оружие,а выйти из затруднительного положения из-за неосторожной реплики императора и заставить приговорённых возобновить игры  удалось только после вмешательсва войска и угроз Клавдия.

    0

    19

    djjj написал(а):

    в ответ тот  добавил:(Aut non!)

    Да, там заварушка хорошая случилась!
    А фраза пошла в массы... :D

    0

    20

    Купил себе книжицу Фабрицио Паолуччи "Гладиаторы.Обреченные на смерть"  прочитал за 2 вечера,реально познавательно и интерестно,кроме того илюстрирована  как выразилась Непростая ,аутентичными илюстрациями.

    0